Рабочая программа логопедическая коррекция 2 класс 1вариант

Пояснительная записка к программе коррекционного курса
«Логопедическая коррекция» для обучающихся 2 класса (вариант1).
Особенностями логопедической работы во 2 классе являются максимальное
включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.
Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед
увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка.
Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические
занятия, включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий,
элементы логопедической ритмики.
Содержание рабочей программы
коррекционного курса «Логопедическая коррекция»
Коррекционный курс
«Логопедическая коррекция» является сопряженным с
предметными областями: Язык и речевая практика, Естествознание, Человек и общество,
Этика, Искусство.
Цель: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая
успешное освоение АООП обучающимися, их адаптации к учебной деятельности и
дальнейшей социализации. Для достижения поставленной цели необходима реализация
следующих задач:
1. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об
окружающей действительности.
2. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической
системности, формирование семантических полей.
3. Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
4. Развитие связной речи.
5. Предупреждение и коррекция недостатков письма и чтения.
Образовательные задачи:
- понимать обращенную речь;
- иметь представления о таких областях окружающего мира как «овощи», «фрукты»,
«игрушки», «дикие и домашние животные», «одежда», «обувь», «мебель», «посуда», и др.
лексические темы.
- иметь способность к обобщению, знание обобщающих понятий по соответствующим
темам;
- различать понятие «звук», «слово», «предложение»;
- составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой;
- иметь начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы»,
«слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;
- использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и другие);
- иметь представления о загадках, умение составлять их по схеме и самостоятельно;
- уметь мыслить и оперировать символами, запомнить и пользоваться при составлении
предложений и рассказов символами (картинки, помощник), цвета, формы, вкуса,
материала и другое.
Коррекционно-развивающие
задачи:
-корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение
внимания,
увеличение
объема
внимания)
путем
выполнения…
-коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая
функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение
и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая
речь)
через
выполнение;
-коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными

текстами,
сочинением,
изложением,
творческим
диктантом);
-коррекция
и
развитие
памяти
(кратковременной,
долговременной)
;
-коррекция
и
развитие
зрительных
восприятий;
-развитие
слухового
восприятия;
-коррекция
и
развитие
тактильного
восприятия;
-коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости,
развитие
ритмичности,
плавности
движений,
соразмерности
движений);
-коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза,
выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей,
планирующая
функция
мышления);
-коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы
(навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства;
Воспитательные
задачи:
-воспитывать
интерес
к
учебе,
предмету;
-воспитывать
умение
работать
в
парах,
в
команде;
-воспитывать
самостоятельность;
-воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к природе,
трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей
очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления
правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с
включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для
логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость
умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности,
переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у
умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе
осуществляется в более длительные сроки, чем работа с норматипичными детьми.
Направления логопедической работы:
1.
Выявить особые образовательные потребности каждого обучающегося,
обусловленные структурой и глубиной речевых нарушений путем проведения
специальной логопедической диагностики. При необходимости проводить корректировку
логопедической программы
2.
Осуществить индивидуально ориентированную логопедическую помощь на
групповых занятиях с учетом возможности ребенка и рекомендаций ПМПК
3.
Для успешной реализации коррекционно-логопедической работы логопед
взаимодействует со специалистами школы (учитель, воспитатель, медработник) и
родителями обучающихся.
В 1-ом классе коррекционная работа проводится по следующим направлениям:
1) развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
2) улучшение фонематического слуха;
3) формирование речевого дыхания;
4) улучшение вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);
5) улучшение ритмико-интонационной стороны речи;
6) уточнение артикуляция вызывающихся и по подражанию некоторые их отсутствующих
звуков, создание базы для успешной постановки)
7) повышение речевой и эмоциональной активности детей;
8) совершенствование личностного контакта логопеда и ребенка.
9)обогащение словаря.
Динамическая организация и фонематические процессы
Развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания. Постановка и автоматизация
звуков, коррекция слоговой структуры. Последовательная отработка правильной
артикуляции звуков, их характеристика (параллельно с их усвоением на уроке обучения

