РП_1_Рисование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» относится к предметной области «Искусство» и является
обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Рисование
(изобразительное искусство)» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 1 час в неделю, 33 часа в год (1 час в неделю)
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование
(изобразительное искусство)».
Основная цель обучения предмету заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучении умению видеть прекрасное в
жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции,
цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения
пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи обучения:
− воспитание интереса к изобразительному искусству;
− раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;

− воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
− формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства.
− расширение художественно-эстетического кругозора;
−

развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое

мнение о них;
− формирование знаний элементарных основ рисунка;
− обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том
числе работа в нетрадиционных техниках;
− обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации)
−

обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и др., применяемым в разных видах

изобразительной деятельности;
−

формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и

воображению;
−

воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы, для получения

результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация).
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 1 классе определяет следующие задачи:
− формирование навыков и приемов работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
− формирование у обучающихся зрительно-графических умений и навыков, изобразительным техникам и приёмам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и работе в нетрадиционных техниках;

− обучение нахождению в изображаемом существенных признаков, установлению сходства и различия, ориентировке на плоскости
листа бумаги (слева, справа, верх, низ, середина; последовательности выполнения рисунка;
− корригирование недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного развития
у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
− развитие мелкой моторики рук, правильное удержание карандаша и кисточки, формирование навыков произвольной регуляции
нажима и темпа движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения;
− развитие речи обучающихся и обогащение словарного запаса за счет введения новых слов, обозначающих художественные
материалы, их свойства и качества. изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.);
− обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
− воспитание интереса к изобразительной деятельности, эстетических чувств и понимание красоты окружающего мира;
−

воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основы

самооценки.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В результате обучения изобразительному искусству
изображать

увиденное

цветными

художественными

в 1 классе у обучающихся развивается цветовосприятие и умение

материалами,

формируется

умение

анализировать

форму,

строение

(конструкционные особенности) объекта наблюдения, умение выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно,
потом изображать его, передавая основное сходство.
На уроках по изобразительному искусству осуществляется пропедевтика обучения композиционной деятельности, проводится
работа по восприятию некоторых произведений искусства, сопутствующих теме определенного занятия.

У обучающихся формируется база, основа для творческой деятельности: опыт относительно полных и точных представлений о
предметном мире и явлениях окружающей действительности и зрительно-двигательные представления – способы изображений
увиденного.

Содержание разделов
№
п/п
1.

Количеств
о часов

Контрольные
работы

Подготовительный период обучения

3

-

2.

«Обучение композиционной деятельности»

9

-

3.

«Развитие у обучающихся умений воспринимать
и изображать форму предметов, пропорции и
конструкцию»

11

-

4.

«Развитие у обучающихся восприятия цвета

4

-

33

-

Название раздела, темы

предметов и формирование умений переливать
его в живописи»
Итого:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
− осознание себя как ученика, заинтересованного обучением;
− положительное отношение к окружающей действительности;
− эстетическое восприятие окружающей действительности;
− понимание красоты в окружающей действительности и возникновении эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
− умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится».
Предметные:
Минимальный уровень:
− правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой;
− правильно держать при рисовании карандаш, при рисовании красками кисть;
− обводить карандашом шаблоны, пользоваться трафаретом;
− проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, не вращая при этом лист бумаги;
− различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;
− узнавать, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
− знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного
искусства в 1 классе;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
− подготавливать к работе пластилин, использовать приемы лепки;

− использовать в аппликации приемы вырезания ножницами (резать по прямой линии)
Достаточный уровень:
− знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей , используемых на уроках изобразительного
искусства в 1 классе;
− знать названия основных цветов солнечного спектра;
− знать названия изображаемых на уроках предметов, действий обьектов, изобразительных действий;
− знать строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома;
− знать основные особенности материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
− знать выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка»,
«контур», «пятно», «цвет».;
− находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника;
− следовать

при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных

источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
− использовать разнообразные способы выполнения аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта;
рисовать по воображению;

− передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных объектов, устанавливать ее сходство с известными
геометрическими формами с помощью учителя;
− узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображенные предметы и действия; сравнивать их между собой
по форме, цвету, величине.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
−
−

0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;

−

2 балла - удовлетворительная динамика;

− 3 балла - значительная динамика.
Оценка достижений предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов к
обучению и развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Целесообразно всячески поощрять и
стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. Результат продвижения первоклассников в развитии
определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:
− «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
− «частично верно» - задание выполнено на 30-70%; −
«неверно» - задание выполнено менее чем 30 %.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дифференциация видов деятельности
№

Тема предмета

Программное содержание
Минимальный уровень

1

2

Вводный урок.
Как приготовить
рабочее место.
Чем рисуют?
На чем рисуют?

Игровые
упражнения на
различение цветов

1

1

Знакомство с
художественными
материалами – карандаши,
бумага, ластик, точилка для
карандашей.
Организация рабочего места.
Отработка навыка
правильного захвата
карандаша.
Изучение последовательного
открывания альбома.
Знакомство с основными
цветами и их оттенками –
красный, желтый, синий,
оранжевый, зеленый,
фиолетовый. Ответы на
вопросы: Что окрашено в
желтый цвет?
Что окрашено в красный
цвет?
Что окрашено в синий цвет?
Что зеленого цвета?

