Русский язык 7 класс

VII

класс
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка
Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории
Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном
лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях,
находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ
18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Статус учебной программы: рабочая образовательная программа по русскому языку составлена на основе примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). Министерство образования и науки
Российской Федерации, Москва ФГОС ОВЗ «Просвещение» 2017г
Содержание программы по русскому языку составляют два раздела: «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи».
Коммуникативная направленность является основной отличительной чертой каждого из двух разделов.
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
Грамматика, правописание и развитие речи
Фонетика.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь,
е, ё, и, ю, я. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Разделительный ь. Ударение. Гласные
ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Морфология
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по
составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных,
звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен
существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена
существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен
существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имен
существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени
существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание
окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Глаголы на –ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола.
Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с –ться, -тся. Повелительная форма глагола.
Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений.
Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий.
Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки
препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий,
повтора существительного, синонимической замены и др.).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при
обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными
членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ.

Развитие речи, работа с текстом
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к
данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный
стилистический анализ текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление,
автобиография, анкета, доверенность, расписка и др. Письмо с элементами творческой деятельности
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений
обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки
состояния и тенденций развития системы образования.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана
решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария
оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания
учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки
качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы
1)дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных
образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их
применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.
Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют
обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.
При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте
перечень планируемых результатов.
Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее
значение для оценки качества образования.

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и
предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования
гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании
применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав
экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителейлогопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки
личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей
(законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных
средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных
единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная
динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции
ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только
представить полную картину динамикицелостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум. На основе требований, сформулированных в
Стандарте7, Организация разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся,
которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает:
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной)
компетенции учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией;
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример представлен в таблице 1:
Таблица 1. Программа оценки личностных результатов

Критерий
Параметры оценки
Владение навыками коммуникации и принятыми сформированность навыков коммуникации
ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой взрослыми
формой поведения, его социальным рисунком), в
том числе с использованием информационных
технологий
сформированность навыков коммуникации
сверстниками

со

со

владение средствами коммуникации
адекватность применения ритуалов социального
взаимодействия

Индикаторы
способность
инициировать
и
поддерживать
коммуникацию с взрослыми
способность применять адекватные способы
поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
способность
инициировать
и
поддерживать
коммуникацию со сверстниками
способность применять адекватные способы
поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
способность использовать разнообразные средства
коммуникации согласно ситуации
способность
правильно
применить
ритуалы
социального взаимодействия согласно ситуации

3) систему бальной оценки результатов;
4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты
всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса);
5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.
6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы
некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под
руководством учителя.
Во время обучения в первом подготовительном (I1-м) и I-м классах, а также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и
стимулировать работу учеников, используя только качественнуюоценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в
освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной
деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с
определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться
на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию
знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями
оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.

Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» /
«неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их
предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные.
Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно;
выполнено по словесной инструкции; выполненос опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их
как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и
переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые
стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:
первое ― предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и
основ социальной жизни;
второе ― направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Организация самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру проведения итоговой аттестации.
Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет».
Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития
обучающегося («было» ― «стало») или в сложных случаях сохранении его психоэмоционального статуса.
Оценка результатов деятельности общеобразовательной организации осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических
кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП с учётом:
результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);
условий реализации АООП ОО;
особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных организаций и педагогов, и в частности
отслеживание динамики образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) данной образовательной
организации.

Содержательный раздел.
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа
формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным предметным
результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием
образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной
деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и вне учебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и
обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной,
коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами
профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на
организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи
с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При
этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать
те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и
позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать,
например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется
оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными
действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их
формирования на протяжении всего времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) Организация самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.

Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и
достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезнуюсоциальную деятельность; бережно
относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами
и процессами.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За I четверть проведено 32 уроков.
За II четверть проведено 32 уроков.
За III четверть проведено 40 уроков.
За IV четверть проведено 32 уроков.
За год проведено 136 уроков.

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 КЛАСС
№ К. Р.
I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

ТЕМА
КОНТРОЛЬНОЙ
Звуки и буквы

РАБОТЫ

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ
сентябрь

Предложение

октябрь

Состав слова

ноябрь

Части речи. Имя существительное

декабрь

Части речи. Изменение имен существительных по падежам

февраль

Части речи. Имя прилагательное

март

Глагол

апрель

Однородные члены предложения

май

Дата

Раздел, тема

Календарно-тематическое планирование по предмету
«Русский язык»
Количество Тип урока
Цель
Планируемые результаты
часов
освоения к разделу

Коррекционная
направленность

Минимальный

Достаточный

Знание
значимых
частей слова и
их
дифференциров
ка по
существенным
признакам.
Разбор слова по
составу с
использованием
опорных схем.

Коррекция
словеснологического
мышления.
.

Участвовать в
обсуждении
темы и идеи
текста.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.

Участвовать в
обсуждении
темы и идеи
текста.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.

Исправлять
текст с
помощью

Тренировка
смыслового
запоминания.

Iчетверть

Повторение.
Звуки и буквы.

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Знание алфавита,
звукобуквенное
соответствие.

Знание
отличительных
грамматических
признаков
основных частей
слова.

Звуки речи: гласные и
согласные. Алфавит.

1

Находить гласные и
согласные

Разделительные мягкий (ь) и
твердый (ъ) знаки в словах.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Разбор слова с
опорой на
представленный
образец, схему,
вопросы
учителя.
.

Правописание безударных
гласных в словах.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Правописание звонких и
глухих согласных в словах.

1

Урок
формировани
яи

Находить орфограммы с
безударными гласными и
согласными в корне
слова, владеть способами
проверки.
Находить орфограммы с
безударными гласными и
согласными в корне
слова, владеть способами
проверки.
Находить орфограммы с
безударными гласными и
согласными в корне

.

Формирование
приемов
самоконтроля.

закрепления
знаний и
умений.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
развития
речи.

слова, владеть способами
проверки.

Развивать связную
письменную речь.

Образовывать
одну часть речи
от другой и
правильно
употреблять их
в речи.
Составление
различных
конструкций
предложений
с
опорой
представленный
образец.
Представления о
грамматических
разрядах слов.

Звуки и буквы. Закрепление
знаний.

1

Описание картины «Новые
хозяева», Н.П. БогдановБельский.

1

Предложение.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Совершенствовать умение
в распознавании текст и
не текст

Предложения
распространенные и
нераспространенные

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Знание материала по теме
и умение применять его
на практике.

Однородные члены
предложения

1

Совершенствовать умение
в распознавании простых
предложений, находить
грамматическую основу.

Распространение предложений
однородными членами

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Комбинирова
нный урок.

учителя.

Закрепить полученные
знания.

Совершенствовать умение
распознавать однородные
члены предложения,
ставить знаки препинания.

Коррекция
смысловой
памяти.
Решать
орфографически
е задачи,
опираясь на
таблицу (с
помощью
учителя).
Пользование
орфографически
м словарем для
уточнения
написания
слова.

Коррекция
образного
мышления.

Дифференциров
ка слов,
относящихся к
различным
частям речи по
существенным
признакам.

Коррекция
образного
мышления.

Коррекция
словеснологического
мышления.

Формирование
способности
оперировать
смыслом.
Списывать текст
целыми словами
и
словосочетания
ми.

Списывать текст
целыми
словами.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Составление предложений с
однородными членами

1

Комбинирова
нный урок.

Совершенствовать умение
распознавать однородные
члены предложения,
ставить знаки препинания.

Списывать текст
целыми словами
и
словосочетания
ми.

Деловое письмо. Написание
телеграммы.

