Пояснительная записка.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют:
1.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013
N 203-ФЗ);
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014 года;
3.
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
4.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 года № 1015;
5.
Федеральный
перечень
учебников,
рекомендованных
(допущенных)
Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
на учебный год;
6.
Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина России;
7.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области»;
8.
Локальные акты образовательного учреждения;
2
Место предмета «Музыка» в учебном плане. В соответствии с Учебным планом
время, отводимое на урок «Музыки» в третьем классе 34 часа; распределение часов
осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 1 часа. Таким образом,
программа «Музыка» для третьего класса рассчитана на 1 учебный год для 9-10-летних
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«Музыка»
обучающихся
с
―
учебный
умственной
предмет,
предназначенный
отсталостью
для
формирования
(интеллектуальными
у
нарушениями)
элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их
музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной
культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного
опыта
(овладение
элементарными
музыкальными
знаниями,
слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального
искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению
концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений,
выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта
самостоятельной музыкально деятельности.
формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации
обыденной жизни и праздника.
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается
композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью
используемых методов. Музыкально образовательный процесс основан на принципе
индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи
обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения,
доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
3
Содержание учебного предмета
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме
следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение,
элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического
материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для
слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Восприятие музыки.
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
овладение
умением
спокойно
слушать
музыку,
адекватно
реагировать
на
художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях;
развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания
прослушиваемых произведений;
развитие
эмоциональной
отзывчивости
и
эмоционального
реагирования
на
произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
развитие
умения
передавать
словами
внутреннее
содержание
музыкального
произведения;
развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные
произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия);
развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие
умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном
произведении;
развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных
музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан,
скрипка и др.)
4
Хоровое пение.
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка
народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный
материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и
явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы,
соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому
голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни и пр.
Навык пения:
обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с
расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая
опора на обе ноги, свободные руки;
работа
над
певческим
дыханием:
развитие
умения
бесшумного
глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни;
формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы;
отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных
фразах;
развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не
имеющих пауз между фразами;
развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
пение коротких попевок на одном дыхании;
формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания;
развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные
звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни;
развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог;
развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
5
активизация
внимания
к
единой
правильной
интонации;
развитие
точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения учителя и инструмента (а капелла);
работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических
упражнений;
развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной
артикуляции в сопровождении инструмента;
дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки
высокие, средние, низкие;
восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте);
развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх);
развитие умения определять сильную долю на слух;
развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого,
грустного, спокойного) и текста;
выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами
динамических оттенков;
формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание
пения);
развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом
и без него, прислушиваться к пению одноклассников;
развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона;
обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и
ансамбля;
развитие
умения
использовать
разнообразные
музыкальные
средства
(темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano
(умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко);
укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 –ля1, ре1 – си1, до1 –
до2.
получение эстетического наслаждения от собственного пения.
6
Элементы музыкальной грамоты.
Содержание:
ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая ―
piano);
развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная
линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Репертуар
для
исполнения:
фольклорные
произведения,
произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс.
Содержание:
обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник,
металлофон, ложки и др.);
обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;
обучение игре на фортепиано.
Базовые учебные действия.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с
одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных
действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта
осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию
новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в
процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в
коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке
и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации
начальных логических операций.
7
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных
логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений
в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического
мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях
является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои
поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в
контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс,
учитель−класс);
использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать
с
взрослыми
и
сверстниками
в
разных
социальных
ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно
соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
8
предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности,
оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с
учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять
некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения,
сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами,
предметами-заместителями;
читать;
писать; выполнять
арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Минимальный уровень:
определение
характера
и
содержания
знакомых
музыкальных
произведений,
предусмотренных Программой;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян,
гитара и т.д.);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с
простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение
согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений
(веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
9
самостоятельное исполнение разученных детских песен;
знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра,
мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто,
скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.
Критерии и нормы оценки обучающихся
Функция оценки - учет знаний.
Проявление
интереса (эмоциональный
отклик, высказывание
со
своей жизненной
позиции).
1. Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
2. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка "5" ставится:
если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей
жизненной позиции);
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «4» ставится:
если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной
позиции);
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка «3» ставится:
проявление интереса (эмоциональный
отклик, высказывание
своей жизненной
позиции);
или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
или проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «2» ставится:
10
нет интереса, эмоционального отклика;
неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
Оценка по предмету должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального,
психического и музыкального развития обучающегося, интенсивность его формирования
музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление
первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий обучающегося
не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и
эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки,
нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными
проявлениями.
Модуль «Школьный урок»
Задача: использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися.
Данное направление подразумевает использование воспитательных возможностей
организации урока:
1. Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание
интереса, активизация познавательной деятельности учащихся).
2.
Воспитание
сознательной
дисциплины
(показать
важность
учебно–
познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).
3. Формирования умений и навыков организации учащимися своей деятельности
(организация самостоятельной работы, соблюдение техники безопасности и гигиенических
правил).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирование
учителем умения слушать, высказывать и аргументировать свое мнение).
