Структура рабочей программы.
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика учебного предмета.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
4. Планируемые результаты освоения рабочей программы.
5.Содержание учебного предмета.
6. Календарно- тематическое планирование.
7. Описание материально- технического оснащения.
8. Приложение.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для учащихся 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1.1. Нормативно правовые документы
Рабочая программа по предмету «Биология» разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:
1. Закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
2. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классов» ( 1 часть , 2 часть ) - Под
ред. В.В.Воронковой – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2014.
3. Приказа от 19 декабря 2013 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 года №115.
5. Санитарных правил СП 2.4.3648-20- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 .
6. Приказа № 345 « О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».
7. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 "О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115" (Зарегистрирован 22.03.2022 № 67817)
1.2. Целевая аудитория: обучающиеся 8 класса
1.3. 1.3Сроки реализации программы - 2025-2026 учебный год.
1.4. Цели уроков биологии: развитие у учащихся наблюдательности, речи и мышления, установление простейших причинно-
следственных отношений и взаимозависимости живых организмов между собой и неживой природой. Взаимосвязи человека с
природой и влияние на нее. Коррекция недостатков интеллектуального развития обучающихся.
Основными задачами преподавания биологии являются:
Сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве),
а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье.
Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, туман, ветер, смена времен года, а
также их роль в живой и неживой природе.
Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий,
необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.
Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на пришкольном участке) и
ухода за нами; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в пришкольном уголке природы.
Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Содержание обучения биологии имеет и практическую направленность: все знания учащихся, получаемые ими на уроках,
являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Обучение в коррекционной школе носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач
воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала по биологии учтена его воспитывающая
направленность, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать
полезными членами общества. Уроки биологии 6-9 классов организуются как уроки усвоения общих представлений об
изменениях в природе, явлениях природы, физических процессах, закономерностях размещения объектов неживой и живой
природы, животного и растительного мира, строения человека, системой работы органов. В процессе обучения решаются
следующие задачи: формирование навыков самоконтроля; расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;
формирование положительных личностных качеств учеников; развитие речевой деятельности в единстве с развитием
мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом; выработка навыков работы с таблицами;
коррекция речи и мышления.
2. Общая характеристика учебного предмета биологии.
Рабочая программа по биологии разработана на основе примерной авторской программы под редакцией В.В.Воронковой,
допущенной Министерством науки и образования РФ 2011 год.
Учебники: А.Н.Никишов, А.В.Теремов «Биология. Животные» 8 класс, Москва, «Просвещение», 2023 год
Биология, как учебный предмет, является ведущим в системе подготовки школьников с ограниченными возможностями
здоровья, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная
направленность обучения естествознания обусловливает его специфику: все получаемые учащимися знания, являются
практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной,
пространственно-ориентационной, речевой деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья обусловлена
трудностями овладения ими навыками биологических представлений, выявления причинно-следственных связей, своеобразием
их психофизических функций.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента
государственного стандарта специального (коррекционного) образования, поэтому в рабочую программу не внесено
изменений.
Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы по биологии 7-9 классов определяется федеральным
перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2016 -2017-учебный год.
3. Описание места учебного предмета биологии в учебном плане.
Тематический план рабочей программы включает в себя основное содержание всех разделов курса с указанием бюджета
времени на их изучение.
Логика изложения и структура курса уроков биологии в рабочей программе полностью соответствуют авторской программе.
При планировании курса учитывается количество учебных недель. Исходя из этого, общее количество часов по биологии 2025
- 2026 учебном году составляет в 8 классе - 69 ч.
Обучение биологии рассчитано по 2 урока в неделю, 34 учебные недели.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:
8 класс – «Биология. Животные» - 65 часов,
Количество часов по четвертям в 8 классе:
I четверть - 16 часов;
II четверть – 15 часов;
III четверть – 20 часов;
IV четверть – 14 часов.
Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему, определяется в зависимости от
состава класса, особенностей и возможностей учащихся. В программе выделены лабораторные работы и экскурсии, указана
биологическая номенклатура, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям
школьников.
4. Планируемые результаты освоения предмета биологии.
К концу 8 класса обучающийся :
Минимальный уровень
Достаточный уровень
знает взаимосвязь между животными и их средой обитания: знает признаки сходства и различия между группами растений
приспособления к ней, особенности строения организма и и животных; выполняет классификацию на основе выделения
поведения животных.
