1. Пояснительнаязаписка Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, где пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения рассматривается как важная и неотъемлемая составная часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются: Нормативно-правовой основой для разработки рабочей программы являются следующие документы: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании»; Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)»; Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573); Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID19)» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.07.2020г. № 58824; Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757-ПП). Программа реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов. Она направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Образовательными потребностями обучающихся с УО является, в частности, углубление жизненных компетенций: знание потребностей организма, правильной организации режима дня, представление о полезных и вредных привычках, выбор поддерживающих здоровье моделей поведения. Достижение личностных результатов достигается освоением содержания внеурочной деятельности «Школаздоровья». Актуальность программы Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с изменением стиля жизни общества. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является незнание детьми элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа здоровья» нацелена на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, на использование их в целях досуга, отдыха. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем. Цель программы: Обучение детей способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья. Задачи программы: - развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; - познакомить с элементарными навыками эмоциональной разгрузки (релаксации); - обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости,самомассаж; - обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах,укусах; - привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук,ис- пользование носового платка при чихании и кашле и т. д.); - сформировать навык осознанного выбора модели поведения, позволяющей сохранять и укреплятьздоровье; - углубить знания о правилах личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье -учить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать своёздоровье; -развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом с учётом индивидуальныхособенностей. 1.1. Результаты освоенияпрограммы Результатом освоения программы является наличие компетенций как умений, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья. К таким компетенциям относятся понимание ценностей собственной жизни и жизни окружающих людей, способность контролировать свою деятельность, умение вовлекать эмоции в процесс деятельности, исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья, умение проявлять настойчивость при соблюдении здорового образа жизни, отношение к правилам и нормам здорового образа жизни как указателям желательных способов поведения, способность слушать других людей и принимать во внимание то, что говорят, терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Школа здоровья» обучающиеся должны знать: - основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельнымпутем; - особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника; - особенности воздействия двигательной активности на организм человека; - основы рациональногопитания; - правила оказания первойпомощи; - способы сохранения и укрепленияздоровья; - влияние здоровья на успешную учебнуюдеятельность; - значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; - знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания. уметь: - соблюдать индивидуальный режим дня; - выполнять физические упражнения для развития физическихнавыков; - различать “полезные” и “вредные” продукты; - использовать средства профилактики ОРЗ,ОРВИ; - заботиться о своемздоровье; - оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечномударах; - адекватно оценивать своё поведение в жизненныхситуациях; - отстаивать свою нравственную позицию в ситуациивыбора. В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким. 1.2. Формыконтроля Оценивание степени эффективности работы с учащимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно через наблюдение за учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса, собеседование учащихся и их родителей (законныхпредставителей). Описание места программы «Школа здоровья» в учебном плане В учебном плане на изучение программы внеурочной деятельности «Школа здоровья» в 1 -4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю). 2. Содержательныйраздел Календарно-тематическое планирование по предмету «Школа здоровья» 2 класс № Дата Тема урока Кол-во Программное содержание часов Планируемый результат Методическое обеспечение 1 Причины болезни. 1 Иллюстрации, Слово учителя. Обсуждение цели аучатся: занятий в «Школе здоровья». бережно относиться к своему раздаточный Анализ стихотворения. здоровью, использовать полученные материал Оздоровительная минутка. знания в повседневной жизни Обсуждение пословиц оздоровье 2 Признаки болезни. 1 Иллюстрации, Анализ ситуации в стихотворении аучатся: С. Михалкова «Грипп». бережно относиться к своему памятка Оздоровительная минутка. Игра – здоровью (правильно мыть руки и соревнование «Кто больше знает?». лицо), выполнять профилактику Практическая работа по вирусных заболеваний составлению правил «Как помочь больному?» 