5. Формирование и развитие оценочных умений (разработка и принятие критериев
оценивания, оценивание по критериям, взаимопроверка, самооценивание и т.д.).
6. Воспитание гуманности (регулирование отношений «учитель - ученик», «ученик
- ученик»).
7. Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой
учебного предмета.
11
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-технические условия реализации программы учебного предмета
«Музыка III класс» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися
требований к результатам освоения программы общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Материально-техническая
база
образовательной
организации
должна
соответствовать
санитарным
и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-техническое обеспечение по реализации программы учебного
предмета «Музыка III класс» включает в себя печатные пособия; цифровые средства
обучения; технические средства обучения; учебно-практическое оборудование.
Печатные пособия:
учебно-методический комплект (учебное пособие, методическое пособие для учителя,
нотные хрестоматии для слушания музыки, хорового исполнительства, коллективного
инструментального исполнительства);
портреты композиторов;
портреты исполнителей и дирижеров;
демонстрационный комплект: музыкальные инструменты.
дидактический раздаточный материал;
наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: нотоносец и карточки с
изображением нот, ритмическое лото, музыкальные ребусы и т.д.
Информационно-коммуникационные средства обучения:
информационные сайты, интернет - ресурсы, энциклопедии и др.;
мультимедийные энциклопедии;
аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов;
видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;
видеофильмы с записью известных хоровых коллективов и т.д.
Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные
инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить
12
особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной
деятельности, развивают познавательную активность обучающихся:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
музыкальный центр;
Учебно-практическое оборудование:
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
демонстрационного материала;
музыкальный инструмент: фортепиано (пианино/рояль); клавишный синтезатор;
✓ комплект элементарных музыкальных инструментов:
✓ бубен;
✓ бубенцы;
✓ колокольчики;
✓ кастаньеты;
✓ ритмические палочки;
✓ ксилофон;
✓ ложки (музыкальные ложки);
✓ маракас;
✓ металлофон;
✓ погремушки;
✓ треугольник.
13
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№
Тема занятия
1
Здравствуй,
музыка.
2
«Музыкальные
инструменты»
Балалайка.
Кол.
Программное содержание
часов
1
Повторение правил поведения на
уроках музыки.
Работа с учебником.
Знакомство с учебником (разделы
учебника и условные обозначения).
Повторение изученных музыкальных
инструментов.
Слушание изученных во 2-м классе
музыкальных произведений
Хоровое пение.
Повторение изученной во 2-м классе
песни «Если добрый ты», музыка Б.
Савельева, слова М. Пляцковского
1
Работа с учебником.
Музыкальные
инструменты
–
балалайка.
Рассматривание иллюстрации «Игра на
балалайке».
Знакомство с понятием «ансамбль
русских народных инструментов».
Прослушивание русской народной
песни «Калинка» в аранжировке для
оркестра с солирующей балалайкой
(оркестр им. Н.И. Осипова).
Повторение правил поведения на уроке
музыки.
Хоровое пение.
Повторение изученной во 2-м классе
«Песенки Крокодила Гены», музыка В.
Шаинского, слова А. Тимофеевского.
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Выполняют правила поведения на Выполняют правила поведения на
уроках музыки после их повторения. уроках музыки.
Рассматривают
и
показывают Показывают и называют условные
условные
обозначения,
по обозначения.
изображению узнают музыкальные Самостоятельно
показывают
и
инструменты.
называют музыкальные инструменты,
Показывают эмоциональный отклик различают на слух.
на
знакомое
музыкальное Показывают эмоциональный отклик
произведение.
на
музыкальное
произведение,
Вспоминают песню, эмоционально узнают и называют его.
подпевают
и
поют
целиком Вспоминают песню, эмоционально
повторяющиеся фразы
поют по памяти вместе с учителем
Рассматривают, показывают и по
изображению узнают балалайку,
балалаечника.
Осознанно слушают произведение.
С помощью учителя определяют
настроение музыки, солирующий
музыкальный
инструмент.
Называют
и
отличают
по
изображению ранее изученные
музыкальные инструменты.
Под
руководством
учителя
выполняют правила пения,
правильно стоят, сидят во время
пения.
Подпевают отдельные фразы с
помощью учителя.
Рассматривают,
показывают,
называют
балалайку,
узнают
инструмент на слух.
Осознанно слушают, самостоятельно
определяют настроение музыки и
солирующий
музыкальный
инструмент.
Называют
и
отличают
по
изображению и звучанию изученные
музыкальные инструменты.
Самостоятельно называют основные
правила пения и выполняют их,
правильно стоят, сидят во время
пения. Поют песню по памяти вместе
с учителем, соблюдая мелодию и
ритм.
14
3
Весёлые
путешественники
1
Хоровое пение.
Техническая работа над песней
«Песенка Крокодила Гены».
Разучивание
песни
«Веселые
путешественники»,
музыка
М.
Старокадомского, слова С. Михалкова.
Работа с учебником, иллюстрацией.
Игра
на
детских
шумовых
инструментах
Подпевают,
уверенно
поют
повторяющиеся строки.
Прослушивают исполнение новой
песни.
