Пояснительная записка Нормативно-правовыми основаниями разработки программы учебного курса «Мир природы и человека» для обучающихся второго класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)для школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы являются: - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2-13 №203-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014., вступивший в силу в сентябре 2016 года; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 3013 г. №1015; - Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная на основе ФГОС НОО; - Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год; - Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области - Локальные акты образовательного учреждения; - Программа работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни ГКОУ СО «Екатеринбургская школа №7». При разработке программы учитывались перечисленные документы, в которых предложены предметные, личностные результаты освоения учебных предметов, система оценки достижений планируемых результатов освоения адаптированных рабочих программ обучающимися отсталостью (интеллектуальными нарушениями). с умственной Специфические образовательные потребности для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): • наглядно-действенный характер содержания образования; • упрощениесистемыучебно-познавательныхзадач, решаемыхвпроцессеобразования; • обучение «переносу» сформированных знаний, умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; • необходимостьпостояннойактуализациизнаний,уменийиодобряемыхоб ществомнормповедения; • обеспечениеособойпространственнойивременнойорганизацииобразова тельнойсредысучетомфункциональногосостоянияцентральнойнервной системыинейродинамикипсихическихпроцессовобучающихся; • использованиепреимущественнопозитивныхсредствстимуляциидеятел ьностии поведения; • стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним. Цель изучения предмета «Мир природы и человека»: Формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Задачи: - уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных её элементах; - расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды; - вырабатывать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные; - формировать первоначальные знания обучающихся о природе своего края; - формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе; - коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка; воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности. Формы организации учебной деятельности Основной формой организации обучения курса «Мир природы и человека» является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов. Каждый урок «Мир природы и человека» оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения. На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Требования к уровню подготовки учащихся Личностными результатами изучения предмета «Мир природы и человека» являются: • Готовность школьника к положительному отношению к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • способность проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по предмету «Мир природы и человека»; • уметь оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (хорошо и плохо); • формировать представления о здоровом образе жизни: иметь элементарные гигиенические навыки, выполнять режимные моменты в классе (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и позвоночника, физ. минутка устная и музыкальная, прием пищи, посещение туалета, мытье рук и т.д.); Предметные результаты. Минимальный уровень: Представления о назначении объектов изучения; Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; Отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; Представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; Знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; Ухаживание за комнатными растениями; Кормление зимующих птиц; Составление небольшого рассказа об изученных объектах по плану; Адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватное поведение в классе, вшколе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Достаточный уровень: Представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; Узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; Отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; Знание отличительных существенных признаков групп объектов; Умение находить необходимую информацию в материалах учебника; Знание правил гигиены; Знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; Готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач; Ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; Выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; Проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; Соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм. Результатами изучения курса «Мир природы и человека» является формирование базовых учебных действий (БУД) Регулятивные БУД: • организовывать своё рабочее место с помощью учителя; • уметь использовать в деятельности на уроках «Мир природы и человека» цветные карандаши, краски, дневник наблюдения за природой, различные линейки, развивающие игры, лото и домино с животными и растениями, другие развивающие игры по темам изучающего предмета; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. Познавательные БУД • узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях с помощью учителя; • относить изученные объекты к определённым группам (корова домашнее животное) с помощью учителя; • называть объекты, отнесённые к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда); • знать основные правила личной гигиены; • иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и в обществе; • владеть несложными санитарно - гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчёсывать волосы и т.