ИЗО 1 класс 22-23уч.год

Пояснительная записка
Нормативно-правовыми основаниями разработки программы учебного курса
«Изобразительное искусство» для обучающихся первого класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для школ, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы являются:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от
23.07.2-13 №203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от
19.12.2014., вступивший в силу в сентябре 2016 года;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа
3013 г. №1015;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный
год;
- Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования)»;
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573);
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об
утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.98-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
короновирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрировано в Минюсте
РФ03.07.2020г. № 58824);

- Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной образовательной организации и родителей
(законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а
также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях,
находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г.
№ 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757-ПП).
- Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа № 7, реализующая адаптированные
основные
общеобразовательные
программы»,
утверждённый
приказом
Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
- Локальные акты образовательного учреждения;
При разработке программы учитывались перечисленные документы, в которых
предложены предметные, личностные результаты освоения учебных предметов,
система оценки достижений планируемых результатов освоения адаптированных
рабочих программ обучающихся с умственной отсталостью.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающихся с ВОЗ.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Программа рассчитана на детей 7-8 лет с умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями).

Развитие

детей

характеризуется

замедленностью, наличием отклонений от нормального развития. Интеллектуальные
нарушения являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах
онтогенеза. Недоразитие познавательных интересов и снижение познавательной
активности обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой
подвижностью и переключаемостью. У данной группы страдают не только высшие
психические функции, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Наиболее
нарушенными являются речь и мышление, особенно способность к отвлечению и
обобщению. Относительно сохранными остаются ощущение и восприятие, но для
них характерна неточность и слабость дифференцировки ощущений, снижение
объема и темпа восприятий.

Обучающимся свойственна низкая активность

мыслительных процессов и слабая регулирующая роль: они начинают выполнять
задания не дослушав инструкцию, не поняв его цели, не имея плана действий.
У детей наблюдаются нарушения памяти: они лучше запоминают внешние или
случайные признаки, затруднено произвольное запоминание, которое требует
многократных повторений, моторной и зрительной поддержки. У детей имеются
значительные трудности сохранения информации и ее воспроизведения.
Внимание учащихся отличается сужением объема, малой устойчивостью,
трудностями его распределения, медленностью переключения. Значительно
нарушено произвольное внимание, что выражается в неустойчивости внимания и
трудностях сосредоточения на одном объекте или виде деятельности.
Представлениям детей 1 класса свойственна фрагментарность. Воображение не
сформировано, что выражается в его примитивности и схематичности.
Для данной группы детей характерно системное недоразвитие речи, что
проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической и
грамматической.
У многих детей в классе нарушена и моторная сфера, особенно координация
мелких движений пальцев рук.
Нарушена и эмоционально-волевая сфера детей: слабо выражены эмоции,
отсутствуют оттенки переживаний; эмоциональные проявления неустойчивы и
поверхностны. У детей наблюдаются слабость намерений и побуждений. Учащиеся
предпочитают выбирать действия которые не требуют волевых усилий. Это связанно
с неразвитостью мотивационной сферы, слабостью побуждений, отсутствием
инициативы. В процессе выполнения учебного задания они часто «соскальзывают» с
правильно начатого выполнения действия на другие знакомые действия.
У детей 1 класса наблюдается недоразвитие навыков общения, что негативно
сказывается на их поведении, особенностями которого является: гиперактивность,
гипоактиность, агрессия.
Специфические образовательные потребности для обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
• наглядно-действенный характер содержания образования;

• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения;
• обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;
• использование преимущественно
деятельности и поведения;

позитивных

средств

стимуляции

• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в
познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.

Целью данной программы является осуществление комплексного подхода к
развитию личности обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения, путем
коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций,
обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной
деятельностью.
Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются
следующие задачи:
Формировать навыки и приемы работы в разных видах изобразительной
деятельности (рисование, лепка, аппликация);
Формировать у обучающихся зрительно-графические навыки и умения;
Обучать изобразительным техникам и приемам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и работе в
нетрадиционных техниках;
Учить находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать
сходства и различия, ориентироваться на листе бумаги, последовательно выполнять
рисунок или изделие;
Корригировать недостатки познавательной деятельности школьников путем
систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия
формы, цвета, величины, конструкции предметов и их положения в пространстве,
развивать зрительную память, внимание, наблюдательность, образное мышление,
представления и воображение;
Развивать мелкую моторику рук, формировать правильное удержание карандаша