Повторяют музыкальные фразы
вместе с учителем. Пропевают
припев.
Рассматривают
иллюстрации,
называют персонажей.
Выполняют задания учителя, стучат
на инструментах ровными долями
под счет
4
На уроках я сижу
1
Хоровое пение.
Техническая работа над песней
«Песенка Крокодила Гены», музыка В.
Шаинского, слова А. Тимофеевского.
Повторение правил поведения на уроке
музыки
5
Мелодия
1
Хоровое
пение:
продолжение
разучивания песни «Первоклашка».
Знакомство с понятием мелодия.
Слушание пьесы «Маленькая ночная
серенада» В.А. Моцарта.
Повторение упражнений «На уроках я
сижу» и «Шли мы после школы»
Поют песню вместе с учителем.
Подпевают отдельные фразы.
Поют
повторяющиеся
фразы
самостоятельно.
Под руководством учителя берут
дыхание в начале музыкальных
фраз.
С помощью учителя вспоминают и
выполняют правила поведения на
уроках музыки
Повторяют и пропевают мелодию с
учителем. Разучивают и повторяют
новые музыкальные фразы вместе с
учителем.
Осознанно слушают, показывают
эмоциональный
отклик
на
произведение, с помощью учителя
определяют характер мелодии,
Осознанно с протяжностью гласных
исполняют песню, соблюдая мелодию
и ритм.
Прослушивают исполнение новой
песни, определяют её содержание и
характер.
Поют
музыкальные
фразы
за
учителем и самостоятельно.
Рассматривают
иллюстрации,
называют предметы и людей,
рассуждают о понятии «дружба»,
определяют сюжет песни.
Выполняют
задания
учителя,
исполняют
на
инструментах
ритмический рисунок мелодии
Осмысленно и эмоционально поют
песню со словами, близко интонируя
мелодию. Самостоятельно берут
дыхание в начале новой музыкальной
фразы.
Самостоятельно
перечисляют
и
выполняют правила поведения на
уроках музыки
Повторяют
с
учителем
ранее
изученные песни.
Пропевают мелодии, разучивают
новые музыкальные фразы с учителем
и самостоятельное пропевают их.
Осознанно слушают, самостоятельно
характеризуют
прослушанную
мелодию,
настроение
музыки,
15
6
Дружба школьных
лет
1
Хоровое пение: разучивание песни
«Дружба школьных лет», музыка М.
Парцхаладзе, слова М. Пляцковского.
Беседа о песне.
Упражнение «Листья»
7
Сиртаки
1
Хоровое
пение:
продолжение
разучивания песни «Дружба школьных
лет».
Слушание музыки: повторение жанра
«танец» на примере греческого танца
«Сиртаки» М. Теодоракиса.
Характеристика танца.
Упражнение «Синичка»
8
Песенка крокодила
Гены.
1
Хоровое пение: разучивание «Песенки
Крокодила Гены» из мультфильма
«Чебурашка», музыка В. Шаинского,
слова А. Тимофеевского
Беседа о песне.
Упражнение «Это снег?»
настроение музыки.
отвечают на вопросы о представлении
Выполняют движения упражнений содержания пьесы.
вместе с учителем
Достаточно ритмично выполняют
движения, проговаривая с учителем
слова стихотворений
Прослушивают исполнение песни Прослушивают исполнение песни.
учителем.
Повторяют музыкальные фразы,
Повторяют музыкальные фразы пропевают мелодию с учителем и
вместе с учителем. Пропевают самостоятельно.
мелодию.
Отвечают на вопросы о характере
Определяют характер песни с мелодии,
содержании
песни,
помощью учителя, односложно значении дружбы в жизни человека.
отвечают на вопросы.
После
разучивания
выполняют
Выполняют движения упражнения, движения
самостоятельно,
слушая слова и повторяя за учителем проговаривая слова вместе с учителем
Поют выученный фрагмент с Поют выученный фрагмент с
учителем, слушают новый куплет и учителем
и
самостоятельно.
пропевают по строкам вместе с Слушают, запоминают и повторяют
учителем.
самостоятельно новый куплет.
Осознанно слушают, показывают Осознанно слушают, определяют
эмоциональный
отклик
на настроение музыки, характеризуют
музыкальное произведение.
мелодию, отмечают изменение темпа
С помощью учителя определяют – ускорение.
характер музыки, изменение темпа. Повторяют движения за учителем и
Смотрят, повторяют за учителем самостоятельно ритмично выполняют
движения, выполняют упражнения движения под чтение стихотворения
под слова учителя
учителем
Прослушивают исполнение песни Прослушивают исполнение песни,
учителем, узнают песню.
узнают песню.
Повторяют музыкальные фразы Поют
песню
с
учителем
и
вместе с учителем.
самостоятельно.
Определяют характер песни с Отвечают на вопросы о настроении
помощью учителя, односложно музыки,
характере
мелодии,
16
Чему учат в школе.
1
10 «Первоклашка»,
музыка
В.
Шаинского, слова
Ю. Энтина
1
11 Музыкальные
инструменты.
Саксофон
1
9
отвечают на вопросы.
Слушают слова стихотворения,
смотрят, повторяют за учителем
движения, выполняют их под
контролем учителя
Хоровое пение:
Повторяют и поют с учителем
повторение
песни
«Веселые песню.
