1. Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, где пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения рассматривается как важная и неотъемлемая составная часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании»; Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)»; Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573); Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID19)» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.07.2020г. № 58824; Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757-ПП). Программа реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов. Она направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Образовательными потребностями обучающихся с YO является, в частности, углубление жизненных компетенций: знание потребностей организма, правильной организации режима дня, представление о полезных и вредных привычках, выбор поддерживающих здоровье моделей поведения. Достижение личностных результатов достигается освоением содержания внеурочной деятельности «Школа здоровья». Актуальность программы Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению — это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с изменением стиля жизни общества. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является незнание детьми элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа здоровья» нацелена на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, на использование их в целях досуга, отдыха. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем. Цель программы: Обучение детей способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья. Задачи программы: - Развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; - познакомить с элементарными навыками эмоциональной разгрузки (релаксации); - обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж; - обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, иc пользование носового платка при чихании и кашле и т. д.); - сформировать навык осознанного выбора модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье; - углубить знания о правилах личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье -учить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье; -развивать потребность в занятиях физической учётом индивидуальных особенностей. культурой и спортом с 1.1. Результаты освоения программы Результатом освоения программы является наличие компетенций как умений, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья. К таким компетенциям относятся понимание ценностей собственной жизни и жизни окружающих людей, способность контролировать свою деятельность, умение вовлекать эмоции в процесс деятельности, исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья, умение проявлять настойчивость при соблюдении здорового образа жизни, отношение к правилам и нормам здорового образа жизни как указателям желательных способов поведения, способность слушать других людей и принимать во внимание то, что говорят, терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Школа здоровья» обучающиеся должны знать: - основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем; - особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего ШКОЬНИКd; - особенности воздействия двигательной активности на организм человека; - основы рационального питания; - правила оказания первой помощи; - способы сохранения и укрепления здоровья; - влияние здоровья на успешную учебную деятельность; - значение физических упражнений для сохранения и укрепления ЗДО]ЭОВЬЯ; - знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима уметь: - соблюдать индивидуальный режим дня; - выполнять физические упражнения для развития физических навыков; - различать “полезные” и “вредные” продукты; - использовать средства профилактики OP3,ОРВИ; - заботиться о своем здоровье; - оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах; - адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; - отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким. Оценивание степени эффективности работы с учащимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно через наблюдение за учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса, собеседование учащихся и их родителей (законныхпредставителей). Описание места программы «Школа здоровья» в учебномплане В учебном плане на изучение программы внеурочной деятельности «Школа здоровья» в 1 -4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю). 2. Содержательный раздел Календарно-тематическое планирование по предмету «Школа здоровья» 4 класс N•. Дата Тема урока Кол-во часов Программное содержание Планируемый результат Методическое обеспечение Знать факторы, укрепляющие здоровье. Иллюстрации, раздаточный материал 1 Здоровье образ жизни здоровый 1 Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? 2 День здоровья «Дальше, быстрее, выше» 1 Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Правила безопасного поведения. Беседа. Игра. Природа здоровья 1 и — источник Формирование потребности в здоровом Иллюстрации, образе жизни; повышение интереса к памятка занятиям физической культурой и спортом Формирование потребности в здоровом Презентация Влияние окружающей среды на образе жизни, формирование здоровье человека, чередование труда нравственных представлений и и отдыха убеждений. Развивать навыки самооценки и рад, Чередование труда и отдыха, Аудио самоконтроля в отношении собственного профилактика нарушений зрения и презентация ЗДО]Э ОВЬЯ опорно-двигательного аппарата 4 Труд и здоровье 1 5 Наш мозг и его волшебные действия. 