грамоте). Развитие фонематических процессов. Формирование прочных звукобуквенных
связей.
Лексико-грамматический строй речи.
Уточнение и расширение словаря по основным лексическим темам:
«Школа»,
«Школьные принадлежности», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Осень»,
«Перелётные птицы», «Домашние птицы», «Зимующие птицы», «Зима», «Дикие
животные», «Домашние животные», «Новый год», «Дом», «Мебель», «Электроприборы»,
«Посуда», «Продукты питания», «Режим дня», «Защитники Отечества», «Семья»,
«Одежда», «Обувь», «Весна», «Деревня», «Цветы», «Деревня», «Город», «Транспорт»,
«Профессии». Ознакомление со словами, обозначающими предметы, признаки, действия.
Практическое усвоение грамматических категорий (через игровые задания и упражнения,
без усвоения языковедческой терминологии)
Предложение и связная речь.
Интонация в предложении. Усвоение модели простого двусоставного предложения:
существительное + глагол. Распространение модели простого двусоставного предложения
по моделям и вопросам (р.п., д.п., т.п., п.п.). Обучение первоначальному навыку связного
высказывания. Рассказ по личным наблюдениям, сюжетным картинкам, серии картинок.
Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями,
психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по
пропаганде логопедических знаний. При завершении логопедических занятий логопед
инструктирует учителя и воспитателя и родителей о полученных результатах (знакомит с
результатами мониторинга), говорит приемах доведения достигнутых навыков до полной
автоматизации в условиях класса и во внеурочное время.
Работа с родителями. Несмотря на то, что большую часть дня ребёнок находится в
школе, первостепенное влияние на процесс его развития оказывает семья. И
эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую
занимают родители. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой
частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах:
-личный контакт;
-участие в родительских собраниях;
-проведение групповых консультаций для родителей по вопросам организации
коррекционного процесса, ознакомлению со специфическими приёмами постановки
звуков;
- индивидуальные консультации, анкетирование родителей;
- проведение открытых занятий;
- оформление странички школьного сайта «Советы специалиста»;
-информация на стенд «Логопедический вестник».
Планируемый результат освоения программы по коррекционному курсу
«Логопедическая коррекция» 2 класс
Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество
обучения по чтению, русскому языку, окружающему миру, что является
основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в школе. ФГОС
устанавливает требования к результатам образования:
Звукопроизношение.
1-я подгруппа. Встречаются недостатки в звуковом воспроизведении слов:
недифференцированное произнесение некоторых звуков, в основном свистящих,
шипящих, аффрикат и соноров.
2-я подгруппа. Произносительные возможности детей улучшаются, но у них могут
оставаться различные виды нарушений: постановка соноров отсрочивается, трудно идет
автоматизация поставленных звуков, характерны нестойкие замены.

Слоговая структура.
1-я подгруппа. Дети достаточно свободно пользуются словами разной слоговой структуры
и звуконаполняемости. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или
малоизвестных слов: смешение, перестановки и замены звуков и слогов; сокращения при
стечениях согласных в слове.
2-я подгруппа. Уровень воспроизведения слоговой структуры у детей этой подгруппы
ниже, чем у детей 1-й подгруппы. Они могут правильно повторить за логопедом трех-,
четырехсложные слова, но нередко искажают их в самостоятельной речи, допуская
сокращение количества слогов и ошибки при передаче звуконаполняемости слов –
перестановки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных, уподобления.
Фонематическое восприятие.
1-я подгруппа. Дети уверенно справляются с выделением заданного звука в ряду других
звуков, слышат и определяют место изучаемого звука в слове, овладевают навыком
звукослогового анализа и синтеза прямого слога и односложных слов типа мак.
2-я подгруппа. У детей при выполнении специальных заданий возникают специфические
трудности: они не удерживают слоговой ряд (вместо трех слогов называют два), фразу; с
ошибками определяют место звука в слове; испытывают трудности в овладении звуковым
анализом прямого слога и односложных слов (опускают гласный звук).
Связная речь.
1-я подгруппа. У детей в связной речи присутствуют элементы ситуативности. Возникают
затруднения в использовании сложных предложений, особенно заметные при составлении
рассказов по картинке и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в
самостоятельных рассказах детей нередко состоят только из подлежащего, сказуемого и
дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных,
числительных, наречий, причастий, деепричастий. Однако дети без помощи логопеда
могут составить несложный рассказ по картинке, рассказать об интересном событии,
пересказать простой текст.
2-я подгруппа. Уровень развития связной речи у детей этой подгруппы гораздо ниже. При
составлении рассказов по картинке, пересказе им требуются словесные и изобразительные
подсказки. В процессе рассказа появляются длительные паузы между синтагмами и
короткими фразами. Степень самостоятельности при свободных высказываниях низкая.
Нередко рассказы детей носят фрагментарный характер, поэтому они периодически
нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослого.
Учебно-методический комплект
Учебная программа по логопедии для обучающихся 1-5, 6-9 классов специальной
(коррекционной) школы VIII вида Е.В.Кузминых Екатеринбург, 2003г.
Зоны логопедического кабинета
1.
Зона коррекции звукопроизношения (оснащена индивидуальным зеркалом,
партой, набором карточек для артикуляционной гимнастики, одноразовые шпатели,
пособия для коррекции звукопроизношения, пособия по развитию мелкой моторики и
др.).
2.
Образовательная зона (оснащена комплектом 6 парт + 6 стульев, наборы
дидактических пособий по развитию речи, доска, фланелеграф, развивающий коврик)
3.
Методическая зона (шкаф с систематизированным дидактическим материалом,
материал для диагностики, коррекции звукопроизношения, общего развития речи,
логопедическая документация)
4.
Зона ТСО (компьютер, принтер, здесь же рабочее место учителя). Компьютерные
игры очень помогают в логопедической работе.
5.
Сенсомоторная зона (материал для развития мелкой моторики).
Необходимые средства организации коррекционно-логопедической работы:
Для проведения логопедического обследования:
Обследование звукопроизношения;

