Мир прир. 2Б класс

Пояснительная записка
Нормативно-правовыми основаниями разработки программы учебного
курса «Мир природы и человека» для обучающихся второго класса с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)для школ,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
являются:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от
07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2-13 №203-ФЗ);
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждённый приказом Министерства образования и науки
РФ № 1599 от 19.12.2014., вступивший в силу в сентябре 2016 года;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования от 30 августа 3013 г. №1015;
- Адаптированная основная образовательная программа начального
общего
образования
для
детей
сумственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), разработанная на основе ФГОС НОО;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на
учебный год;
- Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа № 7, реализующая
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы»,
утверждённый приказом Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области
- Локальные акты образовательного учреждения;
- Программа работы по формированию экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни ГКОУ СО «Екатеринбургская школа
№7».
При разработке программы учитывались перечисленные документы, в
которых предложены предметные, личностные результаты освоения учебных
предметов, система оценки достижений планируемых результатов освоения

адаптированных рабочих программ обучающимися
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

с

умственной

Специфические образовательные потребности для обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• упрощениесистемыучебно-познавательныхзадач,
решаемыхвпроцессеобразования;
• обучение «переносу» сформированных знаний, умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимостьпостояннойактуализациизнаний,уменийиодобряемыхоб
ществомнормповедения;
• обеспечениеособойпространственнойивременнойорганизацииобразова
тельнойсредысучетомфункциональногосостоянияцентральнойнервной
системыинейродинамикипсихическихпроцессовобучающихся;
• использованиепреимущественнопозитивныхсредствстимуляциидеятел
ьностии поведения;
• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в
познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.

Цель изучения предмета «Мир природы и человека»:
Формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром
природы и человека.
Задачи:
- уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой
природе, дать новые знания об основных её элементах;
- расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о
формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывать умение наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ, отмечать фенологические данные;
- формировать первоначальные знания обучающихся о природе своего
края;
- формировать первоначальные сведения о природоохранной
деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе;
- коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных
качеств ребёнка;
воспитание
трудолюбия,
самостоятельности,
терпеливости,
настойчивости, любознательности.

Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения курса «Мир природы и
человека» является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на
уроке
является
фронтальная
работа
при
осуществлении
дифференцированного и индивидуального подходов.
Каждый урок «Мир природы и человека» оснащён необходимыми
наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом,
техническими средствами обучения. На уроках следует использовать
разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи,
макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностными результатами изучения предмета «Мир природы и
человека» являются:
• Готовность школьника к положительному отношению к школе,
ориентации
на
содержательные
моменты
школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• способность проявлять учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу по предмету «Мир природы и человека»;
• уметь оценивать жизненные ситуации с точки зрения
общечеловеческих норм (хорошо и плохо);
• формировать представления о здоровом образе жизни: иметь
элементарные гигиенические навыки, выполнять режимные моменты
в классе (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и
позвоночника, физ. минутка устная и музыкальная, прием пищи,
посещение туалета, мытье рук и т.д.);
Предметные результаты.
Минимальный уровень:
Представления о назначении объектов изучения;
Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
Отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые
понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же
изучаемой группе;
Представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе
и обществе;
Знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной
жизни;
Ухаживание за комнатными растениями;
Кормление зимующих птиц;
Составление небольшого рассказа об изученных объектах по плану;
Адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях; адекватное поведение в классе, вшколе, на улице в
условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:
Представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
Узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
Отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
Знание отличительных существенных признаков групп объектов;
Умение находить необходимую информацию в материалах учебника;
Знание правил гигиены;
Знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
Готовность к использованию полученных знаний при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
Ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания
рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
Выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и
одноклассников, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
Проявление активности в организации совместной деятельности и
ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами
окружающего мира;
Соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.
Результатами изучения курса «Мир природы и человека» является
формирование базовых учебных действий (БУД)
Регулятивные БУД:
• организовывать своё рабочее место с помощью учителя;
• уметь использовать в деятельности на уроках «Мир природы и
человека» цветные карандаши, краски, дневник наблюдения за
природой, различные линейки, развивающие игры, лото и домино с
животными и растениями, другие развивающие игры по темам
изучающего предмета;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
Познавательные БУД
• узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях с помощью
учителя;
• относить изученные объекты к определённым группам (корова домашнее животное) с помощью учителя;
• называть объекты, отнесённые к одной и той же изучаемой группе
(фрукты; птицы; зимняя одежда);
• знать основные правила личной гигиены;
• иметь представления об элементарных правилах безопасного
поведения в природе и в обществе;

