4 класс Мир природы и человека КТП(2)

Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Мир природы и человека» 4 класс
№ Дата
п/п

Содержание,
(тема, раздел)

Тип
урока

Кол-во
часов

Коррекционная
направленность

Содержание

Метод.
обеспечение

Инструктаж
по ТБ.
Влияние

1

Солнца на
смену времен

Изуче
ние
новог
о
матер
иала

1

Сезонные изменения в природе (9 ч)
Коррекция
Рассматривание рисунка. Составление рассказа по схеме. Чтение
мышления,
текста учебника. Нахождение в тексте и название осенних
речи на основе месяцев, признаков осени. Определение по рисункам признаков
упр-я «Составь осени. Составление рассказа об осенних месяцах.
рассказ»

Сюжетные
картинки,
предметные
картинки,
пр-ия

года.
Признаки
осени
Растения и
животные
осенью

2

3

Признаки
зимы

Комб.
1
тип
развитие речи
на основе упр-я
«Перескажи».

Комб.
тип

1

Коррекция
памяти и

Коррекция
мышления,
речи, внимании
на основе упр-я
«Читай по

Сравнение рисунков, нахождение различий. Объяснение причин
признаков осени. Нахождение и название знакомых цветов,
овощей. Составление рассказа об использовании овощей.
Чтение текста. Нахождение объектов на рисунке. Чтение

Гербарные
образцы
растений.
Иллюстраци

вопросов, построение ответов. Разгадывание загадок.
Нахождение и показ на рисунке знакомых объектов

грибов

Рассматривание рисунка. Определение признаков зимы.
Объяснение схем. Чтение текста, ответы на вопросы.
Составление рассказа о зимних месяцах с опорой на рисунки.

и и муляжи

Картины
природы в
октябре,
сюжетные
картинки.

4

Растения и
животные
зимой

Комб.
тип

1

5

Труд людей
зимой

Комб.
тип

1

6

Растения и
животные
весной

Комб.
тип

1

7

Труд людей
осенью и
весной
рисункам.

Прове
рка и
оценк
а
знани
й

1

ролям».
Коррекция
аналитикосинтетической
деятельности
на основе упр-я

Сравнение рисунков. Составление описательного рассказа.
Сюжетные
Нахождение объектов по
заданию. Прослушивание и чтение картинки с
изображение
текста
м поля в
Нахождение ответа на вопросы в тексте учебника.
разное

«Расшифруй»

Рассматривание объектов
на рисунке. Называние знакомых время года.
объектов. Составление рассказа о жизни растений и животных
зимой

Коррекция
памяти на
основе
дид.игры
"Найди и
выбери"
Коррекция
мышления,
речи на основе
упражнения
«Расскажи»

Ответы на вопросы по рисункам. Чтение текста. Словарная
работа (ветеринар). Составление рассказа по рисункам.

Предметные

Определение признаков весны по рисункам. Наблюдение за

Индивидуал

Коррекция
мышления,
речи на основе
упражнения
«Расскажи»

Рассматривание рисунков. Определение объектов на рисунке.
Сюжетные
картинки с
Составление рассказа о труде людей. Разучивание
стихотворения.
Составление рассказа о весне, осени по изображением
Прослушивание текста, ответы на вопросы. поля
Словарная работа (многолетние растения, садовые инструменты).
Практическая работа на пришкольном участке
(сгребание листвы). Правила безопасного использования

погодой. Работа по схемам. Чтение рассказа. Определение
по рисунку с доказательством выбора.

карточки

ьные

и сюжетные
картинки

свойств объекта

Отгадывание загадок. Сравнение рисунков. Отработка названий
весенних цветов. Нахождение в тексте объектов природы.
Составление рассказа по рисункам. Зарисовка муравейника в
тетрадь. Название детенышей животных.

садового инструмента.
8

Растения и
животные
летом

Комб.
тип

1

Развитие
тактильного
восприятия на
основе игры
«Волшебный
мешочек».

