ИЗО 2 Бкласс

Пояснительная записка
Нормативно-правовыми основаниями разработки программы учебного курса «Изобразительное искусство» для
обучающихся второго класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для школ, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы являются:
-

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред.

Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2-13 №203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.,
вступивший в силу в сентябре 2016 года;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 3013 г. №1015;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к
использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
- Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа
№ 7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства
общего и профессионального образования Свердловской области

- Локальные акты образовательного учреждения;
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ВОЗ.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Программа рассчитана на детей 8-9 лет с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Развитие детей
характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития. Интеллектуальные нарушения являются
следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Недоразвитие познавательных интересов и снижение
познавательной активности обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и
переключаемостью. У данной группы страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение,
физическое развитие. Наиболее нарушенными являются речь и мышление, особенно способность к отвлечению и обобщению.
Относительно сохранными остаются ощущение и восприятие, но для них характерна неточность и слабость дифференцировки
ощущений, снижение объема и темпа восприятий. Обучающимся свойственна низкая активность мыслительных процессов и
слабая регулирующая роль: они начинают выполнять задания не дослушав инструкцию, не поняв его цели, не имея плана
действий.
У детей наблюдаются нарушения памяти: они лучше запоминают внешние или случайные признаки, затруднено
произвольное запоминание, которое требует многократных повторений, моторной и зрительной поддержки. У детей имеются
значительные трудности сохранения информации и ее воспроизведения.
Внимание учащихся отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения,
медленностью переключения. Значительно нарушено произвольное внимание, что выражается в неустойчивости внимания и
трудностях сосредоточения на одном объекте или виде деятельности.

Представлениям детей 2 класса свойственна фрагментарность. Воображение не сформировано, что выражается в его
примитивности и схематичности.
Для данной группы детей характерно системное недоразвитие речи, что проявляется в недоразвитии всех сторон речи:
фонетической, лексической и грамматической.
У многих детей в классе нарушена и моторная сфера, особенно координация мелких движений пальцев рук.
Нарушена и эмоционально-волевая сфера детей: слабо выражены эмоции, отсутствуют оттенки переживаний;
эмоциональные проявления неустойчивы и поверхностны. У детей наблюдаются слабость намерений и побуждений.
Учащиеся предпочитают выбирать действия которые не требуют волевых усилий. Это связанно с неразвитостью
мотивационной сферы, слабостью побуждений, отсутствием инициативы. В процессе выполнения учебного задания они часто
«соскальзывают» с правильно начатого выполнения действия на другие знакомые действия.
У детей 2 класса наблюдается недоразвитие навыков общения, что негативно сказывается на их поведении,
особенностями которого является: гиперактивность, гипоактиность, агрессия.
Специфические образовательные потребности для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• упрощениесистемыучебно-познавательныхзадач,решаемыхвпроцессеобразования;
• специальное

обучение«переносу»сформированных

действительностью;

знаний

умений

в

новые

ситуации

взаимодействия

с

• необходимостьпостояннойактуализациизнаний,уменийиодобряемыхобществомнормповедения;
• обеспечениеособойпространственнойивременнойорганизацииобразовательнойсредысучетомфункциональногосостояния
центральнойнервнойсистемыинейродинамикипсихическихпроцессовобучающихся;
• использованиепреимущественнопозитивныхсредствстимуляциидеятельностии поведения;
• стимуляция

познавательной

активности,

формирование

потребности

в

познании

окружающего

мираи

во

взаимодействии с ним.
Целью данной программы является осуществление комплексного подхода к развитию личности обучающихся, имеющих
интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения
чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи:
1. формировать навыки и приемы работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
2. формировать у обучающихся зрительно-графические навыки и умения;
3. обучать изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и
приспособлений, в том числе и работе в нетрадиционных техниках;
4. учить находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходства и различия, ориентироваться на листе
бумаги, последовательно выполнять рисунок или изделие;
5. корригировать недостатки познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного
развития у них правильного восприятия формы, цвета, величины, конструкции предметов и их положения в
пространстве, развивать зрительную память, внимание, наблюдательность, образное мышление, представления и
воображение;

6. развивать мелкую моторику рук, формировать правильное удержание карандаша и кисточки, формировать правильное
удержание ножниц, учить резать по прямой и вырезать округлые формы, формировать произвольную регуляцию
нажима и темпа движений, прекращения движения в определенной точке, сохранять направление движения;
7. знакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать
эмоционально-эстетическое отношение к ним;
8. развивать речь учащихся и обогащать словарный запас за счет введения новых слов, обозначающих художественные
материалы, их свойства и качества, а также изобразительные средства;
9. обогащать, уточнять и закреплять представления о предметах и явлениях окружающего мира, воспитывать эстетические
чувства и понимание его красоты, формировать интерес к изобразительной деятельности;
10. воспитывать адекватное отношение к результатам собственной деятельности и деятельности других, формировать
основы самооценки.
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной
деятельности», «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию»,
«Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию
произведений искусства».

