Русский язык 8 кл НОВОЕ

VIII класс
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка
Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской
области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а
также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на
территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г.
№ 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Статус учебной программы: рабочая образовательная программа по русскому языку составлена на основе примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). Министерство образования и науки
Российской Федерации, Москва ФГОС ОВЗ «Просвещение» 2017г
Содержание программы по русскому языку составляют два раздела: «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи».
Коммуникативная направленность является основной отличительной чертой каждого из двух разделов.
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
Грамматика, правописание и развитие речи
Фонетика.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь,
е, ё, и, ю, я. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Разделительный ь. Ударение. Гласные
ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Морфология
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу.
Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных,
звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен
существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена
существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен
существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имен
существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного.
Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний
глаголов 2-го лица –шь, -шься. Глаголы на –ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение
глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с –ться, -тся. Повелительная форма глагола.
Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений.
Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий.
Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки
препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий,
повтора существительного, синонимической замены и др.).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при
обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами
и сложных предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ.

Развитие речи, работа с текстом
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к
данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный
стилистический анализ текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография,
анкета, доверенность, расписка и др. Письмо с элементами творческой деятельности
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений
обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния
и тенденций развития системы образования.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана
решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария
оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания
учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества
образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы
1)дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных
образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их
применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.
Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют
обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.
При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте
перечень планируемых результатов.
Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее
значение для оценки качества образования.

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и
предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования
гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании
применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав
экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителейлогопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных
результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных
представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной
и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет
фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Подобная оценка
необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину
динамикицелостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум. На основе требований, сформулированных в
Стандарте7, Организация разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся,
которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает:
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции
учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией;
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример представлен в таблице 1:
Таблица 1. Программа оценки личностных результатов

Критерий
Параметры оценки
Владение навыками коммуникации и принятыми сформированность навыков коммуникации
ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой взрослыми
формой поведения, его социальным рисунком), в
том числе с использованием информационных
технологий
сформированность навыков коммуникации
сверстниками

со

со

владение средствами коммуникации
адекватность применения ритуалов социального
взаимодействия

Индикаторы
способность инициировать и поддерживать
коммуникацию с взрослыми
способность применять адекватные способы
поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
способность инициировать и поддерживать
коммуникацию со сверстниками
способность применять адекватные способы
поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
способность использовать разнообразные средства
коммуникации согласно ситуации
способность правильно применить ритуалы
социального взаимодействия согласно ситуации

3) систему бальной оценки результатов;
4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты
всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса);
5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.
6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы
некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под
руководством учителя.
Во время обучения в первом подготовительном (I1-м) и I-м классах, а также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и
стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в
освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности,
одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной
долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться
на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию
знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями
оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.

Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» /
«неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их
предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность
выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной
инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их
как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления
их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы
учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:
первое ― предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ
социальной жизни;
второе ― направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Организация самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру проведения итоговой аттестации.
Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет».
Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития
обучающегося («было» ― «стало») или в сложных случаях сохранении его психоэмоционального статуса.
Оценка результатов деятельности общеобразовательной организации осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических
кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП с учётом:
результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);
условий реализации АООП ОО;
особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных организаций и педагогов, и в частности
отслеживание динамики образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) данной образовательной
организации.

Содержательный раздел.
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа
формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным предметным результатам
освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием
образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной
деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и вне учебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и
обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной,
коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами
профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на
организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи
с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При
этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать те
учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и
позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать,
например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется
оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными
действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их
формирования на протяжении всего времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) Организация самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.

Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и
достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно
и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезнуюсоциальную деятельность; бережно относиться к
культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами
и процессами.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За I четверть проведено 32 уроков.
За II четверть проведено 32 уроков.
За III четверть проведено 40 уроков.
За IV четверть проведено 32 уроков.
За год проведено 136 уроков.
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 КЛАСС
№ К. Р.
I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

ТЕМА
КОНТРОЛЬНОЙ
Предложение

РАБОТЫ

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ
сентябрь

Состав слова

октябрь

Части речи. Имя существительное

ноябрь

Части речи. Имя прилагательное

декабрь

Местоимение

февраль

Глагол

март

Наречие

апрель

Предложение

май

Дата

Раздел, тема

Календарно-тематическое планирование по предмету
«Русский язык»
Количество Тип урока
Цель
Планируемые результаты
часов
освоения к разделу
Минимальный
Допустимый

Предложение

1

Урок
формирован
ия и
закрепления
знаний и
умений.

Ознакомить с простыми
и сложными
предложениями, учить
распознавать их..

Писать под
диктовку текст
с изученными
орфограммами
(70-80слов).

Простые и сложные
предложения

1

Урок
формирован
ия и
закрепления
знаний и
умений.

Ознакомить с простыми
и сложными
предложениями, учить
распознавать их..

Писать под
диктовку текст
с изученными
орфограммами
(70-80слов).

Составление сложных
предложений

1

Урок
формирован
ия и
закрепления
знаний и
умений.

Ознакомить с простыми
и сложными
предложениями, учить
распознавать их,
правильно ставить знаки
препинания.

Выделение однородных
членов из предложения

1

Комбиниров
анный урок.

Совершенствовать
умение распознавать
однородные члены
предложения, ставить
знаки препинания.

Писать
изложение и
сочинение по
данному плану
с
предварительн
о й отработкой
лексического
материала (до
80 слов).
Определять
части речи,
используя
сложные
предложения
для
доказательства
.

Коррекционная
направленность

I четверть
Писать под
диктовку текст
с изученными
орфограммами
с
предварительн
ы м разбором.
Писать под
диктовку текст
с изученными
орфограммами
с
предварительн
ы м разбором.
Принимать
участие в
составлении
плана и отборе
речевого
материала для
создания
текста.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематическог
о
слуха.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематическог
о
слуха.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематическог
о
слуха.

Составлять
предложения,
опираясь на
картинку,
собственный
опыт.

Коррекция
переключения
внимания.

Использование однородных
членов в предложении

1

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений.

Совершенствовать
умение составлять
предложения по схемам.

Знаки препинания при
обращении

1

Ознакомить со знаками
препинания при
обращении.

Развитие
связной речи.

Использование обращений в
предложениях

1

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
развития
речи.

Коррекция
образного
мышления.

Предложение. Закрепление
знаний

1

Развивать умения
составлять предложения
с обращениями в
соответствии с речевой
ситуацией, читать с
правильной интонацией.
Закрепить полученные
знания.

Проверочная работа.
Предложение

1

Проверить знания
учащихся.

Коррекция
словесно
логического
мышления.

Работа над ошибками

1

Провести работу над
ошибками,
полученными в
диктанте.

Формирование
приемов
самоконтроля.

Систематизировать
знания о частях слова

Коррекция
абстрактнологического
мышления.

Состав слова
Корень. Однокоренные слова

1

Урок
обобщения
и
систематиза
ц ии знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Комбиниров
анный урок.

Подбирать
однокоренные
слова,
используя
данные
приставки и
суффиксы.

Решать
орфографическ
и е задачи с
помощью
учителя.

Развитие
связной речи.

Коррекция
смысловой
памяти.

Приставка, суффикс,
окончание

1

Разбор слов по составу

1

Проверка орфограмм в корне

1

Орфограммы в корне и их
проверка

1

Правописание приставок

1

Орфограммы в корне и
приставке

1

Составление плана текста

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений.

Знать понятия «Корень»
«Окончание»
«Приставка»
«Суффикс»

Тренировка
смыслового
запоминания.

Формировать умение
разбора слов по составу.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Находить орфограмму в
корне.

Тренировка
смыслового
запоминания.

Находить орфограмму в
корне.

Тренировка
смыслового
запоминания.

Познакомить со
смысловыми значениями
приставок и их ролью в
тексте; учить правильно
выделять приставки,
определять их значение.
Находить орфограмму в
неизменяемых
приставках.

Коррекция
образного
мышления.

Формировать умение
составления плана
текста.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Тренировка
смыслового
запоминания.

