рабочая-программа-по-географии-9-класс

1

Пояснительная записка
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Нормативно-правовыми основаниями для разработки рабочей программы являются
следующие документы:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего
образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе
достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории
Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об
утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной
образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в
длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на
территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ
18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Рабочая программа по географии для 9 класса разработана на основе типовой программы по
географии (автор Лифанова Т. М.) для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы и Федерального государственного
образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель реализации рабочей программы по географии:

создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта путем формирования
представлений о крупных государствах Евразии.
Задачи реализации рабочей программы по географии:
2

1. Формировать представления об особенностях природы, жизни людей, экологических проблемах
России и других стран
2. Формировать умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов
3. Развитие навыка использовать географическую карту для получения географической
информации в целях решения жизненных задач
Принципы и подходы к формированию рабочей программы по географии:
В основу разработки рабочих программ заложены дифференцированный и деятельностный
подходы:
- дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей,
которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение
дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие
содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития.
- деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом
специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью. Деятельностный подход в
образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной
отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью с
(интеллектуальными нарушениями)
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных групп проявляется не только в
качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации.
Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими
изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие
индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью
выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического
развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью позволяют выделить образовательные
потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования,
разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения,
расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение
круга лиц, участвующих в образовательном процессе.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
характерны следующие образовательные потребности:
• раннее получение специальной помощи средствами образования;
• обязательность неприрывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через
содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
• научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
• доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
• систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное
обучение их «переносу» с учетом имеющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других
ситуаций;
• обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с
учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических
процессов обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения
обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
3

• развитие мотивации интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
• специальное обучение способам усвоения общественного опыта – умений действовать
совместно со взрослым, по показу, подражанию, по словесной инструкции;
• стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к
окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно
на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению через изменение
содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по географии:

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.
1. Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности.
2. Предметные результаты освоения учебной программы включают освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
Выделают два уровня овладения предметными результатами:
- минимальный – является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
- достаточный – не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень: представление об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей разных стран; владение приемами элементарного чтения
географической карты; определение направлений на карте; декодирование условных знаков карты;
выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений.
Достаточный уровень: представление об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей разных стран, экологических проблем России и других стран;
применение элементарных практических умений и приемов работы с географической карты для
получения географической информации; ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями
географической среды; применение приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Оценка достижения предметных результатов базируется на принципе индивидуального подхода
и принципе дифференцированного подхода.
Результаты освоения программы выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов
заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
4

- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по учебному предмету «География» в 8 классе
представлены в таблице:
Оценка
«5»

Достаточный уровень

Минимальный уровень

Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает Оценка

«5»

ставится

ученику,

если

понимание материала, может с помощью учитель обнаруживает понимание материала, может с
обосновать,

самостоятельно

сформулировать помощью учитель обосновать, самостоятельно

ответ, привести примеры, допускает единичные сформулировать ответ, привести примеры,
ошибки, которые исправляет.

допускает

единичные

ошибки,

которые

исправляет с помощью учителя
«4»

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в

целом правильный, но допускает неточности и целом правильный, но допускает неточности и
исправляет их с помощью учителя
«3»

исправляет их с помощью учителя

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает Оценка

«3»

ставится,

если

ученик

знание и понимание основных положений данной обнаруживает частичное знание и понимание
темы,

но

излагает

материал

неполно,

и основных

непоследовательно, затрудняется самостоятельно излагает

положений

данной

материал

неполно,

подтвердить примерами, делает это с помощь непоследовательно,
учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

самостоятельно

темы,

подтвердить

но
и

затрудняется
примерами,

делает это с помощь учителя, нуждается в
постоянной помощи учителя.

5

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) реализуется 6 классе и конкретизирует требования Стандарта к личностным
и предметным результатам освоения рабочей программы.
Основная цель реализации программы формирования БУД: формирование обучающегося как субъекта
учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в
обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачи реализации программы :
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной
деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность,
контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Формируемые БУД
Личностные: умение испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и
достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения
литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны.
Коммуникативные: умение вступать в диалог и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его, использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов
инструкций для решения разных видов практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности; обладать готовностью самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать
на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные
учебные действия
Познавательные: умение дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей0 на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

