1. 2. Пояснительнаязаписка Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, где пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения рассматривается как важная и неотъемлемая составная часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образованияявляются: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании»; Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)»; Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573); Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID19)» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.07.2020г. № 58824; Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757-ПП). Программа реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов. Она направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Образовательными потребностями обучающихся с УО является, в частности, углубление жизненных компетенций: знание потребностей организма, правильной организации режима дня, представление о полезных и вредных привычках, выбор поддерживающих здоровье моделей поведения. Достижение личностных результатов достигается освоением содержания внеурочной деятельности «Школаздоровья». Актуальность программы Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с изменением стиля жизни общества. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является незнание детьми элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа здоровья» нацелена на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, на использование их в целях досуга, отдыха. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем. Цель программы: Обучение детей способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья. Задачи программы: - развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; - познакомить с элементарными навыками эмоциональной разгрузки (релаксации); - обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж; - обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; - привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, ис- пользование носового платка при чихании и кашле и т. д.); - сформировать навык осознанного выбора модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье; - углубить знания о правилах личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье -учить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье; -развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом с учётом индивидуальных особенностей. 1.1. Результаты освоения программы Результатом освоения программы является наличие компетенций как умений, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья. К таким компетенциям относятся понимание ценностей собственной жизни и жизни окружающих людей, способность контролировать свою деятельность, умение вовлекать эмоции в процесс деятельности, исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья, умение проявлять настойчивость при соблюдении здорового образа жизни, отношение к правилам и нормам здорового образа жизни как указателям желательных способов поведения, способность слушать других людей и принимать во внимание то, что говорят, терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Школа здоровья» обучающиеся должны знать: - основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельнымпутем; - особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника; - особенности воздействия двигательной активности на организм человека; - основы рациональногопитания; - правила оказания первойпомощи; - способы сохранения и укрепленияздоровья; - влияние здоровья на успешную учебнуюдеятельность; - значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; - знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания. уметь: - соблюдать индивидуальный режим дня; - выполнять физические упражнения для развития физическихнавыков; - различать “полезные” и “вредные” продукты; - использовать средства профилактики ОРЗ,ОРВИ; - заботиться о своемздоровье; - оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечномударах; - адекватно оценивать своё поведение в жизненныхситуациях; - отстаивать свою нравственную позицию в ситуациивыбора. В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким. 1.2. Формыконтроля Оценивание степени эффективности работы с учащимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно через наблюдение за учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса, собеседование учащихся и их родителей (законныхпредставителей). Описание места программы «Школа здоровья» в учебном плане В учебном плане на изучение программы внеурочной деятельности «Школа здоровья» в 1 -4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю). 3. Содержательныйраздел Календарно-тематическое планирование по предмету «Школа здоровья» 1 класс № Дата Тема урока Кол-во Программное содержание часов 1 Советы доктора Вода. 1 2 Друзья Вода и Мыло. 1 3 Глаза главные помощникичеловека. 1 4 Чтобы уши слышали. 1 5 Почему болят зубы. 1 Планируемый результат Как заботиться о здоровье, чтобы не аучатся: болеть бережно относиться к своему здоровью (выполнять правила личной гигиены, пить чистую воду) Как заботиться об организме, чтобы аучатся: не болеть. Как правильно следует бережно относиться к своему мыть руки и лицо. здоровью (правильно мыть руки и лицо) Особенности организма. Как сберечь аучатся: зрение. определять, что полезно и что вредно для глаз, относиться к одноклассникам, которые носят очки внимательно и доброжелательно Особенности организма. Как сберечь аучатся: слух. определять, что полезно и что вредно для ушей, выполнять правила ухода за ушами, чтобы сохранить слух Особенности организма. Для чего аучатся: человекузубы. правильно ухаживать за зубами, чтобы сберечьих Методическое обеспечение Иллюстрации, раздаточный материал Иллюстрации, памятка Презентация Аудио ряд, презентация Иллюстрации, презентация 6 Чтобы зубы здоровыми. 7 Как сохранить улыбку красивой. 1 8 "Рабочие инструменты" человека. 1 9 Зачем человеку кожа. 1 10 Надежная организма. 1 11 Если кожа повреждена. 12 Питание - необходимое 1 условие для жизни человека. Что и как нужно есть, чтобы расти крепкими и здоровыми. 