1 класс Школа здоровья

1.

2. Пояснительнаязаписка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта начального общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью, где пробуждение в обучающихся
желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового
образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной
деятельности и общения рассматривается как важная и неотъемлемая
составная часть процесса образования детей младшего школьного возраста.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной
деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на
ступени начального общего образованияявляются:
 Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон об образовании»;
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
 Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования)»;
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения,
отдыха
и
оздоровления
детей
и
молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573);
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16
«Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.
35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID19)» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.07.2020г. № 58824;
 Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. №
270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной
организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам
на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории

Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от
27.10.2016 г. № 757-ПП).
Программа реализует спортивно-оздоровительное направление во
внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов. Она направлена на
формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение
знаний и навыков по гигиенической культуре.
Образовательными потребностями обучающихся с УО является, в
частности, углубление жизненных компетенций: знание потребностей
организма, правильной организации режима дня, представление о полезных
и вредных привычках, выбор поддерживающих здоровье моделей
поведения. Достижение личностных результатов достигается освоением
содержания внеурочной деятельности «Школаздоровья».

Актуальность программы
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему
здоровью с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения
здоровья детей чрезвычайно важна в связи с изменением стиля жизни
общества.
Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является
незнание детьми элементарных законов здоровой жизни, основных навыков
сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья
способствует значительному распространению в детской среде и различных
форм разрушительного поведения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Школа здоровья» нацелена на формирование у обучающихся
ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление
своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по
гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно
заниматься физическими упражнениями, на использование их в целях
досуга, отдыха.
Только наличие системы работы по формированию культуры
здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье
обучающихся в дальнейшем.
Цель программы:
Обучение детей способам и приемам сохранения и укрепления собственного
здоровья.
Задачи программы:
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного
здоровья;
- познакомить с элементарными навыками эмоциональной разгрузки
(релаксации);
- обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная
гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики
простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;
- обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
- привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, ис-

пользование носового платка при чихании и кашле и т. д.);
- сформировать навык осознанного выбора модели поведения, позволяющей
сохранять и укреплять здоровье;
- углубить знания о правилах личной гигиены, готовности самостоятельно
поддерживать своё здоровье
-учить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность
самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом с
учётом индивидуальных особенностей.
1.1. Результаты освоения программы
Результатом освоения программы является наличие компетенций как
умений, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья.
К таким компетенциям относятся понимание ценностей собственной жизни
и жизни окружающих людей, способность контролировать свою
деятельность, умение вовлекать эмоции в процесс деятельности,
исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и
ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья, умение проявлять
настойчивость при соблюдении здорового образа жизни, отношение к
правилам и нормам здорового образа жизни как указателям желательных
способов поведения, способность слушать других людей и принимать во
внимание то, что говорят, терпимость по отношению к различным стилям
жизни окружающих.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Школа здоровья» обучающиеся должны
знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных
заболеваний, передающихся воздушно-капельнымпутем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего
школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм
человека;
- основы рациональногопитания;
- правила оказания первойпомощи;
- способы сохранения и укрепленияздоровья;
- влияние здоровья на успешную учебнуюдеятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления
здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима
питания.

уметь:
- соблюдать индивидуальный режим дня;
- выполнять физические упражнения для развития физическихнавыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ,ОРВИ;
- заботиться о своемздоровье;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении,
обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечномударах;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненныхситуациях;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуациивыбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по
формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы
качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к
вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание
данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут
демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к
старшим,
доброта,
честность,
трудолюбие,
бережливость,
дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к
прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
1.2. Формыконтроля
Оценивание степени эффективности работы с учащимися с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно
через наблюдение за учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса,
собеседование учащихся и их родителей (законныхпредставителей).
Описание места программы «Школа здоровья» в учебном плане
В
учебном
плане
на изучение
программы
внеурочной
деятельности «Школа здоровья» в 1 -4 классах отводится по 34 часа (1 час в
неделю).

3. Содержательныйраздел
Календарно-тематическое планирование по предмету «Школа здоровья»
1 класс
№ Дата Тема урока

Кол-во Программное содержание
часов

1

Советы доктора Вода.

1

2

Друзья Вода и Мыло.

1

3

Глаза
главные
помощникичеловека.