Сложные слова с
соединительными гласными о,
е

1

Сложные слова без
соединительной гласной

1

Сложные слова с
соединительной гласной и без
неё

1

Состав слова. Закрепление
знаний

1

Составление рассказа с
помощью родственных слов
«Ночевка в лесу».

1

Состав слова. Закрепления
знаний

1

Проверочная работа

1

Работа над ошибками

1

Части речи

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
сообщения
новых знаний.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
развития
речи.

Повторить слова,
образованные
сложением основ.

Развитие
связной речи.

Повторить слова,
образованные
сложением основ.
Повторить слова,
образованные
сложением основ.

Коррекция
переключения
внимания.
Развитие
связной речи.

Закрепить полученные
знания.

Коррекция
смысловой
памяти.

Вырабатывать умения
грамотного письма.

Урок
обобщения
и
систематиза
ции знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Закрепить полученные
знания.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематическог
о
слуха.
Коррекция
смысловой
памяти.

Проверить знания
учащихся.

Коррекция
механической
памяти.

Провести работу над
ошибками,
полученными в
диктанте.

Коррекция
переключения
внимания.

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формирован
ия и
закрепления
знаний и
умений.

Знать понятия частей
речи

Части речи. Различение
частей речи

1

Имя существительное

1

Значение существительных в
речи

1

Урок
формирован
ия и
закрепления
знаний и
умений.

Обобщить знания об
имени существительном,
учить узнавать имена
сущ. среди других
частей речи.

Существительные, близкие по
значению

1

Урок
формирован
ия и
закрепления
знаний и
умений.

Обобщить знания об
имени существительном,
учить узнавать имена
сущ. среди других
частей речи.

Род, число и падеж
существительных

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
развития
речи.

Продолжение сказки по
данному началу и опорным
словам.

1

Обобщить знания об
имени существительном,
учить узнавать имена
сущ. среди других
частей речи.

Тренировка
смыслового
запоминания.

Писать под
диктовку текст
с изученными
орфограммами
(70-80слов).

Писать под
диктовку текст
с изученными
орфограммами
с
предварительн
ы м разбором.

Знать понятия род,
число и падеж
существительных

Вырабатывать умения
грамотного письма.

Определять
части речи,
используя
сложные
предложения
для
доказательства.

Составлять
предложения,
опираясь на
картинку,
собственный
опыт.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематическог
о
слуха.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематическог
о
слуха.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематическог
о
слуха.
Тренировка
смыслового
запоминания.

Развитие
связной речи.

Определение склонения
существительных

1

Комбиниров
анный урок.

Сочинение по личным
наблюдениям «Ранняя осень»

1

Ударные и безударные
окончания существительных

1

Урок
развития
речи.
Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений

Ознакомить с
основными типами
склонения имен сущ.

Подбирать
однокоренные
слова,
используя
данные
приставки и
суффиксы.

Решать
орфографическ
и е задачи с
помощью
учителя.

Коррекция
образного
мышления.

II четверть
Учить составлять
собственный связный
текст-описание.
Развивать умение
обосновывать написание
ударных и безударных
окончаний
существительных

Правописание падежных
окончаний существительных
1-ого склонения

1

Комбиниров
а нный
урок.

Ознакомить с
правописанием
падежных окончаний
существительных 1-ого
склонения.

Правописание падежных
окончаний существительных
2-ого склонения

1

Комбиниров
а нный
урок.

Ознакомить с
правописанием
падежных окончаний
существительных 2-ого
склонения.

Правописание падежных
окончаний существительных
3-его склонения

1

Комбиниров
а нный
урок.

Ознакомить с
правописанием
падежных окончаний
существительных 3-ого
склонения.

Находить и
решать
орфографическ
и е задачи
(самостоятельн
оис
помощью).
Подбирать
однокоренные
слова,
используя
данные
приставки и
суффиксы.
Подбирать
однокоренные
слова,
используя
данные
приставки и
суффиксы.
Подбирать
однокоренные
слова,
используя
данные
приставки и
суффиксы.

Коррекция
образного
мышления.
Коррекция
словесно
логического
мышления.

Решать
орфографическ
и е задачи с
помощью
учителя.

Коррекция
образного
мышления.

