Чтение 5 класс

V класс
ЧТЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории
Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном
лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях,
находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ
18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Статус учебной программы: рабочая образовательная программа по чтению составлена на основе примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). Министерство образования и науки
Российской Федерации, Москва ФГОС ОВЗ «Просвещение» 2017г
Чтение и развитие речи (Литературное чтение)
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические
произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научнопопулярные рассказы и
очерки. Справочная литература: словари, книги, справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду,
друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.

Ориентировка в литературоведческих понятиях:
- литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.
- присказка, зачин, диалог, произведение.
- герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
- стихотворение, рифма, строка, строфа.
- средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
- элементы книги: переплет, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений.
Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.
Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и
их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников
внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений
обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки
состояния и тенденций развития системы образования.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП
призвана решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав
инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки
качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы
1)дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных
образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их
применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.
Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют
обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.
При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте
перечень планируемых результатов.

Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее
значение для оценки качества образования.
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и
предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования
гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании
применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав
экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителейлогопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки
личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей
(законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных
средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных
единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная
динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции
ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только
представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным
компетенциям.
Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум. На основе требований,
сформулированных в Стандарте7, Организация разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных
особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает:
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной)
компетенции учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией;
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример представлен в таблице 1:

Таблица 1. Программа оценки личностных результатов
Критерий
Параметры оценки
Владение навыками коммуникации и принятыми сформированность
ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой взрослыми
формой поведения, его социальным рисунком), в
том числе с использованием информационных
технологий
сформированность
сверстниками

навыков

коммуникации

со

навыков

коммуникации

со

Индикаторы
способность
инициировать
и
поддерживать
коммуникацию с взрослыми
способность применять адекватные способы
поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
способность
инициировать
и
поддерживать
коммуникацию со сверстниками
способность применять адекватные способы
поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью

владение средствами коммуникации
адекватность применения ритуалов социального
взаимодействия

способность использовать разнообразные средства
коммуникации согласно ситуации
способность
правильно
применить
ритуалы
социального взаимодействия согласно ситуации

3) систему бальной оценки результатов;
4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты
всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса);
5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.
6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы
некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под
руководством учителя.
Во время обучения в первом подготовительном (I1-м) и I-м классах, а также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и
стимулировать работу учеников, используя только качественнуюоценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в
освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной
деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с
определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться
на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию
знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями
оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» /
«неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их
предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные.
Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно;
выполнено по словесной инструкции; выполненос опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их
как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и
переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые
стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:
первое ― предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения),
математики и основ социальной жизни;
второе ― направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Организация самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру проведения итоговой аттестации.
Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет».
Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития
обучающегося («было» ― «стало») или в сложных случаях сохранении его психоэмоционального статуса.
Оценка результатов деятельности общеобразовательной организации осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических
кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП с учѐтом:
результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);
условий реализации АООП ОО;
особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных организаций и педагогов, и в частности
отслеживание динамики образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) данной образовательной
организации.

Содержательный раздел.
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа
формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностнымпредметным
результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение
содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность
учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности
педагога и обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной,
коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами
профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в
опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.

