Речевая практика 1 класс

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями
и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с
изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и
дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в
общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении
Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и
родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в
части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и

оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января
2027 г.;
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. №
20-Д;
11. Локальные акты образовательного учреждения.
Цели и задачи образования
Цель: развитие речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью как способности
использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Основные задачи:
 учить школьников понимать и чётко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе
выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу;
 развивать интонационную выразительность речи детей, совершенствовать их лексику, грамматический строй
речи, формировать простейшие умения в части построения связного монологического высказывания.
Основные направления коррекционной работы:
 Развитие зрительного восприятия и узнавания;
 Развитие пространственных представлений и ориентации;
 Развитие основных мыслительных операций;
 Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
 Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
 Обогащение словаря.
Общая характеристика учебного предмета
Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей обучающихся, тесной
преемственности между уроками логопедии, обучения грамоте и развитием речи.

3

В программе предусмотрены практические и теоретические занятия. Теоретические занятия направлены на
получение обучающимися знаний в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практические занятия
способствуют переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному
использованию речевых средств с учетом требований ситуации и контекста. На практических занятиях
предусматривается организация и систематическое наблюдение за разнообразными языковыми явлениями; реализация
речевых средств на основе развития мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления,
психических процессов - восприятия, внимания, памяти.
Методы реализации поставленных задач:
1. По способам подачи речевого материала:
 репродуктивный (выполнение системы упражнений);
 проблемное изложение (объяснение материала для расширения проблемной ситуации, логические
упражнения);
 частично-поисковый (творческое использование речевых средств, алгоритмизация, конструктивные
упражнения);
2. По источнику знаний:
 практические (упражнения тренировочные, подражательно-исполнительские, коррекционные, творческие;
игры дидактические, сюжетно-ролевые, деловые; моделирование; функциональные тренировки для дыхания, голоса,
органов артикуляции, мелкой и общей моторики; работа с учебной и справочной литературой);
 наглядные (графические, символические, иллюстративные, натуральные);
 словесные (слово, рассказ логопеда, беседа сообщающая, эвристическая, воспроизводящая); анализ речи:
фонетический, морфологический, синтаксический разборы.
Место учебного предмета в учебном плане
Образовательная область: язык и речевая практика.
Предмет «Речевая практика». Согласно учебного плана КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», реализующего адаптированные общеобразовательные программы для
обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, получающих образование по индивидуальному плану
на дому, курс по учебному предмету рассчитан на 2 часа в неделю, 66 часов в год.

4

Планируемые результаты
Личностные:
 самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, столовую, кабинеты
специалистов, педагогов дополнительного образования и т.п.);
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных
результатов обучения в дополнительном классе – умение здороваться и прощаться, отвечать на вопросы собеседника
и т.д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);
 проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нём, практическое понимание
своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, обучающийся, одноклассник и т.д.); отражение в повседневном
общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения,
предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;
 проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных,
жестово-мимических умений, использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни);
 положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому
труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.
Предметные результаты:
 выполнять простые задания по словесной инструкции;
 называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
 внятно выражать свои просьбы; употреблять «вежливые» слова;
 правильно здороваться и прощаться;
 знать и называть свои имя и фамилию, имена товарищей по классу, ближайших родственников, имя и отчество
учителя;
 слушать небольшую по объему сказку или рассказ, отвечать на вопросы, с опорой на наглядные средства.
АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ.

5

Уровни овладения предметными результатами
Достаточный уровень
 выражать свои просьбы, желания самостоятельно;
 сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес с помощью учителя;
 участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями с
помощью учителя;
 слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с помощью учителя.

Минимальный уровень
 выражать свои просьбы, желания с помощью учителя;
 сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес с помощью учителя;
 участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями с
помощью учителя;
 слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с помощью учителя;
 с помощью учителя участвовать в беседе на темы.

