Пояснительная записка Характерное недоразвитие и нарушение речи у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обуславливают специфику обучения их русскому языку в условиях школьного обучения. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является устная речь. Введение предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов. Нормативно-правовыми основаниями разработки программы учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы являются: • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании»; • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; • Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; • Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020 г. № 61573); • Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ03.07.2020г. № 58824); • Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757ПП); • Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); • Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области; • Программа воспитания обучающихся ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7»; • Локальные акты образовательного учреждения. Специфические образовательные потребности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): • наглядно-действенный характер содержания образования; • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; • необходимость постоянной актуализации знаний и умений одобряемых обществом норм поведения; • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с интеллектуальным и нарушениями; • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; • стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним. Цель программы: развитие речевой коммуникации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях. Задачи: расширить возможности понимания учащимися обращённой речи, в т.ч. за счёт включения упражнений на прослушивание знакомой речи в записи; совершенствовать диалогические умения школьников и способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся; развивать умения участвовать в контекстном диалоге, составлять развёрнутые связные высказывания с опорой на план; развивать интонационную и жестово-мимическую выразительность; развивать навыки устной коммуникации; корректировать недостатки речевой и мыслительной деятельности; формировать положительные нравственные качества и свойства личности; воспитывать культуру речевого общения. Коррекционная направленность обучения на уроках по речевой практике предполагает: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие основных мыслительных операций; - развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления; - коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы; - обогащение словаря; - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования и реализуется через: - развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, создание специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения, - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; - овладение навыками коммуникации; - дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации; - осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. Межпредметные связи. Занятия на уроках по речевой практике продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: математикой, музыкой, рисованием и трудовым обучением. В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности: игровую, ручной труд, конструктивную, изобразительную, которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных представлений об окружающем мире. Содержание программы учебного предмета «Речевая практика» в 3 классе Аудирование Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2—3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет — пакет, удочка — уточка, гладит— глядит и др. (с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами: в — на, у — за,над - под, с — на, к — от и др., например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь - под партой» и т. д. Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал?»). Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте, например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши своё имя и свою фамилию» и т. д. Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными - картинками предложений, содержащих слова-«родственники» или слова, обозначающие функционально сходные - предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделалмаленькую скамейку. Дети слепили во дворе снеговичка. Дети вылепили во дворе снегурочку. Дикция и выразительность речи Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение. Дыхательные упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на одном выдохе — два Егорки, потом — три): Как на горке, на пригорке стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д. Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных ситуациях. Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи. Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: весёлое, грустное, сердитое. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы». Примерная тематика речевых ситуаций «Добро пожаловать!», «В школьной столовой», «Готовим новогодний праздник»; «Истории о лете», «Играем в школу», «Играем во дворе»; «Красная шапочка», «Три медведя», «Три поросенка»; «В воскресенье все дома», «С Днём рождения!», «Алло! Алло!»; «Садитесь, пожалуйста! (поведение в автобусе) «Мы не знаем, как пройти... Как быть?», «Расскажи мне о школе», «Моя дорога в школу», «За покупками в магазин «Наш товарищ заболел», «Дежурство»; «Отгадываем любимое занятие каждого», «Я записался в кружок»; «У меня есть щенок», «Мой котенок убежал. Может, кто его видел?». Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материл и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими лапкам и беленьким кончиком хвоста. Совершенствование умения участвовать в вопросно- ответных диалогах: Какая лиса? —Хитрая. — А заяц? Трусливый. — А петух какой? — Смелый. — Кто тебе больше всех понравился?». Составление разных по содержанию предложений по определённой теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию, например: тема «Любимое занятие», наглядный материал по теме, заданная синтаксическая конструкция: Брат любит собирать марки (Маша любит читать книги. Вася любит смотреть телевизор). Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли атрибутов к ней. Использование новых слов и предложении в ролевой игре. Коллективное составление рассказа. Культура общения Выражение благодарности. «Вежливые» слова. Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи. Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале общения» Планируемые результаты освоения программы Предметные результаты Достаточный уровень: - понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи; - выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме; - выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа; - участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; - правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения; - сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников; - принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций; - уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план; - слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание. Минимальный уровень: — выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; —выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; —знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); —участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; — слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; — выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя; — участвовать в беседе; — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план. Личностные результаты, ожидаемые после 3-го года обучения по программе «Речевая практика»: —уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны; —расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) —собственных и окружающих людей; — укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения; —овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения); — овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения). Учебно - методический комплект 3 класс - Комарова С.В, «Речевая практика», 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /С.В. Комарова – М.: Просвещение, 2018 г.- 79 с. - Комарова С. В., Головкина Т.М., «Речевая практика», рабочая тетрадь, 3 класс – М.: Просвещение, 2018 г.- 48 с Количество учебных часов Место учебного курса «Речевая практика» - образовательная область «Язык и речевая практика». Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №7» на изучение курса «Речевая практика» отводится: Класс Количество часов Количество Количество контрольных работ в неделю часов в год 3 2 68 Тематический план (68 часов за год, 2 часа в неделю) № Наименования разделов и тем Кол-во часов п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Снова в школу! Мы собрались поиграть… В библиотеке Сказки про Машу Отправляюсь в магазин Телефонный разговор Я – зритель Какая сегодня погода? Снегурочка Весёлый праздник Учимся понимать животных Узнай меня! Впереди лето! 4 4 4 4 4 4 4 4 4 7 7 6 7 Итого:68 ч. Способы и формы оценки образовательных результатов Образовательные результаты обучающихся по предмету «Речевая практика» на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся. Контроль за усвоением знаний осуществляется посредством проверочных работ (1- 2 раза в триместр). Итоговый контроль практических умений учащихся осуществляется в виде контрольных работ (на начало учебного года и в конце каждого триместра). Характеристика цифровой оценки образовательных результатов для обучающихся 3 класса При оценке итоговых результатов освоения программы по устной речи должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. Текущее оценивание- наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках устной речи. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению. Тематическое оценивание проводится с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа. Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускаются единичные ошибки, которые сам же исправляет. Оценка «4» ставится, если ученик даст ответ, в целом соответствующий оценке «5», но допускает неточности в подтверждение правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировании правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя. Оценка «1» в 1-4 классах за устные ответы не ставится. Формы организации учебной деятельности Основной формой организации обучения Речевой практики является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов. Каждый урок Речевой практики оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения. Перечень учебно-методических средств обучения % Наименование объектов и средств оснащен ности Комарова С.В, «Речевая практика», 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные 100 основные общеобразовательные программы /С.В. Комарова – М.: Просвещение, 2018 г.- 79 с. Комарова С. В., Головкина Т.М., «Речевая практика», рабочая тетрадь, 3 класс – М.: Просвещение, 2018 г.- 48 с. 100 Дидактические игры и материалы: 1. «Школьная жизнь», «Поиграем в сказку», «Мои игрушки», «Цвет и форма геометрических фигур», 2. Наглядные карточки по развитию речи; 3. Наглядный, демонстративный и дидактический материал по темам: 4. «Русские народные сказки, герои этих сказок», «Портреты русских и других поэтов, писателей»; «Растения», «Животные дикие, домашние, лесные и др.», «Карта мира, РФ», Музыкальные детские инструменты, маленькие мячики, кубики, мозайки, пазлы… 5. Карточки со словарными словами, предметные картинки по темам. 6. Иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения); 7. Трафареты; 100 8. Учебные модели; 9. DVD-фильмы; 10. Раздаточные карточки; 11. Проектор; 12. Графический планшет; 13. Мультимедийные образовательные программы 14. ЦОР; 15. Компьютер № Дата Тема Календарно-тематическое планирование Кол – во Деятельность обучающихся на уроке уроков Школьная жизнь Добро пожаловать! Мы снова в школе У нас новые ученики. 