Критерии оценки результатов
Достаточный уровень:
«отлично» — плавное чтение целым словом с послоговым чтением трудных по структуре слов; наличие 1—2 ошибок, которые учащиеся могут исправить
самостоятельно; соблюдение пауз в конце предложения, а также пауз, обозначенных запятыми, тире и другими знаками препинания; использование интонации,
соответствующей знаку препинания в конце предложения; правильные ответы на все предложенные вопросы и задания (допускается незначительная помощь
учителя в форме наводящих вопросов). Самостоятельное определение собственного отношения к поступкам героев и причин поступков (с помощью учителя);
«хорошо» — плавное чтение целым словом с послоговым чтением трудных по структуре слов; наличие 3—5 ошибок, которые учащиеся могут исправить
самостоятельно или с незначительной помощью учителя; соблюдение знаков препинания в конце предложения; использование интонации, соответствующей
знаку препинания в конце предложения; правильные ответы на 2/3 предложенных вопросов и заданий к тексту (допускается незначительная помощь учителя в
виде наводящих вопросов). Определение с помощью учителя собственного отношения к поступкам героев и причин поступков;
«удовлетворительно» — плавное чтение целым словом с послоговым чтением трудных по структуре слов; наличие 7—9 ошибок, которые учащиеся могут
исправить с помощью учителя; соблюдение знаков препинания в конце предложения; правильные ответы на половину предложенных вопросов и заданий к
тексту (самостоятельно и с помощью учителя). Определение с помощью учителя собственного отношения к поступкам героев;
«неудовлетворительно» — послоговое чтение разных по структуре слов; наличие более 10 ошибок, около половины из которых учащиеся не исправляют даже с
помощью учителя; соблюдение знаков препинания в конце предложения; правильные ответы менее чем на половину предложенных вопросов и заданий к тексту
(самостоятельно и с помощью учителя).
Минимальный уровень:
«отлично» — послоговое чтение с возможным переходом к чтению целым словом несложных по структуре слов; наличие 2—3 ошибок, которые учащиеся могут
исправить с помощью учителя; соблюдение знаков препинания в конце предложения; правильные ответы на все или большинство вопросов, предложенных к
тексту (с помощью учителя). Элементарная оценка поступков героев;
«хорошо» — послоговое чтение с возможным переходом к чтению целым словом знакомых и несложных по структуре слов; наличие 4—6 ошибок, которые
учащиеся могут исправить с помощью учителя; соблюдение знаков препинания в конце предложения; правильные ответы на 2/3 вопросов, предложенных к
тексту (с помощью учителя). Элементарная оценка поступков героев;
«удовлетворительно» — послоговое чтение с возможным побуквенным прочтением отдельных слов; наличие 7—9 ошибок, которые учащиеся могут исправить
с помощью учителя; соблюдение знаков препинания в конце предложения; правильные ответы с помощью учителя менее чем на 2/3 вопросов, предложенных к
тексту. Элементарная оценка поступков героев;
«неудовлетворительно» — преимущественно побуквенное чтение слов; наличие более 10 ошибок, около половины из которых учащиеся не исправляют даже с
помощью учителя; правильные ответы с помощью учителя менее чем на 2/3 вопросов, предложенных к тексту.

Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и
достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезнуюсоциальную деятельность; бережно
относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
За I четверть- 36 уроков.
За IIчетверть - 28 уроков.
За IIIчетверть- 40 урока.
За IV четверть -32 урока.
За год проведено 136 уроков.

Календарно-тематическое планирование по предмету
«Чтение»
Дата

Раздел, тема

Количество
часов

Тип урока

Цель

Планируемые результаты
освоения к разделу
Минимальный

Коррекционная
направленность

Достаточный

Iчетверть

Знакомство с учебником.
Чтение обращения к читателям
С. Михалкова.

1

Урок
сообщения
новых знаний
.

Прививать любовь к
литературе.

Правильное
чтение слов
текста по
слогам.

Соблюдение логических пауз в
стих. «Слово про слово»
Ю.Энтин.

1

Комбинирова
нный урок.

Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.

Ответы на
вопросы с
помощью
учителя.
.

Правильное и
плавное чтение
целым словом в
темпе,
приближенном к темпу
устной
разговорной
речи (сложные
по звукослоговой
структуре и
значению слова
учащиеся
прочитывают по
слогам).
Чтение с
соблюдением
знаков
препинания в
конце
предложения,
использование
интонации,
соответствующе
й знаку
препинания в
конце
предложения.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Развитие связной
речи.

Объяснительное чтение статьи
«Это интересно» об авторах.

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний

Прививать любовь к
литературе, узнавать
авторов на портретах

Определение
основной мысли
с помощью
учителя в том
случае,
когда она прямо
сформулирована
в тексте.

Самостоятельны
е ответы на
вопросы по
фактологическо
му
содержанию
текста.

Коррекция
образного
мышления.

Выразительное чтение
стихотворения «Замечательные
книжки», Л.Крутько

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.

Пересказ
несложного по
содержанию и
структуре текста
с опорой
на картинный
план и
наводящие
вопросы
учителя.

Определение
основной мысли
с помощью
учителя.

Развитие связной
речи.

Краткий пересказ рассказа
«Зачем книги нужны?»,
С.Вербова

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Расширять кругозор,
работать над развитием
речи, мышления.

Пересказ текста
по
предложенному
словеснологическому
плану.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Чтение стихотворения по
ролям «Две книжки»С.Ильин

1

Заучивание
наизусть
небольших по
объёму
стихотворений
или отрывков из них
(количество
заучиваемых
стихотворений
учитель определяет с учётом
индивидуальных
возможностей
учащегося).
Определение
темы
произведения
(под

Коллективное
словесное
иллюстрировани
е отдельных

Развитие
правильной речи,
фантазии,
воображения,

Комбинирова
нный урок.

Прививать интерес к
литературе.

Внеклассное чтение.
«Приключения Незнайки и его
друзей» Н.Носов

1

Комбинирова
нный урок.

Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.

Введение «Школьная страна»
Сознательное чтение
стихотворения «Первое
сентября» М. Бородицкая.

1

Комбинирова
нный урок.

