1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовыми основаниями рабочей программы являются: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании»; Приказ Министерства образования Российской Федерации № 29/2065–п от 10.04.02 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)»; Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно2 эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573); Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрирован в Минюсте РФ03.07.2020г. № 58824); Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757-ПП); Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 18.08. 2016 г. № 02-01-82/7213 «Об организации 3 образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Рабочая программа по истории Отечества для 8 классов (VIII вида) разработана на основе: • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012). • Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории (разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7), утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004. • Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». • Образовательной программы по истории для 7-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. О.И. Бородина В.М., Мозговая/под редакцией В.В. Воронковой, Владос, 2018. 4 • Цель изучения истории в школе образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации обучающихся. Цель обучения истории – формирование у обучающихся способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности. Основными задачами курса являются: • освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории; • помощь обучающимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов; 5 • развитие у обучающихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности; • овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации. Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирована через формы занятий, методы и приемы обучения и объем изучаемого материала, для обучения специального (коррекционного) класса VIII вида. Одной из основных функций основного общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)». Основная цель коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья – социальная реабилитация, трудовая адаптация и интеграция в обществе. 6 У детей данной категории нарушена психика, эмоционально-волевая сфера, слабо развита мелкая моторика рук, общее интеллектуальное недоразвитие снижает процесс усвоения знаний и им необходима педагогическая поддержка. Основной формой организации учебного процесса является урок. Ведущей формой работы учителя с учениками на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. В процессе обучения литературе используется игровой и занимательный материал, наглядные и иллюстративные пособия технические и другие дидактические средства. Для обучения детей с умеренной умственной отсталостью от учителя требуется и специальная работа, направленная на уточнение и расширение имеющихся представлений, умение сформировать их в речи, в различных практических действиях на уроке. На уроках при чтении произведений, устных высказываниях формируются общие речевые навыки детей с ограниченными возможностями здоровья, направленные на коррекцию недостатков звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического слуха. С этой целью на каждом занятии проводится артикуляционная физминутка и даются специальные задания. Обучение должно реализовываться на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей с умеренной умственной отсталостью. 7 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА История Отечества изучается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала наличность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ОВЗ к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество. Необходимость разработки и значимость рабочей программы по истории обусловлена, с одной стороны, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ступени основного общего образования, определенных ГОС, с другой стороны, потребностью формирования разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитания гражданина, патриота. В рабочей программе предусмотрено развитие ключевых компетенций обучающихся, представленных в программах для начального общего образования, обусловленных предметным содержанием и психологическими и возрастными особенностями пятиклассников. Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. 8 Новизна рабочей программы заключается в использовании тестирования в специальных (коррекционных) классах в качестве контрольных работ, поскольку оно ориентировано на выявление степени усвоения обучающимися основных понятий, ведущих идей и элементов учебной программы, а не на констатацию наличия у учеников конкретной совокупности формально усвоенных знаний. Тесты используются и для проверки домашнего задания. Отличительными особенностями данной программы являются: • минимальный объём дидактических единиц с целью защиты обучающихся в специально-коррекционных классах от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья; • соответствие основным направлениям модернизации образования, поскольку делается акцент на роль человеческого фактора, цивилизационную составляющую исторического процесса. Объектом изучения истории являются крупные исторические события отечественной истории, жизнь и быт людей с древности до наших дней. Даётся отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории: «История нашей страны древнейшего периода», «Киевская Русь», «Распад Киевской Руси», «Борьба Руси с иноземными завоевателями», «Начало объединения русских земель», «Единая Россия (конец XV века —XVII век)», «Великие преобразования России в XVIII веке», «История нашей 9 страны в XІX веке», «Россия в начале XX века», «Россия в 1917-1920 годах», «Советская Россия – СССР в 20-30-е годы», «СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «Советский Союз в 1945-1991 годах», «Новая Россия в 1991-2013 годах». Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой с древности до настоящего времени. Цель изучения истории в школе образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Цель изучения курса «История Отечества»: • усвоение основных событий отечественной истории, свершений выдающихся личностей, олицетворяющих основные периоды истории России; • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий, давать им элементарную оценку; • развитие познавательных интересов; • формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в обществе. 10 Общие задачи изучения предмета «История Отечества»: Образовательные задачи: • усвоить важнейшие факты истории; • создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого; • усвоить доступные для обучающихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; • овладеть умением применять знания по истории в жизни; • выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом. Воспитательные задачи: • гражданское и патриотическое воспитание обучающихся; • воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей; • нравственное воспитание; • эстетическое воспитание; • трудовое воспитание; • экологическое воспитание; • правовое воспитание; • формирование мировоззрения учащихся. Коррекционно – развивающие задачи: • развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы; 11 • учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости; • содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение; • расширять лексический запас, развивать связную речь. В 8 классе обучающиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в. Этот материал представлен следующими 3 темами: • Единая Россия (конец XV – начало XVII вв.). • Великие преобразования России в XVIII в. • История страны в период XIX в. Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой, победным завершением для России Северной войны, русско–турецких войн и Отечественной войны 1812 года, знакомит со множеством имен выдающихся исторических деятелей. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с учебным планом школы-интерната предмет «История Отечества» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Согласно учебному плану школы-интерната на изучение предмета предусмотрено 68 часов в 8 кл. (2 ч в неделю, 34 учебных недели). 