1 Поздравление с началом учебного года. 1 1 Конструирование диалогов -приветствий из заданных реплик Знакомство с новыми учениками. 1 Введение детей в ситуацию конфликта и в ситуацию успеха. Развитие умения участвовать в вопросно - ответном диалоге. Совершенствовать диалогические умения, умение ставить уточняющие вопросы 6 7 Успехи и неудачи бывают у каждого. Где же взять мне книгу почитать? В библиотеке. Экскурсия Истории о лете 8 Я расскажу вам, где отдыхал 1 9 Мы собрались поиграть. Мы хотели поиграть Игра «Рыбаки» Наша любимая игра 1 Экскурсия в школьную библиотеку Составление предложений с опорой на схемы и слова: по картине, далее – на основе личного опыта Обмен впечатлениями о самых интересных событиях, произошедших во время летних каникул, между учителем и учащимися Учимся строить диалог типа «предложение - возражение» 1 1 Обсуждение содержания серии картин. Составление рассказа – описания любимой игры 1 2 3 4 5 10 11 1 1 1 Играем в нашу любимую игру Играем в сказку. Вспоминаем сказку «Маша и Медведь» Инсценировка сказки «Маша и медведь» Вспоминаем сказку «Три медведя» Инсценировка сказки «Три медведя» Составление новой сказки про Машу. Вспоминаем сказку «Волк и семеро козлят» Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» Знакомство со сказкой «Гуси-Лебеди» Инсценировка сказки «Гуси Лебеди» Знакомство со сказкой «Морозко» Инсценировка сказки «Морозко» Я дома Мой дом и моя семья 1 Составление описания правил игры. 1 Умение понимать речь, записанную на аудионоситель 1 Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве. Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки 1 1 27 «Дома маме помогу…» Обмениваемся бытовыми советами Содержу одежду в чистоте 28 Вещи в моем шкафу 1 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Продолжить формирование представлений детей о взаимопомощи и правилах поведения, когда одни дома Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки Продолжать формировать представления детей о правилах поведения, когда остаются одни дома Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, прилежание, любовь к труду. Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братьев и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше?». Понимание своих обязанностей в семье Расширение словарного запаса о бытовых предметах Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы, используемые при уходе за одеждой. Употребление в речи предлогов в, на, под. 29 Я тебе позвоню 1 30 31 1 1 1 1 1 1 1 Составление ответов на вопросы по картинкам Уточнение телефона экстренной службы Уточнение телефона экстренной службы Уточнение телефона экстренной службы Составление диалогов с экстренными службами 1 Знание своего имени, отчества, фамилии, адреса. 1 Знание качеств своего характера. Умение называть свои привычки 39 40 Телефонный разговор Мы разговариваем по телефону Мой мобильный телефон Я вызываю пожарных Я вызываю полицию Я вызываю скорую Я звоню в экстренные службы Мои друзья Узнай меня! «Свет мой, зеркальце. Скажи…» Узнай одноклассника! «Знакомьтесь, наш класс!» Составление диалогов разговора по телефону по образцу и с использованием собственного опыта Чтение по ролям диалогов сказки Составление диалогов по телефону на различные темы 1 1 41 42 Вместе после уроков Хочешь со мной дружить? 1 1 43 Вместе нам не скучно 1 44 Привычки хорошие и не очень. Я за порогом дома Я пешеход Правила дорожного движения достойны уважения Я зритель Я иду в кино Мы в кинотеатре Отправляюсь в магазин 1 Знание имен одноклассников, их привычек, характеров. Описывание фотографий, принесенных из дома. Составление рассказа «Я и моя семья» по плану Моделирование спорных ситуации и способы их решения. Формировать умение школьников разворачивать диалог в ситуации знакомства и игровых ситуациях Выявление представлений детей по теме «Наши любимые игры и игрушки» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал Выявление представлений детей по теме «Опасные ситуации» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал Расширить словарный запас школьников знаками пешеходного перехода 32 33 34 35 36 37 38 45 46 47 48 49 50 1 1 Расширить словарный запас школьников, словами, обозначающими дорожные знаки 1 1 1 1 Расширение словарного запаса предметной лексикой Составление рассказа по картинке Составление диалогов по образцу Помочь первоклассникам перенести полученные знания о ситуации «Покупка в магазине» в новые условия Ролевая ситуация «Я пришел за продуктами» , расширение словарного запаса продуктами Перенести полученные знания о ситуации «Покупка в магазине» в новые условия, расширение словарного запаса канцтоварами Повторение проигранных диалогов Расширять представления учащихся о правилах поведения в гостях Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы посуды. Правила этикета за столом. Расширять представления учащихся о правилах поведения при прощании с ровесниками и старшими Расширение словарного запаса о погодных явлениях 51 Мы в продуктовом магазине 1 52 Мы в канцелярском магазине 1 53 54 55 Мы пришли в магазин Веселый праздник Мы идем на день рождения 1 1 1 56 Погода и мы 1 57 58 Какая сегодня погода? Одеваемся по погоде 1 1 59 Мир природы Сказка Одоевского «Снегурочка» Инсценировка сказки «Снегурочка» Весенняя прогулка. Учимся понимать животных Я ухаживаю за своим домашним животным Мое домашнее животное Промежуточная аттестация В зоопарке у зверей Мы друзья или враги природы? Здравствуй, лето! 1 Расширение словарного запаса о погодных явлениях Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы одежды и распределение их по сезонам и по принадлежности. Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки весны 1 Расширить словарный запас школьников, названий первые весенние цветы 1 1 1 Экскурсия на школьный двор. Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта Расширение словарного запаса 1 1 1 1 Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта Расширять словарный запас животных зоопарка Составление предложений по картинкам Экскурсия на школьный двор. 60 61 62 63 64 65 66 67 68 1