и кисточки, формировать правильное удержание ножниц, учить резать по прямой и
вырезать округлые формы, формировать произвольную регуляцию нажима и темпа
движений, прекращения движения в определенной точке, сохранять направление
движения;
Знакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно-прикладного и
народного искусства, воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к ним;
Развивать речь учащихся и обогащать словарный запас за счет введения новых
слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества, а также
изобразительные средства;
Обогащать, уточнять и закреплять представления о предметах и явлениях
окружающего мира, воспитывать эстетические чувства и понимание его красоты,
формировать интерес к изобразительной деятельности;
Воспитывать адекватное отношение к результатам собственной деятельности и
деятельности других, формировать основы самооценки.
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период
обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие у учащихся
умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и
конструкцию», «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Учебно-тематический план
№ п/п

Наименование раздела

Количество
часов

1

Подготовительный период обучения

3

2

Обучение композиционной деятельности

8

3

Развитие у учащихся умений воспринимать и
изображать форму предметов, пропорции и
конструкцию.

10

4

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов
и формирование умений переливать его в живописи

9

5

Обучение восприятию произведений искусства

3

Итого:

33

Программой предусматриваются следующие виды работ:
1. Рисование с натуры и по образцу, рисование по памяти, представлению и
воображению; рисование на свободную и заданную тему, декоративное
рисование.
2. Лепка объемного и плоскостного изображения с натуры или по образцу, по

памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции.
3. Выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации; аппликация с натуры,
по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной,
сюжетной и декоративной аппликации.
4. Проведение бесед о содержании рассматриваемых картин, иллюстраций,
картинок, произведений народного и декоративно-прикладного искусства.
В подготовительный период обучение детей с нарушением интеллекта
осуществляется особым образом. Специфичность занятий заключается в
использовании нескольких видов работ, небольших по объему заданий, смена
видов деятельности в течение одного урока: упражнения игрового характера на
развитие познавательных процессов, обучение приемам организации рабочего
места, приемам работы с разными материалами, инструментами и
приспособлениями, работа над развитием речи детей и др. Разнообразие видов
деятельности, их быстрая смена, доступность заданий позволяет легко
активизировать внимание детей, вызвать интерес к работе, способствуя лучшему
усвоению и запоминанию учебного материала. Важно формировать у детей
привычные навыки работы с материалами и инструментами, показать что
рисунки отражают свойства предметов, прививать интерес к изобразительной
деятельности.
Наряду с формирование у детей практических умений и развитием моторики
руки, налаживанию взаимодействия руки и глаза, необходимо поработать над
развитием у учеников цветовосприятия, помочь установить связи между
свойствами предметов и сенсорными эталонами. Игровая форма сообщения
знаний, использование проблемных ситуаций в игре поможет учащимся усвоить
учебный материал. Успех дальнейшей работы зависит от тщательной отработки
программного содержания подготовительного периода обучения, поскольку
дальнейшая работа основывается на полученных при этом знаниях и умениях
учащихся.
В композиционной деятельности нужно учить детей устанавливать
пространственные и смысловые связи. С этой целью необходимо использовать
методики работы с «подвижной аппликацией», с правильными и ошибочными
изображениями, а также шаблоны, зрительные опоры.
В работе над декоративной композицией на полосе при составлении узора у
детей развивается чувство ритма при чередовании форм, цвета, величины
элементов.
Работа над тематической композицией начинается с формирования
графических образов объектов; прежде всего это дом, дерево, человек.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкции осуществляется с учетом особенностей развития
познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта. В этом
разделе перед учителем ставится задача научить детей с интересом