3 Как здоровье? 1 Презентация Игра- соревнование «Кто больше аучатся: знает?». Тест «Твоё здоровье», определять, состояние своего Оздоровительная минутка. здоровья, признаки некоторых Практическая работа «Помоги себе заболеваний, возникающих при сам». неправильном образе жизни 4 Как организм помогает себе. 1 Аудио Повторение причин болезни. аучатся: Рассказ учителя. Режим дня.определять правильность своего презентация Оздоровительная минутка. Тест режима дня, корректировать его для «Умеешь ли ты готовить уроки?». улучшения качества жизни ряд, Составление памятки правильно готовитьуроки». «Как 5 Здоровый образ жизни. 1 Иллюстрации, Встреча с докторами Здоровья. аучатся: Повторение правил. Анализ правильно организовывать режим презентация ситуации. Игра «Вставь словечко». дня, уделять нужное время Оздоровительная минутка. Мудрые нахождению на свежемвоздухе слова доктора Свежий Воздух. 6 Какие врачи нас лечат. 1 Повторение составляющих аучатся: здорового образа жизни. Беседа по уважительно теме. Оздоровительная минутка. осознавать Анализ ситуации. Самоанализ посещения здоровья. 7 Инфекционные болезни. 1 Игра – соревнование «Кто больше аучатся: Мультфильм знает?». Оздоровительная минутка. бережно относиться к своему Анализ ситуации в стихотворении здоровью (правильно мыть руки), С. Михалкова «Поднялась определять симптомы болезни, температура…» порядок действий при болезни 8 Прививки от болезней. 1 Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно –вредно». 9 Какие лекарства выбираем. мы 1 аучатся: понимать значение прививок для здоровья, относиться к прививкам как к необходимой составляющей здоровья Игра «Кто больше знает?»Беседа аучатся: «Из чего получают лекарства».рассказывать о значении лекарств для Словарная работа. поддержания здоровья, правилам Оздоровительная минутка. Анализ содержания кожи в чистоте ситуации в Михалкова. 10 Домашняя аптечка. 1 Раздаточный относиться коврачам, материал необходимость их стихотворении Презентация, раздаточный материал Видеоряд С. Игра «Светофор здоровья». Анализ аучатся: ситуации. Работа над понимать опасность Иллюстрации, пользования раздаточный стихотворением С. Михалкова «Длялекарствами из домашней аптечки больного человека…» Аптека дома. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! материал Мультфильм 11 Отравление лекарствами. 1 Повторение признаков аучатся: лекарственного отравления. рассказывать о повреждениях кожи Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях. 12 Пищевые отравления. 1 Иллюстрации, Повторение правил поведения при аучатся: пищевом отравлении. Беседа по называть органы пищеварения, раздаточный теме. Анализ ситуации в распознавать вредные и полезные для материал стихотворении С. Михалкова человека продукты питания «Забыла Таня про обед…» Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!» 13 Если солнечно и жарко. 1 Познакомить с понятием аучатся: Презентация, «солнечный удар». Как называть и выбирать полезные для видеоряд предохранить свою кожу от человека продуктыпитания солнечных ожогов, а организм от олучат возможность научиться: теплового удара. Первая помощь выбирать полезные продукты при ожогах и тепловом ударе. Как питания правильно одеваться в жаркое время года. 14 Если на улице дождь и гроза. 1 Повторение правил. Беседа по аучатся: картине К. Маковского «Дети, правилам здорового питания бегущие от грозы». Правила олучат возможность научиться: поведения при грозе. Мультфильм, раздаточный Оздоровительная минутка. Помоги выполнять Золотые правила питания себе сам! 15 Опасность доме. 16 Как вести улице. 17 Вода – наш друг. 18 в нашем себя Как уберечься мороза. на от материал 1 Презентация, Рассказ учителя. Анализ ситуации в аучатся: стихотворении Э. Успенского «Мама называть и объяснять полезные иллюстрации приходит с работы…» Правила /вредные продукты питания безопасного поведения в доме. олучат возможность научиться: Оздоровительная минутка. Игра выбирать полезные продукты питания «Светофор здоровья». 1 Видеоряд, Рассказ учителя. Правило аучатся: перехода улицы в местах, где нет называть лучшее лекарство для иллюстрации светофора. Игра «Светофор человека здоровья». Оздоровительная олучат возможность научиться: минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила объяснять и выполнять правила безопасности поведения в гигиенысна транспорте. 1 Встреча с доктором Вода. Правила аучатся: Мультфильм, поведения на воде. Обсуждения управлять своими эмоциями, раздаточный стихотворения И. Емельянова. употреблять в речи "волшебные" материал Оздоровительная минутка. Игра слова «Светофор здоровья». Когда олучат возможность научиться: опасность рядом. 1 следить за речью, доброжелательно относиться к друзьям и близким, дружить Раздаточный Работа с отрывком из сказки С. аучатся: Михалкова «Мороз и морозец». организовывать себя после школы материал Признаки обморожения. олучат возможность научиться: Оздоровительная минутка. сохранять хорошее настроение Составление правил.Игра «Полезно – вредно». 19 Чтобы огонь причинил вреда. не 1 Повторение правил поведения на аучатся: Видеоряд воде. Беседа «Чем опасен огонь?» различать ситуации правильного/ Игра «Светофор здоровья».неправильногоповедения Обсуждение ситуаций. олучат возможность научиться: Оздоровительная минутка. Правила выполнять правила поведения в поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План школе эвакуации припожаре». 