общих признаков;
знает, как связно пояснять проведенные наблюдения,
знает особенности внешнего вида изученных растений и самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и
животных, узнавание и различение изученных объектов в результатов труда; выполнять рекомендуемые практические
работы; соблюдать правила личной гигиены, правильной
окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
осанки, безопасности труда;
знает названия некоторых наиболее типичных представителей устанавливает взаимосвязи между средой обитания и внешним
изученных групп животных, особенно тех, которые широко видом объекта (единство формы и функции);
распространены в местных условиях; значение изучаемых
животных в природе, а также в хозяйственной деятельности
человека.
знает общие признаки изученных групп растений и животных, знает конкретные предметы и явления в окружающей
даёт
им
обобщенные
названия;
правил поведения в природе, техники безопасности, здорового действительности,
устанавливает простейшие связи между обитателями природы
образа жизни в объеме программы.
и явлениями природы; соблюдает правила поведения в
природе.
К концу 8 класса облучающийся умеет:
умеет выполнять совместно с учителем практические работы,
предусмотренные программой;
умеет узнавать изученные природные объекты по внешнему
виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки,
схемы);
умеет назвать общие признаки, характерные для каждой из умеет сформулировать правила ухода за домашними и
групп животных; места обитания, образ жизни и поведения тех некоторыми сельскохозяйственными животными (известными
животных, которые знакомы учащимся.
обучающимся).
умеет проводить несложный уход за некоторыми владеет сформированными знаниями и умениями в учебных,
сельскохозяйственными
животными
или
домашними учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях.
животными (птицы, звери, рыбы), имеющиеся у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и
повадках
5. Содержание учебного предмета биологии.
В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных. Получают сведения
о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
Введение-1 час.
Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана.
Беспозвоночные животные-11часов.
Черви-2 часа
Общие признаки беспозвоночных. Общие признаки червей.
Насекомые – 9 часов
Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни.
Позвоночные животные-57 часов
Рыбы-12 часов
Общие признаки позвоночных животных. Общие признаки рыб. Внешнее и внутреннее строение.
Земноводные-4 часа.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания. Внешнее строение лягушки. Размножение и развитие лягушки.
Пресмыкающиеся-4 часа
Пресмыкающиеся. Общие признаки, среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие
пресмыкающихся.
Птицы-14 часов
Общие признаки птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие птиц. Птицы, кормящиеся в
воздухе, хищные птицы, птицы леса, пресных водоёмов и болот. Птицы, обитающие вблизи жилья человека. Домашние птицы:
куры, утки. Птицеводство.
Млекопитающие-13 часов
Общие признаки млекопитающих. Внешнее и внутреннее строение. Особенности строения и нервной системы. Грызуны.
Значение грызунов в природе и в жизни человека. Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов. Дикие пушные хищные
звери. Домашние хищные звери. Ластоногие и китообразные. Парнокопытные и непарнокопытные. Приматы.
Сельскохозяйственные млекопитающие-9часов
Корова. Содержание коров на ферме. Выращивание телят. Содержание овец и выращивание ягнят. Верблюды и северные
олени. Домашние свиньи. Содержание свиней на фермах. Домашние лошади. Содержание и выращивание жеребят.
Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу.
Уроки биологии в коррекционной школе VIII вида проводятся с учетом особенностей развития детей с нарушением
интеллекта. Этим объясняется небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся специальной школы и учитывающих
определенную динамику их развития по сравнению с предыдущими годами обучения.
Структура курса «Биологии» в 8 классе
№п/п
1
2
3
Количество часов
Тема раздела
Введение
Беспозвоночные животные
Позвоночные животные
Итого
1 час
Черви
2 часа
Насекомые
9 часов
Рыбы
12 часов
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
4 часа
4 часа
14 часов
Млекопитающие
13 часов
Сельскохозяйственные млекопитающие
6 часов
65ч
Тематическое планирование уроков биологии в 8 классе 2023-2024 учебный год.
Тема урока
1
Многообразие животного
мира.
Дата
№
Кол-во
часов
I четверть-16ч
Планируемый
результат
Средства обучения
Деятельность
обучающихся
Направления коррекционной
работы
1
Формирование
сведений о
многообрзии
животного мира
Таблица. Иллюстрация учебника
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Расширение кругозора
Общие признаки
беспозвоночных. Общие
признаки червей.
Дождевой червь.Стр. 1115
1
Ф.с. о беспозвоночных,
Таблица. Иллюстрации учебника.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
Черви-паразиты.
