Речевая практика 1 класс 22-23уч.год

Пояснительная записка
Нормативно-правовыми основаниями разработки программы учебного курса
«Речевая практика» для обучающихся первого класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) для школ, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы являются:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от
23.07.2-13 №203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от
19.12.2014., вступивший в силу в сентябре 2016 года;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа
3013 г. №1015;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на
учебный год;
- Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования)»;
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573);
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об
утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.98-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
короновирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрировано в Минюсте
РФ03.07.2020г. № 58824);

- Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной образовательной организации и родителей
(законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а
также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях,
находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016
г. № 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757-ПП).
- Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа № 7, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый
приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области;
- Локальные акты образовательного учреждения.
При разработке программы учитывались перечисленные документы, в
которых предложены предметные, личностные результаты освоения учебных
предметов, система оценки достижений планируемых результатов освоения
адаптированной рабочей программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер
обучающихся с умственной отсталостью проявляется в своеобразии их
социализации. Перспективы образования обучающихся детерминированы в
основном степенью выраженности недоразвития интеллекта.
Специфические образовательные потребности для обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения;
• обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с

интеллектуальными нарушениями;
• использование преимущественно
деятельности и поведения;

позитивных

средств

стимуляции

• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в
познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации
учащихся, как способности использовать вербальные и невербальные средства для
общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи обучения в первом классе:
- учить обучающихся понимать и чётко выполнять речевые инструкции,
взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к
другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу;
- развитие интонационной выразительности речи обучающихся, совершенствование их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших
умений в части построения связного монологического высказывания.
Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения Речевой практики является урок.
Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная
работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов.
Каждый урок Речевой практики оснащён необходимыми наглядными
пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами
обучения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатами изучения курса «Речевая практика» является формирование базовых
учебных действий (БУД).
Регулятивные БУД:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.)
• работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под
руководством учителя;
• корректировать выполнение задания в соответствии с планом под
руководством учителя;
Познавательные БУД:
• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов

• уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
• назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме,
размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
• работать с несложной по содержанию и структуре информацией;
Коммуникативные БУД:
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель- класс);
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
• соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
• слушать и понимать речь других;
• доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми.
Базовые учебные действия
1.

Личностные учебные действия:

• осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей;
• самостоятельность
в
выполнении
учебных
заданий,
поручений,
договоренностей;
• понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
• готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
2.

Регулятивные учебные действия:

• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
• пользоваться учебной мебелью;
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);
• работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
• передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения;

• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочётов;
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников.
3.

Познавательные учебные действия:

• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
• устанавливать видо - родовые отношения предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
• читать.
4.

Коммуникативные учебные действия:

• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель класс);
• использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем;
• договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.
Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета:
• осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
• воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
• сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
• владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
• сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
• воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
• сформированность и установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
• проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:
•
осмысление значимости речи для решения коммуникативных и
познавательных задач;
•
расширение представлений об окружающей действительности и
развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и
связной речи;
•
использование диалогической формы речи в различных ситуациях
общения;
•
уместное использование этикетных речевых выражений; знание
основных правил культуры речевого общения.
Система оценивания по учебному предмету «Речевая практика» разработана в
соответствии с Положениями ГКОУ РО «Центр образования детей с
ограниченными возможностями здоровья»: «О формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», «О
системе оценивания знаний и достижений обучающихся».
Оценка устных и письменных работ.
В первом классе безотметочная система оценивания обучающихся, но
показателем уровня успешности каждого обучающегося являются диагностические
карты отслеживания образовательных достижений обучающихся. Мониторинг
качества образования образовательного учреждения является механизмом контроля
и оценки качества образования и позволяет получить данные, характеризующие
подготовку обучающихся 1 класса на промежуточных и завершающих этапах
обучения.
•

Название учебно-методического комплекта
1 класс
Комарова С.В, «Устная речь». Учебник для 1 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ С.В. Комарова – М. :
Просвещение, 2016 г.- 95 с.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Речевая практика» - образовательная область «Язык и
речевая практика».
Согласно учебному плану ГКОУ СО «Екатеринбургская школа №7» на
изучение курса «Речевая практика» отводится:
Класс

