Учебный план 9кл. (легкая у.о.) 2023-2024

Пояснительная записка
Учебный план общего образования учащихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 9 класса фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объем аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса,
а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Нормативно-правовыми основаниями учебного плана являются:
• Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• Приказ Министерства образования Российской Федерации № 29/2065–п от 10.04.02 г.
«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
• Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
• Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
• Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями и дополнениями);
• Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
изменениями и дополнениями);
• Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего
образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том
числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на
территории Свердловской области»;
• Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об
утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с
изменениями и дополнениями);
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
• Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
• Локальные акты образовательного учреждения.
Целью реализации учебного плана является обеспечение планируемых результатов по
достижению
выпускником
школы,
реализующей
адаптированные
основные
общеобразовательные программы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Вид плана – предметный, предусматривающий в качестве обязательного 9-летний срок
обучения с итоговой аттестацией выпускников по трудовому обучению, как наиболее

оптимальный для получения обучающимися общего образования и профессионально-трудовой
подготовки, необходимой для их социальной адаптации и реабилитации.
Продолжительность учебного года в IX классе – 34 учебные недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане
предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул.
Учебный план определяет основные образовательные направления, перечень учебных
предметов, их распределение по годам обучения с учетом специфики обучения умственно
отсталых обучающихся и максимально допустимой нагрузки часов при пятидневном обучении.
В нём определён максимальный объём учебной нагрузки обучающихся в соответствии с
гигиеническими требованиями (33 часа в неделю), распределено учебное время, отведённое на
индивидуальную и вариативную часть учебного плана (4 часа в неделю).
Учебный план ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7» состоит из 3-х частей. В I часть
включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее
важные для развития и коррекции, познавательной деятельности обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этой части особое внимание
уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ
математики, предметов из естествоведческого и обществоведческого циклов.
Во II части наряду с предметами, отражающими специфику региона в части истории
искусства, физического воспитания и др., большой объем часов заложен на профильный труд,
который по направленности содержания разработан на основе местных ресурсов, перспектив
самостоятельной жизнедеятельности выпускников школы. В III части представлены
коррекционные технологии, обязательные для преодоления (сглаживания) специфических
нарушений у обучающихся: ЛФК, психологический практикум, факультативные занятия
(занятия по выбору).
Учебный план включает образовательные области:
1. речь и язык,
2. математика,
3. обществознание,
4. естествознание,
5. физическая культура,
6. искусство,
7. технологии
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Учебный предмет «Русский язык» образовательной области «Речь и язык».
Основные задачи реализации содержания: формирование первоначальных навыков
чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о
русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование
письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Учебный предмет «Чтение» образовательной области «Речь и язык».
Основные задачи реализации содержания: Осознание значения чтения для решения
социально-значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства
прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных
жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных
по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в
процессе чтения литературных произведений.
Изучение языка в контексте монологической, диалогической и других видов речи,
расширение разговорной, литературной, деловой, книжной (научной) лексики на уроках
русского языка и чтения позволяет преодолеть характерный для обучающихся речевой
негативизм, стереотипность, бедность оборотов речи, приблизить обучающихся к знаниям о
культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах
доступных литературных жанров.
Учебный предмет «Математика» образовательной области «Математика».
Имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно
важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных
профилях (профессиях) по труду. Основные задачи реализации содержания: овладение
началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и др.).

Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения
пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности).
Учебный
предмет
«История
Отечества»
образовательной
области
«Обществознание».
Основные задачи реализации содержания: формирование системы знаний о самых
значительных исторических событиях в становлении и развитии основ Российской
государственности с древнейших времен до новейшей истории. Овладение первоначальными
представлениями о взаимосвязи истории родного края и всей страны.
Нарушение сложных форм познавательной деятельности при умственной отсталости
(анализ, классификация, обобщение, мысленное планирование) не позволяют выстраивать курс
истории на основе развернутых хронологических сведений, поэтому он представлен на
наиболее ярких ключевых событиях эволюции России как государства, явлениях, обогащавших
науку, производство, культуру, общественный уклад. Принцип социокультурного развития
средствами истории способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств, широкому
использованию примеров из истории региона, формированию простейших обществоведческих
представлений: о религиях, видах и структуре государственной власти, морали, этике, правовых
устоях, культурных достижениях общества и др.
Учебный предмет «Этика» образовательной области «Обществознание».
Содержание предмета имеет практическую направленность, где в ходе обсуждений и
анализа нравственных категорий и понятий - товарищество, совесть, дружба, любовь,
трудолюбие и др. - их проявлений или искажений в человеческих отношениях обучающиеся
учатся дифференцировать приемлемые и отвергаемые обществом формы социального
поведения человека. Основные задачи реализации содержания: формирование нравственного
самосознания обучающихся среднего и старшего подросткового возраста, практическое
освоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, продуктивного
взаимодействия с другими людьми, в том числе трудового. Обогащение практики понимания
другого человека (мыслей, чувств, намерений), эмоционального сопереживания, морального
выбора в различных жизненных ситуациях. Предмет предполагает широкое использование
новых форм организации учебного процесса: беседы, диспуты, деловые и ролевые игры,
интегрированные уроки и др.
Учебный предмет «География» образовательной области «Обществознание».
Основные задачи реализации содержания: формирование на основе межпредметных
связей доступных представления о физической, социально-экономической географии, ее
природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни, культуру, хозяйственную
деятельность человека на земле. Особое место в курсе географии отводится изучению родного
края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной
работы по гражданскому, нравственно - этическому воспитанию.
Учебный предмет «Биология» образовательной области «Естествознание».
Основные задачи реализации содержания: формирование элементарных научных
представлений о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных,
организма человека и его здоровье. Практическое применение биологических знаний: усвоение
приемов выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и
домашними животными, ухода за своим организмом; использование полученных знаний для
решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
Учебный предмет «Домоводство» образовательной области «Технология».
В большей мере соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания.
Основные задачи реализации содержания: развивать навыки самообслуживания, поэтапно,
формировать навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его компонентах, практически
применять знания и умения из других учебных предметов, заложить основы самостоятельного
ведения домашнего хозяйства, а также комплекс прикладных умений: стирка, глажение,
ремонт, кулинария, уход за больными и мн. др. Данный предмет способствует становлению
социальной компетенции развивающейся личности, усвоению морально-этических норм
поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях, пониманию роли семьи
и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии
ребенка, формированию правильного уклада семейных отношений.

