2 класс Школа здоровья

1. Пояснительнаязаписка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта начального общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью, где пробуждение в обучающихся
желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового
образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной
деятельности и общения рассматривается как важная и неотъемлемая
составная часть процесса образования детей младшего школьного возраста.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной
деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на
ступени начального общего образования являются:
Нормативно-правовой основой для разработки рабочей программы
являются следующие документы:
 Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон об образовании»;
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
 Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования)»;
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения,
отдыха
и
оздоровления
детей
и
молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573);
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16
«Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.
35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID19)» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.07.2020г. № 58824;
 Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. №
270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной
организации и родителей (законных представителей) обучающихся,

нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам
на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории
Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от
27.10.2016 г. № 757-ПП).
Программа реализует спортивно-оздоровительное направление во
внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов. Она направлена на
формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение
знаний и навыков по гигиенической культуре.
Образовательными потребностями обучающихся с УО является, в
частности, углубление жизненных компетенций: знание потребностей
организма, правильной организации режима дня, представление о полезных
и вредных привычках, выбор поддерживающих здоровье моделей
поведения. Достижение личностных результатов достигается освоением
содержания внеурочной деятельности «Школаздоровья».

Актуальность программы
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему
здоровью с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения
здоровья детей чрезвычайно важна в связи с изменением стиля жизни
общества.
Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является
незнание детьми элементарных законов здоровой жизни, основных навыков
сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья
способствует значительному распространению в детской среде и различных
форм разрушительного поведения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Школа здоровья» нацелена на формирование у обучающихся
ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление
своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по
гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно
заниматься физическими упражнениями, на использование их в целях
досуга, отдыха.
Только наличие системы работы по формированию культуры
здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье
обучающихся в дальнейшем.
Цель программы:
Обучение детей способам и приемам сохранения и укрепления собственного
здоровья.
Задачи программы:
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного
здоровья;
- познакомить с элементарными навыками эмоциональной разгрузки
(релаксации);
- обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости,самомассаж;
- обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах,укусах;
- привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук,ис-

пользование носового платка при чихании и кашле и т. д.);
- сформировать навык осознанного выбора модели поведения, позволяющей
сохранять и укреплятьздоровье;
- углубить знания о правилах личной гигиены, готовности самостоятельно
поддерживать своё здоровье
-учить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность
самостоятельно поддерживать своёздоровье;
-развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом с
учётом индивидуальныхособенностей.
1.1. Результаты освоенияпрограммы
Результатом освоения программы является наличие компетенций как
умений, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья.
К таким компетенциям относятся понимание ценностей собственной жизни
и жизни окружающих людей, способность контролировать свою
деятельность, умение вовлекать эмоции в процесс деятельности,
исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и
ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья, умение проявлять
настойчивость при соблюдении здорового образа жизни, отношение к
правилам и нормам здорового образа жизни как указателям желательных
способов поведения, способность слушать других людей и принимать во
внимание то, что говорят, терпимость по отношению к различным стилям
жизни окружающих.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Школа здоровья» обучающиеся должны
знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных
заболеваний, передающихся воздушно-капельнымпутем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего
школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм
человека;
- основы рациональногопитания;
- правила оказания первойпомощи;
- способы сохранения и укрепленияздоровья;
- влияние здоровья на успешную учебнуюдеятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления
здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима
питания.

уметь:
- соблюдать индивидуальный режим дня;
- выполнять физические упражнения для развития физическихнавыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ,ОРВИ;
- заботиться о своемздоровье;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении,
обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечномударах;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненныхситуациях;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуациивыбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по
формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы
качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к
вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание
данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут
демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к
старшим,
доброта,
честность,
трудолюбие,
бережливость,
дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к
прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
1.2. Формыконтроля
Оценивание степени эффективности работы с учащимися с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно
через наблюдение за учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса,
собеседование учащихся и их родителей (законныхпредставителей).
Описание места программы «Школа здоровья» в учебном плане
В
учебном
плане
на
изучение
программы
внеурочной
деятельности «Школа здоровья» в 1 -4 классах отводится по 34 часа (1 час в
неделю).

2. Содержательныйраздел
Календарно-тематическое планирование по предмету «Школа здоровья»
2 класс
№ Дата Тема урока

Кол-во Программное содержание
часов

Планируемый результат

Методическое
обеспечение

1

Причины болезни.