Количество часов
в неделю

Количество
часов в год

Количество
контрольных работ

1

2 часа

66 часов

-

Содержание программы учебного курса
1 класс
Аудирование
Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя:
«Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай их» и т.д.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися
картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их
произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданной учителем
ситуации.
Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией.
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их
воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях,
разучиваемых с голоса учителя (по подражанию).
Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в
речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое.
Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком.
Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситуациях с заданным
содержанием.
Подготовка речевой ситуации и организации высказывания
Школьная жизнь. Игры и игрушки. Играем в сказку. Я дома. Я и мои
товарищи. Мойдодыр. Мир природы. Давайте познакомимся. Отгадай, что в моем
ранце. Прогулка в машине. Весёлый оркестр. Терем-теремок. Репка. Колобок. Мой
адрес.
Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов
учителя и с опорой на иллюстративный материал.
Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету.
Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по
величине.
Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по форме.
Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по вкусу.
Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы
отработанной лексики.

Сравнение двух предметов или их изображений по заданному признаку:
Медведь большой, а мышка маленькая.
Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей.
Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме ситуации.
Внятное выражение просьбы и желания, обращенных к учителю или к
товарищу.
Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с
одновременным использованием картинно-символической схемы к каждому
предложению, мелового рисунка на доске, макетного театра.
Культура общения
Приветствие и прощание в школе и дома.
Употребление слов: здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания,
пока.
Использование, как выразительных средств речи, так и помощников речи.
Употребление «вежливых» слов: пожалуйста, спасибо в соответствии с
речевой ситуацией.
Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Речевая практика» в 1 классе не
предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего
контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.
Критерии оценивания
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ оценке
подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов
предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге,
составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности
обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных
компетенций.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения
первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной
деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература

1.1

Примерная адаптированная основная

1.2

общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
авторы/составители Бондарчук О.А., Бабурин
А.В., издательство «Просвещение», 2017 год.
Комарова С.В, «Устная речь». Учебник для 1
класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ С.В. Комарова
– М. : Просвещение, 2016 г.- 95 с.
Дополнительная

2.1

Дидактические игры и материалы:
«Школьная жизнь», «Поиграем в сказку», «Мои
игрушки», «Цвет и форма геометрических
фигур»,
Наглядные карточки по развитию речи;
Наглядный, демонстративный и дидактический
материал по темам:
«Русские народные сказки, герои этих сказок»,
«Портреты русских и других поэтов, писателей»;
«Растения», «Животные дикие, домашние, лесные
и др.», «Карта мира, РФ», Музыкальные детские
инструменты, маленькие мячики, кубики,
мозайки, пазлы.
Карточки со словарными словами, предметные
картинки по темам.

Тематическое планирование 1 класс
№

Наименование
тем и разделов

Дата

Содержание и задачи урока

Словарь

1

Давайте
познакомимся!
Наши имена.

01.09

Знакомство и приветствие (беседа, игра
«Наши имена»).
Введение в ситуацию (беседа с
привлечением личного опыта, ответы
на вопросы на основе иллюстраций,
выбор картинки, соответствующей
предложению, повторение
предложений за учителем, составление
предложений).

Осознание себя, как
ученика,
заинтересованного
обучением, как члена
семьи, одноклассника,
друга.
Вежливые слова, Ф.И.О.

Правила
поведения в
школе.
Я-ученик.

06.09

- формировать представление о
понятиях «ученик», «знания»,
- формировать представления об
учебной деятельности,
- закрепить правила поведения в
школе,
- развивать познавательный интерес.

Ученик, школьник,
знания, урок, занятия,
правила поведения.

08.09

3

Экскурсия в
школьные
кабинеты.
Знакомство со
школой и
учителями.

Учить детей ориентироваться в
пространстве класса, кабинета, зала,
правильно здороваться при встрече и
прощаться при расставании, вступать в
контакт.
- расширять знания о правилах
поведения при знакомстве,
- развивать зрительное восприятие,
- развивать эмоционально-волевую
сферу.

Правила поведения при
знакомстве, старший по
возрасту, учитель,
кабинет, зал

4

Знакомство во
дворе.

29.09

Здравствуйте, давайте
познакомимся,
вежливые слова, Ф.И.О.

5

Что такое
вежливость.

