русский язык 3 а (1)

Русский язык
Пояснительная записка
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями, предполагает формирование у них коммуникативно - речевых умений,
владение которыми в дальнейшем поможет максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение
в обществе.
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их
русскому языку. Эта специфика отражает не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его
размещения.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи
школьников, особенно ее коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся. Концентрическое
расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создает условия для постепенного наращивания
сведений по теме, для постоянного повторения пройденного материала и отработки необходимых умений.
Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и
дополнениями);
6. Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях,
расположенных на территории Свердловской области»;
8. Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка
регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных
представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по

основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской
области» (с изменениями и дополнениями);
9. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская
школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11. Локальные акты образовательного учреждения.
Специфические образовательные потребности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
•
наглядно-действенный характер содержания образования;
•
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
•
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
•
необходимость постоянной актуализации знаний и умений одобряемых обществом норм поведения;
•
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального
состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с интеллектуальным и
нарушениями;
•
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
•
стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии
с ним.
Цель программы: получение обучающимися начальных навыков грамотного письма на основе изучения ряда грамматических умений в
области фонетики,
морфологии и синтаксиса.
Задачи:
•
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми
средствами
(слово, предложение, словосочетание);
•
формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
•
формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре
и содержанию;
развитие навыков устной коммуникации;

•
•

обучение элементарно грамотному и аккуратному письму;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Коррекционная направленность обучения на уроках русского языка
предполагает:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления; - коррекцию нарушений эмоционально – личностной сферы; обогащение активного словаря.
Формирование жизненной компетенции:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении,
созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Межпредметные связи. Занятия на уроках русского языка продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными
дисциплинами: математикой, рисованием, музыкой и ручным трудом.
В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности: игровую, ручной труд, конструктивную,
изобразительную, которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных представлений, умений работать
по образцу, по памяти, по словесной инструкции, развивать зрительное и слуховое восприятие.
Основные направления коррекционной работы:
• развитие артикуляционной моторики;
• коррекция речи и мышления;
• коррекция фонематического слуха;
• коррекция звукового и зрительного восприятия;
• коррекция мышц мелкой моторики;
• коррекция познавательных процессов;
• коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
Содержание программы учебного предмета «Русский язык» в 3 классе
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Согласные глухие и звонкие.
Согласные парные и непарные по твердости — мягкости, звонкости — глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.

Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, е, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение
круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительноласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц,
географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Слова-друзья» и «Слова-враги»),
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по делает ? что делают ? что делал?
что будет делать? Согласование слов-действий со словами-пред- метами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков,
обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного
расположении предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине
слова. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор
проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений.
Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление
предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение
предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста».
Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное
составление небольших по объёму изложений и сочинений (3—4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения
в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, опыт специфической для предметной
области деятельности по получению нового знания.
Обучающиеся должны знать:
▪ алфавит.
▪ гласные и согласные буквы и звуки;

▪ правила написания предложения;
▪ знать названия предметов, действий, признаков; ▪ правописание собственных и нарицательных имен; ▪ правописание предлогов.
Обучающиеся должны уметь:
▪ составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; ▪
анализировать слова по звуковому составу;
▪ различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
▪ определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме; ▪
списывать текст целыми словами;
▪ писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы.
Межпредметные связи
1.Чтение – самостоятельное чтение задания, дополнение предложения нужными по смыслу словами.
2.Мир природы и человека - составление связного рассказа по картинке.
3.Математика - название чисел в пределах 20, поиск нужной страницы и нужного упражнения в учебнике.
Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при
оценке итоговых достижений:
• формирование интереса к изучению русского языка;
• коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
• овладение основами грамотного письма;
• использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения
практических задач.
Минимальный уровень:
• различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по
звонкости-глухости, твердости-мягкости;
•

деление слов на слоги для переноса;

•

списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

•

запись под диктовку слов и коротких предложений (2 - 4 слова) с изученными орфограммами;

•

обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой "ь" (после предварительной

отработки);
•

дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

•

составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

•

выделение из текста предложений на заданную тему;

•

участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень:
•

различение звуков и букв;

•

характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

•

списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

•

запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30 - 35 слов);

• дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов,
действий и признаков предметов);
• составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью педагогического работника,
постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
•

деление текста на предложения;

•

выделение темы текста (о чем идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

•

самостоятельная запись 3 - 4 предложений из составленного текста после его анализа.

Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей
и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) 13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Учебно - методический комплект
3 класс
- Якубовская Э.В., Коршунов Я.В., «Русский язык», 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы; в 2 частях; 8-е издание, переработанное – М. : Просвещение,
2018. 1 часть – 79 стр, 2 часть – 79 стр.
- Якубовская Э. В., «Читай, думай, пиши», рабочая тетрадь в 2-х частях (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)
- Количество учебных часов
Место учебного курса «Русский язык»: образовательная область «Язык и речевая практика».
Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №7» на изучение предмета «Русский язык» отводится:
Класс
3

Количество часов
в неделю
3

Количество
часов в год
102

Количество контрольных работ
Вид работ
Контрольное списывание
Диктант
Всего

Всего
8
4
12

Способы и формы оценки образовательных результатов
Образовательные результаты оцениваются в ходе индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых
контрольных письменных работ.
Обучающиеся 3 класса проходят промежуточную и итоговую аттестацию по русскому языку (диктант, контрольное списывание,
контрольная работа) в соответствии с графиком проведения промежуточной и итоговой аттестации. Тематический контроль осуществляется
в виде проверочных работ (1- 2 раза в четверть).
Знания, умения и навыки обучающихся по русскому языку оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса
обучающихся, текущих и итоговых письменных работ.
Характеристика цифровой оценки образовательных результатов для обучающихся.
При оценке письменных работ по предмету русский язык и развитие речи следует руководствоваться следующими нормами:
- оценка «5» ставится за работу без ошибок;
- оценка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками;
- оценка «3» ставится за работу с четырьмя - шестью ошибками;
- оценка «2 и 1» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на
ребёнка.
В письменных работах не учитываются 1-2 исправления. Наличие трех исправлений на изученное правило соответствует одной
орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на
это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное
написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика.
Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки,
добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные
специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв оценка снижается на один
балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора,
работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления;

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания и показывает
навыки самостоятельного начертания графических символов, хотя и допускает 2-3 ошибки;
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний
и навыков письма, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий; Оценка «2 и 1» - не ставится.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи,
членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по
грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом,
изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида
работ. Основные виды контрольных работ во 2-м -9- х классах - списывание и диктанты.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила,
которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму.
По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными обучающимся. Контрольные диктанты должны содержать 2-3
орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста. Учету подлежат
все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
Примерный объем текстов контрольных работ в 3 классе – 20-25 слов.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно
использовать следующие методы и приемы:
•
словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
•
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
•
практический метод (упражнения, практическая работа);
•
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
•
коллективный, индивидуальный;
•
творческий метод;
%
Наименование объектов и средств
оснащенности
Якубовская Э.В., Коршунов Я.В., «Русский язык», 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций, 100
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; в 2 частях; 8-е издание,
переработанное – М. : Просвещение, 2018. 1
1 часть – 79 стр, 2 часть – 79 стр.

Якубовская Э. В., «Читай, думай, пиши», рабочая тетрадь в 2-х частях (для обучающихся с интеллектуальными 100
нарушениями)

Календарно-тематическое планирование
№
Дата
1

2

Тема урока
Повторение.
Предложение.(6 часов)
Выделение предложения из
текста.
Предложение и его схема.

Кол-во
Планируемые результаты
часов
Предметные
Личностные
1 четверть 8 недель(24 урока)
1
Уметь выделять предложение из текста.
Осознание языка, как основного
средства общения.

1

3

Предложения-вопросы и
предложения-ответы.

1

4

Порядок слов в
предложении.

1

5

Предложение. Диктант.

1

Формировать умение составлять схему Осознание себя, как ученика
предложения.
ОВОЩИ
Уметь полно составить и записать
Работать в коллективе
предложение, соблюдая правила написания
предложений.
Уметь составлять предложения, находить Работать в коллективе
главные слова.
ОГОРОД.
Закрепление
знаний
о
предложении, Развитие этических чувств, используя
закрепить
правила
правописания доброжелательные эмоции.
предложении.

6

Работа над ошибками

1

Учить выделять ошибки в тексте, исправлять
их.

7

Звуки и буквы.
Знакомство с
алфавитом.
Звуки гласные и
согласные.

1

Познакомить обучающихся с алфавитом.

1

Различение гласных и согласных звуков,
выделение графически при письме.

9

Ударение в словах.

1

Уметь ставить ударение в слова.

Осознание себя как ученика.

1011

Гласные ударные и
безударные. Выделение
ударных гласных.
Деление слов на слоги.

2

Уметь выделять ударный слог в словах.