1

Учить оформлению
деловых бумаг.

Пользоваться
орфографически
м словарем.

Подтверждение основной
мысли фактами

1

Урок
развития
речи.
Комбинирова
нный урок.

Обращение. Его место в
предложении

1

Употребление обращения в
диалоге

1

Предложение. Закрепление
знаний

1

Предложение. Закрепление
знаний

1

Проверочная работа.

1

Работа над ошибками.
Состав слова

1

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и

Совершенствовать умение
распространять
предложения с помощью
рисунков
Ознакомить с
обращением, его роли в
речи.

Списывать текст
целыми
словами.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
образного
мышления.
Коррекция
образного
мышления.
Тренировка
смыслового
запоминания.

Развивать умения
составлять предложения с
обращениями в
соответствии с речевой
ситуацией, читать с
правильной интонацией.
Ознакомить со знаками
препинания при
обращении.

Формирование
способности
оперировать
смыслом.

Закрепить полученные
знания.

Коррекция
смысловой
памяти.

Коррекция
аналитических
синтетических
процессов
мышления.

Проверить знания
учащихся.

Коррекция
механической
памяти.

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Коррекция
переключения
внимания.

Состав слова. Корень и
однокоренные слова

1

Сочинение на основе
экскурсии «История нашей
улицы».
Приставка

1

Суффикс

1

Окончание

1

Описание картины «Спящая
красавица» В.М.Васнецова.

1

1

коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Урок
развития
речи.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
развития
речи.

Находить орфограмму в
корне слова.

Доказывать
принадлежность
слов к
определенным
частям речи,
ориентируясь на
их значение и
вопрос с
помощью
опорных таблиц.

Коррекция
образного
мышления.

Развивать связную
письменную речь.
Закрепить полученные
знания.
Знать понятия «Корень»
«Окончание»
«Приставка»
«Суффикс»
Закрепить полученные
знания.
Знать понятия «Корень»
«Окончание»
«Приставка»
«Суффикс»
Учить подбирать
родственные слова,
работать над
словообразовательным
словарем.
Формировать умение
разбора слов по составу.
Формировать умение
строить сочинениеописание по картине.

Тренировка
смыслового
запоминания.
Коррекция
словеснологического
мышления.

Находить
решение
орфографическо
й задачи (с
помощью
учителя).
Находить
решение
орфографическо
й задачи (с
помощью
учителя).
Пользоваться
орфографически
м словарем.

Образовывать
одну часть речи
от другой и
правильно
употреблять их
в речи.

Коррекция
словеснологического
мышления.
Формирование
приемов
самоконтроля.

Различать части
речи с опорой на
таблицу или с
помощью
учителя,
правильно
употреблять их

Развитие связной
речи.

в предложении.
Безударные гласные в корне

1

Комбинирова
нный урок.

Находить орфограмму в
корне слова

Знание
отличительных
грамматических
признаков
основных частей
слова.

Звонкие и глухие гласные в
корне

1

Комбинирова
нный урок.

Находить орфограмму в
корне слова

Знание
отличительных
грамматических
признаков
основных частей
слова.

Правописания
в
Закрепление знаний

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Находить орфограммы с
безударными гласными в
корне слова, владеть
способами проверки.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.

Находить орфограммы с
безударными гласными в
корне слова, владеть
способами проверки.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.

Проверить знания
учащихся.

Развитие связной
речи

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Коррекция
образного
мышления.

корне.

Гласные
и
приставках

согласные

в

1

Контрольная
четверть

работа

I

1

Работа над ошибками.
Знакомство
со
сложными
словами

1

за

Знание
значимых
частей слова и
их
дифференциров
ка по
существенным
признакам.
Знание
значимых
частей слова и
их
дифференциров
ка по
существенным
признакам.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

II четверть
Разделительный твердый знак
(ъ) после приставок

1

Комбинирова
нный урок.

