обж 5

Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой для разработки рабочей программы являются
следующие документы:
• Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон об образовании»;
• Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
• Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования)»;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573);
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении
санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.98-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции
(COVID-19)» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.07.2020г. № 58824;
• Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об
утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с
изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757-ПП).
Программа работы ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №7» по обеспечению сохранения и
укрепления физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной целью,
так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного
уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности».
В преподавании основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основными задачами являются:
• формирование у детей способностей распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные
факторы среды обитания человека;
• освоение навыков здорового образа жизни;
• формирование основ знаний и умений по сохранению здоровья и защите
жизни, по оказанию само- и взаимопомощи в случае опасности;
• усвоение обучающимися правил и принципов безопасного поведения.
Объективным позитивным результатом усвоения знаний по ОБЖ школьниками является
низкий показатель дорожно-транспортного и бытового травматизма среди учащихся школы,
отсутствие фактов отравления детей грибами, ядовитыми растениями, укусов клещами. В
школе строго выполняются требования Федерального закона «Об ограничении курения
табака», создаётся обстановка неприятия вредных привычек, культа здорового образа жизни.

За основу преподавания курса ОБЖ в классах для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) положена программа курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» (Вестник образования. 1994,№4). Курс предназначен для ознакомления
учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их
последствиями, а также для приобретения ими знаний и умений по защите жизни и здоровья
в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. В процессе изучения данного курса учащиеся
знакомятся с организацией системы защиты населения от последствий чрезвычайных
ситуаций, получают необходимые знания об обороне государства, приобретают практические
навыки по гражданской обороне, оказанию само-и взаимопомощи и знания по основам
здорового образа жизни. Недостатком названного курса является отсутствие адаптации к
условиям уральского региона. Так, неоправданно большое внимание уделено таким
стихийным бедствиям, как землетрясения, наводнения, оползни. Напротив, не получили
места в курсе такие важные в условиях Урала темы, как «Клещевой энцефалит», «Общее
переохлаждение организма», «Обморожения» и пр. Кроме этого, с учётом того что юноши с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не призываются на военную
службу, отведённые на изучение соответствующего раздела часы перераспределены на
изучение других тем. В основу рабочей программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) положены дифференцированный и деятельностный
подходы. Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы
предполагает учёт особых образовательных потребностей таких детей, эти потребности
проявляются вне однородности возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Преподавание ОБЖ детям,
обучающимся по адаптированным программам, является одним из компонентов Программы
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Эта
программа в свою очередь является составной частью Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС) общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа построена на основе
общенациональных ценностей российского общества, таких как гражданственность,
здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Она
направлена на развитие мотивации готовности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) действовать предусмотрительно, придерживаться
здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник
духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Планируемые результаты освоения.
Личностными результатами изучения учебного курса «ОБЖ» является формирование
следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила
поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий
подход к выполнению заданий.
- Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
базовых учебных действий:
Регулятивные БУД:
− Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
− Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
− Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
− Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
− Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник,
простейшие приборы и инструменты).
− Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные БУД:
− Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
− Делать предварительный отбор источников информации для решения
учебной задачи.
− Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в
предложенных учителем словарях и энциклопедиях
− Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.).
− Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные БУД:
− Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
− Слушать и понимать речь других.
− Вступать в беседу на уроке и в жизни.
− Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «ОБЖ» являются формирование следующих
умений и знаний:
- знать основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
- знать вредные привычки и правила их профилактики;
- знать и применять в жизни правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
социального, природного и техногенного характера;
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для
ликвидации очагов возгорания,

- грамотно действовать при химических и радиоактивных поражениях, при
гидродинамических авариях и т. д.;
- оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях, ожогах, отморожениях, ушибах,
кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватномарлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- правильно действовать по сигналу «Внимание всем!»,
- уметь комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов
питания в случае эвакуации;
- обеспечивать личную безопасность на улицах и дорогах;
- соблюдать меры предосторожности и правила поведения пассажиров в общественном
транспорте;
- пользоваться бытовыми приборами и инструментами;
- проявлять бдительность при угрозе террористического акта;
- уметь обращаться (вызывать) в случае необходимости в соответствующие службы
экстренной помощи.
Содержание рабочей программы выстроено по трем линиям:
обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской
помощи и основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый
объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй
ступени общеобразовательной школы в классах для детей с ОВЗ основных понятий в области
безопасности жизнедеятельности. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания
о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера,
их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое
значение в программе уделяется привитию навыков по оказанию первой медицинской
помощи пострадавшим.
Обязательный минимум по ОБЖ для детей с ОВЗ включает характеристику основных
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их возможных последствий,
основные понятия о здоровом образе жизни и его составляющих, о связи здорового образа
жизни с безопасностью жизнедеятельности человека, правила оказания первой помощи при
ряде неотложных состояний, изучение наиболее опасных и часто встречающихся ситуаций,
связанных с обеспечением пожарной, химической и радиационной безопасности. В
результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать/понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
- вредные привычки и правила их профилактики;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и
техногенного характера;
уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для
ликвидации очагов возгорания, при химических и радиоактивных поражениях, при
гидродинамических авариях и т. д.;
- оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях, ожогах, отморожениях, ушибах,
кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (респиратором, ватно-марлевой повязкой,
домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор
документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации; использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; соблюдения мер предосторожности
и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности при угрозе террористического акта;
- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной
помощи.