1

Иллюстрации,
Слово учителя. Обсуждение цели аучатся:
занятий
в
«Школе
здоровья». бережно
относиться
к
своему раздаточный
Анализ
стихотворения. здоровью, использовать полученные
материал
Оздоровительная
минутка. знания в повседневной жизни
Обсуждение пословиц оздоровье

2

Признаки болезни.

1

Иллюстрации,
Анализ ситуации в стихотворении аучатся:
С.
Михалкова
«Грипп». бережно
относиться
к
своему памятка
Оздоровительная минутка. Игра – здоровью (правильно мыть руки и
соревнование «Кто больше знает?». лицо),
выполнять
профилактику
Практическая
работа
по
вирусных заболеваний
составлению правил «Как помочь
больному?»

3

Как здоровье?

1

Презентация
Игра- соревнование «Кто больше аучатся:
знает?». Тест «Твоё здоровье», определять,
состояние
своего
Оздоровительная
минутка. здоровья,
признаки
некоторых
Практическая работа «Помоги себе заболеваний,
возникающих
при
сам».
неправильном образе жизни

4

Как организм помогает
себе.

1

Аудио
Повторение
причин
болезни. аучатся:
Рассказ
учителя.
Режим
дня.определять
правильность
своего презентация
Оздоровительная
минутка. Тест режима дня, корректировать его для
«Умеешь ли ты готовить уроки?». улучшения качества жизни

ряд,

Составление
памятки
правильно готовитьуроки».

«Как

5

Здоровый образ жизни.

1

Иллюстрации,
Встреча с докторами Здоровья. аучатся:
Повторение
правил.
Анализ правильно организовывать режим презентация
ситуации. Игра «Вставь словечко». дня,
уделять
нужное
время
Оздоровительная минутка. Мудрые нахождению на свежемвоздухе
слова доктора Свежий Воздух.

6

Какие врачи нас лечат.

1

Повторение
составляющих аучатся:
здорового образа жизни. Беседа по уважительно
теме. Оздоровительная минутка. осознавать
Анализ
ситуации.
Самоанализ посещения
здоровья.

7

Инфекционные
болезни.

1

Игра – соревнование «Кто больше аучатся:
Мультфильм
знает?». Оздоровительная минутка. бережно
относиться
к
своему
Анализ ситуации в стихотворении здоровью (правильно мыть руки),
С.
Михалкова
«Поднялась определять
симптомы
болезни,
температура…»
порядок действий при болезни

8

Прививки от болезней.

1

Рассказ учителя. Анализ ситуации в
стихотворении
С.Михалкова
«Прививка».
Оздоровительная
минутка. Игра «Полезно –вредно».

9

Какие лекарства
выбираем.

мы

1

аучатся:
понимать значение прививок для
здоровья, относиться к прививкам как
к
необходимой
составляющей
здоровья
Игра «Кто больше знает?»Беседа аучатся:
«Из чего получают лекарства».рассказывать о значении лекарств для
Словарная
работа. поддержания
здоровья, правилам
Оздоровительная минутка. Анализ содержания кожи в чистоте
ситуации
в
Михалкова.

10

Домашняя аптечка.

1

Раздаточный
относиться коврачам, материал
необходимость
их

стихотворении

Презентация,
раздаточный
материал
Видеоряд

С.

Игра «Светофор здоровья». Анализ аучатся:
ситуации.
Работа
над понимать

опасность

Иллюстрации,
пользования раздаточный

стихотворением С. Михалкова «Длялекарствами из домашней аптечки
больного человека…» Аптека дома.
Оздоровительная
минутка.
Это
полезно знать!

материал

Мультфильм

11

Отравление
лекарствами.

1

Повторение
признаков аучатся:
лекарственного
отравления. рассказывать о повреждениях кожи
Рассказ учителя. Оздоровительная
минутка.
Признаки
пищевого
отравления. Первая помощь при
отравлениях.

12

Пищевые отравления.

1

Иллюстрации,
Повторение правил поведения при аучатся:
пищевом отравлении. Беседа по называть
органы
пищеварения, раздаточный
теме.
Анализ
ситуации
в распознавать вредные и полезные для
материал
стихотворении С. Михалкова
человека продукты питания
«Забыла
Таня
про
обед…»
Оздоровительная
минутка.
Признаки
солнечного
ожога.
Практическая работа «Помоги себе
сам!»

13

Если солнечно и жарко.

1

Познакомить
с
понятием аучатся:
Презентация,
«солнечный
удар».
Как называть и выбирать полезные для
видеоряд
предохранить
свою
кожу
от человека продуктыпитания
солнечных ожогов, а организм от олучат возможность научиться:
теплового удара. Первая помощь выбирать
полезные
продукты
при ожогах и тепловом ударе. Как питания
правильно одеваться в жаркое время
года.

