РП_7 _ по биологии

Структура рабочей программы.
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика учебного предмета.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
4. Планируемые результаты освоения рабочей программы.

5.Содержание учебного предмета.
6. Календарно- тематическое планирование.
7. Описание материально- технического оснащения.
8. Приложение.

1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативно правовые документы

Рабочая программа по предмету «Биология» разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:
1. Закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
2. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классов» ( 1 часть , 2 часть ) - Под ред. В.В.Воронковой –
Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2014.
3. Приказа от 19 декабря 2013 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным

программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 22.03.2021 года №115.
5. Санитарных правил СП 2.4.3648-20- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления

детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 .
6.Приказа № 345 « О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
7.Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115"
(Зарегистрирован 22.03.2022 № 67817)
1.2. Целевая аудитория.
Программа предназначена для образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 5 лет обучения.

1.3. Срок реализации рабочей программы: 1 год (2025-2026 учебный год)
1.4. Цели образования с учетом специфики учебного предмета.

Цели уроков биологии: развитие у обучающихся наблюдательности, речи и мышления, установление простейших причинно-следственных
отношений и взаимозависимости живых организмов между собой и неживой природой. Взаимосвязи человека с природой и влияние на нее.
Коррекция недостатков интеллектуального развития.
Основными задачами преподавания биологии являются:






Сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие
сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье.
Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, туман, ветер, смена времен года, а также их роль в живой
и неживой природе.
Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для
жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.
Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на пришкольном участке) и ухода за нами; с
некоторыми животными, которых можно содержать дома или в пришкольном уголке природы.
Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Содержание обучения биологии имеет и практическую направленность: все знания учащихся, получаемые ими на уроках, являются
практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Обучение в коррекционной школе носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не
снимает их. При отборе программного учебного материала по биологии учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования
черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Уроки биологии 7-9 классов
организуются как уроки усвоения общих представлений об изменениях в природе, явлениях природы, физических процессах, закономерностях
размещения объектов неживой и живой природы, животного и растительного мира, строения человека, системой работы органов. В процессе
обучения решаются следующие задачи: формирование навыков самоконтроля; расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;
формирование положительных личностных качеств учеников; развитие речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных
операций, познавательной деятельности в целом; выработка навыков работы с таблицами; коррекция речи и мышления.
2. Общая характеристика учебного предмета биологии.

Учебники:
З.А.Клепинина «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс, Москва, «Просвещение», 2023 г.
Биология, как учебный предмет, является ведущим в системе подготовки школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как от его
усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения естествознания
обусловливает его специфику: все получаемые учащимися знания, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Необходимость коррекции познавательной, пространственно-ориентационной, речевой деятельности школьников с ограниченными возможностями
здоровья обусловлена трудностями овладения ими навыками биологических представлений, выявления причинно-следственных связей,
своеобразием их психофизических функций.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного
стандарта специального (коррекционного) образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.
Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы по биологии 7-9 классов определяется федеральным перечнем учебников,
рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях.
3. Описание места учебного предмета биологии в учебном плане.
Тематический план рабочей программы включает в себя основное содержание всех разделов курса с указанием бюджета времени на их
изучение.
Логика изложения и структура курса уроков биологии в рабочей программе полностью соответствуют авторской программе.
При планировании курса учитывается количество учебных недель. Исходя из этого, общее количество часов по биологии 2025 - 2026
учебном году составляет в 7 классе - 67 ч.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:
7 класс - «Биология. Растения. Грибы. Бактерии» - 67 часов.
Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему, определяется в зависимости от состава класса,
особенностей и возможностей учащихся. В программе выделены лабораторные работы и экскурсии, указана биологическая номенклатура, а также
по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
7 класс-«Биология. Растения. Бактерии Грибы..»
В первой четверти - 16ч.

Во второй четверти - 16.
В третьей четверти - 21ч.
В четвёртой четверти – 14 ч
Объем учебного времени за год : 67ч.