Характеристика обучающихся с учётом уровня овладения предметными результатам
Достаточный уровень. Обучающиеся выполнять задания по словесной инструкции; называют предметы и
действия, соотносят их с картинками; внятно выражают просьбы, употребляют «вежливые» слова; соблюдают
правила речевого этикета при встрече и прощании; сообщают свое имя и фамилию, имена и отчества учителей,
воспитателей, имена ближайших родственников; рассказывают, как можно дойти или доехать до школы; слушают
небольшую сказку или рассказ; отвечают на вопросы, опираясь на наглядные средства.
Минимальный уровень. Обучающиеся выполняют элементарные задания по словесной инструкции учителя;
называют предметы и соотносят их с картинками; употребляют «вежливые» слова при обращении к другим людям;
правильно здороваются при встрече и прощаются при расставании; сообщают свое имя и фамилию, имена и отчества
учителей.
Является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным
предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если
обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству
учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) школа может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на
АООП (вариант 2).
Содержание учебного предмета
1 класс
Аудирование и понимание речи

6

Выполнение простых поручений по заданию учителя (одночленная инструкция): сядь за парту; положи книгу на
парту; помоги вытереть доску и т.д.
Слушание и отчетливое воспроизведение звуков, слогов и слов, данных в рифмованной форме: у-у-у – в гору
санки я везу, я-я-я – вот моя семья, са-са-са – в нос ужалила оса и т.д. (все рифмованные строчки проговариваются с
опорой на картинку).
Выбор из двух картинок той, которая соответствует высказыванию: У Лены шар. - У Риты шары.; Маша качает
куклу. - Маша одевает куклу.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя с опорой на наглядность. Выбор картинок после
окончания сказки или рассказа по заданию учителя, например, «Покажи на картинке, кого первым встретил Колобок».
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание и
произнесение чистоговорок одновременно с учителем (сопряженно).
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен.
Перечисление предметов (от 2 до 3) на одном выдохе с обязательным указанием на эти предметы. Упражнения на
произнесение слов, коротких стихотворений в сопровождении движений.
Практическое различение громкой и тихой речи. Игровые упражнения с подражанием голосам животных
(пищит мышка, рычит собака). Разучивание детских стихотворений, потешек, мини-диалогов с голоса учителя с
последующим воспроизведением в играх-драматизациях.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени, по имени и отчеству. Ласковые
обращения. Грубые и негрубые обращения.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Ответные
реплики в диалоге знакомства («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата
(взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью
обращения по имени и отчеству.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с
помощью обращения по имени и отчеству.
7

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и
подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Ответные реплики на
поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на
замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при
извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Тематическое планирование
Темы учебного предмета, курса

Количество часов

«Школьная жизнь»
«Я за порогом дома»
«Играем в сказку»
«Я дома»
«Игрушки»
«Праздник – Новый год»
«Мир природы»
«Помощник»

9ч
5ч
9ч
6ч
5ч
6ч
8ч
5ч

«Режим дня школьника»

13 ч
Итого

Виды учебной деятельности
(практические и лабораторные работы,
творческие и практические задания,
экскурсии и др. формы занятий,
используемые при обучении)

Текущий и
промежуточный
контроль. Формы
контроля

Формы занятий:
--индивидуальная.
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-дополнительной литературой;
-работа с раздаточным материалом,
опорными схемами;
выполнение заданий по классификации.

- поурочный
(текущий) контроль устный опрос,
рассказ по теме,
работа по карточкам,
самостоятельная
работа;
- периодический
(тематический)
контроль –
собеседование.

66 ч

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам
охраны труда работников образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся

8

Временной режим соответствует постановлению СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015 года.
Технические средства обучения
 Компьютер
 ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям
обучающихся.
Обучение речевой практики обеспечивается учебником
 Комарова С. В. Речевая практика. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы / С. В. Комарова. - М.: Просвещение, 2020. – 64 с.

9

Оценочные материалы
Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание организации и содержания
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными
(жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном
образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных
результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных результатов,
прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся
и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки
личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки
сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет не только представить полную
картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным
жизненным компетенциям.
Оценка предметных результатов

10

Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве
содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты.
В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации
учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.
При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует более успешной и быстрой адаптации
ребёнка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы
ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в
виде итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный).

Календарно - тематическое планирование
«Речевая практика» (2 часа в неделю, всего 66 часов)
Дата проведения
№
урока

план

факт

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы
и приемы

Формируемые
БУД (личностные,
коммуникативны
е, регулятивные,
познавательные)

Словарь

11

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1 четверть – 18 ч
Школьная жизнь – 9 ч
Школа.
Учить
обучающихся Урок-экскурсия
Давай
сообщать свое имя и
познакомимс фамилию,
имена
и
я.
отчества
учителя,
воспитателя,
имена
ближайших
родственников.
Ученик.
Учить
обучающихся Комбинированн
выполнять задание по ый
словесной инструкции
учителя.
Класс.
Учить
обучающихся Комбинированн
выполнять задание по ый
словесной инструкции
учителя.
Урок
и Закрепить знания детей Комбинированн
перемена.
о правилах культурного ый
поведения в школе.
Режим
школьника.