Решать
орфографическ
и е задачи с
помощью
учителя.

Коррекция
образного
мышления.

Решать
орфографическ
и е задачи с
помощью
учителя.

Коррекция
образного
мышления.

Правописание падежных
окончаний существительных в
единственном числе

Изменение по падежам
существительных во
множественном числе

Постановка падежных
вопросов к существительным
во множественном числе

1

1

1

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений

Развивать умение
обосновывать написание
падежных окончаний
имен сущ. в ед.ч

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений

Развивать умение
обосновывать написание
падежных окончаний
имен сущ. в мн.ч

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений

Развивать умение
обосновывать написание
падежных окончаний
имен сущ. в мн.ч

Падежные окончания
существительных во
множественном числе

1

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений

Развивать умение
обосновывать написание
падежных окончаний
имен сущ. в мн.ч

Ударные и безударные
падежные окончания
существительных во
множественном числе

1

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений

Развивать умение
обосновывать написание
ударных и безударных
окончаний
существительных во
множественном числе

Находить и
решать
орфографическ
и е задачи
(самостоятельн
оис
помощью).
Находить и
решать
орфографическ
и е задачи
(самостоятельн
оис
помощью).
Находить и
решать
орфографическ
и е задачи
(самостоятельн
оис
помощью).
Находить и
решать
орфографическ
и е задачи
(самостоятельн
оис
помощью).
Находить и
решать
орфографическ
и е задачи
(самостоятельн
оис
помощью).

Коррекция
словесно
логического
мышления.

Коррекция
словесно
логического
мышления.

Коррекция
словесно
логического
мышления.

Коррекция
образного
мышления.

Коррекция
словесно
логического
мышления.

Правописание падежных
окончаний существительных
во множественном числе

Окончание родительного
падежа существительных во
множественном числе

1

1

Склонение существительных.
Закрепление знаний

1

Существительное.
Закрепление знаний

1

Проверочная работа

1

Работа над ошибками Имя
прилагательное

1

Имя прилагательное.
Значение прилагательных в
речи

1

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений

Развивать умение
обосновывать написание
падежных окончаний
имен сущ. в ед.ч

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений

Развивать умение
обосновывать написание
окончаний родительного
падежа существительных
во множественном числе

Урок
обобщения
и
систематиза
ции знаний.
Урок
обобщения
и
систематиза
ции знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений.

Находить и
решать
орфографическ
и е задачи
(самостоятельн
оис
помощью).
Находить и
решать
орфографическ
и е задачи
(самостоятельн
оис
помощью).

Коррекция
словесно
логического
мышления.

Коррекция
словесно
логического
мышления.

Закрепить полученные
знания.

Коррекция
смысловой
памяти.

Закрепить полученные
знания.

Коррекция
смысловой
памяти.

Проверить знания
учащихся.

Коррекция
механической
памяти.

Провести работу над
ошибками,
полученными в
диктанте.

Коррекция
переключения
внимания.

Обобщить знания об
имени прилагательном,
учить узнавать имена
прил. среди других
частей речи.

Тренировка
смыслового
запоминания.

Прилагательные, близкие по
значению

1

Словосочетания с
прилагательными

1

Род и число прилагательных

1

Сочинение по картине Н.
Рериха «Поход князя Игоря».

1

Изменение окончаний
прилагательных по вопросам

1

Постановка вопросов к
прилагательным

1

Правописание падежных
окончаний прилагательных в
единственном числе

1

Урок
Совершенствовать умение
формирован находить прилагательные,
ияи
близкие по значению
закрепления
знаний и
умений.
Комбиниров
Совершенствовать
а нный
умение находить имена
урок.
прил. в тексте, выделять
из него словосочетания
сущ. +прил., определять
их род, число, падеж по
сущ.
Урок
Знать понятия род,
формировани
число прилагательных
яи
закрепления
знаний и
умений.
Формировать умение
Урок
строить сочинениеразвития
описание по картине.
речи.
Урок
Совершенствовать умение
формирован изменять окончания
ияи
прилагательных по
закрепления
вопросам
знаний и
умений
Урок
Развивать умение
формирован задавать вопросы к
прилагательным
ияи
закрепления
знаний и
умений
Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений.

