4 класс Мир природы и человека ПЗ

Пояснительная записка
Учебный предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область
«Естествознание», является специфическим для обучения детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) .
У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим
учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно
окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находятся
вне поля их чувственного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать
элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и
закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности
обучающихся, коррекции их мышления.
Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать
простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению
полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе,
расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность,
чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и
приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Структура программы:
1. Сезонные изменения в природе.
2. Неживая природа.
3. Живая природа (человек, животные, растения).
4. Безопасное поведение.
Основная цель учебного предмета - формирование у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостного взгляда на окружающую
природную и социальную среду, определение места человека в ней, воспитание правильного
отношения к среде обитания, знакомство с правилами поведения в обществе и природе.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать
новыезнания об основных её элементах;
На основе наблюдений и простейших опытных действий расширять представления
овзаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира
кусловиям внешней среды;
Вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять
устныеописания, использовать в речи
итоги наблюдений и
опытных
работ,
отмечатьфенологические данные;
Формировать знания учащихся о природе своего края;
Формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека,
учитьдетей бережному отношению к природе.
Развивающие:
Развивать вопросно-ответную, диалогическую речь, навыки связного высказывания,
умения полно ответить на поставленный вопрос.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, способствовать
развитиюнаблюдательности.

Воспитательные:
Воздействовать на развитие эмоционально - волевых, нравственных качеств
личности. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край,
уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Воспитывать положительное эмоционально-целостное отношение к природе;
стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами
поведения, соблюдать здоровый образ жизни.
Ценностные ориентиры: Ценность природы основывается на общечеловеческой
ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой
природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде
обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, ее
совершенства, сохранение и приумножение ее богатства.
Коррекционная направленность для обучения на уроках по предмету «Мир
природы и человека» предполагает:
- коррекцию внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение
внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий;
- коррекцию и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая
функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного
словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных
заданий;
- развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения
упражнений на развитие памяти;
- развитие зрительного и слухового восприятия;
- развитие тактильного восприятия;
- развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления
главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая
функция мышления);
- коррекцию и развитие личностных качеств обучающихся,
выдержки);
- умение выражать свои чувства.
Формирование жизненно – необходимых компетенцийсоставляет основное
содержание специального образования и реализуется через:
1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении
Направления специальной
Требования к результатам
(коррекционной) работы
Развитие
адекватных - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать,
представлений о собственных что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в
возможностях иограничениях, приёме медицинских препаратов, осуществлении
о
насущно
необходимом вакцинации.
жизнеобеспечении,
- Понимание ребёнком того, что пожаловаться и
способности
вступать
в попросить о помощи при возникновении проблем в
коммуникацию со взрослыми жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не
по вопросам медицинского стыдно, не унизительно.
сопровождения и созданию - Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к
специальных условий для нему за помощью, точно описать возникшую
пребывания в школе, своих проблему, иметь достаточный запас фраз и
нуждах
и
правах
в определений.
организации обучения.
- Умение выделять ситуации, когда требуется
привлечение родителей.
- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в
учебном процессе, сформулировать запрос о

специальной помощи
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни
Направления специальной
Требования к результатам
(коррекционной) работы
Формирование
активной Прогресс в самостоятельности и независимости в
позиции ребёнка и веры в быту.
свои силы в овладении
навыками самообслуживания
дома и в школе; стремления к
самостоятельности
и
независимости
в
быту;
привычки и потребности
помогать в быту другим
людям.
Освоение
устройства - Представления об устройстве домашней жизни.
домашней
жизни, - Умение включаться в разнообразные повседневные
разнообразия повседневных дела, принимать в них посильное участие, брать на
бытовых
дел
(покупка себя ответственность в каких-либо областях домашней
продуктов,
приготовление жизни.
еды; покупка, стирка, глажка,
чистка и ремонт одежды;
поддержание чистоты в доме,
создание тепла и уюта и т.д.),
предназначения окружающих
в быту предметов и вещей.
Формирование
понимания
того, что в разных семьях
домашняя жизнь может быть
устроена по-разному.
Ориентировка в устройстве -Представления об устройстве школьной жизни.
школьной жизни, участие в - Умение ориентироваться в пространстве школы и
повседневной жизни класса, обращаться за помощью при затруднениях или
принятие
на
себя происшествиях.
обязанностей
наряду
с - Умение самостоятельно ориентироваться в
другими детьми.
расписании занятий.
- Умение включаться в разнообразные повседневные
школьные дела, принимать в них посильное участие,
брать на себя ответственность. Положительная
динамика в этом направлении.
Формирование
понимания Стремление ребёнка участвовать в подготовке и
значения праздника дома и в проведении праздника, положительная динамика в
школе, желания участвовать в этом направлении
устройстве
праздника,
стремления
порадовать
близких, понимание того, что
праздники бывают разными.
3. Овладение навыками коммуникации
Направления специальной
Требования к результатам
(коррекционной) работы
Формирование знания правил - Умение решать актуальные житейские задачи,
коммуникации
и
умения используя коммуникацию как средство достижения
использовать их в актуальных цели (вербальную, невербальную).
для
ребёнка
житейских - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос,

