7 кл Проф труд, стол дело ФГОС (2)

Профильный труд «Столярное дело», 7 класс
(7 часов в неделю; 238 часа в год)
Пояснительная записка.
Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на
территории Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и
оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающегося, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с
изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Структура документа.
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, планируемые личностные результаты, планируемые предметные результаты,
планируемые базовые учебные действия, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего
контроля и промежуточной аттестации, контрольно-измерительные материалы, систему оценки предметных результатов,
сформированности базовых учебных действий, учебно-методический комплекс.

Общая характеристика предмета
Учебный предмет «Столярное дело» включён в федеральный компонент образовательной области «Технологии» учебного плана для
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обучающиеся овладевают предметом 8 часов в
неделю, 272 часа в год.
«Столярное дело» в старших классах соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания. Содержание этого предмета
позволяет поэтапно (с 5 по 9 класс) формировать навыки при работе с древесиной. Необходимо практически применять интеллектуальные
умения из других учебных предметов, закладывать основы экономического хозяйствования в семье, а также овладеть комплексом
прикладных умений.
Цель: трудового обучения - подготовка обучающихся к самостоятельному выполнению, после окончания школы, несложных работ на
предприятиях и подготовка их к поступлению в учебные заведения соответствующего типа и профиля. Коррекция мышления, памяти,
внимания. Воспитание уважительного отношения к труду.
Задачи:
1. Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного, творческих, коммуникативных и организаторских
способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере
технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
2. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей
деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о
технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии.
Основные межпредметные связи. В учебную программу включены сведения по черчению, сопряженные по своему содержанию с темами
столярного дела. Они изучаются на теоретических этапах занятий, во время которых обучающиеся усваивают познавательный материал
черчения и выполняют эскизы деталей в тетрадях.
Обучение носит предметно – практическую направленность, тесно связана с жизнью и профессионально – трудовой подготовкой
обучающихся.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических
возможностей
обучающихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный
уровень предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты

Достаточный уровень:
- определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в
соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметнопрактической деятельности;
- экономное расходование материалов;
- планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
- знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств
материалов и поставленных целей;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
Минимальный уровень:
- знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
- представления об основных свойствах используемых материалов;
- знание правил хранения материалов, санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
- отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
- представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении
работы;
- владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (пиление,
строгание);
- чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
- представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные
работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство);
- понимание значения и ценности труда;
- понимание красоты труда и его результатов;
- заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
- понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
- выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");
- организация (с помощью учителя) совместной работы в группе;

- осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
- выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное реагирование на них;
- комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся, высказывание своих предложений и пожеланий;
- проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и результатам их работы;
- выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
- посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и окружающей среды.
Базовые учебные действия
БУД

Личностные учебные действия

Коммуникативные учебные
действия

Перечень учебных действий

Осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться
соответствующими правами.
Гордиться школьными успехами как собственными, так и своих товарищей.
Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.
Активно включаться в общеполезную, социальную деятельность.
Осознанно относиться к выбору профессии.
Соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе.
Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых)
Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять
коллективный поиск средств их осуществления.

Регулятивные учебные действия

Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач.
Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведении е и поведение окружающих.
Осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль
и оценку корректировать в соответствии свою деятельность.

Познавательные

Использовать логические действия: (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию,
установление аналогий, закономерностей, причинно - следственных связей) на наглядном и доступном
вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями.

Краткое содержание курса
I четверть (56 часов)
Вводное занятие (2 часа)
Повторение пройденного в 6 классе. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности при работе в мастерской.
Фугование (18 часов)
Изделия. Подкладная доска для трудового обучения в младших классах. Чертежная доска.
Теоретические сведения. Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. Устройство фуганка и
полуфуганка. Двойной нож: назначение, требования к заточке. Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия.
Правила безопасной работы при фуговании.
Умение. Работа фуганком с двойным ножом.
Практические работы. Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка полуфуганка к работе. Фугование кромок делянок. Проверка
точности обработки. Склеивание щита в приспособлении. Строгание лицевой пласти щита. Заключительная проверка изделия.
Хранение и сушка древесины (9 часов)
Теоретические сведения. Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная
сушка. Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке.
Экскурсия. Склад лесоматериалов.
Профориентация (1 час) Теоретические сведения. Знакомство с миром современных профессий.
Геометрическая резьба по дереву (16 часов)
Объекты работы. Доска для резки продуктов. Ранее выполненное изделие.
Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы.
Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников.
Практические работы. Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Крепление заготовки (изделия).
Вырезание узора. Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием.

Практическое повторение (8 часов)
Виды работы. Изготовление и украшение разделочной доски.
Контрольная работа (2 часа)
Тема: «Строгание лицевой кромки щита».
II четверть (56 часов)
Вводное занятие (2 часа)
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности при работе с красками, клеем и выполнение токарных работ.
Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4 (24 часа)
Изделия. Табурет. Подставка для цветов.
Теоретические сведения. Понятие шероховатость обработанной поверхности детали. Неровность поверхности: виды, причины,
устранение. Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность строгания
шерхебелем и рубанком. Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила.
Соединения УК-4: применение, конструктивные особенности. Анализ чертежа соединения. Чертеж детали в прямоугольных
проекциях: главный вид, вид сверху, вид слева.
Умение. Работа шерхебелем. Выполнение соединения УК-4. Анализ чертежа.
Упражнение. Изготовление образца соединения УК-4 из материалоотходов.
Практические работы. Обработка чистовой заготовки. Разметка соединения УК-4. Разметка глухого гнезда. Контроль долбления
глухого гнезда. Спиливание шипа на полутемок. Сборка изделия без клея. Сборка на клею. Зажим соединений в приспособлении для
склеивания.
Непрозрачная отделка столярного изделия (8 часов)
Объекты работы. Изделие, выполненное ранее.

Теоретические сведения. Назначение непрозрачной отделки. Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства
этих красок.
Ознакомление с производственными способами нанесения красок. Время выдержки окрашенной поверхности. Промывка и хранение
кистей. Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила безопасной
работы при окраске.
Умение. Шпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой.
Упражнение. Распознавание видов краски по внешним признакам.
Токарные работы (12 часов)
Изделия. Городки. Детали игрушечного строительного материала. Шашки.
Теоретические сведения. Токарный станок по дереву: устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной
работы.
Токарные резцы для черновой обточки и чистового точения: устройство, применение, правила безопасного обращения. Кронциркуль
(штангенциркуль): назначение, применение.
Основные правила электробезопасности.
Умение. Работа на токарном станке по дереву. Работа кронциркулем.
Практические работы. Организация рабочего места. Предварительная обработка заготовки. Крепление заготовки в центрах и
взаколотку. Установка и крепление подручника. Пробный пуск станка.
Черновая и чистовая обработка цилиндра. Шлифование шкурой в прихвате. Отрезание изделия резцом.
Практическое повторение (8 часов)
Виды работы. Выполнение изделий для школы.
Контрольная работа (2 часа)
Тема: «Отделка изделия красками».

