Современные технологии по педагогической профилактике правонарушений несовершеннолетних.

13.04.2020

Современные технологии по педагогической профилактике правонарушений несовершеннолетних.

 

Правонарушения

Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, является правонарушение.

В юриспруденции различают правомерное и неправомерное поведение граждан. Неправомерные действия (правонарушения) - такие юридические факты, которые противоречат   нормам права. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. 

 

На практике преступления классифицируются по следующим основаниям:

1.         по степени тяжести: на тяжкие, менее тяжкие и не представляющие большой общественной опасности;

2.         по форме вины: на умышленные и неосторожные;

3.         по объекту посягательства целям и мотивам: антигосударственные корыстные насильственные и др.

4.         по социально-демографическим и криминологическим основаниям: преступления взрослых и молодежи, преступления несовершеннолетних, первичные, повторные и рецидивная преступность.

Преступление

Преступление – это противотравное, виновное наказуемое общественно-опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящие им существенный вред.

Проступок- это то же противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасность. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и др. отраслями права. Правонарушение в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.

Мотивация подростков

Подросткам и юношам в возрасте 14-18 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный детский характер, поскольку совершаются из-за озорства и любопытства, не мотивируемой агрессии. На сегодняшний день к подростковому и юношескому правонарушению можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, алкогольные напитки и др.).

Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством, ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания. Особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. К типичным молодежным насильственным правонарушениям можно отнести молодежные “Разборки”, которые сопровождаются бранью, насилием.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Как правило, вначале девиантное поведение у подростков немотивированное. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий неумение правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать.

Основные факторы социального контроля

1. Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к “ненормальному” поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.

2. Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.

3. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу “самопомощи” (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы).

4. Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни – важный фактор девиантного поведения). Создание” институтов согласия” и “институтов посредничества”, которые бы принимали на себя функции уголовного и административного право применение сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.

5. Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса. Ориентация молодежи на “изделия” черного рынка, где проповедуется культ насилия и примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное самосознание.

6. Изменение менталитета граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.).

 

 

 

Социально-педагогические технологии работы с детьми
группы риска

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего – либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.

Первый аспект

Первый аспект – это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволило выделять категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило социальным нормам и правилам.

Второй аспект

Второй аспект – именно под этим углом зрения проблема предстала наиболее выпукло в последнее время – тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.

Технология работа с детьми группы риска в классе:

1. Выявление и формирование банка данных детей группы риска;

2. Диагностика детей группы риска (изучение особенностей ребенка и выявление его интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонения в поведении и определение их причины, отслеживание истоков возникновения конфликтных ситуаций);

3. Организация индивидуально-групповой работы в классе с детьми группы риска;

4 Взаимодействие с социальным педагогом, психологом и администрацией школы.

 

Документы классного руководителя и социального педагога по вопросам профилактики
правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних

1. Список органов самоуправления и поручений учащихся.

2. Список занятости учащихся класса в свободное время (посещение кружков и секций).

3. Социальный паспорт класса.

4. Систематическое проведение социально-педагогических рейдов в семьи обучающихся, с составлением акта посещения семей.Хочу такой сайт

4. План воспитательной работы на учебный год (утвержденный заместителем директора школы по воспитательной работе).

5. Состав родительского комитета.

6. Тематика родительских собраний на учебный год.

7. Список учащихся, состоящих на внутришкольном учете и на учете ПДН по форме: Ф. И. О. ученика, число, месяц, год рождения, домашний адрес, сведения о родителях, за что и когда поставлен на учет, занятость в кружках и секциях, шеф-наставник.

8. Тетрадь учета индивидуальной работы с подростками девиантного поведения, состоящими на внутришкольном учете и неблагополучными семьями по форме: дата, форма работы, результат.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНСУЛЬТАЦИЙ (с Родителями)

1.Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя.

2.Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.

3.В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.

4.Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

5.Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

6.В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.

7.В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

8.Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя.

9.Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.

10.Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

 

ПАМЯТКА №1
для родителей при взаимодействии с трудным подростком.

Кого можно считать трудным подростком

Рекомендуется при определении трудновоспитуемости учитывать следующие признаки:

2. Наличие отрицательных проявлений и отклонений от нормального в нравственном развитии, поведении и учебной деятельности со значительной степенью устойчивости (в отличии от детей, эпизодически проявляющих отклонения такого порядка).

3. Обусловленность этих отклонений недостатками воспитания и особенно отрицательным влиянием неуправляемых факторов (улица, среда).

4. Постоянное и устойчивое сопротивление родителю, педагогу и администрации школы

Таким образом, трудные – это дети, проявляющие сопротивление воспитанию в следствии наличия значительных по степени устойчивости и разнообразных по форме проявления отклонения в нравственном развитии и поведении, обусловленных недостатками воспитания.

 

 

 

ПАМЯТКА №1

для родителей при взаимодействии с трудным подростком.

1.Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учебе, выполнении общественного поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения и использовать их в воспитательных целях.

2.Быть объективным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять его в том, в чем его вина не доказана.

3.Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершенный поступок, ничего к нему не прибавляя.

4.Осуждая подростка за поступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника. Можно сказать, «Ты плохо поступил, ты совершил хулиганский поступок», но не надо говорить: «Ты плохой мальчик, ты хулиган». Нельзя родителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах типа: бездельник, лодырь, хам, негодяй. Это отталкивает подростка, озлобляет его и еще более затрудняет процесс общения с ним.

5.Родитель должен всегда быть оптимистом и открыто выражать надежду не исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений.

6.Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в проведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.

7.Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в то же время уметь кое-что прощать, «не заметить».

8.Всегда находиться в тесной связи с классным руководителем, социальным педагогом, администрацией школы. Своевременно реагировать на сигналы со стороны школы.

Уважаемые родители, педагоги успех ребенка в школе, а также воспитание социально активной личности, умеющей принимать самостоятельные решения - залог успеха человека в жизни!

Каждый ребенок талантлив, каждый ребенок - это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ребенку раскрыть свой талант, исходя из его индивидуальности и личностных качеств. Или же предостеречь его от совершения необдуманных поступков, вовремя протянуть «руку помощи»!

Образна и глубоко человечна древняя мудрость: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».

«Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас.

Георг Лихтенберг

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.04.2020

Дата обновления: 13.04.2020

Дата публикации: 13.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».