путешественники».
После разучивания выполняют
Работа над танцевальными движениями движения упражнения, повторяя за
к песне «Веселые путешественники».
учителем.
Слушание песни ««Чему учат в школе». Слушают,
показывают
Упражнение «На уроках я сижу»
эмоциональный отклик, односложно
отвечают
на
вопросы
о
произведении.
Повторяют за учителем движения
упражнения
Хоровое пение:
повторение
песни
«Веселые
путешественники» с движениями.
Разучивание песни «Первоклашка»,
музыка В. Шаинского, слова Ю.
Энтина.
Упражнение «Шли мы после школы»
Поют
музыкальные
фразы,
пропевают песню полностью с
помощью учителя.
Выполняют движения, повторяя за
учителем.
Слушают, запоминают и подпевают
отдельные слова и предложения
песни, пропевают повторяющиеся
фразы.
Выполняют движения под чтение
стихотворения учителем, повторяя
за ним движения
Музыкальные инструменты – саксофон. Рассматривают, показывают, по
Работа с учебником, слуховой анализ.
изображению узнают саксофон и
Слушание музыки: пьеса «Мелодия» Р. другие,
ранее
изученные,
содержании песни.
Слушают
слова
стихотворения,
смотрят,
повторяют
движения,
показанные учителем, ритмично
выполняют разученные движения
Повторяют песню с учителем и
самостоятельно ее исполняют.
После
разучивания
выполняют
танцевальные
движения
самостоятельно,
соответственно
бодрому
характеру
содержания,
пропевая слова.
Слушают произведение и отвечают на
вопросы о характере музыки,
содержании и смысле песни.
Повторяют движения, показанные
учителем, и самостоятельно их
выполняют
Поют песню целиком.
Правильно дышат, воспроизводят
мелодию и ритм, распределяют
дыхание.
Самостоятельно
выполняют
движения песни.
Слушаю,
запоминают,
поют,
воспроизводя мелодию и слова
разученного отрывка произведения.
Ритмично выполняют движения,
проговаривая с учителем слова
стихотворения
Рассматривают,
показывают,
называют саксофон и другие ранее
изученные
музыкальные
17
Паулса из к/ф «Долгая дорога в дюнах». музыкальные инструменты.
Хоровое пение: повторение «Песенки Слушают звучание инструментов.
Крокодила Гены»
Слушают, с помощью учителя
определяют характер прозвучавшей
музыки,
узнают
солирующий
музыкальный инструмент.
Поют музыкальные фразы и песню
полностью с помощью учителя
12 Обобщение по теме
«Дружба школьных
лет»
1
13 «Что такое Новый
год?»
«Снежная
песенка», музыка
Д.
ЛьвоваКомпанейца, слова
С. Богомазова
1
14 «Кабы не было
зимы», музыка Е.
Крылатова, слова
Ю. Энтина
1
Повторение песен и прослушанных С помощью учителя эмоционально
произведений по теме.
участвуют в действиях, поют
Повторение ритмических упражнений
повторяющиеся фразы, припевы,
узнают
ранее
прослушанные
произведения
и
изученные
музыкальные
инструменты,
воспроизводят простые движения и
ровный ритм
Беседа о Новогодних праздниках и Рассматривают иллюстрацию,
традициях.
слушают учителя, определяют
Работа с учебником, иллюстрацией.
сюжет праздника, кратко отвечают
Хоровое пение: разучивание песни на вопросы.
«Снежная песенка», музыка Д. Львова- Пропевают мелодию. Повторяют
Компанейца, слова С. Богомазова.
музыкальные фразы вместе с
Разучивание движений к песне
учителем.
Выполняют движения под песню,
повторяя их за учителем
Хоровое
пение:
продолжение
разучивания песни «Снежная песенка».
Закрепление движений к песне.
Слушание музыки: песня «Кабы не
Повторяют
песню
вместе
с
учителем, уверенно поют припев.
Эмоционально поют и выполняют
движения к песне, повторяя за
инструменты, различают их на слух.
Слушают,
самостоятельно
определяют характер прозвучавшей
музыки, мелодии. Узнают и называют
солирующий
музыкальный
инструмент - саксофон.
Поют песню целиком.
Правильно дышат. Воспроизводят
мелодию и ритм, распределяют
дыхание
Эмоционально участвуют во всех
действиях, самостоятельно поют
песни целиком, узнают и правильно
называют
ранее
прослушанные
произведения
и
изученные
музыкальные инструменты, точно
воспроизводят мелодию и ритм,
распределяют дыхание
Рассматривают
иллюстрацию,
слушают учителя, определяют сюжет
праздника,
называют
знакомые
новогодние стихи и песни, традиции,
отвечают на вопросы.
Пропевают мелодию, повторяют
музыкальные фразы с учителем и
самостоятельно.
Выполняют движения, повторяя их за
учителем и самостоятельно, пропевая
с учителем текст песни
Повторяют песню с учителем и
самостоятельно.
Поют песню легко и весело,
соответственно характеру музыки.
18
было зимы», музыка
Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Музыкально-ритмическое упражнение
«Мы ногами топ-топ»
учителем.