Находить орфограмму в
корне слова

Знание
отличительных
грамматических
признаков
основных частей
слова.

Правописания в корне и
приставке. Закрепление знаний

1

Комбинирова
нный урок.

Находить орфограмму в
корне слова

Знание
отличительных
грамматических
признаков
основных частей
слова.

Знакомство
словами

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Комбинирова
нный урок.

Познакомить со
сложными словами.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Вырабатывать умения
грамотного письма.
Вырабатывать умения
образовывать сложные
слова.
Вырабатывать умения
грамотного письма.

Коррекция
образного
мышления.
Коррекция
образного
мышления.
Коррекция
переключения
внимания.

со

сложными

Правописание сложных слов

1

Образование сложных слов

1

Комбинирова
нный урок.

Состав
знаний

слова.

Закрепление

1

Состав
знаний

слова.

Закрепление

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Вырабатывать умения
грамотного письма.

Знание
значимых
частей слова и
их
дифференциров
ка по
существенным
признакам.
Знание
значимых
частей слова и
их
дифференциров
ка по
существенным
признакам.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Коррекция
переключения
внимания.

Части речи. Различение частей
речи

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Образование одних
речи от других

частей

1

Существительное.
Значение
существительных в речи

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Комбинирова
нный урок.

Существительные
склонения

3-го

1

Различение существительных
1, 2 и 3-го склонений

1

Ударные
и
безударные
окончания существительных 1го склонения

1

Замена существительных с
ударным
окончанием
существительными
с
безударным окончанием

1

Правописание
безударных
падежных
окончаний существительных 1го склонения

1

Познакомить с
самостоятельными
частями речи, их
грамматическими,
морфологическими,
синтаксическими
признаками.
Дать представление о
грамматическом значении
самостоятельных частей
речи.

Писать под
диктовку текст с
изученными
орфограммами
(55-60слов).

Выделять имя сущ. как
часть речи.

Списывать текст
целыми словами
и
словосочетания
ми.

Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Развивать умение
определять склонения
существительных

Урок
сообщения
новых
знаний.

Писать под
диктовку текст с
предварительны
м разбором
изученных
орфограмм.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Формирование
приемов
самоконтроля.

Списывать текст
целыми
словами.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Развитие связной
речи.

Развивать умение
определять склонения
существительных

Развитие связной
речи.

Совершенствовать умение
обосновывать написание
ударных и безударных
падежных окончаний сущ.
Совершенствовать умение
обосновывать написание
ударных и безударных
падежных окончаний сущ.

Развитие связной
речи.

Совершенствовать умение
обосновывать написание
ударных и безударных
падежных окончаний сущ.

Развитие связной
речи.

Развитие связной
речи.

Ударные
и
безударные
окончания существительных 2го склонения

1

Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Совершенствовать умение
обосновывать написание
ударных и безударных
падежных окончаний сущ.
Совершенствовать умение
обосновывать написание
ударных и безударных
падежных окончаний сущ.

Развитие связной
речи.

Правописание
безударных
падежных
окончаний
существительных
2-го
склонения

1

Ударные
и
безударные
окончания существительных 3го склонения

1

Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Совершенствовать умение
обосновывать написание
ударных и безударных
падежных окончаний сущ.
Совершенствовать умение
обосновывать написание
ударных и безударных
падежных окончаний сущ.

Развитие связной
речи.

Правописание
безударных
падежных
окончаний
существительных
3-го
склонения

1

Текст.
Установление
последовательности фактов в
тексте

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Развивать связную
письменную речь.

Склонение существительных в
единственном
числе.
Закрепление знаний

1

Существительное. Закрепление
знаний

1

Совершенствовать умение
обосновывать написание
ударных и безударных
падежных окончаний сущ.
Вырабатывать умения
грамотного письма.

Проверочная работа.

1

Работа над ошибками.
Прилагательное.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Развитие связной
речи.

Развитие связной
речи.

Развитие связной
речи.

Коррекция
переключения
внимания.