Учить использовать слова
и обороты речи из текста.

Заучивание наизусть стих.
«Где ты ходишь, осень» Я.
Аким.

1

Комбинирова
нный урок.

Заучить стихотворение
наизусть.

Выразительное
чтение.
Словесное иллюстрирование

2

Урок
формировани
яи

Учить проникать в
глубину содержания
произведения.

руководством
учителя).

отрывков
текста с ясно
выраженной
фабулой с
помощью
наводящих
вопросов
учителя.

наблюдательности.

Элементарная
оценка
поступков
героев
произведений
(«хорошо—
плохо»).

Заучивание
наизусть 6—8
стихотворений.

Коррекция
переключения
внимания.

Выражение
своего
отношения к
поступкам
героев и
объяснение
его.
— понимание
эмоционального
состояния героя
произведения и
установление
причины его
переживаний.
Определение (с
помощью
учителя)
причины
поступков
героев и
элементарная
оценка их.
Понимание
эмоционального
состояния героя

Развитие
правильной речи,
фантазии,
воображения,
наблюдательности.

Развитие
правильной речи,
фантазии,
воображения,
наблюдательности.
Развитие связной
речи.

рассказа «В стране
невыученных уроков»,
Л.Гераскина.

закрепления
знаний и
умений.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.

Урок
сообщения
новых
знаний.
.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
развития
речи.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Учить объяснять поступки
героев.

Коррекция
образного
мышления.

Учить пересказывать по
плану, использовать слова
и обороты речи из текста.

Коррекция
словеснологического
мышления.

Расширять кругозор,
работать над развитием
речи, мышления.
Объяснять смысл
пословиц с
использованием примеров
из прочитанных
произведений.
Расширять кругозор,
работать над развитием
речи, мышления,
прививать интерес к
истории своей Родины.
Учить выделять главную
мысль русской заклички,
видеть заключенную
народную мудрость

Формирование
приемов
самоконтроля.

Учить проникать в
глубину содержания
произведения.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.

Выборочное чтение стих.
«Отличница», Е.Серова.

1

Сознательное чтение.
Пересказ текста по плану и
опорным словам «Сочинение»,
Л.Каминский.

2

Обобщающий урок по теме
«Школьная страна»

1

Введение «Круглый год.
Осень»
Выборочное чтение примет
осени.

1

Урок
развития
речи

Выразительное чтение
закличек.

1

Урок
развития
речи

Графическое иллюстрирование
текста «Лисичка», С.Козлов

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

произведения и
установление
причины его
переживаний.

Коррекция
смысловой
памяти.
Коррекция
образного
мышления.

Соблюдение логических пауз в
стих. «Осень»И. Бунин
Самостоятельное чтениетекста
«Сердитые голоса», Н.
Сладков
Разбор содержания по
вопросам.
Описание примет осени по
плану в рассказе «Четыре
художника» Г. Скребицкий.

1

Комбинирова
нный урок

Показать яркость языка
поэзии, прививать интерес
к литературе.

Коррекция
переключения
внимания.

2

Комбинирова
нный урок.

Развитие связной
речи.

Заучивание наизусть стих.
«Ласточки пропали» А. Фет.

1

Комбинирова
нный урок.

Делить текст на части,
озаглавливать части
текста, составлять план в
форме повествовательных
и вопросительных
предложений
Заучить стихотворение
наизусть.

Деление текста на части
«Швейня» Н. Сладков.

1

Выразительное чтение стих.
«Уж небо осенью дышало»
А.Пушкин

1

Урок
развития
речи.
Комбинирова
нный урок.

Внеклассное чтение
«Листопадничек», И.СоколовМикитов

1

Комбинирова
нный урок.

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний

Прививать любовь к
литературе, узнавать
авторов на портретах

Коррекция
образного
мышления.

Выразительное
чтение сказки «Береза и три
сокола».

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Продолжать знакомить с
русскими народными
сказками, учить различать
добро и зло

Коррекция
образного
мышления.

Подробный пересказ сказки
«Каша из топора».

1

Комбинирова
нный урок.

Учить выделять главную
мысль русской народной
сказки, видеть
заключенную народную

Коррекция
образного
мышления.

Введение «Истоки мудрости».
Объяснительное чтение статьи
«Это интересно» об авторах.

Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи
Познакомить с
творчеством
А.С.Пушкина.
Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.
Прививать интерес к
литературе.

Развитие речи,
фантазии,
воображения.
Развитие связной
речи.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Развитие связной
речи.

мудрость
Краткий пересказ сказки
«Лисица и тетерев».

1

Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Учить пересказывать по
плану, использовать слова
и обороты речи из текста.

Выразительное
чтение басни «Ворона и
Лисица» И. Крылов.