Достаточный уровень

Называют художественные
материалы.

Пользуются художественными
материалами

С помощью учителя правильно
располагают материалы для
рисования на столе.

Располагают материалы для
рисования на столе. Следят
за правильным захватом
карандаша в руке.
Самостоятельно открывают
альбом и последовательно
переворачивают листы.

Отрабатывают навыки правильного
захвата карандаша. С помощью
учителя последовательно
открывают и переворачивают
альбомные листы.
С помощью учителя правильно
располагают материалы для
рисования на столе.
Знакомятся с основными цветами и
их оттенками.
Находят заданные цвета.
По наводящим вопросам учителя
соотносят цвета с картинкой.

Располагают материалы для
рисования на столе.
Называют цвета.
Отвечают на вопросы учителя.
Соотносят цвета с картинкой.

3

4

5

6

Упражнения на
развитие
моторики рук

Простые формы
предметов.
Рисование

Сложные формы
предметов.
Рисование
Сложные формы
предметов.
Рисование

1

1

1

1

Формирование правильного
удержания карандаша, навыка
произвольной регуляции
нажима, произвольного темпа
движения (замедление,
ускорение).

Знакомство с понятиями
«форма», «простая форма».
Соотношение
геометрических форм – круг,
квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник с предметами
окружающей
действительности. Анализ
формы предмета. Обучение
действиям с шаблонами и
трафаретами.
Знакомство с понятием
«сложная форма». Изучение
разных форм у игрушек.
Изучение разных форм у
посуды.
Рисование зайца из овалов.
Рисование чашки
прямоугольной формы.
Обучение действиям с

С помощью учителя отрабатывают
навыки правильного захвата
карандаша.
С помощью учителя отрабатывают
толщину наносимых линий.
Проводят прямые линии. Под
контролем учителя рисуют
круги без отрыва руки.

Правильно
карандаш в руке.

удерживают

Самостоятельно регулируют
толщину наносимых линий.
Проводят различные виды
линий (волнистые, наклонные).
Рисуют круги без отрыва руки.

Показывают, с помощью учителя,
геометрические фигуры.

Называют все геометрические
формы.

С помощью учителя ориентируются
на листе бумаги.

Ориентируются на листе
бумаги.

Используют трафарет для обводки
фигур.
По наводящим вопросам учителя
называют форму предмета.

Рисуют геометрические формы
без шаблона. Раскрашивают
геометрические фигуры,
ориентируясь на контуры.

Показывают, с помощью учителя,
геометрические фигуры.

Находят в сложных формах
простые формы.

Используют трафарет для обводки
фигур.

Называют все геометрические
формы.

По наводящим вопросам определяют Рисуют
без
шаблона.
форму посуды, игрушек.
Самостоятельно определяют
Подбирают
цвета
для форму посуды.
раскрашивания, под контролем

Раскрашивают рисунок,
ориентируясь на контуры.

7

Знакомство с
лепкой

1

8

Знакомство с
лепкой

1

9

Лепка овощей и
фруктов

1

шаблонами и трафаретами.

учителя.

Самостоятельно подбирают
цвета для раскрашивания.

Знакомство с пластичными
материалами и приемами работы
с пластилином. Изучение
материалов для лепки.
Подготовка рабочего места для
занятий лепкой.
Изучение техники безопасности
при работе с пластилином.

С помощью учителя изучают свойства
пластилина.

Называют свойства пластилина.
Правильно организовывают
рабочее место.

Отработка навыков работы с
пластилином.
Знакомство с понятиями –
разомни, оторви, раскатай,
скатай, размажь, оттяни,
примажь.

Сравнивают форму овощей и
фруктов с геометрическими
фигурами по вопросам учителя.
Отрывают и разминают кусок
пластилина.

Сравнивают форму овощей и
фруктов с геометрическими
фигурами.

С помощью учителя выполняют
действия с пластилином. С
помощью учителя различают
цвета пластилина.

Работают со стекой.

С помощью учителя организовывают
рабочее место.
Учатся отщипывать и разминать
пластилин.

Рассказывают правила работы с
пластилином.

Выполняют элементарные
приемы – отщипывание,
По наводящим вопросам учителя
отвечают на вопросы по ТБ при работе с раскатывание, вытягивание.
Отвечают на вопросы по ТБ при
пластилином.
работе с пластилином.

Владеют навыками работы с
пластилином.
Различают цвета пластилина.
Самостоятельно выполняют
действия с пластилином.

10 Лепка овощей и

1

фруктов

Знакомство с бумагой.
Изучение свойств бумаги.
Изучение техники
аппликация.

Знакомятся со свойствами бумаги.
Под контролем учителя учатся
отрывать бумагу.
Сминают бумагу.
Изучают технику аппликации.

11 Знакомство с

1

аппликацией
12 Аппликация

Знакомство с аппликацией в
технике «рваной» бумаги.

С помощью учителя отрывают
бумагу.

1

«Осеннее дерево»

13 Аппликация

«Осеннее дерево»

1

Под контролем учителя подбирают
необходимые цвета бумаги.

Знакомство с разными
линиями – прямые,
волнистые, ломаные.
Отработка умения проводить
различные линии.
Дорисовывание картинок
разными линиями.
Дорисовывание человечкам
волос разной длины.
Дорисовывание забора.
Дорисовывание волн на море.