20 Чем опасен электрический ток. 1 Повторение правил поведения при аучатся: пожаре в доме. Рассказ учителя. выбирать качественные продукты. Словарная работа. Первая помощь олучат возможность научиться: пострадавшему. Оздоровительная определять количество потребляемой минутка. Игра «Светофор пищи. здоровья». 21 Травмы. 1 22 Укусы насекомых. 1 23 Что мы знаем про собак и кошек. 1 Виды травм. Оказание первой аучатся: помощи при порезах, ушибах, различать вредные/полезные переломах (практическая работа в здоровьяпривычки парах). Оздоровительная минутка. олучат возможность научиться: Заучивание слов. Презентация, иллюстрации Мультфильм для не следовать вредным для здоровья привычкам Раздаточный Беседа по теме. Анализ ситуации в аучатся: стихотворении С. Михалкова различать вредные/полезные для материал «Вдруг какой – то страшный здоровьяпривычки зверь…» Признаки аллергии. олучат возможность научиться: Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. не следовать вредным для здоровья привычкам Заучивание слов. Беседа о домашних животных. аучатся: Обсуждение стихотворения. объяснять необходимость и важность Правила обращения с животными. регулярногопитания Оздоровительная минутка. олучат возможность научиться: Видеоряд, иллюстрации Составление интересно! правил. Это соблюдать режим питания 24 Отравление ядовитыми веществами. 1 Иллюстрации, Виды отравлений. Игра – аучатся: соревнование «Кто больше знает?» объяснять строение человека презентация Рассказ учителя. Оздоровительная олучат возможность научиться: минутка. Игра «Светофор упражнения по здоровья» Признаки отравления выполнять ядовитыми веществами. Словарная укреплению мышц и костей скелета работа. Первая помощь при человека отравлениях. 25 Отравление газом. 1 Иллюстрации, Беседа по теме. Заучивание слов. аучатся: Оздоровительная минутка. объяснять и определять по рисункам раздаточный Признаки отравления угарным правильную и неправильную осанку материал газом. Помоги себе сам человека (составление правил). Игра «Вставь олучат возможность научиться: пропущенныеслова». угарным 26 Как помочь себе при тепловом ударе. 27 Растяжение связок вывихкостей. 1 и 1 правилам поддержания правильной осанки Рассказ учителя. Признаки аучатся: теплового удара. Оздоровительная называть шесть признаков здорового минутка. Помоги себе сам! Игра и закаленного человека, правилам «Светофор здоровья». безопасного поведения наводе олучат возможность научиться: выполнять правила долгожителей, выполнять правила поведения на водоемах Повторение «Какие бывают аучатся: травмы». Рассказ учителя. объяснять важность завтрака для Признаки растяжения свяок и человека вывиха костей. Оздоровительная олучат возможность научиться: минутка. Практическая работав завтракать каждый день Презентация Видеоряд, раздаточный материал группах. 28 Переломы. 29 Если ты ушибся порезался. 30 Расти здоровым 1 31 Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело. 1 32 Укус змеи, кошки, собаки 1 1 или 1 Видеоряд, обеда в раздаточный материал олучат возможностьнаучиться: соблюдать рацион человека, чтобы сохранитьздоровье Анализ ситуации в стихотворении аучатся: Аудиоряд С. Михалкова «Таня пальчик играть в русскую народную игру наколола…» Оздоровительная "Городки" минутка. Помоги себе сам! олучат возможностьнаучиться: Словарная работа. Практическая играть в различные русские народные работа впарах. игры Значимость регулярного аучатся: Аудиоряд правильного питания. Правила играть в новые подвижные игры безопасного поведения в природе, олучат возможность научиться: социуме. Роль физических упражнений играть в игры с друзьями и близкими для здоровья человека. Режим дня – для сохранения и укрепления нужно ли егособлюдать. здоровья Знакомство с тем, как правильно аучатся: Видеоряд, себя вести, если крошка от пищевых применять изученные правила и раздаточный продуктов попала в горло. Что советы по укреплению и сохранению материал необходимо предпринять в случае здоровья в нестандартной ситуации попадания инородного тела в ухо. олучат возможностьнаучиться: Как обезопасить себя от того, чтобы пользоваться теоретическими инородные тела не попадали в глаза, знаниями вжизни ухо, горло инос. Виды переломов. Знакомство с аучатся: правилами. Оздоровительная объяснять обязательность минутка. Практическая работа в рационе человека парах. Актуализация знаний детей о аучатся: змеях, ящерицах и ужах. Их применять изученные правила Видеоряд, и раздаточный отличительные свойства. Выяснить советы по укреплению и сохранению знания детей о том, в каких сказках и здоровья в нестандартной ситуации других литературных произведениях олучат возможность научиться: упоминаются змеи. или насекомых. Поведение змей. В каких случаях змеи становятсяопасными. пользоваться знаниями в жизни материал теоретическими Признаки укуса змеи. 33 Воспитай себя. 1 Мультфильм, Анализ примеров поведения аучатся: литературных героев Е. Пермяка и В. обобщать знания правил по раздаточный Осеевой в различных жизненных укреплению и сохранению здоровья материал ситуациях, связанных с культурой олучат возможность научиться: здорового и безопасного образа жизни. выполнять правила здорового Конкурс рисунков и фотоколлажей о человека в повседневной жизни здоровом образе жизни. 34 Я выбираю движение. Обобщающий урок. 1 Урок – праздник «В путь дорогу Научатся: применять правила Раздаточный собирайтесь, за здоровьем активного образа жизни напрактике материал отправляйтесь!» Беседа о формах поддержания собственного здоровья, о различных видахспорта.