Нахождение признаков объекта по рисункам. Работа со
схемами. Чтение рассказа, ответы на вопросы. Нахождение в
тексте определений явлений природы. Определение весенних
месяцев по рисункам, знакомых
растений. Определение и
разучивание названий растений
сада и огорода. Зарисовка
растений. Работа со стихотворным
Текстом. Называние знакомых насекомых. Нахождение
знакомых насекомых на рисунках. Составление рассказа о
животных с опорой на рисунки, по опорному плану.
Составление рассказа о ферме.

9

Труд людей
Летом

Комб.
тип

1

10

Инструктаж
по ТБ. Почва
Состав почвы

Комб.
тип

1

11

Обработка

Комб.

1

Коррекция логго мышления
на основе упр-я
«Выбери
картину»

Нахождение объекта на рисунке (газонокосилка, коса,
сенокосилка). Чтение рассказа, ответы на вопросы по тексту.
Составление рассказа о работе людей летом. Чтение
стихотворения, нахождение ответа на вопрос в тексте.
Составление рассказа о правилах купания. Запись предложения
в тетрадь.

Таблицы,
картинки,
открытки.
Гербарные
образцы.

Неживая природа (4 часа)
Коррекция
Показ объекта природы (планета Земля) на рисунке. Чтение
мышления,
текста учебника, ответы на вопросы по тексту. Работа с
речи на основе рисунками (нахождение и показ объектов, сравнение объектов).
упр-я
Словарная
работа (перегной, плодородный). Чтение текста
«Расскажи»
учебника, нахождение ответов в тексте. Нахождение объекта на
рисунке.
Развитие

Чтение текста учебника. Составление рассказа по рисункам об

Муляжи и

почвы
Правила
обращения с
садовым
инструментом

тип

тактильного
восприятия на
основе игры
«Волшебный
мешочек».

обработке земли в огороде, поле. Запись в тетрадь названий
садовых инструментов. Практическая работа на пришкольном
участке (перекапывание почвы). Рассматривание и отбор
садового инструмента (натуральных объектов). Определение,
чем могут быть опасны садовые инструменты. Формулировка
правил обращения с садовым инструментом. Запись правил в
тетрадь. Зарисовка садового инструмента.

натуральные
образцы
плодов,
орехов.

12

Песок и глина Комб.
тип

1

Коррекция
мышления на
основе
упражнения
«Выбери»

Опыт: свойства песка (пропускает воду, сыпуч). Чтение текста
учебника. Составление рассказа о песке с использованием текста
учебника. Работа с рисунками (использование песка). Опыт:
свойства глины (не пропускает воду, пластичная, можно
использовать для лепки). Чтение текста учебника. Составление
рассказа о глине с использованием текста учебника. Работа с
рисунками (использование глины). Изготовление поделки из
глины.

Сюжетные
картинки,
овощи и
фрукты
(натуральны
е объекты),

13

Рельеф. Горы, Комб.
тип
холмы,

1

Развитие
кинестетическо
й памяти на
основе упр-я
«Ухо-нос»

Показ на рисунке объектов природы (горы, холмы, вершина).
Чтение текста учебника, ответы на вопросы. Сравнение гор,
холмов, нахождение сходства и различий. Зарисовка в тетради
гор и холмов, подпись названий. Словарная работа (равнины,
овраги). Рассматривание объектов природы (равнины, овраги) на
рисунках, ответы на вопросы. Зарисовка в тетради объектов
природы (равнина, овраг).

карточки с
названиями
овощей и
фруктов

1

Коррекция
речи,
мышления на

равнины,
овраги

14

Растения.
Огород

Комб.
тип

Растения (6 ч)
Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление
инструментов для перекопки земли. Беседа об овощах.

Сюжетные
картинки.

основе упр-я
«Объясни»
15

16

17

Лес.
Ориентировка
в
лесу.

