4 класс Речевая практика

Пояснительная записка
Введение предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой
практики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в
разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением
интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из
учебных предметов.
Основная цель учебного предмета - развитие речевой коммуникации
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как
способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления
общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи:
Образовательные:
Расширять возможности понимания учащимися обращённой речи, в т.ч. за счёт
включения упражнений на прослушивание знакомой речи в записи;
Совершенствовать диалогические умения школьников и способствовать
совершенствованию речевого опыта обучающихся;
Корректировать недостатки речевой и мыслительной деятельности;
Развивать навыки устной коммуникации;
Развивающие:
Развивать умения участвовать в контекстном диалоге, составлять развёрнутые
связные высказывания с опорой на план;
Развивать интонационную и жестово-мимическую выразительност посредством
игры и инсценирования небольших текстов;
Развивать навыки устной коммуникации;
Воспитательные:
Формировать положительные нравственные качества и свойства личности;
Воспитывать культуру речевого общения.
Коррекционная направленность обучения на уроках по речевой практике
предполагает:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание
специального образования и реализуется через:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, создание специальных
условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения,
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
- овладение навыками коммуникации;
2

- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной
организации;
- осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих
возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Межпредметные связи. Занятия на уроках по речевой практике продуктивны в
том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: математикой,
музыкой, рисованием и трудовым обучением.
В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности:
игровую, ручной труд, конструктивную, изобразительную, которые будут способствовать
расширению, повторению и закреплению элементарных представлений об окружающем
мире.

3

Содержание рабочей программы учебного предмета «Речевая практика» в 4 классе
Аудирование и понимание речи
Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с
последующим пересказом прослушанного.
Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных
речевых ситуациях.
Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие
чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя,
удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и
жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Общение и его значение в жизни
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио,
кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана?
Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это
общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или
письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать,
сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.
Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро»,
«Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д. Базовые формулы
речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, изучавшемуся в 1—3
классах)
Обращение, привлечение внимания.
«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым
взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии).
Ласковые обращения.
Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к
сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные
обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных
обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой
контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение
в письме, поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие.
Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?».
Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на
приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание.
Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от
адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До
4

свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты
приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в
глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока».
Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от
условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных
невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?»,
«Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании:
«Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание.
Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с
помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…»,
«Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу
подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо
ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор.
Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение
сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи).
Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите,
пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с
помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет.
Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене.
Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику,
близким людям.
Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…»,
«Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как
ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень
приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на
поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».
«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение.
5

Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция
на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование
форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и
мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».
Примерные темы речевых ситуаций:
«Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение». Я за
порогом дома»: «Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я — пассажир»,
«Знаки-помощники». «Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой
гребешок», «Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние истории»,
«Поздравляю!», «Жду письма!», «Извините меня…», «Поздравительная открытка». «Я в
мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде».

6

Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету
«Речевая практика» к концу 4 класса
Предметные результаты:
Достаточный уровень:
Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений.
Ответы на вопросы.
Понимание содержания детских радио и телепередач, ответы на вопросы учителя.
Выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ
речевой ситуации.
Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций.
Высказывание своих просьб и желаний.
Выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. П.),
используя соответствующие этикетные слова и выражения.
Участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций.
Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Минимальный уровень:
Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.
Восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на иллюстративный материал.
Выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на
образец чтения учителя.
Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка.
Ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных
радио- и телепередач.
Личностные результаты:
Расширение представлений о праздниках: личных и государственных, связанных
с историей страны.
Закрепление представлений о различных социальных ролях: собственных и
окружающих людей.
Укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через
расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения.
Закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы
социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения).
Закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни
(в рамках предметных результатов начального обучения).

7

Учебно - методический комплект
4 класс
- Комарова С.В, «Речевая практика», 4 класс, учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы 2
– е издание, /С.В. Комарова – М.: Просвещение, 2019 г.- 63 с.
- Комарова С. В., «Речевая практика», рабочая тетрадь, 4 класс – М.:
Просвещение, 2018 г.- 48 с.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Речевая практика» - образовательная область «Язык и
речевая практика».
Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №7» на изучение
предмета «Речевая практика» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год, урок
длится 40 мин.
Учебно – тематический план программы по учебному предмету
«Речевая практика» 4 класс
№
п/п
1.
2.
3
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Тема
Делимся новостями
Я выбираю книгу
«Петушок-Золотой гребешок»
Сочиняем сказку
«Лисичка-сестричка»
У телевизора
Знаки-помощники
В гостях у леса
Задушевный разговор
Жду письма!
Приглашение
Поздравительная открытка
Поздравляю!