22.09

Правила поведения при знакомстве с
ровесниками, понимание
ответственности за свои поступки.
-побуждать инициировать диалог,
-развивать словесно- логическое
мышление.
Формировать у детей нравственные
представления о вежливости, развивать
желание быть культурными.
- расширять знания о правилах
поведения при знакомстве,
- развивать зрительное восприятие,
- развивать эмоционально-волевую
сферу.

6

Что такое
дружба.

27.09

Дружба, друг, товарищ,
уважение, взаимная
помощь, доброта,
внимательность.

7

Мы идем гулять
во двор.

04.10

Содействовать формированию добрых
отношений между одноклассниками,
развивать стремление быть терпимыми
в коллективе, воспитывать уважение к
людям. Воспитывать доброту,
отзывчивость, чувство взаимопомощи,
быть внимательным к окружающим.
Закрепление правил поведения при
знакомстве и расставании. Учит
строить диалог, правильно обращаться
к знакомому и незнакомому человеку,
приветствовать взрослых и ровесников.
- формировать положительное
отношение к окружающим,
- формировать умение слушать
собеседника, вступать в диалог.

2

Вежливость, культура
поведения.

Вопросительные
предложения типа: «Как
тебя зовут?, « Хочешь с
нами играть?», «Какие
игры ты знаешь?» и.т.п.

8

Рассказывание
сказки
«Теремок».

06.10

Знакомство со сказкой.
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Разучивание чистоговорки «В чистом
поле теремок, всем найдется уголок».
-учить слушать и воспринимать сказку
с опорой на картинки,
- развитие четкой и правильной речи.
Закрепление содержания сказки,
навыков рассказывания.
- учить инсценированию,
- развивать диалогическую речь,
- развивать воображение, включать
мимику и жесты в процессе
драматизации.

Теремок, лиса, заяц,
мышка, лягушка, волк.

9

Инсценировка
сказки
«Теремок».

11.10

10

Играем сказку
«Теремок».

13.10

- закрепить ранее полученные знания,
- развивать жесты и мимику,
- развивать зрительное восприятие.
Инсценирование сказки. Обобщающая
беседа.

Приглашаем
гостей.

18.10

12

Правила
знакомства в
гостях.

20.10

13

Ролевая игра
25.10
«Кукла встречает
гостей».

14

Беседа из
личного опыта
«Как я ходил в
гости».

Слушание детской песенки «К нам
гости пришли». Диалоги с гостями.
Тренировочные упражнения в
изображении приглашающего жеста в
сопровождении слов «Добро
пожаловать».
- формировать умение составлять
небольшой рассказ.
Сообщение правил этикета при
знакомстве со взрослыми в гостях.
Коллективное составление рассказа.
-обобщить и расширить представления
о правилах поведения при знакомстве,
-развивать слуховое внимание,
-развивать умение вести диалог
Учить детей принимать
соответствующие социальные роли,
воплощать их в игровой ситуации.
Закрепить правила поведения при
знакомстве со взрослыми и
сверстниками в гостях.
- формировать умение строить диалог,
использовать в речи вежливые слова.
Беседа с привлечением личного опыта.
Составление рассказов из личного
опыта с опорой на символический
план.
- формировать способность к
осмыслению социального окружения,

Использование зачина
сказки: «Стоит в поле
теремок, он не низок, не
высок» и концовки:
«Стали жить-поживать и
добра наживать».
Слова – приветствия,
слова – приглашения,
слова благодарности.

11

27.10

Теремок, лиса, заяц,
мышка, лягушка, волк.

Правила поведения при
знакомстве, гость, гостья.

Здравствуйте,
раздевайтесь, проходите
пожалуйста,
присаживайтесь за стол,
что вам предложить? и
т.д.

Я ходил в гости к…
Мы стали играть в …
Было весело и …
Не хотелось уходить,
но…

15

Провожаем
гостей.

16

Школьные
10.11
принадлежности.

17

Отгадываем
загадки «Что в
моем ранце».

15.11

18

Бережное
отношение к
учебникам.

17.11

19

Покупка
школьных
принадлежносте
й.

22.11

20

Игрушки.

24.11

21

Моя любимая
игрушка.