Сад. Растения
культурные и
дикорастущие

Лекарственны
е
растения.

Комб.
тип

Комб.
тип

Комб.
тип

1

1

1

Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица). Чтение
текста учебника, нахождение ответов на вопросы в тексте.

Коррекция
памяти и
развитие
связной устной
речи на основе
упр-я
«Расскажи».

Чтение текста учебника, нахождение ответов в тексте. Иллюстраци

Коррекция
мышления,
речи, внимании
на основе упр-я
«Читай по
ролям»

Чтение текста учебника. Показ садовых инструментов на
рисунках, определение их предназначения. Запись названий
садового инструмента в тетрадь, зарисовка одного инструмента.
Составление рассказа о правилах использования садового

Коррекция
мышления,
речи на основе

Слушание текста учебника, нахождение ответов в тексте
учебника. Знакомство с лекарственными растениями (чтение
названия и информации на аптечной упаковке), способом их

Перечисление названий лиственных и хвойных деревьев. Запись
в тетрадь. Словарная работа (многолетние, однолетние, клумбы,
картинки,
Нахождение на рисунке объектов природы,

я,

сюжетные

цветоводы).
пр-ия

определение
знакомых
и
незнакомых
объектов, их
перечисление. Объяснение выбора объекта природы по признаку
(деревья). Разгадывание загадок. Дифференциация предметов по
признаку (деревья, кустарники). Упражнения на ориентировку в
пространстве (определение право, лево, сзади, спереди).
Рассматривание приборов для ориентировки в
пространстве
(компас).
Практическое
упражнение
ориентирование по компасу, по природным объектам.

инструмента на основе рисунков и текста. Нахождение
определения дикорастущих и культурных растений, ответов на
вопросы в тексте учебника. Сравнение рисунков. Словарная
работа (культурные, дикорастущие, сорт). Рассматривание
натуральных объектов (яблок разных сортов, семян). Описание
по внешнему виду. Чтение этикеток. Ответы на вопросы.

Пр-ия,
иллюстраци
и,
фотографии.

Красная книга

18

19

20

21

Растения
полей. Поле в
разное время
года

Комб.
тип

Парки

Комб.
тип

Домашние
животные:
лошадь,
корова

Комб.
тип

Свинья, овца Комб. 1

1

1

1

упр-я
«Расскажи»

применения, сроком годности. Чтение рассказа учебника, ответы
на вопросы. Рассматривание иллюстраций о редких видах
растений и животных, их описание по внешнему виду.
Зарисовка в тетради одного объекта. Запись названия.

Коррекция
памяти на
основе
дид.игры
"Найди и
выбери"

Нахождение знакомых объектов на рисунках, ответы на Индивидуал

Коррекция
памяти,
восприятия на
основе
дид.игры
"Дополни, чего
не хватает"
Коррекция
мышления,
речи на основе
упражнения
«Расскажи»

Коррекция

вопросы. Объяснение пословицы. Рассматривание натуральных
Составление рассказа об изготовлении продуктов

ьные

карточки.

объектов.

питания из муки. Словарная работа (жатва, зернохранилище,
озимые, соломина, колос, метелка). Чтение текста (работа в поле
в разное время года), беседа по рисункам. Отгадывание загадок.
Сравнение двух объектов (пшеница и рожь; овес и гречиха).
Изготовление поделки из соломы.
Прогулка (экскурсия) в парк. Словарная работа (парк, аллея,
сквер). Описание парка (сквера). Называние известных парков,
расположенных вблизи местожительства.

Животные (5 ч)
Чтение названий животных в тексте учебника. Показ на рисунке
знакомых животных. Чтение рассказа в учебнике, ответы на
вопросы. Составление рассказа об известном животном.
Рассматривание рисунка с изображением лошади, коровы.
Выделение частей тела. Описание животного по плану.
Словарная работа (скакун, тяжеловоз). Составление рассказа об
использовании лошади, коровы человеком

Рассматривание

рисунков с изображением овцы, свиньи.