Кол-во
часов
6 ч.
6 ч.
4 ч.
5 ч.
3 ч.
7 ч.
6 ч.
4 ч.
9 ч.
4 ч.
5 ч.
6 ч.
4 ч.

Способы и формы оценки образовательных результатов освоения учебного
предмета «Речевая практика» в 4 классе
Образовательные результаты обучающихся по предмету «Речевая практика» на
основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся.
Контроль за усвоением знаний осуществляется посредством проверочных работ
(1- 2 раза в триместр).
8

Итоговый контроль практических умений учащихся осуществляется в виде
практических или проверочных работ (на начало учебного года и в конце каждого
триместра).

9

Характеристика цифровой оценки образовательных результатов
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
При оценке итоговых результатов освоения программы по учебному предмету
«Речевая практика» должны учитываться психологические возможности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нервно-психические
проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций
ребенка.
Текущее оценивание- наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода
формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках устной речи. Это даёт
возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на
недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится с помощью заданий учебника, помещенных
в конце каждого раздела.
При оценке устных ответов принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести
необходимые примеры; допускаются единичные ошибки, которые сам же исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даст ответ, в целом соответствующий оценке
«5», но допускает неточности в подтверждение правил примерами и исправляет их с
помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе
предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание понимание основных
положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно;
допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила
примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее
существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировании правил,
искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь
учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения по предмету «Речевой практика»
является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является
фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального
подходов.
10

Каждый урок Речевой практики оснащён необходимыми наглядными пособиями,
раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения.
В процессе обучения целесообразно использовать следующие методы и приемы:
 словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
 наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
 практический метод (упражнения, практическая работа);
 репродуктивный метод (работа по алгоритму);
 коллективный, индивидуальный;
 творческий метод.
Перечень учебно-методических средств обучения

Наименование объектов и средств
Комарова С.В, «Речевая практика», 4 класс, учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы 2 – е издание, /С.В.
Комарова – М.: Просвещение, 2019 г.- 63 с.
Комарова С. В., «Речевая практика», рабочая тетрадь, 4
класс – М.: Просвещение, 2018 г.- 48 с.
Дидактические игры и материалы:
Школьная жизнь», «Поиграем в сказку», «Мои игрушки», «Цвет и
форма геометрических фигур»,
Наглядные карточки по развитию речи;
Наглядный, демонстративный и дидактический материал по темам:
«Русские народные сказки, герои этих сказок», «Портреты русских
и других поэтов, писателей»; «Растения», «Животные дикие,
домашние, лесные и др.», «Карта мира, РФ», Музыкальные детские
инструменты, маленькие мячики, кубики, мозайки, пазлы…
Карточки со словарными словами, предметные картинки по темам.
Иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения,
методику их получения);
Трафареты;
Учебные модели;
DVD-фильмы;
Раздаточные карточки;
Проектор;
Графический планшет;
Мультимедийные образовательные программы
ЦОР;
Компьютер.

%
оснащенности
100

100
100

11

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Речевая практика» 4 класс
№
п/п

Дата

Содержание
(тема, раздел)

Кол-во
часов

Содержание

Планируемые результаты
Предметные

Личностные

Формирование навыков
связного высказывания,
умения отвечать на
вопросы учителя в
процессе беседы.
Определение настроения
окружающих.
Формировать
представление об учебной
деятельности и её
особенностях.

Проявлять интерес к
новым знаниям.
Развивать
познавательный
интерес. Воспитывать
чувство товарищества,
взаимоуважения,
доброты.

Установление
представлений о
разнообразии книг,
формирование
предложений с опорой на
картинки.

Воспитывать доброту,
отзывчивость;
развивать
разговорную речь,
умение выражать свои
мысли связно,

Делимся новостями (6 часов)
1

Как я провел лето

1

2

Знакомство со
стихотворением
И. Гамазковой
«Прошлым летом».

1

3-

Составление рассказа
«Самое интересное
событие прошедшего
лета».

2

5

Игра «Вопрос за
вопрос». Рассказ по
рисункам.

1

6

Обобщение темы
«Это важно!»

1

4

1. Введение в ситуацию (рассматривание
картинок, обсуждение проблемного
вопроса)
2. Приветствия друг другу, представление
новых учеников, поздравления с
праздником знаний.
3. Составление рассказа по серии
картинок. Знакомство с фиксированной
структурой текста.
4. Знакомство со стихотворением И.
Гамазковой «Прошлым летом».
5. Выполнение творческих работ по теме.
Составление рассказа «Самое интересное
событие прошлого лета».
6. Завершение темы (работа над рубрикой
«Это важно!»)