29.11

08.11

своем месте в нем,
- учить излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения.
Чтение отрывка из сказки А. Милна
«Вини-Пух и все, все, все…»
Диалоги при расставании, Ролевая игра
«Кукла провожает гостей».
- расширять представления о правилах
поведения при прощании,
- учить детей правильно вести себя,
- составление диалога при прощании.
-развитие диалогической речи,
-развитие слухового восприятия,

- разучивание чистоговорки,
- разгадывание загадок,
- обогащение словарного запаса,
- развитие логических операций
анализа и синтеза.
- обогащение лексического запаса,
- уточнение и обогащение словаря,
называние учебников,
- подбор прилагательных, составление
словосочетаний,
- формировать бережное отношение к
школьным принадлежностям.
-познакомить с основными правилами
поведения в магазине,
-учить строить диалог с продавцом
магазина,
-обогащать лексический запас,
-развивать функции анализа,
сравнения.

До свидания, с вами было
приятно провести время,
всего хорошего,
приходите к нам еще.

Названия школьных
принадлежностей.

Названия учебных
предметов и школьных
принадлежностей.

Новый, красивый, беречь,
учебник, аккуратно.

Названия школьных
принадлежностей, мне
нужен …у вас есть…?

- уточнение и обогащение словаря,
Красивая, яркая, мягкая.
- называние игрушек, изображенных на
картинках, подбор прилагательных,
составление словосочетаний,
предложений,
- работа с условно-графическими
изображениями.
Чтение стихов А.Барто из цикла
Любимая, замечательная,
«Игрушки». Беседа с привлечением
красивая.
личного опыта учащихся. Составление
рассказа из личного опыта с опорой на
символический план. Игра «Назови
ласково».

22

Магазин
игрушек.

01.12

Введение в ситуацию. Правила Названия игрушек.
поведения в магазине.
-учить строить диалог с продавцом
магазина,
- обогащать лексический запас,
-развивать
функции
анализа,
сравнения.
-познакомить с основными правилами Названия игрушек.
поведения в магазине,
-развитие диалогической речи,
-развитие слухового восприятия.

23

Правила
поведения в
магазине
игрушек.

06.12

24

Готовимся к
празднику.

08.12

Перенос полученных знаний о
правилах поведения в новую
ситуацию. Познакомить с
традициями празднования Нового
года в России.
-учить отвечать на вопросы,
инициировать общение,
-развивать речь,
-развивать воображение.

Новый год, Дед Мороз,
Снегурочка, праздник.

25

Новогодние
чудеса

13.12

Чудеса, Дед Мороз,
подарок, поздравление,
приглашение.

26

Новогодние
чудеса

15.12

Введение в ситуацию. Беседа
«Новогодние чудеса».
- расширить представления учащихся о
традициях празднования Нового года,
-обогащение словаря,
-развитие жестов и мимической
выразительности.
-учить строить реплики поздравления,
-развивать интонационную
выразительность,
-развивать слуховое восприятие.

27

Новогодние
поздравления.

20.12

Конструирование диалогов
поздравления и ответной реплики.
-учить строить диалог,
-развивать зрительную память,
-развивать слуховое восприятие.

Новый год, Дед Мороз,
Снегурочка, праздник

28

Зимняя погода.

22.12

Развивать умение наблюдать,
устанавливать причинно-следственные
связи в природе. Конструирование
возможных реплик в диалоге.
Развивать умение произвольно
включаться в речевую деятельность,
следовать предложенному плану и
работать в общем темпе.

Солнце дает мало света и
тепла, на улице холодно,
часто идет снег, день
короткий, а ночь
длинная,

Чудеса, поздравляю,
подарок, приглашение.

29

Зимняя одежда.

24.12

Название предметов зимней одежды.
-закреплять умение составлять
рассказы из личного опыта,
-развивать слуховое восприятие,
-развивать диалогическую речь.

Прогулка, название
зимней одежды.

30

Зимняя обувь.

27.12

Прогулка, название
зимней обуви.

31

Зимняя прогулка. 10.01

32

Зимние виды
спорта.

12.01

33

Зимние
развлечения.

