5 класс рабочая программа природоведение

Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой для разработки рабочей программы
являются следующие документы:
 Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон об образовании»;
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
 Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования)»;
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения,
отдыха
и
оздоровления
детей
и
молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573);
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16
«Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.
35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID19)» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.07.2020г. № 58824;
 Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. №
270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной
организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам
на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории
Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от
27.10.2016 г. № 757-ПП).
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) для 5 класса.
Рабочая программа ориентирована на учебник:Лифанова Т.М., Соломина
Е.Н. Природоведение. 5 класс. Учебник для образовательных организаций,
реализующих АООП для детей с ОВЗ. – М.: Просвещение, 2021

Природоведение – интегрированный естественно – научный курс, который
сочетает в себе элементы биологии, географии и других естественных наук.
Курс «Природоведение» ставит своей целью освоение знаний о
многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы,
Воспитание положительного эмоционально – личностного отношения к
природе и применение практических сведений к повседневной жизни
учащимися с нарушением интеллекта.
1) Сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе:
2) Демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой:
3) Формирование географических представлений о формах поверхности,
водоемах, населении, городах и др.
4) Формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
5) Воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного
отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями
природоохранительной работы;
6) Воспитание социально значимых качеств личности;
7) Формирование умений применять полученные знания в повседневной
жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и
культурных растений);
8) Формирование умений оказывать первую доврачебную помощь,
соблюдать санитарно – гигиенические требования и правила здорового
образа жизни.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развиваются
и коррегируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое
мышление(умениеанализировать,сравнивать,обобщать,классифицировать,
устанавливать причинно - следственные связи и зависимости).
Программа курса «Природоведение» состоит из трех разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной
системой: звездами и планетами (узнают названия планет), историей
исследования космоса и современными достижениями в этой области,
узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные
изменения в природе.
В разделе «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера,
литосфера и гидросфера; основные свойства воздуха, воды, полезных
ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот
раздел программы предусматривает также знакомство с формами
поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна-Россия» завершает изучение неживой природы
в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Учащиеся
знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами,
расположенными на территории нашей страны. Учащиеся знакомятся с

Россией как единым государством, ее городами, населением, крупнейшими
географическими объектами.

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению
обучающимися с умственной отсталостью включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:
•Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
•Формирование уважительного отношение к иному мнению, истории и
культуре народов, населяющих территорию нашей страны;
•Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование
интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей страны,
ее населению, традициям, обычаям, культурным и историческим
достопримечательностям.
•Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
•Формирование умения обращаться за помощью к учителю или
одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении
различных работ. Формирование готовности обращаться к взрослым и
сверстникам в бытовых ситуациях.
•Формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний
о правилах поведения в быту и в природе.
•Формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.
•Овладение социально–бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни.
•Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через
знакомство со своим краем.
Предметные результаты освоения программы по природоведению
обучающимися с умственной отсталостью, включают освоенные ими знания,
умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями:
минимальным и достаточным.
Минимальный уровень: узнавание и называние изученных объектов
(формы поверхности, водоемы, небесные тела, основные
достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем
мире; отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть –
горючее полезное ископаемое); называние сходных объектов, отнесенных к
одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);соблюдение
режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание
их значение в жизни человека; соблюдение элементарных правил
безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

выполнение несложных заданий под контролем учителя; адекватная оценка
своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки
педагога.
Достаточный уровень: узнавание и называние изученных объектов в
натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения
необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам
с учетом различных оснований для классификации (золото- полезное
ископаемое, металлы, цветные металлы, драгоценные металлы); называние
сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего
решения; выделение существенных признаков групп объектов; знание и
соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни; участие в беседе; обсуждение изученного;
проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения,
заинтересовавшем объекте; выполнение задания без текущего контроля
учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная
оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней
ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы; совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических
норм в отношении изученных объектов и явлений; выполнение доступных
возрасту природоохранительных действий; осуществление деятельности по
уходу за комнатными и культурными растениями.