Я выбираю книгу (6 часов)
7

Где и как хранятся
книги. Свободные
высказывания.

1

8

Виды книг, их
назначение.

1

1. Введение в ситуацию (рассматривание
картинок, обсуждение проблемного
вопроса).
2. Знакомство с темой (беседа с
привлечением личного опыта, ответы на
вопросы на основе иллюстраций).

12

9

Как нужно
обращаться с книгой

1

10-

Моя любимая книга

2

Обобщение темы
«Это важно!»

1

11
12

3. Подготовка к составлению рассказа об
интересной книге (составление
предложений по картинкам, беседа о
типах книг, рисование иллюстраций,
обсуждение книг).
4. Составление рассказов «Моя любимая
книга» с опорой на план.
5. Завершение темы (работа над рубрикой
«Это важно!»)

последовательно,
полным
предложением. Знать
правила поведения в
библиотеке. Уметь
выполнять эти
правила практически.

«Петушок — Золотой гребешок» (4 часа)
13

Сказка «ПетушокЗолотой гребешок».
Чтение сказки.
Просмотр
иллюстраций.

1

14

Беседа по картинкам.
Составление
предложений к
картинке. Выбор
интонации.

1

15-

Выбор глаголов.
Пересказ сказки по
глагольному плану.

2

16

1. Введение в тему (беседа с опорой на
иллюстрацию).
2. Знакомство со сказкой (слушание
аудиозаписи сказки с опорой на
иллюстрации).
3. Закрепление содержания сказки
пересказ с опорой на иллюстрации, по
вопросам учителя, игра «Рассказ по
кругу» и др.).
4. Пересказ сказки.

Ознакомление со сказкой
«Петушок- Золотой
гребешок»». Умение
пересказывать и читать
сказку по ролям.
Формировать умения
выглядеть достойно и
чувствовать себя уверенно
в различных жизненных
ситуациях в соответствии с
нормами поведения.
Развивать
коммуникативные
способности, умение
анализировать.

Уметь грамотно
строить речевое
высказывание,
развивать разговорную
речь.

Развивать
коммуникативные
способности.

Обогащать словарь
новыми словами.

Уметь использовать на
практике полученные
знания.

Сочиняем сказку (5 часов)
17

Что такое «сказка»?

1

18

Составление сказки

1

1. Введение в тему (беседа с опорой на
иллюстрацию, обсуждение проблемного
вопроса).

Уметь использовать на

13

19

Иллюстрирование
сказки

1

20

Обобщение темы
«Это важно!»

1

2. Актуализация знаний о фиксированной
структуре текста.
3. Обсуждение замысла сказки.
4. Составление предложений к каждой
части придумываемой сказки с опорой на
вопросный план.
5. Иллюстрирование сказки согласно
замыслу.
6. Рассказывание вариантов сказки,
получившихся у школьников.
7. Завершение темы (работа над рубрикой
«Это важно!»)

практике полученные
знания.

Сказка «Лисичка-сестричка» (3 часа)
21

Знакомство со
сказкой

1

22

Работа над
содержанием сказки

1

23

Чтение сказки по
ролям.

1

1. Введение в тему (беседа с опорой на
иллюстрацию).
2. Знакомство со сказкой (слушание
аудиозаписи сказки с опорой на
иллюстрации).
3. Закрепление содержания сказки
(пересказ с опорой на иллюстрации, по
вопросам учителя, игра «Рассказ по
кругу» и др.).
4. Чтение сказки по ролям сказки

Умение пересказывать и
инсценировать сказку.
Воспитывать доброту,
отзывчивость; развивать
разговорную речь, умение
выражать свои мысли
связно, последовательно,
полным предложением.
Уметь использовать на
практике полученные
знания.

Развивать речь,
мышление,
сообразительность,
находчивость,
внимание.

Развивать
коммуникативные
способности, умение
анализировать
Знать правила
культурного поведения в
обществе. Уметь

Уметь грамотно
строить речевое
высказывание;
развивать
разговорную речь,
умение выражать свои
мысли связно,

У телевизора (7 часов)
2425
2627

Для чего нужен
телевизор? Как им
управлять?

2

Программа
телепередач. «Моя
любимая программа».

2

1. Введение в ситуацию (рассматривание
картинок, обсуждение проблемного
вопроса).
2. Знакомство с темой (беседа на основе
личного опыта).
3. Актуализация, уточнение и
расширение имеющихся знаний по теме:

14

Свободные
высказывания.
2829

30

Составление своей
телевизионной
программы на день.