4. Планируемые результаты освоения предмета биологии.
К концу 7 класса обучающийся :
Минимальный уровень
Достаточный уровень
знает особенности внешнего вида изученных растений и знает признаки сходства и различия между группами растений
животных, узнавание и различение изученных объектов в и животных; выполняет классификацию на основе выделения
окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
общих признаков;
Знает названия некоторых бактерий, грибов, а также растений
из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и
цветковых;
знает некоторые биологические особенности, а также приемы
возделывания
наиболее
распространенных
сельскохозяйственных растений, особенно местных.

устанавливает взаимосвязи между средой обитания и внешним
видом объекта (единство формы и функции);

разницу ядовитых и съедобных грибов

знать вред бактерий и способы предохранения от заражения
ими, разницу ядовитых и съедобных грибов

К концу 7 класса облучающийся умеет:
умеет выполнять совместно с учителем практические работ,
предусмотренных программой;

знает
биологические особенности, а также приемы
возделывания
наиболее
распространенных
сельскохозяйственных растений, особенно местных.

умеет узнавать изученные природные объекты по внешнему
виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки,
схемы);

умеет с помощью учителя называть конкретные предметы и умеет обращаться с простым лабораторным оборудованием;
явления в окружающей действительности, давать им определять температуру воды и воздуха; проводить
обобщенные названия;
несложную обработку почвы на пришкольном участке.

устанавливать простейшие связи между обитателями природы
и явлениями природы; соблюдать правила поведения в
природе.

владеет сформированными знаниями и умениями в учебных,
учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях.

умеет различать органы у цветкового растения (цветок, лист,
стебель, корень).

Умеет отличать цветковые растения от других групп (мхов,
папоротников, голосеменных); приводить примеры растений
некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
различать органы у цветкового растения (цветок, лист,
стебель, корень).

умеет называть конкретные предметы и явления в
окружающей действительности, давать им обобщенные
названия;
устанавливать
простейшие
связи
между
обитателями природы и явлениями природы; соблюдать
правила поведения в природе.

умеет различать однодольные и двудольные растения по
строению корней, листьев, плодов и семян; выращивать
некоторые цветочно-декоративные растения; различать грибы
и растения.

5. Содержание учебного предмета биологии.
Изучение курса 7 класса позволяет учителю на уроках знакомить учащихся с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими
знаниями, которые доступны для чувственного восприятия учащихся и на которых начинают формироваться физиологические понятия,
свойственные всем живым организмам.
Введение – 2 часа.
Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.
РАСТЕНИЯ
Общее знакомство с цветковыми растениями – 26 часов.
Общее понятие об органах цветкового растения. Подземные и наземные органы цветкового растения. Корни и корневые системы. Стебель. Лист.
Цветок. Строение семени. Растение – целостный организм. Демонстрация опытов: Испарение воды листьями. Образование крахмала в листьях на

свету. Условия, необходимые для прорастания семян. Практические работы: Органы цветкового растения. Строение цветка. Определение
строения семени с двумя семядолями, с одной семядолей. Определение всхожести семян.
Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) – 35 часаов.
Особенности строения. Деление цветковых растений на однодольные и двудольные. Характерные различия. Однодольные растения. Злаки.
Выращивание. Использование с народном хозяйстве. Лилейные. Общая характеристика. Лук, чеснок – многолетние овощные растения.
Выращивание, уход, уборка. Использование человеком. Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов. Практические работы:
Перевалка и пересадка комнатных растений. Строение луковицы. Двудольные растения. Пасленовые. Картофель. Томат, петунья. Бобовые. Горох.
Бобы. Клевер, люпин – кормовые травы. Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника. Биологические особенности
растений сада. Особенности размножения яблони, груши, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и
использование. Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы – однолетние цветочные растения. Маргаритка – двулетнее растение. Георгин –
многолетнее растение. Особенности строения. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком. Практические работы:
Строение клубня картофеля. Выращивание рассады. Многообразие бесцветковых растений. Голосеменные. Сосна и ель – хвойные деревья. Отличие
их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве. Папоротники.
Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника. Мхи. Понятие о мхе как о многолетнем растении. Места произрастания
мхов. Торфяной мох и образование торфа. Охрана растительного мира.
Бактерии – 1 час.
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы – 2 часа.
Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сборки и обработки съедобных
грибов.
Практические работы – 1 час.
Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Уборка прошлогодней листвы.

Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации НРК.

Программа по биологии предусматривает включение регионального компонента в учебный процесс. Возрастает интерес ко всему, что с
растительным и животным миром. В ходе изучения курса по биологии происходит непрерывное воспитание у учащихся интереса к родному краю,
ответственного отношения к окружающей среде, здоровью, уважения к традициям своего края. Проводимая в системе работа по формированию
пространственной ориентации и развитию речи позволяет реализовать триединую образовательную цель: обучающую, воспитывающую и
коррекционно-развивающую.
Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу.
Уроки биологии в коррекционной школе VIII вида проводятся с учетом особенностей развития детей с нарушением интеллекта. Этим объясняется
небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся специальной школы и учитывающих определенную динамику их развития по сравнению
с предыдущими годами обучения.
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений качественно, в полном объеме программный материал способны усвоить
отдельные ученики. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений.
Стремление ученика достигнуть более высоких результатов в учении проявляется в его старательности, исполнительности, усидчивости, затрате
времени и сил и т. д., но отсутствие способностей, недостаточный уровень умственного развития могут помешать ученику иметь значительные
достижения в овладении программным материалом. Поэтому перед учителем коррекционной школы не стоит задача дать всем детям даже
приблизительно одинаковые знания. Будет достаточно того, что некоторые учащиеся получат навыки грамотного устного изложения материала,
привыкнут находиться и трудиться в коллективе, окажутся способными по окончании школы включиться в общественное производство,
существовать самостоятельно, обеспечивая себя, свою семью. Таким образом, будет решена главная задача коррекционной школы — сделать из
ученика полезного члена общества.
На уроках биологии в коррекционной школе главной формой контроля является наблюдение за деятельностью школьников. Педагог обращает
внимание на быстроту включения каждого ученика в работу, умение сосредотачиваться, активно трудиться, быть самостоятельным в выполнении
заданий, доводить работу до конца.
В начале учебного года проводится диагностическая работа, которая помогает выявить пробелы в знаниях учащихся, проверить сформированность
практически значимых навыков.
В зависимости от уровня подготовки учащихся, а также их индивидуально - типологических особенностей проводятся практические работы и
контрольные срезы после изучения разделов и тем программы.

Работа начинается с того уровня, на котором находится ребенок по результатам обследования, и проводится в форме индивидуальных,
индивидуально-групповых занятий. Помимо индивидуальной, необходимо вовлекать учеников в коллективные формы работы на уроке, соблюдая
при этом определенные требования к их деятельности:
•
использовать индивидуально составленные учителем карточки, содержание которых составляют тренировочные упражнения по
формированию различных представлений.
•

учить школьников работать с интерактивной доской, программой - тренажером «Отличник» из серии «Кирилл и Мефодий».

Кроме того, в специальной (коррекционной) школе VIII вида учатся дети, которые испытывают трудности, не связанные с нарушением интеллекта
анализаторной недостаточностью, речевым недоразвитием. Эти затруднения могут быть обусловлены другими причинами: природным темпом
деятельности, характерологическими особенностями личности, темперамента, сочетанием умственной отсталости с ОНР и др. Для учащихся, о
которых идет речь, в каждом конкретном случае необходим свой, особый подход в решении имеющейся проблеме.
Курс «Биология» предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о
живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Структура курса «Биология» в 7 классе
№п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Введение

2ч

2

26ч

3

Растения.
Общее знакомство с цветковыми растениями.
Многообразие цветковых растений

4

Бактерии

1ч

5

Грибы

2ч

6

Практические работы.

1ч

7

Итого

35ч

6. Тематическое планирование уроков биологии в 7 классе – 67 часов.

Содержание разделов,
тем урока

Кол-во
часов

Дата

1 четверть – 17 часов.

