Пояснительная записка Программа по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Специфика интеллектуального недоразвития обучающихся 3 класса не даёт возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире, поэтому содержание предмета базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Курс элементарного природоведения в младших классах должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами. Нормативно-правовыми основаниями разработки программы учебного предмета «Мир природы и человека» для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы являются: • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании»; • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; • Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; • Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020 г. № 61573); • Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ03.07.2020г. № 58824); • Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757- ПП); • Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); • Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области; • Программа воспитания обучающихся ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7»; • Локальные акты образовательного учреждения. Специфические образовательные потребности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): • наглядно-действенный характер содержания образования; • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; • необходимость постоянной актуализации знаний и умений одобряемых обществом норм поведения; • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с интеллектуальным и нарушениями; • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; • стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним. Цель программы: пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, постепенное углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. Задачи: на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям окружающей среды; вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и результаты опытных работ, отмечать фенологические данные; формировать знания обучающихся о природе своего родного края; формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить бережному отношению к природе. Коррекционная направленность обучения на уроках по предмету «Мир природы и человека» предполагает: - коррекцию внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий; - коррекцию и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий; - развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти; - развитие зрительного и слухового восприятия; - развитие тактильного восприятия; - развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления); - коррекцию и развитие личностных качеств обучающихся, выдержки); - умение выражать свои чувства. Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования и реализуется через: 1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении Направления специальной (коррекционной) работы Требования к результатам Развитие адекватных представлений о собственных - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, возможностях и ограничениях, о насущно необходимом физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию - Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, созданию специальных условий для пребывания в школе, не унизительно. своих нуждах и правах в организации обучения. - Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений. - Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей. - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи 2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни Направления специальной (коррекционной) работы Требования к результатам Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои Прогресс в самостоятельности и независимости в быту. силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям. Освоение устройства домашней жизни, разнообразия - Представления об устройстве домашней жизни. повседневных бытовых дел (покупка продуктов, - Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и участие, брать на себя ответственность в каких-либо областях домашней жизни. ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена поразному. Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в -Представления об устройстве школьной жизни. повседневной жизни класса, принятие обязанностей наряду с другими детьми. на себя - Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях. - Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий. - Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении. Формирование понимания значения праздника дома и в Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, школе, желания участвовать в устройстве праздника, положительная динамика в этом направлении стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными. 3. Овладение навыками коммуникации Направления специальной (коррекционной) работы Требования к результатам Формирование знания правил коммуникации и умения - Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как использовать их в актуальных для ребёнка житейских средство достижения цели (вербальную, невербальную). ситуациях - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор. - Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. - Умение получать информацию от собеседника и уточнять её. - Освоение культурных норм выражения своих чувств. Расширение и обогащение опыта коммуникации Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать ребёнка в ближнем и дальнем окружении. коммуникацию как средство достижения цели. 4. Дифференциация и осмысление картины мира Направления специальной (коррекционной) работы Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей. - Формирование адекватного представления об опасности и безопасности. Требования к результатам Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. - Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. - Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др. - Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка. - Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. - Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению. - Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой. Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.). - Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. - Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.). - Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др.) - Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. - Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. - Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий. - Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. - Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. - Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. 5. Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей Направления специальной (коррекционной) работы Требования к результатам Формирование знаний о правилах поведения в разных Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми статуса, со взрослыми разного возраста и детьми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и т.п. незнакомыми людьми. Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов. - Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. - Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. Освоение возможностей и допустимых границ - Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать социальных контактов, выработки адекватной контакт. дистанции в зависимости от ситуации общения. - Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. - Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Расширение и обогащение опыта социального Расширение круга освоенных социальных контактов. взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении. Межпредметные связи. Занятия на уроках по предмету «Мир природы и человека» продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: математикой, музыкой, рисованием, развитием В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности: игровую, ручной труд, конструктивную, изобразительную, которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных представлений об окружающем мире. Содержание программы учебного предмета «Мир природы и человека» в 3 классе Сезонные изменения в неживой природе Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев. Растения и животные в разное время года Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года Неживая природа Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра. Живая природа Растения Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные. Животные Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям. Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик. Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок. Человек. Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких. Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний. Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений. Планируемые результаты освоения программы Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе. Минимальный уровень: 1. относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное); 2. называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда); 3. знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения; 4. знать основные правила личной гигиены; 5. иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; Достаточный уровень: 1. узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; 2. относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса); 3. знать правила гигиены органов чувств; 4. проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; Личностные результаты освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки: 1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории культуре других народов; 3. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 12. 13. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни. Учебно - методический комплект 3 класс - И. А. Ярочкина, М. А. Попова, Н. Б. Матвеева, Т. О. Куртова, 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. М.: Просвещение, 2018 г. 1 ч - 70 с., 2 ч. – 79 с. - Матвеева, Попова: Мир природы и человека. 3 класс. Рабочая тетрадь – М.: Просвещение, 2018 г.- 48 с Количество учебных часов Место учебного курса «Мир природы и человека» - образовательная область «Естествознание». Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7» на изучение предмета «Мир природы и человека» в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год: Класс Количество часов в неделю Количество часов в год Количество контрольных работ 3 1 34 1 Тематический план (34 часа в год, 1 час в неделю) Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом: № Тема Количество часов 1 Сезонные изменения в природе. 12 Времена года. Осень. 3 Зима. 3 Весна. 3 Лето. 2 2 Неживая природа. 6 3 Живая природа. 17 Растения. 5 Животные. 7 Человек. 5 Всего 34 Способы и формы оценки образовательных результатов Образовательные результаты оцениваются в ходе индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; Контроль за усвоением знаний осуществляется посредством устного опроса и в виде проверочных работ (1- 2 раза в триместр). Итоговый контроль практических умений учащихся осуществляется в виде контрольной работы (в конце учебного года). «5» - дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире; - раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике. «4» - дает ответ, который в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала; - неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике. «3» - излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя; - частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире; - ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике. Форма организации образовательного процесса. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы: 1. словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником); 2. наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций); 3. практический метод (упражнения, практическая работа); 4. репродуктивный метод (работа по алгоритму); 5. коллективный, индивидуальный; 6. творческий метод; 7. совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания); 8. рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.; 9. соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста; 10. наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами; 11. обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия. Перечень учебно-методических средств обучения Наименование объектов и средств - И. А. Ярочкина, М. А. Попова, Н. Б. Матвеева, Т. О. Куртова, 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. М.: Просвещение, 2018 г. 1 ч - 70 с., 2 ч. – 79 с. - Матвеева, Попова: Мир природы и человека. 3 класс. Рабочая тетрадь – М.: Просвещение, 2018 г.- 48 с. % оснащен ности 100 100 - «Покорми диких животных» - «Покорми домашних животных» - Лото «Растения – животные», «Профессии», «Звери и птицы», «Грибы» и др. Наглядные и демонстрационные пособия: - Растения. Строение растений; - Дикие и домашние животные; - Грибы съедобные и несъедобные; - Человек. Строение человека. Правильная осанка. - Времена года. Зима. Весна. Лето. Осень. - Вселенная. Космос. Солнечная система. № Дата Тема 1 Осень. Растения осенью. 2 3 Животные осенью. Занятия людей осенью. 4 Зима. Растения зимой. 5 Животные зимой. 6 Занятия людей зимой. 7 Весна. Растения весной. 8 Животные весной. 100 Календарно-тематическое планирование Кол-во Планируемые результаты уроков Предметные Личностные 1 Называть признаки осени. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. 1 Знать названия осенних месяцев. ценностное отношение к природе; 1 Знать как следить за своим здоровьем; Осознание себя как ученика, знать какую одежду выбирать осенью; заинтересованного посещением школы, знать, что "осень"- пора сбора и урожая. обучением, занятиями 1 знать названия зимних месяцев, признаки формирование положительного отношения зимы. к мнению учителя, сверстников; 1 Связно высказываться по плану, Готовность к безопасному и бережному употребляя простые распространённые поведению в природе и обществе; предложения. 1 знать какую одежду выбирать зимой; умение обращаться за помощью, какие игры можно играть. принимать помощь 1 Знать названия весенних месяцев. овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни 1 знать названия диких животных умение организовать своё рабочее место; 9 Занятия людей весной. 1 знать какие работы проводятся в огороде весной. 10 11 Лето. Растения летом. Животные летом. 1 1 Назвать признаки лета. Знать названия летних месяцев. 12 Занятия людей летом. 1 Знать какие работы проводятся летом в огороде. 13 Солнце в разные времена года. 1 Знать различия солнца в разные времена года. 14 Восход и закат солнца. 1 Знать сторону восхода и заката солнца 15 Календарь. 1 Уметь пользоваться календарем. 16 Воздух. Значение воздуха. 1 Знать значения воздуха для человека. 17 18 Термометр. Ветер. Направления ветра. 1 1 Уметь пользоваться термометром. Уметь определять направления ветра. 19 Растения. Сравнение растений. Части растений. 1 Уметь сравнивать растения. Знать части растений. 20 Растения сада. 1 Знать названия растений сада. 21 Плоды и семена. 1 Различать плоды и семена растений. 22 Грибы. 1 Знать названия съедобных и несъедобных грибов. 23 Травы. 1 Знать названия трав. ценностное отношение к природе; умение обращаться за помощью, принимать помощь Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; ценностное отношение к природе; формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. умение обращаться за помощью, принимать помощь овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями 1 Знать названия диких животных. 25 Животные. Дикие животные. Домашние животные. 1 Знать названия домашних животных. 26 Птицы. 1 Знать названия птиц. 27 Перелётные птицы. 1 Знать названия перелетных птиц. 28 29 Зимующие птицы. Хищные птицы. 1 1 Знать названия зимующих птиц. Знать названия хищных птиц. 30 Певчие птицы. 1 Знать названия певчих птиц. 31 Человек. Дыхание человека. 1 Знать названия органов человека. Называть части тела организма человека. 32 Профилактика простудных заболеваний. Кровь. Сердце. Пульс. 1 Знать причины простудных заболеваний. 1 Называть расположение органов на теле человека. Окружающая среда и здоровье человека. 1 24 33 34 Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; умение организовать своё рабочее место; Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. ценностное отношение к природе; умение обращаться за помощью, принимать помощь овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; умение организовать своё рабочее место;