д.); • адекватно вести себя в школе, классе, столовой, коридоре школы, спортивном зале, музыкальном кабинете и актовом зале, игровой комнате и т.д. Коммуникативные БУД • адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителем и родителями; • понимать замечания и адекватно воспринимать похвалу; • выполнять доступные природоохранительные действия; • совершать действия с помощью учителя по соблюдению санитарногигиенических норм в классе. • проявлять интерес и активность на уроках и играх на переменах и пришкольном участке. Название учебно-методического комплекта 2 класс Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова Мир природы и человека. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2018. Количество учебных часов Место учебного курса «Мир природы и человека» - образовательная область «Естествознание». Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7»на изучение предмета «Мир природы и человека» во 2 классе отводится 1час в неделю, 34 часа в год: Класс Количество часов в неделю Количество часов в год 2 1 час 34 часа Количество контрольных работ 1 Содержание программы учебного курса 2 класс «Неживая природа»: Объекты живой и неживой природы. Значение Солнца для растений и животных, для человека. Солнце и жизнь растений. День и ночь. Небо днём и ночью. Сутки. Части суток. Занятия людей в разное время суток. Наблюдение за небом, облаками, ветром. «Сезонные изменения (времена года)»: Причины сезонных изменений. Осень. Признаки осени. Растения и животные осенью. Занятия и одежда людей осенью. Зима. Признаки зимы. Растения и животные зимой. Одежда и занятия людей зимой. Весна. Признаки весны. Растения и животные весной. Одежда и занятия людей весной. Лето. Признаки лета. Растения и животные летом. Одежда и занятия людей летом. «Растения»: Деревья, кустарники, травы, цветы. Строение растений: корень, лист, стебель, цветок. цветы. Различие растений. Разнообразие цветов (полевые и садовые). Семена растений. Плоды растений, их польза, фрукты и овощи. Приспособление растений к сезонным изменениям в природе и к разным условиям жизни. «Животные»: Мир животных. Деление животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые. Строение животных: голова, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья). Различия животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, места обитания).Детёныши животных. Домашние животные: название, внешнее строение, чем кормятся, значение для человека. Уход за домашними животными. Дикие животные: название, внешнее строение, условия обитания, пища, значение в природе. Помощь птицам зимой. Приспособления животных к различным условиям жизни: линька, окраска, размеры. Приспособление животных к разным временам года. «Человек»: Гигиена тела человека. Физкультура и закаливание. Части тела человека. Органы пищеварения. Питание человека. Профилактика отравлений Формы и средства контроля Рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» во 2 классе предусматривает проведение контрольной работы в конце периода обучения. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся. Критерии оценивания В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ оценке подлежат личностные и предметные результаты. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социального отношения обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций. Во 2 классе в первом полугодии система оценивания – безотметочная. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи. Во втором полугодии результаты обучающихся оцениваются оценками. Перечень учебно-методических средств обучения 1.1 1.2 2.1 2.2 2.3 2.4 Основная литература Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторы/составители Бондарчук О.А., Бабурин А.В., издательство «Просвещение», 2017 год. Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова Мир природы и человека. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. –М.: Просвещение, 2018. Дополнительная И.В.Цветкова. Экологический светофор для младших школьников.-М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999. Е.П.Фефилова, Е.А. Поторочина. Поурочные разработки по курсу Мир вокруг нас. 1класс. М.: «ВАКО», 2003. З. А. Клепинина. Окружающий мир. Тесты: 1 класс. Тула: Издательство АСТ, 2003. Дидактические игры: - «Покорми диких животных» - «Покорми домашних животных» - Лото «Растения – животные», «Профессии», «Звери и птицы», «Грибы» и др. Наглядные и демонстрационные пособия: - Растения. Строение растений; - Дикие и домашние животные; - Грибы съедобные и несъедобные; - Человек. Строение человека. Правильная осанка. - Времена года. Зима. Весна. Лето. Осень. Календарно-тематическое планирование № п/п Дата Тема урока Задачи и содержание уроков Словарь Влияние солнца на смену времен года Различение на рисунках разных времен года; влияние солнца на смену времен года; использование закличек для зазывания солнца или дождя; работа с календарем; приметы разных времен года. Заклички, времена года, календарь. 