1

Разнообразие растений.
Стр. 5-8

1

Ф.с. о многообразии
жизненных форм
растений.

Опорные таблицы.
Учебник.

2

Значение растений и их
охрана
Стр. 8-13

1

Ф.с. о значении
растений в природе.

Таблица. Учебник.

3

Внешнее строение
растения.
Лабораторная работа
№1.
Стр. 14-16

1

Ф.н. отличия цветковых
растений от других
форм растений.

4

Строение цветка.
Лабораторная работа
№2.
Стр. 16-19

1

5

Виды соцветий.

1

№

Планируемый
результат

Средства обучения

Деятельность
обучающихся

Направления
коррекционной работы

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Повторение домашнего
задания. Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Расширение кругозора
учащихся.

Таблица. Учебник.
Цветковое растение
(препарат)

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие умения
сравнивать и обобщать.

Ф.с о строении цветка.

Таблица. Цветок
(препарат)

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие
наблюдательности,
умения сравнивать.

Формирование сведений

Учебник. Таблица.

Прослушали

Развитие умения

Умение устанавливать
закономерности и
логические связи в ряду
предметов, явлений.

Стр. 19-21

о видах соцветий и их
отличительных чертах.

Презентация.

объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

сравнивать и обобщать.

6

Опыление и
оплодотворение
цветков.
Стр. 21-24

1

Ф.с. о биологических
особенностях цветковых
растений.

Таблица. Учебник.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие умения
обобщать.

7

Разнообразие плодов и
семян.
Стр. 24-28

1

Ф.с. о плодах и семенах
цветковых растений

Таблица. Учебник.
Семена.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие умения
обобщать, сравнивать.

8

Размножение растений
семенами.
Распространение
плодов и семян.
Стр. 28-31

1

Ф.с. о способах
распространения плодов
и семян цветковых
растений.

Таблица. Учебник.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Формирование
способности выделять
сущностные признаки
предметов и явлений.

9

Внешний вид и
строение семени
фасоли. Строение
семени с двумя
семядолями.
Лабораторная работа
№3, №4.
Стр. 31-34

1

Ф.с. о двудольных
растениях.
Ф.н. различения семян
двудольных растений

Таблица. Учебник.
Проросшее семя
фасоли.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие логического
запоминания.

10

Строение семени
пшеницы.
Лабораторная работа
№5.
Стр. 35-37

1

Ф.н. различения семян
однодольных растений.

Проросшее семя
пшеницы

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие
наблюдательности,
умения сравнивать.

Условия прорастания
семян. Всхожесть
семян. Определение
всхожести семян.
Лабораторная работа
№6.
Стр. 37-41
Посев семян. Правила
их заделки в почву.
Стр. 41-44

1

Ф.с. об условиях
прорастания семян, их
всхожести.

Учебник. Семена
пшеницы.
Фильтровальная
бумага.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие
наблюдательности,
умения сравнивать.

1

Ф.с. об общих правилах
посева семян.

Учебник.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Умение устанавливать
закономерности и
логические связи.

13

Виды корней растений
и их значение.
Стр. 44-47

1

Ф.с. о видах корней и их
значении для растений.

Учебник. Таблица.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие логического
запоминания.

14

Корневые системы.
Значение корня.

1

Ф.с. о стержневой и
мочковатой корневой
системе.

Учебник. Таблица.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие умения
сравнивать, обобщать.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие умения
сравнивать, обобщать.

11

2

12

Стр. 47-51

15.

Видоизменение корней.
Стр. 51-53

1

Корнеплоды и
корнеклубни.

Учебник. Таблица.

16.

Лист. Внешнее
строение листа.

1

Ф.с. о внешнем
строении листа.

Таблица. Учебник.
Гербарий.

Стр. 54-57

Развитие логического
запоминания.

2четверть – 16 часов.

№

Тема урока

1

Из каких веществ состоит растение. Опыт
№1,№2.

Ко
лво
час
ов

Дата

Планируемый
результат

Средства обучения

Деятельность
обучающихся

Направления
коррекционной
работы

Ф.н. определения
состава растения.