2.2 Рабочая программа по учебному предмету «География», 9 класс
Курс «Геграфия» в 9 классе формирует сведения о географическом положении, рельефе,
климате, водоёмах, разнообразии растительного и животного мира, населении, крупных городах
Евразии.
Цель освоения программы
- формирование представлений о крупных государствах Евразии.
Задачи освоения программы
1. Сформировать у учащихся представление о географическом положении, столицах, природе,
населении и его хозяйственной деятельности, экологических и экономических проблемах,
культуре государств Евразии.
2. Систематизировать знания о нашем государстве.
3. Систематизировать представления о географическом положении, природе, населении, хозяйстве,
экономических и экологических проблемах, культуре .
4. Автоматизировать навык работы с разными географическими картами.
Распределение учебного материала по годам обучения: 9 класс – «География» - 68 часов.

6

Содержание учебного предмета
В программу включены следующие разделы: Западная Европа. Южная Европа. Северная
Европа. Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия.
Юго-Восточная Азия. Россия.
Раздел 1. Западная Европа. Политическая карта Евразии. Западная Европа. Великобритания:
географическое положение. Великобритания : природа и экономика. Франция: географическое
положение. Франция: природа и экономика. Франция: культура население. Австрия: географическое
положение. Швейцария: географическое положение.
Раздел 2. Южная Европа. Испания,(Королевство Испания). Португалия (Португальская
Республика). Италия (Итальянская Республика). Италия: население, культура, обычаи и традиции.
Греция (Греческая Республика).
Раздел 3. Северная Европа. Северная Европа. Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция
(Королевство Швеция). Финляндия (Финляндская Республика). Обобщение по теме: « Северная
Европа».
Раздел 4. Восточная Европа. Польша (Республика Польша). Чехия. Словакия. Венгрия.
Румыния. Болгария. Сербия и Черногория. Эстония. Латвия. Литва. Республика Белоруссия. Украина.
Молдавия. Обобщающий урок по теме: «Восточная Европа».
Раздел 5. Центральная Азия. Азия. Центральная Азия. Казахстан (Республика Казахстан).
Узбекистан. Туркмения. Киргизия. Таджикистан. Обобщение по теме:
« Центральная Азия»
Раздел 6. Юго-Западная Азия. Грузия (Республика Грузия). Азербайджан (Азербайджанская
Республика). Армения (Республика Армения). Турция (Турецкая Республика). Ирак (Республика Ирак).
Иран (Исламская Республика Иран).Афганистан (Исламская Республика Афганистан). Обобщающий
урок по теме: «Юго-Западная Азия».
Раздел 7. Южная Азия. Индия (Республика Индия): географическое положение, природа,
экономика. Индия: население, культура, обычаи и традиции. Обобщающий урок по теме: « Южная
Азия».
Раздел 8. Восточная Азия. Китай (Китайская Народная Республика). Монголия. Корея
(Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея). Япония: географическое
положение, природа, экономика. Япония: население, культура, обычаи и традиции. Обобщающий урок
по теме: « Восточная Азия».
Раздел 9. Юго-Восточная Азия. Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая
Республика Вьетнам). Индонезия (Республика Индонезия). Обобщение по теме: « Юго-Восточная
Азия».
Раздел 10. Россия. Границы России. Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство
Евразии. Административное деление России. Столица, крупные города России. Обобщающий урок по
теме: «Россия» Подготовка к итоговой контрольной работе по географии по теме: «География
материков и океанов».Итоговая контрольная работа по теме: « География материков и океанов»
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения предмета обучающиеся должны знать:
1. Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств
Евразии.
2. Границы, государственный строй и символику России.
3. Особенности географического положения своей местности, типичных представителей
растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области,
правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях.
7

Уметь:
Находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы.
По иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии.
Показывать Россию на политических картах мира и Евразии.
Находить свою местность на карте России.
Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей
местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
6. Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники
своей области.
7. Правильно вести себя в природе.
1.
2.
3.
4.
5.

Учебно-тематический план
№

Тема

Количество часов

1.

Западная Европа

10

2.

Южная Европа

5

3.

Северная Европа

5

4.

Восточная Европа

14

5.

Центральная Азия

7

6.

Юго-Западная Азия

8

7.

Южная Азия

4

8.

Восточная Азия

6

9.

Юго-Восточная Азия

4

10.

Россия

5

Всего:

68

8

Календарно-тематическое планирование
№

Дата

Тема урока

Количество
часов

Программное
содержание

Планируемый результат

Методическое
обеспечение

- воспитывать эстетические чувства при
изучении достопримечательностей
Великобритании;
-воспитывать любознательность, интерес к
странам;
-воспитывать мотивацию к учению, усидчивость,
настойчивость.