ситуациях

Расширение и обогащение
опыта коммуникации ребёнка
в
ближнем
и
дальнем
окружении.

выразить свои намерения, просьбу, пожелания,
опасения, завершить разговор.
- Умение корректно выразить отказ и недовольство,
благодарность, сочувствие и т.д.
- Умение получать информацию от собеседника и
уточнять её.
- Освоение культурных норм выражения своих чувств.
Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может
использовать коммуникацию как средство достижения
цели.

4. Дифференциация и осмысление картины мира
Направления специальной
Требования к результатам
(коррекционной) работы
Расширение и обогащение - Адекватность бытового поведения ребёнка с точки
реального
взаимодействия зрения опасности/безопасности и для себя, и для
ребёнка
с
бытовым окружающих; сохранности окружающей предметной и
окружением,
миром природной среды.
природных явлений и вещей.
- Использование вещей в соответствии с их
- Формирование адекватного функциями, принятым порядком и характером
представления об опасности и наличной ситуации.
безопасности.
- Расширение и накопление знакомых и разнообразно
освоенных мест за пределами дома и школы: двор,
дача, лес, парк, речка, городские и загородные
достопримечательности и др.
- Формирование целостной и - Умение ребёнка накапливать личные впечатления,
подробной картины мира, связанные с явлениями
окружающего
мира,
упорядоченной во времени и упорядочивать их во времени и пространстве.
пространстве,
адекватно - Умение устанавливать связь между природным
возрастным
возможностям порядком и укладом собственной жизни в семье и
ребёнка.
школе, поведением и действиями в быту сообразно
- Формирование у ребёнка пониманию этой связи (помыть грязные сапоги,
умения устанавливать связь принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий
между ходом собственной летний день и т.п.).
жизни
и
природным - Умение устанавливать связь общественного порядка
порядком.
и уклада собственной жизни, соответствовать этому
порядку
(например,
посещение
магазина,
парикмахерской и т.п. ограничено определёнными
часами их работы, посещение театра, музея требует
определённого вида одежды и др.)
- Формирование внимания и Развитие
у
ребёнка
любознательности,
интереса ребёнка к новизне и наблюдательности, способности замечать новое,
изменчивости окружающего, задавать вопросы, включаться в совместную со
к их изучению.
взрослыми исследовательскую деятельность.
- Формирование понимания - Развитие активности во взаимодействии с миром,
значения
собственной понимание собственной результативности.
активности
во - Накопление опыта освоения нового при помощи
взаимодействии со средой.
экскурсий и путешествий.
Развитие способности ребёнка - Умение передать свои впечатления, соображения,
взаимодействовать с другими умозаключения так, чтобы быть понятым другим
людьми,
осмыслять
и человеком.
присваивать чужой опыт и - Умение принимать и включать в свой личный опыт
делиться
своим
опытом, жизненный опыт других людей.
используя
вербальные
и - Умение делиться своими воспоминаниями,
невербальные
возможности впечатлениями и планами с другими людьми.