• владеть несложными санитарно - гигиеническими навыками (мыть
руки, чистить зубы, расчёсывать волосы и т.д.);
• адекватно вести себя в школе, классе, столовой, коридоре школы,
спортивном зале, музыкальном кабинете и актовом зале, игровой
комнате и т.д.
Коммуникативные БУД
• адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителем и родителями;
• понимать замечания и адекватно воспринимать похвалу;
• выполнять доступные природоохранительные действия;
• совершать действия с помощью учителя по соблюдению санитарногигиенических норм в классе.
• проявлять интерес и активность на уроках и играх на переменах и
пришкольном участке.

Название учебно-методического комплекта
2 класс

Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова Мир природы и человека. 2
класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. –
М.: Просвещение, 2018.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Мир природы и человека» - образовательная
область «Естествознание».
Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7»на
изучение предмета «Мир природы и человека» во 2 классе отводится 1час в
неделю, 34 часа в год:
Класс

Количество часов
в неделю

Количество
часов в год

2

1 час

34 часа

Количество
контрольных
работ
1

Содержание программы учебного курса
2 класс
«Неживая природа»:
Объекты живой и неживой природы. Значение Солнца для растений и
животных, для человека. Солнце и жизнь растений. День и ночь. Небо днём и
ночью. Сутки. Части суток. Занятия людей в разное время суток. Наблюдение
за небом, облаками, ветром.
«Сезонные изменения (времена года)»:
Причины сезонных изменений.
Осень. Признаки осени. Растения и животные осенью. Занятия и одежда
людей осенью.

Зима. Признаки зимы. Растения и животные зимой. Одежда и занятия
людей зимой.
Весна. Признаки весны. Растения и животные весной. Одежда и занятия
людей весной.
Лето. Признаки лета. Растения и животные летом. Одежда и занятия
людей летом.
«Растения»:
Деревья, кустарники, травы, цветы. Строение растений: корень, лист,
стебель, цветок. цветы. Различие растений. Разнообразие цветов (полевые и
садовые). Семена растений. Плоды растений, их польза, фрукты и овощи.
Приспособление растений к сезонным изменениям в природе и к разным
условиям жизни.
«Животные»:
Мир животных. Деление животных на группы: звери, птицы, рыбы,
насекомые. Строение животных: голова, туловище, ноги (лапы, плавники,
крылья). Различия животных (форма тела, окраска, привычки и повадки,
места обитания).Детёныши животных. Домашние животные: название,
внешнее строение, чем кормятся, значение для человека. Уход за домашними
животными. Дикие животные: название, внешнее строение, условия
обитания, пища, значение в природе. Помощь птицам зимой.
Приспособления животных к различным условиям жизни: линька, окраска,
размеры. Приспособление животных к разным временам года.
«Человек»:
Гигиена тела человека. Физкультура и закаливание. Части тела человека.
Органы пищеварения. Питание человека. Профилактика отравлений
Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» во 2
классе предусматривает проведение контрольной работы в конце периода
обучения. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание
письменных работ учащихся.

Критерии оценивания
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ оценке
подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социального отношения обучающихся в различных средах. Оценка
личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в

практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное
влияние на формирование жизненных компетенций.
Во 2 классе в первом полугодии система оценивания – безотметочная.
Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе
анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня
формирования учебных навыков, речи. Во втором полугодии результаты
обучающихся оцениваются оценками.
Перечень учебно-методических средств обучения

1.1

1.2

2.1
2.2
2.3

2.4

Основная литература
Примерная адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), авторы/составители
Бондарчук О.А., Бабурин А.В., издательство «Просвещение»,
2017 год.
Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова Мир природы и
человека. 2 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы. В 2 частях. –М.:
Просвещение, 2018.
Дополнительная
И.В.Цветкова.
Экологический
светофор
для
младших
школьников.-М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.
Е.П.Фефилова, Е.А. Поторочина. Поурочные разработки по
курсу Мир вокруг нас. 1класс. М.: «ВАКО», 2003.
З. А. Клепинина. Окружающий мир. Тесты: 1 класс. Тула:
Издательство АСТ, 2003.
Дидактические игры:
- «Покорми диких животных»
- «Покорми домашних животных»
- Лото «Растения – животные», «Профессии»,
«Звери и птицы», «Грибы» и др.
Наглядные и демонстрационные пособия:
- Растения. Строение растений;
- Дикие и домашние животные;
- Грибы съедобные и несъедобные;
- Человек. Строение человека. Правильная осанка.
- Времена года. Зима. Весна. Лето. Осень.

