мир природы и человека 3-а класс 2022-2023 уч.год

Пояснительная записка
Программа по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,
пропедевтическим этапом развития у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), понятийного мышления
на основе сведений о живой и неживой природе.
Специфика интеллектуального недоразвития обучающихся 3 класса не даёт возможности закладывать в программу сведения о
сложных явлениях в неорганическом и органическом мире, поэтому содержание предмета базируется на знакомых детям объектах и
явлениях окружающего мира.
Курс элементарного природоведения в младших классах должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых
предметов, как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами.
Нормативно-правовыми основаниями разработки программы учебного предмета «Мир природы и человека» для обучающихся 3 класса с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы являются:
• Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании»;
• Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
• Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в
Минюсте РФ 18.12.2020 г. № 61573);
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4. 35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ03.07.2020г. № 58824);
• Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и
оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с
изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757- ПП);
• Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);

• Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 7,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области;
• Программа воспитания обучающихся ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7»;
• Локальные акты образовательного учреждения.
Специфические образовательные потребности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний и умений одобряемых обществом норм поведения;
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с интеллектуальным и нарушениями;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Цель программы:
пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, постепенное углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные,
временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
Задачи:
 на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о
формах приспособленности живого мира к условиям окружающей среды;
 вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги
наблюдений и результаты опытных работ, отмечать фенологические данные;
 формировать знания обучающихся о природе своего родного края;
 формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить бережному отношению к природе.
Коррекционная направленность обучения на уроках по предмету «Мир природы и человека» предполагает:
- коррекцию внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём
выполнения различных заданий;
- коррекцию и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение
и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных
заданий;
- развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти;
- развитие зрительного и слухового восприятия;
- развитие тактильного восприятия;

- развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и
причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
- коррекцию и развитие личностных качеств обучающихся,
выдержки);
- умение выражать свои чувства.
Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования и реализуется через:
1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Направления специальной (коррекционной) работы
Требования к результатам
Развитие адекватных представлений о собственных - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде,
возможностях и ограничениях, о насущно необходимом физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.
жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию - Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при
со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно,
созданию специальных условий для пребывания в школе, не унизительно.
своих нуждах и правах в организации обучения.
- Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно
описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.
- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей.
- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Направления специальной (коррекционной) работы
Требования к результатам
Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.
силы в овладении навыками самообслуживания дома и в
школе; стремления к самостоятельности и независимости в
быту; привычки и потребности помогать в быту другим
людям.
Освоение устройства домашней жизни, разнообразия - Представления об устройстве домашней жизни.
повседневных бытовых дел (покупка продуктов, - Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное
приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и участие, брать на себя ответственность в каких-либо областях домашней жизни.
ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание
тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту
предметов и вещей. Формирование понимания того, что в
разных семьях домашняя жизнь может быть устроена поразному.
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в -Представления об устройстве школьной жизни.

повседневной жизни класса, принятие
обязанностей наряду с другими детьми.

на

себя - Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при
затруднениях или происшествиях.
- Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий.
- Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них
посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом
направлении.
Формирование понимания значения праздника дома и в Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника,
школе, желания участвовать в устройстве праздника, положительная динамика в этом направлении
стремления порадовать близких, понимание того, что
праздники бывают разными.
3. Овладение навыками коммуникации
Направления специальной (коррекционной) работы
Требования к результатам
Формирование знания правил коммуникации и умения - Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как
использовать их в актуальных для ребёнка житейских средство достижения цели (вербальную, невербальную).
ситуациях
- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор.
- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и
т.д.
- Умение получать информацию от собеседника и уточнять её.
- Освоение культурных норм выражения своих чувств.
Расширение и обогащение опыта коммуникации Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать
ребёнка в ближнем и дальнем окружении.
коммуникацию как средство достижения цели.
4. Дифференциация и осмысление картины мира
Направления специальной (коррекционной) работы
Расширение и обогащение реального взаимодействия
ребёнка с бытовым окружением, миром природных
явлений и вещей.
- Формирование адекватного представления об
опасности и безопасности.

Требования к результатам
Адекватность
бытового
поведения
ребёнка
с
точки
зрения
опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности
окружающей предметной и природной среды.
- Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и
характером наличной ситуации.
- Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные
достопримечательности и др.

- Формирование целостной и подробной картины мира,
упорядоченной во времени и пространстве, адекватно
возрастным возможностям ребёнка.
- Формирование у ребёнка умения устанавливать связь
между ходом собственной жизни и природным
порядком.

- Формирование внимания и интереса ребёнка к
новизне и изменчивости окружающего, к их изучению.
- Формирование понимания значения собственной
активности во взаимодействии со средой.
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с
другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт
и делиться своим опытом, используя вербальные и
невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как
коммуникации и др.).

- Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.
- Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом
собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно
пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на
велосипеде в жаркий летний день и т.п.).
- Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной
жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина,
парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение
театра, музея требует определённого вида одежды и др.)
- Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности
замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми
исследовательскую деятельность.
- Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной
результативности.
- Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.
- Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим человеком.
- Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других
людей.
- Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими
людьми.

5. Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей
Направления специальной (коррекционной) работы
Требования к результатам
Формирование знаний о правилах поведения в разных Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного
социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми
статуса, со взрослыми разного возраста и детьми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и
(старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и т.п.
незнакомыми людьми.
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов.
- Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные
ритуалы.
- Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность,
сочувствие, намерение, просьбу, опасение.

Освоение возможностей и допустимых границ - Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать
социальных
контактов,
выработки
адекватной контакт.
дистанции в зависимости от ситуации общения.
- Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
- Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации
социального контакта.
Расширение и обогащение опыта социального Расширение круга освоенных социальных контактов.
взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем
окружении.
Межпредметные связи. Занятия на уроках по предмету «Мир природы и человека» продуктивны в том случае, когда они тесно
связаны с другими учебными дисциплинами: математикой, музыкой, рисованием, развитием
В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности: игровую, ручной труд, конструктивную,
изобразительную, которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных представлений об окружающем
мире.
Содержание программы учебного предмета «Мир природы и человека»
в 3 классе
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга,
метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав
(медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха.
Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа

Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к
природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек.
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов,
мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой
образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих
при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения
этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае
если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации
медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может
перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе.
Минимальный уровень:
1. относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
2. называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
3. знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;
4. знать основные правила личной гигиены;
5. иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
Достаточный уровень:
1. узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
2. относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое
животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
3. знать правила гигиены органов чувств;
4. проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с
объектами окружающего мира;
Личностные результаты освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
1.
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России.
2.
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
культуре других народов;
3.
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4.
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5.
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6.
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7.
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
8.
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
9.
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10.
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11.
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей.

12.
13.

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Учебно - методический комплект

3 класс
- И. А. Ярочкина, М. А. Попова, Н. Б. Матвеева, Т. О. Куртова, 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. М.: Просвещение, 2018 г. 1 ч - 70 с., 2 ч. – 79 с.
- Матвеева, Попова: Мир природы и человека. 3 класс. Рабочая тетрадь – М.: Просвещение, 2018 г.- 48 с
Количество учебных часов
Место учебного курса «Мир природы и человека» - образовательная область «Естествознание».
Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7» на изучение предмета «Мир природы и человека» в 3 классе
отводится 1 час в неделю, 34 часа в год:
Класс
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Количество контрольных работ
3
1
34
1
Тематический план
(34 часа в год, 1 час в неделю)
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе
осуществляется следующим образом:
№
Тема
Количество часов
1
Сезонные изменения в природе.
12
Времена года. Осень.
3
Зима.
3
Весна.
3
Лето.
2
2
Неживая природа.
6
3
Живая природа.
17
Растения.
5
Животные.
7
Человек.
5
Всего
34
Способы и формы оценки образовательных результатов
Образовательные результаты оцениваются в ходе индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ;
Контроль за усвоением знаний осуществляется посредством устного опроса и в виде проверочных работ (1- 2 раза в триместр).
Итоговый контроль практических умений учащихся осуществляется в виде контрольной работы (в конце учебного года).

«5»
- дает правильный, логически законченный
ответ с опорой на непосредственные
наблюдения в природе и окружающем мире;
- раскрывает возможные взаимосвязи, умеет
применять свои знания на практике.

«4»
- дает ответ, который в основном соответствует
требованиям, установленным для оценки «5», но
ученик допускает отдельные неточности в
изложении фактического материала;
- неполно раскрывает взаимосвязи или
испытывает трудности в применении знаний на
практике.

«3»
- излагает материал с помощью наводящих
вопросов учителя;
- частично использует в ответах наблюдения в
природе и окружающем мире;
- ограничивается фрагментарным изложением
фактического материала и не может применять
самостоятельно знания на практике.

Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников
целесообразно использовать следующие методы и приемы:
1. словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
2. наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
3. практический метод (упражнения, практическая работа);
4. репродуктивный метод (работа по алгоритму);
5. коллективный, индивидуальный;
6. творческий метод;
7. совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового
содержания);
8. рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
9. соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью
жеста;
10. наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
11. обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.
Перечень учебно-методических средств обучения
Наименование объектов и средств
- И. А. Ярочкина, М. А. Попова, Н. Б. Матвеева, Т. О. Куртова, 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. М.: Просвещение, 2018 г. 1 ч - 70 с., 2 ч. – 79 с.
- Матвеева, Попова: Мир природы и человека. 3 класс. Рабочая тетрадь – М.: Просвещение, 2018 г.- 48 с.