Учебник,
политическая
карта Евразии.

1 четверть
Западная Европа-10 часов.
1

Политическая карта
Евразии.

1ч.

Работа с политической
картой. Понятие
«политическая карта».

2

Западная Европа.

1ч.

3

Великобритания:
географическое
положение.

1 ч.

Работа с политической
картой. Страны
Западной Европы.
Работа с физической
картой. Страны-соседи.
Близость морей и
океанов.

4

Великобритания :
природа и экономика.
Документальный фильм
«Великобритания»
Франция: географическое
положение.

1 ч.

5

1 ч.

Работа с физической
картой. Страны-соседи.
Близость морей и
океанов.

- формируются экологические представления о
ценности природы Великобритании;
- учащиеся знают как влияют на
Великобританию погодные условия, как
называется деловой центр Лондона;
- воспитывать мотивацию к учению,
усидчивость, настойчивость.
- формируются экологические представления о
ценности природы Франции;
-воспитывать мотивацию к учению, усидчивость,
настойчивость.
- воспитывать эстетические чувства при
изучении достопримечательностей;
- воспитывать любовь к труду, уважение к
людям труда;
-воспитывать любознательность, интерес к
странам;
- воспитывать мотивацию к учению,

Учебник,
политическая
карта Евразии.
Учебник,
презентация

Учебник,
презентация,
видеофильм
Учебник,
политическая и
физическая
карта Франции.

9

усидчивость, настойчивость.
6

Франция: природа и
экономика.

1 ч.

Взаимосвязь
климатических условий
и отраслей экономики

7

1 ч.

8

Франция: культура,
население.
Германия:
географическое
положение.

9

Австрия: географическое
положение.

1ч

10

Швейцария:
географическое
положение.

1ч.

Занятость населения.
Уровень развития
культуры
Работа с физической
картой. Страны-соседи.
Близость морей и
океанов.
Взаимосвязь
Знать, какой рельеф Австрии;
климатических условий - как используются там горные быстрые реки;
и отраслей экономики.
Работа с физической
картой.
Работа с физической
Знать, какая поверхность страны Швейцарии,
картой. Страны-соседи. почему здесь мало пахотных земель; какая
Близость морей и
специализация сельского хозяйства;
океанов.
Южная Европа-5 часов.

11

Испания,(Королевство
Испания).

1 ч.

1 ч.

12

Португалия
(Португальская
Республика).

1 ч.

13

Италия (Итальянская

1 ч.

Работа с физической
картой. Страны-соседи.
Близость морей и
океанов.
Работа с физической
картой. Страны-соседи.
Близость морей и
океанов.
Взаимосвязь

Знать, в чём причины хорошо развитого
сельского хозяйства Франции;
- воспитывать любознательность, интерес к
странам, умение работать в коллективе.
- воспитывать любознательность, интерес к
странам, умение работать в коллективе.
- формируются экологические представления о
ценности природы Швейцарии;
-воспитывать мотивацию к учению, усидчивость,
настойчивость.

Учащиеся знают:
-где расположена Испания, что такое коррида;
-формируются нравственные ценности и
эстетические отношения к природе как к
источникам жизни, красоты, духовной культуры.
- формируются экологические представления о
ценности природы Португалии;
-воспитывать мотивацию к учению, усидчивость,
настойчивость.
- формируются экологические представления о

Учебник,
политическая и
физическая
карта
Германии.
Учебник,
презентация

Учебник,
политическая и
физическая
карта Европы,
презентации.

10

Республика).

14

Италия: население,
культура, обычаи и
традиции.

1 ч.

15

Греция (Греческая
Республика).

1ч.

климатических условий
и отраслей экономики.
Работа с физической
картой.
Занятость населения.
Уровень развития
культуры
Работа с физической
картой. Страны-соседи.
Близость морей и
океанов.
Взаимосвязь
климатических условий
и отраслей экономики.
Работа с физической
картой.

ценности природы;
-воспитывать мотивацию к учению, усидчивость,
настойчивость.
- воспитывать эстетические чувства при
изучении достопримечательностей;
- воспитывать любовь к труду, уважение к
людям труда;
-воспитывать любознательность, интерес к
странам;
- воспитывать мотивацию к учению,
усидчивость, настойчивость.
Знать, какой рельеф Греции;
- какие растения произрастают в Греции;
- чем похожа природа -воспитывать
любознательность, интерес к предмету;
- воспитывать мотивацию к учению,
усидчивость, настойчивость.