С помощью учителя правильно
располагают готовые части
аппликации на ствол дерева.
Приклеивают части дерева, под
контролем учителя.
Правильно удерживают карандаш в
руке под контролем учителя.
Проводят прямые, волнистые,
ломаные линии под контролем
учителя.
Сравнивают форму линий и точек с
другими формами.
С помощью учителя дорисовывают
линии.

Называют основные свойства
бумаги.
Умеют отрывать небольшие
кусочки бумаги.
Самостоятельно выполняют
действия с бумагой.
Изучают технику аппликации.
Подбирают необходимые цвета
бумаги по образцу. Отрывают
небольшие кусочки бумаги.
Правильно располагают детали
аппликации. Самостоятельно
выполняют аппликацию по
образцу.

Правильно
карандаш в руке.

удерживают

Самостоятельно проводят
прямые, волнистые, ломаные
линии.
Анализируют, по вопросам
учителя, различные предметы с
точки зрения строения их
формы.
Работают самостоятельно по
образцу.

14 Игровые

графические
упражнения.
Линии.
Точки
15 Игровые

графические
упражнения.
Линии.
Точки
16 Украшение
новогодней елки
разноцветными
флажками.
Аппликация и
рисунок
17 Украшение
новогодней елки
разноцветными
флажками.
Аппликация и
рисунок
18 Зима. Аппликация

«Снеговик»

1

1

1

1

1

Знакомство с понятиями –
Новый год, елка, флажки,
украшение.
Передача ощущения
праздника художественными
средствами. Украшение елки
нарисованными флажками
(готовая форма).

Подбирают цвета по образцу.
Работают по шаблонам.
Раскрашивают и украшают флажки
по образцу под контролем учителя.
Работают в технике аппликации
под контролем учителя.

Подбирают цвета по образцу.
Самостоятельно располагают
рисунок на альбомном листе.
Украшают флажки узорами с
помощью линий разной
толщины, по образцу.
Работают в технике
аппликация.

Выполнение аппликации
«Снеговик».
Украшение снеговика.

Под контролем учителя подбирают
бумагу для аппликации. Вырезают
части снеговика под контролем
учителя.

Самостоятельно подбирают
бумагу для аппликации.
Самостоятельно вырезают
части снеговика.

С помощью учителя располагают
готовые детали снеговика на листе.
Украшают снеговика по образцу,
под контролем учителя.

Самостоятельно выполняют
аппликацию по образцу.
Украшают снеговика по
предложенному образцу.

Изучение формы.
Форма и создание композиции
внутри заданной формы.

Называют простые формы.
Владеют приемами составления

Называют простые формы.
Владеют
приемами

19 «Рыбки в

1

аквариуме».
Аппликация и
рисунок

20 «Рыбки в

1

аквариуме».
Аппликация и
рисунок

21 Изображение

1

деревьев
22 Пирамидка, рыбка.

Рисование

1

Развитие художественных
навыков при создании
аппликации на основе знания
простых форм. Работа с
шаблоном.
Творческие умения и навыки
работы фломастерами и
цветными карандашами.
Различие деревьев по временам
года.
Изучение строения дерева –
ствол, ветки, листья, иголки,
корни.

Правильное расположение
картинки на листе бумаги.
Работа с шаблоном.
Дорисовывание картинок.
Раскрашивание картинок.

аппликации.
Рисуют аквариум и рыбок с
помощью шаблона. Подбирают
цвета под контролем учителя.

составления
аппликации.
Создают
сложную
многофигурную
композицию.
Работают самостоятельно по
образцу.

Различают деревья по временам
года, под контролем учителя.
Показывают и называют, с
помощью учителя части дерева.
Под контролем учителя
ориентируются на альбомном
листе.
Рисуют под контролем учителя.
С помощью учителя
располагают картинки на листе.
Подбирают цвета под
контролем учителя. Работают
по шаблону. Стараются
раскрашивать картинки по
контуру.

Различают деревья в разное
время года.
Называют части дерева.
Ориентируются на листе
альбома. Рисуют дерево
самостоятельно по образцу.

Самостоятельно, по образцу
располагают рисунок на
листе бумаги.
Подбирают цвета по образцу.
Создают и изображают на
плоскости средствами
аппликации и графическими
средствами (цветные
карандаши, фломастеры)
заданный образ (пирамидка,
рыбка).

23 Сказка «Колобок».

1

Рисование

24 Сказка «Колобок».

1

Рисование

25 Аппликация

«Дом в городе»

1

Рассматривание
иллюстрации
сказки «Колобок».
Анализ форм предметов.
Развитие наблюдательности.
Усвоение понятий «слева» и
«справа».

Узнают героев сказки. По
наводящим вопросам
учителя, называют форму
предметов.

С помощью учителя находят
заданные параметры на листе.
Дорисовывают рисунок
по
опорным точкам.
Изучение частей многоэтажного Показывают части дома.
дома (дом, стены, окна, дверь,
Показывают части (детали)
крыша, этажи)
ножниц.
Различие зданий.
Разрезают бумагу по короткой
Знакомство с ножницами.
линии смыкая лезвие ножниц до
Устройство ножниц. Техника
конца.
безопасности при работе с
ножницами.
Выполняют аппликацию под
Приемы резания ножницами по контролем учителя.
прямым линиям.
Выполнение аппликации.
Определение времени года.
Повторение ориентировки на
альбомном листе – слева,
справа, над, под
Знакомство с красотой и
разнообразием весеннего мира
природы.
Эстетическое восприятие
деталей природы (красоты
весенних деревьев.