1

4

Чтобы уши слышали.

1

5

Почему болят зубы.

1

Планируемый результат

Как заботиться о здоровье, чтобы не аучатся:
болеть
бережно
относиться
к
своему
здоровью (выполнять правила личной
гигиены, пить чистую воду)
Как заботиться об организме, чтобы аучатся:
не болеть. Как правильно следует бережно
относиться
к
своему
мыть руки и лицо.
здоровью (правильно мыть руки и
лицо)
Особенности организма. Как сберечь аучатся:
зрение.
определять, что полезно и что вредно
для
глаз,
относиться
к
одноклассникам, которые носят очки
внимательно и доброжелательно
Особенности организма. Как сберечь аучатся:
слух.
определять, что полезно и что вредно
для ушей, выполнять правила ухода за
ушами, чтобы сохранить слух
Особенности организма. Для чего
аучатся:
человекузубы.
правильно ухаживать за зубами,
чтобы сберечьих

Методическое
обеспечение
Иллюстрации,
раздаточный
материал
Иллюстрации,
памятка

Презентация

Аудио
ряд,
презентация

Иллюстрации,
презентация

6

Чтобы
зубы
здоровыми.

7

Как сохранить улыбку
красивой.

1

8

"Рабочие инструменты"
человека.

1

9

Зачем человеку кожа.

1

10

Надежная
организма.

1

11

Если кожа повреждена.

12

Питание - необходимое 1
условие для
жизни
человека.

Что и как нужно есть, чтобы расти
крепкими и здоровыми.

13

Если

Какие продукты наиболее полезныи аучатся:

хочешь

были

защита

1

1

быть 1

Особенности
организма.
сохранить зубыздоровыми.

Как аучатся:
бережно
относиться
к
зубам,
распознавать вредную и полезную
для зубов продуктыпитания
Особенности
организма.
Как аучатся:
сохранить улыбкукрасивой.
бережно
относиться
к
своему
здоровью (выполнять правила ухода
за зубами)
Особенности организма. Как помочь аучатся:
рукам и ногам быть быстрыми, называть "рабочие инструменты"
ловкими в движении, крепкими и человека, правилам личной гигиены
(правилам ухода за руками и ногами)
сильными.

Раздаточный
материал

Особенности организма.
ухода закожей.

Видеоряд

Правила аучатся:
рассказывать о значении кожи для
организма
человека,
правилам
содержания кожи в чистоте
Особенности организма. Правила аучатся:
ухода закожей.
рассказывать о правилах ухода за
кожей, выполнять правила личной
гигиены по уходу за кожей
Особенности организма. Первая аучатся:
помощь приповреждениях.
рассказывать о повреждениях кожи

Мультфильм

Презентация,
раздаточный
материал

Иллюстрации,
раздаточный
материал
Мультфильм

аучатся:
Иллюстрации,
называть
органы
пищеварения, раздаточный
распознавать вредные и полезные для материал
человека продукты питания
Презентация,

здоров
14

Здоровая пища для всей
семьи.

1

15

Самые
продукты

1

16

Сон лучшее лекарство.

1

17

Как настроение?

1

18

Я пришел из школы.

1

19

Я - ученик.

1

20

Как правильно есть

1

21

Вредные привычки.

1

полезные

необходимы человеку каждый день называть полезные для человека, видеоряд
выбирать полезные продуктыпитания
Как правильно питаться.
аучатся:
Мультфильм,
раздаточный
правилам здорового питания
материал
Какие продукты
Здоровячков.

едят

в

стране аучатся:
называть и объяснять полезные
/вредные продукты питания
Значение
сна
для
здоровья аучатся:
организма. Гигиенасна.
объяснять и выполнять правила
гигиенысна
Как сохранить хорошее настроение. аучатся:
управлять своими эмоциями,
употреблять в речи "волшебные"
слова
Как сохранить хорошее настроение. аучатся:
Как надо вести себя послеуроков.
организовывать себя после школы,
сохранять хорошеенастроение
Правила поведения в школе.
аучатся:
различать ситуации правильного/
неправильного поведения, выполнять
правила поведения в школе
Какие принципы питания нужно аучатся:
знать
выбирать качественные продукты.
Что нужно еще, чтобы
здоровым икрасивым

быть аучатся:
различать
вредные/полезные
здоровьяпривычки
олучат возможность научиться:

Презентация,
иллюстрации
Видеоряд,
иллюстрации
Мультфильм,
раздаточный
материал
Раздаточный
материал
Видеоряд

Презентация,
иллюстрации
Мультфильм

для

22

Вредные привычки.