Учебник. Семя
подсолнечника.
Клубень картофеля.

Прослушали объяснение
темы. Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие умения
работать по
плану.

Стр.57-58

Йод.
2

Образование органических веществ в
растении.

1

Ф.н. определения
состава растения.

Учебник.
Препараты листьев.
Йод

Прослушали объяснение
темы. Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие умения
работать по
плану.

1

Ф.н определения
испарения листьев.

Растение. Колба.
Штатив.

Прослушали объяснение
темы. Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие умения
работать по
плану.

1

Ф.н. определения
дыхания растений.

Растение. Пробирка.

Прослушали объяснение
темы. Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие умения
сравнивать,
обобщать.

1

Ф.с. о листопаде и его
значении в жизни
растения.

Учебник. Таблица.

Прослушали объяснение
темы. Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие
логического
запоминания.

1

Закрепление сведений
по теме «Лист».

Учебник. Таблица.

Прослушали объяснение
темы. Обсуждение темы.
Работа в рабочей

Развитие умения
обобщать,

Опыт №3, №4.
Стр. 58-62
3

Испарение воды листьями.
Стр. 62-65

4

Дыхание растений.
Стр. 65-68
Опыт№5.

5

Листопад и его значение.
6Стр. 68-70

6

О7бобщение по теме «Лист». Экскурсия.

тетради. Отвечают на
вопросы темы.
7

8

1

С9тебель. Строение стебля.

Ф.с. о строении
стебля.

Учебник. Таблица.

1

Ф.с. о значении
стебля в жизни
растения.

Учебник. Таблица.

Прослушали объяснение
темы. Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие
логического
запоминания.

1

Ф.с. о разнообразии
стеблей.

Учебник. Таблица.

Прослушали объяснение
темы. Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие умения
сравнивать,
обобщать.

1

Ф.с. о взаимосвязи
частей растений.

Учебник. Таблица.

Прослушали объяснение
темы. Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие умения
обобщать,
сравнивать.

1

Ф.с. о связи растений
со средой обитания.

Учебник. Таблица.

Прослушали объяснение
темы. Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие
логического
запоминания.

1

Ф.с первоначальных
с. о делении растений
на группы.

Учебник. Таблица.

Прослушали объяснение
темы. Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие умения
обобщать,
сравнивать.

1

Ф.с о мхах.

Учебник. Опорная

Прослушали объяснение
темы. Обсуждение темы.

Развитие
наблюдательнос

Стр. 71-73

8

Значение стебля в жизни растения. Опыт 1.
Опыт 2.
Стр. 73-76

9

Разнообразие стеблей.
Стр. 76-79

10

Взаимосвязь частей растений.
Стр. 79-80

11

Связь растений со средой обитания.
Стр. 80-83

12

Деление растений на группы.
Стр. 84-85

13

Мхи.

Прослушали объяснение
темы. Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

сравнивать.

Развитие
логического
запоминания.

Стр. 86-88

14

Папоротники.

Голосеменные. Хвойные растения.

Покрытосеменные, или цветковые
растения. Их деление на классы.
Стр. 94-96

ти умения
сравнивать.

Формирование
сведений о
папоротниках.

Учебник. Опорная
таблица.
Презентация.

Прослушали объяснение
темы. Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие
логического
запоминания.

1

Ф.с. о голосеменных
растениях.

Учебник. Опорная
таблица.

Прослушали объяснение
темы. Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие
логического
запоминания.

1

Ф.с. о цветковых
растениях и их
делении на классы.

Учебник. Опорная
таблица.

Прослушали объяснение
темы. Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Расширение
кругозора
учащихся.

Стр. 90-94

16

Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

1

Стр. 88-90

15

таблица.

3 четверть – 21 час.

№

Тема урока

Ко
лво
час
ов

1

Однодольные покрытосеменные. Злаковые,
их общие признаки.

Дата

Планируемый
результат

Средства обучения

Деятельность
обучающихся

Направления
коррекционной
работы

1

Ф.с.о злаковых
растениях.

Таблица. Учебник.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие
логического
запоминания.