2

Обобщение темы
«Это важно!»

1

предпочтения обучающихся в телеэфире,
умение ориентироваться в программе
телепередач, умение пользоваться
пультом от телевизора.
4. Коллективное обсуждение «Моя
любимая программа» с элементами
рассказов обучающихся, выполненных с
опорой на план.
5. Составление персональных
телевизионных программ обучающимися.
6. Завершение темы (работа над рубрикой
«Это важно!»)

приветствовать людей.
Обогащение лексического
запаса обучающихся
словами, называющими
предметы, связанные с
телевидением.

последовательно,
полным
предложением.
Уметь использовать на
практике полученные
знания.

Умение участвовать в
беседе, составлять
предложения с опорой на
картинку и графическую
схему, отвечать на
вопросы в беседе и
инициировать общение.

Уметь составлять
рассказы из личного
опыта. Вести диалог,
используя вежливые
слова.

Знаки-помощники (6 часов)
3132
33-

Правила дорожного
движения

2

Дорожные знаки

2

34
35

Экскурсия
«Знаки-помощники на
нашей улице».

1

36

Обобщение темы
«Это важно!»

1

1. Введение в ситуацию (рассматривание
картинок, обсуждение проблемного
вопроса).
2. Актуализация, уточнение и
обогащение имеющегося опыта, знаний
по теме на основе рассматривания
условных знаков, встречающихся в
повседневной жизни.
3. Моделирование и проигрывание
возможных диалогов на улице,
предполагающих обсуждение значения
дорожных знаков.
4. Экскурсия «Знаки-помощники на
нашей улице».
5. Завершение темы (работа над рубрикой
«Это важно!»)

Уметь строить
высказывания,
содержащие просьбу.
Использовать
интонацию просьбы в
связи с ситуацией.

15

В гостях у леса (4 часа)
37

Для чего нам нужен
лес?

1

38

Творческая работа
«Что может нанести
вред лесу?».

1

39

Составление «Правил
вежливого поведения
в лесу».

1

40

Обобщение темы
«Это важно!»

1

1. Введение в ситуацию (рассматривание
картинок, обсуждение проблемного
вопроса).
2. Знакомство с темой (беседа с
привлечением личного опыта, ответы на
вопросы на основе иллюстраций).
3. Актуализация, уточнение и
расширение имеющихся знаний о
правилах поведения в лесу.
4. Творческая работа «Что может нанести
вред лесу?». Представление работ
обучающимися (составление рассказов).
5. Составление «Правил вежливого
поведения в лесу».
6. Завершение темы (работа над рубрикой
«Это важно!»)

Формировать и углублять
представления о лесе.
Умение участвовать в
беседе, составлять
предложения с опорой на
картинку и графическую
схему, отвечать на
вопросы в беседе и
инициировать общение.

Уметь составлять
рассказы из личного
опыта. Вести диалог,
используя вежливые
слова.

Развивать у школьников
жестово-мимическую и
интонационную
выразительность.
Развивать интонационную
выразительность.
Развивать слуховое
восприятие.

Развивать речь,
мышление,
сообразительность,
находчивость,
внимание.
Расширять
представления
учащихся о способах
выражения своих
чувств.

Задушевный разговор (9 часов)
Игра «Свои чувства
не скажу, а без слов
вам покажу».

2

2

44

Знакомство с
рассказами В.
Осеевой «Волшебное
слово».

45-

Знакомство с
рассказами В.

2

4142
43-

1. Введение в тему ситуации (работа с
иллюстрацией, обсуждение проблемного
вопроса
2. Актуализация и уточнение словаря
эмоций у школьников.
3. Моделирование диалогов утешения,
сочувствия, предостережения на основе
иллюстраций.
5. Игра «Свои чувства не скажу, а без
слов вам покажу».
6. Знакомство с рассказами В. Осеевой

16

46

Осеевой «Что легче?»,
«На катке» в
аудиозаписи

«Волшебное слово», «Что легче?», «На
катке» в аудиозаписи.
7. Завершение темы (работа над рубрикой
«Это важно!»)

47

Новогодние сказки

1

48

«Моя новогодняя
история»

1

49

Обобщение темы
«Это важно!»

1

Жду письма! (4 часа)
50

Какие бываю письма?

1

51

Откуда и куда идут
письма?

1

52

Составление письма
другу.

1

53

Обобщение темы
«Это важно!»