III четверть (70 часов)
Вводное занятие (2 часа)
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности в мастерской.
Обработка деталей из древесины твердых пород (32 часа)
Изделия. Ручки для молотка, стамески, долота.
Теоретические сведения. Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень. Технические
характеристики каждой породы: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. Сталь (качество). Резец столярного
инструмента: угол заточки. Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.
Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок с учетом направления волокон древесины.
Обработка и отделка изделий. Насадка ручек.
Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2 (28 часов)
Изделие. Рамка для портрета.
Теоретические сведения. Применение бруска с профильной поверхностью. Инструменты для строгания профильной поверхности.
Механическая обработка профильной поверхности.
Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Приемы разметки соединения деталей с профильными поверхностями. Правила
безопасной работы зензубелем и фальцгобелем.
Умение. Работа зензубелем, фальцгобелем. Выполнение соединения УК-2.
Упражнение. Изготовление соединения УК-2 из материалоотходов.
Практические работы. Разборка и сборка фальцгобеля, зензубеля. Разметка и строгание фальца фальцгобелем. Подчистка фальца
зензубелем.
Практическое повторение (8 часов)
Виды работы. Изготовление соединения УК-2 из материалоотходов. Изготовление табурета, рамки для портрета.
Контрольная работа (2 часа) Тема: ««Изготовление рамки для табурета», 2 час.».

IV четверть (56 часов)
Вводное занятие (2 часа)
План работы на четверть. Правила техники безопасности.
Круглые лесоматериалы (10 часов)
Теоретические сведения. Бревна, кряжи, чураки. Хранение круглых лесоматериалов. Стойкость пород древесины к поражению
насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию. Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие
средств для пропитки древесины на организм человека. Способы распиловки бревен.
Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2 (14 часов)
Изделия. Ящик для стола, картотеки, аптечка.
Теоретические сведения. Угловые ящичное соединение. Виды: соединение на шип прямой открытый УЯ-1, соединение на шип
«ласточкин хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение. Шпунтубель: устройство, применение, наладка.
Малка и транспортир, устройство, применение.
Умение. Работа шпунтубелем. Выполнение углового ящичного соединения.
Упражнения. Измерение углов транспортиром. Установка на малке заданного угла по транспортиру. Изготовление углового
ящичного соединения из материалоотходов.
Практические работы. Строгание и торцевание заготовок по заданным размерам. Разметка шипов и проушин рейсмусом и
угольником. Установка малки по транспортиру. Разметка по малке или шаблону. Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов.
Вырубка паза по толщине фанеры шпунтубелем. Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений.
Профориентация (1 час) Теоретические сведения. Мир современных профессий.
Свойства древесины (9 часов)
Теоретические сведения. Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро-и
теплопроводность.
Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласти, растяжение, изгиб и сдвиг), технологические свойства
(твердость, способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию).

Лабораторные работы. Определение влажности древесины весовым методом. Изучение основных механических и
технологических свойств древесины.
Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки (10 часов)
Изделие. Ручка для ножовки.
Теоретические сведения. Выпуклая и вогнутая поверхности.
Сопряжения поверхностей разной формы. Гнездо, паз, проушина, сквозное и несквозное отверстия.
Сверло: виды пробочное бесцентровое, спиральное с центром и подрезателями, цилиндрическое спиральное с конической заточкой,
устройство. Зенкеры простой и комбинированный. Заточка спирального сверла. Обозначение радиусных кривых на чертеже. Соотношение
радиуса и диаметра.
Умение. Выполнение гнезда, паза, проушины, сквозного и несквозного отверстий.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Разметка деталей криволинейной формы с помощью циркуля и по шаблону.
Разметка центров отверстий для высверливания по контуру. Высверливание по контуру. Обработка гнезд стамеской и напильником.
Практическое повторение (8 часов)
Виды работы. Аптечка. Ручка для ножовки.
Контрольная работа (2 часа)
Тема: «Запиливание и долбление проушин».

Календарно – тематическое планирование
Кол-во
часов.
Дата
Тема урока
проведе
ния.
2

3

Тип урока.
Вид
деятельност
и
4

Элементы
содержания
5
I четверть (56 часов)

Требования к уровню
подготовки учащихся
(результат)
6

Вид
контроля
7

Вводное занятие (2 ч)
Вводное занятие
Первичный
инструктаж по охране труда

2ч

УрокПовторение изученного в 6
повторение классе. План работы на четверть.
Распределение обязанностей и
рабочих мест. Первичный инструктаж по охране труда
Фугование (18 ч)

Фугование: назначение операции и инструменты для ее
выполнения

2ч

Объяснение Общие сведения о фуговании.
нового
ма- Сравнение фугования со строгатериала
нием рубанком. Инструменты
для фугования и их устройство.
Двойной нож: назначение,
требования к заточке. Разборка и
сборка полуфуганка

Знать: инструменты для
фугования, их устройство.
Уметь выполнять
разборку и сборку
полуфуганка

Ответы на вопросы.
Контроль за действием

Подготовка
полуфуганка к работе.
Правила
безопасной работы
с полуфуганком

1ч

Объяснение Подготовка полуфуганка к рабонового
ма- те. Настройка полуфуганка. Правила безопасной работы при футериала
говании

Знать правила безопасной
работы при фуговании.
Уметь подготавливать
полуфуганок к работе

Ответы на вопросы.
Контроль за действием

Приемы
работы
полуфуганком

1ч

Комбинированный

Знать:
Ответы на во- инструменты и материалы; просы. Тести- правила безопасного
рование
поведения в мастерской

Строгание полуфуганком (на от- Уметь выполнять строгание Контроль
ходах материалов)
за
полуфуганком (на отходах
действием
материалов)

Элементы
дополнительного
содержани
я
8

Знакомство с
изделием (подкладная доска)

Последовательность
изготовления изделия

1ч

1ч

Заготовка делянок

1ч

Фугование кромок делянок

1ч

Склеивание щита
в приспособлении

1ч

Строгание
лицевой пласта
щита

1ч

Строгание лицевой кромки щита

2ч

Знать материалы и инструменты для изготовления щитового изделия. Уметь
выполнять построение
чертежа изделия

