Учебный план 5-8кл. (легкая у.о.) 2023-2024 (3)

Пояснительная записка
Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (1 вариант) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса,
а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Нормативно-правовой основой для разработки являются следующие документы:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего
образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том
числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на
территории Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП
«Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с
изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы;
2 этап - V - IX классы;
3 этап - X - XII классы.
Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году с V по VIII
классы.

Общий объем учебной нагрузки на 2 этапе обучения (V - IX класс) составляет 5066
академических часов.
На втором этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся.
Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития
обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Учебный план включает обязательные предметные области:
1. язык и речевая практика,
2. математика,
3. естествознание,
4. человек и общество
5. искусство,
6. физическая культура,
7. технологии.
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Учебный предмет "Русский язык" предметной области "Язык и речевая практика"
(V - VIII классы).
Изучение учебного предмета "Русский язык" в старших классах имеет своей целью
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
- ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе
грамматических знаний и умений;
- использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения
практических (коммуникативно-речевых) задач;
- развитие положительных качеств и свойств личности.
Учебный предмет "Чтение (литературное чтение)" предметной области "Язык и
речевая практика" (V - VIII классы). Изучение учебного предмета "Чтение (литературное
чтение)" имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию
недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и
научно-познавательного текстов;
- развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных
и научно-познавательных текстов;
- развитие положительных качеств и свойств личности.

Учебный предмет "Математика" (V - VIII классы) предметной области
"Математика".
Курс математики в старших классах является логическим продолжением изучения этого
предмета на I этапе обучения. Распределение учебного материала, так же, как и на предыдущем
этапе, осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, но с
обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных
компетенций.
В процессе обучения математике в V - IX классах решаются следующие задачи:
- формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения
практических задач в учебной и трудовой деятельности; используемых в повседневной жизни;
- коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития;
- воспитание положительных качеств и свойств личности.
Учебный предмет "Информатика" (VII - VIII классы) предметной области
"Математика".
В результате изучения курса информатики у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения,
необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
Обучающиеся познакомятся с приемами работы с компьютером и другими средствами икт,
необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и
профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции
и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей.
Учебный предмет "Природоведение" (V - VI классы) предметной области
"Естествознание".
Курс "Природоведение" ставит своей целью расширить кругозор и подготовить
обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами реализации курса "Природоведение" являются:
- формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
- воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается
наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение
анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и
зависимости.
Курс "Природоведение" не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от
первоначальных представлений, полученных на I этапе, к систематическим знаниям по
географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Программа по природоведению состоит из шести разделов: "Вселенная", "Наш дом - Земля",
"Есть на Земле страна Россия", "Растительный мир", "Животный мир", "Человек".
Учебный предмет "Биология" (VII - VIII классы) предметной области
"Естествознание".
Программа по учебному предмету "Биология" продолжает вводный курс
"Природоведение", при изучении которого обучающиеся в V и VI классах, получат
элементарную естественно-научную подготовку. Преемственные связи между данными
предметами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет
способствовать правильному поведению обучающихся в соответствии с законами природы и
общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала в VII - IX классах позволяет решать задачи
экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового
воспитания обучающихся и подростков.
Курс "Биология" состоит из трех разделов: "Растения", "Животные", "Человек и его

здоровье".
Основные задачи изучения биологии:
- формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении
и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
- показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и
ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными,
вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для
решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
- формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому,
эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков,
помочь усвоить правила здорового образа жизни;
- развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать
природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинноследственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие
психические функции.
Учебный предмет "География" (VI – VIII классы) предметной области
"Естествознание".
География синтезирует многие компоненты общественно-научного и естественнонаучного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное
экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем
звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и
общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное,
развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и
умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в
окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
- формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социальноэкономических процессов и их взаимосвязей;
- формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
- формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
- формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной
жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- овладение основами картографической грамотности и использование элементарных
практических умений и приемов использования географической карты для получения
географической информации;
- формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Учебный предмет "Основы социальной жизни" (V - VIII классы) предметной области
"Человек и общество".
Учебный предмет "Основы социальной жизни" имеет своей целью практическую
подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к
самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
- расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами
повседневной жизни;
- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с
ведением домашнего хозяйства;
- ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование

необходимых умений;
- практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной
направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий
социальной направленности;
- усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с
использованием деловых бумаг);
- развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Учебный предмет "Мир истории" (VI класс) предметной области "Человек и
общество". В основу изучения предмета "Мир истории" положен принцип цивилизационного
анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить
обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход
позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления
обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.
Цель изучения предмета "Мир истории" заключается в подготовке обучающихся к
усвоению курса "История Отечества" в VII - XI классах. Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
- формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека
на различных исторических этапах его развития;
- формирование первоначальных исторических представлений о "историческом времени" и
"историческом пространстве";
- формирование исторических понятий: "век", "эпоха", "община" и некоторых других;
- формирование умения работать с "лентой времени";
- формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие
выводы и обобщения;
- воспитание интереса к изучению истории.
Учебный предмет "История Отечества" (VII - VIII класс) предметной области
"Человек и общество".
Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и воспитания
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
формирования гражданской позиции обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и
уважения к своей Родине, ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета "История Отечества":
- формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;
- развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;
развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с
интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
- овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной
истории;
- формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные
исторические эпохи;
- формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях,
памятниках;
- формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и
настоящего;
- усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания
хода развития истории;
- формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания
мира и самопознания;
- формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления
сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном
поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;

- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
- воспитание гражданственности и толерантности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Учебный предмет "Физическая культура (адаптивная физическая культура) " (V VIII классы) предметной области "Физическая культура".
Программа по физической культуре для обучающихся V - IX классов является логическим
продолжением соответствующей учебной программы I - IV классов.
Основная цель изучения физической культуры заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического
развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции
нарушений развития, социальной адаптации.
Задачи, реализуемые в ходе уроков физической культуры:
- воспитание интереса к физической культуре и спорту;
- овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной
подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
- коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения,
предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия,
стереотипии) в процессе уроков и во внеучебной деятельности;
- воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие военно-патриотической
подготовке.
Содержание программы отражено в следующих разделах: "Гимнастика", "Легкая
атлетика", "Лыжная и конькобежная подготовки", "Подвижные игры", "Спортивные игры". В
каждом из разделов выделено два взаимосвязанных подраздела: "Теоретические сведения" и
"Практический материал". Кроме этого, с учетом возраста и психофизических возможностей
обучающихся им также предлагаются для усвоения некоторые теоретические сведения из
области физической культуры, которые имеют самостоятельное значение.
Учебный предмет "Профильный труд" (V - VIII классы) предметной области
"Технология".
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит
важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В
обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности,
выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства,
фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета "Профильный труд" заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего
возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в V - IX классах способствует получению
обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей
формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков,
развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных
интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет "Профильный труд" должен способствовать решению следующих
задач:
- развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к
людям труда, общественной активности);
- обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка
обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту
жительства;
- расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в
мире вещей;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

- ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
- ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к
определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение
первоначальной профильной трудовой подготовки;
- формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса,
деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым
профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации;
- ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание
своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях
школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими
возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
- формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских
и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном,
производительном труде;
- формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой
деятельности;
- совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в
предметно-преобразующей деятельности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
- коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение);
- коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических
умений;
- развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование,
контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками
информации;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности,
инициативности.
Программа по профильному труду в V - VIII классах определяет содержание и уровень
основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной и машинной обработки
производственных материалов, в связи с чем определен перечень профилей трудовой
подготовки: "Столярное дело", "Швейное дело", "Цветоводство и декоративное садоводство".
Также в содержание программы включены первоначальные сведения об элементах организации
уроков трудового профильного обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии.
• Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов,
используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов
(природные, производимые промышленностью и прочие).
• Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда,
приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и
оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования качество и производительность труда.
• Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда, основные
профессиональные операции и действия, технологические карты. Выполнение отдельных
трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагогического
работника. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга
специальных знаний.
• Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и
ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ).
Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого

обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков
в психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Данная часть учебного плана реализуется со второго класса и представлена программами:
«Основы безопасности и защиты Родины», «Этика и эстетика».
«Основы безопасности и защиты Родины». Программа направлена на воспитание
патриотизма, обучение навыкам оказания первой медицинской помощи и умению быстро
ориентироваться в чрезвычайных ситуациях. Задачи: развитие патриотических чувств у детей,
формирование у них гражданской позиции и ответственности перед Родиной; развитие знаний
и умений, необходимых для обеспечения личной безопасности; изучение принципов
безопасности, правил поведения в экстремальных ситуациях и меры защиты от возможных
опасностей.
«Этика и эстетика» Цель: формирование у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) духовно-нравственных качеств личности, эстетическое
воспитание и повышение общей культуры обучающихся.
Программа направлена на
формирование у обучающихся определенного отношения к нравственным категориям, умение
их дифференцировать, давать адекватную и сознательную оценку своим поступкам и поступкам
окружающих, опираясь на усвоенные этические представления и понятия; усвоение правил
взаимоотношений между людьми в ближайшем и отдаленном социуме на основе принятых в
обществе норм и правил; формирование умения чувствовать, оценивать и создавать прекрасное.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов,
необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10
часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные
занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться исходя из психофизических особенностей обучающихся с
умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из
часов внеурочной деятельности.
Ритмика. Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребенка
в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков
двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами
музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой
моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков
здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Логопедические занятия. Цель логопедических занятий состоит в диагностике,
коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической,
синтетической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Курс направлен на решение задач
коррекции нарушений основных психических процессов и сенсорной сферы обучающихся,

коррекцию эмоционально-волевой сферы, развитие рефлексивных способностей, обучение
эффективным способам общения по средством игровой деятельности и использования
арттерапевтических технологий.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. План внеурочной
деятельности формируется с учетом особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью. Предоставляется право выбора
направления и содержания учебных курсов.
При организации внеурочной деятельности могут принимать участие все педагогические
работники (учителя, социальные педагоги, педагоги-психологи, учитель-дефектолог, учительлогопед, воспитатели, библиотекарь).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием обучающихся в
части создания условий для развития творческих интересов обучающихся, включения их в
художественную, техническую, спортивную и другую деятельность.
Реализация внеурочной деятельности осуществляется посредством программ:
«Разговоры о важном». Программа направлена на формирование таких личностных
результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности.
«Польза в труде». Цель программы - создание эмоционально благоприятной обстановки
для каждого ребенка путем приобщения к миру профессий, обеспечивающей коррекцию его
интеллектуального, физического и духовного развития. Занятия по программе призваны
обеспечить взаимодействие детей с окружающим миром посредством изучения профессий
родителей, работников школы, приобщения к труду и организуются в рамках внеурочной
деятельности и проводятся один раз в неделю в форме групповых занятий в школе. Занятия
включают в себя целевые экскурсии, дидактические и подвижные игры, конкурсы, беседы,
наблюдения, просмотр видеофильмов, совместную работу родителей и детей.
«Россия мои горизонты». Настоящая Программа
разработана
с
целью
реализации
комплексной и систематической профориентационной работы для
обучающихся 6-9 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта
«Билет в будущее». Цель реализации базового уровня – активизация профессионального
самоопределения обучающихся и формирование у них основ карьерной грамотности
(инструментальной стороны профессионального самоопределения). Задачи базового уровня:
организация и систематизация первичной профориентационной помощи; развитие
представлений обучающихся о современном разнообразии профессий и специальностей,
важности трудовой деятельности и выбора ее специфики, возможностях профессионального
образования; информирование обучающихся о содержании деятельности востребованных на
рынке труда специалистов; развитие мотивации обучающихся к профессиональному
самоопределению; диагностика склонностей обучающихся к профессиональным
направлениям с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
особенностей здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
«История родного края». Цель: расширение знаний обучающихся об истории родного
края, формирование умения работать с разными источниками информации; развитие
познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края; воспитание чувства
патриотизма, любви к "малой Родине".
«Мир театра». Программа реализуется в рамках духовно-нравственного направления.
Это система занятий практической направленности, расширяющих представления детей о
добре, нравственных правилах взаимоотношений в человеческом обществе. В процессе
обсуждения различных жизненных ситуаций, игр, драматизации литературных произведений
этического содержания у школьников развиваются умения строить взаимоотношения с другими
людьми, проявлять заботу, оказывать помощь, сочувствовать и сопереживать; осознанно
подходить к анализу и оценке поступков и поведения.
«Этот удивительный мир». Цель программы: создание условий для развития
познавательного интереса обучающихся посредством маленьких открытий окружающего мира,