С помощью учителя, по
картинам, определяют время
года.
Рассматривают весенние
картины.

Определяют характер героев
сказки.
Ориентируются в
пространстве листа. Находят
заданные параметры.
Рисуют самостоятельно по
образцу.
Называют части дома.
Различают здания.
Соблюдают технику
безопасности при работе с
ножницами.
Разрезают бумагу по
короткой линии смыкая
лезвие ножниц до конца.
Самостоятельно выполняют
аппликацию.
Рассматривают картины и
определяют по картине время
года.

Отвечают на вопросы по
содержанию картин.
Ориентируются на листе бумаги Ориентируются на листе
бумаги.
по вопросам учителя. Рисуют
Рисуют деревья по образцу.
деревья с помощью учителя.

26 Весна.

1

Почки на деревьях.
Рисование

27 Рисование картины

по опорным точкам
«Кораблик»

28 Знакомство с гуашью

29 Рисование солнца на

небе, травки на земле

1

1

1

Повторение времен года.
Рисование по описанию.
Построение рисунка с
использованием
вспомогательных точек. Выбор
необходимого цвета.

Про наводящим вопросам
определяют время года.
Называют геометрические
фигуры, из которых состоит
рисунок.

Называют признаки
весеннего время года.
Называют геометрические
фигуры, из которых состоит
рисунок.

Проводят линии, под контролем Самостоятельно соединяют
учителя.
линии и
раскрашивают
рисунок.
Подбирают цвета, под
контролем учителя.

Подбирают цвета по образцу.

Подготовка рабочего места для
рисования гуашью. Знакомство
со свойствами гуаши.
Знакомство с художественными
инструментами – краска гуашь,
кисти, палитра. Изучение
способа

С помощью учителя
организовывают свое рабочее
место.

Называют свойства гуаши.
Называют детали кисти.
Называют
и различают
художественные

примакивания.

Задание
выполняют
контролем учителя.
Повторяют и называют цвета. С
помощью учителя
организовывают свое рабочее
место.

Выражение настроения в
изображении.
Какое настроение вызывают
разные цвета?
Развитие навыков работы с
красками, цветом.
Усвоение таких понятий, как
«ясно», «пасмурно».
Практика работы с красками.

Изучают свойства гуаши.
Знакомятся с художественными
инструментами – краска гуашь,
кисти, палитра.

инструменты – краска гуашь,
кисти, палитра.

Задание выполняют
под самостоятельно.

По наводящим вопросам
повторяют технику работы с
гуашью.

Владеют приемом
примакивания.
Называют свойства гуаши.
Правильно организовывают
рабочее место.

Называют и применяют
технику работы с гуашью
Рисунок выполняют по образцу, Рисунок выполняют

30 Рисование радуги

31 Аппликация

1

1

«Коврик для куклы»
32 Аппликация

«Коврик для куклы»

1

Повторение цветов радуги.
Метод примакивания.

Знакомство с
узором,
орнаментом, ритмичностью
формы, украшением.
Правильное расположение
узора в полосе.

под контролем учителя.

самостоятельно по образцу.

Повторяют и называют цвета.
По наводящим вопросам
называют свойства гуаши. С
помощью учителя
организовывают свое рабочее
место.

Владеют приемом
примакивания.

Рисунок выполняют по образцу
под контролем учителя.
Владеют приемами составления
аппликации.
Рассматривают орнаменты,
находят в них природные и
геометрические мотивы.
Получают первичные навыки
декоративного изображения.

Называют свойства гуаши.
Правильно организовывают
рабочее место. Рисунок
выполняют самостоятельно
по образцу.
Называют простые формы.
Владеют
приемами
составления аппликации.
Находят орнаментальные
украшения в предметном
окружении человека, в
предметах, созданными
человеком.

33 Нарисуй свою

картину

1

Рассматривание рисунков.
Отбор объектов изображения.
Формирование
пространственных
представлений у детей.
Расположение
объектов
на
листе. Правильная ориентация
на плоскости листа бумаги.
Расстановка
предметов
в
рисунке. Понятие вертикальной
плоскости (небо или стена).
Развитие
пространственных
представлений.
Понятия «над», «под»,
«посередине», «в центре»

Рассматривают рисунки.
Под контролем учителя
располагают объекты,
выбранные для изображения на
листе бумаги.

Отвечают на вопросы по
рисункам.
Правильно
располагают
объекты, выбранные для
изображения на листе бумаги.

Под
контролем
учителя Различают понятия (над, под,
усваивают понятия
«над», посередине, в центре).
«под», «посередине», «в
Учитывают размер и форму
центре»
предметов.
Выполняют работу по выбору,
Работают самостоятельно
из предложенных образцов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» относится к предметной области «Искусство» и является
обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Рисование
(изобразительное искусство)» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 1 час в неделю, 33 часа в год (1 час в неделю)
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование
(изобразительное искусство)».
Основная цель обучения предмету заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучении умению видеть прекрасное в
жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции,
цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения
пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Задачи обучения:
− воспитание интереса к изобразительному искусству;
− раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
− воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
− формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства.
− расширение художественно-эстетического кругозора;
−

развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое

мнение о них;
− формирование знаний элементарных основ рисунка;
− обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том
числе работа в нетрадиционных техниках;
− обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации)
−

обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и др., применяемым в разных видах