Учебный предмет «Профильный труд» образовательной области «Технология».
Основные задачи реализации содержания: формирование трудовых умений,
необходимых в разных жизненных сферах, умения адекватно применять доступные технологии
и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового
взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и в коллективе, воспитание
чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
В IX классе осуществляется допрофессионально-трудовое обучение, целью которого
является допрофессиональная подготовка обучающихся с умственной отсталостью к самостоятельному труду по получаемым специализациям в условиях обычных (не предназначенных
для инвалидов) предприятий промышленности и сферы обслуживания. Учебный предмет
«Профильный труд» реализуется по следующим направлениям: растениеводство и
декоративное цветоводство, столярное дело, кроме того, для обучающихся, получающих
индивидуальное обучение на дому, реализуются программа подготовки младшего
обслуживающего персонала (уборка помещений и территории).
Для занятий по профильному труду классы делятся на две группы по половому
признаку, а также с учетом медицинских рекомендаций относительно предполагаемого
профиля. Уроки профильного труда проводятся в специально оборудованных мастерских и
профильных кабинетах, где одним из основных условий является соблюдение норм техники
безопасности и производственной санитарии.
Кроме того, учебный план предусматривает проведение трудовой практики с
обучающимися IX класса по освоенным курсам допрофессиональной подготовки. Летняя
трудовая практика проводится по окончании учебного года на базе школы и школьных
мастерских (10 часов).
По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамен по профильному труду и получают
документ установленного образца об окончании учреждения.
Учебные предметы: изобразительное искусство, музыка, пение (танец) в IX классе в
учебный план не включены.
Учебный предмет «Физическая культура» образовательной области «Физическая
культура (спортивная подготовка)».
Основные задачи реализации содержания: формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение
индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту,
формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных
видах спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты,
силы, ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных
видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с
возрастом. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Специфика интеллектуального и личностного недоразвития обучающихся требует
направленной коррекции не только учебной деятельности, не менее важно развитие
коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и
взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно-поведенческих и других свойств психики.
Учебный план включает следующие
направления коррекционно-развивающей
деятельности, реализующиеся через индивидуальные и групповые коррекционные занятия:
- ЛФК, направленная на решение задач коррекции выраженных нарушений
двигательной сферы, проявляющихся в общемоторных трудностях, нарушениях
пространственной ориентировки, спортивное развитие;
- психологический практикум, направленный на коррекцию эмоционально-волевой
сферы, развитие рефлексивных способностей, обучение эффективным способам общения.
Группы на коррекционные занятия комплектуются с учётом однородности и
выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а на занятии ЛФК – в соответствии
с медицинскими рекомендациями.
Факультативные курсы включают следующие программы:
«Основы финансовой грамотности». Программа рассказывает теоретические знания о
финансовых инструментах и услугах, помогает освоить их на практике. В результате обучения
учащиеся должны не только научиться осознанно принимать финансовые решения, защищать

свои права, но и почувствовать себя увереннее, что позволит им успешнее интегрироваться в
общество.
«Основы безопасности и защиты Родины». Программа направлена на воспитание
патриотизма, обучение навыкам оказания первой медицинской помощи и умению быстро
ориентироваться в чрезвычайных ситуациях. Задачи: развитие патриотических чувств у детей,
формирование у них гражданской позиции и ответственности перед Родиной; развитие знаний
и умений, необходимых для обеспечения личной безопасности; изучение принципов
безопасности, правил поведения в экстремальных ситуациях и меры защиты от возможных
опасностей.
Индивидуальное обучение на дому.
Обучение на дому ведется по основным предметам: русскому языку и чтению, по
математике и т.д., в соответствии с общим учебным планом. Для обучающихся по
индивидуальному плану возможны интегрированные курсы. Расширение образовательного
пространства обучающихся возможно при посещении в сопровождении родителей (законных
представителей) некоторых занятий, мероприятий в школе, в классе, если нет на то
противопоказаний. Коррекционная подготовка для обучающихся возможна, по договоренности
с родителями (законными представителями), через занятия по психологическому практикуму,
ЛФК в рамках деятельности специалистов школы (педагога – психолога, учителя по ЛФК).
Учебный план
общего образования учащихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
9 класс
2023/2024 учебный год
№ Образовательные
п/п области
Федеральный
компонент
1.
Речь и язык
2.
3.

Математика
Обществознание

Образовательные компоненты
(учебные предметы)
1.1. Русский язык
1.3. Чтение
2.1. Математика
3.2. История Отечества
3.3. Этика
3.4. География
4.6. Биология
6.2. Домоводство

Естествознание
Искусство
Технологии
Региональный
компонент
Профильный труд
Профильный труд
Физическая культура
Физическая культура
(спортивная подготовка)
Количество учебных часов в неделю
Коррекционные
1. ЛФК
технологии
2.Психологический практикум
Факультативы:
1. Основы финансовой грамотности
2. Основы безопасности и защиты Родины
Общее количество часов
Трудовая практика
(в днях)
4.
5.
6.

Класс/количество
часов
9 кл.
3
4
4
2
1
2
2
2

10
3
33
1
1
1
1
37
10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».