1 класс Школа здоровья

1.

2. Пояснительнаязаписка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта начального общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью, где пробуждение в обучающихся
желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового
образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной
деятельности и общения рассматривается как важная и неотъемлемая
составная часть процесса образования детей младшего школьного возраста.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной
деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на
ступени начального общего образованияявляются:
 Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон об образовании»;
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
 Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования)»;
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения,
отдыха
и
оздоровления
детей
и
молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573);
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16
«Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.
35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID19)» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.07.2020г. № 58824;
 Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. №
270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной
организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам
на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории

Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от
27.10.2016 г. № 757-ПП).
Программа реализует спортивно-оздоровительное направление во
внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов. Она направлена на
формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение
знаний и навыков по гигиенической культуре.
Образовательными потребностями обучающихся с УО является, в
частности, углубление жизненных компетенций: знание потребностей
организма, правильной организации режима дня, представление о полезных
и вредных привычках, выбор поддерживающих здоровье моделей
поведения. Достижение личностных результатов достигается освоением
содержания внеурочной деятельности «Школаздоровья».

Актуальность программы
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему
здоровью с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения
здоровья детей чрезвычайно важна в связи с изменением стиля жизни
общества.
Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является
незнание детьми элементарных законов здоровой жизни, основных навыков
сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья
способствует значительному распространению в детской среде и различных
форм разрушительного поведения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Школа здоровья» нацелена на формирование у обучающихся
ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление
своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по
гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно
заниматься физическими упражнениями, на использование их в целях
досуга, отдыха.
Только наличие системы работы по формированию культуры
здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье
обучающихся в дальнейшем.
Цель программы:
Обучение детей способам и приемам сохранения и укрепления собственного
здоровья.
Задачи программы:
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного
здоровья;
- познакомить с элементарными навыками эмоциональной разгрузки
(релаксации);
- обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная
гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики
простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;
- обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
- привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, ис-

пользование носового платка при чихании и кашле и т. д.);
- сформировать навык осознанного выбора модели поведения, позволяющей
сохранять и укреплять здоровье;
- углубить знания о правилах личной гигиены, готовности самостоятельно
поддерживать своё здоровье
-учить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность
самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом с
учётом индивидуальных особенностей.
1.1. Результаты освоения программы
Результатом освоения программы является наличие компетенций как
умений, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья.
К таким компетенциям относятся понимание ценностей собственной жизни
и жизни окружающих людей, способность контролировать свою
деятельность, умение вовлекать эмоции в процесс деятельности,
исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и
ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья, умение проявлять
настойчивость при соблюдении здорового образа жизни, отношение к
правилам и нормам здорового образа жизни как указателям желательных
способов поведения, способность слушать других людей и принимать во
внимание то, что говорят, терпимость по отношению к различным стилям
жизни окружающих.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Школа здоровья» обучающиеся должны
знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных
заболеваний, передающихся воздушно-капельнымпутем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего
школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм
человека;
- основы рациональногопитания;
- правила оказания первойпомощи;
- способы сохранения и укрепленияздоровья;
- влияние здоровья на успешную учебнуюдеятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления
здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима
питания.

уметь:
- соблюдать индивидуальный режим дня;
- выполнять физические упражнения для развития физическихнавыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ,ОРВИ;
- заботиться о своемздоровье;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении,
обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечномударах;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненныхситуациях;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуациивыбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по
формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы
качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к
вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание
данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут
демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к
старшим,
доброта,
честность,
трудолюбие,
бережливость,
дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к
прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
1.2. Формыконтроля
Оценивание степени эффективности работы с учащимися с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно
через наблюдение за учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса,
собеседование учащихся и их родителей (законныхпредставителей).
Описание места программы «Школа здоровья» в учебном плане
В
учебном
плане
на изучение
программы
внеурочной
деятельности «Школа здоровья» в 1 -4 классах отводится по 34 часа (1 час в
неделю).

3. Содержательныйраздел
Календарно-тематическое планирование по предмету «Школа здоровья»
1 класс
№ Дата Тема урока

Кол-во Программное содержание
часов

1

Советы доктора Вода.

1

2

Друзья Вода и Мыло.

1

3

Глаза
главные
помощникичеловека.

1

4

Чтобы уши слышали.

1

5

Почему болят зубы.