1

Ф.с. о хлебных
злаковых культурах.

Учебник. Опорная
таблица. Образцы
злаков.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Расширение
кругозора
учащихся.

1

Ф.с. о выращивании
зерновых.

Учебник.опорная
таблица.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие
логического
запоминания.

1

Ф.с. об
использовании злаков
в народном
хозяйстве.

Видеофильм.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Расширение
кругозора.

1

Ф.с. об общих
признаках лилейных.

Учебник.опорная
таблица.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие
логического
запоминания.

1

Ф.с. о декоративноцветочных лилейных.

Учебник.опорная
таблица.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.

Расширение
кругозора

Стр. 96-97

.2

Хлебные злаковые культуры. Пшеница.
Рожь. Ячмень. Овёс. Кукуруза.
Стр. 98-103

.3

Выращивание зерновых. Подготовка
почвы, Посев. Уход. Уборка урожая.
Стр. 103-107

.4

Использование злаков в народном
хозяйстве.
Стр. 107-109

.5

Лилейные.общие признаки лилейных.
Стр. 110-111

.6

Цветочно-декоративные лилейные. Лилия.
Тюльпан. Хлорофитум.

Стр. 111-116

.7

Овощные лилейные. Лук.
Чеснок.Лабораторная работа № 7.
Строение луковицы.

Дикорастущие лилейные. Ландыш.

Ф.с. об овощных
лилейных.

Таблица. Учебник.
Луковица.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Расширение
кругозора
учащихся.

1

Ф.с. о биологических
особенностях
ландыша.

Таблица. Учебник.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие
логического
запоминания.

1

Ф.с. о пасленовых
растениях.

Развитие
логического
запоминания.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие
логического
запоминания.

1

Ф.с. о дикорастущих
и культурных
растениях семейства
паслёновых.

Учебник, опорная
таблица.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие
логического
запоминания.

1

Ф.с. о строении
клубня картофеля.

Препарат клубня
картофеля.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие
наблюдательности,
умения сравнивать.

1

Ф.с. о возделывании
картофеля.

Учебник.таблица.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.

Развитие умения
сравнивать,

Стр. 1321-122

.9

Двудольные покрытосеменные.
Паслёновые. Общие признаки паслёновых.
Стр. 122-123

.10

Дикорастущие паслёновые. Паслён чёрный
Стр. 123-124

.11

Овощные и технические паслёновые.
Картофель.
Лабораторная работа №8. Строение
клубня картофеля.
Стр. 125-126

.12

Выращивание картофеля.

учащихся.

1

Стр. 116-121

.8

Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Стр. 126-130

13

Овощные паслёновые. Томат.

Овощные паслёновые. Баклажан и перец.

обобщать.

Ф.с. об
отличительных
чертах овощных
паслёновых
растениях.

Учебник. Таблицы.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие умения
сравнивать,
обобщать.
Расширение
кругозора
учащихся.

Ф.с. о цветочнодекоративных
паслёновых

Учебник. Таблицы.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Расширение
кругозора.

1

Ф.с. об общих
признаках бобовых.

Учебник. Таблицы.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Расширение
кругозора.

1

Ф.с. о южных
бобовых культурах.

Учебник. Таблицы.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие умения
сравнивать ,
обобщать.

1

Стр. 131-134

14

Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

1

Стр. 134-138
15

Цветочно-декоративные паслёновые.
Петуния. Душистый табак.

1

Стр. 138-141

16

Общие признаки бобовых.
Стр. 141-142

17

Пищевые бобовые растения. Бобы. Горох.
Стр. 143 - 145

Гербарий.

18

Южные бобовые культуры. Фасоль. Соя.

1

Ф.с. о южных
бобовых культурах.

Учебник. Таблицы.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради.

Развитие умения
сравнивать ,
обобщать.

1

Ф.с. о южных
бобовых культурах.

Учебник. Таблицы.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие умения
сравнивать ,
обобщать.

1

Ф.с. об общих
признаках
розоцветных

Учебник. Таблицы.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Развитие умения
сравнивать,
обобщать.