Ознакомить детей с
понятием режим дня.
Знать
и
соблюдать
режимные моменты.
Школьные
Учить
обучающихся
принадлежн называть,
выделять
ости.
школьные
принадлежности.
Экскурсия в Учить обращаться за
магазин
помощью к продавцу
школьных
(подскажите
принадлежн пожалуйста…)
и
остей.
принимать
помощь
(спасибо).

Комбинированн
ый
Комбинированн
ый
Экскурсия

- осознание себя
как обучающегося,
Создание
заинтересованного
увлекательных
ситуаций, беседа, посещением
школы, обучением,
игровые приёмы
занятиями, как
члена семьи,
одноклассника,
друга;
Беседа, дид. игра
- способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
Беседа, дид. игра
места в нем,
принятие
соответствующих
возрасту ценностей
Загадки,
приём
и социальных
наглядности
и
ролей;
иллюстрированнос
- положительное
ти, дид. игра
отношение к
Беседа, дид. игра
окружающей
действительности,
готовность к
организации
Загадки,
приём взаимодействия с
наглядности
и ней и
иллюстрированнос эстетическому ее
ти, дид. игра
восприятию;
Создание
- целостный,
увлекательных
социально
ситуаций, дид. игра ориентированный
взгляд на мир в
единстве его

имена
одноклассник
ов, ФИО
учителя и
воспитателя
обучающихся

класс
дежурный

урок перемена

режим
школьника
портфель
ластик

спасибо
пожалуйста

12

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Права
и Учить
обучающихся
обязанности пользоваться и знать
современног права школьника.
о
школьника.
Обобщение
Обобщить полученные
по
теме знания по данной теме.
«Школьная
жизнь».
Я за порогом дома – 5 ч
Мы идём во
Помочь обучающимся
двор гулять. перенести полученные
знания
о
ситуации
«Знакомство» в новые
условия.
Составление Учить
общению,
рассказа
моделировать
диалог
«Мои друзья между персонажами.
во дворе»
Знакомство в Учить
обучающихся
гостях.
выполнять задание по
словесной инструкции
учителя.

Комбинированн
ый

Обобщающий
урок

Урок
формирование
и закрепления
умений
и
навыков
Комбинированн
ый

Урок
формирование
и закрепления
умений
и
навыков
Составление Корригировать
и Комбинированн
рассказа
обогащать
языковую ый
«Знакомство базу
устных
в гостях».
высказываний детей.
«Я
за Обобщить полученные Обобщающий
порогом
знания по данной теме.
урок
дома».

Русская
народная

Играем в сказку – 3 ч
Учить
слушать Комбинированн
небольшую сказку.
ый

Беседа, проблемная природной и
ситуация,
дид. социальной частей;
материал, дид. игра - понимание
личной
ответственности за
Загадки,
приём свои поступки на
наглядности
и основе
иллюстрированнос представлений о
этических нормах и
ти, дид. игра
правилах
Загадки,
приём поведения в
наглядности
и современном
иллюстрированнос обществе;
- готовность к
ти, дид. игра
безопасному и
Беседа,
игровые бережному
приёмы,
дид. поведению в
природе и
материал
обществе;
Загадки,
приём - вступать в
наглядности
и контакт и работать
иллюстрированнос в коллективе
(учитель –
ти, дид. игра
обучающийся,
Беседа,
игровые обучающийся приёмы,
дид. обучающийся,
обучающийся –
материал
класс, учитель –
Загадки,
приём класс);
наглядности
и - адекватно
иллюстрированнос использовать
принятые ритуалы
ти, дид. игра
социального
взаимодействия с
Сказка,
игровые одноклассниками и
приёмы,
дид.

права
обязанности
конституция
школьная
жизнь

игра
двор

друг
подруга

Познакомитьс
я гость
заходите
садитесь
пожалуйста

теремок

13

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

сказка
«Теремок».
Работа
над
содержанием
сказки.
Театрализац
ия
сказки
«Теремок».

материал
Соотносить картинку с Комбинированн
их содержанием
ый
Учить
общению, Обобщающий
моделировать
диалог урок
между персонажами.