17.01

В ведение в тему, называние
предметных картинок с
изображениями зимней обуви. Умение
ориентироваться в выборе обуви в
соответствии с погодой.
- расширять словарный запас, называть
предметы, используемые при уходе за
обувью.
Обобщать знания детей о зиме.
Составлять рассказы с опорой на
картинку и из личного опыта.
Моделирование возможных диалогов
между детьми во время прогулки.
-учить строить высказывание,
содержащее просьбу,
-развивать интонационную
выразительность,
-развивать зрительное восприятие.
Обобщить знания детей о зиме. Знать
основные зимние виды спорта.
Правила безопасного поведения во
время занятий спортом.
- учить детей выполнять задания по
словесной инструкции, называть
-закреплять умение составлять
рассказы из личного опыта, называть
предметы и действия, соотносить их с
картинками.
-развивать слуховое восприятие,
-развивать диалогическую речь.

34

Составление
рассказа «За что
я люблю зиму».

19.01

35

Я умываюсь.

24.01

Прогулка, название
зимней одежды, обуви.

Сноуборд, снегоход,
горные лыжи, трамплин.

Санки, лыжи, ледянка,
горка, снежки, снеговик.

Уточнить знания детей о зимних
природных явлениях, о взаимосвязи их
с жизнью. Воспитывать умение
внимательно слушать, не перебивая
других. Учить детей строить
предложения на заданную тему,
отвечать на вопросы полным
предложением.
Чтение стихотворения К.Чуквского
Умываться, вытираться,
«Мойдодыр». Работа с иллюстрациями мыло, полотенце.
к стихотворению. Заучивание
фрагмента стихотворения.
- развивать память и внимание
учащихся,

- учить поддерживать коммуникацию,
произвольно включаться в
деятельность.

36

Я чищу зубы.

26.01

37

Режим дня
школьника.

31.01

38

Я правильно
одеваюсь.

02.02

39

Содержу одежду
в чистоте.

07.02

40

Опрятному
человеку нужны
помощники.

09.02

41

Я помогаю маме
прибираться
дома.

21.02

Диалог с игровым персонажем
доктором Чистюлькиным. Составление
предложений по теме ситуации.
Конструирование и моделирование
возможных диалогов. Закрепление
навыков личной гигиены.
Чтение стихотворения С. Михалкова
«Про мимозу». Ролевые игры по теме с
использованием игрушек.
Коллективное составление рассказа
«Утро школьника».
Составление примерного режима дня.
-продолжать активизировать
выражения, традиционно
используемые как утренние
высказывания,
-развивать зрительное восприятие.
Чтение стихотворения «Вот какой
рассеянный…». Игра «Одень Машу».
Диалог на тему «Собираемся на
прогулку». Составление рассказа с
опорой на сюжетную картинку.

Зубная паста, зубная
щетка, белые и чистые
зубы.

Отрывок из стихотворения
В.Маяковского «Что такое хорошо, что
такое плохо». Составление диалога с
опорой на сюжетную картинку.
- расширять словарный запас
школьников, называть предметы,
используемые при уходе за одеждой,
- отвечать на вопросы учителя.
Выполнение инструкций по заданию
учителя. Каких «помощников»
использует человек при уходе за
одеждой и обувью.
- расширять словарный запас
школьников, называть предметы
бытовой техники.
Чтение стихотворения А. Барто
«Помощница». Составление диалогов с
опорой на сюжетную картинку и
личный опыт детей.
- расширять словарный запас
детей, называть предметы быта.
-учить
строить
реплику,
предложение,
развивать

Щетка, утюг, стиральная
машина, вешалка, чистая
одежда, грязная и мятая
одежда.

Доброе утро!
Режим дня, подъем,
зарядка, завтрак, уроки,
обед, прогулка и.т.д.

Прогулка, название
зимней одежды и обуви,
одеть сначала, а потом…

Стиральная машина,
стиральный порошок,
сушилка, гладильная
доска, утюг, вешалка
«плечики», щетка.

Вытирать пыль,
пылесосить, мыть пол,
мыть посуду, складывать
вещи и игрушки.
Помощник, уборка
почистить совок,
тряпка, веник.

слуховую память,

42

Посуда.

23.02

Чтение отрывка стихотворения К.
Чуковского «Федорино горе».
Инсценирование разговора Федоры с
посудой с показом игровых действий.
Игра «Один-много».

Названия предметов
посуды. Выражение
просьбы, согласия,
отказа.

43

Поздравляем
папу и дедушку.