1

Планируемый результат

Как заботиться о здоровье, чтобы не аучатся:
болеть
бережно
относиться
к
своему
здоровью (выполнять правила личной
гигиены, пить чистую воду)
Как заботиться об организме, чтобы аучатся:
не болеть. Как правильно следует бережно
относиться
к
своему
мыть руки и лицо.
здоровью (правильно мыть руки и
лицо)
Особенности организма. Как сберечь аучатся:
зрение.
определять, что полезно и что вредно
для
глаз,
относиться
к
одноклассникам, которые носят очки
внимательно и доброжелательно
Особенности организма. Как сберечь аучатся:
слух.
определять, что полезно и что вредно
для ушей, выполнять правила ухода за
ушами, чтобы сохранить слух
Особенности организма. Для чего
аучатся:
человекузубы.
правильно ухаживать за зубами,
чтобы сберечьих

Методическое
обеспечение
Иллюстрации,
раздаточный
материал
Иллюстрации,
памятка

Презентация

Аудио
ряд,
презентация

Иллюстрации,
презентация

6

Чтобы
зубы
здоровыми.

7

Как сохранить улыбку
красивой.

1

8

"Рабочие инструменты"
человека.

1

9

Зачем человеку кожа.

1

10

Надежная
организма.

1

11

Если кожа повреждена.

12

Питание - необходимое 1
условие для
жизни
человека.

Что и как нужно есть, чтобы расти
крепкими и здоровыми.

13

Если

Какие продукты наиболее полезныи аучатся:

хочешь

были

защита

1

1

быть 1

Особенности
организма.
сохранить зубыздоровыми.

Как аучатся:
бережно
относиться
к
зубам,
распознавать вредную и полезную
для зубов продуктыпитания
Особенности
организма.
Как аучатся:
сохранить улыбкукрасивой.
бережно
относиться
к
своему
здоровью (выполнять правила ухода
за зубами)
Особенности организма. Как помочь аучатся:
рукам и ногам быть быстрыми, называть "рабочие инструменты"
ловкими в движении, крепкими и человека, правилам личной гигиены
(правилам ухода за руками и ногами)
сильными.

Раздаточный
материал

Особенности организма.
ухода закожей.

Видеоряд

Правила аучатся:
рассказывать о значении кожи для
организма
человека,
правилам
содержания кожи в чистоте
Особенности организма. Правила аучатся:
ухода закожей.
рассказывать о правилах ухода за
кожей, выполнять правила личной
гигиены по уходу за кожей
Особенности организма. Первая аучатся:
помощь приповреждениях.
рассказывать о повреждениях кожи

Мультфильм

Презентация,
раздаточный
материал

Иллюстрации,
раздаточный
материал
Мультфильм

аучатся:
Иллюстрации,
называть
органы
пищеварения, раздаточный
распознавать вредные и полезные для материал
человека продукты питания
Презентация,

здоров
14

Здоровая пища для всей
семьи.

1

15

Самые
продукты

1

16

Сон лучшее лекарство.

1

17

Как настроение?

1

18

Я пришел из школы.

1

19

Я - ученик.

1

20

Как правильно есть

1

21

Вредные привычки.

1

полезные

необходимы человеку каждый день называть полезные для человека, видеоряд
выбирать полезные продуктыпитания
Как правильно питаться.
аучатся:
Мультфильм,
раздаточный
правилам здорового питания
материал
Какие продукты
Здоровячков.

едят

в

стране аучатся:
называть и объяснять полезные
/вредные продукты питания
Значение
сна
для
здоровья аучатся:
организма. Гигиенасна.
объяснять и выполнять правила
гигиенысна
Как сохранить хорошее настроение. аучатся:
управлять своими эмоциями,
употреблять в речи "волшебные"
слова
Как сохранить хорошее настроение. аучатся:
Как надо вести себя послеуроков.
организовывать себя после школы,
сохранять хорошеенастроение
Правила поведения в школе.
аучатся:
различать ситуации правильного/
неправильного поведения, выполнять
правила поведения в школе
Какие принципы питания нужно аучатся:
знать
выбирать качественные продукты.
Что нужно еще, чтобы
здоровым икрасивым

быть аучатся:
различать
вредные/полезные
здоровьяпривычки
олучат возможность научиться:

Презентация,
иллюстрации
Видеоряд,
иллюстрации
Мультфильм,
раздаточный
материал
Раздаточный
материал
Видеоряд

Презентация,
иллюстрации
Мультфильм

для

22

Вредные привычки.

1

23

Удивительные
превращения пирожка

1

24

Скелет - наша опора.

1

25

Осанка
спина!

1

26

Если
хочешь
быть 1
здоров
(правила
закаливания).