оспитание эстетических потребностей,
ценностей и чувств;

1

Уметь делить слова на слоги.

Проявление
готовности
к
самостоятельной жизни.
Волевая само регуляция в затрудненной
ситуаций

8

12
13

Гласные буквы е, ё, ю, я в
начале слова или слога.

1

Уметь писать слова с йотированными
гласными в начале слова и после гласных.

14

Гласные буквы е, ё, ю, я в
начале слова или слога.

1

15

Гласные буквы е, ё, ю, я в
начале слова или слога.

1

16

Перенос части слова при
письме.

1

Уметь писать слова с йотированными
гласными в начале слова и после гласных.
ЯБЛОКО
Уметь писать слова с йотированными
гласными в начале слова и после гласных.
ЯБЛОКО
Практические умения делить слова для
переноса

Воспитание уважительного отношения к
иному мнению

Волевая само регуляция в затрудненной
ситуаций
Волевая само регуляция в затрудненной
ситуаций
Принимать цели и произвольно
включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в
общем темпе

17

Перенос части слова при
письме.

18

Твердые и мягкие согласные.

1

19

Обозначение
мягкости
согласных на письме буквами
и, е, ё, ю,я.
Обозначение
мягкости
согласных на письме буквами
и, е, ё, ю,я.
Контрольный диктант.
Твердые и мягкие согласные.
Работа над ошибками.

1

Уметь на слух и при письме определять
гласные после мягких и твёрдых согласных

Проявление
готовности
самостоятельной жизни.

к

1

Уметь на слух и при письме определять
гласные после мягких и твёрдых согласных

Проявление
готовности
самостоятельной жизни.

к

1

Знать правописание изученных орфограмм.
Уметь грамотно писать под диктовку.

1

Уметь делать работу над ошибками.

Воспитание эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
Воспитание эстетических потребностей,
ценностей и чувств;

Буква мягкий знак (ь) на
конце слова.

1

20

21
22

23

24

1

Практические умения делить слова для
переноса

1

Принимать цели и произвольно
включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в
общем темпе
Уметь различать на слух и при письме Самооценка на основе критерия
твёрдых и мягких согласных
успешности.

Уметь на слух и при письме
мягкие согласные на конце
обозначать их (ь).
Буква мягкий знак (ь) на
1
Уметь на слух и при письме
конце слова.
мягкие согласные на конце
обозначать их (ь).
2 четверть 8 недель(24 урока)
Буква мягкий знак (ь) в
середине слова.

1

выделять
слова и

Чётко и правильно выражать свои мысли.

выделять
слова и

Чётко и правильно выражать свои мысли.

Уметь на слух и при письме выделять
мягкие согласные в середине слова и
обозначать их ь.

Проявление
готовности
самостоятельной жизни.

к

2

Различение твердых и мягких
согласных.

1

Уметь объяснять написание слов с мягким
знаком.
МЕБЕЛЬ
Уметь объяснять написание слов с мягким
знаком.

3

Различение твердых и мягких
согласных.

1

4

Написание ЖИ – ШИ в
словах.

1

Уметь правильно записывать
сочетаниями жи - ши

5

Написание ЧА-ЩА в словах.

1

Уметь грамотно писать слова с сочетанием
ча -ща

6

Написание ЧУ-ЩУ в словах.

1

7

Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,
ЧУ-ЩУ.

1

8

Контрольный диктант.

1

Уметь грамотно писать слова с сочетанием чу Слушать и понимать инструкцию к
-щу
учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.
Уметь грамотно писать слова с сочетаниями Воспитание эстетических потребностей,
жи-ши, ча-ща, чу –щу.
ценностей и чувств;
ТОВАРИЩ
Знать правописание изученных орфограмм Контроль, коррекция, оценка,
Уметь грамотно писать под диктовку
прогнозирование

9

Работа над ошибками.

1

Уметь делать работу над ошибками.

10

Составление пар звонких и
глухих согласных.

1

Уметь различать звонкие и глухие согласные Проявление
готовности
на слух и на письме
самостоятельной жизни.

1112

Различение Б-П, В-Ф

2

Уметь дифференцировать согласные звуки на Чётко и правильно выражать свои мысли.
конце слова

слова

Воспитание эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
Осознание себя как ученика.
с Осознание себя как ученика.
Проявление
готовности
самостоятельной жизни.

к

к

1314

Различение Д-Т, Г-К.

2

Уметь подбирать проверочные слова .
ДНЕВНИК

1516

Различение Ж-Ш, З-С.