13 Если Какие продукты наиболее полезныи аучатся: хочешь были защита 1 1 быть 1 Особенности организма. сохранить зубыздоровыми. Как аучатся: бережно относиться к зубам, распознавать вредную и полезную для зубов продуктыпитания Особенности организма. Как аучатся: сохранить улыбкукрасивой. бережно относиться к своему здоровью (выполнять правила ухода за зубами) Особенности организма. Как помочь аучатся: рукам и ногам быть быстрыми, называть "рабочие инструменты" ловкими в движении, крепкими и человека, правилам личной гигиены (правилам ухода за руками и ногами) сильными. Раздаточный материал Особенности организма. ухода закожей. Видеоряд Правила аучатся: рассказывать о значении кожи для организма человека, правилам содержания кожи в чистоте Особенности организма. Правила аучатся: ухода закожей. рассказывать о правилах ухода за кожей, выполнять правила личной гигиены по уходу за кожей Особенности организма. Первая аучатся: помощь приповреждениях. рассказывать о повреждениях кожи Мультфильм Презентация, раздаточный материал Иллюстрации, раздаточный материал Мультфильм аучатся: Иллюстрации, называть органы пищеварения, раздаточный распознавать вредные и полезные для материал человека продукты питания Презентация, здоров 14 Здоровая пища для всей семьи. 1 15 Самые продукты 1 16 Сон лучшее лекарство. 1 17 Как настроение? 1 18 Я пришел из школы. 1 19 Я - ученик. 1 20 Как правильно есть 1 21 Вредные привычки. 1 полезные необходимы человеку каждый день называть полезные для человека, видеоряд выбирать полезные продуктыпитания Как правильно питаться. аучатся: Мультфильм, раздаточный правилам здорового питания материал Какие продукты Здоровячков. едят в стране аучатся: называть и объяснять полезные /вредные продукты питания Значение сна для здоровья аучатся: организма. Гигиенасна. объяснять и выполнять правила гигиенысна Как сохранить хорошее настроение. аучатся: управлять своими эмоциями, употреблять в речи "волшебные" слова Как сохранить хорошее настроение. аучатся: Как надо вести себя послеуроков. организовывать себя после школы, сохранять хорошеенастроение Правила поведения в школе. аучатся: различать ситуации правильного/ неправильного поведения, выполнять правила поведения в школе Какие принципы питания нужно аучатся: знать выбирать качественные продукты. Что нужно еще, чтобы здоровым икрасивым быть аучатся: различать вредные/полезные здоровьяпривычки олучат возможность научиться: Презентация, иллюстрации Видеоряд, иллюстрации Мультфильм, раздаточный материал Раздаточный материал Видеоряд Презентация, иллюстрации Мультфильм для 22 Вредные привычки. 1 23 Удивительные превращения пирожка 1 24 Скелет - наша опора. 1 25 Осанка спина! 1 26 Если хочешь быть 1 здоров (правила закаливания). - стройная не следовать вредным для здоровья привычкам Что помогает не следовать вредным аучатся: для здоровьяпривычкам. различать вредные/полезные для здоровьяпривычки олучат возможность научиться: не следовать вредным для здоровья привычкам Почему важно и необходимо аучатся: регулярнопитаться объяснять необходимость и важность регулярногопитания олучат возможность научиться: соблюдать режим питания Что помогает человеку укреплять аучатся: мышцы икости. объяснять строение человека олучат возможность научиться: выполнять упражнения по укреплению мышц и костей скелета человека Как сохранить правильную осанку. аучатся: объяснять и определять по рисункам правильную и неправильную осанку человека олучат возможность научиться: правилам поддержания правильной осанки Как правильно закаливаться. аучатся: называть шесть признаков здорового Какие правила поведения на и закаленного человека, правилам водоемах нужно соблюдать,чтобы Раздаточный материал Видеоряд, иллюстрации Иллюстрации, презентация Иллюстрации, раздаточный материал Презентация Правила на воде. безопасности сохранить свое здоровье. 27 Из чего варят каши и 1 как сделать кашу вкусной? 28 Плох обед если хлеба нет 1 29 Русская игра "Городки" 1 30 Подвижные игры 1 31 Время есть булочки. 1 безопасного поведения на воде олучат возможностьнаучиться: выполнять правила долгожителей, выполнять правила поведения на водоемах Видеоряд, Завтрак - обязательный компонент аучатся: ежедневногоменю. объяснять важность завтрака для раздаточный человека материал олучат возможность научиться: завтракать каждый день Видеоряд, Обед - обязательный компонент аучатся: ежедневного рационапитания. объяснять обязательность обеда в раздаточный рационе человека материал олучат возможностьнаучиться: соблюдать рацион человека, чтобы сохранитьздоровье Могут ли игры сохранить здоровье и аучатся: Аудиоряд укрепитьего. играть в русскую народную игру "Городки" олучат возможностьнаучиться: играть в различные русские народные игры Могут ли игры сохранить здоровье и аучатся: Аудиоряд укрепитьего. играть в новые подвижные игры олучат возможность научиться: играть в игры с друзьями и близкими для сохранения и укрепления здоровья Полдник в рационе питания аучатся: Видеоряд, Путешествие по улице Правильного питания 32 Пора ужинать 33 Доктора (обобщение) 34 Скоро лето человека. 1 Природы 1 1 применять изученные правила и советы по укреплению и сохранению Какие правила питания нужно здоровья в нестандартной ситуации соблюдать, чтобы сохранить олучат возможностьнаучиться: здоровье. пользоваться теоретическими знаниями вжизни Ужин в рационе питания человека. аучатся: применять изученные правила и Какие правила питания нужно советы по укреплению и сохранению соблюдать, чтобы сохранить здоровья в нестандартной ситуации здоровье. олучат возможностьнаучиться: пользоваться теоретическими знаниями вжизни Какие правила сбережения и аучатся: укрепления здоровьязнаем обобщать знания правил по укреплению и сохранению здоровья олучат возможность научиться: выполнять правила здорового человека в повседневной жизни Какие правила безопасности нужно Научатся: применять правила соблюдать во время летнихканикул безопасного поведения на природе, дома раздаточный материал Видеоряд, раздаточный материал Мультфильм, раздаточный материал Раздаточный материал