1

Выделение главной мысли
рассказа «Два плуга»,К.
Ушинский
Самостоятельное чтениетекста
«Ворон и сорока», К.
Ушинский
Словесное иллюстрирование
текста «Муравей и голубка»,
Л.Толстой

1

Комбинирова
нный урок.

Делить текст на части,
озаглавливать части
текста, составлять план в
форме повествовательных
и вопросительных
предложений

Коррекция
образного
мышления.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.

Обобщающий урок по теме
«Истоки мудрости»

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Введение «Наша Родина»
Самостоятельное чтениестих.
«Родная земля», Г.
Ладонщиков

1

Урок
развития
речи.

Учить проникать в
глубину содержания
произведения.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Расширять кругозор,
работать над развитием
речи,
мышления.Объяснять
смысл пословиц с
использованием примеров
из прочитанных
произведений.
Учить пересказывать по
плану, использовать слова
и обороты речи из текста.

Соблюдение логических пауз в
стих. «Родина», Ф.Савинов

1

Комбинирова
нный урок.

Показать яркость языка
поэзии, прививать интерес
к литературе.

Коррекция
механической
памяти.

Знакомить с жизнью и
творчеством
И.А.Крылова, прививать
интерес к литературе

Коррекция
словеснологического
мышления.
Коррекция
смысловой
памяти.

Формирование
приемов
самоконтроля.

Развитие связной
речи.

Чтение по ролям рассказа
«Русь»,С.Романовский

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить оценивать
поступки людей.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Дата

Раздел, тема

Количество
часов

Тип урока

Цель

Планируемые результаты
освоения к разделу
Минимальный

Коррекционная
направленность

Достаточный

II четверть

Пересказ с опорой на
иллюстрацию рассказа «Моя
Родина»,М.Пришвин

1

Урок
развития
речи.

Учить проникать в
глубину содержания
произведения.

Правильное
чтение слов
текста по
слогам.

Деление частей сказки по
данному плану.
Озаглавливание частей сказки
«Никита Кожемяка»

2

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить оценивать
поступки людей.

Ответы на
вопросы с
помощью
учителя.
.

Правильное и
плавное чтение
целым словом в
темпе,
приближенном к темпу
устной
разговорной
речи (сложные
по звукослоговой
структуре и
значению слова
учащиеся
прочитывают по
слогам).
Чтение с
соблюдением
знаков
препинания в
конце
предложения,
использование
интонации,
соответствующе
й знаку
препинания в
конце
предложения.

Развитие
правильной речи,
фантазии,
воображения,
наблюдательности.

Коррекция
переключения
внимания.

Внеклассное чтение. Русские
народные сказки.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Прививать интерес к
литературе.
Учить читать
самостоятельно.

Определение
основной мысли
с помощью
учителя в том
случае,
когда она прямо
сформулирована
в тексте.

Самостоятельны
е ответы на
вопросы по
фактологическо
му
содержанию
текста.

Развитие связной
речи.

Введение «Люби все живое».
Выразительное
чтение стих. «Кто любит
собак», Р.Сеф.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.

Пересказ
несложного по
содержанию и
структуре текста
с опорой
на картинный
план и
наводящие
вопросы
учителя.

Определение
основной мысли
с помощью
учителя.

Коррекция
образного
мышления.

Выразительное
чтение по ролям.
Разбор содержания по
вопросам текста
«Охота на уток» М.Мразкова

2

Урок
сообщения
новых
знаний.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.

Пересказ текста
по
предложенному
словеснологическому
плану.

Коррекция
словеснологического
мышления.

Составление характеристики
главного героя
в стих. «Дедушка дерево»
Э.Мошковская

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.
Учить оценивать
поступки людей.

Заучивание
наизусть
небольших по
объёму
стихотворений
или отрывков из них
(количество
заучиваемых
стихотворений
учитель определяет с учётом
индивидуальных
возможностей
учащегося).
Определение
темы
произведения
(под
руководством
учителя).

Коллективное
словесное
иллюстрировани
е отдельных
отрывков
текста с ясно

Формирование
приемов
самоконтроля.

выраженной
фабулой с
помощью
наводящих
вопросов
учителя.
Деление текста на части по
плану «Обидчивый ёж»
В.Боков

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.

Сознательное чтение стих.
«Уехали»А.Барто

1

Комбинирова
нный урок.

Расширить представление
о басне, учить находить
скрытый смысл,
заключенный в басне.
.

Словесное иллюстрирование.
Выделение главной мысли
рассказа «Кот ворюга»
К. Паустовский.

2

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний.

Учить проникать в
глубину содержания
произведения.
Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить выявлять
отношение к поступкам
действующих лиц.

Самостоятельное чтение стих.
«Кот у ворот» В.Берестов.

Элементарная
оценка
поступков
героев
произведений
(«хорошо—
плохо»).