Календарно-тематическое планирование

№
п/п

Дата

Тема урока

Задачи и содержание
уроков

Словарь

Влияние солнца
на смену времен
года

Различение на рисунках разных времен года; влияние
солнца на смену времен года; использование закличек
для зазывания солнца или дождя; работа с
календарем; приметы разных времен года.

Заклички,
времена года,
календарь.

2

Сутки

Сутки, из каких частей состоят. Что делают дети
вечером, днем, утром и ночью. Приёмы пищи в
разное время суток.

Утро, день,
вечер, ночь –
части суток.

3

Долгота дня
летом

Летом солнце высоко поднимается над землёй, светит
долго, поэтому день длинный, а ночь короткая.

Долгота дня,
время года.

4

Долгота дня
зимой

Зимой солнце поднимается невысоко, светит недолго.
Зимой день короткий, а ночь длинная.

Долгота дня,
время года.

Времена года.
Осень.

Осенью солнце светит меньше, чем летом.
Становится холоднее, листья на деревьях желтеют и
опадают, часто идут дожди, начинаются заморозки,
исчезают бабочки, прячутся жуки и мошки. Птицам
нечего есть и они улетают в тёплые края. Осенние
месяцы.

Листопад,
пасмурно,
похолодание,
заморозки.

Растения осенью

В сентябре созревают орехи, ягоды калины,
шиповника, в лесу растут грибы. В октябре листья
желтеют и опадают, трава увядает. Ноябрь – поздняя
осень, начинаются заморозки, выпадает снег.

Сентябрь,
октябрь, ноябрь;
увядает.

7

Животные
осенью

Осенью заяц и белка меняют шерсть; старый мех
выпадает, появляется новый, более тёплый; меняется
его цвет. У лисы и волка вырастает тёплый
подшерсток. Медведи и ежи впадают в спячку.
Птицы, которые питаются насекомыми, улетают на
юг; некоторые птицы остаются зимовать.

Линяет,
подшёрсток,
спячка,
перелётные
птицы (ласточка,
скворец);
синица, сорока.

8

Занятия людей
осенью

Осенью становится холоднее, часто идут дожди.
Одежда людей соответствует погоде. Люди собирают
урожай; с полей и огородов убирают овощи, в садах –
фрукты, делают заготовки на зиму.

Сапоги, куртка,
зонт, плащ,
варенье.

9

Времена года.
Зима.

Зимой солнце светит мало, дни становятся короткие, а
ночи – длинные. Идет снег, становится очень
холодно, вода замерзает. Зимние месяцы: декабрь,
январь, февраль.

Снег, снежинки,
снегопад, мороз,
лёд.

10

Растения и
животные зимой

Зимой растения как будто спят, листья опали, деревья
стоят голые. Зимой в лесу тихо, лиса охотится на
мышей, белочка ищет свои запасы, зайчик
обгладывает кору, ёж спит. Птицы зимой питаются

Замирает, опали,
голые,
обгладывает,
запасы,

1

5

6

11

12

13

14

15

16

17

семенами и ягодами.

охотится.

Занятия людей
зимой

Зимой часто бывает мороз. Людям надо одевать
тёплую одежду. Зимой дети катаются на лыжах, на
коньках, на санках, лепят снеговиков. Зимой люди
строят горки и катаются с них. Зимой часто бывает
снегопад и нужно расчищать дороги. Люди
подкармливают зимой животных и птиц.

Мороз, теплая
одежда: шуба,
шапка, варежки,
шарф, валенки.

Времена года.
Весна.

Солнце светит ярко, даёт больше света и тепла. Снег
начинает таять, бегут ручьи, появляется травка и
первые цветы. Дни становятся длиннее, а ночи –
короче. Появляются насекомые. Прилетают
перелётные птицы. Весенние месяцы: март, апрель,
май.