Учебно-тематический план
№
п/п

Наименование раздела

Количество
часов

1 Подготовительный период обучения

2

2 Обучение композиционной деятельности

8

3 Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать
форму предметов, пропорции и конструкцию.

9

4 Развитие у учащихся восприятия цвета предметов
и формирование умений переливать его в живописи

12

5 Обучение восприятию произведений искусства

3

Итого:

34

Программой предусматриваются следующие виды работ:
1. Рисование с натуры и по образцу, рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и
заданную тему, декоративное рисование.
2. Лепка объемного и плоскостного изображения с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка
декоративной композиции.
3. Выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации; аппликация с натуры, по образцу, представлению,
воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации.
4. Проведение бесед о содержании рассматриваемых картин, иллюстраций, картинок, произведений народного и
декоративно-прикладного искусства.
В подготовительный период обучение детей с нарушением интеллекта осуществляется особым образом. Специфичность
занятий заключается в использовании нескольких видов работ, небольших по объему заданий, смена видов деятельности в
течение одного урока: упражнения игрового характера на развитие познавательных процессов, обучение приемам
организации рабочего места, приемам работы с разными материалами, инструментами и приспособлениями, работа над
развитием речи детей и др. Разнообразие видов деятельности, их быстрая смена, доступность заданий позволяет легко

активизировать внимание детей, вызвать интерес к работе, способствуя лучшему усвоению и запоминанию учебного
материала. Важно формировать у детей привычные навыки работы с материалами и инструментами, показать что рисунки
отражают свойства предметов, прививать интерес к изобразительной деятельности.
Наряду с формирование у детей практических умений и развитием моторики руки, налаживанию взаимодействия руки и
глаза, необходимо поработать над развитием у учеников цветовосприятия, помочь установить связи между свойствами
предметов и сенсорными эталонами. Игровая форма сообщения знаний, использованиепроблемных ситуаций в игре
поможет учащимся усвоить учебный материал. Успех дальнейшей работы зависит от тщательной отработки
программного содержания подготовительного периода обучения, поскольку дальнейшая работа основывается на
полученных при этом знаниях и умениях учащихся.
В композиционной деятельности нужно учить детей устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой
целью необходимо использовать методики работы с «подвижной аппликацией», с правильными и ошибочными
изображениями, а также шаблоны, зрительные опоры.
В работе над декоративной композицией на полосе при составлении узора у детей развивается чувство ритма при
чередовании форм, цвета, величины элементов.
Работа над тематической композицией начинается с формирования графических образов объектов; прежде всего это
дом, дерево, человек.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкции осуществляется с учетом
особенностей развития познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта. В этом разделе перед
учителем ставится задача научить детей с интересом рассматривать предмет, который они собираются нарисовать,
вылепить, выделять главные признаки предмета, его расположение в пространстве, соотносить части по отношению друг
к другу и к целому, осознавать конструкцию предмета, его строение.
Ведущими видами работы в этом направлении являются лепка и аппликация. В лепке ребенок воссоздает объемные
части и соединяет их в целое. Аппликация является переходным этапом от объемного к плоскостному изображению. С
помощью лепки и аппликации ребенок не только осознает наличие частей в предмете, но и устанавливает их место в
целостной конструкции.

После лепки и работы над аппликацией ребенку легче осознавать приемы изображения предмета.
В разделе работы над развитием восприятия цвета предметов и формированию умений передавать его в живописи
важно уделить внимание обучению детей умению организовывать свое рабочее место, пользоваться красками и кистью,
выполнять работы разными приемами. Знакомство детей со свойствами цвета происходит в практической деятельности.
Здесь важную роль играет демонстрация приемов, раскрывающих свойства цвета (смешивание цветов, осветление цвета,
затемнение цвета). Немаловажным является подбор доступных для исполнения и интересных для детей заданий.
Среди приемов обучения цветовосприятию наиболее важным являются: метод сравнения, метод демонстрации отдельных
этапов изображения или действий с красками и кистью, метод совместных действий учителя и учеников.
Обучение восприятию произведений искусства начинается с формирования умений рассматривать картину,
иллюстрацию, предмет народного творчества. Сначала дети должны научиться называть изображенные предметы, затем –
устанавливать различные связи, отраженные в изображении (временные, причинно-следственные и др.). Важно добиться,
чтобы дети не только посмотрели на демонстрируемые объекты, но и научились внимательно рассматривать картину,
устанавливать ее содержание, сходство с реальностью, высказывать свое отношение к изображенному. Подбираемый
демонстрационный материал должен быть доступен пониманию учащихся и отвечать их интересам.
На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи учащихся. Речевой материал
в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в практической деятельности и в беседах по
изобразительному искусству. Для проверки накопленного лексического материала можно использовать игры типа
«Угадай, как называется», «Назови, что у меня есть» или «подвижную» аппликацию с большим количеством изображений
предметов, силуэтов разных геометрических форм и размеров, разных по цвету и оттенкам (вазы, листья, цветы и др.).

Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения курса «Изобразительное искусство» является урок. Ведущей формой работы
учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального
подходов.

Каждый урок оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими
средствами обучения. На уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты,муляжи,
макеты, гербарии, коллекции, мультимедийные материалы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Результатами освоения курса «Изобразительное искусство» являются следующие сформированные базовые учебные
действия:
Личностные БУД освоения курса ИЗО:
• формирование у обучающегося ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
• воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
• формирование навыков работы с материалами и инструментами;
• овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
• отработка навыков самостоятельной и групповой работы;
• формирование элементарных гигиенических навыков.
Регулятивные БУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
•Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные БУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов
самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные БУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и
следовать им.
• Учиться работать самостоятельно и в коллективно группе:
Название учебно-методического комплекта
2 класс
Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство. 2 класс: Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2018.

Количество учебных часов
Место учебного курса «Изобразительное искусство» - образовательная область «Искусство».
Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7»на изучение предмета «Изобразительное искусство»
во 2 классе отводится:

Класс

2

Количество часов

Количество

в неделю

часов в год

1 час

34 часа

Количество
контрольных работ
-

Содержание программы учебного курса
2 класс

Обучение умению размещать рисунок (а в аппликации – готовое вырезанное изображение) на изобразительной
плоскости.
«Обучение композиционной деятельности»:
Составление аппликации из вырезанных изображений объектов или их частей "Листопад".
Составление аппликации из вырезанных изображений объектов или их частей "Кувшинчик с цветами».
Рисование с помощью шаблонов "Листопад".
Рисование с помощью опорных точек: "Кораблик на воде".
Рисование с помощью опорных точек: "Флажки на верёвке".
«Развитие у учащихся умений воспринимать н изображать форму предметов, пропорции и конструкцию»:
Лепка (натура дается в сравнении): морковь и свёкла.
Лепка (натура даётся в сравнении): яблоко и груша.
Лепка (натура даётся в сравнении): грибы.
Лепка игрушек: русская матрёшка.
Лепка игрушек: утёнок.
Лепка сложно расчлененных объектов (поэтапно, под руководством учителя): человечек; дом и дерево (из скатанных из
пластилина отрезков "шнура").

Составление аппликации дома деревенского и городского типа из вырезанных из цветной бумаги квадратов,
прямоугольников, треугольников (дорисовывание окон карандашом, фломастером).
Рисование с натуры предметов простой, слабо расчлененной формы: флажки квадратные и прямоугольные (в сравнении,
с использованием вспомогательных опорных точек); воздушный шар, мяч, колесо велосипеда.
Рисование с натуры вылепленных предметов (барельефов "Дом" и "Дерево"; объёмных изображений); Рисование
выполненных аппликаций.
Рисование по памяти нарисованных с натуры предметов (как упражнение в запоминании) в игровой форме: "Кто лучше
запомнил?".
«Развитие у обучающихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи»:
Рисование кистью - "Радуга".
Раскрашивание изображений предметов, нарисованных ранее (овощи, фрукты с ровной окраской; листья в осенней
окраске).
Роспись игрушек, вылепленных из глины на уроках изобразительного искусства или ручного труда: "русская матрешка"
(гуашь по глине).
Роспись игрушек, вылепленных из глины на уроках изобразительного искусства или ручного труда: "Птичка" (гуашь по
глине).
Выполнение цветных кругов с тёмной и белой "оживкой", используемых в современной городецкой росписи;
изображение ягод "тычком".
Рисование сразу кистью гуашью: веточки акации, (способом "примакивание") - "графический диктант".
Рисование сразу кистью гуашью: цветы "ромашка", "василек", "одуванчик" (способом "примакивание") - "графический
диктант" (работа сразу кистью гуашью).

