14.04.2020
Современное
общество, в свете предъявления все более высоких требований к системе
образования, уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества обучения
с информатизацией образовательного процесса.
В
отличие от обычных технических средств обучения, информационно-коммуникационные
технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых,
строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и
развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно
приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию
одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео,
запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для
детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех
существующих игр и игрушек, что в свою очередь закладывает потенциально
обогащенное развитие личности.
Практика
показывает, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к
занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование
новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме,
повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить наглядно-образное
мышление, воображение. Информационные технологии обеспечивают
личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить
объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у детей дошкольного
возраста один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и
большое значение имеет многообразие форм подачи обучающего материала.
Компьютерные
игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для развития у
детей психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности:
восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
В
игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в
общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих
значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять
нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта
способность является главнейшей психологической базой для введения в игру ребёнка
компьютера, как игрового средства.
В
ходе игровой деятельности ребенка, обогащенной компьютерными средствами,
возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое
воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные
качества мышления), которые ведут к значительному повышению творческих
способностей детей.
По
сравнению с традиционными формами обучения компьютер обладает рядом
преимуществ:
- в процессе своей
деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать
такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет
ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- предъявление
информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный
интерес;
- движения, звук,
мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- проблемные задачи,
поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом
познавательной активности детей;
- предоставляет
возможность индивидуализации обучения за счет разноуровнего типа заданий;
- ребенок сам
регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
-
эффективность обеспечивает усвоения материала: тренируется память, активно
пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;
- увеличение объёма
предлагаемого для ознакомления материала и возможность быстрой оценки
деятельности;
- компьютер очень
«терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит
их.
Известно,
что для развития у детей с нарушением интеллекта устойчивого познавательного
интереса к учению, стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и
занимательным. Материал, предлагаемый детям, должен содержать в себе элементы
необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие у ребенка мотивацию к
учебному процессу. Как показывает практика, использование компьютера в
коррекционно-развивающей работе оказывает положительное влияние на развитие
высших психических функций, влияет на эмоциональное и мотивационное развитие:
1. Занятия детей на
компьютере важны не только для интеллектуального развития, но и для
формирования хороших моторных навыков. В любых играх, от самых простых до
сложных, дети должны уметь управлять компьютером: нажимать пальцами на
определенные клавиши, обращаться с мышью. Это развивает мелкую мускулатуру руки
и пальцев, координацию движений и ориентировку на плоскости.
2. В процессе занятий
детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети с ОВЗ, в частности
дети с умственной отсталостью, обладают непроизвольным вниманием, то есть они
не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только
материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него
внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в
привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание
содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
3. Компьютерные
упражнения и игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения
сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно.
Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия,
стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении школьников.
Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь
выполнить задание. Это воспитывает волевые качества, а также приобщает ребенка
к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к
окружающему миру.
4. Занятия на
компьютере могут стать средством адаптации ребенка в окружающем его мире.
Таким
образом, использование средств информационных технологий позволяет преодолеть
интеллектуальную пассивность детей, сделать процесс обучения и развития детей
достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной работы, открывает
новые возможности организации занятий с детьми как в условиях школы, так и дома
с родителями.
Вот несколько бесплатных информационных
платформ, предлагающих массу интереснейших заданий, дидактических игр с детьми
любого возраста и уровня развития психических, интеллектуальных способностей.
1.
«Самоучка» http://samouchka.com.ua
2.
«Развивающие
игры для детей» http://malysh.club
3.
«Лисенок
Бибуша» https://bibusha.ru
4.
«Играемся» https://www.igraemsa.ru
5.
«ЛогикЛайк» https://logiclike.com
Не стоит забывать о том, что детям работать с компьютером следует ограниченное время,
заявляют врачи и психологи. Они утверждают, что постоянное использование
компьютеров и гаджетов негативно сказывается как на психологическом, так и на
физическом состоянии ребенка.
1. Влияние на зрение. Когда человек смотрит вдаль, глаза его
испытывают меньшую нагрузку, чем во время рассматривания предметов,
расположенных вблизи. Когда мы смотрим в монитор, глаза находятся в напряжении.
Если не давать им время для отдыха, пренебрегать гимнастикой, может возникнуть
спазм аккомодации, который еще называют ложной близорукостью. Этот недуг может
со временем развиться и превратиться в миопию. Кроме того, постоянное
зрительное напряжение вызывает синдром «сухого глаза». Человек, сидящий перед
экраном, реже моргает, из-за чего ухудшается увлажнение роговицы.
2. Влияние на позвоночник. Сильное напряжение испытывают и
мышцы спины. Зачастую осанка ребенка, сидящего за компьютером, неправильная.
Это приводит к искривлению позвоночника, сколиозу. Чрезмерное нагрузка на мышцы
спины и шеи может вызвать головокружение и головные боли.
3. Малоподвижный образ жизни. Недостаточная физическая
нагрузка называется гиподинамией. Она становится причиной развития патологий
сердца и суставов, сахарного диабета, ожирения. Малая физическая активность —
серьезный фактор, ослабляющий иммунную систему.
4. Переутомление. Ребенок может даже не заметить, как сильно
устает и переутомляется в процессе учебы. Умственная нагрузка отнимает у
организма очень много сил. Постоянная работа за компьютером может привести к
сильному переутомлению, которое наносит большой вред развивающемуся организму
ребенка.
5. Вред электромагнитного излучения. Оно исходит от любого
электронного устройства. Длительное воздействие на человека этого излучения
может в будущем проявиться сердечно-сосудистыми заболеваниями, гормональными
сбоями, хронической усталостью, болезнями нервной, иммунной, репродуктивной
систем.
6. Компьютерная зависимость. Она возникает из-за частой игры
на компьютере. В головном мозге располагаются центры, отвечающие за получение
удовольствия. Когда ребенок играет, эти центры находятся в состоянии
напряжения. Регулярное их возбуждение одним и тем же раздражителем со временем
приводит к привыканию. Если ограничить время игры ребенка на компьютере, он
начинает раздражаться, проявляет агрессию или, напротив, замыкается, становится
апатичным и незаинтересованным. Избавиться от такой зависимости достаточно
сложно. В некоторых случаях требуется помощь детского психолога.
Итак, есть много факторов, которые вынуждают ради
здоровья самого ребенка ограничивать его в использовании электронных устройств.
Специалисты утверждают, что ребенок в возрасте 6-7 лет
электронные устройства рекомендуется использовать не больше 20 минут в день. В
7-11 лет, то есть в период обучения в начальной школе, работать за компьютером
ребенку можно по 20-30 минут. В 12-14 лет время увеличивается еще на 15 минут.
Подросток может использовать компьютер по 45 минут в день. Примерно с 15 лет
подросток может проводить за экраном по 1-2 часа в сутки. При этом каждые 30-40
минут следует прерываться и отходить от монитора, чтобы отдохнуть, сделать
глазную гимнастику и зарядку, поиграть в подвижные игры. Такие перерывы не
помешают и взрослым, которым приходится постоянно работать за компьютером.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.04.2020
Дата обновления: 14.04.2020
Дата публикации: 14.04.2020