Проверить знания
учащихся.

Коррекция
переключения
внимания.

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Развитие связной
речи.

Значение
речи

в

1

его

1

Урок
развития
речи.

Развивать связную
письменную речь.

Использование
прилагательных для сравнения
предметов

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Совершенствовать умение

Словосочетания
прилагательными

с

1

Развивать связную
письменную речь.

II

1

Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Описание
частей

прилагательных

коррекции
знаний.
Комбинирова
нный урок.

предмета

Контрольная
четверть

работа

и

за

Работа над ошибками.

1

Выделять имя прил. как
часть речи.

Коррекция
образного
мышления.
Выделять тему
текста,
участвовать в
обсуждении
основной
мысли.

Исправлять
текст с
помощью
учителя.

Коррекция
переключения
внимания.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Коррекция
переключения
внимания.

Проверить знания
учащихся.

Развитие связной
речи

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Коррекция
образного
мышления.

III четверть
Согласование прилагательного
с существительным в роде и
числе

1

Комбинирова
нный урок.

Развивать умение
изменять имена прил. по
числам.

Развитие связной
речи.

Различение
прилагательных
единственном

1

Урок
сообщения
новых

Совершенствовать умение
находить имена прил. в
тексте, выделять из него

Коррекция
зрительного и
слухового

окончаний
в
и

множественном числе

знаний.

словосочетание
сущ.+прил., определять по
сущ. род, число, падеж.
Развивать умение
изменять имена прил. по
числам.

восприятия
фонематического
слуха.
Развитие связной
речи.

Совершенствовать умение
находить имена прил. в
тексте, выделять из него
словосочетание
сущ.+прил., определять по
сущ. род, число, падеж.
Развивать умение
изменять имена прил. по
числам.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Развитие связной
речи.
Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Коррекция
переключения
внимания.

Постановка
вопросов
от
существительного
к
прилагательному в разных
падежах

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Наблюдение за окончаниями
вопросов
и
окончаниями
прилагательных

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Правописание
падежных
окончаний
прилагательных
мужского и среднего рода

1

Комбинирова
нный урок.

Изменение
прилагательных
женского рода по падежам

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Совершенствовать умение

Постановка
вопросов
от
существительных
к
прилагательным в разных
падежах

1

Урок
развития
речи.

Развивать связную
письменную речь.

Наблюдение за окончаниями
вопросов
и
окончаниями
прилагательных

1

Комбинирова
нный урок.

Совершенствовать умение

Развитие связной
речи.

Правописание
падежных
окончаний
прилагательных
женского рода

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Развивать связную
письменную речь.

Правописание
падежных
окончаний прилагательных в

1

Урок
развития

Совершенствовать умение

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Коррекция
переключения

Выделять тему
текста,
участвовать в
обсуждении
основной
мысли.

Исправлять
текст с
помощью
учителя.

единственном числе

речи.

внимания.

Правописание
падежных
окончаний прилагательных в
единственном числе

1

Комбинирова
нный урок.

Развивать умение
изменять имена прил. по
числам.

Коррекция
переключения
внимания.

Прилагательное.
знаний

Закрепление

1

Комбинирова
нный урок.

Совершенствовать умение

Развитие связной
речи.

Прилагательное.
знаний

Закрепление

1

Комбинирова
нный урок.

Развивать связную
письменную речь.

Проверочная работа.

1

Проверить знания
учащихся.

Работа над ошибками.
Глагол

1

Значение глагола в речи

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Формирование
приемов
самоконтроля.
Коррекция
переключения
внимания.

Использование глаголов для
сравнения предметов

1

Различение
временам

глаголов

по

1

Изменение
временам

глагола

по

1

Различение глаголов по числам

1

Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Развитие связной
речи.

Совершенствовать умение
находить в тексте
глаголы, правильно
употреблять их в речи.
Совершенствовать умение
находить в тексте
глаголы, дать понятие о
сказуемом.
Совершенствовать умение
определять время глагола.

