Пояснительная записка Нормативно-правовой основой Программы являются: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями); Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»; Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.; Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д; локальные акты образовательного учреждения. Программапоучебномупредмету«Рисование»составленавсоответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандартаобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)для5класса;наосновефедеральнойадаптированнойосновнойобщеобразовательн ойпрограммыобучающихсясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями). Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественнотворческих способностей. 3 Обучение по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» рассчитано на два урока в неделю. Программа по изобразительной деятельности (102ч) состоит из трех разделов: 1. «Лепка» - 25 часов; 2. «Рисование» - 52 часа; 3. «Аппликация» - 25 часов. Срок реализации программы – 1 год. 4 Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности обучающегося. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: "выполняет действие самостоятельно", "выполняет действие по инструкции" (вербальной или невербальной), "выполняет действие по образцу", "выполняет действие с частичной физической помощью", "выполняет действие со значительной физической помощью", "действие не выполняет"; "узнает объект", "не всегда узнает объект", "не узнает объект". Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты. Формы контроля При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия. Критерии оценивания: 7С 6О 5А 4И 3П 7 балл - «выполняет действие самостоятельно (без опоры на внешние средства)» / «самостоятельно показывает называемый объект окружающего мира / самостоятельно называет указанный объект окружающего мира» 6 баллов - «выполняет действие по образцу» (обучающийся ориентируется на наглядный результат действия) 5 баллов – «выполняет действие по алгоритму» (обучающийся ориентируется на наглядно представленную – предметную или графическую последовательность действий) /, например, рассказывает по мнемокартинкам, наглядно представленному плану и др. 4 балла - «выполняет действие по инструкции» (педагог предъявляет инструкцию с использованием жеста, визуальную, речевую) /например, покажи, где снегирь (покажи птичку с красной грудкой); желтый как лимон; где корова? (учитель приставляет вытянутые указательные пальцы к голове, изображает рога) и т.п. 3 балла - «выполняет действие по подражанию» (педагог показывает образец выполнения действия, обучающийся повторяет это действие) 5 2ФЧ 1ФЗ / не всегда показывает называемый объект окружающего мира / не всегда называет указанный объект окружающего мира, тогда учитель показывает называемый объект или называет слово, обозначающее объект, обучающийся повторяет за учителем 2 балла - «выполняет действие с частичной физической помощью» (педагог периодически оказывает физическую помощь, при выполнении отдельных операций действия, использует прием «рука в руке», придерживает за запястья, предплечья, локти и др.) 1 балл - «выполняет действие со значительной физической помощью» (педагог выполняет всё действие вместе с обучающимся, использует прием «рука в руке») / «не показывает называемый объект окружающего мира / не называет указанный объект окружающего мира» (оценивание в 1 балл будет преимущественно на входной диагностике) 6 Личностные и предметные результаты (базовые учебные действия) по предмету «Изобразительная деятельность»: Личностные: 1) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; 2) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к окружающим; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 7) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты: 1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий: - интерес к доступным видам изобразительной деятельности; - умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация); - умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации. 2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности: - положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности; - стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы; - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. 3) Готовность к участию в совместных мероприятиях: - готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми; - умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок. 7 Содержание программы по предмету «Изобразительная деятельность» в 5 классе Содержание учебного предмета "Изобразительная следующими разделами "Лепка", "Рисование", "Аппликация". деятельность" представлено Раздел "Лепка" (25часов) Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках), получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей. Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединенных сюжетом. Раздел "Аппликация" (25 часов) Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Раздел "Рисование" (52 часа) Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для 8 рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, "по сырому", рисования с солью, рисования шариками, граттаж, "под батик". Материально-техническое оснащение учебного предмета "Изобразительная деятельность" предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ обучающихся; магнитная и ковролиновая доски; расходные материалы для изобразительной деятельности: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина). 