14

Если на улице дождь и
гроза.

1

Повторение правил. Беседа по аучатся:
картине К. Маковского «Дети, правилам здорового питания
бегущие
от
грозы». Правила
олучат возможность научиться:
поведения
при
грозе.

Мультфильм,
раздаточный

Оздоровительная минутка. Помоги выполнять Золотые правила питания
себе сам!

15

Опасность
доме.

16

Как вести
улице.

17

Вода – наш друг.

18

в

нашем

себя

Как
уберечься
мороза.

на

от

материал

1

Презентация,
Рассказ учителя. Анализ ситуации в аучатся:
стихотворении Э. Успенского «Мама называть и объяснять полезные иллюстрации
приходит с работы…» Правила /вредные продукты питания
безопасного поведения в доме.
олучат возможность научиться:
Оздоровительная минутка. Игра
выбирать полезные продукты питания
«Светофор здоровья».

1

Видеоряд,
Рассказ учителя. Правило аучатся:
перехода улицы в местах, где нет называть лучшее лекарство для иллюстрации
светофора.
Игра
«Светофор человека
здоровья».
Оздоровительная
олучат возможность научиться:
минутка.
Анализ
ситуации.
Заучивание
слов.
Правила объяснять и выполнять правила
безопасности
поведения
в гигиенысна
транспорте.

1

Встреча с доктором Вода. Правила аучатся:
Мультфильм,
поведения на воде. Обсуждения управлять своими эмоциями,
раздаточный
стихотворения
И.
Емельянова. употреблять в речи "волшебные"
материал
Оздоровительная минутка. Игра
слова
«Светофор
здоровья».
Когда
олучат возможность научиться:
опасность рядом.

1

следить за речью, доброжелательно
относиться к друзьям и близким,
дружить
Раздаточный
Работа с отрывком из сказки С. аучатся:
Михалкова «Мороз и морозец». организовывать себя после школы
материал
Признаки
обморожения.
олучат возможность научиться:
Оздоровительная
минутка.
сохранять хорошее настроение
Составление правил.Игра
«Полезно – вредно».

19

Чтобы
огонь
причинил вреда.

не

1

Повторение правил поведения на аучатся:
Видеоряд
воде. Беседа «Чем опасен огонь?» различать
ситуации правильного/
Игра
«Светофор
здоровья».неправильногоповедения
Обсуждение
ситуаций.
олучат возможность научиться:
Оздоровительная минутка. Правила
выполнять правила поведения в
поведения при пожаре в доме.
Практическая
работа
«План школе
эвакуации припожаре».

20

Чем
опасен
электрический ток.

1

Повторение правил поведения при аучатся:
пожаре в доме. Рассказ учителя. выбирать качественные продукты.
Словарная работа. Первая помощь
олучат возможность научиться:
пострадавшему.
Оздоровительная
определять количество потребляемой
минутка.
Игра
«Светофор
пищи.
здоровья».

21

Травмы.

1

22

Укусы насекомых.

1

23

Что мы знаем про собак
и кошек.

1

Виды
травм.
Оказание
первой аучатся:
помощи при порезах, ушибах, различать
вредные/полезные
переломах (практическая работа в здоровьяпривычки
парах). Оздоровительная минутка.
олучат возможность научиться:
Заучивание слов.

Презентация,
иллюстрации

Мультфильм
для

не следовать вредным для здоровья
привычкам
Раздаточный
Беседа по теме. Анализ ситуации в аучатся:
стихотворении С. Михалкова
различать вредные/полезные для материал
«Вдруг какой – то страшный здоровьяпривычки
зверь…»
Признаки
аллергии.
олучат возможность научиться:
Помоги себе сам. Оздоровительная
минутка.
Словарная
работа. не следовать вредным для здоровья
привычкам
Заучивание слов.
Беседа о домашних животных. аучатся:
Обсуждение
стихотворения. объяснять необходимость и важность
Правила обращения с животными. регулярногопитания
Оздоровительная
минутка.

олучат возможность научиться:

Видеоряд,
иллюстрации

Составление
интересно!

правил.

Это соблюдать режим питания

24

Отравление ядовитыми
веществами.

1

Иллюстрации,
Виды
отравлений.
Игра
– аучатся:
соревнование «Кто больше знает?» объяснять строение человека
презентация
Рассказ учителя. Оздоровительная
олучат возможность научиться:
минутка.
Игра
«Светофор
упражнения
по
здоровья» Признаки отравления выполнять
ядовитыми веществами. Словарная укреплению мышц и костей скелета
работа.
Первая
помощь
при человека
отравлениях.