Формирование
приемов
самоконтроля.

Совершенствовать умение
определять время глагола.
Совершенствовать умение
определять число глагола.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.
Формирование
способности
оперировать
смыслом.
Формирование
способности
оперировать
смыслом.
Коррекция
зрительного и

новых
знаний.
Изменение глагола по числам

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Совершенствовать умение
определять число глагола.

Описание картины «Вечерний
звон» И.И. Левитан.

1

Изменение
глаголов
в
прошедшем времени по родам

1

Формировать умение
строить сочинение
описание по картине.
Совершенствовать умение
писать личные окончания
глаголов.

Различение
окончаний
женского и среднего рода у
глаголов
в прошедшем
времени

1

Урок
развития
речи.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.

слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
механической
памяти.
Коррекция
образного
мышления.

Совершенствовать умение
писать личные окончания
глаголов.

Коррекция
образного
мышления.

Время и число глаголов.
Закрепление знаний

1

Комбинирова
нный урок

Текст. Составной план текста

1

Комбинирова
нный урок

Совершенствовать умение
писать личные окончания
глаголов.
Совершенствовать умение
составлять план текста.

Понятие о неопределенной
форме глагола

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Коррекция
образного
мышления.
Коррекция
образного
мышления.
Формирование
приемов
самоконтроля.

Правописание
глаголов
неопределенной форме

в

1

Комбинирова
нный урок.

Постановка
глаголов
неопределенную форму

в

1

Комбинирова
нный урок.

Ознакомить с глаголами
неопределенной формы,
учить находить основу
неопределенной формы
глагола.
Ознакомить с глаголами
неопределенной формы,
учить находить основу
неопределенной формы
глагола.
Ознакомить с глаголами
неопределенной формы,

Коррекция
смысловой
памяти.
Коррекция
смысловой

Использование частицы не в
значении отрицания

1

Наблюдение за правописанием
частицы не с глаголами

Комбинирова
нный урок
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Правописание частицы не с
глаголами
Глагол. Закрепление знаний
Глагол. Закрепление знаний
Проверочная работа.

1

Работа над ошибками.
Местоимение

1

Личные местоимения

1

Значение личных местоимений
в речи

1

Местоимения 1-го лица

1

учить находить основу
неопределенной формы
глагола.
Совершенствовать умение
использовать не в
значении отрицания.
Развивать умение
написания не с глаголами

памяти.

Развивать умение
написания не с глаголами

Формирование
приемов
самоконтроля.

Совершенствовать умение

Коррекция
смысловой
памяти.
Коррекция
смысловой
памяти.
Коррекция
переключения
внимания.

Комбинирова
нный урок.

Совершенствовать умение

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Проверить знания
учащихся.

Комбинирова
нный урок.

Находить местоимения 1го лица в тексте.

Коррекция
образного
мышления.
Коррекция
переключения
внимания.

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Развитие связной
речи.

Ознакомить с личными
местоимениями

Тренировка
смыслового
запоминания.

Находить местоимения в
тексте.

Формирование
способности
оперировать
смыслом.
Формирование
способности

Местоимения 2-го лица

1

Комбинирова
нный урок.

Находить местоимения 2го лица в тексте.

Местоимения 3-го лица

1

Комбинирова
нный урок.

Находить местоимения 3го лица в тексте.

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Проверить знания
учащихся.

оперировать
смыслом.
Формирование
способности
оперировать
смыслом.
Формирование
способности
оперировать
смыслом.
Развитие связной
речи

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Коррекция
образного
мышления.

Контрольная
четверть

работа

за

III

Работа над ошибками.

1

IV четверть
Изменение местоимений 3-го
лица единственного числа по
родам

1

Комбинирова
нный урок.

Совершенствовать умение
правильно писать
местоимения.

Коррекция
механической
памяти.

Деловое письмо.
расписки.

Написание

1

Учить оформлению
деловых бумаг.

