6а класс рабочая программа природоведение

Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой для разработки рабочей программы
являются следующие документы:
 Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон об образовании»;
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
 Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования)»;
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения,
отдыха
и
оздоровления
детей
и
молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573);
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16
«Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.
35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID19)» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.07.2020г. № 58824;
 Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. №
270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной
организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам
на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории
Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от
27.10.2016 г. № 757-ПП).
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) для 6 класса .
Рабочая программа ориентирована на учебник :.Лифанова Т.М., Соломина
Е.Н. Природоведение. 6 класс. Учебник для образовательных организаций,
реализующих АООП для детей с ОВЗ. – М.: Просвещение, 2021

Планируемые результаты освоения обучающимися с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной
общеобразовательной программы
Результаты освоения АООП обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые
на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования ― введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других
3) сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных ситуациях
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной
области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не
являются основным критерием при принятии решения о переводе
обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными
обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к
получению ими образования по этому варианту программы. В том случае,
достигает минимального уровня овладения предметными результатами по
всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психологомедико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных
представителей).
Минимальным уровнем является: узнавание и называние изученных
объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем
мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное
дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе;
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни,
понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и
обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения,
понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях; знание способов получения необходимой
информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее
растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее
летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые
были изучены на уроках, известны из других источников;

объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе,
правил здорового образа жизни;
участие в беседе;
обсуждение изученного;
проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и
работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения,
понимание замечаний, адекватное восприятие;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в
отношении изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными
растениями.

Содержание учебного курса природоведение.
Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению
географического (5 класс) и биологического (6 класс) материала, поэтому
данной программой предусматривается введение в пассивный словарь
понятий, слов, специальных терминов (например таких, как корень, стебель,
лист, млекопитающие, внутренние органы, равнина, глобус, карта и др.).
6 класс
Живая природа (68ч)
Введение (1ч)
Растительный мир Земли (17ч)
Разнообразие растительного мира Земли. Среда обитания растений (растения
леса, поля,
сада, огорода, луга, водоемов). Строение растений.
Деревья, кустарники, травы. Общая характеристика. Дикорастущие и
культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные). Береза, клен,
тополь, дуб, липа.
Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные. Ель, сосна, лиственница.
Дикорастущие кустарники.
Культурные кустарники.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка,
укроп, петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид,
места произрастания.
Лекарственные растения. Зверобой, крапива, ромашка. Правила сбора.
Использование.
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Герань, бегония,
фиалки.
Растительный мир разных районов Земли.
Растения нашей страны.
Растения нашей местности.
Красная книга России и своего края.
Животный мир Земли (34ч)
Разнообразие животного мира.
Различие по внешнему виду, способам питания, передвижения.
Среда обитания животных. Суша, воздух, водоемы.
Понятие животные. Основные группы: насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся,птицы, звери.
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики, муравьи, пчелы. Внешний
вид. Место и значение в природе.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место и значение в природе. Морские
и речные рыбы.
Земноводные. Лягушки и жабы.
Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы.

Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Место и значение в
природе. Ласточки,скворцы, снегири, орлы, лебеди, журавли, чайки.
Охрана птиц. Птицы своего края.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни.
Млекопитающие суши. Млекопитающие морей и океанов.
Животные рядом с человеком.
Домашние животные вдеревне и городе.
Сельскохозяйственные животные: лошади, коровы, козы, свиньи, овцы.
Домашние птицы: куры, утки, индюки.
Уход за животными дома или в живом уголке. Аквариумные рыбки. Птицы.
Морские свинки. Хомяки. Черепахи. Кошки. Собаки. Правила ухода и
содержания.
Животные холодных районов Земли.
Животные умеренного пояса.
Животные жарких районов Земли.
Животный мир нашей страны.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга России.
Животные своей местности. Красная книга области.
Человек
Как устроен наш организм. Анатомическое строение. Части тела и
внутренние органы.
Как работает наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровый образ жизни человека. Правила личной гигиены.
Осанка. Правильная осанка. Причины и профилактика искривлений
позвоночника. Гигиена.
Органы чувств. Значение органов чувств.
Правила гигиены и охрана органов чувств. Профилактика нарушений слуха и
зрения.
Здоровое питание, разнообразие продуктов питания. Витамины. Режимы
гигиены.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Оказание первой доврачебной помощи.
Помощь при ушибах, порезах, ссадинах.
Профилактика простудных заболеваний.
Выполнение советов врача.
Домашняя аптечка.
Специализация врачей. Медицинские учреждения нашего города.

