Оценка эффективности деятельности территориальной областной психолого-медико-педагогической комиссии

01.01.2017

Оценка эффективности деятельности  территориальной областной психолого-медико-педагогической комиссии

 

         Рассматривая психолого-медико-педагогические комиссии как особые структурные подразделения в системе государственных образовательных учреждений, перед  которыми стоит задача не только адекватно оценить причины возникновения и особенности психофизического развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, но и помочь его семье,  положительно повлиять на дальнейшую  судьбу ребёнка. В связи с этим Министерство образования ставит перед нами задачу по значительному повышению эффективности и качества  деятельности ТОПМПК.

Вопросы оценки эффективности, оценки качества деятельности ПМПК специалисты комиссии  ставят перед собой уже много лет. Многие комиссии Свердловской области, Саратовской, Орловской и других областей Российской Федерации разрабатывают на уровне внутренних локальных актов различного рода документы, касающиеся регламентации собственной деятельности. Наша комиссия не является исключением. Нас всегда интересовали вопросы: как и чем измерить качественный результат собственной деятельности. Более того, в связи с новой политикой системы образования, новыми подходами к системе оплаты  данные вопросы стали наиболее актуальными, жизненноважными и необходимыми.

         В связи с этим нами были изучены документы ISO – 9000, проект «Наша новая школа», определены понятия: качество, оценка качества, педагогическое мастерство, педагогический такт, эффективность деятельности.

         Так, под педагогическим мастерством мы понимаем – синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность педагогического процесса. В педагогическом мастерстве выделяем 4 основных элемента:

  • мастерство организации коллектива и индивидуальной деятельности детей;
  • мастерство убеждений;
  • мастерство передачи знаний и формирование опыта деятельности;
  • мастерство владения педагогической техникой.

Специалист ПМПК должен иметь педагогический такт, включающий  в себя не только вопросы, которые связаны с психологическими сторонами личности  специалиста, с нравственными установками и принципами, которым он следует, но и ориентироваться  в приёмах и средствах педагогического воздействия, учитывая индивидуальные особенности ребёнка. 

Категория «качество» прочно вошла во все сферы жизнедеятельности общества, включая и сферу образования. Международная организация по стандартизации (ISO) в 1994 г. приняла следующее определение качества: «Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям».

Систему оценки качества деятельности ПМПК /на наш взгляд/ необходимо соотнести с задачами всей системы ПМПК и Министерства образования РФ в целом.

Система качества ПМПК должна включать в себя все сферы её деятельности:

  • консультативно-диагностическую деятельность;
  • программно-методическую деятельность;
  • коррекционно-развивающую деятельность, а также сферу сопровождения.

Много лет качество работы ПМПК оценивалось по количественному признаку: сколько обследовано детей на ПМПК, сколько семинаров проведено, сколько ….. и т.д. Не учитывались другие показатели: качество проведённых мероприятий, качество предъявления родителям информации об уровне развития ребёнка, желание родителей обследовать ребёнка именно в этой ПМПК и т.д.

Ознакомление с международными стандартами ИСО серии 9000 показывает, что везде присутствуют элементы контроля и отслеживания (мониторинга) результатов деятельности. Осознавая, что достаточную эффективность деятельности любого учреждения, структурного подразделения обеспечивает оптимальная система управления, а наибольших успехов добиваются организации, которые развитие учреждения видят через систему управления качеством предоставляемых услуг, нами на протяжении нескольких лет ведётся планомерная работа в данном направлении.

Качество работы бесспорно напрямую связано с профессионализмом специалистов, выполняющих ту или иную работу. Директор школы и руководитель ПМПК организуют,  таким образом, работу, что на протяжении более десяти лет состав специалистов не меняется. У сотрудников ПМПК стаж работы в комиссии от 10 до 25 лет. Все специалисты имеют высшую квалификационную категорию. Каждый специалист ежегодно повышает свою квалификацию через участие в семинарах не только областного, но и регионального уровня. Все специалисты систематически проводят семинары для других педагогов города и области в рамках методического сопровождения.

Вместе с тем, мы понимаем, что качество деятельности специалистов ПМПК само по себе не может быть конечным результатом. Оно – лишь средство, с помощью которого выявляется соответствие  конечного продукта стандарту. Эти стандарты должны соответствовать тому, для чего предназначены, и отвечать требованиям потребителя, заказчика услуг, т.е. они должны соответствовать предназначенным целям.

Можно сказать, что качество условно имеет два аспекта:

  • Первый- это соответствие стандартам или спецификации;
  • Второй – соответствие запросам потребителя, заказчика.