Слушают, определяют характер
песни с помощью учителя, кратко
отвечают на вопросы о песне.
Выполняют простые движения
упражнения, повторяя их за
учителем, слушая стихотворный
текст
15 «Почему медведь
зимой
спит?»,
музыка
Л.
Книппера, слова А.
Коваленкова
1
Хоровое пение: закрепление песни
«Снежная песенка» с движениями.
Музыкально-ритмическое упражнение
«Мы ногами топ-топ».
Разучивание песни ««Почему медведь
зимой спит?», музыка Л. Книппера,
слова А. Коваленкова.
Разучивание танцевальных движений к
песне
Поют песню полностью с учителем,
уверенно исполняют припев и
выполняют движения с помощью
учителя.
Выполняют простые движения
упражнения, уверенно повторяя их
за учителем, слушая стихотворный
текст.
Повторяют музыкальные фразы
вместе с учителем.
Выполняют движения под песню,
повторяя их за учителем
16 «Новогодняя»,
музыка
А.
Филиппенко, слова
Г. Бойко (перевод с
украинского
М.
Ивенсен).
Хоровод
1
Хоровое пение: повторение изученной
во 2 классе песни «Новогодняя»,
музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко
(перевод с украинского М. Ивенсен).
Знакомство с понятием «Хоровод».
Слушание музыки: Ф. Шуберт.
Музыкальный момент. Соч. 94, № 3
Вспоминают песню и повторяют с
учителем,
проявляют
эмоциональный отклик, подпевают
куплеты, окончания строк, поют
припевы.
Слушают учителя, рассматривают
иллюстрацию. Кратко отвечают на
вопросы о хороводе.
Слушают, с помощью учителя
определяют
характер
музыки,
Уверенно выполняют движения и
перестроения под собственное пение.
Слушают, узнают песню из м/ф,
отвечают на вопросы о характере
мелодии, настроении и содержании
песни.
Выполняют движения упражнения,
повторяя их за учителем и
самостоятельно
под
соответствующий текст
Поют
песню
целиком,
точно
интонационно
и
ритмически
эмоционально передают характер
произведения.
Выполняют
самостоятельно
и
уверенно движения упражнения под
соответствующий текст.
Повторяют музыкальные фразы за
учителем
и
самостоятельно.
Выполняют
движения,
сначала
повторяя их за учителем, а затем
самостоятельно, пропевая с учителем
текст песни
Вспоминают и повторяют с учителем
песню.
Пропевают слова и мелодии.
Самостоятельно
поют
под
аккомпанемент.
Слушают учителя, рассматривают
иллюстрацию, активно отвечают на
вопросы, объясняют суть танца
«Хоровод» и его построения.
19
17 «Бу-ра-ти-но» из
телефильма
«Приключения
Буратино, музыка
А. Рыбникова слова
Ю. Энтина
1
Хоровое пение песни «Новогодняя».
Шумовой оркестр под песню – игра на
детских инструментах.
Слушание музыки: песня «Бу-ра-ти-но»
из
телефильма
«Приключения
Буратино,
музыка А. Рыбникова слова Ю. Энтина
18 «Три поросенка»,
музыка
М.
Протасова, слова Н.
Соловьевой
1
Упражнение «Первый снег», слова Н.
Поляковой
Хоровое пение: повторение изученной в
1 классе
песни «Три поросенка», музыка М.
Протасова, слова Н. Соловьевой.
Беседа о песне, её характере и
выразительных средствах
19 «Облака» песня из
мультфильма
«Трям!
Здравствуйте!»,
1
Хоровое пение
песни «Три поросенка».
Слушание
песни
«Облака»
из
мультфильма «Трям! Здравствуйте!»,
звуковедения, темп в разных частях Осознанно слушают, определяют
пьесы
характер музыки, звуковедения, темп
в разных частях пьесы, отмечают их
изменения, отвечают на вопросы о
произведении
Поют песню полностью, близко Поют песню от начала и до конца
интонируя мелодию с помощью самостоятельно, правильно дышат,
учителя.
распределяют дыхание, достаточно
Берут дыхание в начале фраз.
точно интонируют мелодию и
Выполняют задания учителя, стучат соблюдают ритм.
на инструментах ровными долями.
Выполняют
задания
учителя,
Слушают,
показывают исполняют
на
инструментах
эмоциональный
отклик
на заданный ритмический рисунок.
узнаваемую популярную музыку, Слушают,
показывают
кратко отвечают на вопросы о эмоциональный
отклик
на
произведении
узнаваемую популярную музыку,
называют телефильм, отвечают на
вопросы
о
характере
песни,
содержании, её героях
Слушают стихотворение, повторяют Слушают стихотворение. Ритмически
за учителем простые движения, правильно
самостоятельно
выполняют движения с помощью выполняют
движения
и
учителя.
проговаривают текст.
Подпевают куплеты, окончания Пропевают слова и мелодию.
строк, поют припевы.
Самостоятельно
поют
под
Определяют характер песни с аккомпанемент.
помощью учителя, односложно Отвечают на вопросы о настроении
отвечают на вопросы
песни,
характере
мелодии,
содержании и героях
Поют песню полностью, близко Поют песню от начала и до конца
интонируя мелодию с помощью самостоятельно. Правильно дышат,
учителя.