Обследование понимания речи;
Обследование связной речи;
Обследование грамматического строя речи;
Обследование состояния словарного запаса;
Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза,
фонематических представлений;
Обследование слоговой структуры слова;
Счетный материал для обследования;
Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;
Картинки и тексты
Для формирования правильного звукопроизношения:
Артикуляционные упражнения (карточки);
Профили звуков;
Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;
Пособия для работы над речевым дыханием;
Предметные картинки на все изучаемые звуки;
Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.
Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
Цветные фишки для звукобуквенного анализа;
Предметные картинки на дифференциацию звуков;
Тексты на дифференциацию звуков
Для обучения грамоте (чтению и письму):
Магнитный алфавит;
Настенный алфавит;
Бумажный алфавит;
Схемы для анализа предложений;
Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;
Логопедические буквари;
Кассы букв на каждого ребенка
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:
Предметные картинки
Ягоды;
Головные уборы;
Мебель;
Птицы;
Растения;
Обувь;
Продукты;
Грибы;
Одежда;
Посуда;
Игрушки;
Насекомые;
Профессии;
Деревья;
Животные и их детеныши;
Времена года;
Овощи; Фрукты

Предметные картинки на подбор антонимов и синонимов;
Предметные картинки «один-много»;
Схемы предлогов;
Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами;
Пособия на согласование слов;
Деформированные тексты и др.
Для развития связной речи:
Серии сюжетных картинок;
Сюжетные картинки;
Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов;
Схемы и мнемотаблицы для составления рассказов.
Количество учебных часов
Место коррекционного курса в учебном плане
Место коррекционного курса «Логопедическая коррекция»: Коррекционно-развивающая
область «Коррекционно-развивающие занятия»
Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №7» во 2 классе
отводится 2 часа в неделю,68 ч в год (34 учебные недели)
В зависимости от тяжести и схожести проявления речевого дефекта
логопедические занятия в данном классе проводятся занятия по логопедической
коррекции по группам. Программа логопедической коррекции речи рассчитана на
учебный год. Основная форма проведения логопедической коррекции - урок,
длительностью 40 минут. По учебному плану отводится 4 часа в неделю по подгруппам.
Занятия каждой подгруппы проводятся 2 раза в неделю. Группы скомплектованы по
признаку однородности речевого нарушения, по возможности. Наполняемость групп для
логопедических занятий до 6 обучающихся. При необходимости возможно
перераспределение обучающихся по группам в течение года.
Учебно-тематический план программы
по коррекционному курсу «Логопедическая коррекция»
№

Название темы

Теоретических

Практических

22

2

20

10

2

8

10

2

8

Формирование коммуникативнопознавательной стороны

22

2

20

Обследование

4

Итого:

68

8

56

п/п
1

2

3

4

Кол-во
занятий

Накопление конкретных слов и
выражений
Накопление грамматических
знаний, простых грамматических
категорий
Накопление звуковых, смысловых
морфологических и
синтаксических сторон речи