Содержание учебного курса природоведение
Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению
географического материала, поэтому данной программой предусматривается
введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных терминов
(например таких, как млекопитающие, внутренние органы, равнина, глобус,
карта и др.).
5 класс
Неживая природа (68ч)
Введение (2ч)
Что такое природоведение? Знакомство с учебником и учебной тетрадью.
Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа.
Живая природа: растения, животные, человек.
Вселенная (6ч)
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос.
Современные исследования.
Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.
Наш дом – Земля (44ч)
Планета Земля. Оболочки земли: атмосфера, гидросфера, литосфера (1ч).
Воздух (9ч)
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость.
Использование упругости
воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в
быту. Давление.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Движение воздуха. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух
поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер.
Работа ветра в природе. Направление ветра.
Ураган, способы защиты.
Температура воздуха. Знакомство с термометром. Измерение температуры
воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство
поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных
и человека. Применение кислорода
в медицине. Углекислый газ и его свойства не поддерживать горение.
Применение углекислого газа при тушении пожара.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водный пар, дым, пыль).
Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Полезные ископаемые (14ч)
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение.
Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
Гранит, известняки, песок, глина. Внешний вид, свойства, добыча и
использование.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь. Нефть. Природный
газ. Внешний вид, свойства, добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных
металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность,
теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение
цветных металлов. Алюминий. Медь. Их свойства и применение.
Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина.
Внешний вид, использование. Охрана недр.
Вода (14ч)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойства воды как жидкости: непостоянство формы. Способность растворять
некоторые твердые вещества. Учет и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование
растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения
температуры – градус. Температура плавления льда и кипения воды.
Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Расширение при
замерзании. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий.
Наводнение (способы защиты от наводнения).
Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и
сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды. Вода в природе: осадки, воды,
суши. Воды, суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны.
Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.
Охрана воды.
Поверхность суши. Почва (6ч)
Равнины, холмы, овраги. Горы.
Почва – верхний слой земли. Состав почвы: Перегной, глина, песок, вода,
минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы.
Перегной – органическая часть почвы.
Глина, песок и соли – минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных
и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.
Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и
глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в
народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.
Есть на Земле страна Россия (14ч)
Россия – Родина моя. Место России на карте мира.
Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей
страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, Озеро
Байкал, реки Волга, Енисей и др.
Москва – столица России. Санкт-Петербург.

Крупные города, их достопримечательности. Нижний Новгород, Казань,
Волгоград, Новосибирск. Древние русские города. Исторические и
культурные достопримечательности. Ярославль, Владимир, города Золотого
кольца. Население нашей страны. Городское и сельское население, народы
России.
Наш город. Важнейшие географические объекты региона. Поверхность,
водоемы, занятия населения. Достопримечательности.
Обобщение раздела «Неживая природа» (2ч)

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в
соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных
достижений обучающихся и оценка результатов деятельности
образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные
используются для оценки состояния и тенденций развития системы
образования. Система оценки достижения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов
освоения АООП призвана решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,
описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав
инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и
воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП,
позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности общеобразовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений
обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми
для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к
осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие
принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и
качественных изменений в психическом и социальном развитии
обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в
разных образовательных организациях. Для этого необходимым является
создание методического обеспечения (описание диагностических
материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки,
обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления
оценки достижений обучающихся. Эти принципы отражают целостность
системы образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), представляют обобщенные
характеристики оценки их учебных и личностных достижений.
При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении
содержания необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте
перечень планируемых результатов.
Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет
определяющее значение для оценки качеств образования.
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат
личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих
результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например,
комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут
быть оценены исключительно качественно.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения
метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки
результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов).
Основной формой работы участников экспертной группы является
психолого-медико педагогический консилиум. Для полноты оценки
личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП учитывается мнение родителей
(законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ
поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных
средах (школьной и семейной).
Результаты анализа представляются в форме удобных и
понятных всем членам экспертной группы условных единицах:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ― минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика;
3 балла ― значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную
карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не
только представить полную картину динамики целостного развития
ребенка,но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным
жизненным компетенциям.

