1.Пояснительная записка
Программа
составлена
в
соответствии
с
Федеральным
государственным образовательным стандартом для обучающихся с ОВЗ, где
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными
и
социокультурными
ценностями
является
основополагающей задачей образования.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной
деятельности по изучению национальной культуры, истории и природы у
обучающихся являются:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон об образовании»;
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования)»;
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения,
отдыха
и
оздоровления
детей
и
молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573);
Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16
«Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.
35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID19)» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.07.2020г. № 58824;
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. №
270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной
организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам
на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории
Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от
27.10.2016 г. № 757-ПП).
Государственной программы «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2021 - 2026 годы»
Программа
реализует
духовно-нравственное
направление
во
внеурочной деятельности для учащихся 6 классов. Она направлена на
формирование у учащихся нравственных чувств и этического сознания;
гражданственности и патриотизма,
формирование
активной
жизненной позиции и правового самосознания школьников, формирование
позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Актуальность программы
Для современного человека стало актуальным восстановление
культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей –
личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих
родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен,
преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к
историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки
бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому
наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить
через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в
родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание
своей значимости, неповторимости.
Реализация внеурочной деятельности по духовно-нравственному
направлению – это обучение школьников бережному отношению к
традициям, истории и природе родного края. Данное направление работы
имеет приоритетное значение, так как с учетом современных задач развития
Российской Федерации целью государственной политики в сфере
патриотического воспитания является создание условий для повышения
гражданской ответственности за судьбу страны.
Региональный компонент представляет собой систему знаний и
культурного опыта учащихся, отражает особенности культурно исторического, социально – экономического развития региона. Под
региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал,
раскрывающий
историческое,
культурное
своеобразие
региона,
региональную специфику социальной жизни общества.
Цель программы:
Воспитание у обучающихся гражданственности и любви к родному
краю через изучение исторического прошлого и приобщения к культуре
Свердловской области.
Задачи программы:
формирование таких понятий, как Родина, родной язык,
национальность, национальные традиции;
формирование необходимой базы знаний по истории своего города;
изучение истории, своей родословной через доступные формы
деятельности;
знакомство с культурно-историческими и нравственно-этическими
ценностями Свердловской области;
развивать интерес к поисковой деятельности.
1.1.
Результаты освоения программы
Учащийся сможет:
объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
называть достопримечательности края;
рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;
охранять природу родного микрорайона;
наблюдать и выделять характерные особенности природы;
ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно
или с помощью учителя;
анализировать свою работу,
исправлять ошибки,
восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады с
помощью взрослых;
вести исследовательскую работу и участвовать в проектной
деятельности с помощью взрослых.
1.2. Формы контроля
Оценивание степени эффективности работы с учащимися с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно
через наблюдение за учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса,
собеседование учащихся и их родителей (законных представителей),
представление результатов творческих работ, докладов, проектов.
Описание места программы «История родного края» в
учебномплане
В учебном плане на изучение программы внеурочной деятельности
«История родного края» в 6 классе отводится по 34 часа (1 час в неделю).
№
Тема
Кол-
Дата
во
проведения
п\п
часов
6 класс
1
Введение в курс «История родного края»
1
Малая родина
2
История зарождения Екатеринбургского
1
промышленного завода
3
История зарождения города Екатеринбурга
1
4
Быт населения Екатеринбурга: взгляд в прошлое
1
5
Быт населения Екатеринбурга: современность
1
6
История улиц
1
7
История улиц: где я живу
1
История моей семьи в истории города
9
Моя родословная. Составление плана совместной с 1
родителями работы над презентацией.
Моя родословная
1
10
Моя семья в годы Великой Отечественной войны
1
11
Трудовые династии
1
8
Моя школа
12
История моей школы
1
История моей семьи
13
История семьи в письмах, дневниках, предметах
1
14
История семьи в письмах, дневниках, предметах
1
15
Традиции моей семьи.
1
план
факт
16
Традиции моей семьи
1
Малая Родина
17
Природа родного края
1
18
Природа родного края
1
19
Достопримечательности Екатеринбурга
1
20
Достопримечательности Екатеринбурга: где
побывать туристу
1
21
Символы Урала. Символы города
1
22
.Символы Урала. Символы города
1
23
Екатеринбург современный. Архитектура
1
24
Екатеринбург современный. Культура
1
Екатеринбург и его соседи
25
Народности живущие в городе и их традиции
1
26
Народности живущие в городе и их традиции
1
27
Из истории национальных ремесел
1
28
Из истории национальных ремесел
1
29
Традиции и обычаи народов, живущих в
окрестностях города
1
30
Традиции и обычаи народов, живущих в
окрестностях города
Сохраню свои знания
1
31-34
Создание проекта «Мой город»
4