Различение местоимений по
лицам и числам

1

Урок
развития
речи.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Сочинение
творческого
характера «Кем хочу быть и
почему».
Личные
местоимения.
Закрепление знаний

1

Урок
развития
речи.
Комбинирова
нный урок.

Развивать связную
письменную речь.

Тренировка
смыслового
запоминания.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
механической
памяти.
Коррекция
механической

1

Совершенствовать умение
определять лицо и число
местоимений.

Совершенствовать умение
правильно писать

Личные
местоимения.
Закрепление знаний

1

Комбинирова
нный урок.

Проверочная работа.

1

Работа над ошибками.
Предложение

1

Однородные
члены
предложения без союза и с
союзом и

1

Однородные
члены
предложения с союзами а, но

1

Однородные
члены
предложения с союзами и, а,
но

1

Сочинение по картине «Утро в
сосновом лесу» И.И.Шишкина.

1

Обращение

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
развития
речи.
Урок
сообщения
новых
знаний.

местоимения.

памяти.

Совершенствовать умение
правильно писать
местоимения.
Проверить знания
учащихся.

Коррекция
механической
памяти.
Коррекция
переключения
внимания.

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Развитие связной
речи.

Совершенствовать умение
распознавать однородные
члены предложения,
ставить знаки препинания.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
образного
мышления.
Коррекция
механической
памяти.

Совершенствовать умение
распознавать однородные
члены предложения,
ставить знаки препинания.
Совершенствовать умение
распознавать однородные
члены предложения,
ставить знаки препинания.
Формировать умение
строить сочинение
описание по картине.
Ознакомить с
обращением, учить
распознавать его.

Знаки
препинания
обращении

при

1

Комбинирова
нный урок.

Простое
предложение.
Закрепление знаний

1

Части сложного предложения

1

Знаки препинания в сложном
предложении

1

Составление
предложений

сложных

1

сложное
Закрепление

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Простое
и
предложения.
знаний

Повторение. Состав слова

1

Находить
знаки
препинания
при
обращении.
Совершенствовать умение
распознавать однородные
члены предложения,
ставить знаки препинания.

Коррекция
механической
памяти.
Формирование
способности
оперировать
смыслом.

Ознакомить со сложными
предложениями с
союзами, учить
распознавать их,
правильно ставить знаки
препинания.
Ознакомить со сложными
предложениями с
союзами, учить
распознавать их,
правильно ставить знаки
препинания.
Ознакомить со сложными
предложениями с
союзами, учить
распознавать их,
правильно ставить знаки
препинания.
Ознакомить со сложными
предложениями с
союзами, учить
распознавать их,
правильно ставить знаки
препинания.
Находить орфограммы в
корне слова,

Коррекция
переключения
внимания.

Коррекция
переключения
внимания.

Коррекция
переключения
внимания.

Коррекция
переключения
внимания.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Правописание в приставке и
корне

1

Существительное

1

Прилагательное

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Глагол

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Местоимение

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и

Контрольная
четверть

работа

Работа над ошибками.

за

IV

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Вырабатывать умения
грамотного письма.

Коррекция
переключения
внимания.

Ознакомить с
самостоятельными
частями речи, их
грамматическими,
морфологическими,
синтаксическими
признаками.
Ознакомить с
самостоятельными
частями речи, их
грамматическими,
морфологическими,
синтаксическими
признаками.
Ознакомить с
самостоятельными
частями речи, их
грамматическими,
морфологическими,
синтаксическими
признаками.
Ознакомить с
самостоятельными
частями речи, их
грамматическими,
морфологическими,
синтаксическими
признаками.
Проверить знания
учащихся.

Коррекция
механической
памяти.

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Коррекция
образного
мышления.

Коррекция
механической
памяти.

Коррекция
механической
памяти.

Коррекция
механической
памяти.

Развитие связной
речи

Занимательная грамматика.

1

коррекции
знаний.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Коррекция
смысловой
памяти.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».