28.02

Поздравляю с Днем
защитника Отечества,
желаю здоровья, счастья,
хорошего настроения,
исполнения желаний.

44

Накрываем
праздничный
стол.

02.03

45

Поздравляем
маму и бабушку.

07.03

46

Я помогаю маме
прибирать на
кухне.

09.03

47

Рассказывание
14.03
сказки «Петушок
и бобовое
зернышко».

Слушание песни на слова Э.
Успенского «Папа может…».
Составление поздравления с опорой на
условно-графические схемы
предложений. Тренировочные
упражнения в произнесении
поздравлений с торжественной
интонацией. Учить детей строить
реплики-поздравления,
сопровождающие вручение подарков.
Составление диалогов с игровым
персонажем. Ролевая игра «Кукла
накрывает на стол». Отгадывание
загадок.
- расширять словарный запас детей
словами, обозначающими предметы
посуды,
- закрепить правила этикета за столом.
Заучивание стихотворений к 8 Марта.
…». Составление поздравления с
опорой на условно-графические схемы
предложений. Тренировочные
упражнения в произнесении
поздравлений с торжественной
интонацией.
Составление рассказа из личного
опыта. Называние предметов мебели,
посуды, бытовой техники по
картинкам. Формирование навыков
взаимопомощи.
Знакомство со сказкой: устное
рассказывание учителем с опорой на
иллюстрации. Формировать бережное
отношение к культурно-историческому
наследию.
- формировать у детей умение
частично воспроизводить содержание
сказки с опорой на иллюстрации.

Названия предметов
посуды,
Передайте пожалуйста,
подайте пожалуйста,
положите пожалуйста.

Поздравляю с днем 8
Марта, желаю здоровья,
счастья, хорошего
настроения, исполнения
желаний.

Спасибо, пожалуйста.
Названия предметов
мебели, посуды, бытовой
техники.
Словесные обороты из
сказки.

48

Инсценирование 16.03
сказки «Петушок
и бобовое
зернышко».

49

Играем сказку
«Петушок и
бобовое
зернышко».

28.03

50

«К нам весна
шагает…»

30.03

51

Первоцветы

04.04

52

Весенняя
прогулка

06.04

53

По погоде
одевайся.

11.04

Закрепление содержания сказки,
выборочный пересказ с опорой на
иллюстрации, драматизация
фрагментов сказки. Прослушивание
аудиозаписи сказки.
- учить детей принимать и сохранять
цели решения типовых учебных и
практических задач.
Обобщающая беседа. Инсценирование
сказки с использованием масок и
костюмов.
- развивать интонационные, жестовые
и мимические умения школьников.
Чтение стихотворения А. Плещеева
«Весна». Составление диалога по
сюжетной картинке.
- расширять словарный запас
школьников словами, обозначающими
признаки весны,
- развивать у детей умение задавать
вопросы и отвечать на них,
- развивать логическое мышление при
установлении причинно-следственных
связей.
Чтение стихотворения Е. Серовой
«Подснежник». Составление диалога
по сюжетной картинке.
- развивать умение привлекать
внимание собеседника к
интересующему предмету.
Совершенствовать знания школьников
о признаках весны.
- развивать умение слушать учителя,
задавать вопросы, отвечать на них,
- активизировать и обогащать словарь
детей.

Словесные обороты из
сказки.

Словесные обороты из
сказки.

Солнце ярко светит, дает
много света и тепла, снег
тает, бегут ручьи, звенит
капель, набухают почки,
появляются листочки и
первые цветы,
просыпаются звери и
насекомые, прилетают
птицы, день становится
длиннее, а ночь короче.
Подснежник

Солнце ярко светит, дает
много света и тепла, снег
тает, бегут ручьи, звенит
капель, набухают почки,
появляются листочки и
первые цветы,
просыпаются звери и
насекомые, прилетают
птицы, день становится
длиннее, а ночь короче.
Диалог «В чем пойти на улицу». Беседа Дождь, зонт, резиновые
«Как одеться если дождик».
сапоги, куртка, свитер,
- развивать умение слушать учителя,
гамаши, брюки,
задавать вопросы, отвечать на них,
спортивные штаны,
- активизировать и обогащать словарь перчатки.
детей.

54

Я по лужам
прогулялся.

13.04

55

Мишка заболел.

18.04

56

Колыбельные
песни.