1 Профилактика умственного переутомления 6 Закаливание в домашних 1 Влияние закаливания на здоровье человека. Виды и способы закаливаний. Условия правильного УСЛОВИЯХ. Развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья Формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни Иллюстрации, презентация Раздаточный материал закаливания 7 Солнце, воздух и вода — наши помощники 8 Отдых активный пассивный и 1 Условия, необходимые для поддержания здоровья — условия окружающей среды Углубить знания о факторах, укрепляющих здоровье Мультфильм 1 Виды отдыха. Выбор наилучшего вида отдыха в соответствии с Повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом Презентация, раздаточный материал Знать некоторые упражнения для глаз Видеоряд Знать правила домашнего ухода за кожей Иллюстрации, раздаточный материал ситуацией 9 Почему устают глаза? 1 Важность охраны зрения, способы зрительной релаксации 10 Зачем человеку кожа? 1 Назначение кожи в защите организма человека. Уход за кожей 11 Если кожа повреждена. Инфекционные кожные заболевания 1 Важность целостности кожного Уметь оказывать первую помощь при покрова. Защитные механизмы кожи легких повреждениях кожного покрова Мультфильм 12 Надежная организма защита 1 Понятие об иммунитете. Средства, Знать полезные для иммунитета поддерживающие и ухудшающие приемы и средства иммунитет Иллюстрации, раздаточный материал 13 Снольно стоит здоровье? твое 1 Важность сохранения здоровья. Профилактика-лучше, чем лечение Знать важность профилактики для сохранения здоровья Презентация, видеоряд 14 На прививку, класс! четвертый 1 Польза прививок. Как не бояться прививки и побороть свой страх Уметь справляться со страхом прививок. Знать важность прививок Мультфильм, раздаточный материал Развивать коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья Презентация, иллюстрации 15 Правильное питание — залог физического и психического здоровья. 1 Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи 16 Что такое здороваЯ пища и как ее приготовить. 1 Кулинарные традиции современности и Знать о важности употребления полезной пищи, негативных прошлого. Знания об основных последствиях употребления вредной витаминах в продуктах питании пищи 17 Разговор о правильном питании. Вкусные и полезные вкусности. 1 Беседа о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о минеральной воде и натуральных и полезных сладостях 18 Профилактика желудочных заболеваний. 1 Иметь представление о последствиях Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости неправильного питания разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания 19 Как сохранять и укреплять свое здоровье? 1 Важность поддержания здоровья. Способы его поддержания Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. Видеоряд 20 Как избежать искривления позвоночника? 1 Понятие об осанке. Способы проверки и поддержания правильной осанки. Знать приемы самостоятельной коррекции осанки Презентация, иллюстрации 21 Как табак здоровье? Вред курения. Пассивное курение. Как сделать выбор в пользу своего Иметь представление о последствиях курения. Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность Раздаточный материал влияет на 1 ЗДО]ЗОВЬЯ Знать альтернативу вредным сладостям Видеоряд Мультфильм, раздаточный материал Раздаточный материал 22 Чем опасен электрический 1 Какую угрозу несут розетки и провода, как избежать удара электрическим током Содержимое домашней аптечки. В каких случаях можно употреблять лекарственные средства Понятие о бытовой химии. Какую угрозу несут чистяще-моющие средства ток? 23 Чем опасны лекарства? 1 24 Чем опасна химия? 1 25 Как уберечься вирусов? 26 Как бытовая сохранить от 1 улыбку 1 красивой? Профилактика вирусных заболеваний. Действия при симптомах болезни Значение зубов для человека. Последствия неправильной гигиены приобщения к вредным привычкам. Знать о необходимости осторожного обращения с розетками и проводами, а так же всеми электрическими приборами Знать о запрете на употребление лекарственных средств без разрешения и надзора взрослых Иллюстрации, раздаточный материал Знать и соблюдать действия, снижающие риск заражения вирусными инфекциями Знать правила ухода за ротовой Презентация ПОЛОСТЬЮ 27 Как правильно ухаживать за волосами? 1 Зачем человеку волосы. Способы ухода за волосами Знать важность регулярного ухода за волосами 28 Как ухаживать ногтями? 1 Зачем человеку ногти. Как ухаживать за ногтями Знать важность регулярного ухода за Уход за ушами. Знать важность регулярного ухода за ушами 29 Береги свой слух 1 Иллюстрации, презентация Знать об опасности пользования бытовой химией ]ЭОТОВОЙ ПОЛОСТИ за Видеоряд, иллюстрации Ногтями Видеоряд, раздаточный материал Видеоряд, раздаточный материал Мультфильм 30 Как правильно одеваться? 1 Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении и вне его, гигиена одежды Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения в Об e CTB e Аудиоряд 31 Как снять напряжение 1 Важность поддержания ровного эмоционального фона. Способы релаксации Знать и применять способы релаксации Видеоряд, раздаточный материал 32 Подвижные на 1 Участие в играх «Третий лишний», «Невод и щука» и тп. Знать правила игрового общения, правильное отношение к собственным ошибкам, к победе, к поражению. Видеоряд, раздаточный материал 33 Хочу остаться здоровым 1 Актуализация знаний, полученных детьми за год. Углубить знания о способах сохранения и укрепления здоровья Мультфильм 34 Подведем итоги. Конкурс рисунков 1 Выставка нервное игры свежем воздухе Инструктаж детских работ. о Беседа Углубить знания о способах сохранения и правилах укреплении здоровья безопасности на летних каникулах Раздаточный материал