Программу оценки личностных результатов с учетом типологических и
индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается
локальными актами организации. Программа оценки включает:
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС,
которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной)
компетенции учащихся.
Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен
общеобразовательной организацией;
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример
представлен в таблице 1:
Программа оценки личностных результатов
Критерий оценки
Параметры оценки
Индикаторы
Владение навыками
Сформированность
Способность
коммуникации и
навыков коммуникации со инициировать и
принятыми
взрослыми.
поддерживать
ритуалами социального
коммуникацию с
взаимодействия (т.е.
взрослыми.
самой формой
способность применять
поведения, его
адекватные способы
социальным
поведения в разных
рисунком),в том числе с
ситуациях.
использованием
способность обращаться
информационных
Сформированность
за помощью.
технологий
навыков
Способность
коммуникации со
инициировать и
сверстниками
поддерживать
коммуникацию со
Владение средствами
сверстниками.
коммуникации
Способность применять
адекватность применения адекватные способы
ритуалов
поведения в
социального
разных ситуациях.
взаимодействия
Способность
обращаться за
помощью. Способность
использовать
разнообразные средства
коммуникации согласно
ситуации.
способность правильно
применить ритуалы
социального
взаимодействия
согласно ситуации

3) систему бальной оценки результатов;
4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого
обучающегося
5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.
6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения
оценки результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание
оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие»
(отличные).
В текущей оценочной деятельности, оценку письменных ответов
целесообразно соотносить с результататами, продемонстрированными
учеником, с оценками типа:
- «удовлетворительно» (зачѐт), если обучающиеся верно выполняют от 35%
до 50%
заданий;
- «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
- «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Оценка устных ответов:
Оценка 5 ставится, если ученик отвечает на вопросы правильно,
развернутыми предложениями. Использует незначительную помощь учителя.
Оценка 4 ставится, если ученик в изложении материала допускает
незначительные ошибки, неточности. Использует направляющую помощь
учителя.
Оценка 3 ставится, если в усвоении и изложении материала имеются
существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы
учителя), при ответе допускает ошибки.
В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из
всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и
практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное
влияние на формирование жизненных компетенций.
Организация самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру
проведения итоговой аттестации. Оценка деятельности педагогических
кадров, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о

положительной динамике развития обучающегося («было» ― «стало») или в
сложных случаях сохранении его психоэмоционального статуса.
Оценка результатов деятельности общеобразовательной организации
осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации
педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой
оценки достижения планируемых результатов освоения АООП с учѐтом:
результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального,
регионального, муниципального); условий реализации АООП ОО;
особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая
оценочная деятельность образовательных организаций и педагогов, и в
частности отслеживание динамики образовательных достижений
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
данной образовательной организации.

Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ―
программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего
школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным
предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД
реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и
позволяет
реализовывать
коррекционно-развивающий
потенциал
образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые
единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает
овладение содержанием образования обучающимися с умственной
отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая
обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в
изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и
реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с
умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной,
регулятивной, коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в
формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его
подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными
видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих
операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности,
планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее
результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач
необходимо:
•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая
психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности
обучающихся;
•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных
предметов;
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых
учебных
действий
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения
обучения школе.

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
В программе базовых учебных действий достаточным является
отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц
и т.п. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных
действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно
отразить эти связи. При этом следует учитывать, что практически все БУД
формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета,
поэтому следует отбирать и указывать те учебные предметы, которые в
наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп
БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и
позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении
работы. Для оценки сформированности каждого действия можно
использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его
смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по прямому указанию учителя, при
необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя,
в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в
определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по
прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда
допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная
система
оценки
позволяет
объективно
оценить
промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении
конкретными
учебными
действиями,
получить
общую
картину
сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе
осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего
времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Организация
самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.

Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными
успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и
результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную
социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому
наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и
поддерживать коммуникацию
в
разных
ситуациях
социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника,
вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные
источники
и
средства
получения
информации
для
решения
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и
сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно
действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном
вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.

Календарно - тематическое планирование по предмету
“Природоведение”
Дата

8.11
10.11
15.11

№п.п Название
1-2
Введение. Что такое природоведение.
Зачем нужно изучать природу.
Живая и неживая природа.
Вселенная
3
Небесные тела: Планеты, звезды.
4
Солнечная Система. Солнце.
5
Исследование космоса. Полеты в космос.
6
Практическая работа “Звездное небо”.
7
Смена дня и ночи. Понятия: “сутки”,
“части суток”.
8
Cмена времен года. Сезонные изменения
в природе.
Наш дом – Земля.
9
Планета Земля. Оболочки Земли.
10
Воздух. Значение воздуха. Охрана
воздуха.
11
Практическая работа по определению
свойств воздуха.
12
Температура воздуха.
13
Движение воздуха в природе. Ветер.
14Состав воздуха: кислород.
15
Состав воздуха: углекислый газ, азот.
16
Охрана воздуха. Проблема загрязнения
воздуха.
17
Контрольная работа по теме
“Наш дом- Земля”
Итого первая четверть 17 часов.
Вторая четверть 15 часов
Полезные ископаемые.
18
Полезные ископаемые. Способы добычи и
их значение.
19
Строительные полезные ископаемые :,
глина, известняк, песок, гранит.
20
Горючие полезные ископаемые. Торф,
каменный уголь.