Сосульки,
капель,
набухают почки,
перелетные
птицы.

Растения и
животные
весной

Тает снег, появляется первая травка, набухают на
деревьях почки, появляются молодые листочки и
первые цветы. Деревья и кустарники цветут весной:
тополь, берёза, дуб, черёмуха, сирень. Прилетают
перелетные птицы, они вьют гнезда и выводят
птенцов. Заяц и белка линяют. Лиса и волк теряют
тёплый зимний мех, просыпаются после спячки ежи и
медведи.

Мать-и-мачеха,
ландыши,
одуванчики,
сережки.
Линяют,
возвращаются,
просыпаются
после спячки.

Занятия людей
весной

Весной люди одевают другую одежду. Одежда может
защищать от насекомых. Люди весной вешают
скворечники. Весной начинается сев. Тракторы
распахивают поля, засевают их. В огородах делают
грядки и сажают овощи. В садах убирают
прошлогоднюю листву, рыхлят землю.

Клещи,
насекомые, сев,
распахивают,
засевают,
сажают, рыхлят,
грядки.

Времена года.
Лето.

Летом солнце даёт много света и тепла, дни
становятся длинными, а ночи – короткими. Все
растения растут и зеленеют, цветут. Птицы выводят
птенцов, поют песни. Летом бывают грозы и тёплые
ливни. Летом созревают ягоды: земляника, черника,
малина. В конце лета птенцы учатся летать,
созревают плоды. Летние месяцы: июнь, июль, август.

Растения и
животные летом

Летом много цветов, созревают ягоды, появляются
грибы. Правила поведения в лесу. Летом в лесу много
корма для животных. Летом птицы выводят и
выкармливают птенцов. У зверей появляются
детёныши.

Ромашка,
василёк, роза,
астра, выводят и
выкармливают,
детёныши.

Занятия людей
летом

Летом можно тепло и жарко и можно надевать лёгкую
одежду, обязательно надевать головной убор. Летом
дети много времени проводят на свежем воздухе,
играют в мяч, катаются на самокате, велосипеде, на
роликах, купаются и загорают. Правила поведения на
водоёме. Летом люди ухаживают за огородом:

Шорты,
футболка, кепка,
самокат,
велосипед,
ролики,
скакалка,
сорняки,

Зеленеют,
цветут, растут.
Гроза, ливень,
тепло и жарко,
туча, молния.

пропалывают, поливают, удобряют растения.

удобрения.

18

Неживая
природа. Вода

Большая часть нашей планеты занята водой. Без воды
не могут жить растения, животные и люди. Человек
использует воду для питья, приготовления пищи и т.д.
Вода прозрачная, текучая, не имеет запаха.

Прозрачная,
текучая, не
имеет запаха.

19

Вода горячая и
холодная.
Температура
воды.

Вода может быть горячая, тёплая и холодная. Чтобы
вода стала горячей, её нужно нагреть. Прибор для
измерения температуры называется термометр.

Термометр,
нагреть,
остудить,
температура.

На земле много рек, реки впадают в море. Вода
собирается в озерах. Если озеро зарастает оно
превращается в болото. Люди создают пруды.
Капельки воды – это дождь, зимой они замерзают и
становятся снежинками. Если воду долго нагревать
она превращается в пар, если вода замерзает –
образуется лёд.

Река, озеро,
пруд, болото,
капли, дождь,
снег, снежинки,
лёд, пар.

Растения. Части
растений.

Части растений: корень, стебель (ствол и ветки),
листья и цветы. Корень удерживает растение в земле,
всасывает воду и питательные вещества. Стебель
помогает растению тянуться к свету. По стеблю
питательные вещества передвигаются к другим
частям растения. Листья помогают растению
получать питательные вещества. С помощью листьев
растения очищают воздух. Из цветов образуются
плоды и семена.

Корень, стебель,
ствол, лист,
цветок.
Лиственные
деревья,
хвойные
деревья.

22

Жизнь растений.

Растениям для жизни нужны воздух, вода, свет и
тепло. Без воды растение может засохнуть, без света
растения вырастает слабым, на морозе растение
погибает.

Увядает,
бледные листья.