рассматривать предмет, который они собираются нарисовать, вылепить,
выделять главные признаки предмета, его расположение в пространстве,
соотносить части по отношению друг к другу и к целому, осознавать
конструкцию предмета, его строение.
Ведущими видами работы в этом направлении являются лепка и аппликация.
В лепке ребенок воссоздает объемные части и соединяет их в целое. Аппликация
является переходным этапом от объемного к плоскостному изображению. С
помощью лепки и аппликации ребенок не только осознает наличие частей в
предмете, но и устанавливает их место в целостной конструкции.
После лепки и работы над аппликацией ребенку легче осознавать приемы
изображения предмета.
В разделе работы над развитием восприятия цвета предметов и
формированию умений передавать его в живописи важно уделить внимание
обучению детей умению организовывать свое рабочее место, пользоваться
красками и кистью, выполнять работы разными приемами. Знакомство детей со
свойствами цвета происходит в практической деятельности. Здесь важную роль
играет демонстрация приемов, раскрывающих свойства цвета (смешивание
цветов, осветление цвета, затемнение цвета). Немаловажным является подбор
доступных для исполнения и интересных для детей заданий.
Среди приемов обучения цветовосприятию наиболее важным явлются: метод
сравнения, метод демонстрации отдельных этапов изображения или действий с
красками и кистью, метод совместных действий учителя и учеников.
Обучение восприятию произведений искусства начинается с
формирования умений рассматривать картину, иллюстрацию, предмет народного
творчества. Сначала дети должны научиться называть изображенные предметы,
затем – устанавливать различные связи, отраженные в изображении (временные,
причинно-следственные и др.). Важно добиться, чтобы дети не только
посмотрели на демонстрируемые объекты, но и научились внимательно
рассматривать картину, устанавливать ее содержание, сходство с реальностью,
высказывать
свое
отношение
к
изображенному.
Подбираемый
демонстрационный материал должен быть доступен пониманию учащихся и
отвечать их интересам.
На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над
развитием речи учащихся. Речевой материал в виде отдельных слов,
словосочетаний и фраз закрепляется в практической деятельности и в беседах по
изобразительному искусству. Для проверки накопленного лексического
материала можно использовать игры типа «Угадай, как называется», «Назови,
что у меня есть» или «подвижную» аппликацию с большим количеством
изображений предметов, силуэтов разных геометрических форм и размеров,
разных по цвету и оттенкам (вазы, листья, цветы и др.).

Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения курса «Изобразительное искусство»
является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является
фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального
подходов.
Каждый урок оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и
дидактическим материалом, техническими средствами обучения. На уроках
используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты,
муляжи, макеты, гербарии, коллекции, мультимедийные материалы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
• формирование у обучающегося ценностных ориентиров в области
изобразительного искусства;
• воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других
людей;
• формирование навыков работы с материалами и инструментами;
• овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
• отработка навыков самостоятельной и групповой работы;
• формирование элементарных гигиенических навыков.
Результатами
освоения
курса
«Рисование»
сформированные базовые учебные действия:

являются

следующие

Регулятивные БУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
•Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии
оценивания образовательных достижений.
Познавательные БУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных
в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие
задания.
Коммуникативные БУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на
уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться работать самостоятельно и в коллективно группе:
Название учебно-методического комплекта
1 класс
Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство. 1 класс: Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2017.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Изобразительное искусство» - образовательная область
«Искусство».
Согласно учебному плану ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 7» на
изучение предмета «Рисование» в 1 классе отводится:
Класс

Количество часов
в неделю

Количество
часов в год

1

1 час

33 часа

Количество
контрольных
работ
-

Содержание программы учебного курса
1 класс
Обучение умению размещать рисунок (а в аппликации – готовое вырезанное
изображение) на изобразительной плоскости.
«Обучение композиционной деятельности»:
Составление аппликации из вырезанных изображений объектов или их частей
"Листопад".
Составление аппликации из вырезанных изображений объектов или их частей
"Кувшинчик к цветам».
Рисование с помощью шаблонов "Листопад".
Рисование с помощью опорных точек: "Кораблик на воде".
Рисование с помощью опорных точек: "Флажки на верёвке".
«Развитие у учащихся умений воспринимать н изображать форму
предметов, пропорции и конструкцию»:
Лепка (натура дается в сравнении): морковь и свёкла.
Лепка (натура даётся в сравнении): яблоко и груша.
Лепка (натура даётся в сравнении): грибы.

Лепка игрушек: русская матрёшка.
Лепка игрушек: утёнок.
Лепка сложно расчлененных объектов (поэтапно, под руководством учителя):
человечек; дом и дерево (из скатанных из пластилина отрезков "шнура").
Составление аппликации дома деревенского и городского типа из вырезанных
из цветной бумаги квадратов, прямоугольников, треугольников (дорисовывание окон
карандашом, фломастером).
Рисование с натуры предметов простой, слабо расчлененной формы: флажки
квадратные и прямоугольные (в сравнении, с использованием вспомогательных
опорных точек); воздушный шар, мяч, колесо велосипеда.
Рисование с натуры вылепленных предметов (барельефов "Дом" и "Дерево";
объёмных изображений); Рисование выполненных аппликаций.
Рисование по памяти нарисованных с натуры предметов (как упражнение в
запоминании) в игровой форме: "Кто лучше запомнил?".
«Развитие уучащихся восприятия цвета предметов и формирование умений
переливать его в живописи»:
Рисование кистью - "Радуга".
Раскрашивание изображений предметов, нарисованных ранее (овощи, фрукты с
ровной окраской; листья в осенней окраске).
Роспись игрушек, вылепленных из глины на уроках изобразительного искусства
или ручного труда: "русская матрешка" (гуашь по глине).
Роспись игрушек, вылепленных из глины на уроках изобразительного искусства
или ручного труда: "Птичка" (гуашь по глине).
Выполнение цветных кругов с тёмной и белой "оживкой", используемых в
современной городецкой росписи; изображение ягод "тычком".
Рисование сразу кистью гуашью: веточки акации, (способом "примакивание") "графический диктант".
Рисование сразу кистью гуашью: цветы "ромашка", "василек", "одуванчик"
(способом "примакивание") - "графический диктант" (работа сразу кистью гуашью).
«Обучение восприятию произведений искусства»:
Картина В. Ван Гога "Кувшины".
Картина И. Левитана "Золотая осень".
Картины И. Шишкина "Рожь", "Зима".

Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» в 1 классе не
предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего
контроля: устный опрос, оценивание практических работ учащихся.
Критерии оценивания
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с ОВЗ оценке подлежат
личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов
предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих
результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности,
оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения
первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной
деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Перечень учебно-методических средств обучения
№
1.1

1.2

2.1

2.2

Наименование объектов и средств
Основная литература
Адаптированная основная общеобразовательная
программа для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
ред. от 2016 года
Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное
искусство.
1
класс:
Учебник
для
общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные
программы. – М.: Просвещение, 2017.
Дополнительная:
Нестерова Т.В. Обучение младших школьников с
нарушением интеллекта рисованию с натуры:
методические рекомендации. УГПУ Институт
специального образования. -Екатеринбург, 2001
Наглядные и демонстрационные материалы по
выше перечисленным темам.
Предметные картинки на разные темы.

Наглядные пособия:
«Овощи», «Фрукты», «Море», «Домашние
птицы» «Перелётные птицы», «Посуда»,
«Ягоды», «Садовые цветы», «Полевые цветы»,
«Времена года»,
Дидактический материал:
«Городецкая роспись», «Дымковская игрушка»,
«Русская матрёшка», «Жостовская роспись»,
«Филимоновские игрушки», «Хохлома»,
«Гжель», Картины Шишкина, Левитана, Ван Гога
и др. художников

Содержание программы по рисованию
Тема Кол-во часов
Формируемые понятия Формируемые умения Универсальные учебные действия
Подготовительные упражнения
2
Форма предмета.
Круг. Квадрат. Прямоугольник. Треугольник. Овал. Величина предмета.
Середина, верхний край, нижний край, правый край, левый край.

Красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый. Различение формы предмета при помощи зрения, осязания и
обводящих движений руки.
Определение разницы по величине между предметами одной и той же формы.
Нахождение верхнего, нижнего, правого, левого края.
Различение круга и овала.
Владение карандашом.
Произвольная регуляция силы нажима.
Произвольный темп движения (замедление, ускорение).
Прекращение движения в нужной точке.
Удерживание направления движения.
Различение цветов.
Правильное раскрашивание рисунка (соблюдение направления штрихов, не оставлять пробелов, не выходить за пределы
контура). Графическое представление формы.
Ориентирование на листе бумаги.
Выработка навыка аккуратности.
Развитие способности восприятия сложных объектов.
Развитие творческого потенциала.
Формирование ассоциативного образного, пространственного мышления.
Умение передавать в рисунке пространственные и величинные отношения.
Сравнение предметов по форме, величине, цвету.
Декоративное рисование.

4

Линия: прямая, вертикальная, горизонтальная, наклонная.

Трафарет.
Красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.
руки прямых, вертикальных, горизонтальных и наклонных линий.

Свободное, без напряжения проведение от

Правильное пользование трафаретами.
Различение и называние цветов.
Аккуратное закрашивание элементов орнамента с соблюдением контура рисунка.
Рисование с натуры. 6
Форма. Величина. Цвет.
Свойства предметов. Передача основных свойств предмета в рисунке.
Правильное размещение рисунка на листе бумаги.
Аккуратное закрашивание изображения.
Соблюдение контура предмета.
Тематическое рисование.
6
Форма.
Наверху. Внизу. Рядом. Около.
Большой, маленький, самый маленький. Объединение предметов по признаку формы.
Передача в рисунке наиболее простого для изображения момента из прочитанной сказки.
Размещение на листе бумаги элементов рисунка, передавая пространственные и величинные отношения предметов.
Отождествление своего рисунка с каким-либо предметом.
Беседы об изобразительном искусстве. 3
Узнавание и различение в иллюстрациях изображения предметов,
животных, растений, известных им из ближайшего окружения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».