изобразительной деятельности;
−

формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и

воображению;
−

воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы, для получения

результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация).
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 1 классе определяет следующие задачи:
− формирование навыков и приемов работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);

− формирование у обучающихся зрительно-графических умений и навыков, изобразительным техникам и приёмам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и работе в нетрадиционных техниках;
− обучение нахождению в изображаемом существенных признаков, установлению сходства и различия, ориентировке на плоскости
листа бумаги (слева, справа, верх, низ, середина; последовательности выполнения рисунка;
− корригирование недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного развития
у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
− развитие мелкой моторики рук, правильное удержание карандаша и кисточки, формирование навыков произвольной регуляции
нажима и темпа движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения;
− развитие речи обучающихся и обогащение словарного запаса за счет введения новых слов, обозначающих художественные
материалы, их свойства и качества. изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.);
− обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
− воспитание интереса к изобразительной деятельности, эстетических чувств и понимание красоты окружающего мира;
−

воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основы

самооценки.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В результате обучения изобразительному искусству
изображать

увиденное

цветными

художественными

в 1 классе у обучающихся развивается цветовосприятие и умение

материалами,

формируется

умение

анализировать

форму,

строение

(конструкционные особенности) объекта наблюдения, умение выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно,
потом изображать его, передавая основное сходство.
На уроках по изобразительному искусству осуществляется пропедевтика обучения композиционной деятельности, проводится
работа по восприятию некоторых произведений искусства, сопутствующих теме определенного занятия.
У обучающихся формируется база, основа для творческой деятельности: опыт относительно полных и точных представлений о
предметном мире и явлениях окружающей действительности и зрительно-двигательные представления – способы изображений
увиденного.

Содержание разделов
№
п/п
1.

Количеств
о часов

Контрольные
работы

Подготовительный период обучения

3

-

2.

«Обучение композиционной деятельности»

9

-

3.

«Развитие у обучающихся умений воспринимать
и изображать форму предметов, пропорции и
конструкцию»

11

-

4.

«Развитие у обучающихся восприятия цвета

4

-

33

-

Название раздела, темы

предметов и формирование умений переливать
его в живописи»
Итого:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
− осознание себя как ученика, заинтересованного обучением;
− положительное отношение к окружающей действительности;
− эстетическое восприятие окружающей действительности;
− понимание красоты в окружающей действительности и возникновении эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
− умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится».
Предметные:
Минимальный уровень:
− правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой;
− правильно держать при рисовании карандаш, при рисовании красками кисть;
− обводить карандашом шаблоны, пользоваться трафаретом;
− проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, не вращая при этом лист бумаги;
− различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;
− узнавать, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
− знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного
искусства в 1 классе;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
− подготавливать к работе пластилин, использовать приемы лепки;

− использовать в аппликации приемы вырезания ножницами (резать по прямой линии)
Достаточный уровень:
− знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей , используемых на уроках изобразительного
искусства в 1 классе;
− знать названия основных цветов солнечного спектра;
− знать названия изображаемых на уроках предметов, действий обьектов, изобразительных действий;
− знать строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома;
− знать основные особенности материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
− знать выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка»,
«контур», «пятно», «цвет».;
− находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника;
− следовать

при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных

источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
− использовать разнообразные способы выполнения аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта;
рисовать по воображению;

− передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных объектов, устанавливать ее сходство с известными
геометрическими формами с помощью учителя;
− узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображенные предметы и действия; сравнивать их между собой
по форме, цвету, величине.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
−
−

0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;

−

2 балла - удовлетворительная динамика;

− 3 балла - значительная динамика.
Оценка достижений предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов к
обучению и развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Целесообразно всячески поощрять и
стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. Результат продвижения первоклассников в развитии
определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:
− «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
− «частично верно» - задание выполнено на 30-70%; −
«неверно» - задание выполнено менее чем 30 %.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дифференциация видов деятельности
№

Тема предмета

Программное содержание
Минимальный уровень

1

2

Вводный урок.
Как приготовить
рабочее место.
Чем рисуют?
На чем рисуют?

Игровые
упражнения на
различение цветов

1

1

Знакомство с
художественными
материалами – карандаши,
бумага, ластик, точилка для
карандашей.
Организация рабочего места.
Отработка навыка
правильного захвата
карандаша.
Изучение последовательного
открывания альбома.
Знакомство с основными
цветами и их оттенками –
красный, желтый, синий,
оранжевый, зеленый,
фиолетовый. Ответы на
вопросы: Что окрашено в
желтый цвет?
Что окрашено в красный
цвет?
Что окрашено в синий цвет?
Что зеленого цвета?

Достаточный уровень

Называют художественные
материалы.

Пользуются художественными
материалами

С помощью учителя правильно
располагают материалы для
рисования на столе.

Располагают материалы для
рисования на столе. Следят
за правильным захватом
карандаша в руке.
Самостоятельно открывают
альбом и последовательно
переворачивают листы.

Отрабатывают навыки правильного
захвата карандаша. С помощью
учителя последовательно
открывают и переворачивают
альбомные листы.
С помощью учителя правильно
располагают материалы для
рисования на столе.
Знакомятся с основными цветами и
их оттенками.
Находят заданные цвета.
По наводящим вопросам учителя
соотносят цвета с картинкой.