Ф.с. о плодовоягодных розоцветных

Учебник. Таблицы.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают на
вопросы темы.

Расширение
кругозора.

Стр. 145-158

19

Кормовые бобовые растения.
Стр. 148 -150

20

Общие признаки розоцветных. Шиповник.
Стр. 150-153

21

Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня.
Груша.

1

Гербарий.

Стр. 153-158

4 четверть – 14 часов.

№

Тема урока

1

Плодово-ягодные розоцветные. Вишня.
Малина.
Стр.158-163

Кол-во
часов

1

Дата

Планируемый
результат

Средства
обучения

Деятельность
обучающихся

Направления
коррекционной
работы

Ф.с. о плодово-ягодных
розоцветных

Учебник.
Таблица.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.

Расширение
кругозора.

2

Плодово-ягодные. Земляника.

1

Ф.с. сведений о
плодово-ягодных
розоцветных.

Учебник.
Таблица.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.

Расширение
кругозора.

1

Ф.с. о южных плодовоягодных розоцветных

Учебник.
Таблица.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.

Развитие умения
сравнивать,
обобщать.

1

Ф.с. об общих
признаках
сложноцветных.

Учебник.
Таблица.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.

Развитие умения
сравнивать,
обобщать.

1

Ф.с. об однолетних
цветочнодекоративных
сложноцветных.

Учебник.
Таблица.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.

Расширение
кругозора.

1

Ф.с. о многолетних
цветочнодекоративных
сложноцветных.

Учебник.
Таблица.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.

Расширение
кругозора.

Стр. 163-166

3

Персик и абрикос – южные плодоворозоцветные культуры.
Стр. 166-169

4

Сложноцветные. Общие признаки
сложноцветных. Подсолнечник.
Стр. 169-173

5

Однолетние цветочно-декоративные
сложноцветные. Календула. Бархатцы.
Стр. 174-176

6

Многолетние цветочно-декоративные
сложноцветные. Маргаритка и георгин.
Стр. 177-180

Гербарий.

7

Уход за комнатными растениями.
Пересадка и перевалка. Практическая
работа. Стр. 180-184

1

Ф.с. по уходу за
декоративными
комнатными
растениями.

Учебник.
Таблица.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.

Развитие внимания.

8

Осенние работы в саду. Осенняя перекопка
почвы.

1

Ф.с. по уходу за
растениями.

Учебник.
Таблица.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.

Развитие внимания.

Практическая работа.

Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.

Стр. 185-1187
9

Обработка почвы в приствольных кругах
плодового дерева

1

Ф.с. по уходу за
растениями.

Учебник.
Таблица.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.

Развитие внимания.

Ф.с. по уходу за
растениями.

Учебник.
Таблица.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.

Развитие внимания.

Ф.с. по уходу за
растениями.

Учебник.
Таблица.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на объяснение темы.

Развитие внимания.

Ф.с. о южных бобовых
культурах

Учебник.
Таблицы.

Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы
темы.вопросы темы.

ивать , обобщать.

. Ф. первоначальных
сведений о бактериях.

Учебник.
Таблицы.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.

Развитие умения
сравнивать ,
обобщать.

стр. 187-191

10

Подготовка сада к зиме.
Стр.191-194

11

Весенние работы в саду. Весенний уход за
садом.

1

Весенняя обработка почвы.
Практическая работа
Стр. 194-200
12

Уход за посевами и посадками.

13

Бактерии.
Стр. 204-208
Тесты.

1

14

Грибы. Строение грибов.

1

Ф.с. о грибах.

Стр. 209-212 Съедобные и несъедобные
грибы.
Стр. 212 - 216

Учебник.
Таблицы.

Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.

Развитие умения
сравнивать ,
обобщать.

7. Перечень компонентов учебно-методического комплекса
Учебно-методические пособия
1. Учебник «Биология» 7 класс для специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Автор –
З.А. Клепинина «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс, Москва, «Просвещение», 2023 г.
Дидактический материал
1. Таблицы
2. Гербарий
3. Наглядный материал
4. Наборы игр
5. Презентации по изучаемым темам.