2

Уметь подбирать проверочные слова

1718

Наблюдение за звонкими и
глухими

2

Уметь дифференцировать согласные.
САПОГИ

19

Проверка написания звонких
и глухих согласных на конце
слова.
Проверка написания звонких
и глухих согласных на конце
слова.
Правила правописания в
словах. Закрепление знаний.

1

Уметь подбирать проверочные слова.

Чётко и правильно выражать свои мысли

1

Уметь подбирать проверочные слова.

1

Знать правописание изученных орфограмм.
ПРАЗДНИК,

Развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях,
Формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств.

22

Контрольный диктант.
Звонкие и глухие согласные.

1

Знать правописание изученных орфограмм Выполнять правила безопасного
поведения в школе.
Уметь грамотно писать под диктовку.

23

Работа над ошибками.

1

Уметь делать работу над ошибками.

Адекватно воспринимать оценку учителя

24

Правила правописания в
словах. Закрепление знаний.

1

Знать правописание изученных орфограмм .

Формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств.

20

21

3 четверть 10 недель (30 уроков)

Слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию в разных видах
деятельности.
Формирование эстетических чувств;

Слово.
Различение
названий
предметов по вопросам Кто?
Что?
Обобщающее название для
групп однородных предметов.

1

Уметь различать названия предметов по
вопросам

Внимательно
относиться
собственным переживаниям
переживаниям других людей.

1

3

Выделение названий
предмета из предложения.

1

Овладение социально бытовыми
умениями, используемыми в
повседневной жизни.
Начальные навыки сотрудничества в
разных ситуациях.

4

Выделение названий
предметов из предложения.

1

5

Большая буква в именах,
отчествах, фамилиях людей и
кличках животных.
Названия действий.
Различение
названий
действий по вопросам Что
делает? Что делают?
Различение
названий
действий по вопросам
что делал? Что делала?
Что сделал? Что сделала?
Различение
названий
действий по вопросам что
сделает? Что сделают?

1

Уметь подбирать обобщающие слова к
предметам.
ОДЕЖДА
Уметь выделять названия предметов из
предложения.
ВЧЕРА
Уметь выделять названия предметов из
предложения.
СЕГОДНЯ
Уметь писать имена собственные с большой
буквы

1

2

6

7,8,9

10

к
и

Следование в поведении социальных
норм.
Выполнять правила безопасного
поведения в школе.

1

Уметь
узнавать
названия
правильно ставить к ним вопрос.

действий, Адекватно
учителя.

воспринимать

оценку

3

Уметь изменять названия действий по
временам

Самостоятельность в выполнении
учебных заданий, поручений.

1

Уметь изменять названия действий по
временам.
УЧИТЕЛЬ КЛАСС

Владение навыками коммуникации и
принятыми нормами социального
взаимодействия.

11

Постановка вопросов к
названиям действий.

1

Уметь задавать вопросы к названиям
действий.

Выражать свое эмоциональное
состояние, настроение.

12

Контрольный диктант.
Названия действий.

1

13

Работа над ошибками.

1

Знать
правописание
изученных
орфограмм .
Уметь грамотно писать под диктовку.
Уметь делать работу над ошибками.

Адекватное
понимание
успешности/ не успешности
деятельности.
Осознание себя как ученика.

14

Подбор названий действий к
названиям предметов по
вопросам.

1

Уметь изменять слова по вопросам

15

Определение
признака
предмета по вопросам какой?
Какая? Какое? Какие?

1

16

Определение признака
предмета по вопросам какой?
Какая? Какое? Какие?

1

17

Различение предметов по
признакам.

1

Принимать
цели
и
произвольно
включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в
общем темпе.
Определять и выражать положительное
отношение к школьной дисциплине,
направленной на поддержание норм
поведения в школе.
Определять и выражать положительное
отношение к школьной дисциплине,
направленной на поддержание норм
поведения в школе.
Адекватно
воспринимать
оценку
учителя.

1819

Постановка вопросов к
названиям признаков
предмета.

2

Уметь
находить
в
тексте
слова,
обозначающие признаки и правильно
относить их к словам, обозначающие
предметы.
Уметь
находить
в
тексте
слова,
обозначающие признаки и правильно
относить их к словам, обозначающие
предметы.
Уметь называть признак (качество)
данного предмета по вопросам: какой?
какая? какое? какие?
АРБУЗ
Выполнять правила безопасного
Уметь называть признак (качество)
поведения в школе.
данного предмета по вопросам: какой?
какая? какое? какие?
ДОРОГА

причин
учебной

Выделение названий
признаков предмета из
предложения.
Предлоги.
Предлоги В, НА, С, ИЗ, У.