Располагают материалы для
рисования на столе.
Называют цвета.
Отвечают на вопросы учителя.
Соотносят цвета с картинкой.

3

4

5

Упражнения на
развитие
моторики рук

Простые формы
предметов.
Рисование

Сложные формы
предметов.
Рисование

1

1

1

Формирование правильного
удержания карандаша, навыка
произвольной регуляции
нажима, произвольного темпа
движения (замедление,
ускорение).

Знакомство с понятиями
«форма», «простая форма».
Соотношение
геометрических форм – круг,
квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник с предметами
окружающей
действительности. Анализ
формы предмета. Обучение
действиям с шаблонами и
трафаретами.
Знакомство с понятием
«сложная форма». Изучение
разных форм у игрушек.

С помощью учителя отрабатывают
навыки правильного захвата
карандаша.
С помощью учителя отрабатывают
толщину наносимых линий.
Проводят прямые линии. Под
контролем учителя рисуют
круги без отрыва руки.

Правильно
карандаш в руке.

удерживают

Самостоятельно регулируют
толщину наносимых линий.
Проводят различные виды
линий (волнистые, наклонные).
Рисуют круги без отрыва руки.

Показывают, с помощью учителя,
геометрические фигуры.

Называют все геометрические
формы.

С помощью учителя ориентируются
на листе бумаги.

Ориентируются на листе
бумаги.

Используют трафарет для обводки
фигур.
По наводящим вопросам учителя
называют форму предмета.

Рисуют геометрические формы
без шаблона. Раскрашивают
геометрические фигуры,
ориентируясь на контуры.

Показывают, с помощью учителя,
геометрические фигуры.

Находят в сложных формах
простые формы.

6

7

8

Сложные формы
предметов.
Рисование

Знакомство с
лепкой

Знакомство с
лепкой

1

1

1

Изучение разных форм у
посуды.
Рисование зайца из овалов.
Рисование чашки
прямоугольной формы.
Обучение действиям с

Используют трафарет для обводки
фигур.

шаблонами и трафаретами.

учителя.

Знакомство с пластичными
материалами и приемами работы
с пластилином. Изучение
материалов для лепки.
Подготовка рабочего места для
занятий лепкой.
Изучение техники безопасности
при работе с пластилином.

С помощью учителя изучают свойства
пластилина.

Отработка навыков работы с
пластилином.

Сравнивают форму овощей и
фруктов с геометрическими

Называют все геометрические
формы.

По наводящим вопросам определяют Рисуют
без
шаблона.
Самостоятельно определяют
форму посуды, игрушек.
Подбирают
цвета
для форму посуды.
раскрашивания, под контролем

С помощью учителя организовывают
рабочее место.
Учатся отщипывать и разминать
пластилин.

Раскрашивают рисунок,
ориентируясь на контуры.
Самостоятельно подбирают
цвета для раскрашивания.
Называют свойства пластилина.
Правильно организовывают
рабочее место.
Рассказывают правила работы с
пластилином.

Выполняют элементарные
приемы – отщипывание,
По наводящим вопросам учителя
отвечают на вопросы по ТБ при работе с раскатывание, вытягивание.
Отвечают на вопросы по ТБ при
пластилином.
работе с пластилином.

Сравнивают форму овощей и
фруктов с геометрическими

9

Лепка овощей и
фруктов

10 Лепка овощей и

1

1

фруктов

Знакомство с понятиями –
разомни, оторви, раскатай,
скатай, размажь, оттяни,
примажь.

Знакомство с бумагой.
Изучение свойств бумаги.
Изучение техники
аппликация.

фигурами по вопросам учителя.
Отрывают и разминают кусок
пластилина.

фигурами.

С помощью учителя выполняют
действия с пластилином. С
помощью учителя различают
цвета пластилина.

Работают со стекой.

Знакомятся со свойствами бумаги.
Под контролем учителя учатся
отрывать бумагу.

Называют основные свойства
бумаги.

Сминают бумагу.
Изучают технику аппликации.

11 Знакомство с

1

аппликацией
12 Аппликация

«Осеннее дерево»

1

Знакомство с аппликацией в
технике «рваной» бумаги.

Под контролем учителя подбирают
необходимые цвета бумаги.
С помощью учителя отрывают
бумагу.
С помощью учителя правильно
располагают готовые части
аппликации на ствол дерева.
Приклеивают части дерева, под
контролем учителя.

Владеют навыками работы с
пластилином.
Различают цвета пластилина.
Самостоятельно выполняют
действия с пластилином.

Умеют отрывать небольшие
кусочки бумаги.
Самостоятельно выполняют
действия с бумагой.
Изучают технику аппликации.
Подбирают необходимые цвета
бумаги по образцу. Отрывают
небольшие кусочки бумаги.
Правильно располагают детали
аппликации. Самостоятельно
выполняют аппликацию по
образцу.

13 Аппликация

1

«Осеннее дерево»

14 Игровые

графические
упражнения.
Линии.
Точки
15 Игровые

графические
упражнения.
Линии.
Точки
16 Украшение
новогодней елки
разноцветными
флажками.
Аппликация и
рисунок

1

1

1

Знакомство с разными
линиями – прямые,
волнистые, ломаные.
Отработка умения проводить
различные линии.
Дорисовывание картинок
разными линиями.
Дорисовывание человечкам
волос разной длины.
Дорисовывание забора.
Дорисовывание волн на море.