Совершенствовать
умение склонять имена
прил., правильно писать
падежные окончания
имен прил. в ед.ч.

Тренировка
смыслового
запоминания.

Формирование
способности
оперировать
смыслом.

Тренировка
смыслового
запоминания.

Находить и
решать
орфографическ
и е задачи
(самостоятельн
оис
помощью).

Коррекция
механической
памяти.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематическог
о слуха
Коррекция
словесно
логического
мышления.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Подбор примеров для
подкрепления основной
мысли текста

1

Урок
развития
речи.

Выделение словосочетаний с
прилагательными во
множественном числе

1

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений

Изменения прилагательных во
множественном числе по
падежам

Постановка вопросов
прилагательным во
множественном числе

1

1

Развивать умение
находить примеры для
подкрепления основной
мысли текста
Развивать умение
выделять
словосочетания с
прилагательными во
множественном числе

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений

Развивать умение
изменять прилагательные
во множественном числе
по падежам

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений

Развивать умение
задавать вопросы к
прилагательным

Правописание падежных
окончаний прилагательных во
множественном числе

1

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений

Совершенствовать
умение склонять имена
прил., правильно писать
падежные окончания
имен прил. во мн.ч

Правописание падежных
окончаний прилагательных во
множественном числе

1

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений

Совершенствовать
умение склонять имена
прил., правильно писать
падежные окончания
имен прил. во мн.ч

Находить и
решать
орфографическ
и е задачи
(самостоятельн
оис
помощью).
Находить и
решать
орфографическ
и е задачи
(самостоятельн
оис
помощью).
Находить и
решать
орфографическ
и е задачи
(самостоятельн
оис
помощью).

Коррекция
абстрактно
логического
мышления.
Коррекция
словесно
логического
мышления.

Коррекция
словесно
логического
мышления.

Коррекция
словесно
логического
мышления.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематическог
о
слуха
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематическог
о
слуха

Склонение прилагательных.
Закрепление знаний

1

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений

Совершенствовать
умение склонять имена
прил., правильно писать
падежные окончания
имен прил. во мн.ч

Имя прилагательное.
Закрепление знаний

1

Закрепить полученные
знания.

Проверочная работа

1

Работа над ошибками
Местоимение

1

Урок
обобщения
и
систематиза
ции знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Местоимение
Значение местоимений в речи

1

Различение местоимений по
лицам и числам

1

Наблюдение за склонением
местоимения 1-ого лица
единственного числа

1

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений.
Комбиниров
а нный
урок.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематическог
о
слуха
Коррекция
смысловой
памяти.

Проверить знания
учащихся.

Коррекция
механической
памяти.

Провести работу над
ошибками,
полученными в
диктанте.

Коррекция
переключения
внимания.

Ознакомить с личными
местоимениями.

Формирование
приемов
самоконтроля.

Совершенствовать
умение определять лицо
и число местоимений.
Ознакомить со
склонением личных
местоимений, обучать
правильному
употреблению их в речи.

Коррекция
смысловой
памяти.
Коррекция
образного
мышления.

III четверть

Склонение местоимения 1-ого
лица единственного числа

1

Наблюдение за склонением
местоимения 1-ого лица
множественного числа

1

Склонение местоимения 1-ого
лица множественного числа

1

Склонение местоимений 1-ого
лица единственного и
множественного числа

1

Наблюдение за склонением
местоимения 2-ого лица
единственного числа

1

Склонение местоимения 2-ого
лица единственного числа

1

Наблюдение за склонением
местоимения 2-ого лица
множественного числа

1

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений
Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений
Урок
сообщения
новых
знаний.

Совершенствовать
умение склонять
местоимения 1-ого лица
единственного числа.

Коррекция
переключения
внимания.

Ознакомить со
склонением личных
местоимений, обучать
правильному
употреблению их в речи.
Совершенствовать
умение склонять
местоимения 1-ого лица
множественного числа.

Коррекция
образного
мышления.

Совершенствовать
умение склонять
местоимения 1-ого лица
единственного и
множественного числа.

Коррекция
переключения
внимания.