Ответы на вопросы. Контроль
качества
построения
чертежа

Знать названия операций по
изготовлению изделия.
Уметь составлять последовательность изготовления
изделия
Разметка делянок. Подбор
КомбиниУметь выполнять заготовку
делянок с учетом расположения делянок с учетом расположерованный
волокон древесины
ния волокон древесины
КомбиниФугование кромок делянок. Тех- Знать правила безопасной
рованный
нические требования к точности работы при фуговании.
выполнения деталей щитового
Уметь выполнять
изделия. Проверка точности
фугование кромок детали
обработки детали
КомбиниКлей для склеивания делянок. Знать:
рованный
Склеивание щита в
- виды клея для склеивания
приспособлении. Технические деревянных деталей;
требования к качеству
- правила
безопасной
выполнения данной операции работы с клеем.
Уметь выполнять склеивание
делянок в щит
Комбиниро- Разметка толщины щита. Строга- Знать правила разметки и
ние лицевой пласта щита. Техни- безопасной работы при
ванный
ческие требования к качеству вы- строгании.
Уметь выполнять строгание
полнения данной операции
лицевой пласти щита

Ответы на вопросы. Заполнение технологической
карты
Контроль за
действием.
Контроль качества

Объяснение Подкладная доска для трудового
нового ма- обучения в младших классах.
териала
Материалы для подкладной
доски. Инструменты для
изготовления изделия. Детали
щитового изделия. Выполнение
чертежа изделия с нанесением
размеров
Объяснение Последовательность
нового ма- изготовления изделия. Названия
операций по изготовлению
териала
изделия

Комбинированный

Разметка ширины щита. Строгание лицевой кромки щита.
Технические требования к
качеству выполняемой операции

Знать правила разметки и
безопасной работы при
строгании.
Уметь выполнять строгание
лицевых кромок щита

Контроль за Сравнение
действием.
разных виКонтроль ка- дов клея
чества

Контроль за
действием.
Контроль качества
Контроль за
действием.
Контроль качества

Разметка
длины
щита и отпиливание припуска

2ч

Комбинированный

Торцевание кромок и скругление
углов

2ч

Комбинированный

Отделка изделия

2ч

Комбинированный

Способы хранения
древесины

4ч

Естественная и
камерная сушка
древесины

2ч

Знать правила разметки и
безопасной работы
ножовкой. Уметь
выполнять разметку и
отпиливание припуска по
длине
Торцевание кромок. Скругление Знать правила разметки
углов. Инструменты для
скругления углов и безопасвыполнения данных
ной работы напильником.
технологических операций.
Уметь выполнять
Технологические требования к торцевание кромок и
качеству выполнения операций скругление углов

Контроль за
действием.
Контроль качества

Уметь:
- выполнять зачистку щита;
- оценивать качество
готового изделия

Контроль за
действием.
Контроль качества

Разметка длины щита.
Отпиливание припуска по
длине. Технические требования
к качеству выполнения данной
технологической операции

Зачистка поверхности щита
шлифовальной шкуркой.
Оценка качества готового
изделия

Хранение и сушка древесины (9 ч)
Объяснение Значение правильного хранения Понимать значение
правильного хранения
нового ма- материала. Способы хранения
древесины.
Подготовка
древесины. Знать способы
териала
древесины к хранению (снятие хранения древесины.
коры)
Уметь окорить древесину
Объяснение Естественная и камерная сушка.
нового ма- Виды брака при сушке. Правила
безопасности при укладывании
териала
материала в штабель и при его
разборке

Знать: виды сушки
древесины; правила
безопасности при
укладывании материала в
штабель и при его разборке.
Уметь: определять вид
брака древесины;
складывать древесину в
штабель

Контроль за
действием.
Контроль качества

Ответы на вопросы.
Контроль за действием
Ответы на вопросы. Контроль за действием

Знакомство
с видами
электрошлифовальных
машин

Хранение древесины

3ч

Хранение древесины на складах
лесоматериалов. Правила
безопасного поведения во время
экскурсии

Знать: способы хранения
древесины; виды брака
древесины; правила
безопасного поведения во
время экскурсии

Оформление
итогов
экскурсии

Профориентация (1 ч)
Профориентация

1 ч.

Резьба по дереву

6ч

Запомнить названия
Объяснение Познакомиться и запомнить
профессий
нового ма- новый материал
териала
Геометрическая резьба по дереву (16 ч)
Объяснение Резьба по дереву: назначение, ви- Знать: назначение резьбы;
нового ма- ды древесины, инструменты. виды древесины, пригодной
териала
Виды резьбы
для резьбы; инструменты.
Уметь определять виды
резьбы по образцам

Презентационн
ый материал

Ответы на вопросы

2
Геометрический
орнамент для
резьбы по дереву

3
4ч

4
5
6
7
Объяснение Виды
геометрического Знать:
Ответы на вонового ма- орнамента. Последовательность - виды геометрического ор- просы
териала
действий
при
вырезании намента;
треугольников. Приемы работы с - последовательность дейстинструментами.
Правила вий при вырезании;
безопасной работы
- правила безопасной
работы ножом и резаками

Нанесение рисунка

6ч

Объяснение Выбор рисунка. Способы нанесе- Знать способы нанесения
нового мате- ния рисунка на поверхность дета- рисунка на поверхность
риала
ли.
Использование детали. Уметь выполнять
копировальной
бумаги
для разметку геометрического
нанесения рисунка. Разметка орнамента
рисунка с помощью линейки и
угольника
Практическое повторение (8 ч)

Изготовление и
украшение
разделочной
доски.

8ч

Практическая работа

Контрольная
работа. Тема:
«Строгание лицевой кромки
щита»

2ч

Контроль за
действием.
Контроль качества

Уметь изготавливать изделие Контроль за
действием.
Контроль качества
Контрольная работа (2 ч)
Контрольная Последовательность
Уметь изготавливать изделие Контроль за
работа
изготовления
изделия
или или выполнять технологиче- действием.
технологической операции
скую операцию
Контроль качества
Последовательность
изготовления изделия

8
Геометрический
орнамент в
произведениях
декоративноприкладного
искусства

II четверть (56 часов)
Вводное занятие (2 ч)
Вводное занятие

2ч

Шероховатость
обработанной
поверхности

2ч

Шерхебель:
назначение,
устройство

1ч

Последовательность строгания
шерхебелем

1

Угловое
концевое
соединение УК-4

4ч

Объяснение Задачи обучения и план работы Знать правила безопасной Ответы на вонового ма- на четверть. Правила
просы. Тестиработы в мастерской
териала.
безопасной работы в мастерской
рование
Беседа
Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4 (24 ч)
Объяснение Понятие шероховатость обрабонового ма- танной поверхности детали. Неровности поверхности: виды,
териала
причины, их устранение