«Обучение восприятию произведений искусства»:
Картина В. Ван Гога "Кувшины".
Картина И. Левитана "Золотая осень".
Картины И. Шишкина "Рожь", "Зима".
Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» во 2 классе не предусматривает проведение
контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание практических работ учащихся.
Критерии оценивания
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с ОВЗ оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями,
необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют
основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют
достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности, оказывают
положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Во 2 классе система оценивания – отметочная. Результат продвижения второклассников в развитии определяется на
основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.

Перечень учебно-методических средств обучения

№

Наименование объектов и средств
Основная литература

1.1

1.2

2.1

2.2

Адаптированная основная общеобразовательная
программа для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
ред. от 2016 года
Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное
искусство.
2
класс:
Учебник
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы.
–
М.:
Просвещение, 2018.
Дополнительная:
Нестерова Т.В. Обучение младших школьников с
нарушением интеллекта рисованию с натуры:
методические рекомендации. УГПУ Институт
специального образования. -Екатеринбург, 2001
Наглядные и демонстрационные материалы по
выше перечисленным темам.
Предметные картинки на разные темы.
Наглядные пособия:
«Овощи», «Фрукты», «Море», «Домашние

птицы» «Перелётные птицы», «Посуда», «Ягоды»,
«Садовые цветы», «Полевые цветы», «Времена
года»,
Дидактический материал:
«Городецкая роспись», «Дымковская игрушка»,
«Русская матрёшка», «Жостовская роспись»,
«Филимоновские игрушки», «Хохлома»,
«Гжель», Картины Шишкина, Левитана, Ван Гога и
др. художников

№

Тема урока

Дата

Материал к уроку

Содержание урока

Словарная
работа

Требования к уровню
подготовки учащихся

п/п
1

Рисование
«Воспоминания
лета!»

Картины: И. Шишкин «В
лесу», К. Моне «Поле
маков», И. Левитан «На
волге». Акварель,
альбом, кисти, салфетки.

Вспомнить лето, положительные
эмоции; понаблюдать за цветом
травы, листьев, воды, неба.

Зелёный, голубой,
синий, красный,
желтый. Красота
природы.

Уметь рассматривать и
анализировать картины,
передавать в рисунке цвет и
характер предметов.

2

Лепка

Картинка с веткой
вишни, картон с
разметкой изображения,
пластилин, стека, доска.

Форма и цвет ягод вишни, форма и
цвет листьев, форма и цвет веточек.
Лепка шариков, листьев и длинной и
тонкой «верёвочки» для веток.
Наложение частей лепки на картон с
изображением.

Круглые, овальные,
темно-красные,
розовые, зеленые,
коричневая.

Скатать 2 шарика из красного
пластилина, сделать стекой
ямочки, сделать овальные листья с
заостренным кончиком, раскатать
длинную и тонкую «веревочку»,
наложить части на изображение на
картоне.

Картинка с веткой
вишни, восковые мелки,
акварель, кисти тонкие,
стаканчик с водой,
салфетка.

Форма и цвет ягод вишни, форма и
цвет листьев, форма и цвет веточек.
Изображение ветки с вишнями.
Выставка детских работ.

Круглые, овальные,
темно-красные,
розовые, зеленые,
коричневая.

Сделать разметку изображения
восковыми мелками, нарисовать
по разметке ветку с вишнями,
раскрасить изображение, передать
свето-тень в рисунке.

Картинка с разными
грибами, образец,
пластилин, стека, доска.

Съедобные грибы: их название и
внешний вид, части гриба. Лепка
шариков для шляпки и толстых
«колбасок» для ножки; плотное
соединение частей гриба.

Белый гриб,
подосиновик,
подберёзовик,
сыроежка, лисичка.
Съедобные грибы.

Называть части гриба, их цвет и
форму, передавать в лепке
характерные особенности разных
грибов.

Картинка с разными
грибами, образец,
пластилин, стека, доска.

Несъедобные грибы: их название и
внешний вид, части гриба. Лепка
шариков для шляпки, тонких и
толстых «колбасок» для ножки;
плотное соединение частей гриба.

Мухоморы,
поганки,
несъедобные
грибы.

Называть части гриба, их цвет и
форму, передавать в лепке
характерные особенности разных
грибов.