Ознакомить со
склонением личных
местоимений, обучать
правильному
употреблению их в речи.
Совершенствовать
умение склонять
местоимения 2-ого лица
единственного числа.

Коррекция
абстрактно
логического
мышления.

Ознакомить со
склонением личных
местоимений, обучать
правильному
употреблению их в речи.

Коррекция
абстрактно
логического
мышления.

Коррекция
переключения
внимания.

Коррекция
переключения
внимания.

Склонения местоимения 2-ого
лица множественного числа

1

Склонение местоимений 2-ого
лица единственного и
множественного числа

1

Деловое письмо. Написание
заявления.

1

Наблюдение за склонением
местоимений 3-его лица
единственного числа

1

Склонение местоимений 3-его
лица единственного числа

1

Наблюдение за склонением
местоимения 3-его лица
множественного числа

1

Склонение местоимения 3-его
лица множественного числа

1

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений
Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений
Урок
развития
речи.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений

Совершенствовать
умение склонять
местоимения 2-ого лица
множественного числа.

Коррекция
переключения
внимания.

Совершенствовать
умение склонять
местоимения 2-ого лица
единственного и
множественного числа.

Коррекция
переключения
внимания.

Учить оформлению
деловых бумаг.

Коррекция
переключения
внимания.
Тренировка
смыслового
запоминания.

Ознакомить со
склонением личных
местоимений, обучать
правильному
употреблению их в речи.
Совершенствовать
умение склонять
местоимения 3-ого лица
единственного числа.
Ознакомить со
склонением личных
местоимений, обучать
правильному
употреблению их в речи.
Совершенствовать
умение склонять
местоимения 2-ого лица
множественного числа.

Коррекция
переключения
внимания.

Тренировка
смыслового
запоминания.
Коррекция
переключения
внимания.

Склонение местоимений 3-его
лица единственного и
множественного числа

1

Местоимение. Закрепление
знаний

1

Местоимение. Закрепление
знаний

1

Проверочная работа

1

Работа над ошибками
Глагол

1

Значение глагола в речи

1

Глаголы, близкие по значению

1

Частица не с глаголами

1

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений
Урок
обобщения
и
систематиза
ции знаний.
Урок
обобщения
и
систематиза
ции знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Комбиниров
а нный
урок.

Совершенствовать
умение склонять
местоимения 2-ого лица
единственного и
множественного числа.

Коррекция
переключения
внимания.

Закрепить полученные
знания.

Коррекция
смысловой
памяти.

Закрепить полученные
знания.

Коррекция
смысловой
памяти.

Проверить знания
учащихся.

Коррекция
механической
памяти.

Провести работу над
ошибками,
полученными в
диктанте.

Коррекция
переключения
внимания.

Совершенствовать
умение находить в
тексте глаголы,
правильно употреблять
их в речи.
Комбиниров Совершенствовать умение
а нный
находить в тексте глаголы
урок.
близкие по значению

Формирование
приемов
самоконтроля.

Комбиниров
а нный
урок.

Коррекция
переключения
внимания.

Применять
орфографическое
правило на письме.

Формирование
приемов
самоконтроля.

Неопределённая форма
глагола

1

Комбиниров
а нный
урок.

Ознакомить с глаголами
неопределенной формы,
учить находить основу
неопределенной формы
глагола.
Совершенствовать
умение определять
число и время глагола.

Изменения глаголов по
временам и числам

1

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений.

Знакомство с глаголами 1-ого
лица

1

Постановка вопросов
глаголом 1-ого лица

1

Употребление глаголов в 1-ом
лице единственного и
множественного числа

1

Комбиниров Ознакомить с глаголами
а нный
1-ого лица
урок.
Комбиниров
Совершенствовать
а нный
умение определять лицо
урок.
глагола.
Комбиниров
Совершенствовать
а нный
умение определять лицо
урок.
глагола.

Знакомство с глаголами 2-ого
лица

1

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений.

Постановка вопросов к
глаголу 2-ого лица

1

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений.

Совершенствовать
умение писать личные
окончания глаголов.

Совершенствовать умение
задавать вопрос к
глаголам 2-ого лица
.