Я дома – 6 ч
«Дорога из Корригировать
и
дома
в обогащать
языковую
школу»
базу
устных
высказываний детей.
2 четверть – 14 ч
«Мой адрес» Учить
обучающихся
сообщать
свой
домашний адрес, имя и
фамилию, адрес школы,
имена
и
отчества
учителей.
Составление Обобщить полученные
мини
знания по данной теме.
рассказа
«Мой адрес»
Составление Формирование умения
предложени употреблять «вежливые
й
«Я слова»,
исходя
из
разговарива
речевой
ситуации.
ю
по Развитие
умения
телефону».
участвовать в вопросноответном диалоге.
Я принимаю Корригировать
и
гостей.
обогащать
языковую

Комбинированн
ый

Комбинированн
ый

Обобщающий
урок
Комбинированн
ый

Комбинированн
ый

учителем;
- договариваться и
изменять свое
Проблемная
ситуация,
дид. поведение с учетом
поведения других
материал
участников
Приём наглядности спорной ситуации;
- входить и
и
иллюстрированнос выходить из
учебного
ти, дид. игра
помещения со
звонком;
Беседа.
- ориентироваться
Демонстрация.
в пространстве
Игровые
класса (зала,
упражнения
учебного
помещения);
Приём наглядности
- пользоваться
и
учебной мебелью;
иллюстрированнос
- адекватно
ти, дид. игра
использовать
ритуалы школьного
поведения
Загадки,
приём
(поднимать руку,
наглядности
и
вставать и
иллюстрированнос
выходить из-за
ти, дид. игра
парты и т. д.);
Приём наглядности
- работать с
и
учебными
иллюстрированнос
принадлежностями
ти, дид. игра
; (инструментами,
спортивным
инвентарем) и
организовывать
Беседа,
игровые рабочее место;
приёмы,
дид.

мышка
лягушка

теремок

дорога
светофор

адрес

телефон

гость
собеседник

14

23.

Обобщение
по теме «Я
дома».

Игрушки.
24.

25.

26.

27.

28.

Игрушки
народов
мира.

базу
устных
высказываний детей.
Обобщить полученные Обобщающий
знания по данной теме.
урок
Игрушки – 5 ч
Корригировать
и
обогащать
языковую
базу
устных
высказываний детей.
Учить
отвечать
на
вопросы, опираясь на
наглядные средства.

Моя
любимая
игрушка.

Учить
слушать,
запоминать
и
воспроизводить
слоговые
комплексы,
соотносить картинки с
их содержанием.
Магазин
Формирование умения
игрушек.
употреблять «вежливые
Экскурсия.
слова»,
исходя
из
речевой
ситуации.
Развитие
умения
участвовать в вопросноответном диалоге.
Обобщение
Обобщить полученные
по
теме знания по данной теме.
«Игрушки».
Праздник – Новый год – 6 ч

Комбинированн
ый
Комбинированн
ый

Комбинированн
ый

Экскурсия

Обобщающий
урок

материал
Загадки,
приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, дид. игра
Создание
увлекательных
ситуаций,
дид.
игры
Дид. игры, приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, использование
«опорных схем»
Загадки,
приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, дид. игра
Создание
увлекательных
ситуаций,
дид.
игры

Загадки,
приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, дид. игра

- принимать цели и
произвольно
включаться в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и работать в
общем темпе;
- активно
участвовать в
деятельности,
контролировать и
оценивать свои
действия и
действия
одноклассников;
- соотносить свои
действия и их
результаты с
заданными
образцами,
принимать оценку
деятельности,
оценивать ее с
учетом
предложенных
критериев,
корректировать
свою деятельность
с учетом
выявленных
недочетов;
- выделять
существенные,

комната
занятие

игрушки

игрушки

игрушки

покажите
пожалуйста
спасибо
будьте
любезны

15

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

Праздник - Корригировать
и
Новый год.
обогащать
языковую
базу
устных
высказываний детей.
Готовимся к Корригировать
и
празднику
обогащать
языковую
«Новый
базу
устных
год».
высказываний детей.
Новогодние
Расширять знания детей
традиции.
в области новогоднего
праздника.
Новогодние
Формировать
чудеса.
выразительную сторону
речи.

Комбинированн
ый
Комбинированн
ый
Комбинированн
ый
Комбинированн
ый

3 четверть – 18 ч
Составление Формировать
Комбинированн
рассказа
выразительную сторону ый
«Как
я речи.
встретил
Новый год».
Обобщение
Обобщить полученные Обобщающий
по
теме знания по данной теме.
урок.
«Новый
год».
Мир природы – 8 ч
Речевая
Расширить
Комбинированн
ситуация
представление
о ый
«Зимняя
времени года – зима
погода».
(погодные условия).
Речевая
ситуация
«Зимняя
одежда».

