Пояснительная записка
Программа
коррекционного
курса
«Занимательная
математика»
составлена на основе следующих документов:
-
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013
№ 99-ФЗ, от 23.07.2-13 №203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от
19.12.2014., вступивший в силу в сентябре 2016 года;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении
деятельности
Порядка
по
организации
основным
и
осуществления
общеобразовательным
образовательной
программам
–
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования от 30 августа 3013 г. №1015;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на
учебный год;
- Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения
Свердловской
области
«Екатеринбургская
школа
№
7,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый
приказом
Министерства
общего
и
профессионального
образования
Свердловской области
- Локальные акты образовательного учреждения;
Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными
вопросами математики. Решение математических задач, связанных
логическим
мышлением,
закрепит
интерес
детей
к
с
познавательной
деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций,
общему интеллектуальному развитию, умению самостоятельно работать,
думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки
аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям
обучающихся
младших
школьников
(интеллектуальными нарушениями)
с
умственной
отсталостью
и предоставляет им возможность
работать с интересом на доступном уровне, развивая учебную мотивацию,
вводит
в
мир
элементарной
математические
знания,
математики,
способствует
расширяет
активизации
и
углубляет
интеллектуальной
деятельности, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти
знания на практике.
Программа по предмету «Игровая математика» направлена на развитие у
детей математического образа мышления: четкости речи, правильному
применению математической терминологии, созданию комфортных условий
для развития ребенка, развитию мотивации,
укреплению психического
здоровья.
Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими
геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения
геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В
ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для
практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с
представлением, анализом и интерпретацией данных.
Цель:
подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
в
современном
обществе
и
овладение
доступными
профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:
• формирование доступных умственно обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и
умений,
необходимых
для
решения
учебно-познавательных,
учебно-
практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности
их использования при решении соответствующих возрасту задач;
• коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных
качеств обучающихся
нарушениями)
с умственной
средствами
отсталостью (интеллектуальными
математики
с
учетом
их
индивидуальных
возможностей;
• формирование
положительных
качеств
личности,
в
частности
аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое
дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Личностные учебные действия:
•
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
•
Формировать самостоятельность в выполнении учебных заданий,
поручений, договоренностей;
•
Обращаться за помощью и принимать помощь;
•
Доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми;
•
Адекватно
использовать
ритуалы
школьного
поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
•
Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
•
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
•
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев,
недочетов.
корректировать
свою
деятельность
с
учетом
выявленных
Предметные результаты:
Раздел
Числа.
Арифметические
действия.
Величины:
Мир
занимательных
задач:
Геометрическая
мозаика
Общие результаты
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные
способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм
решения числового кроссворда; использовать его в ходе
самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы
вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с
заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении
проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки.
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте,
выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения
задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные
действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый)
результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи,
выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ
решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно,
неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и
результат решения задачи;
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки
1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников,
уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной
детали в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять
детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый)
результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия
при заданном условии;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания
отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений
работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В
процессе выполнения заданий учащиеся учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе
формулировать выводы.
Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность
научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти
выход – ответ.
Программа по предмету «Игровая математика» учитывает возрастные
и
интеллектуальные особенности младших школьников и поэтому предусматривает
организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной
работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Передвижение
по классу в ходе выполнения математических заданий.
Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми
(возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).
В программе выдержан
принцип перемещения по классу, работа в парах
постоянного и сменного состава, работа в группах. Некоторые математические
игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований.
Предлагаемый
программа
предназначена
для
развития
математических
способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), для формирования элементов логической и алгоритмической
грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением
коллективных форм организации урока и использованием современных средств
обучения.
Создание на уроках ситуаций активного поиска, предоставление возможности
сделать
собственное
рассуждений,
«открытие»,
овладение
знакомство
элементарными
с
оригинальными
навыками
путями
исследовательской
деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести
уверенность в своих силах.
Основные методы
1.Словесный метод:
✓ Рассказ
(специфика
деятельности учёных
математиков),
беседа,
обсуждение
(информационных источников, готовых сборников);
✓ словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и
зачетные работы).
2.Метод наглядности:
Наглядные пособия и иллюстрации.
3.Практический метод:
Тренировочные упражнения; практические работы.
4.Объяснительно-иллюстративный:
Приёмы
-Анализ и синтез.
-Сравнение.
-Классификация.
-Аналогия.
-Обобщение.
Основные
виды
деятельности
учащихся:
✓ решение
занимательных задач
✓ оформление
математических газет
✓ знакомство
с
научно-популярной
литературой,
связанной
с
математикой
✓ проектная
деятельность
✓ самостоятельная
работа
✓ работа в парах, в
группах
✓ творческие работы
Сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
Выполнение частичных заданий для достижения главной
цели.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы «Игровая математика» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости,
умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать
учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа
учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они
овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания
отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений
работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе
формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –
это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться,
стараться и самому найти выход – ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации учебной деятельности:
соответствует предмету «Математика», не требует от учащихся дополнительных
математических
знаний.
Тематика
задач
и
заданий
отражает
реальные
познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию,
интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание занятий
представляет собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных
вопросов базового предмета – математика. Занятия
должны содействовать
развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому
использованию
символики,
правильному
применению
математической
терминологии и т.д.
№
СОДЕРЖАНИЕ программы «Игровая Математика»
2 КЛАСС
Наименование раздела Содержание раздела
1
Числа. Арифметические История математики. Названия и последовательность
действия. Величины.
чисел от 1 до 20. Числа от 1 до 100. Решение и
составление
ребусов,
содержащих
числа.
Решение
примеров удобным способом. Игровые задания на поиск
пропавшего числа.
2
Мир
задач.
занимательных Задачи,
допускающие
несколько
способов
решения.
Задачи с недостаточными, некорректными данными, с
избыточным
составом
условия.
Последовательность
«шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие
несколько
решений.
Обратные
задачи
и
задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и
вопроса, данных и искомых чисел (величин).
3
Геометрическая мозаика. Пространственные
представления.
Понятия
«влево»,
«вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения.
Точка
начала
движения;
число,
стрелки
1→
1↓,
указывающие направление движения. Проведение линии
по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие
точки» (на листе в клетку). Построение собственного
маршрута (рисунка) и его описание.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
Тема
Кол-во
часов
1
Математика — это интересно. История математики.
1
2-3
Треугольное царство.
2
4-5
Путешествие точки. Графический диктант.
2
6
Пропавшее число.
1
7
Танграм: древняя китайская головоломка
1
8
Волшебная линейка.
1
9
Счёт на рыбалке.
1
10
Чем знаменит квадрат.
1
11
Игра-соревнование «Весёлый счёт»
1
12
Занимательные задачи.
1
13
Математические превращения чисел.
1
14
Весёлая геометрия «Что нам стоит дом построить»
1
15
Большое и маленькое число.
1
16-17 Цветная геометрия
2
18-19 Задачи-смекалки
2
20
Прятки с цифрами
1
21
Занимательные задачи
1
22
Числовые головоломки
1
23-24 Математическая карусель
2
25
Уголки
1
26-27 Сколько стоитпокупка?
2
28-29 Конструирование из геометрических фигур
2
30-31 Примеры с секретом
2
32
Контрольная работа по итогам года
1
33
Работа над ошибками.
1
34
Викторина «Игровая математика»
1
Итого: 34 ч
Дата