Коррекция
смысловой
памяти.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематическог
о
слуха.
Коррекция
смысловой
памяти.
Развитие
связной речи.
Развитие
связной речи.
Писать
изложение и
сочинение по
данному плану
с
предварительн
о й отработкой
лексического
материала (до
80 слов).

Принимать
участие в
составлении
плана и отборе
речевого
материала для
создания
текста.

Коррекция
механической
памяти.

Коррекция
механической
памяти.

Правописание глаголов 2-ого
лица единственного числа

1

Употребление глаголов во 2ом лице единственного и
множественного числа

1

Знакомства с глаголами 3-его
лица

1

Постановка вопросов к
глаголам 3-его лица

1

Употребление глаголов в 3-ем
лице единственного и
множественного числа

1

Правописание глаголов
которые заканчиваются на-тся
и -ться

1

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений.
Комбиниров
а нный
урок.

Совершенствовать
умение написание
глаголов 2-ого лица
единственного числа.

Коррекция
механической
памяти.

Коррекция
механической
памяти.

Совершенствовать умение
употребления глаголов во
2-ом лице единственного
и множественного числа
Совершенствовать
умение писать личные
окончания глаголов.

Коррекция
механической
памяти.

Совершенствовать умение
задавать вопрос к
глаголам 3-ого лица
.

Коррекция
механической
памяти.

Совершенствовать
умение написание
глаголов 3-ого лица
единственного и
множественного числа

Коррекция
механической
памяти.

Познакомить с
условиями наличия и
отсутствия Ь в глаголах.

Использовать в
устной речи
сложноподчин
е нные
предложения
при ответе на
вопросы.

Исправлять
текст.

Коррекция
переключения
внимания.

Различение глаголов по лицам
и числам

1

Глагол. Закрепление знаний

1

Проверочная работа

1

Работа над ошибками
Наречие как часть речи

1

IV четверть
Наречие-неизменяемая часть
речи

Значение наречий в речи

Урок
формирован
ияи
закрепления
знаний и
умений
Урок
обобщения
и
систематиза
ции знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Коррекция
переключения
внимания.

Совершенствовать умение
различать глаголы по
лицам и числам
.
Закрепить полученные
знания.

Коррекция
смысловой
памяти.

Проверить знания
учащихся.

Коррекция
механической
памяти.

Провести работу над
ошибками,
полученными в
диктанте.

Коррекция
переключения
внимания.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Дать общее понятие о
наречии как о
неизменяемой части
речи

Подбирать
однокоренные
слова.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Дать общее понятие о
значении наречий в речи

Подбирать
однокоренные
слова.

Решать
орфографическ
ие задачи,
опираясь на
схему (с
помощью
учителя).
Решать
орфографическ
ие задачи,
опираясь на
схему (с
помощью
учителя).

Коррекция
образного
мышления.

Коррекция
образного
мышления.

Образование наречий от
прилагательных

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Ознакомить видами
наречий,
совершенствовать
умение распознавать
наречия в тексте,
грамотно писать.
Совершенствовать умение
различать наречия,
противоположные и
близкие по значению

Наречия, противоположные и
близкие по значению

1

Наречия, отвечающие на
вопрос как?

1

Урок
формирован
ия и
закрепления
знаний и
умений
Урок
сообщения
новых
знаний.

Наречия, отвечающие на
вопрос где?

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Развивать умение
определять наречие
отвечающее на вопрос
где?

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематическог
о слуха.

Наречия, отвечающие на
вопрос когда?

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Развивать умение
определять наречие
отвечающее на вопрос
когда?

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематическог
о слуха.

Наречия, отвечающие на
вопрос куда? Откуда?

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Развивать умение
определять наречие
отвечающее на вопрос
куда? Откуда?

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематическог
о слуха.

.
Развивать умение
определять наречие
отвечающее на вопрос
как?

Следить за
единообразны
м написанием
орфограмм в
различных
частях слова.

Пользоваться
орфографическ
им словарем.

Коррекция
словеснологического
мышления.
Коррекция
переключения
внимания.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематическог
о слуха.