Кол.ур.
2

6
1
1
1
1
1
1
44
1
1
1
1
1
2
1
1

1
1
1

17.11
22.11

21

24.11
29.11
01.12
06.12
08.12
20.12

22
23
24
25
26

22.12

27.12

27

13.12
15.12

28
29

20.12
22.12

30

27.12

10.01
12.01

32
33

17.01

34

19.01

35
36

24.01
26.01
31.01
2.02

37
38
39

Горючие полезные ископаемые - нефть.,
природный газ. Добыча природного гпза.
Правила обращения с газом.
Игра классификация строит. И горюч пол
иск
Черные металлы. Сталь, чугун.
Цветные металлы.
Благородные металлы.
Охрана полезных ископаемых.
Обобщающий урок
“Полезные природные ископаемые”.
Контрольная работа по теме полезные
ископаемые.

1
1

Вода.
Вода в природе. Роль воды.

14
1
1
1

Растворимые и нерастворимые вещества.
Питьевая вода.
Вода в природе. Осадки, воды суши.
Воды суши: ручьи, реки.
Контрольная работа
Полезные ископаемые
Воды суши -озера, болота, пруды,
водохранилища .
Итого за вторую четверть 15 часов
3 четверть 18 часов
Моря и океаны.
Три состояния воды. Температура и ее
изменения.
Расширение воды при нагревании и
сжатие при охлаждении.
Свойства воды. Практическая работа.
Прозрачная и мутная вода. Очистка воды.
Круговорот воды в природе..
Работа воды в природе, в быту, в
сельском хозяйстве.
Охрана воды.

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

7.02

41

9.02
14.02
16.02

42
43

21.02
28.02
2.03

44
45

09.03
14.03
16.03

46

28.03

47

30.03

48

4.04

49

6.04
11.04
13.04
18.04

50
51
52
53

20.04
25.04
27.04
4.05
11.05
16.05

54
55
56
57
5859
60

18.05
23.05
25.05

61

Поверхность суши. Почва.
Форма поверхности суши. Равнины,
Холмы, Овраги.
Горы.
Почва –верхний слой Земли. Состав
почвы.
Разнообразие почв.
Основное свойство почв – плодородие.
Обработка почв.
Контрольная работа на тему Вода и суша
Анализ контрольной работы
Охрана почвы.
Итого 3 четверть 18 часов
4 четверть 16 часов
Есть на Земле страна Россия.
Место России на земном шаре.
Знакомство с картой.
Моря и океаны, омывающие берега
России.
Горы и равнины на территории нашей
страны.
Реки и озера России.
Москва – столица России.
Санкт - Петербург
Города Золотого кольца. Ярослав
,Владимир
Нижний Новгород, Казань, Волгоград.
Новосибирск, Владивосток.
Население и народы России.
Наш город Екатеринбург.
Важнейшие объекты нашего города.
Экскурсия.
Контрольная работа по теме Россия –
родина моя.
Обобщение раздела “ Неживая
природа”.
Итого 4 четверть 16 часов.
Итого за год 66 часов

1
1
2
1
1
1
1
1
1

14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2

Виды контроля
В ходе реализации программы проводятся следующие виды контроля:
 Текущий (в течении всего обучения, на каждом уроке);
 Тематический (после изучения раздела по определенной тематике);
 Итоговый (в конце каждой четверти, года).
Формы и методы контроля:







Беседа;
Фронтальный и индивидуальный опрос;
Проверочная (контрольная) работа;
Работа по индивидуальным заданиям;
Проверка тетрадей учащихся;
Выполнение практических работ.

Учебно-методическая литература
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение. 5 класс: учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные
общеобразовательные программы. Москва.: Просвещение, 2021.
Т.М. Лифанова, Е.В. Подвальная. Рабочая тетрадь природоведение. Москва.:
Просвещение, 2022.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».