12 Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу истории Отечества: Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: учеб. для 8 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М., Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2010. 8 кл., М., Просвещение, 2010. Учебник содержит теоретический материал курса. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя: • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за историческое прошлое многонационального народа России; 13 • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. Предметные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя: • формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России; • формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире; 14 • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего; способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; Метапредметные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя: • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую; • овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации; • использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы; • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; • владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, отстаивать свою позицию. Межпредметные связи: обществознание, география, ИЗО, музыка, МХК. Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система. Принципы: 15 • принцип коррекционной направленности в обучении; • принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения; • принцип научности и доступности обучения; • принцип систематичности и последовательности в обучении; • принцип наглядности в обучении; • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Методы: • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; • наглядные – наблюдение, демонстрация; • практические – упражнения, работа с исторической картой. Типы уроков: • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала); • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок); • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок); • Комбинированный урок. Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, DVD), мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую. 16 При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат. Основные формы и средства контроля: • Устный опрос • Тестирование • Исторические диктанты • Контрольная работа • Составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ • Тематический кроссворд • Работа с контурными картами Тексты контрольно-измерительные материалы создаются учителем в соответствии с психофизическим особенностями каждого обучающегося. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА - 68 ЧАСОВ 8 КЛАСС (68 часов) 17 Тема 1. Единая Россия (конец XV века - XVII век) – 22 часа. Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань. Значение создания единого Российского государства. Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война — попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю. Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России. Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. 18 Тема 2. Великие преобразования России в XVIII веке – 19 часов. Воцарение Петра I. Борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство СанктПетербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры. Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I). Дворцовые перевороты. Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова. Царствование Екатерины И. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения. Установление губернского управления в стране. Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Тема 3. История нашей страны в период XIX века - 23 часа. 19 Павел I. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона. Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя. Правление Александра II. Отмена крепостного права. Убийство Александра II. Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте. XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Величайший русский певец Ф. Ю. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры. 20 Резервное время - 4 часа. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Наименование раздела, темы Тема 1. Единая Россия (конец XV – начало XVII в.) Вводный урок. Иван III Великий – глава единого государства Российского. Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная церковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный. Опричнина Ивана Грозного. Присоединение к Российскому государству Поволжья. Колво часов 22 1 1 1 1 1 1 1 21 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 1819. 20. 21. 22. Покорение Сибири. Быт простых и знатных людей. Москва – столица Российского государства. Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России. Правление Бориса Годунова. Смутное время. Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. Начало правления династии Романовых. Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Раскол в Русской православной церкви. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Контрольная работа по теме: «Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)» Тема 2. Великие преобразования России в XVIII веке. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 19 22 23. Начало правления Петра I. 24. Начало Северной войны и строительство Санкт – Петербурга. 25. Полтавская битва. 26. Победа Русского флота. Окончание Северной войны. 27. Петр I – первый российский император. 28. Преобразования Петра I. 29. Эпоха дворцовых переворотов. 30. Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова. 31. Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств. 32. Правление Екатерины II. 33. Золотой век дворянства. 34. Положение крепостных крестьян. 35. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. 36. Русско – турецкие войны второй половины XVIII века. 37. Знаменитый полководец Александр Суворов. 38. Русские изобретатели и умельцы. 39. Развитие литературы и искусства в XVIII веке. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 40. Быт и нравы русских людей в XVIII веке. 41. Контрольная работа по теме «Великие преобразования России в XVIII веке» Тема 3. История нашей страны в XIX веке. 42. Россия в начале XIX века. 43. Начало Отечественной войны 1812 года. 44. Бородинская битва. 45. Оставление Москвы. 46. Народная война против армии Наполеона. 47. Отступление и гибель французской армии. 48. Правление Александра I. 49. Создание тайных обществ в России. 50. Восстание декабристов. 51. Император Николай I. 52. Золотой век русской культуры. 53. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. 54 Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в. 55. Крымская война 1853 – 1856 гг. 56. Отмена крепостного права. 1 1 23 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 6870 Реформы Александра II. Правление Александра III. Развитие российской промышленности. Появление революционных кружков в России. Наука и культура во второй половине XIX в. Жизнь и быт русских купцов. Быт простых россиян в XIX веке. Контрольная работа по теме «История нашей страны в XIX веке» Работа с хронологией Работа с историческими терминами Работа с исторической картой Итоговое обобщение и повторение ВСЕГО 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 70ч 25 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» Под планируемыми результатами освоения рабочей программы по истории Отечества в 7-9 классах (VIII вида) понимаются позитивные изменения в личности обучающегося, на которые ориентирована данная образовательная программа. В результате изучения истории Отечества обучающийся 8 класса должен: Знать/понимать: - когда началось и закончилось событие; - как протекало конкретное событие; - великих русских поэтов, писателей, учёных. Уметь: - пользоваться лентой времени; - устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий; - выделять главную мысль в отрывке исторической статьи; - оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой. 26 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; • общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. 27