Рабочая программа логопедическая коррекция 3а класс 1 вар.

Пояснительная записка к программе коррекционного курса
«Логопедическая коррекция» для обучающихся 3 класса (вариант 1).
Содержание рабочей программы
Коррекционный курс
«Логопедическая коррекция» является сопряженным с
предметными областями: Язык и речевая практика, Естествознание, Человек и общество,
Этика, Искусство.
Цель: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая
успешное освоение АООП обучающимися, их адаптации к учебной деятельности и
дальнейшей социализации. Для достижения поставленной цели необходима реализация
следующих задач:
1. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об
окружающей действительности.
2. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической
системности, формирование семантических полей.
3. Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
4. Развитие связной речи.
5. Предупреждение и коррекция недостатков письма и чтения.
Образовательные задачи:
- понимать обращенную речь;
- иметь представления о таких областях окружающего мира как «овощи», «фрукты»,
«игрушки», «дикие и домашние животные», «одежда», «обувь», «мебель», «посуда», и др.
лексические темы.
- иметь способность к обобщению, знание обобщающих понятий по соответствующим
темам;
- различать понятие «звук», «слово», «предложение»;
- составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой;
- иметь начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы»,
«слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;
- использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и другие);
- иметь представления о загадках, умение составлять их по схеме и самостоятельно;
- уметь мыслить и оперировать символами, запомнить и пользоваться при составлении
предложений и рассказов символами (картинки, помощник), цвета, формы, вкуса,
материала и другое.
Коррекционно-развивающие
задачи:
-корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение
внимания,
увеличение
объема
внимания)
путем
выполнения…
-коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая
функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение
и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая
речь)
через
выполнение;
-коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными
текстами,
сочинением,
изложением,
творческим
диктантом);
-коррекция
и
развитие
памяти
(кратковременной,
долговременной)
;
-коррекция
и
развитие
зрительных
восприятий;
-развитие
слухового
восприятия;
-коррекция
и
развитие
тактильного
восприятия;
-коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости,
развитие
ритмичности,
плавности
движений,
соразмерности
движений);
-коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза,

выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей,
планирующая
функция
мышления);
-коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы
(навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства;
Воспитательные
задачи:
-воспитывать
интерес
к
учебе,
предмету;
-воспитывать
умение
работать
в
парах,
в
команде;
-воспитывать
самостоятельность;
-воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к природе,
трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Направления логопедической работы:
1.
Выявление особых образовательных потребностей каждого обучающегося,
обусловленные структурой и глубиной речевых нарушений путем проведения
специальной логопедической диагностики. При необходимости проводить корректировку
логопедической программы
2.
Оказание индивидуально-ориентированной логопедической помощи на групповых
занятиях с учетом возможности ребенка и рекомендаций ПМПК
3.
Взаимодействие логопеда со специалистами школы (учитель, воспитатель,
медработник) и родителями обучающихся для успешной реализации коррекционнологопедической работы логопед
Специфика программы проявляется в учебно-тематическом планировании. Темы
занятий узкие, каждая задача коррекции должна быть максимально разделена на
простейшие задачи, обязательная связь коррекции речевых дефектов с развитием
познавательной деятельности, постепенное усложнение заданий и речевого материала,
поэтапное закрепление средств речи в устной, письменной и внутренней речи;
обязательное сочетание развития речи, сенсорных функций, мелкой и общей моторики,
познавательной деятельности, то есть формирование речи у умственно отсталых
учащихся как целостной психической функции, как средство формирования общения.
В 3 классе для групповой работы отбираются дети со сходными недостатками
произносительной стороны речи. Состав этих групп в течение года может меняться. Это
зависит от индивидуальных темпов продвижения каждого ребенка. Предусмотрены
фронтальные занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи. По мере
совершенствования произносительной стороны речи ведущими становятся занятия по
коррекции нарушений письма и чтения.
Развитие лексико-грамматической стороны речи
I. Накопление /отбор, применение/ конкретных слов и понятий
Формирование понятий на основе анализа и синтеза. Использование лексики по
темам: «Лето», «Школа», «Улица», «Дом».
Формирование понятий на основе сравнений и классификаций. Использование
лексики по темам: «Осень», «Осенние цветы».
Формирование понятий на основе абстракций и обобщения. Лексика по теме
«Транспорт».
Сравнение форм слов на основе выделения предметов, действий, признаков. Лексика
по темам: «Овощи», «Ягоды», «Деревья», «Растения».
Звуковой анализ слов. Изменение морфемного состава слов. Уяснение лексического
значения слов. Образование семантических полей.
II. Накопление /отбор, применение/ грамматических значений, простых
грамматических категорий.
Изменение грамматических категорий: единственное и множественное число
существительных, прилагательных, глаголов; падежные формы имен существительных,