%
оснащен
ности
100
100

- «Покорми диких животных»
- «Покорми домашних животных»
- Лото «Растения – животные», «Профессии»,
«Звери и птицы», «Грибы» и др.
Наглядные и демонстрационные пособия:
- Растения. Строение растений;
- Дикие и домашние животные;
- Грибы съедобные и несъедобные;
- Человек. Строение человека. Правильная осанка.
- Времена года. Зима. Весна. Лето. Осень.
- Вселенная. Космос. Солнечная система.
№

Дата

Тема

1

Осень. Растения осенью.

2
3

Животные осенью.
Занятия людей осенью.

4

Зима. Растения зимой.

5

Животные зимой.

6

Занятия людей зимой.

7

Весна. Растения весной.

8

Животные весной.

100

Календарно-тематическое планирование
Кол-во
Планируемые результаты
уроков
Предметные
Личностные
1
Называть признаки осени.
Целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в единстве его природой и
социальной частей.
1
Знать названия осенних месяцев.
ценностное отношение к природе;
1
Знать как следить за своим здоровьем;
Осознание себя как ученика,
знать какую одежду выбирать осенью;
заинтересованного посещением школы,
знать, что "осень"- пора сбора и урожая.
обучением, занятиями
1
знать названия зимних месяцев, признаки формирование положительного отношения
зимы.
к мнению учителя, сверстников;
1
Связно высказываться по плану,
Готовность к безопасному и бережному
употребляя простые распространённые
поведению в природе и обществе;
предложения.
1
знать какую одежду выбирать зимой;
умение обращаться за помощью,
какие игры можно играть.
принимать помощь
1
Знать названия весенних месяцев.
овладение социально-бытовыми навыками,
используемыми в повседневной жизни
1
знать названия диких животных
 умение организовать своё рабочее место;

9

Занятия людей весной.

1

знать какие работы проводятся в огороде
весной.

10
11

Лето. Растения летом.
Животные летом.

1
1

Назвать признаки лета.
Знать названия летних месяцев.

12

Занятия людей летом.

1

Знать какие работы проводятся летом в
огороде.

13

Солнце в разные времена
года.

1

Знать различия солнца в разные времена
года.

14

Восход и закат солнца.

1

Знать сторону восхода и заката солнца

15

Календарь.

1

Уметь пользоваться календарем.

16

Воздух. Значение воздуха.

1

Знать значения воздуха для человека.

17
18

Термометр.
Ветер. Направления ветра.

1
1

Уметь пользоваться термометром.
Уметь определять направления ветра.

19

Растения. Сравнение
растений. Части растений.

1

Уметь сравнивать растения. Знать части
растений.

20

Растения сада.

1

Знать названия растений сада.

21

Плоды и семена.

1

Различать плоды и семена растений.

22

Грибы.

1

Знать названия съедобных и несъедобных
грибов.

23

Травы.

1

Знать названия трав.

ценностное отношение к природе;
умение обращаться за помощью,
принимать помощь
Целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в единстве его природой и
социальной частей.
Осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями
формирование положительного отношения
к мнению учителя, сверстников;
овладение социально-бытовыми навыками,
используемыми в повседневной жизни
Готовность к безопасному и бережному
поведению в природе и обществе;
ценностное отношение к природе;
формирование положительного отношения
к мнению учителя, сверстников;
Целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в единстве его природой и
социальной частей.
умение обращаться за помощью,
принимать помощь
овладение социально-бытовыми навыками,
используемыми в повседневной жизни
Осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями

1

Знать названия диких животных.

25

Животные. Дикие
животные.
Домашние животные.

1

Знать названия домашних животных.

26

Птицы.

1

Знать названия птиц.

27

Перелётные птицы.

1

Знать названия перелетных птиц.

28
29

Зимующие птицы.
Хищные птицы.

1
1

Знать названия зимующих птиц.
Знать названия хищных птиц.

30

Певчие птицы.

1

Знать названия певчих птиц.

31

Человек. Дыхание
человека.

1

Знать названия органов человека.
Называть части тела организма человека.

32

Профилактика простудных
заболеваний.
Кровь. Сердце. Пульс.

1

Знать причины простудных заболеваний.

1

Называть расположение органов на теле
человека.

Окружающая среда и
здоровье человека.

1

24

33
34



Готовность к безопасному и бережному
поведению в природе и обществе;
умение организовать своё рабочее место;



Целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в единстве его природой и
социальной частей.
ценностное отношение к природе;
умение обращаться за помощью,
принимать помощь
овладение социально-бытовыми навыками,
используемыми в повседневной жизни
Осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями
формирование положительного отношения
к мнению учителя, сверстников;
Готовность к безопасному и бережному
поведению в природе и обществе;
умение организовать своё рабочее место;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».