Интернет ресурсы:
https://shs_nvkr_1_chit.zabedu.ru/электронные-учебники-овз-7-класс/ -ссылка на электронный учебник
8. Приложение к программе

Итоговый тест по биологии 7 класс.
Растения вокруг нас.
1. Наука, которая изучает строение и жизнь живых организмов называется?
1. Математика

2. География
3. Биология
2. Какое растение относится к дикорастущим?
1. Крапива
2. Пшеница
3. Картофель
3. Какое растение относится к культурным?
1. Черника
2. Огурцы
3. Подорожник
4. Почему растения-живой организм? (Отметьте все правильные ответы)
1. Появляются на свет
2. Питаются
3. Дышат
4. Растут
5. Приносят плоды
6. Умирают
7. Играют
5. Что не относится к живым организмам?

1Грибы
2Растения
3Бактерии
4Горы.
6. Какое растение получило название Цветковых?
1. Которое цветет
2. Которое зеленеет
3. Которое красивое
7. Вид соцветия.
1. Цветок
2. Семя
3. Корзинка

8. Назовите часть растения.
1. Колос
2. Стебель
3. Кустарник
9. Назовите вид плода.
1. Сочный
2. Круглый
3. Зеленый
10. Назовите часть цветка.
1. Венчик
2. Букет
3. Корзинка
11. Какие плоды относятся к сочным?
1. Ягода
2. Орех
3. Коробочка
12. Плоды, в мякоти которых много семян, называют:
1. Костянка
2. Ягода
3. Семянка
13. Условия для прорастания семян (отметьте все правильные ответы):
1. Свет
2. Тепло
3. Влага
4. Воздух
14. Из чего развивается плод?
1. Из пестика
2. Из тычинки
3. Из лепестка венчика
15. Корневая система образована следующими корнями:
1. Главными
2. Боковыми

3. Основными
4. Придаточными
16. Какой корневой системы не существует?
1. Мочковатой
2. Стержневой
3. Скручивающейся
17. В каждом семени есть:
1. Кожура, зародыш
2. Кожа, кости
3. Белок, желток
18. Корнеплод-это
1. Видоизмененный корень
2. Видоизмененный стебель
19. Что является частью листа
1. Жилки
2. Кожица.
3. Семядоля
20. Из чего состоит стебель: (отметь все правильные ответы)
1. Ствол
2. Сердцевина
3. Кора
4. Камбий
5. Древесина
21. В какой части растения образуются органические вещества?
1. В листьях
2. В корне
3. В цветке
22. Какие условия необходимы для образования органических веществ? (отметьте все правильные ответы)
1. Хлорофилл
2. Свет
3. Углекислый газ
4. Тепло


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Детская журналистика объединяет.

Детская журналистика объединяет. «Дети-детям. Живые письма» - переписка юных журналистов из разных городов!

Вот и подошел к логическому завершению масштабный всероссийский проект юных журналистов (г. Москва), в котором под руководством педагогов школьного медиахолдинга «Подсолнух» Крушинских Л.Ю. и Лапшиной Н.А.  приняли участие наши ребята.

Напомним, как это было. Проект начался еще в октябре 2023 года. Цель его – обмен почтовыми письмами между участниками студий детской журналистики, медиацентров. Зарегистрировано более 80 заявок по всей России. Наши ребята справлялись с редакционными заданиями наравне с норматипичными школьниками. А это: 1. Групповые творческие задания на тему журналистики, блогинга, медиажурналистики; 2. Написание индивидуальных писем, отправленных в одном конверте; 3. Оформление конверта по заданной тематике; 4. Съемка видеоролика. Лидия Юрьевна и Наталья Андреевна проводили увлекательные занятия с ребятами о появлении почтовой службы и ее истории, об истории почтовой марки, об эпистолярном этикете, многое узнали о профессии почтальона. Ребята нашего медиа-кружка отлично справились со всеми заданиями. Было очень весело писать письма, здорово отправлять по почте и получать письма, писать ответы.йте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».