(игра, рисунок, чтение как
коммуникации и др.).
5. Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых
ценностей и социальных ролей
Направления специальной
Требования к результатам
(коррекционной) работы
Формирование
знаний
о Знание правил поведения в разных социальных
правилах поведения в разных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в
социальных ситуациях и с семье; с учителями и учениками в школе; с
людьми разного социального незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской,
статуса, со взрослыми разного в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п.
возраста и детьми (старшими,
младшими, сверстниками), со
знакомыми и незнакомыми
людьми.
Освоение
необходимых - Умение адекватно использовать принятые в
ребёнку
социальных окружении ребёнка социальные ритуалы.
ритуалов.
- Умение корректно выразить свои чувства, отказ,
недовольство, благодарность, сочувствие, намерение,
просьбу, опасение.
Освоение возможностей и Умение
проявлять
инициативу,
корректно
допустимых
границ устанавливать и ограничивать контакт.
социальных
контактов, - Умение не быть назойливым в своих просьбах и
выработки
адекватной требованиях, быть благодарным за проявление
дистанции в зависимости от внимания и оказание помощи.
ситуации общения.
- Умение применять формы выражения своих чувств
соответственно ситуации социального контакта.
Расширение и обогащение Расширение круга освоенных социальных контактов.
опыта
социального
взаимодействия ребёнка в
ближнем
и
дальнем
окружении.
Межпредметные связи. Занятия на уроках по предмету «Мир природы и человека»
продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами:
математикой, музыкой, рисованием.
В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности:
игровую, ручной труд, конструктивную, изобразительную, которые будут способствовать
расширению, повторению и закреплению элементарных представлений об окружающем
мире.

Содержание рабочей программы учебного предмета
«Мир природы и человека» в 4 классе
Сезонные изменения в природе.
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе
(температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен
года, закрепление знаний о названиях месяцев. Формирование представлений о явлениях в
неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход,
проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Растения и животные в разное время года. Сад,
огород, поле, лес в разное время года. Дикие и домашние животные в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года.
Неживая природа.
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение
длярастений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности
Земли:равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа.
Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие
(по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами всаду. Лекарственные растения:
календула, зверобой. Редкие растения и ихохрана. Парк (сквер). Создание человеком парков.
Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их
значение в жизни человека. Строение полевых растений:корень, стебель-соломина, лист,
колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком
домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.
Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица,
гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка,
гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. Насекомые.
Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование
человеком пчел. Пасека. Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня.
Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Состояние природы и
ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле.
Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Безопасное поведение. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом
месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы
светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение
взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила
безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного использование
учебных принадлежностей. Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету
«Мир природы и человека» к концу 4 класса
Предметные результаты:
•
Иметь представление о временах года и сезонных изменениях в природе;
•
Знать названия изучаемых объектов, их частей;
•
Характеризовать знакомые предметы по основным свойствам (цвету, форме,
величине, вкусу, запаху, материалу и др.);
•
Уметь сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и
сходство);
•
Отвечать на поставленный вопрос полным ответом, используя слова данного
вопроса;
•
Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов.
Личностные результаты:
•
Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа»,
«семья»;
•
Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к
родителям, к своей Родине;
•
Освоить роль ученика;
•
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм
(плохо и хорошо);
•
Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар, медсестра, швея,
плотник;
•
Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные
гигиенические навыки; охранительные режимные моменты.
Минимальный уровень:

узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
иметь представления о назначении объектов изучения;

относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее
животное);

называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе
(фрукты; птицы; зимняя одежда);

знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его
выполнения;

знать основные правила личной гигиены;

иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в
природе и обществе;

выполнять здания под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу,
проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога;

знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на
приглашение (давать согласие или отказываться);

владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки,
чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);

владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на
вешалке, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.);

ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц, живущих около
школы;

составлять повествовательный или описательный рассказ из 3 -5
предложений об изученных объектах по предложенному плану;

адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной
или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных
условиях; иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире

относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (волк — дикое животное, зверь (млекопитающее), животное,
санитар леса);

знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать правила
гигиены органов чувств;

знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;

быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;

применять сформированные знания и умения при решении новых учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач

развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам

отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять
желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), качественно осмысленно оценивать свою работу и
работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания,
адекватно воспринимать похвалу;

проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного
общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм; выполнять доступные
природоохранительные действия;

быть готовыми к использованию сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.