распределяют дыхание.
Берут дыхание в начале фраз.
20
музыка
В.
Шаинского, слова
С. Козлова
музыка В. Шаинского, слова С. Слушают,
показывают
Козлова.
эмоциональный
отклик
на
Упражнение «Дед Мороз», слова Ю. известную песню, кратко отвечают
Щербакова
на вопросы о произведении.
Слушают стихотворение, смотрят и
повторяют за учителем простые
движения
20 Обобщение по теме
«Что такое Новый
год?»
1
Повторение
зимних
песен
упражнений.
Игра на детских инструментах
шумовой оркестр
и Эмоционально
участвуют
в
действиях, поют повторяющиеся
– фразы, припевы, воспроизводят
простые движения и ровный ритм
21 «Будем в армии
служить».
«Стой, кто идет?»,
музыка
В.
Соловьева-Седого,
слова
С.
Погореловского
1
Беседа о празднике «День защитника
Отечества».
Работа с учебником, иллюстрацией.
Хоровое пение: разучивание песни
«Стой, кто идет?», музыка В.
Соловьева-Седого,
слова
С.
Погореловского.
Упражнение «Уезжаю», слова Г.
Сапгира
Слушают учителя, рассматривают
иллюстрации, кратко отвечают на
вопросы о персонажах.
Запоминают, подпевают учителю
отдельные слова и фразы, близко
воспроизводят мелодию.
Выполняют движения упражнения,
повторяя
за
учителем
после
разучивания
Достаточно
точно
интонируют
мелодию и соблюдают ритм.
Слушают,
показывают
эмоциональный отклик на известную
песню, отвечают на вопросы о
произведении.
Дают эмоциональный отклик на
известную
песню,
называют
мультфильм и героев, отвечают на
вопросы
о
характере
песни,
содержании и её образах.
Слушают стихотворение, повторяют
движения, показанные учителем.
Самостоятельно
выполняют
движения, проговаривая текст
Эмоционально участвуют во всех
действиях.
Поют песни целиком достаточно
точно интонационно и ритмически.
Распределяют
дыхание,
воспроизводят заданный ритм
Рассматривают
иллюстрации,
слушают учителя.
Называют предметы и людей,
определяют
их
отношение
к
празднику.
Запоминают и повторяют с учителем
песню.
Точно воспроизводят мелодию и
слова разученного отрывка.
После
разучивания
выполняют
движения
самостоятельно,
21
22 Марш.
Ж. Бизе «Марш
Тореадора»
из
оперы «Кармен»
1
Хоровое
пение:
продолжение
разучивания песни «Стой, кто идет?».
Слушание музыки жанра «марш».
«Марш Тореадора» из оперы «Кармен»
Ж. Бизе.
Работа с учебником, иллюстрацией.
Повторение упражнения «Уезжаю»
Повторяют и пропевают мелодию с
учителем. Разучивают и повторяют
новые музыкальные фразы вместе с
учителем.
Слушают, определяют характер
музыки с помощью учителя,
рассматривают иллюстрацию.
Односложно отвечают на вопросы.
Выполняют движения упражнения,
повторяя за учителем
23 «Бескозырка
белая», музыка В.
Шаинского, слова
З. Александровой
1
24 «Мамин праздник».
«Праздничный
вальс», музыка А.
Филиппенко, слова
Т. Волгиной
1
Хоровое пение: разучивание песни
«Бескозырка белая», музыка В.
Шаинского, слова З. Александровой.
Повторение
характеристик
жанра
«марш».
Слушание музыки: «Триумфальный
марш» из оперы «Аида» Дж. Верди
Беседа о празднике «Международный
женский день». Работа с учебником,
иллюстрацией.
Хоровое пение: разучивание песни
«Праздничный вальс», музыка А.
Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Разучивание танцевальных движений к
песне
Запоминают, подпевают учителю
отдельные
слова
и
фразы,
интонационно
близко
воспроизводят мелодию.
Слушают, с помощью учителя
определяют маршевый характер
музыки
Рассматривают
иллюстрации.
Слушают учителя, односложно
отвечают на вопросы.
Запоминают, подпевают учителю
отдельные фразы, интонационно
близко воспроизводят мелодию.
Выполняют движения под песню,
повторяя их за учителем
соответственно характеру текста,
проговаривая слова
Повторяют
с
учителем
ранее
изученное
музыкальное
произведение, пропевают мелодию.
Разучивают новые музыкальные
фразы с учителем, самостоятельно их
исполняют.
Слушают, определяют настроение и
характер музыки.
Рассматривают
иллюстрацию,
отвечают на вопросы.
Выполняют
движения
самостоятельно,
соответственно
характеру текста, проговаривая слова
Запоминают и повторяют с учителем,
воспроизводят достаточно чисто
мелодию и слова песни.
Осознанно слушают, самостоятельно
определяют маршевый характер
музыки, отвечают на вопросы о
произведении
Рассматривают
иллюстрации,
называют предметы и людей,
определяют
их
отношение
к
празднику.
Запоминают и повторяют с учителем
песню.
Воспроизводят достаточно чисто
мелодию и слова песни.
Выполняют
движения,
сначала
повторяя их за учителем, а затем
22
25 Танец.