Заучивание
наизусть 6—8
стихотворений.

Коррекция
смысловой
памяти.

Выражение
своего
отношения к
поступкам
героев и
объяснение
его.
— понимание
эмоционального
состояния героя
произведения и
установление
причины его
переживаний.
Определение (с
помощью
учителя)
причины
поступков
героев и
элементарная
оценка их.

Коррекция
образного
мышления.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.

Введение «Круглый год. Зима»
Выразительное
чтение«Народная песня»

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Учить проникать в
глубину содержания
произведения, отличать
добро и зло

Понимание
эмоционального
состояния героя
произведения и
установление
причины его
переживаний.

Коррекция
механической
памяти.

Выборочный пересказ «Как я
написал первое
стихотворение» Я.Аким

1

Комбинирова
нный урок.

Показать яркость языка
поэзии, прививать интерес
к литературе.

Сознательное
чтениестих.«Первый снег»
Я.Аким.

1

Комбинирова
нный урок.

Учить делать выводы.

Разбор содержания по
вопросам.
Составление словесного
портрета героя в рассказе «Всё
вам крышка» Э.Шим.

2

Урок
сообщения
новых
знаний.

Заучивание наизусть стих.
«Вот север, тучи нагоняя»
А.Пушкин
Самостоятельное чтение
«Белые стихи» С.Михалков
Внеклассное чтение.
«Профессор кислых щей» В.
Дргунский

1

Комбинирова
нный урок.

Составлять план в форме
повествовательных и
вопросительных
предложений,
пересказывать по плану.
Учить делать выводы
Заучить стихотворение
наизусть.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Прививать интерес к
литературе.
Учить читать
самостоятельно.

Развитие связной
речи.

Выборочное чтение.
Пересказ текста по плану
«Терентий Тетерев» В.Бианки

2

Урок
развития
речи.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.

Коррекция
переключения
внимания.

Самостоятельное чтение стих.
«Гололедица» В.Берестов

1

Комбинирова
нный урок.

Показать яркость языка
поэзии, прививать интерес

Коррекция
аналитических и

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
механической
памяти.

Развитие связной
речи

к литературе.
Сознательное чтение.
Озаглавливание частей
рассказа «Чук и Гек» А.Гайдар

2

Урок
развития
речи.

Обобщающий урок по теме
«Зима».
Выборочное чтение «Зимние
сказки».

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Введение «В кругу семьи»
Выразительное чтение
высказывания В.
Сухомлинского о семье.
Чтение по ролямстих. «Три
мамы»,Е.Серова

1

Урок
развития
речи.

1

Урок
развития
речи.

Разбор содержания по
вопросам текста «Все добрые
люди – одна семья» В.
Сухомлинский

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Составлять план в форме
повествовательных и
вопросительных
предложений,
пересказывать по плану.
Учить делать выводы

1

Комбинирова
нный урок.

Соблюдать нормы
литературного
произношения.

синтетических
процессов
мышления.
Развитие связной
речи

Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Делить текст на части,
озаглавливать части
текста, составлять план в
форме повествовательных
и вопросительных
предложений.
Расширять кругозор,
работать над развитием
речи, мышления.
Объяснять смысл
пословиц с
использованием примеров
из прочитанных
произведений.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить делать выводы.
Соблюдать нормы
литературного
произношения.

Формирование
приемов
самоконтроля.

Коррекция
переключения
внимания.
Развитие связной
речи.
Коррекция
механической
памяти.

III четверть
Выразительное чтение стих.
Моя родня» Я.Аким

Правильное
чтение слов
текста по
слогам.

Правильное и
плавное чтение
целым словом в
темпе,
приближен-

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического

ном к темпу
устной
разговорной
речи (сложные
по звукослоговой
структуре и
значению слова
учащиеся
прочитывают по
слогам).
Чтение с
соблюдением
знаков
препинания в
конце
предложения,
использование
интонации,
соответствующе
й знаку
препинания в
конце
предложения.

слуха.

Пересказ сказки по ролям «Три
дочери»

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Учить пересказывать по
плану, использовать слова
и обороты речи из текста.

Ответы на
вопросы с
помощью
учителя.
.

Развитие
правильной речи,
фантазии,
воображения,
наблюдательности.

Объяснительное чтение стих.
«Разлука» А. Барто

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Знакомить с жизнью и
творчеством С.А.Есенина,
прививать интерес к
литературе.
Соблюдать нормы
литературного
произношения.

Определение
основной мысли
с помощью
учителя в том
случае,
когда она прямо
сформулирована
в тексте.

Самостоятельны
е ответы на
вопросы по
фактологическо
му
содержанию
текста.

Коррекция
переключения
внимания.

