4 класс Школа здоровья

1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта начального общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью, где пробуждение в обучающихся
желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового
образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной
деятельности и общения рассматривается как важная и неотъемлемая
составная часть процесса образования детей младшего школьного возраста.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной
деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на
ступени начального общего образования являются:
 Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон об образовании»;
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
 Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования)»;
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения,
отдыха
и
оздоровления
детей
и
молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573);
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16
«Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.
35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID19)» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.07.2020г. № 58824;
 Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. №
270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной

организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам
на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории
Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от
27.10.2016 г. № 757-ПП).
Программа реализует спортивно-оздоровительное направление во
внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов. Она направлена на
формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение
знаний и навыков по гигиенической культуре.
Образовательными потребностями обучающихся с YO является, в
частности, углубление жизненных компетенций: знание потребностей
организма, правильной организации режима дня, представление о полезных
и вредных привычках, выбор поддерживающих здоровье моделей
поведения. Достижение личностных результатов достигается освоением
содержания внеурочной деятельности «Школа здоровья».

Актуальность программы
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению — это обучение школьников бережному отношению к своему
здоровью с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения
здоровья детей чрезвычайно важна в связи с изменением стиля жизни
общества.
Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является
незнание детьми элементарных законов здоровой жизни, основных навыков
сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья
способствует значительному распространению в детской среде и различных
форм разрушительного поведения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Школа здоровья» нацелена на формирование у обучающихся
ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление
своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по
гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно
заниматься физическими упражнениями, на использование их в целях
досуга, отдыха.
Только наличие системы работы по формированию культуры
здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье
обучающихся в дальнейшем.
Цель программы:
Обучение детей способам и приемам сохранения и укрепления собственного
здоровья.
Задачи программы:
- Развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении
собственного здоровья;
- познакомить с элементарными навыками эмоциональной разгрузки
(релаксации);
- обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная
гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики
простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;
- обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской
помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, иc

пользование носового платка при чихании и кашле и т. д.);
- сформировать навык осознанного выбора модели поведения, позволяющей
сохранять и укреплять здоровье;
- углубить знания о правилах личной гигиены, готовности самостоятельно
поддерживать своё здоровье
-учить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность
самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-развивать потребность в занятиях физической
учётом индивидуальных особенностей.

культурой и спортом с

1.1. Результаты освоения программы
Результатом освоения программы является наличие компетенций как
умений, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья.
К таким компетенциям относятся понимание ценностей собственной жизни
и жизни окружающих людей, способность контролировать свою
деятельность, умение вовлекать эмоции в процесс деятельности,
исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и
ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья, умение проявлять
настойчивость при соблюдении здорового образа жизни, отношение к
правилам и нормам здорового образа жизни как указателям желательных
способов поведения, способность слушать других людей и принимать во
внимание то, что говорят, терпимость по отношению к различным стилям
жизни окружающих.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Школа здоровья» обучающиеся должны
знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных
заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего
ШКОЬНИКd;

- особенности воздействия двигательной активности на организм
человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепления здоровья;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления
ЗДО]ЭОВЬЯ;

- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима

уметь:
- соблюдать индивидуальный режим дня;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики OP3,ОРВИ;
- заботиться о своем здоровье;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении,
обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по
формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы
качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к
вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание
данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут
демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к
старшим,
доброта,
честность,
трудолюбие,
бережливость,
дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к
прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Оценивание степени эффективности работы с учащимися с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно через
наблюдение за учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса,
собеседование учащихся и их родителей (законныхпредставителей).
Описание места программы «Школа здоровья» в учебномплане
В учебном плане на изучение программы
внеурочной
деятельности «Школа здоровья» в 1 -4 классах отводится по 34 часа (1 час в
неделю).

2. Содержательный раздел
Календарно-тематическое планирование по предмету «Школа здоровья»
4 класс
N•. Дата Тема урока

Кол-во
часов

Программное содержание

Планируемый результат

Методическое
обеспечение

Знать факторы, укрепляющие
здоровье.