Учить
обучающихся Комбинированн
выполнять задание по ый
словесной инструкции
учителя.

Загадки,
приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, дид. игра.
Беседа,
игровые
приёмы,
дид.
материал
Беседа,
игровые
приёмы,
дид.
материал
Создание
увлекательных
ситуаций,
дид.
игры
Беседа,
приёмы,
материал

игровые
дид.

Загадки,
приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, дид. игра
Дид. игры, приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, использование
«опорных схем»
Дид. игры, приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, использование

общие и
отличительные
свойства
предметов;
- устанавливать
видо-родовые
отношения
предметов;
- делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать
на наглядном
материале;
- пользоваться
знаками,
символами,
предметами
заместителями;
- читать;
наблюдать;
работать
с
информацией
(понимать
изображение,
текст,
устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу,
предъявленные на
бумажных
и
электронных
и

праздник

Новый год
Дед
Мороз
письмо
чудеса

Новый
подарки

год

подарки

температура
воздуха

одежда

16

«опорных схем»

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

Речевая
ситуация
«Зимняя
обувь».

Строить
простые
предложения
и
короткие рассказы с
опорой
на
символический план.
Речевая
Выявление
ситуация
представлений по теме
«Зимняя
речевой
ситуации.
прогулка».
Формирование умения
участвовать в вопросноответном диалоге.
Речевая
Строить
простые
ситуация
предложения
и
«Зимние
короткие рассказы с
виды
опорой
на
спорта».
символический план.
Речевая
Учить
обучающихся
ситуация
называть предметы и
«Зимние
действия с ними, давать
развлечения характеристику
по
».
заданному признаку.
Составление Формировать
рассказа "За выразительную сторону
что я люблю речи.
зиму".

Комбинированн
ый

Дид. игры, приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, использование
«опорных схем»
Урок
Дид. игры, приём
формирование
наглядности
и
и закрепления иллюстрированнос
умений
и ти, использование
навыков
«опорных схем»

Обобщение
Обобщить полученные
по
теме знания по данной теме.
«Мир
природы».
Играем в сказку – 3 ч
Русская
Учить
слушать
народная
небольшую сказку.

Обобщающий
урок.

Комбинированн
ый

Комбинированн
ый

Комбинированн
ый

Комбинированн
ый

Дид. игры, приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, использование
«опорных схем»
Дид. игры, приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, использование
«опорных схем»
Дид. игры, приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, использование
«опорных схем»
Загадки,
приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, дид. игра
Сказка,
приёмы,

игровые
дид.

других носителях).

обувь

зимняя
прогулка

коньки
лыжи

зимние
развлечения

рассказ

природа

избушка

17

44.

45.

46.

сказка
«Заячья
избушка».
Работа
над
содержанием
сказки.
Театрализац
ия
сказки
«Заячья
избушка».
Как вежливо
просить о
помощи.
Домашние
дела.

47.

48.

49.

50.

материал
Соотносить картинку с Комбинированн
их содержанием
ый

Проблемная
ситуация,
материал

Учить
общению, Обобщающий
моделировать
диалог урок
между персонажами.

Приём наглядности
и
иллюстрированнос
ти, дид. игра

Помощник – 5 ч
Учить общению,
моделировать диалог
между персонажами.

Строить простые
предложения и
короткие рассказы с
опорой на
символический план.
Помощники. Строить простые
предложения и
короткие рассказы с
опорой на
символический план.
Стихотворен Учить
обучающихся
ие А.Барто выполнять задание по
«Помощница словесной инструкции
».
учителя.

Комбинированн
ый

Комбинированн
ый

Урок
формирование
и закрепления
умений и
навыков
Комбинированн
ый

Обобщение
Обобщить полученные Обобщающий
по
теме знания по данной теме.
урок
«Помощник»

дид.

Дид. игры, приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, использование
«опорных схем»
Приём наглядности
и
иллюстрированнос
ти, дид. игра
Приём наглядности
и
иллюстрированнос
ти, дид. игра
Дид. игры, приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, использование
«опорных схем»
Загадки,
приём
наглядности
и
иллюстрированнос

заячья
избушка
постановка
сказки

пожалуйста

домашние
дела

помощник

А. Барто

семья

18

ти, дид. игра

.
4 четверть – 16 ч
Играем в сказку – 3 ч
Учить
слушать Комбинированн
небольшую сказку.
ый

51.