Профилактика и борьба с
глистными
заболеваниями.
1
Иллюстрации учебника.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Привитие правил личной
гигиены.
Иллюстрации учебника.
Повторение
Значение животных и их
охрана.
Стр. 3-9
2
3
о дождевом черве.
Ф.с. о червяхпаразитах.
Стр. 15-19
Общие признаки
4
насекомых. Их внешнее
строение и образ жизни.
1
Ф.с. о насекомых
Коллекции насекомых
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
1
Ф.с. о насекомыхвредителях
ИллюстрацииКоллекция
насекомых
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
1
Ф.с. о насекомых
вредителях
Иллюстрации
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Расширение кругозора.
Стр. 20-23
5
Бабочка- капустница.
Яблонная плодожорка.
Стр. 23-27
6
Майский жук. Развитие и
особенности насекомого.
Коллекция насекомых
Стр. 27-29
7
Комнатная муха.
1
Ф.с. о вредных
насекомых.
Иллюстрации насекомых
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Расширение кругозора.
1
Ф.с. о хозяйственно
полезных насекомых
Приусадеб-ный участок.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие наблюдательности.
Меры борьбы с вредными
насекомыми.
Стр. 29-31
8
Пчела медоносная. Цикл
развития. Хозяйственная
ценность.
Стр. 31-35
9
Тутовый шелкопряд.
Цикл развития.
Хозяйственная ценность.
Стр. 35-37
1
Ф.с. о хозяйственно
полезных насекомых.
Таблицы. Иллюстрации
учебника.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
10
Насекомые вредители.
1
Ф.н. различения
беспозвоночных в
Таблицы. Иллюстрации
учебника.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
Санитары леса.
природе.
Стр. 38-43
11
Обобщающее повторение
по теме «Насекомые».
Стр. 20-43
1
Обобщение сведений
по разделу
«Насекомые».
Иллюстрации учебника.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Расширение сведений о
насекомых.
12
Общие признаки
позвоночных животных.
Общие признаки рыб.
1
Ф.с. об общих
признаках
позвоночных,
Таблица. Учебник.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
Таблица.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Расширение кругозора.
Стр. 45-47
13
Внешнее строение и
скелет рыб.
Стр. 47-49
о среде обитания
1
Ф.с о внешнем
строении позвоночных,
скелете рыб.
Иллюстрации учебника.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
14
Внутреннее строение
рыб. Органы дыхания и
кровообращения.
1
Ф.с. о внутреннем
строении рыб.
Таблицы. Иллюстрации
учебника.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
1
Ф.с. о нервной системе
рыб
Таблицы. Иллюстрации
учебника.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Расширение кругозора.
Стр. 50-51
15
Нервная система рыб.
Стр. 51-52
16.
Размножение рыб.
Формирование
сведений о способах
размножения рыб.
1
Стр. 52-54
Колво
Иллюстрации учебника.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
Дата
Планируемый
Деятельность
Направления коррекционной
№
Тема урока
часов
результат
Средства обучения
обучающихся
работы
1
Ф.с. о речных рыбах.
Иллюстрации учебника.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
1
Ф.с. о морских рыбах.
Иллюстрации учебника
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
Ф.с. о рыбном
промысле и
рыбоводстве..
Иллюстрации учебника.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Расширение кругозора.
Ф.с. рыбных запасах и
их рациональном
Опорные таблицы.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
Опорные таблицы.
Повторение
домашнего задания.
Развитие логического
2 четверть 15 часов
17
Речные рыбы.
Стр. 54-54
18
Морские рыбы.
Стр. 56-58
19
Рыболовство и
рыбоводство.
Стр. 59-61
20
Рациональное
использование и охрана
рыб.
1
использовании.
Стр. 61-62
21
Обобщающее повторение
1
Закрепление сведений
по теме «Рыбы».
по теме.
Стр. 63-71
22
Земноводные.
Ф.общих сведений о
земноводных.
Иллюстрации учебника.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
1
Ф.с. о внутреннем
строении земноводных.
Опорные таблицы.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
1
Ф.с. о размножении и
развитии лягушки..
Опорные таблицы.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
1
Закрепление сведений о
земноводных.
Иллюстрации учебника.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания и обобщения.
Стр. 72-74
Внутреннее строение
земноводных.
Стр. 75-77
24
Размножение и развитие
лягушки.
Стр. 77-79
25
Обобщающее занятие по
теме «Земноводные».
Стр. 79-81
запоминания и обобщения.