Иллюстрации,
раздаточный
материал

1

Здоровье
образ
жизни

здоровый

1

Определение понятия «здоровье». Что
такое здоровый образ жизни?

2

День здоровья «Дальше,
быстрее, выше»

1

Личная гигиена, значение утренней
гимнастики для организма. Правила
безопасного поведения. Беседа. Игра.

Природа
здоровья

1

и

—

источник

Формирование потребности в здоровом
Иллюстрации,
образе жизни; повышение интереса к
памятка
занятиям физической культурой и
спортом
Формирование потребности в здоровом
Презентация
Влияние окружающей среды на
образе
жизни,
формирование
здоровье человека, чередование труда
нравственных представлений и
и отдыха
убеждений.
Развивать навыки самооценки и
рад,
Чередование труда и отдыха,
Аудио
самоконтроля
в
отношении
собственного
профилактика нарушений зрения и
презентация
ЗДО]Э ОВЬЯ
опорно-двигательного аппарата

4

Труд и здоровье

1

5

Наш
мозг
и
его
волшебные действия.

1

Профилактика умственного
переутомления

6

Закаливание в домашних

1

Влияние закаливания на здоровье
человека. Виды и способы
закаливаний. Условия правильного

УСЛОВИЯХ.

Развивать навыки самооценки и
самоконтроля в отношении собственного
здоровья
Формирование осознанной потребности в
здоровом образе жизни

Иллюстрации,
презентация
Раздаточный
материал

закаливания
7

Солнце, воздух и вода —
наши помощники

8

Отдых
активный
пассивный

и

1

Условия, необходимые для
поддержания здоровья — условия
окружающей среды

Углубить знания о факторах,
укрепляющих здоровье

Мультфильм

1

Виды отдыха. Выбор наилучшего
вида отдыха в соответствии с

Повышение интереса к занятиям
физической культурой и спортом

Презентация,
раздаточный
материал

Знать некоторые упражнения для глаз

Видеоряд

Знать правила домашнего ухода за
кожей

Иллюстрации,
раздаточный
материал

ситуацией
9

Почему устают глаза?

1

Важность охраны зрения, способы

зрительной релаксации
10

Зачем человеку кожа?

1

Назначение кожи в защите
организма человека. Уход за кожей

11

Если кожа повреждена.
Инфекционные кожные
заболевания

1

Важность целостности кожного
Уметь оказывать первую помощь при
покрова. Защитные механизмы кожи легких повреждениях кожного
покрова

Мультфильм

12

Надежная
организма

защита

1

Понятие об иммунитете. Средства, Знать полезные для иммунитета
поддерживающие и ухудшающие
приемы и средства
иммунитет

Иллюстрации,
раздаточный
материал

13

Снольно
стоит
здоровье?

твое

1

Важность сохранения здоровья.
Профилактика-лучше, чем лечение

Знать важность профилактики для
сохранения здоровья

Презентация,
видеоряд

14

На прививку,
класс!

четвертый

1

Польза прививок. Как не бояться
прививки и побороть свой страх

Уметь справляться со страхом
прививок. Знать важность прививок

Мультфильм,
раздаточный
материал

Развивать коммуникативные навыки,
такие как, умение сотрудничать, нести
ответственность за принятые решения;
навыки самооценки и самоконтроля в
отношении собственного здоровья

Презентация,
иллюстрации

15

Правильное питание —
залог физического и
психического здоровья.

1

Основы правильного питания,
гигиенические навыки культуры
поведения во время приема пищи

16

Что такое здороваЯ пища
и как ее приготовить.

1

Кулинарные традиции современности и Знать о важности употребления
полезной пищи, негативных
прошлого. Знания об основных
последствиях употребления вредной
витаминах в продуктах питании
пищи

17

Разговор о правильном
питании.
Вкусные
и
полезные вкусности.

1

Беседа о режиме питания, о режиме
употребления жидкости, о
минеральной воде и натуральных
и полезных сладостях

18

Профилактика
желудочных заболеваний.