Предметные
и сюжетные
картинки

Правила
ухода
за домашними
животными

тип

22

Птицы
Польза и вред
птиц
Водоплавающ
и
е птицы

Комб.
тип

23

Инструктаж
по ТБ. Дикие
и домашние
птицы

Комб.
тип

мышления на
основе
упражнения
«Выбери»

Выделение частей тела. Описание животного по плану.
Составление рассказа об использовании овцы, свиньи
человеком. Зарисовка домашнего животного. Рассматривание
предметов ухода за домашними животными. Запись названий
предметов в тетрадь. Составление правил ухода за домашними
животными по вопросам. Чтение текста. Ответы на вопросы по
тексту

1

Развитие
кинестетическо
й памяти на
основе
упражнения
«Ухо-нос»

Показ частей тела птиц. Составление описательного рассказа по
плану. Рассматривание и называние знакомых объектов на
рисунках. Сравнение птиц по внешнему виду, среде обитания.
Составление рассказа по вопросам о пользе и вреде птиц.
Рассматривание скворечника, кормушек, объяснение их
назначения. Чтение текста учебника. Ответы на вопросы по
тексту. Изготовление (в домашних условиях) кормушки для
птиц. Словарная работа (водоплавающие птицы). Нахождение
водоплавающих птиц на рисунках. Определение, что позволяет
птицам плавать. Сравнение двух водоплавающих птиц.
Нахождение сходства и различий. Составление описательного
рассказа.

1

Коррекция
мышления,
речи на основе
упр-я
«Расскажи»

Рассматривание птиц на рисунках. Показ и называние знакомых
объектов (утка, селезень). Словарная работа (утка, селезень).
Запись названий птиц в тетрадь. Определение птиц по контуру.
Зарисовка контура птицы. Нахождение птиц на рисунках.
Составление описательного рассказа. Словарная работа (курица,
петух, цыплята). Определение значения курицы для человека.
Экскурсия на птицеферму (по возможности). Сравнение диких и
домашних птиц. Нахождение сходства и различий. Чтение
текста учебника. Нахождение ответов на вопросы в тексте

таблицы с
правилами
дорожного
движения.

учебника.
24

25

Насекомые.
Пчела.
Насекомые
вредители

Человек.
Мозг
человека

26

Профилактик
а
травм
головного
мозга

27

Режим дня.
Часы

Комб.
тип

Коб.т
ип

Комб.
тип

Комб.
тип

1

1

1

1

Развитие
тактильного
восприятия на
основе игры
«Волшебный
мешочек».

Развитие
тактильного
восприятия на

основе игры
«Волшебный
мешочек».
Развитие
тактильного
восприятия на
основе игры
«Волшебный
мешочек».
Коррекция
мышления,
речи на основе
упр-я
«Расскажи»

Нахождение известных насекомых на рисунках. Чтение текста.
Ответы на
вопросы. Отгадывание загадок. Составление
описательного рассказа о насекомом по плану. Запись названий
насекомых в тетрадь, зарисовка насекомого. Рассматривание
изображения

пчелы. Определение

частей

тела пчелы.

Определение пользы пчелы для человека. Правила поведения на
пасеках. Чтение текста учебника. Слушание рассказа о
насекомых вредителях. Рассматривание рисунка. Запись
названий насекомых в тетрадь.
Человек (6 часов)
Показ на схеме частей тела человека. Чтение текста учебника. Сюжетные
Рассматривание рисунков, ответы на вопросы. Сравнение мозга картинки по
теме,
собаки и лягушки по рисункам.

Чтение текста учебника. Определение правил профилактики
травм. Запись правил профилактики в тетрадь. Объяснение по
рисункам правильного и неправильного поведения. Зарисовка
иллюстрации правильного поведения.