Знать: суть понятия
шероховатость
обработанной поверхности;
причины, виды неровностей
поверхности и способы их
устранения
Объяснение Шерхебель: назначение,
Знать: устройство и
нового ма- устройство. Особенности
назначение шерхебеля;
териала
заточки ножа. Правила
правила безопасной работы
безопасной работы шерхебелем. шерхебелем. Уметь
Приемы работы
готовить шерхебель к
работе
Комбини- Последовательность строгания Знать правила безопасной
рованный
шерхебелем и рубанком.
работы при строгании.
Строгание деталей шерхебелем Уметь выполнять строгание
(на отходах материалов)
шерхебелем (на отходах
материалов)
Объяснение Угловое концевое соединение на Знать назначение и
нового мате- шип с полупотемком несквозной конструктивные
УК-4: применение, конструк- особенности соединения
риала
тивные особенности. Чертеж УК-4. Уметь:
детали в проекциях: главный вид, - анализировать чертеж совид сверху, вид слева. Анализ единения;
чертежа изделия. Технический - выполнять технический
рисунок соединения УК-4
рисунок;
- определять вид
соединения по образцам

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы. Контроль за
действием
Контроль за
действием.
Контроль качества
Ответы на вопросы. Контроль за действием

1

2
Последовательность изготовления соединения УК-4

3
1ч

Изготовление
образца соединения УК-4 (из
отходов материалов)

1ч

Знакомство
с
изделием
(подставка для
цветов)

1ч

Последовательность изготовления изделия

1ч

Разметка глухого гнезда

1ч

4
5
Объяснение Последовательность
нового ма- изготовления соединения УК-4.
териала
Названия операций по
изготовлению соединения УК-4

6
Знать названия операций.
Уметь составлять
последовательность
изготовления соединения
УК-4 с опорой на чертеж,
предметно-технологическую карту
Зависимость чистоты пропила
Знать:
Комбиниот величины и развода пильного - последовательность
рованный
полотна. Разметка гнезда.
изготовления соединения
Долбление глухого гнезда.
УК-4;
Разметка длины шипа, его
- правила безопасной
ширины. Запиливание шипа.
работы с инструментами.
Спиливание щечек. Разметка
Уметь выполнять образец
полупотемка у шипа.
соединения УК-4
Спиливание полупотемка у
шипа. Подгонка шипа к гнезду.
Отпиливание припуска у детали
с гнездом. Сборка соединения.
Технические требования к
качеству соединения
Объяснение Подставка для цветов. Детали из- Знать: детали изделия;
нового ма- делия. Материалы для изготовле- материалы для изделия.
териала
ния
изделия.
Технический Уметь: анализировать
рисунок и чертежи деталей чертежи изделия; выполнять
технический рисунок
изделия
Комбини- Последовательность изготовле- Знать названия операций по
рованный
ния изделия. Названия операций изготовлению изделий.
по изготовлению изделий
Уметь составлять
последовательность
операций при изготовлении
изделия
Разметка глухого гнезда.
Знать правила разметки.
ПрактичеУметь выполнять разметку
ская работа Технические требования к
разметке
глухого гнезда

7
Ответы на вопросы. Заполнение технологической
карты

8

Контроль за Виды шидействием.
порезных
Контроль ка- станков
чества

Ответы на вопросы. Контроль за действием
Заполнение
технологической карты

Контроль за
действием.
Контроль качества

1

2
Долбление глухого гнезда

3
1ч

4
5
Практиче- Долбление глухого гнезда. Конская работа троль глубины гнезда. Технические требования к качеству долбления гнезда

Разметка шипа

2ч

Практиче- Разметка шипа. Технические тре- Знать правила разметки.
ская работа бования к качеству выполнения Уметь выполнять разметку
операции
шипа

Выполнение
шипа с полупотемком

4ч

Практическая работа

Запиливание шипа. Спиливание
щечек. Разметка полупотемка.
Спиливание полупотемка у
шипа
Сборка изделия без клея.
Подгонка шипа к гнезду

Сборка изделия
без клея

2ч

Практическая работа

Сборка изделия
на клею

2ч

Практическая работа

6
Знать технологию
долбления глухого гнезда.
Уметь выполнять
долбление глухого гнезда

Знать правила безопасной
работы при пилении. Уметь
выполнять шип с полупотемком

Уметь: выполнять подгонку
шипа к гнезду, сборку
изделия
Сборка изделия на клею. Зажим Уметь собирать изделие на
соединений в приспособлении
клею
для склеивания. Технические
требования к качеству изделия

7
Контроль
за действием.
Контроль качества

8

Контроль за
действием.
Контроль качества

Контроль за
действием.
Контроль качества

Непрозрачная отделка столярного изделия (8 ч)
Отделка
изделия
красками

2ч

Объяснение Назначение непрозрачной
нового ма- отделки. Отделка масляной и
териала
эмалевой красками. Основные
свойства этих красок.
Распознавание видов краски по
внешним признакам

Знать виды красок, их свой- Ответы на во- Соврества.
менные
просы
Уметь распознавать виды
виды кракраски по внешнему виду
сок для
окрашивания деревянных
изделий

Способы нанесения краски

2ч

Объяснение Способы нанесения краски.
нового ма- Производственные способы
териала
нанесения красок. Время
выдержки окрашенной
поверхности. Промывка и
хранение кистей

Знать способы нанесения Ответы на вокраски.
просы.
КонУметь промывать и хранить троль за дейкисти
ствием

1

2
Подготовка поверхности к окраске

Окраска
изделия

3
2ч

4
Комбинированный

2ч

Комбинированный

5
Шпатлевание углублений,
трещин, торцов. Сушка и
зачистка шлифовальной
шкуркой. Отделка олифой

6
Знать правила подготовки
поверхности к
окрашиванию. Уметь
подготавливать поверхность
подставки для цветов к
окраске
Окраска изделия. Правила
Знать:
безопасной работы при окраске - технологию окрашивания;
- правила безопасной
работы. Уметь выполнять
окраску изделия

7
Контроль за
действием.
Контроль качества
Контроль за
действием.
Контроль качества

Токарные работы (12 ч)
Токарный станок по дереву:
устройство и
назначение

2ч

Токарные резцы

2ч

Назначение и
применение
кронциркуля
(штангенциркуля)

2ч

Знать:
- назначение и устройство
токарного станка по дереву;
- правила безопасной
работы на токарном станке;
- правила
электробезопасности
Объяснение Токарные резцы для черновой
Знать устройство и
нового ма- обточки и чистового точения:
применение токарных
териала
устройство, применение,
резцов. Уметь различать
правила безопасного обращения резцы для черновой обточки
и чистового точения
Объяснение Токарный станок по дереву:
нового ма- устройство основных частей, их
названия и назначение. Правила
териала
безопасной работы. Основные
правила электробезопасности

Объяснение Назначение и применение кроннового ма- циркуля (штангенциркуля).
Контроль размеров детали кронтериала
циркулем

Знать назначение и
применение кронциркуля.
Уметь выполнять контроль
размеров детали кронциркулем

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы.
Контроль за действием

8

1

2
Работа на токарном станке

3
4ч

4
Комбинированный

Изготовление
игрушек

2ч

Комбинированный

8ч

Практическая работа

Изготовление
изделий
для
школы.
Тема
«Изготовление
игрушек»
Контрольная
работа. Тема:
«Отделка
изделия
красками».