1

Иметь представление о последствиях
Знания об основных витаминах в
продуктах питании; о необходимости неправильного питания
разнообразно питаться; о полезных и не
очень полезных для здоровья
продуктах, о пользе прогулок после
еды, о режиме питания

19

Как сохранять и укреплять
свое здоровье?

1

Важность поддержания здоровья.
Способы его поддержания

Формирование здоровых установок и
навыков ответственного поведения,
снижающих вероятность приобщения к
вредным привычкам.

Видеоряд

20

Как избежать искривления
позвоночника?

1

Понятие об осанке. Способы
проверки и поддержания
правильной осанки.

Знать приемы самостоятельной
коррекции осанки

Презентация,
иллюстрации

21

Как табак
здоровье?

Вред курения. Пассивное курение.
Как сделать выбор в пользу своего

Иметь представление о последствиях
курения. Формирование здоровых
установок и навыков ответственного
поведения, снижающих вероятность

Раздаточный
материал

влияет

на 1

ЗДО]ЗОВЬЯ

Знать альтернативу вредным
сладостям

Видеоряд

Мультфильм,
раздаточный
материал
Раздаточный
материал

22

Чем опасен
электрический

1

Какую угрозу несут розетки и
провода, как избежать удара
электрическим током
Содержимое домашней аптечки.
В
каких
случаях
можно
употреблять
лекарственные
средства
Понятие о бытовой химии. Какую
угрозу несут чистяще-моющие
средства

ток?

23

Чем опасны лекарства?

1

24

Чем опасна
химия?

1

25

Как
уберечься
вирусов?

26

Как

бытовая

сохранить

от

1

улыбку 1

красивой?

Профилактика вирусных
заболеваний. Действия при
симптомах болезни
Значение зубов для человека.
Последствия неправильной гигиены

приобщения к вредным привычкам.
Знать о необходимости осторожного
обращения с розетками и проводами,
а так же всеми электрическими
приборами
Знать о запрете на употребление
лекарственных средств без
разрешения и надзора взрослых

Иллюстрации,
раздаточный
материал

Знать
и
соблюдать
действия, снижающие риск
заражения
вирусными
инфекциями
Знать правила ухода за ротовой

Презентация

ПОЛОСТЬЮ

27

Как правильно ухаживать
за волосами?

1

Зачем человеку волосы. Способы
ухода за волосами

Знать важность регулярного ухода за
волосами

28

Как
ухаживать
ногтями?

1

Зачем человеку ногти. Как
ухаживать за ногтями

Знать важность регулярного ухода за

Уход за ушами.

Знать важность регулярного ухода за
ушами

29

Береги свой слух

1

Иллюстрации,
презентация

Знать об опасности пользования
бытовой химией

]ЭОТОВОЙ ПОЛОСТИ

за

Видеоряд,
иллюстрации

Ногтями

Видеоряд,
раздаточный
материал

Видеоряд,
раздаточный
материал
Мультфильм

30

Как правильно одеваться?

1

Социально одобряемые нормы и
правила поведения обучающихся в
образовательном учреждении и вне
его, гигиена одежды

Формирование здоровых установок и
навыков ответственного поведения в
Об e CTB e

Аудиоряд

31

Как
снять
напряжение

1

Важность поддержания ровного
эмоционального фона. Способы
релаксации

Знать и применять способы
релаксации

Видеоряд,
раздаточный
материал

32

Подвижные

на

1

Участие в играх «Третий лишний»,
«Невод и щука» и тп.

Знать правила игрового общения,
правильное отношение к собственным
ошибкам, к победе, к поражению.

Видеоряд,
раздаточный
материал

33

Хочу остаться здоровым

1

Актуализация знаний, полученных
детьми за год.

Углубить знания о способах
сохранения
и укрепления здоровья

Мультфильм

34

Подведем итоги. Конкурс
рисунков

1

Выставка

нервное

игры

свежем воздухе

Инструктаж

детских

работ.
о

Беседа Углубить знания о способах сохранения и
правилах укреплении здоровья

безопасности на летних каникулах

Раздаточный
материал


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».