1

Уметь выделять названия признаков
предмета из предложения.

1

22

Предлоги К, ПО со словами.

1

Уметь распознавать предлоги на основе
упражнения «Предлог – не предлог»
ГОРОД
Уметь выделять предлог из потока речи.

23

Предлог ОТ со словами.

1

Уметь составлять предложения с
предлогами;

Проявление
готовности
самостоятельной жизни.

24

Предлоги НАД, ПОД, со
словами.

1

Уметь подбирать нужные предлоги в ходе
упражнения «Прочти, запомни, напиши».

Обращаться за помощью и принимать
помощь

25

Предлог О со словами.

1

Знать правописание предлогов.
ПОГОДА

Адекватно воспринимать оценку учителя

26

Предлоги К, ПО, ОТ, НАД,
ПОД, О, со словами.

1

Уметь выделять предлог из потока речи.

Работать в коллективе.

27

Контрольный диктант.
Выделение предлогов.

1

Знать правописание изученных орфограмм.
Уметь грамотно писать под диктовку.

28

Работа над ошибками.

1

Знать правописание изученных орфограмм.

Обращаться за помощью и принимать
помощь

29

Предлоги К, ПО, ОТ, НАД,
ПОД, О, со словами.

1

Уметь выделять предлог из потока речи.

Уметь Работать в коллективе.

20

21

Внимательно относиться к собственным
переживаниям и переживаниям других
людей.
Адекватно воспринимать оценку
учителя.
Работать в коллективе.
к

30

Повторение. Выделение
предлогов в предложении.

Знать правописание изученных орфограмм

Воспитание уважительного отношения к
иному мнению

4 четверть 8 недель (24 уроков)
1

Выделение предложения из
текста

1

Уметь составлять предложения из слов,
данных в начальной форме.

Обращаться за помощью и принимать
помощь

2-3

Предложение
незаконченное.

2

Волевая само регуляция в затрудненной
ситуаций

4-5

Распространение
предложений.

2

6

Слова в предложении.

1

Уметь различать законченное и
незаконченное предложение, уметь
составлять предложения.
НЕДЕЛЯ МЕСЯЦ
Учить составлять предложения,
распространяя их нужными по смыслу
словами.
ЗАВТРА
Уметь установление связи между словами в
предложен

7

Порядок слов в предложении.

1

Уметь установление связи между словами в
предложении

Волевая само регуляция в затрудненной
ситуаций

8

Дописывание предложений.
Подбор нужных предлогов

1

Уметь установление связи между словами в
предложении

9

Составление предложений.

1

Уметь составлять связный рассказ

10

Контрольный диктант.
Предложение.

1

Уметь грамотно писать под диктовку.

11

Работа над ошибками.

1

Знать правописание изученных орфограмм.

законченное

Обращаться за помощью и принимать
помощь

Выполнять правила безопасного
поведения в школе.

Выполнять правила безопасного
поведения в школе.

Волевая само регуляция в затрудненной
ситуаций

2

Уметь подбирать обобщающие слова к
предметам

Выполнять правила безопасного
поведения в школе.

1

Уметь устанавливать порядок слов в
предложении по смыслу

Обращаться за помощью и принимать
помощь

1516

Повторение.
Слово. Правила правописания
в слове.
Работа
с
деформированными
предложениями
Названия предметов и
признаков.

1

Волевая само регуляция в затрудненной
ситуаций

17

Название действий.

1

Уметь
находить
в
тексте
слова,
обозначающие признаки и правильно
относить их к словам, обозначающие
предметы.
Уметь узнавать названия действий,
правильно ставить к ним вопрос

18

Предложение.

1

Волевая само регуляция в затрудненной
ситуаций

19

Итоговый диктант.

1

Уметь составлять предложения из слов,
данных в начальной форме.
Уметь грамотно писать под диктовку.

20

Работа над ошибками

1

Знать правописание изученных орфограмм.

21

Дописывание предложений,
добавляя предлоги.
Написание предложений,
выделение слов-предметов.
Написание предложений,
выделение слов-действий

1

Повторение изученных орфограмм.
Выделение предлогов.
Повторение изученных орфограмм.
Выделение слов предметов.
Повторение изученных орфограмм.
Выделение слов-действий.

Обращаться за помощью и принимать
помощь

Написание предложений,
выделение слов-признаков.

1

Повторение изученных орфограмм.
Выделение слов-признаков.

Обращаться за помощью и принимать
помощь

1213
14

22
23

24

1
1

Выполнять правила безопасного
поведения в школе.

Выполнять правила безопасного
поведения в школе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».