Способы и формы оценки образовательных результатов освоения коррекционного
курса «Логопедическая коррекция»
Логопедом проводится первичная логопедическая диагностика в период с 1
сентября по 15 сентября, с целью определения уровня сформированности устной речи и
составления дальнейшей коррекционной программы. Промежуточная – в декабре, с целью
уточнения целесообразности методов и приемов работы и проведение при необходимости
корректировки программы. Итоговая логопедическая диагностика устной и письменной
речи проводится с 15 по 30 мая, с целью определения динамики развития речевых
процессов и составления планов дальнейшей логопедической работы в следующем
учебном году.
При работе с детьми учителю-логопеду необходимо оценить результаты своей работы и
выявить уровень речевого развития детей. Существует множество методик такой оценки.
Однако все они достаточно объёмны, и их проведение занимает много времени.
Представляемый экспресс-мониторинг позволяет сравнительно быстро оценить уровень
развития речи. Результатам обследования даётся качественная и количественная оценка.
Качественная оценка представляет собой анализ и подробное описание особенностей
выполнения ребенком каждого задания. Выявленные особенности ответов детей
учитываются при начислении баллов за каждое задание, т.е. получают свою
количественную
интерпретацию.
При разработке
мониторинга
использовалась
нейропсихологическая диагностика Фотековой Т. А., Ахутиной Т.В. На основе
результатов диагностики оформляются бланки мониторингов устной и письменной речи.
I.Обследование устной речи:
• звукопроизношение, фонематический слух
1.Различение слов-паронимов
2.Различение изолированных звуков
3.Воспроизведение слоговых рядов
4.Различение правильно и неправильно произносимых взрослым слов
5.Определение наличия звука в слове
Оценка:
Высокий уровень - Все звуки во всех позициях произносятся правильно. Часть звуков в
спонтанной речи иногда может произноситься неправильно, но ошибки исправляются
самостоятельно или после стимулирующей помощи ("Скажи еще раз красиво").
Средний уровень - Изолированно все звуки произносятся правильно. Часть звуков
правильно произносится в отраженной фразовой речи, но в спонтанной речи не
употребляется или искажается.
Низкий уровень - Нарушено даже изолированное произнесение одного и более звуков.
• фонетический и фонематический анализ и синтез
1.Выделение звука в начале слова
2. Выделение звука в конце слова
3.Составление слова из заданных звуков
4.Подбор слов на заданный звук
5.Подбор слов на заданное кол-во звуков
6.Определение кол-ва звуков в слове
Оценка:
Высокий уровень - Задание выполняется правильно.
Средний уровень - Ошибки, которые исправляются самостоятельно после повторного
проговаривания, одна-две ошибки не устраняются даже после повторного
акцентированного проговаривания.
Низкий уровень – Все задания выполняются со значительной помощью взрослого, при
этом чаще всего неправильно или задание не принимается.

• звуко-слоговая структура слова
1.Употребление слов сложной слоговой структуры
2.Повтор предложения
сложной слоговой структуры последовательности и места слов в предложении
Оценка:
Высокий уровень - Задание выполняется правильно, в предложенном темпе.
Средний уровень - Единичные ошибки, которые исправляются после повторного проговаривания
или воспроизведение в замедленном темпе.
Низкий уровень - Нарушение слоговой структуры более половины слов. Ошибки не исправляет
после повторного проговаривания.

II.Обследование письма (в конце 1 года обучения)
1.Отграничение речевых единиц
2.Ошибки звукового анализа
3.Обозначение мягкости согласных
4.Смешения букв
5.Персеверации (повтор элемента, буквы, слога, слова)
6.Антиципации (преждевременное написание последующего)
7.Аграмматизмы (лексико-грамматические)
8.Каллиграфия
9.Правила переноса
10.Орфография
Оценка:
Высокий уровень – не более двух ошибок с самокоррекцией
Средний уровень – не более четырех ошибок
Низкий уровень – множественные ошибки, отсутствие навыка письма.

III.Обследование чтения
1.Способ чтения
-по буквам
-по слогам
-слог+слово
-целое слово
2.Правильность чтения
-Без ошибок
-Пропуск букв, слогов
-Замена, перестановка
-Повтор слогов, слов
-Ошибки слоговой структуры слова
-Ошибки в окончании
-По догадке
-Ошибки в ударении
-Выразительность
3. Осознанность чтения
-Пересказ самостоятельный
-Выделение главного смысла
-Последовательность изложения
-Установление причинно-следственных отношений
-Логические ударения
4. Темп. Кол-во слов в минуту.
Оценка:
Высокий уровень – не более двух ошибок с самокоррекцией
Средний уровень – не более четырех ошибок
Низкий уровень – множественные ошибки, отсутствие навыка чтения.

