Динамическое изучение учащихся с умеренной умственной отсталостью

01.01.2017

Динамическое изучение учащихся с умеренной умственной отсталостью

 

 В последние годы в Российской Федерации был принят ряд нормативных   документов, отражающих мировые  идеи гуманизации специального образования, благодаря чему дети, имевшие ранее статус «необучаемые», получили право выбора вида обучения как формы социализации. Одной из категорий таких детей являются дети с  умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

В мае 2009 года в С (К) ОШ №118, впервые после длительного перерыва, завершил обучение    класс для детей с умеренной  умственной отсталостью. Перед всеми участниками образовательного процесса  стояла задача так организовать обучение, чтобы максимально содействовать развитию  познавательной деятельности детей, способствовать социальной адаптации,  дальнейшему приспособлению к жизни в обществе.

Длительное время коррекционная педагогика ориентировалась  на возможности детей с легкой умственной отсталостью, поэтому процесс вовлечения таких детей  в сферу специального образования обнаружил ряд проблем организационного и  программно- методического

Для решения вопросов, связанных с открытием данного класса, администрацией ОУ была создана служба психолого-медико-педагогического сопровождения, представленная администрациейшколы, коррекционно-диагностическим отделением ( логопед, психолог, дефектолог), школьным консилиумом, медицинским блоком  и  направленная на всех участников образовательного процесса.

Работа ПМП-сопровождения была ориентирована на выявление зоны ближайшего развития детей, изучение достижений  в динамике, составление индивидуальных программ, оказание методической, консультативной помощи родителям, педагогам, персоналу школы  на протяжении  всего периода обучения детей  с 1 по 9 кл.

При планировании сопровождения возникли трудности, вызванные «новизной» условий: значительные нарушения познавательной  и речевой деятельности, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер деятельности ребенка с умеренной умственной отсталостью потребовали выработки иной периодичности (по сравнению с детьми с легкой умственной отсталостью) диагностического обследования, создания особых критериев оценки актуального состояния психических функций  и достижений ребенка в динамике. Для фиксации  результатов наблюдения была разработана «Индивидуальная   карта развития ребенка  с  умеренной умственной отсталостью», которая служила основой для создания индивидуально-ориентированной программы сопровождения.

Для анализа достижений в развитии   детей  за период обучения  с 1по 9 кл. были изучены, в соответствии  с составленным графиком,результаты обследований психических функций, проведены беседы с учителямии воспитателями, работающими в классе, оценены итоги наблюдений за  детьми в различных ситуациях.

 Заключительное психо-диагностическое обследование  в конце выпускного класса показало: значительно улучшилась коммуникативная функция речи, увеличилось понимание инструкции, у некоторых отмечались элементы критичности своей деятельности, наблюдалась положительная динамика в расширении кругозора, словарного запаса,появилась возможность обсуждения простых пословиц, некоторые из них научились читать, пользоваться калькулятором при выполнении арифметических действий, улучшились графо-моторные навыки.Хочу такой сайт

 Но наибольших успехов дети достигли в приобретении социального опыта: ими  были усвоены нормы поведения в школе, сформированы  навыки самообслуживания. Благодаря учителю и воспитателю начальной школы в классе были заложены основы коллективизма, дружбы, установились традиции, значительно возросла их самостоятельность, активность, в  старшей школе коллектив волновалиобычные подростковые проблемы.

Иногда их  можно увидеть  в школе и сейчас. Они помнят и поздравляют учителей с праздниками, общаются с нынешними учениками школы.

Ребята стали частью школьного сообщества, а, значит, задачи по их подготовке к дальнейшей жизни вне школы  решены  были достаточно успешно.

Литература:

1Шипицина Л.М.,Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта., СПб, Дидактика плюс.

2. Маллер А.Р., Воспитание иобучение детей с тяжелой умственной недостаточностью, Москва, Академия, 2003

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.10.2018

Дата обновления: 24.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».