Календарно-тематическое планирование 6 класс “Природоведение”
дата №п.п
Тема урока
Вводный урок. Живая природа: растения, животные,
02.09 1
человек.
“Растительный мир Земли”.
Разнообразие растительного мира
06.09 2
Среда обитания растений. Строение растений.
09.09 3
Дикорастущие и культурные растения. Деревья,
13.09 4
кустарники, травы.
Лиственные деревья.
16.09 5
Хвойные деревья.
20.09 6
Дикорастущие и культурные кустарники
23.09 7
Травы
27.09 8
Декоративные растения
30.09 9
Лекарственные растения
04.10 10
Комнатные растения. Уход за ними – практическая
07.10 11
работа.
Растительный мир разных районов Земли. Виды
11.10 12
климатических условий
Растения нашей страны. Тундра, степь.
14.10 13
Растения Свердловской обл. Дикорастущие и
18.10 14
культурные.
Контрольная работа по теме Растительный мир
21.10
Красная книга России и Свердловской обл.
25.10 15
Экскурсия в дендропарк, ботанический сад,на
28.10 16
пришкольный участок (по ситуации).
Итого за первую четверть 17 часов.
2 четверть 15 часов.
“Животный мир”
18- Разнообразие животного мира. Понятия: насекомые,
8.11
19 рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
11.11
млекопитающие.
Среда обитания животных. Животные суши и
15.11 2021
водоемов.
18.11. 22Насекомые. Строение. Бабочки, стрекозы, жуки,
22.11 23
кузнечики, муравьи, пчелы.. Зарисовка насекомых.
Рыбы. Строение. Морские и речные. Игра на
25.11 24классификацию рыб по группам.
29.12 25
2.12 26
6.12 27
09.12 28

Рыбы, обитающие в Свердловской области.
Земноводные (лягушки, жабы).
Пресмыкающиеся (змеи, ящерицы, крокодилы).

Кол.ур
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34
2

1
2

2

1
1
1

13.12 29
16.12
20.12 30
23.12
27.12

10.01 3113.01 32
17.01 33
20.01 34
24.01 35
27.01 36
31.01 37
3.02 38
7.02
10.02
14.02
17.02
21.02
24.02
28.02
3.03
7.03
10.03

39
40
41
4243
44
45
46
47
48

14.03 49
17.03 50

28.03
31.03
4.04
7.04
11.04
14.04

5152
53
54
55
56-

Птицы. Внешний вид. Значение. Среда
обитания.Перелетные-оседлые.
Птицы Свердловской области. Охрана птиц.
Контрольная работа по теме Насекомые, Рыбы, птицы
Практическая работа Изготовление кормушек.
Итого за 2 четверть 15 часов.
3 четверть.
Млекопитающие. Среда обитания. Питание.
Значение. Охрана.

2

Млекопитающие суши. Млекопитающие морей и
океанов.
Домашние животные в городе и в деревне.
Сельскохозяйственные животные. Лошади и коровы.
Значение, содержание этих животных.
Сельскохозяйственные животные – свиньи, козы,
овцы.
Домашние птицы: куры, утки, индюки.
Домашние питомцы. Аквариумные рыбки. Уход,
содержание.
Попугаи
Морские свинки, хомяки, черепахи.
Домашние питомцы – кошки и собаки. Уход за ними.
Практическая работа – классификация
млекопитающих по типу питания. Мамы и детеныши.
Виртуальная экскурсия в зоопарк.
Животный мир холодных районов Земли.
Животный мир умеренного пояса
Животные жарких районов Земли.
Контрольная работа по теме Животный мир земли.
Млекопитающие.
Животный мир Росии. Охрана животных.
Заповедники,заказники. Красная книга России.
Животный мир Свердловской области. Красная книга
Свердловской обл.
Итого за 3 четверть 20 ч.
4 четверть.
Человек
Как устроен наш организм. Мышцы, скелет,
внутренние органы.
Как работает наш организм.
Здоровый образ жизни.
Осанка
Органы чувств