Картинка с разными
грибами, образец,
восковые мелки,

Съедобные и несъедобные грибы: их
название и внешний вид, части гриба.
Изображение корзины со

Корзина,
съедобные и
несъедобные

Называть части корзины и
съедобные грибы. Передавать в

«Ветка с
вишнями»

3

Рисование
«Ветка с
вишнями»

4

Лепка
«Съедобные
грибы»

5

Лепка
«Несъедобные
грибы»

6

Рисование «Грибы
в корзине»

рисунке цвет и форму

акварель, кисти тонкие,
стаканчик с водой,
салфетка.

съедобными грибами и рядом с ней
несъедобные грибы (мухомор и
поганка). Выставка детских работ.

грибы, мухомор,
предметов. Дифференцировать
поганка, съедобные съедобные и несъедобные грибы
грибы.
по внешним признакам.

7

Восприятие
произведений
искусства

Картины: И. Шишкин «В
лесу», «Рожь» «Среди
долины ровные…»; И.
Левитан «Березовая
роща».

Красота природы России в картинах
художников. Правдивое изображение
растений с передачей мелких
деталей. Фон в картине, настроение и
цвет.

Сосна, ель, дуб,
берёзовая роща,
солнечный день.

Передавать в речи содержание
картин, называть детали
изображения, замечать красоту
произведений искусства.

8

Лепка

Картинка с
изображением разных
деревьев в лесу,
образец, пластилин,
стека, доска.

Деревья в разное время года.
Характерные особенности деревьев в
осенний период. Цвета осени. Приём
размазывания пластилина по картону.
Изображение деревьев в осеннем
лесу.

Ствол, ветки,
листья, фон, приём
размазывания.

Подбирать цвета пластилина в
соответствии с темой. Передавать в
лепке характерные особенности
деревьев. Заполнять весь лист
изображением.

Цветная бумага (зеленая
двух оттенков и
коричневая),
треугольные и округлые
формы, клеящий
карандаш.

Отличительные особенности ели и
сосны. Обрывание бумаги - способ
выполнения аппликации. Создание
композиции и аккуратное
наклеивание.

Ель, ёлка, сосна,
композиция, ствол,
ветки, иголки.

Обрывать бумагу так, чтобы
получались треугольные и
округлые (круг, овал) формы,
Соединение частей дерево в целое
изображение. Передача в
аппликации характерных
особенностей сосны и ели.

Картинки с
изображением берёзы
летом и осенью,
восковые мелки,
акварель, кисти тонкие,
стаканчик с водой,
салфетка.

Упражнение «Нарисуй волнистые
линии и линии «спираль». В процессе
рисования использовать линии,
которые рисовали в упражнении.
Рисовать сначала ствол и ветки
(толстые и тонкие), а затем
изображать листья на ветках. Это
крона дерева.

Берёза, ствол,
ветки толстые и
тонкие, листья – это
крона. Тонкая,
изящная.

Называть части дерева, цвет кроны
летом и осенью, передавать в
рисунке характерные особенности
березы.

Картинки с
изображением дуба
летом и осенью,
восковые мелки,
акварель, кисти тонкие,
стаканчик с водой,

Упражнение «Нарисуй волнистые
линии и линии «спираль». В процессе
рисования использовать линии,
которые рисовали в упражнении.
Рисовать сначала ствол и ветки
(толстые и тонкие), а затем
изображать листья на ветках. Это

Дуб, ствол, ветки
толстые и тонкие,
листья – это крона.

Называть части дерева, цвет кроны
летом и осенью, передавать в
рисунке характерные особенности
дуба.

«Осень в лесу»

9

Аппликация
«Ёлка и сосна»

10

Рисование
«Береза летом и
осенью»

11

Рисование
«Дуб летом и
осенью»

Могучий, крепкий.

12

Рисование
«Сосна и ель».

13

Рисование
«Разные линии».

14

Рисование
«Цвет – средство
выразительности».

салфетка.

крона дерева.

Картинки с
изображением сосны и
ели, восковые мелки,
акварель, кисти тонкие,
стаканчик с водой,
салфетка.

Отличительные особенности ели и
сосны. Деревья, у которых иголки
вместо листьев – это хвойные
деревья. Создание композиции и
аккуратное исполнение. Сначала
изображать ствол и ветки, затем
крону.

Ель, ёлка, сосна,
хвойные деревья,
композиция, ствол,
ветки, иголки.

Передача в рисунке характерных
особенностей сосны и ели.
Работать аккуратно, соблюдая
чистоту на рабочем месте.

Цветные карандаши,
альбомные листы,
картинки с разными
предметами.

Тренировка в изображении разных
линий (прямая, кривая, волнистая,
пунктирная). Использование разных
линий для изображения тех или иных
предметов (дорога, море, туча,
солнце, ёжик, цыплёнок, цветок и др.)