употребление существительных с предлогами, согласование существительных с
прилагательными в роде.
Установление смысловых и грамматических связей между словами. Построение
предложений по графической схеме и опорным словам. Понимание связи слов в
предложении по вопросам. Конструирование предложений по предложенным моделям:
согласование существительных с числительными, глаголами, прилагательными,
управление /падежные формы существительных предложные и беспредложные/,
примыкание.
Употребление лексики по темам: «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Зима».
III. Накопление звуковых /отбор, применение/ звуковых, смысловых,
морфологических, синтаксических сторон речи
Овладение фонематическим анализом и синтезом. Уяснение слогового принципа
построения слов. Конструирование слов из слогов. Изменение числа существительных.
Префиксальный и суффиксальный способы образования новых слов. Образование
прилагательных и глаголов от существительных. Лексика по темам: «Домашние
животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Охрана здоровья», «Весна».
Структурирование словосочетаний глагол и существительное, прилагательное и
существительное. Репродукция словосочетаний в предложение.
IV. Формирование коммуникативно-познавательной потребности в речи
Выбор грамматической формы подходящего слова. Употребление грамматических
форм в развернутом виде. Введение грамматических моделей в предложение.
Установление последовательности выполнения логико-грамматических операций,
связи слов в предложении дополнением, определением, обстоятельством. Употребление
лексики по темам: «Весенние цветы», «Насекомые», «Рыбы», «Поле», «Лето».
Работа с родителями. Несмотря на то, что большую часть дня ребёнок находится в
школе, первостепенное влияние на процесс его развития оказывает семья. И
эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую
занимают родители. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой
частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах:
-личный контакт;
-участие в родительских собраниях;
-проведение групповых консультаций для родителей по вопросам организации
коррекционного процесса, ознакомлению со специфическими приёмами постановки
звуков;
- индивидуальные консультации, анкетирование родителей;
- проведение открытых занятий;
- оформление странички школьного сайта «Советы специалиста»;
-информация на стенд «Логопедический вестник».
Планируемый результат освоения программы по коррекционному курсу
«Логопедическая коррекция» 3 класс
1 группа – обучающиеся активно владеют речью на уровне предложения с небольшим
распространением. Различают на сюжетных картинках знакомые предметы и действия,
выделяют признаки. Составляют предложение по сюжетной картинке. С помощью
педагога могут составить небольшой рассказ с опорой. Понимают развернутую словесную
инструкцию и следуют ей. Могут работать самостоятельно или с помощью педагога над
доступным письменным заданием. Без ошибок списывают с доски. Пишут предложения
на слух, выполняют грамматические задания. Способны самостоятельно заучивать
короткие стихи. Читают предложения или тексты, могут ответить на вопросы по
содержанию прочитанного.

2 группа- обучающиеся, владеют коммуникативной речью , в доступной форме выражают
желания, просьбы. Понимают словесную инструкцию и способны следовать ей.
Различают на картинках знакомые предметы и действия, с помощью педагога выделяют
признаки и соотносят их со словами. Могут работать самостоятельно непродолжительное
время с контролирующей, направляющей и стимулирующей помощью над доступным
графическим заданием. Способны выполнять графические и грамматические задания по
образцу. знают буквы. Могут воспроизвести буквы различным шрифтом (печатным и
письменным). Могут прочитать по слогам слова и фразы. Способны запомнить небольшие
стихи (4 и более строчек), с многократного повторения читают глобально некоторые слова
Учебно-методический комплект
Учебная программа по логопедии для обучающихся 1-5, 6-9 классов специальной
(коррекционной) школы VIII вида Е.В.Кузминых Екатеринбург, 2003г.
Зоны логопедического кабинета
1.
Зона коррекции звукопроизношения (оснащена индивидуальным зеркалом,
партой, набором карточек для артикуляционной гимнастики, одноразовые шпатели,
пособия для коррекции звукопроизношения, пособия по развитию мелкой моторики и
др.).
2.
Образовательная зона (оснащена комплектом 6 парт + 6 стульев, наборы
дидактических пособий по развитию речи, доска, фланелеграф, развивающий коврик)
3.
Методическая зона (шкаф с систематизированным дидактическим материалом,
материал для диагностики, коррекции звукопроизношения, общего развития речи,
логопедическая документация)
4.
Зона ТСО (компьютер, принтер, здесь же рабочее место учителя). Компьютерные
игры очень помогают в логопедической работе.
5.
Сенсомоторная зона (материал для развития мелкой моторики).
Необходимые средства организации коррекционно-логопедической работы:
6.
Материал
для
проведения
логопедического
обследования