23

Растения
влаголюбивые и
засухоустойчивые

Растения приспосабливаются к разным условиям
окружающей среды. Влаголюбивые растения растут
по берегам рек, озёр, в тенистых лесах.
Засухоустойчивые растения растут в жарких странах,
где мало дождей.

Засуха,
засухоустойчивые, влага,
влаголюбивые

24

Растения
светолюбивые и
тенелюбивые

Растения, которые растут на открытых местах,
привыкли к свету. Растения, которые растут в
тенистых, густых лесах любят тень.

Светолюбивые,
тенелюбивые.

25

Комнатные
растения. Уход
за комнатными
растениями.

Растения, которые люди выращивают в своих домах,
называются комнатными. Их ставят на подоконник
или на специальные полки, подставки. Они приносят
пользу людям. Комнатные растения нужно поливать,
рыхлить землю, протирать листья.

Комнатные
растения: кактус,
алоэ, фиалка,
традесканция.

26

Овощи. Огород.
Овощи в

Овощи – это съедобные части растений. Их
выращивают в огородах и на полях из семян или из

Корнеплоды,
клубни, ботва,

Вода в природе.
20
Значение воды.

21

питании
человека.

целого клубня. Чтобы быть здоровым, человек
должен есть овощи.

огород, грядки.

27

Сад. Фрукты.
Фрукты в
питании
человека.

Фруктовый сад – это посадки фруктовых деревьев и
ягодных кустарников. Плоды фруктовых деревьев,
кустарников и ягоды называются фруктами. Фрукты
необходимы для правильного питания человека, в них
много витаминов.

Яблоневый сад,
вишнёвый сад,
кустарники
плоды,
витамины.

28

Уход за
растениями сада
и огорода.

Правила работы в саду и огороде: землю надо
рыхлить или перекапывать, удобрять, поливать,
удалять сорняки.

Рыхлить,
удобрять,
перекапывать.

29

Животные.
Домашние
животные и
дикие звери.

Люди приручили некоторых животных, они живут с
человеком, он их кормит и ухаживает за ними – это
домашние животные. Дикие животные живут в лесах,
сами заботятся о себе и своём потомстве.

Домашние,
дикие.

Кошка и рысь.
Породы кошек.

Кошка – домашнее животное, а рысь – дикое. Рысь
крупнее кошки, на ушах - кисточки, хвост короткий,
окраска неяркая, пятнистая, чтобы легче прятаться в
ветвях деревьев. Она охотится на небольших зверей,
разоряет гнёзда птиц. У кошки хвост длинный,
окраска может быть разная, она любит тепло, ест
рыбу и мясо, ловит мышей.

Пятнистая, лапы
с когтями,
острые ушки,
густой теплый
мех, охотится,
разоряет гнезда.

Собака и волк.
Породы собак.

Собака – домашнее животное, волк – дикое. Строение
тела у них схожее. Окраска волка серая, а у собак
разная. Собаки и волки имеют крепкие зубы, сильные
лапы. Хвост у волка всегда опущен вниз, у собак
хвосты разные, они могут вилять хвостом и
поднимать его. Собаки помогают человеку, а он их
кормит, заботится о них и обучают. Волки охотятся
стаями на зайцев, оленей.

Строение тела,
повадки, стая,
логово, волчата.
Порода, щенки,
внешний вид.

32

Рыбы. Строение
и питание рыб.
Размножение
рыб.

Рыбы приспособились к жизни в воде, их тело
покрыто чешуёй, плавники и хвост помогают рыбам
плавать. На голове у рыб есть жабры, которые
помогают им дышать в воде. Размножаются рыбы,
откладывая икру, из икринок появляются мальки, они
сами учатся питаться и спасаться от врагов.

Голова, жабры,
плавники,
туловище, хвост.
Щука, окунь,
икринки,
мальки.

33

Человек.
Гигиена тела
человека.

Физкультура и закаливание помогают стать бодрым и
здоровым. Водные процедуры и воздушные ванны,
зарядка и обтирания очень полезны для человека.

Гигиена, спорт,
закаливание,
обтирание.

34

Органы
пищеварения.
Питание
человека.

Органы пищеварения: рот, пищевод, желудок,
кишечник. Человеку необходима еда, она должна
быть разнообразная, чтобы получать необходимые
организму питательные вещества.

Продукты
молочные,
рыбные, мясные,
овощи и фрукты,
хлеб.

30

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».