Плакаты,
правила
сохранения
правильной
осанки

Работа со схемой частей суток. Определение занятий в разное
время суток. Чтение текста учебника. Выделение ответов на
вопросы в тексте учебника. Составление рассказа о любимом
занятии вечером. Рассматривание часов. Определение
предназначения часов (будильник, настенные, ручные,

Коллекции
семян,
таблица,
картинки

песочные). Практическая работа по определению времени.
Составление режима дня, запись в тетрадь
Профилактик
а
переутомлени
я

Комб.
тип

29

Загрязнение
воздуха,
воды,
почвы

Комб.
тип

1

30

Заповедники.
Зоопарк (по
выбору)

Комб.
тип

1

Развитие
кинестетическо
й памяти на
основе упр-я
«Ухо-нос»

Правила

Комб.

2

Развитие

28

3132

1

Развитие
тактильного
восприятия на
основе игры
«Волшебный
мешочек».
Коррекция
памяти на
основе
упражнения
«Прочитай
наизусть»

Практическое разучивание физкультминутки для профилактики
переутомления. Запись комплекса гимнастики в тетрадь.

Картины

весенней

природы,

сюжетные
картинки.
Выявление причин загрязнения воздуха по рисункам.
Определение действий человека по очистке воздуха.
Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих
загрязнение воздуха. Чтение текста учебника, выделение
ответов на вопросы. Выявление причин загрязнения воды по
рисункам. Определение действий человека по очистке воды.
Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих
загрязнение воды. Чтение текста учебника, выделение ответов
на вопросы. Выявление причин загрязнения почвы по рисункам.
Определение действий человека по очистке почвы.
Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих
загрязнение почвы, зарисовка в тетрадь. Чтение текста учебника,
ответы на вопросы.

Определение понятия заповедник. Чтение понятия в тексте.
Запись понятия в тетрадь. Составление рассказа о занятиях
людей, работающих в заповедниках, лесничествах. Словарная
работа (заповедник, лесничество). Экскурсия в зоопарк.
Слушание рассказа учителя о животных зоопарка.
Рассматривание объектов, зарисовка в тетрадь.
Безопасное поведение (4 часа)
Определение правильного поведения по иллюстрациям.

Иллюстраци
и, сюжетные
картинки.

Таблицы с

поведения в

тип

мышления на
основе упр-я
«Сравни
описание».

быту, в школе

Составление

рассказа

о

безопасном

поведении.

правильного поведения в стихотворном тексте. Заучивание
помощи. Правила поведения при беседе
Ответы на вопросы.

гербарные

растений,

м хвойных

Выбор изображение
телефонов экстренной

по телефону. Игра «Телефонный звонок».

Разыгрывание ситуаций по правилам поведения в школе.
Составление рассказа по правилам поведения в школе. Рисунок
«Как правильно вести себя на уроке».
33

ПДД. Дорога.
Пешеходный
переход

Комб.
тип

1

Коррекция
логического
мышления
через
отгадывание
загадок.

34

Транспорт.
Мы–
пассажиры

Комб.
тип

1

Коррекция
мышления,
речи на основе
упр-я
«Расскажи»

Определение частей дорог по рисунку. Работа с опорными
словами (проезжая часть, полоса движения, трамвайные пути,
тротуар). Ответы на вопросы. Чтение и разучивание правил
поведения на дороге. Практическая отработка правил поведения
на дороге. Рассматривание иллюстраций. Чтение правил
перехода по «зебре» (по очереди, по цепочке). Нахождение
предложения в
тексте по заданию учителя. Экскурсия
«Пешеходный переход». Практическая отработка навыков
перехода дороги по пешеходному переходу, светофору.
Разучивание стихотворения.
Прослушивание текста.
Работа с
опорными
словами
(пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро,
водитель, кондуктор). Нахождение объектов на иллюстрациях.
Чтение правил поведения в общественном транспорте.
Практическая отработка правил поведения в транспорте и
общественных местах (экскурсия).

образцы.

Плакаты,
памятки.

Таблицы,
картинки,
открытки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».