Количество учебных часов
Место коррекционного курса в учебном плане
Место коррекционного курса «Логопедическая коррекция»: Коррекционно-развивающая
область «Коррекционно-развивающие занятия»
Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №7» в 3 классе
отводится 2 часа в неделю, 68 ч в год (34 учебные недели)
В зависимости от тяжести и схожести проявления речевого дефекта
логопедические занятия в данном классе проводятся занятия по логопедической
коррекции по группам. Программа логопедической коррекции речи рассчитана на
учебный год. Основная форма проведения логопедической коррекции - урок,
длительностью 40 минут. По учебному плану отводится 4 часа в неделю по подгруппам.
Занятия каждой подгруппы проводятся 2 раза в неделю. Группы скомплектованы по
признаку однородности речевого нарушения, по возможности. Наполняемость групп для
логопедических занятий до 6 обучающихся. При необходимости возможно
перераспределение обучающихся по группам в течение года.
Учебно-тематический план для обучающихся 3 класс по коррекционному курсу
«Логопедическая коррекция»

№

Групповые занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи
(1 раза в неделю по 40 минут)
Всего: 32 часа (+2ч.обследование)
Название темы
Кол-во
Теоретических
Практических

п/п
1

занятий
Отбор конкретных слов и
понятий

2

Отбор

8

1

7

6

1

5

6

1

5

12

1

11

32

4

28

грамматических

категорий при изучении
лексической темы
3

Отбор

звуковых,

смысловых,
морфологических
синтаксических

и
сторон

речи
4

Формирование
коммуникативнопознавательной стороны
Итого:

№

Групповые занятия по коррекции нарушений письменной речи
(1 раза в неделю по 40 минут)
Всего: 34 часа (32ч.+обследование 2ч)
Название темы
Кол-во
Теоретических
Практических

п/п

занятий

1

Речь

3

1

2

2

Звук

3

1

2

3

Слог

3

1

2

4

Слово

10

1

9

5

Предложение

12

2

11

Итого:

32

6

26

Способы и формы оценки образовательных результатов освоения коррекционного
курса «Логопедическая коррекция»
Логопедом проводится первичная логопедическая диагностика в период с 1
сентября по 15 сентября, с целью определения уровня сформированности устной речи и
составления дальнейшей коррекционной программы. Промежуточная – в декабре, с целью
уточнения целесообразности методов и приемов работы и проведение при необходимости
корректировки программы. Итоговая логопедическая диагностика устной и письменной
речи проводится с 15 по 30 мая, с целью определения динамики развития речевых
процессов и составления планов дальнейшей логопедической работы в следующем
учебном году.
При работе с детьми учителю-логопеду необходимо оценить результаты своей
работы и выявить уровень речевого развития детей. Существует множество методик такой
оценки. Однако все они достаточно объёмны, и их проведение занимает много времени.
Представляемый экспресс-мониторинг позволяет сравнительно быстро оценить уровень
развития речи. Результатам обследования даётся качественная и количественная оценка.
Качественная оценка представляет собой анализ и подробное описание особенностей
выполнения ребенком каждого задания. Выявленные особенности ответов детей
учитываются при начислении баллов за каждое задание, т.е. получают свою
количественную
интерпретацию.
При разработке
мониторинга
использовалась
нейропсихологическая диагностика Фотековой Т. А., Ахутиной Т.В. На основе
результатов диагностики оформляются бланки мониторингов устной и письменной речи.
I.Обследование устной речи:
• звукопроизношение, фонематический слух
1.Различение слов-паронимов
2.Различение изолированных звуков
3.Воспроизведение слоговых рядов
4.Различение правильно и неправильно произносимых взрослым слов
5.Определение наличия звука в слове
Оценка:
Высокий уровень - Все звуки во всех позициях произносятся правильно. Часть звуков в
спонтанной речи иногда может произноситься неправильно, но ошибки исправляются