52.

53.

54.

55.

56.

Русская
народная
сказка
«Петушок и
бобовое
зёрнышко».
Работа
Соотносить картинку с
над
их содержанием
содержанием
сказки
«Петушок и
бобовое
зёрнышко».
Театрализац Учить
общению,
ия сказки
моделировать
диалог
«Петушок и
между персонажами.
бобовое
зёрнышко».
Режим дня школьника – 13 ч
Колыбельны Строить
простые
е песни.
предложения
и
короткие рассказы с
опорой
на
символический план.
Перед сном. Строить
простые
предложения
и
короткие рассказы с
опорой
на
символический план.
Постельные
Формирование умения
принадлежн участвовать в вопросно-

Комбинированн
ый

Обобщающий
урок

Комбинированн
ый

Сказка,
приёмы,
материал

игровые
дид.

Проблемная
ситуация,
материал

петушок,
бобовое
зёрнышко

дид.

Приём наглядности
и
иллюстрированнос
ти, дид. игра

Загадки,
приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, дид. игра

Комбинированн
ый

Загадки,
приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, дид. игра

Комбинированн
ый

Загадки,
приём
наглядности
и

петушок,
бобовое
зёрнышко

сцена

колыбельная

Спокойной
ночи!
Сладких снов!
Спи крепко!
подушка
одеяло

19

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

ости.

ответном диалоге.

Викторина
"Сонное
царство".

Формировать
выразительную сторону
речи.

Гигиена
перед сном.

Формирование умения
участвовать в вопросноответном диалоге.

Составление
рассказа
«Как
я
ложусь
спать».
Утро вечера
мудренее.

Строить
простые
предложения
и
короткие рассказы с
опорой
на
символический план.
Определение
уровня Комбинированн
овладения предметными ый
результатами.

Доброе утро!

Комбинированн
ый

Строить
простые
предложения
и
короткие рассказы с
опорой
на
символический план.
Режим дня Строить
простые
школьника.
предложения
и
короткие рассказы с
опорой
на
символический план.
Приветствие Формирование умения
друзей.
участвовать в вопросноответном диалоге.

иллюстрированнос
ти, дид. игра
Урок
Загадки,
приём
формирование
наглядности
и
и закрепления иллюстрированнос
умений
и ти, дид. игра
навыков
Комбинированн Загадки,
приём
ый
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, дид. игра
Комбинированн Загадки,
приём
ый
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, дид. игра

Комбинированн
ый

Комбинированн
ый

Загадки,
приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, дид. игра
Дид. игры, приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, использование
«опорных схем»
Дид. игры, приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, использование
«опорных схем»
Загадки,
приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, дид. игра

викторина

зубная щётка
мыло

рассказ

мудренее

Доброе утро!

Режим
дня
школьник

приветствие
друзья

20

64.

65.

66.

"Поделись
улыбкою
своей...".

Формировать
Комбинированн
выразительную сторону ый
речи.

Беседа «Как Строить
простые
начинается
предложения
и
твое утро».
короткие рассказы с
опорой
на
символический план.
Обобщающи Обобщить полученные
й урок по знания.
речевым
темам за год.

Комбинированн
ый

Обобщающий
урок

Дид. игры, приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, использование
«опорных схем».
Дид. игры, приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, использование
«опорных схем»
Загадки,
приём
наглядности
и
иллюстрированнос
ти, дид. игра

поделись
улыбка

план

общение

21

Список литературы
Основная:
 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова,
Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
Учебно-методическое обеспечение:
 Речевая практика. Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С. В. Комарова. - М. : Просвещение, 2016. - 208 с.
Учебник:
 Речевая практика 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. С.В. Комарова. – М.: «Просвещение», 2023г. – 95 с.
Рабочая тетрадь:
 Речевая практика 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. С.В. Комарова, Т.М. Головкина, С.В. Саакян – М.: «Просвещение», 2017г. – 47 с.
Дополнительная:
 Волина В. В. Праздник Букваря / В. В. Волина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. -384 с.
 Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для воспитателей и
родителей / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1996. – 384 с.
 Попова Г. П. Занимательное азбуковедение / Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005. – 252 с.
 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт. – сост. В. Н. Иванкова. – М.:
ООО Аквариум-Принт, 2007. – 256 с.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».