25

Отравление
газом.

1

Иллюстрации,
Беседа по теме. Заучивание слов. аучатся:
Оздоровительная
минутка. объяснять и определять по рисункам раздаточный
Признаки
отравления
угарным правильную и неправильную осанку
материал
газом.
Помоги
себе
сам человека
(составление правил). Игра «Вставь
олучат возможность научиться:
пропущенныеслова».

угарным

26

Как помочь себе при
тепловом ударе.

27

Растяжение связок
вывихкостей.

1

и

1

правилам поддержания правильной
осанки
Рассказ
учителя.
Признаки аучатся:
теплового удара. Оздоровительная называть шесть признаков здорового
минутка. Помоги себе сам! Игра
и закаленного человека, правилам
«Светофор здоровья».
безопасного поведения наводе
олучат возможность научиться:
выполнять правила долгожителей,
выполнять правила поведения на
водоемах
Повторение
«Какие
бывают аучатся:
травмы».
Рассказ
учителя. объяснять важность завтрака для
Признаки растяжения свяок и человека
вывиха костей. Оздоровительная
олучат возможность научиться:
минутка. Практическая работав
завтракать каждый день

Презентация

Видеоряд,
раздаточный
материал

группах.

28

Переломы.

29

Если ты ушибся
порезался.

30

Расти здоровым

1

31

Если в глаз, ухо, нос или
горло попало постороннее
тело.

1

32

Укус змеи, кошки, собаки

1

1

или

1

Видеоряд,
обеда в раздаточный
материал
олучат возможностьнаучиться:
соблюдать рацион человека, чтобы
сохранитьздоровье
Анализ ситуации в стихотворении аучатся:
Аудиоряд
С.
Михалкова
«Таня
пальчик играть в русскую народную игру
наколола…»
Оздоровительная "Городки"
минутка.
Помоги
себе
сам!
олучат возможностьнаучиться:
Словарная работа. Практическая
играть в различные русские народные
работа впарах.
игры
Значимость
регулярного аучатся:
Аудиоряд
правильного
питания.
Правила играть в новые подвижные игры
безопасного поведения в природе, олучат возможность научиться:
социуме. Роль физических упражнений
играть в игры с друзьями и близкими
для здоровья человека. Режим дня –
для
сохранения
и
укрепления
нужно ли егособлюдать.
здоровья
Знакомство с тем, как правильно аучатся:
Видеоряд,
себя вести, если крошка от пищевых применять изученные правила и раздаточный
продуктов попала в горло. Что советы по укреплению и сохранению материал
необходимо предпринять в случае здоровья в нестандартной ситуации
попадания инородного тела в ухо. олучат возможностьнаучиться:
Как обезопасить себя от того, чтобы пользоваться
теоретическими
инородные тела не попадали в глаза, знаниями вжизни
ухо, горло инос.
Виды переломов. Знакомство с аучатся:
правилами.
Оздоровительная объяснять обязательность
минутка. Практическая работа в рационе человека
парах.

Актуализация знаний детей о аучатся:
змеях,
ящерицах
и
ужах.
Их применять

изученные

правила

Видеоряд,
и раздаточный

отличительные свойства. Выяснить советы по укреплению и сохранению
знания детей о том, в каких сказках и здоровья в нестандартной ситуации
других литературных произведениях олучат возможность научиться:
упоминаются змеи.

или насекомых.

Поведение змей. В каких случаях
змеи становятсяопасными.

пользоваться
знаниями в жизни

материал

теоретическими

Признаки укуса змеи.

33

Воспитай себя.

1

Мультфильм,
Анализ
примеров
поведения аучатся:
литературных героев Е. Пермяка и В. обобщать
знания
правил
по раздаточный
Осеевой в различных жизненных укреплению и сохранению здоровья
материал
ситуациях, связанных с культурой олучат возможность научиться:
здорового и безопасного образа жизни. выполнять
правила
здорового
Конкурс рисунков и фотоколлажей о человека в повседневной жизни
здоровом образе жизни.

34

Я выбираю движение.
Обобщающий урок.

1

Урок – праздник «В путь дорогу Научатся:
применять
правила Раздаточный
собирайтесь,
за
здоровьем активного образа жизни напрактике
материал
отправляйтесь!» Беседа о формах

поддержания
собственного
здоровья, о различных видахспорта.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».