2 Сутки Сутки, из каких частей состоят. Что делают дети вечером, днем, утром и ночью. Приёмы пищи в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь – части суток. 3 Долгота дня летом Летом солнце высоко поднимается над землёй, светит долго, поэтому день длинный, а ночь короткая. Долгота дня, время года. 4 Долгота дня зимой Зимой солнце поднимается невысоко, светит недолго. Зимой день короткий, а ночь длинная. Долгота дня, время года. Времена года. Осень. Осенью солнце светит меньше, чем летом. Становится холоднее, листья на деревьях желтеют и опадают, часто идут дожди, начинаются заморозки, исчезают бабочки, прячутся жуки и мошки. Птицам нечего есть и они улетают в тёплые края. Осенние месяцы. Листопад, пасмурно, похолодание, заморозки. Растения осенью В сентябре созревают орехи, ягоды калины, шиповника, в лесу растут грибы. В октябре листья желтеют и опадают, трава увядает. Ноябрь – поздняя осень, начинаются заморозки, выпадает снег. Сентябрь, октябрь, ноябрь; увядает. 7 Животные осенью Осенью заяц и белка меняют шерсть; старый мех выпадает, появляется новый, более тёплый; меняется его цвет. У лисы и волка вырастает тёплый подшерсток. Медведи и ежи впадают в спячку. Птицы, которые питаются насекомыми, улетают на юг; некоторые птицы остаются зимовать. Линяет, подшёрсток, спячка, перелётные птицы (ласточка, скворец); синица, сорока. 8 Занятия людей осенью Осенью становится холоднее, часто идут дожди. Одежда людей соответствует погоде. Люди собирают урожай; с полей и огородов убирают овощи, в садах – фрукты, делают заготовки на зиму. Сапоги, куртка, зонт, плащ, варенье. 9 Времена года. Зима. Зимой солнце светит мало, дни становятся короткие, а ночи – длинные. Идет снег, становится очень холодно, вода замерзает. Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль. Снег, снежинки, снегопад, мороз, лёд. 10 Растения и животные зимой Зимой растения как будто спят, листья опали, деревья стоят голые. Зимой в лесу тихо, лиса охотится на мышей, белочка ищет свои запасы, зайчик обгладывает кору, ёж спит. Птицы зимой питаются Замирает, опали, голые, обгладывает, запасы, 1 5 6 11 12 13 14 15 16 17 семенами и ягодами. охотится. Занятия людей зимой Зимой часто бывает мороз. Людям надо одевать тёплую одежду. Зимой дети катаются на лыжах, на коньках, на санках, лепят снеговиков. Зимой люди строят горки и катаются с них. Зимой часто бывает снегопад и нужно расчищать дороги. Люди подкармливают зимой животных и птиц. Мороз, теплая одежда: шуба, шапка, варежки, шарф, валенки. Времена года. Весна. Солнце светит ярко, даёт больше света и тепла. Снег начинает таять, бегут ручьи, появляется травка и первые цветы. Дни становятся длиннее, а ночи – короче. Появляются насекомые. Прилетают перелётные птицы. Весенние месяцы: март, апрель, май. Сосульки, капель, набухают почки, перелетные птицы. Растения и животные весной Тает снег, появляется первая травка, набухают на деревьях почки, появляются молодые листочки и первые цветы. Деревья и кустарники цветут весной: тополь, берёза, дуб, черёмуха, сирень. Прилетают перелетные птицы, они вьют гнезда и выводят птенцов. Заяц и белка линяют. Лиса и волк теряют тёплый зимний мех, просыпаются после спячки ежи и медведи. Мать-и-мачеха, ландыши, одуванчики, сережки. Линяют, возвращаются, просыпаются после спячки. Занятия людей весной Весной люди одевают другую одежду. Одежда может защищать от насекомых. Люди весной вешают скворечники. Весной начинается сев. Тракторы распахивают поля, засевают их. В огородах делают грядки и сажают овощи. В садах убирают прошлогоднюю листву, рыхлят землю. Клещи, насекомые, сев, распахивают, засевают, сажают, рыхлят, грядки. Времена года. Лето. Летом солнце даёт много света и тепла, дни становятся длинными, а ночи – короткими. Все растения растут и зеленеют, цветут. Птицы выводят птенцов, поют песни. Летом бывают грозы и тёплые ливни. Летом созревают ягоды: земляника, черника, малина. В конце лета птенцы учатся летать, созревают плоды. Летние месяцы: июнь, июль, август. Растения и животные летом Летом много цветов, созревают ягоды, появляются грибы. Правила поведения в лесу. Летом в лесу много корма для животных. Летом птицы выводят и выкармливают птенцов. У зверей появляются детёныши. Ромашка, василёк, роза, астра, выводят и выкармливают, детёныши. Занятия людей летом Летом можно тепло и жарко и можно надевать лёгкую одежду, обязательно надевать головной убор. Летом дети много времени проводят на свежем воздухе, играют в мяч, катаются на самокате, велосипеде, на роликах, купаются и загорают. Правила поведения на водоёме. Летом люди ухаживают за огородом: Шорты, футболка, кепка, самокат, велосипед, ролики, скакалка, сорняки, Зеленеют, цветут, растут. Гроза, ливень, тепло и жарко, туча, молния. пропалывают, поливают, удобряют растения. удобрения. 