1
Общие признаки
земноводных. Среда
обитания и внешнее
строение лягушки.
23
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
26
Пресмыкающиеся. Общие
признаки, среда обитания,
внешнее строение. Стр.
82-84
1
Ф.с. о
пресмыкающихся.
Иллюстрации учебника.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Расширение кругозора.
27
Внутреннее строение
пресмыкающихся.
1
Ф.с.внутреннем
строении
пресмыкающихся.
Опорные таблицы.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Расширение кругозора.
1
Ф.с. о размножении
пресмыкающихся.
Опорные таблицы.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
1
Закрепление сведений
по изученному разделу.
Учебник. Опорная таблица.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие умения сравнивать,
обобщать.
1
Формирование
сведений о птицах
Учебник. Опорная таблица.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Расширение кругозора.
Стр. 85-87
28.
Размножение и развитие
пресмыкающихся.
Стр. 87-89
29.
Обобщающее повторение
по теме
"Пресмыкающиеся".
Стр. 89-93
30.
Птицы. Общие признаки
птиц. Особенности
внешнего строения птиц.
Стр. 94-97
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Особенности скелета
птиц.
31.
Ф.с. об особенностях
скелета птиц.
Учебник. Опорная таблица.
Планируемый
результат
Средства обучения
Деятельность
обучающихся
Направления
коррекционной работы
1
Ф.с. о внутреннем
строении птиц.
Учебник. Опорная таблица.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
1
Ф.с. о размножении и
развитии птиц.
Учебник. Опорная таблица.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
1
Стр. 97-98
№
Тема урока
Колво
часов
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Развитие логического
запоминания.
Дата
3 четверть 20 час.
1
Особенности внутреннего
строения птиц.
Стр. 99-101
2
Размножение и развитие
птиц.
Стр. 101-104
3
Птицы, кормящиеся в
воздухе.
Стр. 105-107
1
Ф.с. об образе жизни
птиц.
Учебник. Опорная таблица.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
Расширение кругозора.
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
4
Птицы леса.
1
Ф.с. об образе жизни
птиц.
Учебник. Опорная таблица.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Расширение кругозора.
1
Ф.с. об образе жизни
птиц.
Учебник. Опорная таблица.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Расширение кругозора.
Формирование
сведений об образе
жизни птиц.
Учебник. Опорная таблица.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Расширение кругозора.
Ф.с. об образе жизни
птиц.
Учебник. Опорная таблица.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Расширение кругозора.
Знакомство с
разнообразием птиц в
зависимости от среды
обитания.
Учебник. Контрольные вопросы.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
Развитие умения обобщать,
сравнивать.
Стр. 107-110
5
Хищные птицы.
Стр. 110-113
6
Птицы пресных водоёмов
и болот.
1
Стр. 113-117
7
Птицы, обитающие
вблизи жилья человека.
1
Стр. 117-119
8
Разнообразие птиц.
Стр. 119-126
1
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
9.
Домашние птицы. Куры.
1
Ф.с. о домашней птице.
Учебник. Опорная таблица.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие умения обобщать,
сравнивать.
1
Ф.с. о домашней
водоплавающей птице.
Учебник. Опорная таблица.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие умения обобщать,
сравнивать.
1
Ф.с. о выращивании
домашней птицы.
Учебник. Опорная таблица.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
1
Закрепление сведений
по изученной теме.
Учебник. Контрольные вопросы.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие умения обобщать,
сравнивать.
1
Ф.с. о млекопитающих
Учебник. Опорные таблицы.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
Развитие логического
запоминания.
Стр. 127-129
10.
Домашние утки и гуси.
Стр. 130-131
11.
Птицеводство.
Стр. 131-134
12.
Обобщающее занятие по
теме "Птицы".
Стр. 135-
13.
Общие признаки
млекопитающих.
Стр. 136-138
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
14.
Внешнее строение
млекопитающих.
1
Ф.с. о млекопитающих.
Учебник. Опорная таблица.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
1
Ф.с. о внутреннем
строении
млекопитающих.
Учебник. Опорная таблица.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
1
Ф.с. о внутреннем
строении
млекопитающих.
Учебник. Опорная таблица.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
1
Формирование
сведений о грызунах,
среде обитания
Учебник. Таблица. Презентация
слайдов.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Расширение кругозора.
1
Ф.с. о зроли грызунов в
жизнедеятельности
человека.
Учебник. Таблица. Видеоролик.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
Развитие умения сравнивать
обобщать.
Стр. 138-140
15.