П.
Чайковский
«Вальс цветов» из
балета
«Щелкунчик»
1
Хоровое пение: повторение песни
«Праздничный вальс» с танцевальными
движениями.
Слушание музыки: «Вальс цветов» из
балета «Щелкунчик».
Жанр вальса, характеристики
26 Обобщение по теме
«Мамин праздник»
«Белые
кораблики»,
музыка
В.
Шаинского, слова
Л. Яхнина
1
Хоровое пение: разучивание песни
«Белые
кораблики»,
музыка
В.
Шаинского, слова Л. Яхнина.
Повторение
песни
«Праздничный
вальс» с танцевальными движениями.
Слушание музыки: «Аве Мария» Ф.
Шуберта.
Упражнение «Весенний дождь», слова
Н. Поляковой
27 «Пойте вместе
нами».
«Пойте вместе
нами». Музыка
слова
Пряжникова
1
Беседа о времени года весна, весенних
приметах.
Работа с учебником, иллюстрацией.
Хоровое пение: разучивание песни
«Пойте вместе с нами», музыка и слова
А. Пряжникова.
Разучивание танцевальных движений к
песне
с
с
и
А.
Пропевают по строкам вместе с
учителем.
Поют всю песню с учителем
интонационно близко к мелодии.
Слушают,
показывают
эмоциональный отклик, с помощью
учителя
определяют
характер
музыки
Поют песни полностью с учителем,
уверенно исполняют припев и
выполняют движения, повторяя их
за учителем.
Слушают
пьесу,
показывают
эмоциональный отклик, с помощью
учителя
определяют
характер
музыки, звуковедение, темп.
Слушают стихотворение, повторяют
за учителем простые движения,
воспроизводят
движения
с
подсказками
Слушают учителя, рассматривают
иллюстрации, кратко отвечают на
вопросы.
Запоминают, подпевают учителю
отдельные фразы, интонационно
близко воспроизводят мелодию.
Выполняют движения под песню,
повторяя их за учителем
самостоятельно, пропевая с учителем
текст песни
Поют песню с учителем и затем
самостоятельно.
Правильно
интонационно
и
ритмически передают характер песни.
Осознанно слушают, определяют
настроение
музыки,
называют
характерные черты вальса
Поют песни целиком, достаточно
точно интонационно и ритмически,
эмоционально передают характер
произведения,
выполняют
самостоятельно движения.
Осознанно слушают, определяют
настроение музыки, характеризуют
произведение.
Слушают стихотворение, повторяют
движения за учителем.
Ритмически
правильно
самостоятельно выполняют движения
и проговаривают текст
Слушают учителя, рассматривают
иллюстрации, определяют сюжет и
называют
весенние
приметы,
знакомые песни и стихи о весне.
Запоминают и повторяют с учителем,
воспроизводят чисто мелодию и слова
песни.
Выполняют движения, повторяя их за
учителем и самостоятельно, пропевая
с учителем текст песни
23
28 «Чунга-чанга»,
музыка
В.
Шаинского, слова
Ю. Энтина
1
Слушание музыки: песня «Мир похож
на цветной луг», беседа о песне.
Хоровое пение: разучивание песни
«Чунга-чанга», музыка В. Шаинского,
слова Ю. Энтина.
Шумовой оркестр под песню «Чунгачанга» – игра на детских инструментах
Слушают,
показывают
эмоциональный отклик.
С помощью учителя определяют
характер музыки, кратко отвечают
на вопросы о песне.
Прослушивают исполнение песни,
узнают
песню.
Повторяют
музыкальные фразы вместе с
учителем.
Выполняют задания учителя, играют
на инструментах ровными долями
29 «Прекрасное
далеко», музыка Е.
Крылатова, слова
Ю. Энтина
1
Хоровое
пение:
продолжение
разучивания песни «Чунга-чанга».
Слушание музыки: песня «Прекрасное
далеко», музыка Е. Крылатова, слова
Ю. Энтина, беседа о песне, рассуждение
о будущем.
Упражнение «Гном и гром», слова А.
Кондратьева
Поют всю песню с учителем
интонационно близко к мелодии.
Слушают,
показывают
эмоциональный отклик на музыку,
кратко отвечают на вопросы.
Слушают стихотворение, повторяют
за учителем простые движения,
выполняют движения с подсказками
учителя
30 «Голубой вагон»,
музыка
В.
Шаинского, слова
Э. Успенского
1
Работа с учебником, иллюстрацией.
Беседа о персонажах мультфильма
«Шапокляк».
Хоровое пение: разучивание песни
«Голубой
вагон»,
музыка
В.
Шаинского, слова Э. Успенского.
Повторение упражнения «Гном и
гром», слова А. Кондратьева
Рассматривают
иллюстрацию,
называют персонажа, отвечают
кратко на вопросы.
Запоминают, подпевают учителю
отдельные фразы песни, близко
воспроизводят мелодию и ритм.
Повторяют за учителем простые
Осознанно слушают, определяют
настроение музыки, отвечают на
вопросы о представлении содержания
музыки и понимании дружбы.
Прослушивают исполнение песни,
узнают
песню,
называют
мультфильм.
Поют
песню
с
учителем
и
самостоятельно.
