Пояснительная записка Программа коррекционного курса «Занимательная математика» составлена на основе следующих документов: - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2-13 №203-ФЗ); - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014., вступивший в силу в сентябре 2016 года; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении деятельности Порядка по организации основным и осуществления общеобразовательным образовательной программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 3013 г. №1015; - Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год; - Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области - Локальные акты образовательного учреждения; Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики. Решение математических задач, связанных логическим мышлением, закрепит интерес детей к с познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций, общему интеллектуальному развитию, умению самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся младших школьников (интеллектуальными нарушениями) с умственной отсталостью и предоставляет им возможность работать с интересом на доступном уровне, развивая учебную мотивацию, вводит в мир элементарной математические знания, математики, способствует расширяет активизации и углубляет интеллектуальной деятельности, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике. Программа по предмету «Игровая математика» направлена на развитие у детей математического образа мышления: четкости речи, правильному применению математической терминологии, созданию комфортных условий для развития ребенка, развитию мотивации, укреплению психического здоровья. Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Цель: подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками. Задачи: • формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно- практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся нарушениями) с умственной средствами отсталостью (интеллектуальными математики с учетом их индивидуальных возможностей; • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: Личностные учебные действия: • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; • Формировать самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; • Обращаться за помощью и принимать помощь; • Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; • Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); • Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. • Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; • Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, недочетов. корректировать свою деятельность с учетом выявленных Предметные результаты: Раздел Числа. Арифметические действия. Величины: Мир занимательных задач: Геометрическая мозаика Общие результаты — сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; — моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; — применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; — анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; —контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); — конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; — объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; —воспроизводить способ решения задачи; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; — оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; —ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; — ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения; —проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); —выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; —анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; — составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; —выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий учащиеся учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Программа по предмету «Игровая математика» учитывает возрастные и интеллектуальные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). В программе выдержан принцип перемещения по классу, работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований. Предлагаемый программа предназначена для развития математических способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации урока и использованием современных средств обучения. Создание на уроках ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное рассуждений, «открытие», овладение знакомство элементарными с оригинальными навыками путями исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Основные методы 1.Словесный метод: ✓ Рассказ (специфика деятельности учёных математиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников); ✓ словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы). 2.Метод наглядности: Наглядные пособия и иллюстрации. 3.Практический метод: Тренировочные упражнения; практические работы. 4.Объяснительно-иллюстративный: Приёмы -Анализ и синтез. -Сравнение. -Классификация. -Аналогия. -Обобщение. Основные виды деятельности учащихся: ✓ решение занимательных задач ✓ оформление математических газет ✓ знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой ✓ проектная деятельность ✓ самостоятельная работа ✓ работа в парах, в группах ✓ творческие работы Сообщение готовой информации. 5.Частично-поисковый метод: Выполнение частичных заданий для достижения главной цели. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание программы «Игровая математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Содержание курса отвечает требованию к организации учебной деятельности: соответствует предмету «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. № СОДЕРЖАНИЕ программы «Игровая Математика» 2 КЛАСС Наименование раздела Содержание раздела 1 Числа. Арифметические История математики. Названия и последовательность действия. Величины. чисел от 1 до 20. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Решение примеров удобным способом. Игровые задания на поиск пропавшего числа. 2 Мир задач. занимательных Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). 3 Геометрическая мозаика. Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № Тема Кол-во часов 1 Математика — это интересно. История математики. 1 2-3 Треугольное царство. 2 4-5 Путешествие точки. Графический диктант. 2 6 Пропавшее число. 1 7 Танграм: древняя китайская головоломка 1 8 Волшебная линейка. 1 9 Счёт на рыбалке. 1 10 Чем знаменит квадрат. 1 11 Игра-соревнование «Весёлый счёт» 1 12 Занимательные задачи. 1 13 Математические превращения чисел. 1 14 Весёлая геометрия «Что нам стоит дом построить» 1 15 Большое и маленькое число. 1 16-17 Цветная геометрия 2 18-19 Задачи-смекалки 2 20 Прятки с цифрами 1 21 Занимательные задачи 1 22 Числовые головоломки 1 23-24 Математическая карусель 2 25 Уголки 1 26-27 Сколько стоитпокупка? 2 28-29 Конструирование из геометрических фигур 2 30-31 Примеры с секретом 2 32 Контрольная работа по итогам года 1 33 Работа над ошибками. 1 34 Викторина «Игровая математика» 1 Итого: 34 ч Дата