Особенности скелета и
нервной системы
млекопитающих.
Стр. 140-142
16.
Внутренние органы
млекопитающих.
Стр. 143-145
17
Грызуны.
Стр. 146-148
18.
Значение грызунов в
природе и жизни
человека.
Стр. 149-151
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
19.
Зайцеобразные.
Формирование
сведений (ф.с.) о
зайцеобразных.
1
Стр. 151-153
20.
Учебник. Таблица. Презентация
слайдов.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Расширение кругозора.
Разведение домашних
кроликов.
Стр. 153-155
№
Тема урока
Колво
часов
Дата
Планируемый
результат
Средства обучения
Деятельность
обучающихся
Направления
коррекционной работы
4 четверть 14 часов
1
Хищные звери.
1
Стр. 159-165
Ф.с о хищных
животных
Учебник. Таблица. Презентация
слайдов.
Дикие пушные хищные
звери. Стр. 165-168
2
Разведение норки на
зверофермах.
1
Ф.с. о пушных диких
зверях.
Учебник. Таблица. Презентация
слайдов.
Стр. 168-171
3
Домашние хищные звери.
Стр. 172-176
1
Ф.с.о домашних
хищных зверях.
Учебник.таблица опорная.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Расширение кругозора.
Развитие умения сравнивать
обобщать.
Развитие умения сравнивать
обобщать.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
4
Ластоногие. Тюлени и
моржи.
Ф.с.о ластоногих.
Учебник. Опорная таблица.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
Ф.с. о ластоногих и
китообразных.
Учебник. Опорная таблица.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие логического
запоминания.
1
Ф.с. о парнокопытных
и непарнокопытных
животных.
Учебник. Таблица. Презентация
слайдов.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие умения сравнивать,
обобщать.
1
Ф.с. о парнокопытных
и непарнокопытных
животных.
Учебник. Таблица. Презентация
слайдов.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие умения сравнивать,
обобщать.
1
Ф.с. о приматах
Учебник. Таблица.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Развитие умения сравнивать,
обобщать.
1
Стр. 176-178
5
Китообразные.
Стр. 178-180
6
Парнокопытные.
Стр. 181-186
7
Непарнокопытные.
Стр. 186-189
8
Приматы.
Стр. 190-193
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
9
Сельскохозяйственные
млекопитающие. Корова.
1
Содержание коров на
фермах.
Ф.с. о
сельскохозяйственных
млекопитающих
животных.
Учебник. Презентация слайдов.
Ф.с.о содержании коров
на ферме
Учебник
Стр. 194-197
10.
Содержание коров на
фермах.
Стр. 197-200
11
Выращивание телят.
Овцы.
Стр. 202-205
Развитие умения сравнивать,
обобщать.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие умения сравнивать,
обобщать.
Расширение кругозора.
Расширение кругозора.
1
Ф.с. о
сельскохозяйственных
животных.
Учебник.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Расширение кругозора.
1
Ф.с. о
сельскохозяйственных
животных.
Учебник.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
Расширение кругозора.
Стр. 200-202
12
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
на вопросы темы.
13
Содержание овец и
выращивание ягнят.
1
Стр. 205-207 Домашние
свиньи. Содержание
свиней на фермах.
Выращивание поросят.
Стр. 211-216
14
Верблюды и северные
олени.
1
Стр. 207-211 Домашние
лошади. Содержание и
выращивание жеребят.
Ф.с. о выращивании
сельскохозяйственных
животных.
Учебник.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Расширение кругозора.
Ф.с. о различных видах
сельскохозяйственных
животных
Учебник.
Повторение
домашнего задания.
Прослушали
объяснение темы.
Обсуждение темы.
Работа в рабочей
тетради. Отвечают
на вопросы темы.
Развитие умения сравнивать,
делать выводы.
Стр. 217-220
7. Перечень компонентов учебно-методического комплекса
Учебно-методические пособия
1. В основу разработки адаптированной рабочей программы по предмету «Биология» положена: Программа специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 5 – 9 классы. - Под ред. В.В.Воронковой 2011
2. Учебник «Биология» 8 класс для специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Автор –
А.Н.Никишов, А.В.Теремов «Биология. Животные» 8 класс, Москва, «Просвещение», 2023 г.
Дидактический материал
1. Таблицы
2. Гербарий
3. Наглядный материал
4. Наборы игр
5. Презентации по изучаемым темам.