5
6
Организация рабочего места. Уметь:
Предварительная
обработка - организовывать
рабочее
заготовки. Способы крепления место;
заготовки.
Установка
и - закреплять заготовки;
крепление подручника. Пробный - выполнять черновую и
пуск станка. Черновая и чистовая чистовую
обработку
обработка
цилиндра. цилиндра, шлифование и
Шлифование шкуркой в при- отрезание изделия
хватке.
Отрезание
изделия
резцом
Знать технологию изготовлеИгрушки (городки,
ния игрушек.
строительный материал,
Уметь: ориентироваться в
шашки): форма, способы
чертеже изделия; изготавлиизготовления. Изготовление
вать игрушку
игрушек на токарном станке.
Оценка качества готового
изделия
Практическое повторение (8 ч)
Последовательность
изготовления изделия

7
Контроль за
действием.
Контроль качества

Контроль за
действием.
Контроль качества

Уметь изготавливать изделие Контроль за
действием.
на токарном станке
Контроль качества

Контрольная работа (2 ч)
2ч

Контрольная Последовательность
работа
изготовления
изделия
технологической операции

Уметь изготавливать изделие Контроль за
или или выполнять технологиче- действием.
скую операцию
Контроль качества

8

1

2

3

Вводное занятие

2ч

4

5
III четверть (70 часов)
Вводное занятие (2 ч)

6

7|8

Объяснение Задачи обучения и план работы Знать правила безопасной Ответы на вонового ма- на четверть. Правила
просы. Тестиработы в мастерской
териала.
безопасной работы в мастерской
рование
Беседа
Обработка деталей из древесины твердых пород (32 ч)
Объяснение Лиственные твердые породы де- Знать твердые породы
Ответы на вонового ма- рева: береза, дуб, бук, рябина,
древесины, их технические просы.
териала.
вяз, клен, ясень.
характеристики.

Твердые
породы
древесины

2ч

Особенности
обработки деталей из древесины твердых
пород

4ч

особенности
Объяснение Особенности обработки деталей Знать
деталей
из
нового ма- из древесины твердых пород. обработки
Сталь, ее качества. Резец столяр- древесины твердых пород.
териала
ного инструмента: угол заточки. Уметь выбирать инструПрипуск на обработку заготовок мент для обработки деталей
из древесины твердых пород
из твердых пород древесины

Ответы на вопросы. Контроль за действием

Знакомство с
изделием (ручка
для молотка,
стамески или
долота)

2ч

Объяснение Ручка для молотка (стамески или
нового ма- долота). Требования к материалу
териала
для ручки инструмента. Подбор
материала для ручки

Знать требования к
материалу для ручки
инструмента. Уметь
подбирать материал для
ручки инструмента

Ответы на вопросы. Контроль за действием

Последовательность
изготовления изделия

4ч

Объяснение Последовательность
нового ма- изготовления изделия. Названия
териала
операций по изготовлению
изделия

Знать названия операций по Заполнение
изготовлению изделия.
технологичеУметь составлять последо- ской карты
вательность изготовления
изделия

Подбор материала и черновая обработка
заготовки

2ч

Комбинированный

Подбор материала. Черновая
Уметь выполнять разметку
разметка и выпиливание
и выпиливание заготовки
заготовок с учетом направления для ручки молотка
волокон древесины

Контроль за
действием.
Контроль качества

1

2
Строгание
товки

3
4ч

4
Комбинированный

5
6
Знать правила безопасной
Строгание заготовки по
размерам, указанным на чертеже работы при строгании.
Уметь выстрогать заготовку
по размерам, указанным на
чертеже

7
Контроль за
действием.
Контроль качества

4ч

Комбинированный

Придание заготовке овального
сечения (разметка, строгание
фаски, закругление грани на
глаз). Подгонка узкого конца
ручки к отверстию молотка

Уметь:
- придать
заготовке
овальное сечение;
- подогнать ручку к молотку

Контроль за
действием.
Контроль качества

2ч

Комбини- Отпиливание припуска по длине. Знать правила безопасной
требования
к работы при гашении. Уметь
рованный Технические
качеству выполнения операции
выполнять отпиливание
припуска по длине

Контроль за
действием.
Контроль качества

Обработка торца
ручки

2ч

Комбинированный

Отделка ручки

4ч

Комбини- Способы
отделки
изделия. Знать способы отделки издерованный Зачистка поверхности ручки лий.
шлифовальной
шкуркой. Уметь: выполнять отделку
Требования
к
качеству ручки; оценивать качество
выполнения операции
готового изделия

Насадка молотка
на ручку

2ч

Комбинированный

заго-

Придание заготовке овального
сечения

Отпиливание
припуска по
длине

Обработка торца ручки.
Технические требования к
качеству выполнения данной
операции

Насадка молотка на ручку.
Клинья для расклинивания
ручки молотка. Расположение
клина в головке. Проверка
качества насадки ручки на
молоток

Уметь выполнять обработку Контроль за
действием.
торца ручки
Контроль качества
Контроль за
действием.
Контроль качества

Уметь выполнять насадку Контроль за
молотка на ручку, проверять действием.
качество насадки
Контроль качества

8

1

2
Знакомство с
изделием (рамка
для портрета)
Последовательность изготовления изделия

3

4
5
6
7
Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2 (28 ч)
Объяснение Применение бруска с
Знать: детали рамки; мате- Ответы на во2ч
нового ма- профильной поверхностью.
риалы для ее изготовления; просы
териала
Рамка для портрета. Детали
способы соединения деталей
рамки и способы их соединения.
Материалы для рамки
2ч
Объяснение Последовательность
Знать названия операций по Заполнение
технологиченового ма- изготовления изделия. Названия изготовлению изделия.
ской карты
териала
операций по изготовлению
Уметь составлять
изделия
последовательность
изготовления изделия