Выполняют
задания
учителя,
исполняют
на
инструментах
заданный ритмический рисунок
Поют
песню
с
учителем
и
самостоятельно, точно интонационно
и
ритмически,
выразительными
средствами передают характер песни.
Слушают,
показывают
эмоциональный отклик на музыку,
отвечают на вопросы о характере
песни, смысле содержании.
Слушают стихотворение, повторяют
движения, за учителем, ритмически
правильно
самостоятельно
выполняют движения и перестроения,
проговаривая текст
Рассматривают
иллюстрацию,
называют персонажа и характеризуют
его, отвечают на вопросы полным
предложением.
Запоминают и повторяют с учителем
песню.
Точно воспроизводят мелодию и
слова.
24
31 «Крылатые качели»
из
кинофильма
«Приключения
Электроника»,
музыка
Е.
Крылатова, слова
Ю. Энтина
1
32 «Кашалотик»,
музыка Р. Паулса,
слова И. Резника
1
33 Музыкальные
инструменты
виолончель
1
-
Хоровое пение: повторение песни
«Голубой вагон».
Работа над протяжностью звука.
Слушание музыки: песня «Крылатые
качели» из кинофильма «Приключения
Электроника», музыка Е. Крылатова,
слова Ю. Энтина.
Музыкально-ритмические упражнения
Слушание песни «Кашалотик», музыка
Р. Паулса, слова И. Резника.
Беседа о характере музыки, строении и
сюжете песни.
Хоровое пение: разучивание песни
«Кашалотик», музыка Р. Паулса, слова
И. Резника.
Музыкально-ритмические упражнения
Музыкальные
инструменты
–
знакомство с виолончелью.
Слушание музыки: пьеса «Ноктюрн»
(для виолончели с оркестром до-диез
минор) П.И. Чайковского.
движения, выполняют движения под Повторяют движения за учителем и
чтение учителем стихотворения
ритмически
правильно
самостоятельно выполняют движения
и перестроения, проговаривая текст
Поют с учителем, слушают новый Поют с учителем и самостоятельно в
куплет и пропевают по строкам унисон интонационно чисто, напевно,
вместе с учителем в унисон связно.
интонационно близко к мелодии, Берут дыхание в начале фраз.
напевно.
Повторяют движения, ритмически
Повторяют за учителем и ритмично правильно
выполняют
их,
выполняют простые движения
проговаривая текст упражнений с
учителем
Слушают
музыкальное Осознанно слушают музыкальное
произведение.
произведение.
С помощью учителя определяют Самостоятельно определяют характер
характер музыки, части куплетной музыки, части куплетной формы,
формы -запев, припев.
запев, припев, отвечают на вопросы о
Запоминают, подпевают учителю произведении.
отдельные
слова
и
фразы, Запоминают и повторяют с учителем
интонационно и ритмически близко и воспроизводят чисто мелодию и
воспроизводят мелодию.
слова песни, эмоционально передают
Повторяют за учителем и ритмично ее настроение.
делают
простые
движения, Повторяют движения, ритмически
повторяют простой ритмический правильно выполняют движения,
рисунок
проговаривая текст упражнений,
повторяют заданный ритмический
рисунок
Рассматривают, показывают, по Рассматривают,
показывают,
изображению узнают виолончель, называют
виолончель,
узнают
слушают звучание инструмента.
визуально и на слух, отличают по
Слушают
пьесу,
показывают звучанию от других изученных
эмоциональный отклик, с помощью инструментов.
25
34 Повторение
изученного за год
1
Хоровое пение: повторение песен
«Пойте вместе с нами», «Чунга-чанга»,
«Голубой вагон», «Кашалотик».
Работа
над
звуковедением,
соответствующем характеру песни
учителя
определяют
характер
музыки, звуковедение, темп.
Слаженно и эмоционально поют
разученные песни вместе с учителем
Повторение песен и упражнений.
Закрепление понятий о выразительных
средствах музыки (темпе, высоте
звуков, длительности звуков, характере
мелодии, динамических оттенках),
изученных музыкальных жанрах и
музыкальных инструментах
Эмоционально, с помощью учителя,
поют изученные песни в унисон,
относительно близко интонируя
мелодию и достаточно точно
ритмически.
Берут
дыхание
в
начале
музыкальных фраз.
Выполняют задания учителя, играют
на инструментах ровными долями
под счет и исполняют простой
ритмический рисунок.
Повторяют за учителем и ритмично
выполняют простые танцевальные
движения.
Эмоционально
участвуют
в
действиях, кратко отвечают на
вопросы
Осознанно слушают, определяют
лирическое
настроение
музыки,
характеризуют произведение.
Выразительно,
слаженно
и
эмоционально исполняют разученные
песни
Эмоционально передают характер
песни.
Поют песни целиком в унисон
самостоятельно.
Берут дыхание в начале музыкальных
фраз, распределяют дыхание.
Точно интонируют мелодию и
соблюдают ритм.
Выполняют
задания
учителя,
исполняют на инструментах заданные
ритмические рисунки.
Самостоятельно выполняют ранее
выученные танцевальные движения
правильно и ритмично.
Эмоционально
участвуют
в
действиях, развернуто отвечают на
вопросы
26