20.04

57

Перед сном.
Гигиена перед
сном.

25.04

58

Постельные
27.04
принадлежности.

59

Составление
рассказа «Как я
ложусь спасть».

02.05

Слушание детской песенки «Ангина».
Разговор по сюжетной картинке и
заданной ситуации.
- закрепить умение составлять рассказ
из личного опыта,
- совершенствовать умение составлять
предложения по серии сюжетных
картинок.
Составление диалога о помощи
заболевшим домашним животным,
игрушкам.
- развивать умение слушать
собеседника, вступать в диалог,
поддерживать его, признавать
возможность разных точек зрения,
адекватно оценивать свое поведение и
поведение окружающих.
Разучивание колыбельной.
Тренировочные упражнения в
произнесении пожеланий перед сном
спокойным голосом, с ласковой
интонацией
-развивать интонационную
выразительность,
-развивать слуховое восприятие.
Чтение сказки С.Маршака «Сказка о
глупом мышонке». Введение в тему,
беседа с опорой на сюжетную
картинку.
-активизировать выражения,
традиционные в ситуации перед сном,
- закрепить правила личной гигиены
перед сном.

Дождик, лужи,
резиновые сапоги,
простудился, заболел.

Виды и назначение постельных
принадлежностей.
- учить детей применять полученные
знания на практике,
- обогащать словарь детей названиями
постельных принадлежностей.
-формировать умение давать
словесные отчёты о выполняемом
действии,
-развивать умение коллективно
составлять рассказ,
-продолжать активизировать
выражения, традиционные в
ситуации перед сном,
-развивать зрительное восприятие,
-развивать связную речь.

Подушка, наволочка,
одеяло, пододеяльник,
простыня, матрас.

Выражение слов
сочувствия заболевшему.

Баю-бай, засыпай.
Спокойной ночи,
приятных снов.

Этикетные формы
пожеланий перед сном.

Умываюсь, раздеваюсь,
надеваю пижаму, слушаю
сказку, закрываю глаза.

60

Доброе утро!

04.05

61

Занятия людей
утром.

11.05

62

Играем вместе

16.05

63

Не будем
ссориться.

18.05

64

Здравствуй лето!

23.05

65

Закрепление
изученного
материала

25.05

Слушание и воспроизведение
чистоговорки: «Вот проснулся
петушок…».
-активизировать выражения,
традиционно используемые как
утренние высказывания, -развивать
интонационную выразительность,
-развивать слуховое восприятие .
Беседа на тему «Как начинается твое
утро?». Слушание примеров разных
интонаций (грустно-весело, вялободро).
-активизировать выражения,
традиционно используемые как
утренние высказывания, -развивать
интонационную выразительность,

Петушок, курочка,
сынок, дочурочка.
Доброе утро, здравствуй,
как спалось?

Чтение стихотворения Г.П. Шалаевой
«Умей играть самостоятельно».
- формировать умение школьников
разворачивать диалог в игровых
ситуациях,
- развивать умение объяснять правила
игры товарищам, умение выбирать
интонацию для того, чтобы
договориться.
Чтение стихотворения Э. Мошковской
«Не надо больше ссориться».
Моделирование спорных ситуаций и
способы их решения. Составление
коротких высказываний по сюжетным
картинкам.
- развивать слуховое восприятие,
- развивать умение договариваться.
Чтение стихотворения И. Гуриной
«Здравствуй, лето!» Использование
прилагательных в речи учащихся для
обозначения признаков лета.
- расширять словарный запас
школьников,
- закреплять умение формулировать
вопросы и отвечать на них.
-повторить ранее полученные знания,
-развивать зрительную память,
-развивать логическое мышление и
речь,
-обогащать словарный запас учащихся.

Правила игры, ход игры,
интонация,
договариваться,
обсуждать.

Весело, бодро, вяло,
грустно, хмуро,
приветливо и.т.д.

Поссорились,
помирились,
договорились.

Солнце светит ярко, дает
много света и тепла, день
длиннее, ночь короче,
распускаются цветы,
поют птицы, дети много
времени проводят на
свежем воздухе.

66

Повторение
изученного в 1
классе.

- повторить и закрепить полученные
знания,
-развитие правильного речевого
дыхания,
-активизировать часто используемые в
повседневной деятельности
выражения,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».