Инструмент для
строгания
профильной поверхности

2ч

Объяснение Инструменты для строгания пронового ма- фильной поверхности. Механическая обработка профильной потериала
верхности. Технические требования к качеству выполненной операции

Изготовление
бруска с профильной поверхностью

4ч

Комбинированный

Устройство и
назначение
зензубеля и
фальцгобеля

2ч

Приемы работы
зензубелем и
фальцгобелем

2ч

Знать инструменты для
строгания профильной
поверхности. Уметь
выполнять строгание
профильной поверхности
(на отходах материалов)

Знать правила безопасной
работы при строгании.
Уметь изготавливать
бруски с профильной
поверхностью
Объяснение Устройство и назначение
Знать: устройство и назначенового ма- зензубеля и фальцгобеля.
ние зензубеля и фальцгобеля;
териала
Разборка и сборка фальцгобеля правила безопасной работы
и зензубеля. Правила
ими
безопасной работы зензубелем и
фальцгобелем
Разметка и строгание фальца
Знать правила безопасной
Комбинифальцгобелем. Подчистка
работы зензубелем и
рованный
фальца зензубелем
фальцгобелем.
Уметь выполнять разметку
и строгание фальца (на
отходах материалов)
Изготовление бруска с профильной поверхностью. Технические
требования
к
качеству
выполнения данной операции

Ответы на вопросы.
Контроль за действием

Контроль за
действием.
Контроль качества
Контроль за
действием.
Контроль качества
Контроль за
действием

8

1

2
Выполнение
фальца на заготовках для
рамки

3
4ч

4
Комбинированный

5
Выполнение фальца на
заготовках деталей для рамки

Угловое концевое соединение
на ус со вставным плоским
шипом сквозным УК-2

2ч

Объяснение Угловое концевое соединение
Знать применение соединенового ма- на ус со вставным плоским
ния УК-2. Уметь:
шипом сквозным УК-2.
териала
- распознавать угловое конРазметка соединения деталей с цевое соединение УК-2
профильной поверхностью
на образцах;
- выполнять разметку
соединения

Ответы на вопросы. Контроль за действием

Изготовление
соединения УК2 (из отходов
материалов)

2ч

Комбинированный

Ответы на вопросы. Контроль за действием

Сборка изделия
(рамка для портрета)

2ч

Комбинированный

Спиливание углов в стусле для Знать технологию
соединения деталей на ус.
изготовления соединения
Сборка соединения на клею.
УК-2. Уметь выполнять
Выполнение пропилов по углам соединение УК-2 (на
детали. Удаление подпиленного отходах материалов)
материала. Изготовление
вставного шипа. Вклеивание
вставного шипа
Разметка
мест
соединения Знать правила безопасной
деталей рамки и спиливание работы при пилении и
углов в стусле для соединения склеивании деталей. Уметь:
деталей на ус. Сборка рамки для - выполнять заготовку детапроверки плотности соединения лей рамки;
и подгонки мест сопряжения. - сборку и склеивание
Склеивание рамки
изделия

Соединение
деталей рамки
угловым
концевым
соединением
УК-2

2ч

Комбинированный

Выполнение пропилов в углах
рамки, пропилы для вставок.
Удаление подпиленного
материала. Изготовление и
вклеивание вставного шипа

6
Знать правила безопасной
работы при строгании.
Уметь выполнять строгание
фальца на деталях рамки

Знать технологию выполнения соединения УК-2.
Уметь выполнять
соединения деталей рамки

7
Контроль за
действием.
Контроль качества

Контроль за
действием.
Контроль качества

Контроль за
действием.
Контроль качества

8

1

2
Отделка изделия

3
2ч

4
Комбинированный

Практическое повторение (6 ч)
Изготовление
8ч
Практичерамки
для
ская работа
портрета
Изготовление
изделия. Тема:
«Рамка
табурета»

2ч

Вводное занятие

2ч

Круглые
лесоматериалы

4ч

Защита древесины от гниения

3ч

Способы распиловки бревен

3ч

5
6
7
Отделка изделия (зачистка
Знать способы отделки из- Контроль за
поверхности, окраска лаком или делия.
действием.
краской).

Уметь изготавливать изделие Контроль за
(табурет, рамку для портрета) действием.
Контроль качества
Контрольная работа (2 ч.)
Контроль за
Контрольна Последовательно изготовление Уметь изготавливать
изделие
действием.
я работа
изделия
Контроль качества
IV четверть (56 часов)
Вводное занятие (2 ч)
Объяснение План работы на четверть.
Знать правила безопасной Тестирование
нового ма- Правила безопасной работы в
по
правилам
работы в мастерской
териала.
охраны
труда
мастерской
Беседа
Круглые лесоматериалы (10 ч)
Объяснение Круглые лесоматериалы (бревна, Знать: разновидности круг- Ответы на вочураки).
Хранение лых лесоматериалов; способы просы
нового ма- кряжи,
круглых лесоматериалов
териала
их хранения
Объяснение Стойкость пород древесины к по- Знать способы защиты дре- Ответы на вонового ма- ражению насекомыми, грибами, весины от гниения и
просы
териала
гнилями, а также к растрескива- поражения насекомыми,
нию. Защита древесины от гние- грибами и гнилью
ния с помощью химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека
Объяснение Способы распиловки бревен.
Знать: способы распиловки Ответы на вонового ма- Пиломатериалы, получаемые в бревен;
полученные
в просы
териала
результате распиловки
результате
распиловки
пиломатериалы

8

Последовательность
изготовления изделия

Современные
средства
защиты
древесины от
гниения

1

2

3

4

5
6
Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2 (14 ч)

Угловые ящичные соединения

1ч

Устройство и
назначение
шпунтубеля

1ч

Малка и транспортир

1ч

Объяснение Малка и транспортир:
нового ма- устройство и применение.
териала
Измерение углов
транспортиром. Установка на
малке заданного угла по
транспортиру

Изготовление
углового ящичного соединения
УЯ-1

1ч

Комбинированный

7

Объяснение Угловые ящичные соединения, Знать отличительные осонового ма- их виды: соединение на шип пря- бенности каждого из угловых
мой открытый УЯ-1, соединение ящичных соединений. Уметь
териала
на шип «ласточкин хвост» откры- выполнять
технические
тый УЯ-2; конструкция, сходство рисунки угловых ящичных
и различие видов, применение. соединений УЯ-1 и УЯ-2
Выполнение технических рисунков
угловых
ящичных
соединений
Объяснение Шпунтубель: устройство, приме- Знать устройство и
нового ма- нение, наладка. Работа шпунту- назначение шпунтубеля.
териала
белем
Уметь:
- выполнять наладку шпунтубеля;
- работать шпунтубелем