18 Неживая природа. Вода Большая часть нашей планеты занята водой. Без воды не могут жить растения, животные и люди. Человек использует воду для питья, приготовления пищи и т.д. Вода прозрачная, текучая, не имеет запаха. Прозрачная, текучая, не имеет запаха. 19 Вода горячая и холодная. Температура воды. Вода может быть горячая, тёплая и холодная. Чтобы вода стала горячей, её нужно нагреть. Прибор для измерения температуры называется термометр. Термометр, нагреть, остудить, температура. На земле много рек, реки впадают в море. Вода собирается в озерах. Если озеро зарастает оно превращается в болото. Люди создают пруды. Капельки воды – это дождь, зимой они замерзают и становятся снежинками. Если воду долго нагревать она превращается в пар, если вода замерзает – образуется лёд. Река, озеро, пруд, болото, капли, дождь, снег, снежинки, лёд, пар. Растения. Части растений. Части растений: корень, стебель (ствол и ветки), листья и цветы. Корень удерживает растение в земле, всасывает воду и питательные вещества. Стебель помогает растению тянуться к свету. По стеблю питательные вещества передвигаются к другим частям растения. Листья помогают растению получать питательные вещества. С помощью листьев растения очищают воздух. Из цветов образуются плоды и семена. Корень, стебель, ствол, лист, цветок. Лиственные деревья, хвойные деревья. 22 Жизнь растений. Растениям для жизни нужны воздух, вода, свет и тепло. Без воды растение может засохнуть, без света растения вырастает слабым, на морозе растение погибает. Увядает, бледные листья. 23 Растения влаголюбивые и засухоустойчивые Растения приспосабливаются к разным условиям окружающей среды. Влаголюбивые растения растут по берегам рек, озёр, в тенистых лесах. Засухоустойчивые растения растут в жарких странах, где мало дождей. Засуха, засухоустойчивые, влага, влаголюбивые 24 Растения светолюбивые и тенелюбивые Растения, которые растут на открытых местах, привыкли к свету. Растения, которые растут в тенистых, густых лесах любят тень. Светолюбивые, тенелюбивые. 25 Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Растения, которые люди выращивают в своих домах, называются комнатными. Их ставят на подоконник или на специальные полки, подставки. Они приносят пользу людям. Комнатные растения нужно поливать, рыхлить землю, протирать листья. Комнатные растения: кактус, алоэ, фиалка, традесканция. 26 Овощи. Огород. Овощи в Овощи – это съедобные части растений. Их выращивают в огородах и на полях из семян или из Корнеплоды, клубни, ботва, Вода в природе. 20 Значение воды. 21 питании человека. целого клубня. Чтобы быть здоровым, человек должен есть овощи. огород, грядки. 27 Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. Фруктовый сад – это посадки фруктовых деревьев и ягодных кустарников. Плоды фруктовых деревьев, кустарников и ягоды называются фруктами. Фрукты необходимы для правильного питания человека, в них много витаминов. Яблоневый сад, вишнёвый сад, кустарники плоды, витамины. 28 Уход за растениями сада и огорода. Правила работы в саду и огороде: землю надо рыхлить или перекапывать, удобрять, поливать, удалять сорняки. Рыхлить, удобрять, перекапывать. 29 Животные. Домашние животные и дикие звери. Люди приручили некоторых животных, они живут с человеком, он их кормит и ухаживает за ними – это домашние животные. Дикие животные живут в лесах, сами заботятся о себе и своём потомстве. Домашние, дикие. Кошка и рысь. Породы кошек. Кошка – домашнее животное, а рысь – дикое. Рысь крупнее кошки, на ушах - кисточки, хвост короткий, окраска неяркая, пятнистая, чтобы легче прятаться в ветвях деревьев. Она охотится на небольших зверей, разоряет гнёзда птиц. У кошки хвост длинный, окраска может быть разная, она любит тепло, ест рыбу и мясо, ловит мышей. Пятнистая, лапы с когтями, острые ушки, густой теплый мех, охотится, разоряет гнезда. Собака и волк. Породы собак. Собака – домашнее животное, волк – дикое. Строение тела у них схожее. Окраска волка серая, а у собак разная. Собаки и волки имеют крепкие зубы, сильные лапы. Хвост у волка всегда опущен вниз, у собак хвосты разные, они могут вилять хвостом и поднимать его. Собаки помогают человеку, а он их кормит, заботится о них и обучают. Волки охотятся стаями на зайцев, оленей. Строение тела, повадки, стая, логово, волчата. Порода, щенки, внешний вид. 32 Рыбы. Строение и питание рыб. Размножение рыб. Рыбы приспособились к жизни в воде, их тело покрыто чешуёй, плавники и хвост помогают рыбам плавать. На голове у рыб есть жабры, которые помогают им дышать в воде. Размножаются рыбы, откладывая икру, из икринок появляются мальки, они сами учатся питаться и спасаться от врагов. Голова, жабры, плавники, туловище, хвост. Щука, окунь, икринки, мальки. 33 Человек. Гигиена тела человека. Физкультура и закаливание помогают стать бодрым и здоровым. Водные процедуры и воздушные ванны, зарядка и обтирания очень полезны для человека. Гигиена, спорт, закаливание, обтирание. 34 Органы пищеварения. Питание человека. Органы пищеварения: рот, пищевод, желудок, кишечник. Человеку необходима еда, она должна быть разнообразная, чтобы получать необходимые организму питательные вещества. Продукты молочные, рыбные, мясные, овощи и фрукты, хлеб. 30 31