-

стройная

не следовать вредным для здоровья
привычкам
Что помогает не следовать вредным аучатся:
для здоровьяпривычкам.
различать
вредные/полезные
для
здоровьяпривычки
олучат возможность научиться:
не следовать вредным для здоровья
привычкам
Почему важно и необходимо аучатся:
регулярнопитаться
объяснять необходимость и важность
регулярногопитания
олучат возможность научиться:
соблюдать режим питания
Что помогает человеку укреплять
аучатся:
мышцы икости.
объяснять строение человека
олучат возможность научиться:
выполнять
упражнения
по
укреплению мышц и костей скелета
человека
Как сохранить правильную осанку. аучатся:
объяснять и определять по рисункам
правильную и неправильную осанку
человека
олучат возможность научиться:
правилам поддержания правильной
осанки
Как правильно закаливаться.
аучатся:
называть шесть признаков здорового
Какие
правила
поведения
на
и закаленного человека, правилам
водоемах нужно соблюдать,чтобы

Раздаточный
материал

Видеоряд,
иллюстрации

Иллюстрации,
презентация

Иллюстрации,
раздаточный
материал

Презентация

Правила
на воде.

безопасности

сохранить свое здоровье.

27

Из чего варят каши и 1
как
сделать
кашу
вкусной?

28

Плох обед если хлеба
нет

1

29

Русская игра "Городки"

1

30

Подвижные игры

1

31

Время есть булочки.

1

безопасного поведения на воде
олучат возможностьнаучиться:
выполнять правила долгожителей,
выполнять правила поведения на
водоемах
Видеоряд,
Завтрак - обязательный компонент
аучатся:
ежедневногоменю.
объяснять важность завтрака для раздаточный
человека
материал
олучат возможность научиться:
завтракать каждый день
Видеоряд,
Обед - обязательный компонент аучатся:
ежедневного рационапитания.
объяснять обязательность обеда в раздаточный
рационе человека
материал
олучат возможностьнаучиться:
соблюдать рацион человека, чтобы
сохранитьздоровье
Могут ли игры сохранить здоровье и аучатся:
Аудиоряд
укрепитьего.
играть в русскую народную
игру
"Городки"
олучат возможностьнаучиться:
играть в различные русские народные
игры
Могут ли игры сохранить здоровье и аучатся:
Аудиоряд
укрепитьего.
играть в новые подвижные игры
олучат возможность научиться:
играть в игры с друзьями и близкими
для
сохранения
и
укрепления
здоровья
Полдник
в
рационе
питания аучатся:
Видеоряд,

Путешествие по улице
Правильного питания

32

Пора ужинать

33

Доктора
(обобщение)

34

Скоро лето

человека.

1

Природы

1

1

применять изученные правила и
советы по укреплению и сохранению
Какие правила питания нужно здоровья в нестандартной ситуации
соблюдать,
чтобы
сохранить олучат возможностьнаучиться:
здоровье.
пользоваться
теоретическими
знаниями вжизни
Ужин в рационе питания человека. аучатся:
применять изученные правила и
Какие правила питания нужно
советы по укреплению и сохранению
соблюдать,
чтобы
сохранить
здоровья в нестандартной ситуации
здоровье.
олучат возможностьнаучиться:
пользоваться
теоретическими
знаниями вжизни
Какие правила
сбережения и аучатся:
укрепления здоровьязнаем
обобщать
знания
правил
по
укреплению и сохранению здоровья
олучат возможность научиться:
выполнять
правила
здорового
человека в повседневной жизни
Какие правила безопасности нужно Научатся:
применять
правила
соблюдать во время летнихканикул безопасного поведения на природе,
дома

раздаточный
материал

Видеоряд,
раздаточный
материал

Мультфильм,
раздаточный
материал

Раздаточный
материал


Наверх

Детская журналистика объединяет.

Детская журналистика объединяет. «Дети-детям. Живые письма» - переписка юных журналистов из разных городов!

Вот и подошел к логическому завершению масштабный всероссийский проект юных журналистов (г. Москва), в котором под руководством педагогов школьного медиахолдинга «Подсолнух» Крушинских Л.Ю. и Лапшиной Н.А.  приняли участие наши ребята.

Напомним, как это было. Проект начался еще в октябре 2023 года. Цель его – обмен почтовыми письмами между участниками студий детской журналистики, медиацентров. Зарегистрировано более 80 заявок по всей России. Наши ребята справлялись с редакционными заданиями наравне с норматипичными школьниками. А это: 1. Групповые творческие задания на тему журналистики, блогинга, медиажурналистики; 2. Написание индивидуальных писем, отправленных в одном конверте; 3. Оформление конверта по заданной тематике; 4. Съемка видеоролика. Лидия Юрьевна и Наталья Андреевна проводили увлекательные занятия с ребятами о появлении почтовой службы и ее истории, об истории почтовой марки, об эпистолярном этикете, многое узнали о профессии почтальона. Ребята нашего медиа-кружка отлично справились со всеми заданиями. Было очень весело писать письма, здорово отправлять по почте и получать письма, писать ответы.йте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».