Правильно удерживают карандаш в
руке под контролем учителя.
Проводят прямые, волнистые,
ломаные линии под контролем
учителя.

Правильно
карандаш в руке.

Сравнивают форму линий и точек с
другими формами.

Анализируют, по вопросам
учителя, различные предметы с
точки зрения строения их
формы.

Знакомство с понятиями –
Новый год, елка, флажки,
украшение.
Передача ощущения
праздника художественными
средствами. Украшение елки
нарисованными флажками
(готовая форма).

Подбирают цвета по образцу.

Выполнение аппликации
«Снеговик».
Украшение снеговика.

Под контролем учителя подбирают
бумагу для аппликации. Вырезают
части снеговика под контролем
учителя.

Самостоятельно подбирают
бумагу для аппликации.
Самостоятельно вырезают
части снеговика.

С помощью учителя располагают

Самостоятельно выполняют

С помощью учителя дорисовывают
линии.

Работают по шаблонам.
Раскрашивают и украшают флажки
по образцу под контролем учителя.
Работают в технике аппликации
под контролем учителя.

удерживают

Самостоятельно проводят
прямые, волнистые, ломаные
линии.

Работают самостоятельно по
образцу.
Подбирают цвета по образцу.
Самостоятельно располагают
рисунок на альбомном листе.
Украшают флажки узорами с
помощью линий разной
толщины, по образцу.
Работают в технике
аппликация.

17 Украшение

готовые детали снеговика на листе.
Украшают снеговика по образцу,
под контролем учителя.

1

новогодней елки
разноцветными
флажками.
Аппликация и
рисунок
18 Зима. Аппликация

1

«Снеговик»
19 «Рыбки в

1

аквариуме».
Аппликация и
рисунок

20 «Рыбки в

1

аквариуме».
Аппликация и
рисунок

21 Изображение

деревьев

1

Изучение формы.
Форма и создание композиции
внутри заданной формы.
Развитие художественных
навыков при создании
аппликации на основе знания
простых форм. Работа с
шаблоном.
Творческие умения и навыки
работы фломастерами и
цветными карандашами.
Различие деревьев по временам
года.
Изучение строения дерева –
ствол, ветки, листья, иголки,
корни.

Правильное расположение
картинки на листе бумаги.
Работа с шаблоном.

Называют простые формы.
Владеют приемами составления
аппликации.
Рисуют аквариум и рыбок с
помощью шаблона. Подбирают
цвета под контролем учителя.

аппликацию по образцу.
Украшают снеговика по
предложенному образцу.

Называют простые формы.
Владеют
приемами
составления
аппликации.
Создают
сложную
многофигурную
композицию.
Работают самостоятельно по
образцу.

Различают деревья по временам
года, под контролем учителя.
Показывают и называют, с
помощью учителя части дерева.
Под контролем учителя
ориентируются на альбомном
листе.
Рисуют под контролем учителя.
С помощью учителя
располагают картинки на листе.

Различают деревья в разное
время года.
Называют части дерева.
Ориентируются на листе
альбома. Рисуют дерево
самостоятельно по образцу.

Самостоятельно, по образцу
располагают рисунок на

22 Пирамидка, рыбка.

1

Рисование

23 Сказка «Колобок».

Рисование

1

Дорисовывание картинок.
Раскрашивание картинок.

Подбирают цвета под
контролем учителя. Работают
по шаблону. Стараются
раскрашивать картинки по
контуру.

листе бумаги.

Рассматривание
иллюстрации
сказки «Колобок».
Анализ форм предметов.
Развитие наблюдательности.
Усвоение понятий «слева» и
«справа».

Узнают героев сказки. По
наводящим вопросам
учителя, называют форму
предметов.

Определяют характер героев
сказки.

С помощью учителя находят
заданные параметры на листе.
Дорисовывают рисунок
по
опорным точкам.

Подбирают цвета по образцу.
Создают и изображают на
плоскости средствами
аппликации и графическими
средствами (цветные
карандаши, фломастеры)
заданный образ (пирамидка,
рыбка).

Ориентируются в
пространстве листа. Находят
заданные параметры.
Рисуют самостоятельно по
образцу.

24 Сказка «Колобок».

1

Рисование

25 Аппликация

1

«Дом в городе»

26 Весна.

Почки на деревьях.
Рисование

1

Изучение частей многоэтажного
дома (дом, стены, окна, дверь,
крыша, этажи)
Различие зданий.
Знакомство с ножницами.
Устройство ножниц. Техника
безопасности при работе с
ножницами.
Приемы резания ножницами по
прямым линиям.
Выполнение аппликации.

Показывают части дома.
Показывают части (детали)
ножниц.

Называют части дома.
Различают здания.

Выполняют аппликацию под
контролем учителя.

короткой линии смыкая
лезвие ножниц до конца.
Самостоятельно выполняют
аппликацию.

Определение времени года.
Повторение ориентировки на
альбомном листе – слева,
справа, над, под
Знакомство с красотой и
разнообразием весеннего мира
природы.
Эстетическое восприятие
деталей природы (красоты
весенних деревьев.
Повторение времен года.
Рисование по описанию.
Построение рисунка с
использованием
вспомогательных точек. Выбор

С помощью учителя, по
картинам, определяют время
года.

Рассматривают картины и
определяют по картине время
года.