Северная Европа- 3 часа.
16

Северная Европа.

1ч.

Работа с физической
-воспитывать любознательность, интерес к
Учебник,
картой. Деление Европы предмету;
политическая и
на территории:
физическая
Северная Европа
-воспитывать мотивацию к учению, усидчивость,
настойчивость.
2 четверть

17

Норвегия (Королевство
Норвегия).

1ч.

Работа с физической
картой. Страны-соседи.
Близость морей и
океанов.

Учащиеся знают:
географическое положение Норвегии;
- почему в стране развит лыжный спорт.

Швеция (Королевство

1ч.

Взаимосвязь

-воспитывать любознательность, интерес к

18

карта Европы,
презентации.

11

Швеция).

19

Финляндия (Финляндская
Республика).

1ч.

20

Обобщение и
закрепление по теме:
« Северная Европа».

1ч.

климатических условий
и отраслей экономики.
Работа с физической
картой.

предмету. Учащиеся знают:
географическое положение Швеции, какие
отрасли промышленности развиты;

Географическое
положение Финляндии,
развитые отрасли
промышленности

Учащиеся умеют:
- показывать столицы государств;
- полным ответом отвечать на вопрос.
-воспитывать
познавательную
активность,
закреплять умения работать в коллективе.
-мотивация к обучению.

Учебник,
политическая и
физическая
карта Европы.

Восточная Европа- 13 часов.
1ч.

22
23
24
25
26
27

Польша (Республика
Польша).
Чехия.
Словакия.
Венгрия.
Румыния. Болгария.
Сербия и Черногория.
Эстония.

28
29

Латвия.
Литва.

1ч.
1ч.

30

Республика Белоруссия.

1ч.

31

Украина.

1ч.

21

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

Работа с физической
картой. Страны-соседи.
Близость морей и
океанов.
Взаимосвязь
климатических условий
и отраслей экономики.
Занятость населения.
Уровень развития
культуры

Учащиеся знают:
географическое положение Польши, Чехии,
Словакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Сербии,
Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии, Украины и
Молдавии .
- какими полезными ископаемыми они богаты;
- какое озеро является визитной карточкой
Венгрии;
- почему в Румынии развиты добывающие
отрасли промышленности;
- показывать на физической карте государство и
его столицу; могут рассказывать о
географическом положении государства.

Учебник,
политическая и
физическая
карта Европы,
презентации.

Закрепление по темам

12

32

Молдавия.

1ч.
3 четверть

33

Контрольная работа по
теме: «Восточная
Европа»

1ч.

Центральная Азия-7 часов.
1ч.
1ч.

36

Азия. Центральная Азия.
Казахстан (Республика
Казахстан).
Узбекистан.

37

Туркмения.

1ч.

38

Киргизия.

1ч.

39

Таджикистан.

1ч.

40

Контрольная работа по
теме:
« Центральная Азия»

1ч.

41

Грузия (Республика
Грузия).

1ч.

42

Азербайджан
(Азербайджанская
Республика).
Армения (Республика
Армения).
Турция (Турецкая
Республика).
Ирак (Республика Ирак).

1ч.

34
35

43
44
45

1ч.

1ч.
1ч.
1ч.

Работа с физической
картой. Страны-соседи.
Близость морей и
океанов.

Учащиеся знают:
-географическое положение Казахстана,
Узбекистана, Туркмении, Киргизии,
Таджикистана, Грузии, Азербайджана, Армении.

Взаимосвязь
климатических условий
и отраслей экономики.

- что характерно для рельефа страны;

Учебник,
политическая и
физическая
карта Азии,
презентации.

- крупные реки, протекающие на данной
территории.

Занятость населения.
Уровень развития
культуры
Юго-Западная Азия-5 часов.
Работа с физической
Учащиеся знают:
картой. Страны-соседи. -географическое положение Грузии,
Близость морей и
Азербайджана, Армении, Турции ,Ирака, Ирана
океанов.
и Афганистана.;
Взаимосвязь
климатических условий
и отраслей экономики.

Учебник,
политическая и
физическая
карта Азии,
презентации.

-показывать эти города на карте;
-пересказывать содержание ;

Занятость населения.
Уровень развития

-экономику городов;
13

культуры
-растительный и животный мир;
- как зависят от природных условий занятия
населения.
46

Афганистан (Исламская
Республика Афганистан).

1ч.

47

Контрольная работа по
теме: «Юго-Западная
Азия».

1ч.