Выборочное чтение.
Составление характеристики
героя по опорным словам
«Волшебное слово» В. Осеева

2

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Выделять главную мысль
художественного
произведения

Пересказ
несложного по
содержанию и
структуре текста
с опорой
на картинный

Определение
основной мысли
с помощью
учителя.

Развитие связной
речи.

план и
наводящие
вопросы
учителя.
Самостоятельное чтение стих.
«Любили без особых причин»
В.Берестов

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.
Учить читать
самостоятельно.

Сознательное чтение.
Словесное иллюстрирование
рассказа «Сестра моя Ксения»
В.Драгунский.
Самостоятельное чтение стих.
«Капризы» Э.Мошковская

2

Урок
развития
речи.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Делить текст на части,
озаглавливать части
текста, составлять план в
форме повествовательных
и вопросительных
предложений.

Разбор содержания по
вопросам «Колыбельная
песня» А. Майков.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.

Заучивание
наизусть
небольших по
объёму
стихотворений
или отрывков из них
(количество
заучиваемых
стихотворений
учитель определяет с учётом
индивидуальных
возможностей
учащегося).
Определение
темы
произведения
(под
руководством
учителя).

Пересказ текста
по
предложенному
словеснологическому
плану.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Коллективное
словесное
иллюстрировани
е отдельных
отрывков
текста с ясно
выраженной
фабулой с
помощью
наводящих
вопросов
учителя.

Развитие связной
речи

Элементарная
оценка
поступков
героев
произведений
(«хорошо—
плохо»).

Заучивание
наизусть 6—8
стихотворений.

Коррекция
переключения
внимания.

Внеклассное чтение.
«Разноцветные колёса» В.
Сутеев

1

Комбинирова
нный урок.

Показать яркость языка
поэзии, прививать интерес
к литературе.

Выражение
своего
отношения к
поступкам
героев и
объяснение
его.
— понимание
эмоционального
состояния героя
произведения и
установление
причины его
переживаний.
Определение (с
помощью
учителя)
причины
поступков
героев и
элементарная
оценка их.
Понимание
эмоционального
состояния героя
произведения и
установление
причины его
переживаний.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Введение «Защитники
отечества».
Самостоятельное чтение
Бей, барабан!» И.Гамазкова

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить оценивать
поступки людей.

Выразительное чтение.
Пересказ с опорой на
иллюстрации и план«Измаил»
С.Алексеев

2

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Знакомить с жизнью и
творчеством С.Алексеева,
прививать интерес к
литературе.
Учить проникать в
глубину содержания
произведения. Показать
подвиг русских солдат.

Выборочное чтение.
Краткий пересказ
отрывка «Как я Новый год
встречал» Б. Никольский.
Заучивание наизусть стих.
«Наша армия родная» Л.
Некрасова

2

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Показать богатство
русской природы.

Коррекция
образного
мышления.

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Комбинирова

Заучить стихотворение
наизусть

Коррекция
механической
памяти.

Коррекция
образного
мышления.

Развитие связной
речи.

нный урок.
Деление текста на части
«Таран»Л. Кассиль

1

Урок
развития
речи.

Соблюдать нормы
литературного
произношения.

Формирование
приемов
самоконтроля.

Рисование словесной картины
«Белая берёза» С. Васильев.

1

Показать богатство
русской природы.

Коррекция
смысловой
памяти.

Обобщающий урок по теме
«Защитники Отечества».

1

Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Коррекция
образного
мышления.

Введение «О труде и
трудолюбии».
Составление диалога по
вопросам «Про нос и язык»
Е.Пермяк

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Разбор содержания по
вопросам
«Рабочие руки» А. Блинов

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Расширять кругозор,
работать над развитием
речи, мышления.
Объяснять смысл
пословиц с
использованием примеров
из прочитанных
произведений.
Расширять кругозор,
работать над развитием
речи, мышления.
Объяснять смысл
пословиц с
использованием примеров
из прочитанных
произведений.
Соблюдать нормы
литературного
произношения.

Выразительное чтение стих.
«Рабочие руки» Г. Сапгир

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Соблюдать нормы
литературного
произношения

Объяснительное чтение.
Краткий пересказ рассказа
«Волшебные краски» Е.

2

Урок
развития
речи.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления..
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
механической
памяти.

Пермяк
Объяснение поступков героя в
рассказе «Любимое занятие».
М. Зощенко

1

Урок
развития
речи.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.

Коррекция
переключения
внимания.

Самостоятельное чтение
немецкой народной
песенки«Знают мамы, знают
дети»

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Развитие связной
речи.

Выборочное чтение.
Пересказ сказки по плану
«Маленькие человечки» Бр.
Гримм

2

Внеклассное чтение.
Сказки Г.-Х. Андерсена

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Комбинирова
нный урок.

Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.
Учить читать
самостоятельно.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.

Показать яркость языка
сказок, прививать интерес
к литературе.

Развитие речи,
фантазии,
воображения.

Коррекция
образного
мышления.

Чтение по ролям рассказа.
Составление характеристики
главного героя
«Чужая калитка» Е. Пермяк

2

Урок
сообщения
новых знаний

Учить пересказывать по
плану, использовать слова
и обороты речи из текста.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Самостоятельное чтение стих.
«Почему шипел утюг» Н.
Старшинов

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.
Учить читать
самостоятельно.

Развитие связной
речи.

Разбор содержания по
вопросам
«Как кабан картошку сажал»
Э. Рауд

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Соблюдать нормы
литературного
произношения.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления..

Введение «Круглый год.
Весна»
Анализ содержания народных
примет по вопросам.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.

Тренировка
смыслового
запоминания.

Анализ содержания
текстовзакличек по вопросам.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.

Тренировка
смыслового
запоминания.

Дата

Графическое иллюстрирование
сказки.
Пересказ части текста по плану
«Как Весна Зиму поборола»

2

Урок
сообщения
новых знаний

Учить пересказывать по
плану, использовать слова
и обороты речи из текста.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Разбор содержания по
вопросам стих. «Весна» М.
Пляцковский
Самостоятельное чтение стих.
«Весна» Р. Сеф

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Учить проникать в
глубину содержания
произведения.
Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.

Развитие
правильной речи,
фантазии,
воображения,
наблюдательности.

Сознательное чтение.
Озаглавливание частей
рассказа «Три ветки мимозы»
В. Железников

2

Урок
сообщения
новых
знаний.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить оценивать
поступки людей.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Раздел, тема

Количество
часов

Тип урока

Цель

Планируемые результаты
освоения к разделу
Минимальный

Коррекционная
направленность

Достаточный

IVчетверть

Заучивание наизусть стих.
«Жаворонок» В. Жуковский

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Комбинирова
нный урок.

Заучить стихотворение
наизусть

Правильное
чтение слов
текста по
слогам.

Правильное и
плавное чтение
целым словом в
темпе,
приближенном к темпу

Коррекция
механической
памяти.

устной
разговорной
речи (сложные
по звукослоговой
структуре и
значению слова
учащиеся
прочитывают по
слогам).
Чтение с
соблюдением
знаков
препинания в
конце
предложения,
использование
интонации,
соответствующе
й знаку
препинания в
конце
предложения.

Пересказ текста по плану
«Сказка о весне» Г.
Скребицкий

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.

Ответы на
вопросы с
помощью
учителя.
.

Коррекция
переключения
внимания

Соблюдение логических пауз в
стих. «Гонимы вешними
лучами…» А. Пушкин

1

Комбинирова
нный урок.

Обобщить и
систематизировать знания
по произведениям
русской литературы

Определение
основной мысли
с помощью
учителя в том
случае,
когда она прямо
сформулирована
в тексте.

Самостоятельны
е ответы на
вопросы по
фактологическо
му
содержанию
текста.

Развитие связной
речи.

Введение «Никто не забыт,
ничто не забыто»
«Красоту дарит нам природа»
А. Сурков

1

Комбинирова
нный урок.

Показать яркость языка
поэзии, прививать интерес
к литературе

Пересказ
несложного по
содержанию и
структуре текста
с опорой
на картинный
план и

Определение
основной мысли
с помощью
учителя.

Коррекция
образного
мышления.

наводящие
вопросы
учителя.
Объяснительное чтение
рассказа.
Объяснение поступков героев
рассказа «Брестская крепость»
С. Алексеев

2

Урок
сообщения
новых
знаний.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить оценивать
поступки людей.

Внеклассное чтение.
«Рассказы о войне»С. Алексеев

1

Комбинирова
нный урок.

Обобщить и
систематизировать знания
по произведениям
русской литературы

Выразительное чтение
стих.«Майор привёз
мальчишку на лафете» К.
Симонов

1

Урок
сообщения
новых знаний

Учить проникать в
глубину содержания
произведения.
Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.

Выборочный пересказ
«Батальон Федосеева» В.

1

Урок
сообщения

Учить пересказывать по
плану, использовать слова

Заучивание
наизусть
небольших по
объёму
стихотворений
или отрывков из них
(количество
заучиваемых
стихотворений
учитель определяет с учётом
индивидуальных
возможностей
учащегося).
Определение
темы
произведения
(под
руководством
учителя).

Пересказ текста
по
предложенному
словеснологическому
плану.

Развитие связной
речи

Коллективное
словесное
иллюстрировани
е отдельных
отрывков
текста с ясно
выраженной
фабулой с
помощью
наводящих
вопросов
учителя.

Коррекция
словеснологического
мышления.