Интернет ресурсы:
https://shs_nvkr_1_chit.zabedu.ru/электронные-учебники-овз-7-класс/
-ссылка на электронный учебник
8. Приложение к программе
Проверочные тесты.
Животные.
Выбери и отметь правильный ответ. Если нужно, допиши ответ сам
1. Какое значение имеют животные в жизни человека?
1. Приносят пользу.
2. Приносят вред.
3. Бесполезные.
Черви.
1. Черви –животные :
1. Позвоночные.
2. Беспозвоночные.
2. Дождевой червь:
1. Приносит вред.
2. Приносит пользу
3. Бесполезен.
3. Черви-паразиты:
1. Бесполезны.
2. Приносят вред.
3. Приносят пользу.
4. При передвижении в почве дождевой червь:
1. Пропускает ее через свой кишечник или раздвигает плотную почву.
2. Обходит почву.
5. Черви находят пищу:
1. По запаху.
2. При помощи кожи
3. При помощи глаз.
6. К червям-паразитам относится:
1. Человеческая аскарида (глисты)
2. Червь-трубочник
3. Дождевой червь
1. Насекомые – животные:
Насекомые.
1. Позвоночные.
2. Беспозвоночные.
2. Какое утверждение верно:
1. Насекомые приносят только вред.
2. Насекомые приносят только пользу.
3. В природе все насекомые полезны.
3. Для размножения насекомые откладывают
1. Яйца.
2. Личинки (гусеницы)
3. Икру.
1. Рыбы дышат при помощи:
1. Легких
2. Жабр
3. Кожи
2. Тело рыб покрыто:
1. Кожей
2. Чешуей
3. Перьями
3. Рыбы передвигаются при помощи:
1. Ног
2. Плавников
3. Крыльев
4. Сердце рыбы состоит из:
1. 2-х камер
2. 3-х камер
3. 4-х камер
Рыбы
5. Рыбы откладывают:
1. Яйца
2. Икру
3. Живых мальков
6. Проведи стрелки:
Речной окунь
Треска
Щука
Сельдь океаническая
Карп
Речные рыбы
Морские рыбы
Земноводные.
1. Земноводные – это животные, которые могут жить:
1. Только на суше
2. Только в воде
3. И в воде и на суше.
2. К земноводным относятся:
3. Тело земноводных покрыто:
1. Слизистой кожей
2. Чешуей
3. Роговой оболочкой.
4. Земноводные дышат при помощи:
1. Легких, кожи
2. Жабр, кожи.
3. Только жабр
5. Сердце земноводных состоит из:
1. 2-х камер
2. 3-х камер
3. 4-х камер
6. Земноводные для размножения откладывают:
1. Икру
2. Яйца
,
,
.
3. Рождают живых детенышей.
Пресмыкающиеся.
1. К пресмыкающимся относятся: ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи, тритоны (Подчеркни правильные ответы)
2. Пресмыкающиеся откладывают:
1. Икру
2. Яйца
3. Живых мальков
3. Пресмыкающиеся дышат при помощи:
1. Кожи
2. Жабр
3. Легких.
4. Пресмыкающиеся откладывают яйцо:
1. В воде
2. На суше
5. Сердце у пресмыкающихся:
1. 2-х камерное
2. 3-х камерное
3. 4-х камерное
Птицы
1. Тело птиц порыто:
1. Кожей
2. Шерстью
3. Перьями
2. У птиц есть зубы?
1. Да
2. Нет
3. Сердце птиц состоит из:
1. 2-х камер
2. 3-х камер
3. 4-х камер
4. Птицы для размножения:
1. Откладывают икру
2. Откладывают яйца
3. Рождают живых детенышей
5. Проведи стрелки:
Дятел
Ласточка
Стриж
Перелетные
Синица
Кукушка
Снегирь
Утка
Зимующие
Голубь
Воробей
6. Каких птиц одомашнил человек:
1. Курица
2. Воробей
3. Лебедь
Млекопитающие
1. Млекопитающие – это животные, которые кормят детенышей
1. Водой
2. Мясом
3. Молоком
2. Почти все млекопитающие:
1. Рождают живых детенышей
2. Откладывают яйца
3. Откладывают икру
3. У большинства млекопитающих ноги располагаются:
1. Прямо под туловищем
2. По бокам туловища
4. У большинства млекопитающих на теле имеется:
1. Чешуя
2. Волосяной покров (шерсть)
3. Слизистая кожа.
5. Уши млекопитающих имеют:
1. Наружную ушную раковину
2. Слуховое отверстие.