Форма организации образовательного процесса
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. Для
достижения максимального результата коррекционного воздействия в логопедической
работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор
и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения,
содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом
работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На
каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными
речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа
постановки звука характерно преимущественное использование практических и
наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются
беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.
К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и
моделирование. По характеру направленности методы логопедической работы
подразделяются на методы «прямого воздействия» (например, воздействие на
артикуляторную моторику при устранении дислалии) и методы «обходных путей»
Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных
заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении
артикуляторных и голосовых расстройств, так как у детей формируются практические
речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение
различными способами практической и умственной деятельности.
Освоение правильных речевых навыков представляет собой длительный процесс, который
требует разнообразных, систематически используемых видов деятельности.
Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские, конструктивные и
творческие.
Подражательно-исполнительские выполняются детьми в соответствии с образцом. В
логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера
(дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). На
начальных этапах усвоения используется показ действий, а при повторениях, по мере
усвоения способа действия, наглядный показ все более «свертывается», заменяется
словесным обозначением.
В логопедической работе используются различные виды конструирования.
Например, при устранении оптической дисграфии детей учат конструировать буквы из
элементов, из одной буквы другую.
В упражнениях творческого характера предполагается использование усвоенных способов
в новых условиях, на новом речевом материале. Так, при формировании звукового
анализа и синтеза определение последовательности звуков сначала дается с опорой на
вспомогательные средства, а в дальнейшем только в речевом плане, так как усвоение
действия звукового анализа переносится в новые условия. И наконец, действие звукового
анализа считается сформированным, если оно может выполняться во внутреннем плане
(ребенок самостоятельно придумывает слова с определенным звуком, количеством
звуков, отбирает картинки, в названии которых имеются звуки, и т. д.).
В логопедической работе также используются речевые упражнения. Примером их могут
служить повторения слов с поставленными звуком при коррекции нарушений
звукопроизношения.
Использование игровых упражнений вызывает эмоционально-положительный настрой
детей, снимает у них напряжение. Игровой метод предполагает использование различных
компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом,
пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является
воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).

В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в
соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли,
организует и активизирует деятельность детей.
Моделирование – это процесс создания моделей и их использование в целях
формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между
элементами этих объектов.
Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при
формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры
предложения, слогового и звукового состава слова.
Использование модели предполагает определенный уровень сформированности
умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).
Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков,
которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении
наглядных пособий и технических средств обучения.
Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию
сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные
образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным,
осознанным, повышает эффективность логопедической работы.
К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов,
просмотр диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок, магнитофонных записей,
а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в
качестве самостоятельных методов.
Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а
также с показом артикуляции звука, упражнений.
Использование перечисленных пособий способствует уточнению и расширению
представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный
эмоциональный фон для проведения логопедической работы.
Словесные методы. Особенности использования словесных методов в логопедической
работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером
речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.
Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.
Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, его воображение, чувства,
побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. Рассказ желательно
сопровождать демонстрацией серии сюжетных картин.
В зависимости от дидактических задач организуются предварительные, итоговые,
обобщающие беседы. В ходе предварительной беседы логопед выявляет знания детей,
создает установку на усвоение новой темы. Итоговая беседа проводится для закрепления
и дифференциации речевых умений и навыков.
В процессе логопедического воздействия используются и разнообразные словесные
приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Пояснение и
объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при постановке
звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции,
обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.

№
п/п
1

Учебно-тематический план
2 класс
Групповые занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи
(2 раза в неделю по 40 минут)
Всего: 58 часов
Название темы
Кол-во
Теоретических
Практических
занятий
Накопление конкретных

слов и выражений
2

3

4

Накопление
грамматических знаний,
простых грамматических
категорий
Накопление звуковых,
смысловых
морфологических и
синтаксических сторон
речи
Формирование
коммуникативнопознавательной стороны
Итого:

18

2

16

10

2

8

10

2

8

20

2

18

58

8

50


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».