Элементарная
оценка
поступков
героев
произведений
(«хорошо—
плохо»).

Заучивание
наизусть 6—8
стихотворений.

Коррекция
образного
мышления.

Выражение
своего

Коррекция
переключения

Богомолов

новых знаний

и обороты речи из текста.

Составление словесного
портрета и характеристики
героя в рассказе
«Сестра» Л.Кассиль

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить оценивать
поступки людей.

Чтение стих. по ролям
«Рассказ танкиста» А.
Твардовский

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить оценивать
поступки людей.

Обобщающий урок по теме
«Никто не забыт, ничто не
забыто».

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Введение «Когда люди в
опасности»
«Половодье» Е. Груданов
Объяснительное чтение.
Краткий пересказ по вопросам
рассказа «Большая берёза» Н.

1

Комбинирова
нный урок.

2

Урок
развития
речи.

Расширять кругозор,
работать над развитием
речи, мышления.
Объяснять смысл
пословиц с
использованием примеров
из прочитанных
произведений.
Показать яркость языка
поэзии, прививать интерес
к литературе
Выделять главную мысль
художественного
произведения.

отношения к
поступкам
героев и
объяснение
его.
— понимание
эмоционального
состояния героя
произведения и
установление
причины его
переживаний.
Определение (с
помощью
учителя)
причины
поступков
героев и
элементарная
оценка их.
Понимание
эмоционального
состояния героя
произведения и
установление
причины его
переживаний.

внимания

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Развитие связной
речи.

Коррекция
образного
мышления.

Коррекция
образного
мышления.
Коррекция
механической
памяти.

Артюхова
Оценивание поступков героев
в рассказе «Прыжок» Л.
Толстой

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить оценивать
поступки людей.

Развитие связной
речи.

Самостоятельное чтение стих.
«Пожар» С. Маршак

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Развитие связной
речи.

Разбор содержания по
вопросам текста «Наводнение»
Б. Житков

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.
Учить читать
самостоятельно.
Учить проникать в
глубину содержания
произведения.
Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.

Деление текста на части по
плану «Рассказ о неизвестном
герое» С. Маршак

1

Урок
сообщения
новых знаний

Учить пересказывать по
плану, использовать слова
и обороты речи из текста.

Внеклассное чтение.
«Отцовская куртка»В. Осеева

1

Комбинирова
нный урок.

Введение «Круглый год. Лето»
Выразительное
чтение«Солнышко,
вёдрышко», «Берёзонька моя,
берёзонька»

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Обобщить и
систематизировать знания
по произведениям
русской литературы
Учить проникать в
глубину содержания
произведения, отличать
добро и зло

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Коррекция
словеснологического
мышления.
Коррекция
механической
памяти.

Самостоятельное чтение стих.
«Лето» И. Заграевская

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Учить читать
самостоятельно.

Развитие
правильной речи,
фантазии,
воображения,
наблюдательности.

Развитие связной
речи.

Пересказ текста по данному
плану «Четыре художника» Г.
Скребицкий

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.

Коррекция
переключения
внимания

Словесное иллюстрирование
стих. «С добрым утром» С.
Есенин

1

Урок
развития
речи.

Развитие связной
речи

Выразительное чтение текста
«Сказка про лето» И. Ревю

1

Урок
сообщения
новых знаний

Выборочное чтение стих.
«Весёлое лето» В.Берестов

1

Пересказ сказки с опорой на
иллюстрацию «Кто чем поёт»
В. Бианки

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
развития
речи.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Делить текст на части,
озаглавливать части
текста, составлять план в
форме повествовательных
и вопросительных
предложений.
Учить проникать в
глубину содержания
произведения.
Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.

Развитие связной
речи

Самостоятельное чтение стих.
«Тучка» В.Берестов

1

Учить читать
самостоятельно.

Развитие связной
речи.

Разбор содержания по
вопросам текста
«Берёзовый пирожок» Ю.
Коваль

1

Выделять главную мысль
художественного
произведения.

Коррекция
словеснологического
мышления.

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Коррекция
образного
мышления.

Коррекция
образного
мышления.

Выразительное чтение стих.
«Летние каникулы»
В.Тансканен

1

Урок
сообщения
новых знаний

Обобщающий урок по теме
«Круглый год. Лето».

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Внеклассное чтение.
Прощание с учебником.

1

Комбинирова
нный урок.

Учить проникать в
глубину содержания
произведения.
Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.
Расширять кругозор,
работать над развитием
речи, мышления.
Объяснять смысл
пословиц с
использованием примеров
из прочитанных
произведений.
Обобщить и
систематизировать знания
по произведениям
русской литературы

Коррекция
образного
мышления.

Коррекция
образного
мышления.

Коррекция
словеснологического
мышления.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».