1

1
1
1

2

1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1

2
1
1
1
2

57
18.04
58
21.04
25.04 58
28.04
2.05

5960

5.05

61

12.05
16.05

62
63

19.05

64

23.05
26.05

65
66

Правила гигиены и охрана органов чувств
Дыхательная система. Гигиена органов дыхания.
Вред курения.
Здоровое питание. Правила питания. Витамины.
Гигиена. Практическая работа - составление меню на
день.

1
1

Иммунитет. Почему важно следить за здоровьем.
Профилактика простудных заболеваний.
Оказание ПМП
Медицинские учреждения города Екатеринбурга.
Телефоны экстренных служб
Контрольная работа по теме Человек

1

Обобщение разделов:
Обобщающий урок. Неживая природа
Обобщающий урок. Живая природа
Итого за 4 четверть 17 ч
Итого за год 69ч

2
1
1

2

1
1
1

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых
результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в
соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных
достижений обучающихся и оценка результатов деятельности
образовательных организаций и педагогических кадров.
Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций
развития системы образования. Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых
результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,
описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав
инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и
воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП,
позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности общеобразовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений
обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми
для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к
осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие
принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и
качественных изменений в психическом и социальном развитии
обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в
разных образовательных организациях. Для этого необходимым является
создание методического
обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их
применения, сбора,
формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных)
процесса осуществления оценки достижений обучающихся.

Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют
обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.
При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении
содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в
Стандарте перечень планируемых результатов.
Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет
определяющее значение для оценки качества образования.
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат
личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих
результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например,
комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут
быть оценены исключительно качественно.
Результаты анализа представляются в форме удобных и
понятных всем членам экспертной группы условных единицах:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ― минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика;
3 балла ― значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную
карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не
только представить полную картину динамики целостного развития
ребенка,но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным
жизненным компетенциям.
Программу оценки личностных результатов с учетом типологических и
индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается
локальными актами организации. Программа оценки включает:
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС,
которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной)
компетенции учащихся.
Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен
общеобразовательной организацией;
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример
представлен в таблице 1:

Программа оценки личностных результатов
Критерий оценки
Параметры оценки
Индикаторы
Владение навыками
Сформированность
способность
коммуникации и
навыков коммуникации со инициировать и
принятыми Ритуалами
взрослыми.
поддерживать
социального
коммуникацию с
взаимодействия (т.е.
взрослыми.
самой формой
способность применять
поведения, его
адекватные способы
социальным
поведения в разных
рисунком),в том числе с
ситуациях.
использованием
способность обращаться
информационных
сформированность
за помощью.
технологий
навыков
способность
коммуникации со
инициировать и
сверстниками
поддерживать
коммуникацию со
владение средствами
сверстниками
коммуникации
способность применять
адекватность применения адекватные способы
ритуалов социального
поведения в
взаимодействия
разных ситуациях
способность обращаться
за помощью.
способность
использовать
разнообразные средства
коммуникации согласно
ситуации.
способность правильно
применить ритуалы
социального
взаимодействия
согласно ситуации.