Ответы на вопросы. Контроль за действием

Знать устройство и
применение малки и
транспортира. Уметь:
- выполнять
измерение
углов транспортиром;
- устанавливать заданный
угол на малке

Ответы на вопросы. Контроль за действием

Знать:
- последовательность
изготовления
углового
ящичного соединения УЯ-1;
- правила безопасной
работы при пилении и
долблении. Уметь
изготавливать угловое
соединение УЯ-1 (из отходов
материалов)

Контроль за
действием.
Контроль качества

Последовательность
изготовления углового
ящичного соединения. Разметка
проушин. Запиливание
проушин. Выдалбливание
проушин. Разметка шипов по
проушинам. Разметка торцов
шипов по угольнику.
Запиливание шипов. Спиливание и выдалбливание щечек.
Соединение деталей

Контроль за
действием

8

1

2
Изготовление
углового ящичного
соединения УЯ2

3
1ч

Знакомство с
изделием (ящик
для картотеки)

1ч

Последовательность
изготовления изделия

1ч

Строгание и
торцевание
заготовок
Разметка шипов
и проушин

1ч

1ч

4
Комбинированный

5
6
7
Последовательность
Знать:
Контроль за
изготовления углового
- последовательность изго- действием.
ящичного соединения УЯ-2.
товления углового ящичного Контроль каРазметка длины шипов и
соединения;
чества
глубины проушин рейсмусом. - правила безопасной
Разметка торцов проушин и
работы при пилении и
проушин на пласти.
долблении. Уметь
Запиливание проушин и их
изготавливать угловое
долбление. Разметка шипов по ящичное соединение УЯ-2
проушине на пласти. Разметка (из отходов материалов)
торцов шипов. Запиливание и
долбление шипов. Спиливание
щечки. Соединение деталей
Объяснение Ящик для картотеки:
Знать детали изделия.
Ответы на вонового ма- назначение, детали, виды
Уметь: анализировать
просы.
Контериала
соединения. Анализ чертежа
чертеж изделия; выполнять троль за дейизделия. Технический рисунок технический рисунок
ствием
изделия
Объяснение Последовательность изготовле- Знать названия операций по Заполнение
изделия. технологиченового ма- ния изделия. Названия операций изготовлению
по изготовлению изделия
Уметь составлять последова- ской карты
териала
тельность изготовления изделия с опорой на образец, технический
рисунок,
предметно- технологическую
карту
КомбиниСтрогание и торцевание
Знать правила безопасной Контроль за
рованный
заготовок по заданным
работы при строгании и тор- действием.
размерам. Инструменты для
цевании.
Контроль кавыполнения операций
Уметь выполнять строгание чества
и торцевание заготовок
КомбиниРазметка шипов и проушин
Знать правила работы рейс- Контроль за
рованный
рейсмусом и угольником.
мусом и малкой. Уметь
действием.
Разметка по малке или шаблону. выполнять разметку шипов Контроль каТребования к качеству
и проушин
чества
выполнения операции

8

Виды
ящиков
для картотеки

1

2
Запиливание
долбление
проушин

и

3
1ч

4
Комбинированный

Выполнение
шипов

1ч

Комбинированный

Вырубка паза

1ч

Комбинированный

Изготовление
дна ящика

1ч

Комбинированный

Сборка изделия

1ч

Комбинированный

Отделка изделия

1ч

Комбинированный

5
6
Запиливание и долбление про- Знать правила безопасной
ушин. Технические требования к работы при пилении и долбкачеству выполнения операции лении.
Уметь выполнять запиливание и долбление проушин
Запиливание шипов. Долбление Знать правила безопасной
лишнего материала. Спиливание работы при пилении и долбщечек. Технические требования к лении.
качеству выполнения операции
Уметь изготавливать шипы
Вырубка паза по толщине Знать правила безопасной
фанеры
шпунтубелем. работы шпунтубелем.
Технические
требования
к Уметь выполнять паз в
качеству выполнения операции
деталях ящика
Изготовление дна ящика по
Знать правила безопасной
работы при пилении. Уметь
размерам
выполнять разметку детали
и изготавливать ее
Сборка изделия «насухо». Склеи- Знать порядок сборки издевание ящичного соединения. Тре- лия, подгонки деталей.
бования к качеству сборки Уметь выполнять сборку
изделия
изделия
Виды отделки изделия. Отделка Знать способы отделки изящика. Оценка качества готового делия. Уметь:
изделия
- выполнять отделку
изделия;
- оценивать качество
готового изделия

7
Контроль за
действием.
Контроль качества
Контроль за
действием.
Контроль качества
Контроль за
действием.
Контроль качества
Контроль за
действием.
Контроль качества
Контроль за
действием.
Контроль качества
Контроль за
действием.
Контроль качества

8

Образцы
изделий с
разными
вариантами
отделки

Профориентация (1 ч)
Профориентация

1ч

Физические
свойства
древесины

4ч

Объяснение Познакомиться и запомнить Запомнить названия
нового ма- новый материал
профессий
териала
Свойства древесины (9 ч)
Объяснение Древесина: внешний вид, запах, Знать физические свойства
нового ма- микроструктура, влажность,
древесины
териала
усушка и разбухание,
плотность, электро- и
теплопроводность

Ответы на во- Презентац
просы
ионный
Ответы на вопросы

1

2
Определение
влажности древесины весовым
методом

3
1ч

4
5
6
Лаборатор- Определение влажности древеси- Уметь определять
ная работа ны весовым методом
влажность древесины
весовым методом

7
Оформление
результатов
лабораторной
работы

Механические
свойства древесины

1ч

Знать основные механиче- Ответы на воские свойства древесины
просы

Изучение механических свойств
древесины

1ч

Объяснение Основные механические свойства
нового ма- (прочность на сжатие с торца и
пласти. растяжение, изгиб и
териала
сдвиг)
Лаборатор- Основные механические свойства
ная работа древесины. Способы изучения
механических свойств древесины

Знать механические
свойства древесины.
Уметь изучать свойства
древесины

Оформление
результатов
лабораторной
работы

Технологические
свойства
древесины

1ч

Знать технологические
свойства древесины

Ответы на вопросы

Изучение технологических
свойств древесины

1ч

Объяснение Основные технологические
нового ма- свойства древесины (твердость,
териала
способность удерживать
металлические крепления,
износостойкость, сопротивление
раскалыванию)
Лаборатор- Основные технологические
ная работа
свойства древесины. Способы
изучения технологических
свойств древесины