Учебно – методический комплект
4 класс
- Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т.О., 4 класс, учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы. в 2 ч. М.: Просвещение, 2019 г. 1 ч - 79 с., 2 ч. – 63 с.
- Матвеева Н. Б., Попова М. А., Мир природы и человека. 4 класс. Рабочая тетрадь– М.:
Просвещение, 2018 г.- 63 с.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Мир природы и человека» - образовательная область
«Естествознание».
Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7» на изучение
предмета «Мир природы и человека» в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год, урок
длится 40 минут.
Учебно – тематический план программы по учебному предмету
«Мир природы и человека» 4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Наименование раздела
Сезонные изменения в
природе
Неживая природа
Живая природа
- Растения
- Животные
- Человек
- Безопасное поведение

Кол-во
часов
9
4
21
6
5
6
4

В том числе
Теоретические
Практические
занятия
занятия
3
6
1
6

3
15

Способы и формы оценки образовательных результатов освоения учебного
предмета «Мир природы и человека» в 4 классе
Календарный график контрольных срезов уровня знаний обучающихся
№
п\п
1

2

3

4

Дата

Тема

Цель

Практическая работа по
теме «Сезонные изменения
в природе»
Самостоятельная работа по
теме «Неживая природа»

Выявить уровень
приобретенных
компетенций по теме
Выявить уровень
приобретенных
компетенций по теме
Выявить уровень
приобретенных
компетенций по теме
Выявить уровень
приобретенных
компетенций по теме

Практическая работа по
теме «Живая природа.
Человек»
Самостоятельная работа по
теме «Безопасное
поведение»

Форма
проведения
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
Практическая
работа
Самостоятельная
работа

Характеристика цифровой оценки образовательных результатов для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Образовательные результаты оцениваются в ходе индивидуального и
фронтального опроса, практических и самостоятельных работ.
Контроль за усвоением знаний осуществляется посредством устного опроса и в
виде проверочных работ (1- 2 раза в триместр).
Итоговый контроль практических умений учащихся осуществляется в виде
контрольной работы (в конце учебного года).
Характеристика цифровой оценки обучающегося
«5»
«4»
«3»
- дает правильный,
- дает ответ, который в
- излагает материал с
логически законченный
основном соответствует
помощью наводящих вопросов
ответ с опорой на
требованиям,
учителя;
непосредственные
установленным для оценки
- частично использует в
наблюдения в природе и
«5», но ученик допускает
ответах наблюдения в природе
окружающем мире;
отдельные неточности в
и окружающем мире;
изложении фактического
- раскрывает возможные
материала;
- ограничивается
взаимосвязи, умеет
фрагментарным изложением
применять свои знания на - неполно раскрывает
фактического материала и не
практике.
взаимосвязи или
может применять
испытывает трудности в
самостоятельно знания на
применении знаний на
практике.
практике.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и
экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие
методы и приемы:
1. словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
2. наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
3. практический метод (упражнения, практическая работа);
4. репродуктивный метод (работа по алгоритму);
5. коллективный, индивидуальный;
6. творческий метод;
7. совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на
начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
8. рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции
педагога предметов, картинок и т. п.;
9. соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их
называнием или указанием на них с помощью жеста;
10. наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами
окружающего мира, живыми объектами;
11. обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и
качеств для более точного их восприятия.

Перечень учебно-методических средств обучения
Наименование объектов и средств
- Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т.О., 4
класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. в 2 ч. М.:
Просвещение, 2019 г. 1 ч - 79 с., 2 ч. – 63 с.
- Матвеева Н. Б., Попова М. А., Мир природы и человека. 4 класс.
Рабочая тетрадь– М.: Просвещение, 2018 г.- 63 с.
- Ткачева. Т.А. «Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями».- М.:
«Гном», 2011 г.
Дидактические игры:
- «Покорми диких животных»
- «Покорми домашних животных»
- Лото «Растения – животные», «Профессии»,
«Звери и птицы», «Грибы» и др.
Наглядные и демонстрационные пособия:
- Растения. Строение растений;
- Дикие и домашние животные;
- Грибы съедобные и несъедобные;
- Человек. Строение человека. Правильная осанка.
- Времена года. Зима. Весна. Лето. Осень.
- Вселенная. Космос. Солнечная система.

%
Оснащен
ности
100

100


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».