1

1. Знакомство с темой (беседа с
привлечением личного опыта).
2. Актуализация опыта обучающихся по
теме, знакомство со структурой письма.
3. Составление коллективного письма
литературному герою по теме с опорой на
план из ключевых слов.
4. Самостоятельная работа с
дифференцированной помощью учителя
«Письмо» (в зависимости от интересов
обучающихся могут быть предложены
задания написать письмо другу,
родственнику и др.).
5. Завершение темы (работа над рубрикой
«Это важно!»)

Формирование навыков
взаимопомощи. Расширить
словарный запас
школьников. Актуализация
словарного запаса
школьников.
Моделирование
возможных диалогов
между детьми во время
поучения письма.
Составление рассказа с
опорой на картинку.

Воспитывать
осознанное,
ответственное
отношение к
поручению.
Строить простые
предложения и
короткие рассказы с
опорой на
символический план.
Развивать умение
наблюдать, логическое
мышление, память,
речь, воображение.
Уметь строить
высказывания,
содержащие просьбу.
Использовать
интонацию просьбы в
связи с ситуацией.
17

Уметь составлять
рассказы из личного
опыта. Вести диалог,
используя вежливые
слова
Приглашение (5 часов)
54

Какие бывают
приглашения.

1

55

Составление
приглашений

1

56

Оформление
приглашения на день
рождения.

1

57

Какие бывают
приглашения.

1

58

Обобщение темы
«Это важно!»

1

1. Введение в ситуацию (беседа с опорой
на иллюстрацию, обсуждение
проблемного вопроса).
2. Актуализация имеющихся знаний по
теме (беседа на основе личного опыта)
3. Конструирование устных приглашений
с опорой на план. Дифференциация в
зависимости от адресата.
4. Моделирование диалогов, содержащих
приглашение и вежливый отказ.
5. Составление текстов письменных
приглашений, в том числе в творческих
группах.
6. Завершение темы (работа над рубрикой
«Это важно!»)

Коррекция диалогической
речи, через
моделирование
возможных диалогов
между героями картинки
при преподнесении
пригласительных
открыток.
Составление приглашений
с опорой на условнографические схемы
предложений.
Коррекция тона речи в
произнесении
приглашений с различной
интонацией.

Развитие логических
операций: анализа и
синтеза при
обсуждении вопросов
темы. Воспитывать
доброту,
отзывчивость;
развивать
разговорную речь,
умение выражать свои
мысли связно,
последовательно,
полным
предложением.

Поздравительная открытка(6 часов)
59

Песни, стихи,
рассказы о Великой
Отечественно войне.

1

60-

Рисование
праздничных
открыток.

2

61

1. Знакомство с темой (беседа с
привлечением личного опыта, ответы на
вопросы на основе иллюстраций).
2. Прослушивание песен, стихов,
рассказов о Великой Отечественно войне.
3. Рисование праздничных открыток.

Актуализация полученных
знаний. Развитие
интонационной
выразительности.
Развитие зрительного
внимания. Развитие
умения участвовать в

Воспитывать доброту,
отзывчивость;
развивать
разговорную речь,
умение выражать свои
мысли связно,
последовательно,
18

62

Подписывание
открыток
поздравлениями.

1

63-

Подготовка
поздравительных
открыток ко Дню
Победы!

2

64

4. Конструирование поздравлений с Днём
Победы различным адресатам
(ветеранам, учителям, родным).

полным
предложением.

5. Подписывание открыток
поздравлениями.
6. Доставка открыток адресатам
(отправление письмом, доставка лично в
руки).
Поздравляю!4 ч.

65

Какие бывают
праздники?

1

66

Составление
поздравления

1

67-

Обобщение тем
программы 4 класса
«Это важно!»

2

68

1. Введение в ситуацию (беседа с опорой
на иллюстрацию, обсуждение
проблемного вопроса).
2. Конструирование поздравлений.
Дифференциация зависимости от
адресата.
3. Знакомство с правилами оформления
письменного поздравления на открытке.
Тренировочные упражнения в
подписывании поздравительных
открыток.
4. Самостоятельная подготовка
поздравительной открытки и подписи к
ней.
5. Завершение темы (работа над рубрикой
«Это важно!»)

Коррекция диалогической
речи, через
моделирование
возможных диалогов
между героями картинки
при преподнесении
подарков. Составление
поздравления с опорой на
условно-графические
схемы предложений.
Коррекция тона речи в
произнесении
поздравлений с различной
интонацией.

Учить детей строить
предложения на
заданную тему,
отвечать на вопросы
полным
предложением.
Уметь использовать на
практике полученные
знания.
Развитие логических
операций: анализа и
синтеза при
обсуждении вопросов
темы. Воспитывать
доброту,
отзывчивость;
развивать
разговорную речь,
68умение выражать
свои мысли связно,
последовательно,
полным
19

предложением.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».