Календарно- тематическое планирование
Неделя

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
1.

Тема
I четверть
Опасные ситуации в быту
Курс ОБЖ. Вводное занятие.
Опасность, ее виды (природная, техногенная, социальная)
Опасности в городе и поселке.
Опасные ситуации в жилище.
Номера телефонов экстренных служб.
Пожар в жилище. Опасные факторы, возникающие при пожаре
Способы защиты органов дыхания.
Первичные средства пожаротушения.
Отравления в быту.
II четверть
Дорожно – транспортная безопасность
Участники дорожного движения.
Обязанности пешеходов. Правила перехода проезжей части.
Правила движения пешеходов по дороге.
Дороги, на которых движение пешеходов запрещено. Движение
по дороге в группе.
Регулировщик, его действия.
Дорожные знаки и дорожная разметка.
Виды транспортных средств. Обязанности пассажиров.
III четверть
Обозначения остановок городского транспорта. Правила
ожидания общественного транспорта.
Поведение пассажиров при неизбежности дорожнотранспортного происшествия.
Поведение пассажиров после дорожно-транспортного
происшествия.
Правила перехода железнодорожных путей
Пожарная безопасность
Пожары. Причины их возникновения.
Действия при возникновении пожара.
Пожарная охрана. Деятельность пожарных.
Ситуации криминогенного характера
Ситуации криминогенного характера в доме, квартире.
Криминогенные ситуации на улице.
Как избежать домогательств, насилия.
Природа и безопасность человека
Несчастные случаи в природе.
IV четверть
Ядовитые растения, грибы.

Кол-во
часов
9 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7 часов
1
1
1
1
1
1
1
10 часов
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
8 часов
1

2.
3.
4.

5.
6.

7.

8.

Ядовитые змеи, насекомые.
Правила поведения и меры безопасности на водоемах
Безопасность на льду, на воде
Причины несчастных случаев. Средства и методы спасения.
Зашиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени. Гражданская оборона
Производственные аварии и возможные опасности для жизни и
здоровья.
Сигнал «Внимание всем!». Действия при получении сигнала в
школе, дома, на улице.
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни. Активные формы здорового образа
жизни.
Основы медицинских знаний
Различные виды повреждений организма и их причины.
Оказание первой помощи.

1
1
1
1

1
1

1
1
1

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
5 класс
К концу 5 класса обучающиеся должны знать:
- правила безопасного использования электроприборов, в том числе телевизора;
- правила безопасности на кухне, причина получения ожогов в быту;
- правила пожарной безопасности в быту;
- понятие «участники дорожного движения»;
- обязанности пешеходов, правила перехода проезжей части;
- виды транспортных средств, обязанности пассажиров, правила ожидания общественного
транспорта;
- правила поведения пассажиров автомобиля;
- правила перехода железнодорожных путей;
- причины возникновения пожаров;
- способы избегания домогательств, насилия;
- причины несчастных случаев в природе, правила поведения в природе;
- виды ядовитых змей, насекомых;
- правила поведения и меры безопасности на водоемах;
- о влиянии вредных привычек на здоровье человека;
- причины повреждений организма человека, виды повреждений.
К концу 5 класса обучающиеся должны уметь:
- пользоваться бытовыми электроприборами, в том числе телевизором;
- оказать первую помощь при получении ожога в быту, при отравлении;
- действовать при возникновении пожара в жилище, вызвать пожарную охрану;
- переходить проезжую часть, железнодорожные пути;
- предвидеть несчастные случаи в природе, различать ядовитые растения, грибы;
- применить подручные средства при спасении утопающего;
- оказать первую помощь при различных видах повреждений.

Список литературы
Авторская программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-11 классах
общеобразовательных учреждений/
В.Н.Латчук, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский. – М.: Дрофа, 2010
Учебник. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: учебник для общеобразовательных
учреждений / А.Г. Марков, В.Н. Латчук, М.И.
Кузнецов.- М.: Дрофа,2011 Рекомендовано Министерством образования и
науки РФ.
Дополнительная литература.
Б.И.Мишин. Настольная книга учителя ОБЖ, Астрель, 2002.
С.С.Соловьев. Тематический контроль по ОБЖ. Комплект тестовых
заданий для учащихся 5-6 классов. «Интеллект-Центр», Москва, 2000 г.
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие 5-11
классы. Вентана-Граф. Смоленск, 1995 г.
Б.И.Мишин. Программно-методические материалы «ОБЖ. 1-11
классы». Дрофа, Москва, 2001.
А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин. Методические материалы и документы.
«ОБЖ. Книга для учителя». Просвещение. 2001 г.
Латчук В.Н., В.В.Марков. «Основы безопасности жизнедеятельности.
Методическое пособие. –М.: Дрофа, 2000г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».