Линия прямая,
кривая, волнистая,
пунктирная.

Передавать в рисунке характерные
особенность предметов с
помощью разных линий (прямая,
кривая, волнистая, пунктирная).
Понимать, что линия – это средство
выразительности в рисунке.

Картинки с разными
изображениями,
восковые мелки,
акварель, кисти тонкие,
стаканчик с водой,
салфетка.

Особенности цвета: темный и
светлый, яркий и бледный. Цвет –
средство выразительности в
изобразительной деятельности. Фон в
рисунке. Контраст цветов.

Светлый фон,
темный фон,
изображение,
контраст цветов.

Передавать в рисунке характерные
особенность предметов с
помощью разных цветов (темный,
светлый, яркий, бледный).
Понимать, что цвет – это средство
выразительности в рисунке.

15

Техника
рисования гуашью
и акварелью.

Картины К. Коровин
«Розы. Гурзуф.», «Гурзуф,
Корзина фруктов»; В. Ван
Гог «Море в Сент-Мари».

Различия между акварелью и гуашью
(прозрачность акварели, плотность
гуаши). Сравнение рисунков,
выполненных гуашью и акварелью.

Гуашь, акварель,
прозрачность,
плотность кончик и
корпус кисти.

Правила работы с гуашью и
акварелью. Рисование кончиком
кисти и всем корпусом,
примакивание кистью.

16

Рисование.

Гуашь разных цветов и
белая. Палитра, кисти
тонкие, стаканчик с
водой, салфетка.

Смешение красок с белой гуашью,
чтобы получить краску посветлее.
Рисование получившимся цветом
нежных образов.

Розовая, голубая,
светло-жёлтая,
светло-зелёная,
незабудки.

Правила работы при смешивании
цветной гуаши с белой. Аккуратное
выполнение работы кончиком
кисти.

Гуашь разных цветов и
белая. Палитра, кисти
разной толщины,
стаканчик с водой,
салфетка.

Смешивание красок. Рисование фона:
небо голубое, вода в речке синяя с
зелёным (темная), а утки на воде –
белые (светлые).

Смешивание
красок, синезелёный, фон,
изображение.

Правила работы при смешивании
цветной гуаши с белой. Рисование
фона темной краской, а
изображения – светлой.
Аккуратное выполнение работы
кончиком кисти.

Смешение красок.

17

Рисование «Белые
уточки на реке».

18

Рисование фона
акварельными
красками.

Акварель, стаканчик с
водой, салфетка, кисти
толстые, палитра.

Правила работы с акварелью.
Развести акварель водой, на
«пробнике» опробовать
получившийся цвет, толстой кистью
закрашивать весь лист.

Акварельные
краски, палитра,
разбавить цвет
водой, осушить
кисть.

Раскрашивать весь лист
разведённой акварелью с
помощью кисти. Рисовать кистью
слева направо, образуя «валик» из
краски, убирать лишнюю краску из
«валика».

19

Аппликация
полуобъёмная
«Цветиксемицветик».

Цветная бумага,
трафарет круга, ножницы
с тупыми концами,
клеящий карандаш.

Вырезывание круглых форм разного
цвета, складывание пополам,
составление цветка с 7-ю лепестками,
поочерёдное приклеивание деталей.

Названия цветов
цветового спектра,
круг, стебель,
листья.

Умение вырезать круг по контуру,
распределять лепестки цветка в
соответствии с цветами спектра;
работать аккуратно.

20

Рисование на тему
«Цветы».

Акварель, гуашь,
стаканчик с водой,
салфетка, кисти тонкие.

Использовать раннее
приготовленный фон для создания
выразительного изображения разных
цветов. Передавать в рисунке
характерные особенности цветов
(цвет, форма, размер).

Ромашка,
незабудка,
анютины глазки,
роза; изображение,
выразительность.

Уметь передавать в рисунке
характерные особенности цветов
(цвет, форма, размер). Сочетать
изображение с фоном по цвету и
насыщенности. Работать
аккуратно.

21

Рисование.

Акварель, стаканчик с
водой, салфетка, кисти
толстые, палитра.

Получение из основных цветов
(красный, жёлтый, синий) составных:
зелёный, оранжевый, фиолетовый,
коричневый. Рисование предметов
составными цветами.

Главные цвета,
составные цвета.

Получение составных цветов из
главных. Использование в
изображении предметов составных
цветов.

«Домик».

Картинки с
изображением разных
домов, образец,
пластилин, стека, доска.

Раскатывание из пластилина
столбиков (палочек) разной длины в
ладонях и на доске. Регулирование
длины с помощью стеки. Составление
из палочек домика.