3) систему бальной оценки результатов;
4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого
обучающегося
5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.
6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения
оценки результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности. Они представлены двумя уровнями:
минимальным и достаточный.
Минимальный уровень
Достаточный уровень
- узнавание и называние изученных
- узнавание и называние изученных
объектов на иллюстрациях,
объектов в натуральном виде в
фотографиях.
естественных условиях; знание
-представление о назначении
способов получения необходимой
изученных объектов, их роли в
информации об изучаемых объектах
окружающем мире.
по заданию педагога;
-отнесение изученных объектов к
- представления о взаимосвязях
определенным группам.
между изученными объектами, их
- название сходных объектов
месте в окружающем мире;
отнесенных к одной и той же
- отнесение изученных объектов к
изучаемой группе (полезные
определенным группам с учетом
ископаемые);
различных оснований для
- соблюдение режима дня, правил
классификации (клеверличной гигиены и здорового образа
травянистое дикорастущее растение;
жизни, понимание их значение в
растение луга; кормовое растение;
жизни человека;
медонос; растение, цветущее летом);
-соблюдение элементарных правил
- называние сходных по
безопасного поведения в природе,
определенным признакам объектов из
обществе (под контролем взрослого); тех, которые были изучены на
- выполнение несложных заданий под уроках, известны из других
контролем учителя;
источников; объяснение своего
- адекватная оценка своей работы,
решения;
проявление к ней ценностного
- выделение существенных признаков
отношения, понимание оценки
групп объектов; знание и соблюдение
педагога
правил безопасного поведения в
природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
-участие в беседе; обсуждение
изученного; проявление желания
рассказать о предмете изучения,
наблюдения, заинтересовавшем
объекте;
- выполнение здания без текущего
контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового
контроля), осмысленная оценка
своей работы и работы
одноклассников, проявление к ней
ценностного отношения,

понимание замечаний, адекватное
восприятие похвалы;
- совершение действий по
соблюдению санитарногигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
- выполнение доступных возрасту
природоохранительных действий;
- осуществление деятельности по
уходу за комнатными и культурными
растениями.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения: по способу
предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения
(репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание
оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие»
(отличные). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить
результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- «удовлетворительно» (зачѐт), если обучающиеся верно выполняют от 35%
до 50% заданий;
- «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
- «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из
всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и
практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное
влияние на формирование жизненных компетенций.
Организация самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру
проведения итоговой аттестации. Оценка деятельности педагогических
кадров, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о
положительной динамике развития обучающегося («было» ― «стало») или в
сложных случаях сохранении его психоэмоционального статуса.
Оценка результатов деятельности общеобразовательной организации
осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации
педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой
оценки достижения планируемых результатов освоения АООП с учѐтом:
результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального,
регионального, муниципального); условий реализации АООП ОО;
особенностей контингента обучающихся.

Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая
оценочная деятельность образовательных организаций и педагогов, и в
частности отслеживание динамики образовательных достижений
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
данной образовательной организации.

Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ―
программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего
школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным
предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД
реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и
позволяет
реализовывать
коррекционно-развивающий
потенциал
образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые
единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает
овладение содержанием образования обучающимися с умственной
отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая
обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в
изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и
реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с
умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной,
регулятивной, коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в
формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его
подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными
видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих
операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности,
планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее
результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач
необходимо:

•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая
психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности
обучающихся;
•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных
предметов;
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых
учебных
действий
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения
обучения школе.

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
В программе базовых учебных действий достаточным является
отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц
и т.п. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных
действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно
отразить эти связи. При этом следует учитывать, что практически все БУД
формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета,
поэтому следует отбирать и указывать те учебные предметы, которые в
наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп
БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и
позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении
работы. Для оценки сформированности каждого действия можно
использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его
смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по прямому указанию учителя, при
необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя,
в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в
определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по
прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда
допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная
система
оценки
позволяет
объективно
оценить
промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении
конкретными
учебными
действиями,
получить
общую
картину
сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе
осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего
времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Организация
самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.

Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными
успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и
результатам
их
деятельности;
активно
включаться
в
общеполезнуюсоциальную деятельность; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и
поддерживать коммуникацию
в
разных
ситуациях
социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника,
вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные
источники
и
средства
получения
информации
для
решения
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и
сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно
действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно
воспринимать
окружающий
мир,
его
временнопространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном
вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».