         Первое соответствие – это соответствие цели и его применению. Нами это понимается, как соответствие деятельности специалистов ПМПК имеющейся законодательной базе ( Конвенции «О правах ребёнка», Законам «Об образовании», «О психиатрическое помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», Положению о ПМПК и другим установочным документам). Данное соответствие мы относим к «жёстким» факторам управления.

         Кто может решать, являются ли услуги ПМПК качественными? На уровне первого соответствия – это Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, работодатель /директор школы/ и, наверное, другие вышестоящие организации.

Второе соответствие (с точки зрения потребителя услуг, предоставляемых ПМПК) установить гораздо сложнее, т.к. относится к «мягким» факторам управления и не регламентируется правовыми документами вышестоящих организаций. Часто, несмотря на высокое профессиональное мастерство и ответственность специалистов, качество услуги оцениваются клиентом резко отрицательно (например, когда ребёнку рекомендовано обучение по общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью), хотя эта рекомендация, в конечном счёте, является решающей в нормализации его дальнейшего развития, обучения, успешной адаптации и социализации в жизни.Хочу такой сайт

Для того, чтобы избежать никому не нужных стрессовых ситуаций, как со стороны потребителя, заказчика, так и со стороны специалистов ПМПК нами проводится большая предварительная работа с родителями (законными представителями ) до начала процедуры обследования ребёнка на ПМПК.

Первое – очно или заочно /по телефону/ у родителей (законных представителей) уточняется цель посещения комиссии и сообщаются:

  • сведения о специалистах ПМПК (стаж работы, квалификация, образование):
  • цель и примерный регламент работы с ребёнком;
  • юридические права родителей (законных представителей);

если родитель сомневается  в целесообразности  данной процедуры, то ему предлагается пройти обследование с ребёнком в режиме консультации.

         Второе –  с родителями  перед началом процедуры обследования  проводится беседа о том, что известно им о развитии собственного ребёнка и об  их отношении к данной ситуации. Затем предлагается некий свод правил о том, как родителю в интересах ребёнка вести себя на комиссии. Далее сообщается: какие возможные варианты рекомендаций могут быть, и идёт запрос  - «Готовы ли родители с ребёнком пройти комиссию?».  При утвердительном ответе родители (законные представители) пишут заявление на проведение  процедуры обследования.

         При такой организации  предварительной работы с заказчиками /родителями/, вот уже на протяжении 10 лет, мы крайне редко получаем отрицательную реакцию на наши рекомендации. И даже если родители (законные представители) не согласны, то они всегда  / в ходе специально организованной беседы с руководителем ПМПК/  говорят лишь о своих чувствах, а не о том, что с ними работали не  профессионально.

         Во время процедуры обследования специалисты ПМПК, таким образом, организуют совместную деятельность с ребёнком, что родители и ребёнок чувствуют себя в полной безопасности. Родители имеют возможность со стороны посмотреть на своего ребёнка, при этом чувства родителей не оскорблены чёрствостью и /или равнодушием специалистов ПМПК.

Для того чтобы узнать как оценивают работу специалистов ПМПК родители (законные представители), нами была разработана Анкета «Деятельность специалистов ПМПК глазами родителей (законных представителей)». Родителям (законным представителям) до начала работы с ребёнком предлагаем изучить  Анкету и заполнить её после  проведения процедуры обследования.  Так же на виду у родителей находится  Книга «Подумаем вместе»,  в которую  они пишут свои отзывы и пожелания в адрес специалистов комиссии. Вся полученная информация анализируется.

  Насколько профессионально  было дано заключение и те рекомендации, которые предполагают дальнейшее развитие ребёнка, лучше всего рассматривать не только через систему отслеживания эффективности выполнения рекомендаций, но и через организацию системы сопровождения. Качество сопровождения / любого педагогического процесса/  нами рассматривается как система управления педагогическим процессом, направленным на достижение поставленных целей.

 

Таким образом, мы можем получить от непосредственных заказчиков достоверную информацию о качестве собственной деятельности.

 

 

Библиографический список:

  1. Круглов М.Г., Сергеев С.К. и др. Менеджмент систем качества: Учебн.пособие – М.: ИПК Издательство стандартов, 1997. – 368с.
  2. Мануилов В.Ф., Дмитренко В.П., Федотова А.В., Шишков Г.М., Галетова Н.Л. Образовательные услуги и управление качеством. Под редакцией Петрова А.П. – М.: «ЛАТМЕС», 2001. – 196.
  3. Шимов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: РПО, 2000, 316с.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.10.2018

Дата обновления: 24.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».