1.Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ОВЗ, где формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями является основополагающей задачей образования. Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по изучению национальной культуры, истории и природы у обучающихся являются: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании»; Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)»; Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573); Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID19)» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.07.2020г. № 58824; Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757-ПП). Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021 - 2026 годы» Программа реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности для учащихся 6 классов. Она направлена на формирование у учащихся нравственных чувств и этического сознания; гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции и правового самосознания школьников, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества. Актуальность программы Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Реализация внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению – это обучение школьников бережному отношению к традициям, истории и природе родного края. Данное направление работы имеет приоритетное значение, так как с учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны. Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражает особенности культурно исторического, социально – экономического развития региона. Под региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное своеобразие региона, региональную специфику социальной жизни общества. Цель программы: Воспитание у обучающихся гражданственности и любви к родному краю через изучение исторического прошлого и приобщения к культуре Свердловской области. Задачи программы: формирование таких понятий, как Родина, родной язык, национальность, национальные традиции; формирование необходимой базы знаний по истории своего города; изучение истории, своей родословной через доступные формы деятельности; знакомство с культурно-историческими и нравственно-этическими ценностями Свердловской области; развивать интерес к поисковой деятельности. 1.1. Результаты освоения программы Учащийся сможет: объяснять, что такое краеведение, что оно изучает; называть достопримечательности края; рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе; охранять природу родного микрорайона; наблюдать и выделять характерные особенности природы; ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя; анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации; создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады с помощью взрослых; вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности с помощью взрослых. 1.2. Формы контроля Оценивание степени эффективности работы с учащимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно через наблюдение за учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса, собеседование учащихся и их родителей (законных представителей), представление результатов творческих работ, докладов, проектов. Описание места программы «История родного края» в учебномплане В учебном плане на изучение программы внеурочной деятельности «История родного края» в 6 классе отводится по 34 часа (1 час в неделю). № Тема Кол- Дата во проведения п\п часов 6 класс 1 Введение в курс «История родного края» 1 Малая родина 2 История зарождения Екатеринбургского 1 промышленного завода 3 История зарождения города Екатеринбурга 1 4 Быт населения Екатеринбурга: взгляд в прошлое 1 5 Быт населения Екатеринбурга: современность 1 6 История улиц 1 7 История улиц: где я живу 1 История моей семьи в истории города 9 Моя родословная. Составление плана совместной с 1 родителями работы над презентацией. Моя родословная 1 10 Моя семья в годы Великой Отечественной войны 1 11 Трудовые династии 1 8 Моя школа 12 История моей школы 1 История моей семьи 13 История семьи в письмах, дневниках, предметах 1 14 История семьи в письмах, дневниках, предметах 1 15 Традиции моей семьи. 1 план факт 16 Традиции моей семьи 1 Малая Родина 17 Природа родного края 1 18 Природа родного края 1 19 Достопримечательности Екатеринбурга 1 20 Достопримечательности Екатеринбурга: где побывать туристу 1 21 Символы Урала. Символы города 1 22 .Символы Урала. Символы города 1 23 Екатеринбург современный. Архитектура 1 24 Екатеринбург современный. Культура 1 Екатеринбург и его соседи 25 Народности живущие в городе и их традиции 1 26 Народности живущие в городе и их традиции 1 27 Из истории национальных ремесел 1 28 Из истории национальных ремесел 1 29 Традиции и обычаи народов, живущих в окрестностях города 1 30 Традиции и обычаи народов, живущих в окрестностях города Сохраню свои знания 1 31-34 Создание проекта «Мой город» 4