Знать технологические
Оформление
свойства древесины. Уметь результатов
изучать свойства древесины лабораторной
работы

Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки (10 ч)
Криволинейное
пиление

1ч

Объяснение Особенности криволинейного
Знать:
Контроль за
нового ма- пиления. Выпуклая и вогнутая - особенности
действием
териала
поверхности. Сопряжения
криволинейного пиления и
поверхностей разной формы.
разметки;
Инструменты для
- инструменты для работы.
криволинейного пиления.
Уметь выполнять разметку
Особенности разметки криволи- криволинейной кромки и пинейных кромок с помощью
ление по этой кромке
циркуля и по шаблону. Приемы
обработки криволинейных
кромок

8

1

2
Типы сверл

3
1ч

Изображение
отверстий
на
чертеже

1ч

Разметка центров отверстий
для высверливания по контуру

1ч

Выполнение отверстий разной
формы и вида

1ч

Знакомство с
изделием (ручка
для ножовки)

1ч

4
5
6
7
Объяснение Типы сверл (пробочное
Знать типы сверл и зенкеров. Ответы на вонового ма- бесцентровое, спиральное с
Уметь:
просы.
Контериала
центром и подрезателями,
- выполнять заточку спираль- троль за дейцилиндрическое спиральное с ного сверла;
ствием
конической заточкой).
- определять вид сверла
Устройство сверл. Зенкеры
простой и комбинированный.
Заточка спирального сверла
Объяснение Изображение отверстий (сквоз- Знать: способы изображения Ответы на вопросы.
Коннового ма- ных и несквозных) на чертеже. разных видов отверстий на
чертеже, обозначение
троль за дейтериала
Обозначение радиусных
радиусных кривых,
ствием
кривых на чертеже.
соотношение радиуса и
Соотношение радиуса и
диаметра.
диаметра
Уметь: выполнять
построение отверстий разных
видов на чертеже; читать
чертежи
Знать правила разметки цен- Контроль за
КомбиниРазметка центров отверстий
рованный
для высверливания по контуру тров отверстий для
действием
высверливания по контуру.
Уметь выполнять разметку
центров отверстий
Выполнение гнезда, паза, про- Знать правила безопасной ра- Контроль за
Практичеботы при сверлении, при
действием.
ская работа ушины сквозного и
несквозного отверстия (на
работе стамеской и
Контроль каотходах материалов).
напильником. Уметь
чества
Высверливание по контуру.
выполнять отверстия разной
Обработка гнезд стамеской и
формы и вида
напильником
Объяснение Анализ чертежа изделия. Мате- Знать названия операций по Ответы на вонового ма- риалы для изготовления ручки изготовлению изделия.
просы. Заполтериала
Уметь: анализировать чертеж нение технодля ножовки. Последовательизделия; подбирать
логической
ность изготовления изделия
материалы для его
карты
изготовления; составлять
последовательность
изготовления изделия

8

1

2
Изготовление
ручки для ножовки

3
4ч

4
5
6
Практиче- Разметка заготовок по длине и Знать последовательность изская работа ширине. Выпиливание заготов- готовления изделия. Уметь
ки с припуском. Разметка по
изготавливать ручку для
шаблону контура ручки.
ножовки
Просверливание отверстий.
Выполнение пропилов.
Обработка внутренних и
наружных контуров ручки стамеской, рашпилем,
напильником. Отделка ручки
(зачистка шлифовальной
шкуркой). Выполнение
пропила под полотно пилы. Соединение ручки с полотном.
Оценка качества готового
изделия
Практическое повторение (8 ч)

7
Контроль за
действием.
Контроль качества

Изготовление
аптечки, ручки
для ножовки

8ч

Практиче- Последовательность изготовле- Уметь изготавливать изделие Контроль за
действием.
ская работа ния изделия
Контроль качества
Контрольная работа (2 ч)

Изготовление
изделия. Тема:
«Запиливание и
долбление
проушин»

2ч

Контрольная работа

Последовательно изготовление Уметь изготавливать изделие Контроль за
действием.
изделия
Контроль качества

8

Форма текущего контроля и промежуточной аттестации, КИМы
Четверть Дата

Практическая работа

Дата

Самостоятельная работа

Продолжение табл.

Источник

I четв.

Тема: «Изготовление и украшение
разделочной доски», 8 час.

Тема: «Строгание лицевой кромки
щита», 2 час.

II четв.

Тема: «Изготовление игрушки», 8 час.

Тема: «Отделка изделия красками»,
2 час.

III четв.

Тема: «Изготовление рамки для портрета»,
8 час.

Тема: «Изготовление рамки для
табурета», 2 час.

Б.А. Журавлев, стр. 165

Тема: «Изготовление ручки для ножовки»,

Тема: «Запиливание и долбление
проушин», 2 час.

Б.А. Журавлев, стр.204.

IV четв.

8 час.

Б.А. Журавлев, стр. 70.

Б.А. Журавлев, стр. 112

Основная литература по планированию учебной деятельности - Скурихин Д.А. Тематическое планирование и конспекты уроков
по столярному делу в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. – М.: Владос, 2010.

Продолжение табл.

- Журавлёв Б. А. Столярное дело 7-8 класс. – М.: Просвещение,1993.
- Перелетов А. Н. Столярное дело 10-11 класс. – М.: Владос, 2003.
Дополнительная литература:
1. Антонов П.П., Муравьев Е.М. Обработка конструкционных материалов. - М: Просвещение, 1982.
2. Арданский А. С. Столярные работы. - М.: Гос. изд. литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. 1959.
3. Бобиков П.Д. Мебель своими руками. – М.: Эксмо-пресс, 2001.
4. Буриков В.Г.,Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1992.
5. Григорьев М.А. Материаловедение для столяров, плотников и паркетчиков. – М.: Высшая школа, 1989.
6. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. – М.: Просвещение, 1984.
7. Жданова Т.А. Технология: Поурочные планы. – Волгоград, 2003.
8. Журавлёв Б.А. Столярное дело. – М.: Просвещение, 1984.
9. Карабанов И.А. Технология обработки древесины. – М.: Просвещение, 1997. - 12 10. Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просвещение, 1992.
11. Мальковский Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения. – М.: Просвещение, 1986.
12. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. – М.: Просвещение, 1992.
13. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1980.
14. Рихвик Э.В. Мастерим из древесины. – М.: Просвещение, 1988.
15. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. – М.: Просвещение, 1985.
16. Смирнов Н.К. Журнал «Школа и производство» №8, 2005. «Нравитесь ли вы своим ученикам».
17. Шумега С.С. Технология столярно-мебельного производства. – М.: Лесная промышленность, 1984.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».