свойствах веществ и природных явлениях. Занятия по программе позволяют обучающимся
через практическую деятельность познакомиться со свойствами предметов и явлениями
окружающего мира. Обучаясь по данной программе, обучающиеся откроют для себя новые
способы применения знакомых предметов, расширят круг своих интересов, через выполнение
специально организованных опытов и экспериментов, заданий на наблюдение, сравнение
физических свойств и некоторых химических реакций. Форма игры позволит детям развиваться
наиболее увлекательным и интересным образом, совмещая полезное и приятное. Выполнение
научных опытов и экспериментов развивает сенсомоторные навыки, повышает уровень
социально-бытовых умений, учат планировать и выстраивать последовательность своих
действий, следовать пошаговым инструкциям.
«Основы финансовой грамотности». рассказывает теоретические знания о финансовых
инструментах и услугах, помогает освоить их на практике. В результате обучения обучающиеся
должны не только научиться осознанно принимать финансовые решения, защищать свои права,
но и почувствовать себя увереннее, что позволит им успешнее интегрироваться в общество.
Индивидуальное обучение на дому.
Обучение на дому ведется по основным предметам: русскому языку, чтению, математике
и т.д., в соответствии с общим учебным планом. Для обучающихся по индивидуальному плану
возможны интегрированные курсы. Расширение образовательного пространства обучающихся
возможно при посещении в сопровождении родителей (законных представителей) некоторых
занятий, мероприятий в школе, в классе, если нет на то противопоказаний. Коррекционная
подготовка для обучающихся возможна, по договоренности с родителями (законными
представителями), через занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, ритмике,
логопедии в рамках деятельности специалистов школы (логопеда, педагога – психолога).
Учебный план
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
5-8 классы
2023/2024 учебный год
Предметные области

Учебные предметы
5 кл.

1. Язык и речевая практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и общество

Обязательная часть
Русский язык
Чтение
(Литературное чтение)
Математика
Информатика
Природоведение
Биология
География
Основы социальной жизни

Мир истории
История Отечества
5. Искусство
Музыка
Рисование
6. Физическая культура
Физическая культура (адаптивная
физическая культура)
7. Технологии
Профильный труд
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:
1. Основы безопасности и защиты Родины
2. Этика и эстетика
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и

Класс/количество часов
6 кл.
7 кл.

8 кл.

4
4

4
4

4
4

4
4

4
2
2

4
2
2
2

3
1
2
2
2

3
1
2
2
2

1
2
2

2
2

2
2

2
2

6
27
2

6
28
2

7
29
1

7
29
1

1
1
29

1
1
30

1

1

30

30

6

6

6

6

ритмика):
1. Логопедические занятия
2. Развитие психомоторики и сенсорных процессов
3. Ритмика
Внеурочная деятельность:
1. Разговоры о важном
2. Польза в труде
3. Россия мои горизонты
4. История родного края
5. Мир театра
6. Этот удивительный мир
7. Основы финансовой грамотности
Всего к финансированию

2
2
2
4
1
1
1
1
39

2
2
2
4
1
1
1
1
40

2
2
2
4
1
1
1
1
40

2
2
2
4
1
1
1
1
40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».