Работа с физической
картой. Страны-соседи.
Близость морей и
океанов.

Учебник,
политическая и
физическая
карта Азии,
презентации.

Взаимосвязь
климатических условий
и отраслей экономики.
Занятость населения.
Уровень развития
культуры
Южная Азия – 4 часа.

48

Индия (Республика
Индия): географическое
положение, природа,
экономика.

1ч.

Работа с физической
картой. Страны-соседи.
Близость морей и
океанов.

49

Индия: население,
культура, обычаи и
традиции.

1ч.

Занятость населения.
Уровень развития
культуры

50

Индия: население,
культура, обычаи и
традиции
Контрольная работа по
теме:
« Южная Азия».

1ч.

Занятость населения.
Уровень развития
культуры

51

Учащиеся знают:
географическое положение Индии;
- что характерно для рельефа страны;
- крупные реки, протекающие на данной
территории;
Учащиеся могут:
- показывать на карте;
- работать с учебником;
-пересказывать содержание-формируются
экологические представления о ценности
природы Индии;
способствовать формированию познавательного
интереса к географии.

Учебник,
политическая и
физическая
карта Азии,
презентации.

1ч.

14

Восточная Азия-6 часов.
52

Китай (Китайская
Народная Республика).

1ч.

Работа с физической
картой. Страны-соседи.
Близость морей и
океанов.

Учащиеся знают:
географическое положение Китая, Монголии,
Кореи, Японии.

Учебник,
политическая и
физическая
карта Азии,
презентации.

- что характерно для рельефа страны;
4 четверть
53
54

55

56

57

Монголия.

1ч.

Корея (Корейская
НародноДемократическая
Республика и Республика
Корея).

1ч.

Япония: географическое
положение, природа,
экономика.
Япония: население,
культура, обычаи и
традиции.
Контрольная работа по
теме:
« Восточная Азия».

1ч.

Работа с физической
картой. Страны-соседи.
Близость морей и
океанов.
Работа с физической
картой. Страны-соседи.
Близость морей и
океанов.
Взаимосвязь
климатических условий
и отраслей экономики.

- крупные реки, протекающие на данной
территории.
Учащиеся могут:
- показывать на карте;
- работать с учебником;
-пересказывать содержание.

1ч.
1ч.

Занятость населения.
Уровень развития
культуры
Юго-Восточная Азия-4 часа.

15

58

Таиланд (Королевство
Таиланд).

1ч.

59

Вьетнам
(Социалистическая
Республика Вьетнам).
Индонезия (Республика
Индонезия).

1ч.

61

Контрольная работа по
теме: « Юго-Восточная
Азия».

1ч.

62

Границы России.

1ч.

63

Россия (Российская
Федерация) – крупнейшее
государство Евразии.

1ч.

64

Административное
деление России.

1ч.

65

Столица, крупные города
России.

1ч.

66

Итоговый урок.
Повторение изученного
за год
Контрольная работа по
теме: «Россия»
Итоговая контрольная
работа по теме: «
География материков и
океанов» Обобщение по

1ч.

60

67
68

1ч.

Работа с физической
картой. Страны-соседи.
Близость морей и
океанов.

Учащиеся знают:
географическое положение Таиланда, Вьетнама,
Индонезии.

Взаимосвязь
климатических условий
и отраслей экономики.

- что характерно для рельефа страны;

Учебник,
политическая и
физическая
карта Азии,
презентации.

- крупные реки, протекающие на данной
Занятость населения.
территории;
Уровень развития
УДУ
культуры
Россия – 6часов.
Работа с физической
картой. Страны-соседи.
Близость морей и
океанов.
Работа с физической
картой. Факты о России
Части России: края,
области, округа,
республики
Москва-столица России.
Вторая столица. Городамиллионники

Учащиеся знают:
географическое положение России.
- что характерно для рельефа страны;
- крупные реки, протекающие на данной
территории;
УДУ
Учащиеся могут:
- показывать на карте;
- работать с учебником;
-пересказывать содержание.

Учебник,
политическая и
физическая
карта России,
презентации.

1ч.
1ч.

16

темам

17

Учебно-методический комплект :
1. Программа географии, автор Т.М.Лифанова из сборника «Программа специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией И.М.Бгажноковой,
Москва «Просвещение» 2006г.
2. ЛифановаТ.М., СоломинаЕ.Н., География материков и океанов.8класс.,М.,Просвещение,2023г.
3. Лифанова Т.М., Приложение по географии материков и океанов., Просвещение, 2023г.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».