Постановка вопросов к
наречиям

1

Подбор наречий с опорой на
вопросы

1

Наречие. Закрепление знаний

1

Проверочная работа

1

Работа над ошибками
Предложение

1

Простое предложение с
однородными членами

1

Урок
формирован
ия и
закрепления
знаний и
умений
Урок
формирован
ия и
закрепления
знаний и
умений
Урок
обобщения
и
систематиза
ции знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Комбиниров
анный урок.

Совершенствовать умение
задавать вопросы к
наречиям

Коррекция
переключения
внимания.

Совершенствовать умение
подбирать наречия с
опорой на вопросы

Коррекция
переключения
внимания.

Закрепить полученные
знания.

Коррекция
смысловой
памяти.

Проверить знания
учащихся.

Коррекция
механической
памяти.

Провести работу над
ошибками,
полученными в
диктанте.

Коррекция
переключения
внимания.

Совершенствовать
умение распознавать
однородные члены
предложения, ставить
знаки препинания.

Определять
части речи,
используя
сложные
предложения
для
доказательства
.

Составлять
предложения,
опираясь на
картинку,
собственный
опыт.

Коррекция
переключения
внимания.

Комбиниров
анный урок.

Распространение
предложений однородными
членами

1

Сложное предложение без
союзов

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Сложные предложения с
союзами и, а, но

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Составление сложных
предложений с союзами и, но

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Сравнение простых и
сложных предложений

1

Распространение простых и
сложных предложений

1

Урок
формирован
ия и
закрепления
знаний и
умений
Урок
формирован
ия и
закрепления
знаний и
умений

Совершенствовать
умение распознавать
однородные члены
предложения, ставить
знаки препинания.

Ознакомить со
сложными
предложениями без
союзов, учить
распознавать их.
Ознакомить со
сложными
предложениями с
союзами, учить
распознавать их,
правильно ставить знаки
препинания.
Ознакомить со
сложными
предложениями с
союзами, учить
распознавать их,
правильно ставить знаки
препинания.
Совершенствовать умение
сравнивать простые и
сложные предложения

Совершенствовать умение
распространять простые и
сложные предложения

Определять
части речи,
используя
сложные
предложения
для
доказательства
.
Пользоваться
орфографическ
и м словарем.
Находить и
решать
орфографическ
и е задачи
(самостоятельн
оис
помощью).
Находить и
решать
орфографическ
и е задачи
(самостоятельн
оис
помощью).

Составлять
предложения,
опираясь на
картинку,
собственный
опыт.

Коррекция
переключения
внимания.

Коррекция
словесно
логического
мышления.
Коррекция
образного
мышления.

Коррекция
образного
мышления.

Коррекция
переключения
внимания.

Коррекция
переключения
внимания.

Предложение. Закрепление
знаний

1

Проверочная работа

1

Работа над ошибками
Повторение. Состав слова

1

Имя существительное

1

Имя прилагательное

1

Местоимение

1

Глагол

1

Наречие

1

Урок
обобщения
и
систематиза
ции знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
обобщения
и
систематиза
ции знаний.
Урок
обобщения
и
систематиза
ции знаний.
Урок
обобщения
и
систематиза
ции знаний.
Урок
обобщения
и
систематиза
ции знаний.
Урок
обобщения
и
систематиза
ции знаний.

Закрепить полученные
знания.

Коррекция
смысловой
памяти.

Проверить знания
учащихся.

Коррекция
механической
памяти.

Провести работу над
ошибками,
полученными в
диктанте.

Коррекция
переключения
внимания.

Закрепить полученные
знания.

Коррекция
механической
памяти.

Закрепить полученные
знания.

Коррекция
механической
памяти.

Закрепить полученные
знания.

Коррекция
механической
памяти.

Закрепить полученные
знания.

Коррекция
механической
памяти.

Закрепить полученные
знания.

Коррекция
механической
памяти.

Предложение

1

Занимательная грамматика.

1

Контрольная работа за IV
четверть

1

Работа над ошибками.

1

Урок
обобщения
и
систематиза
ции знаний.
Урок
обобщения
и
систематиза
ции знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Закрепить полученные
знания.

Коррекция
механической
памяти.
Коррекция
смысловой
памяти.

Проверить знания
учащихся.

Развитие
связной речи

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Коррекция
образного
мышления.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».