1

23

Удивительные
превращения пирожка

1

24

Скелет - наша опора.

1

25

Осанка
спина!

1

26

Если
хочешь
быть 1
здоров
(правила
закаливания).

-

стройная

не следовать вредным для здоровья
привычкам
Что помогает не следовать вредным аучатся:
для здоровьяпривычкам.
различать
вредные/полезные
для
здоровьяпривычки
олучат возможность научиться:
не следовать вредным для здоровья
привычкам
Почему важно и необходимо аучатся:
регулярнопитаться
объяснять необходимость и важность
регулярногопитания
олучат возможность научиться:
соблюдать режим питания
Что помогает человеку укреплять
аучатся:
мышцы икости.
объяснять строение человека
олучат возможность научиться:
выполнять
упражнения
по
укреплению мышц и костей скелета
человека
Как сохранить правильную осанку. аучатся:
объяснять и определять по рисункам
правильную и неправильную осанку
человека
олучат возможность научиться:
правилам поддержания правильной
осанки
Как правильно закаливаться.
аучатся:
называть шесть признаков здорового
Какие
правила
поведения
на
и закаленного человека, правилам
водоемах нужно соблюдать,чтобы

Раздаточный
материал

Видеоряд,
иллюстрации

Иллюстрации,
презентация

Иллюстрации,
раздаточный
материал

Презентация

Правила
на воде.

безопасности

сохранить свое здоровье.

27

Из чего варят каши и 1
как
сделать
кашу
вкусной?

28

Плох обед если хлеба
нет

1

29

Русская игра "Городки"

1

30

Подвижные игры

1

31

Время есть булочки.

1

безопасного поведения на воде
олучат возможностьнаучиться:
выполнять правила долгожителей,
выполнять правила поведения на
водоемах
Видеоряд,
Завтрак - обязательный компонент
аучатся:
ежедневногоменю.
объяснять важность завтрака для раздаточный
человека
материал
олучат возможность научиться:
завтракать каждый день
Видеоряд,
Обед - обязательный компонент аучатся:
ежедневного рационапитания.
объяснять обязательность обеда в раздаточный
рационе человека
материал
олучат возможностьнаучиться:
соблюдать рацион человека, чтобы
сохранитьздоровье
Могут ли игры сохранить здоровье и аучатся:
Аудиоряд
укрепитьего.
играть в русскую народную
игру
"Городки"
олучат возможностьнаучиться:
играть в различные русские народные
игры
Могут ли игры сохранить здоровье и аучатся:
Аудиоряд
укрепитьего.
играть в новые подвижные игры
олучат возможность научиться:
играть в игры с друзьями и близкими
для
сохранения
и
укрепления
здоровья
Полдник
в
рационе
питания аучатся:
Видеоряд,

Путешествие по улице
Правильного питания

32

Пора ужинать

33

Доктора
(обобщение)

34

Скоро лето

человека.

1

Природы

1

1

применять изученные правила и
советы по укреплению и сохранению
Какие правила питания нужно здоровья в нестандартной ситуации
соблюдать,
чтобы
сохранить олучат возможностьнаучиться:
здоровье.
пользоваться
теоретическими
знаниями вжизни
Ужин в рационе питания человека. аучатся:
применять изученные правила и
Какие правила питания нужно
советы по укреплению и сохранению
соблюдать,
чтобы
сохранить
здоровья в нестандартной ситуации
здоровье.
олучат возможностьнаучиться:
пользоваться
теоретическими
знаниями вжизни
Какие правила
сбережения и аучатся:
укрепления здоровьязнаем
обобщать
знания
правил
по
укреплению и сохранению здоровья
олучат возможность научиться:
выполнять
правила
здорового
человека в повседневной жизни
Какие правила безопасности нужно Научатся:
применять
правила
соблюдать во время летнихканикул безопасного поведения на природе,
дома

раздаточный
материал

Видеоряд,
раздаточный
материал

Мультфильм,
раздаточный
материал

Раздаточный
материал


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».