занимательная математика 2Б

Пояснительная записка
Программа

коррекционного

курса

«Занимательная

математика»

составлена на основе следующих документов:
-

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в

Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013
№ 99-ФЗ, от 23.07.2-13 №203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от
19.12.2014., вступивший в силу в сентябре 2016 года;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении
деятельности

Порядка
по

организации

основным

и

осуществления

общеобразовательным

образовательной
программам

–

образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования от 30 августа 3013 г. №1015;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на
учебный год;
- Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения
Свердловской

области

«Екатеринбургская

школа

№

7,

реализующая

адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый
приказом

Министерства

общего

и

профессионального

образования

Свердловской области
- Локальные акты образовательного учреждения;
Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными
вопросами математики. Решение математических задач, связанных
логическим

мышлением,

закрепит

интерес

детей

к

с

познавательной

деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций,
общему интеллектуальному развитию, умению самостоятельно работать,
думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки
аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям
обучающихся

младших

школьников

(интеллектуальными нарушениями)

с

умственной

отсталостью

и предоставляет им возможность

работать с интересом на доступном уровне, развивая учебную мотивацию,
вводит

в

мир

элементарной

математические

знания,

математики,

способствует

расширяет

активизации

и

углубляет

интеллектуальной

деятельности, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти
знания на практике.
Программа по предмету «Игровая математика» направлена на развитие у
детей математического образа мышления: четкости речи, правильному
применению математической терминологии, созданию комфортных условий
для развития ребенка, развитию мотивации,

укреплению психического

здоровья.
Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими
геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения
геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В
ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для
практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с
представлением, анализом и интерпретацией данных.
Цель:
подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)

в

современном

обществе

и

овладение

доступными

профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:
• формирование доступных умственно обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и
умений,

необходимых

для

решения

учебно-познавательных,

учебно-

практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности
их использования при решении соответствующих возрасту задач;
• коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных
качеств обучающихся
нарушениями)

с умственной

средствами

отсталостью (интеллектуальными

математики

с

учетом

их

индивидуальных

возможностей;
• формирование

положительных

качеств

личности,

в

частности

аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое
дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Личностные учебные действия:
•

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,

принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
•

Формировать самостоятельность в выполнении учебных заданий,

поручений, договоренностей;
•

Обращаться за помощью и принимать помощь;

•

Доброжелательно

относиться,

сопереживать,

конструктивно

взаимодействовать с людьми;
•

Адекватно

использовать

ритуалы

школьного

поведения

(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
•

Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые

помещения.
•

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;
•

Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев,
недочетов.

корректировать

свою

деятельность

с

учетом

выявленных

Предметные результаты:
Раздел
Числа.
Арифметические
действия.
Величины:

Мир
занимательных
задач:

Геометрическая
мозаика

Общие результаты
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные
способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм
решения числового кроссворда; использовать его в ходе
самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы
вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с
заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении
проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки.
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте,
выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения
задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные
действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый)
результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи,
выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ
решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно,
неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и
результат решения задачи;
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки
1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников,
уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной
детали в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять
детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый)

результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия
при заданном условии;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания
отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений
работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В
процессе выполнения заданий учащиеся учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе
формулировать выводы.
Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность
научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти
выход – ответ.
Программа по предмету «Игровая математика» учитывает возрастные

и

интеллектуальные особенности младших школьников и поэтому предусматривает
организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной
работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Передвижение
по классу в ходе выполнения математических заданий.
Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми
(возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).
В программе выдержан

принцип перемещения по классу, работа в парах

постоянного и сменного состава, работа в группах. Некоторые математические
игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований.
Предлагаемый

программа

предназначена

для

развития

математических

способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), для формирования элементов логической и алгоритмической
грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением
коллективных форм организации урока и использованием современных средств
обучения.

Создание на уроках ситуаций активного поиска, предоставление возможности
сделать

собственное

рассуждений,

«открытие»,

овладение

знакомство

элементарными

с

оригинальными

навыками

путями

исследовательской

деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести
уверенность в своих силах.
Основные методы
1.Словесный метод:

✓ Рассказ
(специфика
деятельности учёных
математиков),
беседа,
обсуждение
(информационных источников, готовых сборников);
✓ словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и
зачетные работы).
2.Метод наглядности:
Наглядные пособия и иллюстрации.
3.Практический метод:

Тренировочные упражнения; практические работы.
4.Объяснительно-иллюстративный:

Приёмы
-Анализ и синтез.
-Сравнение.
-Классификация.
-Аналогия.
-Обобщение.

Основные
виды
деятельности
учащихся:
✓ решение
занимательных задач
✓ оформление
математических газет
✓ знакомство
с
научно-популярной
литературой,
связанной
с
математикой
✓ проектная
деятельность
✓ самостоятельная
работа
✓ работа в парах, в
группах
✓ творческие работы

Сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
Выполнение частичных заданий для достижения главной
цели.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы «Игровая математика» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости,
умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать
учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа
учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они
овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания
отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений
работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе
формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –
это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться,
стараться и самому найти выход – ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации учебной деятельности:
соответствует предмету «Математика», не требует от учащихся дополнительных
математических

знаний.

Тематика

задач

и

заданий

отражает

реальные

познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию,
интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание занятий

представляет собой введение в мир элементарной

математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных
вопросов базового предмета – математика. Занятия

должны содействовать

развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому
использованию

символики,

правильному

применению

математической

терминологии и т.д.

№

СОДЕРЖАНИЕ программы «Игровая Математика»
2 КЛАСС
Наименование раздела Содержание раздела

1

Числа. Арифметические История математики. Названия и последовательность
действия. Величины.

чисел от 1 до 20. Числа от 1 до 100. Решение и
составление

ребусов,

содержащих

числа.

Решение

примеров удобным способом. Игровые задания на поиск
пропавшего числа.
2

Мир
задач.

занимательных Задачи,

допускающие

несколько

способов

решения.

Задачи с недостаточными, некорректными данными, с
избыточным

составом

условия.

Последовательность

«шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие
несколько

решений.

Обратные

задачи

и

задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и
вопроса, данных и искомых чисел (величин).

3

Геометрическая мозаика. Пространственные

представления.

Понятия

«влево»,

«вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения.
Точка

начала

движения;

число,

стрелки

1→

1↓,

указывающие направление движения. Проведение линии
по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие
точки» (на листе в клетку). Построение собственного
маршрута (рисунка) и его описание.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
Тема
Кол-во
часов
1
Математика — это интересно. История математики.
1
2-3
Треугольное царство.
2
4-5
Путешествие точки. Графический диктант.
2
6
Пропавшее число.
1
7
Танграм: древняя китайская головоломка
1
8
Волшебная линейка.
1
9
Счёт на рыбалке.
1
10
Чем знаменит квадрат.
1
11
Игра-соревнование «Весёлый счёт»
1
12
Занимательные задачи.
1
13
Математические превращения чисел.
1
14
Весёлая геометрия «Что нам стоит дом построить»
1
15
Большое и маленькое число.
1
16-17 Цветная геометрия
2
18-19 Задачи-смекалки
2
20
Прятки с цифрами
1
21
Занимательные задачи
1
22
Числовые головоломки
1
23-24 Математическая карусель
2
25
Уголки
1
26-27 Сколько стоитпокупка?
2
28-29 Конструирование из геометрических фигур
2
30-31 Примеры с секретом
2
32
Контрольная работа по итогам года
1
33
Работа над ошибками.
1
34
Викторина «Игровая математика»
1
Итого: 34 ч

Дата


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».