Соблюдают технику
безопасности при работе с
Разрезают бумагу по короткой
линии смыкая лезвие ножниц до ножницами.
конца.
Разрезают бумагу по

Рассматривают весенние
картины.

Отвечают на вопросы по
содержанию картин.
Ориентируются на листе бумаги Ориентируются на листе
бумаги.
по вопросам учителя. Рисуют
Рисуют деревья по образцу.
деревья с помощью учителя.
Про наводящим вопросам
определяют время года.
Называют геометрические
фигуры, из которых состоит

Называют признаки
весеннего время года.
Называют геометрические
фигуры, из которых состоит

27 Рисование картины

по опорным точкам
«Кораблик»

28 Знакомство с гуашью

29 Рисование солнца на

небе, травки на земле

1

необходимого цвета.

рисунок.

рисунок.

Проводят линии, под контролем Самостоятельно соединяют
учителя.
линии и
раскрашивают
рисунок.
Подбирают цвета, под

1

1

контролем учителя.

Подбирают цвета по образцу.

Подготовка рабочего места для
рисования гуашью. Знакомство
со свойствами гуаши.
Знакомство с художественными
инструментами – краска гуашь,
кисти, палитра. Изучение
способа

С помощью учителя
организовывают свое рабочее
место.

Называют свойства гуаши.
Называют детали кисти.
Называют
и различают
художественные

примакивания.

Задание
выполняют
контролем учителя.
Повторяют и называют цвета. С
помощью учителя
организовывают свое рабочее
место.

Выражение настроения в
изображении.
Какое настроение вызывают
разные цвета?
Развитие навыков работы с
красками, цветом.
Усвоение таких понятий, как
«ясно», «пасмурно».
Практика работы с красками.

Изучают свойства гуаши.
Знакомятся с художественными
инструментами – краска гуашь,
кисти, палитра.

инструменты – краска гуашь,
кисти, палитра.

Задание выполняют
под самостоятельно.

По наводящим вопросам
повторяют технику работы с
гуашью.

Владеют приемом
примакивания.
Называют свойства гуаши.
Правильно организовывают
рабочее место.

Называют и применяют
технику работы с гуашью
Рисунок выполняют по образцу, Рисунок выполняют
под контролем учителя.
самостоятельно по образцу.

30 Рисование радуги

31 Аппликация

1

1

«Коврик для куклы»
32 Аппликация

«Коврик для куклы»

1

Повторение цветов радуги.
Метод примакивания.

Знакомство с
узором,
орнаментом, ритмичностью
формы, украшением.
Правильное расположение
узора в полосе.

Повторяют и называют цвета.
По наводящим вопросам
называют свойства гуаши. С
помощью учителя
организовывают свое рабочее
место.
Рисунок выполняют по образцу
под контролем учителя.
Владеют приемами составления
аппликации.
Рассматривают орнаменты,
находят в них природные и
геометрические мотивы.
Получают первичные навыки
декоративного изображения.

Владеют приемом
примакивания.
Называют свойства гуаши.
Правильно организовывают
рабочее место. Рисунок
выполняют самостоятельно
по образцу.
Называют простые формы.
Владеют
приемами
составления аппликации.
Находят орнаментальные
украшения в предметном
окружении человека, в
предметах, созданными
человеком.

33 Нарисуй свою

картину

1

Рассматривание рисунков.
Отбор объектов изображения.
Формирование
пространственных
представлений у детей.
Расположение
объектов
на
листе. Правильная ориентация
на плоскости листа бумаги.
Расстановка
предметов
в
рисунке. Понятие вертикальной
плоскости (небо или стена).
Развитие
пространственных
представлений.
Понятия «над», «под»,
«посередине», «в центре»

Рассматривают рисунки.
Под контролем учителя
располагают объекты,
выбранные для изображения на
листе бумаги.

Отвечают на вопросы по
рисункам.
Правильно
располагают
объекты, выбранные для
изображения на листе бумаги.

Под
контролем
учителя Различают понятия (над, под,
усваивают понятия
«над», посередине, в центре).
«под», «посередине», «в
Учитывают размер и форму
центре»
предметов.
Выполняют работу по выбору,
Работают самостоятельно
из предложенных образцов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Детская журналистика объединяет.

Детская журналистика объединяет. «Дети-детям. Живые письма» - переписка юных журналистов из разных городов!

Вот и подошел к логическому завершению масштабный всероссийский проект юных журналистов (г. Москва), в котором под руководством педагогов школьного медиахолдинга «Подсолнух» Крушинских Л.Ю. и Лапшиной Н.А.  приняли участие наши ребята.

Напомним, как это было. Проект начался еще в октябре 2023 года. Цель его – обмен почтовыми письмами между участниками студий детской журналистики, медиацентров. Зарегистрировано более 80 заявок по всей России. Наши ребята справлялись с редакционными заданиями наравне с норматипичными школьниками. А это: 1. Групповые творческие задания на тему журналистики, блогинга, медиажурналистики; 2. Написание индивидуальных писем, отправленных в одном конверте; 3. Оформление конверта по заданной тематике; 4. Съемка видеоролика. Лидия Юрьевна и Наталья Андреевна проводили увлекательные занятия с ребятами о появлении почтовой службы и ее истории, об истории почтовой марки, об эпистолярном этикете, многое узнали о профессии почтальона. Ребята нашего медиа-кружка отлично справились со всеми заданиями. Было очень весело писать письма, здорово отправлять по почте и получать письма, писать ответы.йте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».