Столбики, палочки,
колбаски; стены,
крыша, окно, труба.

Умение раскатывать столбики
(палочки) разной длины в ладонях
и на доске. Обрезать стекой
столбики до необходимой длины.
Составлять из столбиков дом.

23

Сюжетное
рисование
«Солнечный день»

Акварель, стаканчик с
водой, салфетка, кисти
толстые, палитра.

Осветление краски с помощью
разведения краски большим
количеством воды. Соединение 2-х
главных цветов для получения
составного. Передача пропорций
предметов в рисунке.

Облако, домик,
большой дом,
дерево большое и
маленькое.
Светлый, яркий;
пейзаж.

Уметь смешивать краски и
разводить водой. Изображать в
рисунке предметы разного
размера, соблюдая пропорции.
Передавать настроение цветом
(светлый, яркий).

24

Сюжетное
рисование
«Пасмурный

Акварель, стаканчик с
водой, салфетка, кисти

Затемнение краски с помощью
добавления черного цвета.
Соединение 2-х главных цветов для

Облако, домик,
большой дом,
дерево большое и

Уметь смешивать краски и
затемнять их. Изображать в
рисунке предметы разного

Смешивание
основных цветов.

22

Лепка

25

день»

толстые, палитра.

получения составного. Передача
пропорций предметов в рисунке.

маленькое.
Тёмный, мрачный;
пейзаж.

размера, соблюдая пропорции.
Передавать настроение цветом
(тёмный, мрачный).

Лепка

Картинки с
изображением разных
овощей и фруктов,
образцы, пластилин,
стека, доска.

Лепка предметов шаровидной и
овальной формы. Скатывание шара,
раскатывание шара до овальной
формы. Вытягивание пластилина
подушечками пальцев,
прищипывание.

Названия овощей и
фруктов;
шаровидная
форма, овальная
форма,
вытягивание,
прищипывание.

Передавать цвет и форму овощей и
фруктов, их характерные
особенности. Работа стекой,
вытягивание и прищипывание
«хвостика» подушечками пальцев.

«Фрукты и овощи»

26

Рисование
«Фрукты на столе»

Картины: И. Грабарь
«Груши», М. Сарьян
«Виноград», Ф. Сычков
«Алма-атинские яблоки».
Акварель, стаканчик с
водой, салфетка, кисти
тонкие, палитра.

Рассматривание формы фруктов, их
окраски. Рисование фруктов, которые
лежат на столе. Раскрашивание фона,
раскрашивание фруктов после
высыхания фона.

Натюрморт,
названия фруктов,
шаровидная
форма, овальная
форма.

Изображения фруктов и стоящих
рядом предметов называются
«натюрморт». Уметь изображать
фрукты разной формы и цвета
акварельными красками.

27

Рисование
«Овощи на столе»

З. Серебрякова
«Натюрморт с овощами»,
П. Кончаловский
«Кладовая. Натюрморт».
Акварель, кисти, вода.

Рассматривание формы овощей, их
окраски. Рисование овощей, которые
лежат на столе. Раскрашивание фона,
раскрашивание фруктов после
высыхания фона.

Натюрморт,
названия овощей,
шаровидная
форма, овальная
форма.

Изображения овощей и стоящих
рядом предметов называются
«натюрморт». Уметь изображать
овощи разной формы и цвета
акварельными красками.

28

Аппликация
«Хоровод»

Материалы учебника,
белая бумага, шаблон
человечка, ножницы,
цветные карандаши,
клеящий карандаш.

Рассматривание людей в разной
одежде. Складывание бумаги
гармошкой (пополам и ещё раз
пополам), рисование человечка по
шаблону, вырезывание с помощью
учителя. Раскрашивание человечков
цветными карандашами,
приклеивание на цветной фон.

Белая бумага,
шаблон человечка,
вырезывание по
контуру,
приклеивание на
цветной фон.

Разный цвет одежды людей.
Складывание бумаги гармошкой,
рисование человечка по шаблону,
вырезывание с помощью учителя.
Раскрашивание человечков
цветными карандашами,
приклеивание на цветной фон.

29

Лепка

Материал учебника,
образцы, пластилин,
стека, доска.

Наблюдение за людьми в движении.
Лепка из пластилина фигурки
человека в движении. Изменение
положения рук и ног человека в
соответствии с разными движениями.

Голова, шея, тело,
руки, ноги, сгибать,
поднимать,
поставить на пояс,
врозь, вместе и т.д.