9 Календарно-тематическое планирование № Разделы программы, темы уроков 1 2 Вводное занятие. Лепка. Пластичные материалы и их свойства Различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами Разминание и раскатывание пластилина Разминание и раскатывание пластилина скалкой Отрывание кусочка пластилина от целого куска Отрывание кусочка пластилина от целого куска и размазывание его на доске Отрывание кусочка пластилина от целого куска и размазывание его на доске «Листочек» Отрывание кусочка пластилина от целого куска и размазывание его на доске «Мухомор» Разминание и раскатывание пластилина скалкой. Вырезание формочкой Разминание и раскатывание пластилина скалкой. Нанесение рисунка печаткой Аппликация. Различение различных видов бумаги среди других материалов Различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации Сминание бумаги Разрывание бумаги Отрывание бумаги кусочками Аппликация «Осень – листопад» Рисование. Различение материалов, инструментов, используемых для рисования Оставление графического следа на бумаге, доске, стекле. Рисование различных линий Упражнение на различение предметов по цвету. Рисование предметов разной окраски «Кубики» Упражнение на различение предметов по цвету. Рисование предметов разной окраски «Игрушки» Упражнение на различение предметов по цвету. Рисование предметов разной окраски «Посуда» Упражнение на различение предметов по форме. Рисование предметов разной формы «Мячик», «Домик» Упражнение на различение предметов по форме. Рисование предметов разной формы «Шарики» Упражнение на различение предметов по форме. Рисование предметов разной формы «Книга», «Линейка» Упражнение на различение предметов по величине. Рисование предметов разной величины Рисование линий в различном направлении Рисование «Натюрморт с фруктами» (с применением трафарета и без него) Рисование «Натюрморт с овощами» (с применением трафарета и без него) 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 10 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 2 2 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 Рисование композиции «Осень в гости пришла» (в технике граттаж) Рисование композиции «Осень в гости пришла» (в технике «аппликация с дорисовкой») Рисование узора в квадрате из двух элементов (с применением трафарета) Рисование узора в полосе из двух элементов (с применением трафарета) Рисование узора в круге из двух элементов (с применением трафарета) Рисование по шаблону флажков с последующим раскрашиванием Рисование «Разноцветные шары», с последующим раскрашиванием Рисование на тему «Шарики на елке» Рисование на тему «Бусы для куклы» Рисование на тему «Бусы на елку» Рисование на тему «Снег, снег, белая вся улица» (в технике «коллаж) Рисование на тему «Веселый снеговик» Рисование на тему «Красивые рукавички» Рисование на тему «Хлопушка на елку» Рисование на тему «Елочка с огоньками» Лепка. Отщипывание кусочка пластилина от целого куска Отрезание кусочка пластилина от целого куска стекой Размазывание пластилина по шаблону внутри контура «Елочка» Размазывание пластилина по шаблону внутри контура «Домик» Размазывание пластилина по шаблону внутри контура «Зайчик» Катание «колбаски» из пластилина на доске, в руках Катание «колбаски» из пластилина в руках. Плетение косички Получение формы путем выдавливания формочкой для теста «Угощение» Аппликация. Работа с бумагой. Разрывание бумаги на крупные фрагменты Разрывание бумаги на мелкие фрагменты «Снеговик у елки» Скручивание листа бумаги «Дерево в снегу» Намазывание всей поверхности бумаги клеем «Цветиксемицветик» Намазывание части поверхности бумаги клеем «Флажки» Разрывание бумаги по контуру. Склеивание частей бумаги Разрывание бумаги по сгибу листа. Склеивание бумаги путем наложения Рисование по шаблону карандашом с последующим раскрашиванием «Кораблик» Рисование на тему «Ягоды» с применением печаток Рисование узора на туеске (вырезанный силуэт туеска)с применением печаток Рисование по шаблону «Самолет» Рисование «Самолеты летят» в технике «аппликация с дорисовкой» Рисование «Букет для мамы» Рисование «Портрет мамы» в технике «аппликация с дорисовкой» Рисование открытки к празднику 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 Рисование «Кувшин с узором» в технике «аппликация с дорисовкой» Рисование на тему «Платье для мамы» Лепка «Орешки для белочки» Лепка «Угощение для куклы» Лепка «Бусы для мамы» Лепка «Корзинка с фруктами» Лепка «Кустик с ягодами» Лепка «Пенек с грибами» Лепка «Колобок – румяный бок катится по дорожке» Лепка «Домик из бревен» Рисование на тему «Звездное небо» (рисование восковыми мелками) Рисование на тему «Ракета летит» в технике «аппликация с дорисовкой» Аппликация «Машинка» Аппликация «Веселый вагон» Рисование на тему «Бегут ручьи» в технике «аппликация с дорисовкой» Рисование на тему «Солнечный букет» в технике «рисуем пальчиком» Рисование на тему «Волшебное лукошко» в технике «аппликация с дорисовкой» Рисование на тему «Домики для птиц» Рисование на тему «Праздник» в технике «аппликация с дорисовкой» Рисование открытки «День победы» Аппликация «Салфетка» Аппликация «Цыпленок на лугу» Аппликация «Сказочная птица» Аппликация «Ромашки в вазе» Рисование на тему «Барашек на лугу» в технике «коллаж» Рисование на тему «Бабочки» в технике «аппликация с дорисовкой» Рисование на тему «Маленького солнышка портрет» Рисование на тему «Черемуха – душистая» Рисование на тему «Здравствуй, лето!» Рисование на тему «Радуга – дуга» Рисование на тему «Колокольчики звенят» Рисование на тему «Петушок» Всего 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 102 Описание учебно-методического обеспечения предмета «Изобразительная деятельность» в 5 классе Аппликация. М.А. Гусакова. – М., 1987. Беседы об искусстве. В.Б. Розенвассер. – М., 1979. Изо в специальной (коррекционной) школе 8 вида. И.А. Грошенков. - М., 2002. Игры с цветом. Н.В. Дубровская. – М., 2005. Первые шаги в мире искусства. Н.А. Горяева. – М., 1991. Поурочные разработки по изобразительному искусству. Л.Ю. Бушкова. – М., 2011. Поурочные разработки по изобразительному искусству. Л.Ю. Бушкова. – М., 2009. Уроки изобразительного искусства: поурочные разработки. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. – М., 2013. 13