самостоятельно или после стимулирующей помощи ("Скажи еще раз красиво").
Средний уровень - Изолированно все звуки произносятся правильно. Часть звуков
правильно произносится в отраженной фразовой речи, но в спонтанной речи не
употребляется или искажается.
Низкий уровень - Нарушено даже изолированное произнесение одного и более звуков.
• фонетический и фонематический анализ и синтез
1.Выделение звука в начале слова
2. Выделение звука в конце слова
3.Составление слова из заданных звуков
4.Подбор слов на заданный звук
5.Подбор слов на заданное кол-во звуков
6.Определение кол-ва звуков в слове
Оценка:
Высокий уровень - Задание выполняется правильно.
Средний уровень - Ошибки, которые исправляются самостоятельно после повторного
проговаривания, одна-две ошибки не устраняются даже после повторного
акцентированного проговаривания.
Низкий уровень – Все задания выполняются со значительной помощью взрослого, при
этом чаще всего неправильно или задание не принимается.
• звуко-слоговая структура слова
1.Употребление слов сложной слоговой структуры
2.Повтор предложения
сложной слоговой структуры последовательности и места слов в предложении
Оценка:
Высокий уровень - Задание выполняется правильно, в предложенном темпе.
Средний уровень - Единичные ошибки, которые исправляются после повторного
проговаривания или воспроизведение в замедленном темпе.
Низкий уровень - Нарушение слоговой структуры более половины слов. Ошибки не
исправляет после повторного проговаривания.
II.Обследование письма (в конце 1 года обучения)
1.Отграничение речевых единиц
2.Ошибки звукового анализа
3.Обозначение мягкости согласных
4.Смешения букв
5.Персеверации (повтор элемента, буквы, слога, слова)
6.Антиципации (преждевременное написание последующего)
7.Аграмматизмы (лексико-грамматические)
8.Каллиграфия
9.Правила переноса
10.Орфография
Оценка:
Высокий уровень – не более двух ошибок с самокоррекцией
Средний уровень – не более четырех ошибок
Низкий уровень – множественные ошибки, отсутствие навыка письма.
III.Обследование чтения
1.Способ чтения
-по буквам
-по слогам
-слог+слово
-целое слово
2.Правильность чтения
-Без ошибок

-Пропуск букв, слогов
-Замена, перестановка
-Повтор слогов, слов
-Ошибки слоговой структуры слова
-Ошибки в окончании
-По догадке
-Ошибки в ударении
-Выразительность
3. Осознанность чтения
-Пересказ самостоятельный
-Выделение главного смысла
-Последовательность изложения
-Установление причинно-следственных отношений
-Логические ударения
4. Темп. Кол-во слов в минуту.
Оценка:
Высокий уровень – не более двух ошибок с самокоррекцией
Средний уровень – не более четырех ошибок
Низкий уровень – множественные ошибки, отсутствие навыка чтения.

Форма организации образовательного процесса
Основная форма проведения логопедической коррекции - урок, длительностью 40
минут. Оснащение логопедического кабинета и предметно-развивающая среда
рассматривается «как система условий, обеспечивающих всю полноту развития
деятельности ребенка и его личности». В соответствии с новыми Федеральными
государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда
определяется как «часть образовательной среды, представленная специально
организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития
детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления
их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». Организуя
коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета, я руководствовалась
следующими принципами:
1. системность (материал систематизирован, составлен паспорт кабинета с перечислением
всего материала и оборудования);
2. доступность (наглядно-дидактический материал изготовлен и подобран с учетом
возрастных особенностей);
3. вариативность (наглядно-дидактический материал и многие пособия многовариативны
и могут использоваться на разных занятиях в разных вариантах);
4. здоровьесбережение (имеется основное и дополнительное освещение (над
индивидуальным зеркалом), проведена пожарная сигнализация, стены кабинета тепложелтого цвета, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается);
5. достоверность информации;
6. эстетичность.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».