Передавать в лепке движения
людей, изменяя положение рук,
ног, туловища, головы. Называть
формы частей тела человека,
прочно соединять части тела

«Человек в
движении»

приемом «примазывание».
30

Предметное
рисование
«Человек в
движении»

П. Пикассо «Девочка на
шаре», К. Малевич
«Цветочница», Б.
Кустодиев «Купчиха».
Цветные карандаши,
альбом.

Наблюдение за людьми в движении.
Рассматривание картин. В движении
участвуют все части тела человека.

Голова, шея, тело,
руки, ноги, сгибать,
поднимать,
поставить на пояс,
врозь, вместе и т.д.

Передавать в рисунке движения
человека, рисовать черты лица и
одежду. Использовать разный
нажим карандаша для передачи
разных оттенков.

31

Рисование по
памяти «Портрет
мамы»

Материалы учебника,
схема рисования лица
человека, восковые
мелки, акварель, альбом.

Рассматривание лица человека.
Разный цвет глаз и волос, разная
форма прически. Овал – основа
рисования лица человека. Рисование
по памяти портрета мамы.

Портрет, прическа,
разный цвет глаз и
волос, брови,
подбородок и т.д.

Уметь изображать по памяти
характерные особенности лица
человека. Передавать в рисунке
особенности конкретного
человека.

32

Аппликация
полуобъёмная
«Весна в лесу».

Материалы учебника,
цветная бумага,
трафареты, ножницы,
клеящий карандаш.

Вырезание ёлок из разных по высоте
полосок зелёной бумаги согнутых
пополам в длину. Наклеивание
маленькой елочки на большую по
центральной линии, составление
композиции, приклеивание.

Таяние снега,
ручьи, первоцветы,
солнечный день,
весна, ёлка.

Уметь вырезать острую
треугольную форму из сложенной
пополам бумаги, приклеивать
маленькую ёлочку на большую.
Умение работать аккуратно.

33

Рисование на тему
«День победы.
Салют».

Картинка с
изображением салюта,
темная бумага, гуашь,
стаканчик с водой,
салфетка, кисти тонкие,
палитра.

9 мая – день Победы. Военный парад,
акция «Бессмертный полк», салют.
Изображение вспышек салюта с
помощью гуашевых красок.
Использовать яркие цвета на темном
фоне.

День Победы в
Великой войне,
радость, военный
парад, салют и др.

Уметь изображать яркие вспышки
салюта на темном небе,
пользоваться гуашью, составлять
композицию и воплощать её в
рисунке, работать аккуратно.

34

Сюжетное
рисование
«В парке весной».

Картинка с
изображением парка
весной, акварель,
стаканчик с водой,
салфетка, кисти тонкие,
палитра.

Описание парка: растут разные
деревья, на полянке показались
весенние цветы, в парк пришла мама
с дочкой, они смотрят на уточек на
пруду. Изображение описанного в
рисунке.

Приметы весны,
берёза, сосна, липа,
весенние цветы,
пробуждение
природы.

Уметь описывать приметы весны в
природе. Уметь изображать в
рисунке характерные особенности
весны, изображать в рисунке
человека и животных или птиц.

35

Рисование с
натуры
«Комнатное
растение».

Комнатные растения
класса, восковые мелки,
акварель, кисти разной
толщины, вода,

Рассматривание комнатных растений
в классе, выделение их характерных
признаков (наличие или отсутствие
ствола, форма листьев, расположение
листьев и цветов и т.д.).

Комнатные
растения, ствол,
листья, цветы,
расположение в
высоту – в ширину

Уметь выделять характерные
особенности растений, передавать
их в рисунке. Уметь располагать
лист бумаги в соответствии с

Изображение человека в движении
цветными карандашами.

36

Аппликация «Ваза
с цветами»

салфетка, альбом.

Расположение листа бумаги в
соответствием с расположением
растения и его частей.

листа бумаги,
признаки растения.

изображением.

Картины М. Рамзей
«Кувшин», И. Левитан
«Васильки», А.
Осьмёркин
«Подсолнухи». Цветная
бумага, ножницы,
клеящий карандаш.

Рассматривание картин. Выделение
формы вазы, кувшина, кружки.
Вырезывание разной формы посуды
из бумаги сложенной пополам по
трафарету. Вырезывание цветов
разной формы и цвета. Создание
композиции и приклеивание.

Ваза, кувшин,
кружка, посуда;
вырезывание,
приклеивание,
натюрморт.

Умение видеть и выделять разную
форму посуды. Умение вырезать
симметричные формы из бумаги,
сложенной пополам и одинаковые
формы из бумаги сложенной в
несколько раз. Уметь
организовывать рабочее место.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».