Мир природы и человека 3а (1)

Мир природы
Пояснительная записка.
Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших
взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом
формирования у обучающихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно
раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса "Мир природы и человека" учтены современные научные данные об особенностях познавательной
деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план
обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по
возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации:
устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебнопознавательных задач, в совместной
деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с
предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса "Мир природы и человека" уделено формированию представлений об окружающем мире: живой
и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность

учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека
как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами:
"Сезонные изменения", "Неживая природа", "Живая природа (в том числе человек)", "Безопасное поведение".
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений,
практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Содержание учебного предмета:
Сезонные изменения. Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам
наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений,
животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне, в году, начиная с января. Календарь.
Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец зимы. Весна - ранняя, середина весны, поздняя
весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в
неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием
подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло - холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег дождь, иней, град); ветер (холодный - теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое - тусклое, большое - маленькое,
греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая влажная - заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с
названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний
сбор веток для гнездования птиц.

Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры обучающихся, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения,
спортивные занятия).
Игры обучающихся в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с
сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара).
Неживая природа. Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов
неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и
заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и
Солнце - звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Живая природа:
Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания,
использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники.
Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение
из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе.
Использование человеком.
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем
кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания,

питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток
для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное
отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними
животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным.
Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы ("малыш", "школьник", "молодой человек", "взрослый", "пожилой").
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо:
глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук
(мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых
впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы
и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание:
овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и
занятия спортом.
Человек - член общества: член семьи, обучающийся, друг. Личные вещи обучающегося: гигиенические принадлежности, игрушки,
школьные канцелярские принадлежности, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения
обучающегося.
Магазины ("овощи-фрукты", продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника), книжный). Зоопарк или краеведческий
музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила
поведения в магазине.
Транспорт: Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи,
троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия: Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность.
Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия - многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение
нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.

Безопасное поведение. Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание
помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) - прием витаминов, гигиена полости носа
и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и
инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача,
постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации, приведшей к травме
и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи
по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение правил дорожного движения (далее - ПДД): сигналы светофора,
пешеходный переход, правила нахождения обучающегося на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по
пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для
уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Мир природы и человека":
15.3.1Минимальный уровень:
представление о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня обучающегося и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3 - 5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в
образовательной организации, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или
наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка
своей работы и обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с обучающимися, адекватное взаимодействие с
объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме
программы.

Учебно-тематический план
№
1

2
3

Тема

Количество
часов
12
3
3
3
3

Сезонные изменения в природе.
Времена года. Осень.
Зима.
Весна.
Лето.
Неживая природа.
Живая природа.
Растения.
Животные.
Человек.
Всего

6
16
14
10
68

Тематическое планирование по предмету «Мир природы и человека»
№

Тема урока

Кол-

Основные виды учебной деятельности обучающихся

во
часов
1 четверть 8 недель, 8 часов.
1

Осень. Растения осенью.

1

2

Животные осенью.

1

3

Занятия людей осенью.

1

4

Солнце в разные времена года.

1

5

Восход и закат солнца.

1

6

Календарь.

1

7

Воздух. Значение воздуха.

8

Термометр.

1

Ветер. Направления ветра.

Наблюдения в природе. Признаки осени. Закрепление названия
месяцев.
Формирование представлений о времени года. Жизнь растений
осенью.
Изучение новых животных, повадок, изменения осенью.
Расширение кругозора, словаря обучающихся..
Закрепить знания о деятельности людей в осеннее время года. Работа
с раздаточным материалом; составление предложений о опорным
картинкам.
Беседа о солнце как планете солнечной системы .
Закрепление представлений о Солнце как источнике света, тепла.
Влияние солнца на смену времен года, дня и ночи.
Закрепить представления о закате и восходе Солнца, смена дня и
ночи. Повторение частей суток.
Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев.
Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды осенью

Формирование представлений и воздухе, его значении в жизни
растений, животных, человека.
1
Знакомство обучающихся с прибором для измерения температуры
воздуха, его использованием.
2 четверть 8 недель, 8 часов.
1

1

Формирование элементарных представлений о ветре, направлении
ветра.

2

Зима. Растения зимой.

1

3

Животные зимой.

1

4

Занятия людей зимой.

1

5

Растения. Сравнение растений. Части растений.

1

6

Растения сада.

7

Плоды и семена.

8

Грибы.

1

Травы.

2

Животные. Дикие животные.

1

3

Домашние животные.

1

4

Птицы.

1

Наблюдения в природе. Признаки зимы. Закрепление названия
месяцев.
Формирование представлений о времени года. Жизнь растений зимой.
Изучение новых животных, повадок, изменения зимой.
Расширение кругозора, словаря обучающихся..
Закрепить знания о деятельности людей в зимнее время года. Работа с
раздаточным материалом; составление предложений о опорным
картинкам.
Закрепить представления о строении растений. Формирование
элементарных представлений о лесе,
Расширение кругозора о растениях сада, обогащение словаря.
Просмотр видеоролика.
Формирование элементарных знаний об образовании плодов и семян.
Семена и плоды знакомых растений.
Формирование элементарных представлений и грибах.
Узнавание знакомых грибов.
Просмотр видеоролика. Обогащение словаря.

3 четверть 10 недель, 10 часов.
1
Формирование элементарных представлений о травах, названии трав.
Обогащение словаря, кругозора.
Отгадывание загадок.
Закрепление представлений о диких животных. Изучение образа
жизни, повадок, внешнего вида, среды обитания.
Закрепление представлений о домашних животных. Изучение образа
жизни, повадок, внешнего вида, среды обитания.
Закрепление представлений о птицах. Изучение образа жизни,
повадок, внешнего вида, среды обитания.

5

Перелѐтные птицы.

1

Знакомство с перелетными птицами.

6

Зимующие птицы.

1

Знакомство с зимующими птицами. Обогащение словаря.

7

Хищные птицы.

1

Знакомство с хищными птицами. Обогащение словаря.

8

Певчие птицы.

1

Знакомство с певчими птицами. Просмотр видеоролика.
Обогащение словаря.

9

Весна. Растения весной.

1

10

Животные весной.

1

Наблюдения в природе. Признаки Весны. Закрепление названия
месяцев.
Формирование представлений о времени года. Жизнь растений
весной.
Изучение новых животных, повадок, изменения весной.
Расширение кругозора, словаря обучающихся..

1

Занятия людей весной.

2

Человек. Дыхание человека.

1

3

Профилактика простудных заболеваний.

1

4

Кровь. Сердце. Пульс.

1

5

Окружающая среда и здоровье человека.

1

6

Питание человека.

1

4 четверть, 8 недель, 8 часов.
1

Закрепить знания о деятельности людей в весеннее время года. Работа
с раздаточным материалом; составление предложений о опорным
картинкам
Формирование элементарных представлений о работе дыхательной
системы.
Закрепление представлений о простудных заболеваний, их
профилактика.
Знакомство с работой сердечно-сосудистой системы.
Практическая работа: нахождение пульса.
Закрепление представлений о здоровье человека и окружающей
среды.
Закрепление представлений о здоровье человека и питании человека.

7

Лето. Растения летом.

1

8

Животные летом.
Занятия людей летом.

1

Наблюдения в природе. Признаки лета. Закрепление названия
месяцев.
Формирование представлений о времени года. Жизнь растений летом.
Изучение новых животных, повадок, изменения летом.
Закрепить знания о деятельности людей в летнее время года

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения
(полнота и надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов.
Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками следующим образом:
3 - «удовлетворительно» если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий
4 - «хорошо» если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий
5 - «очень хорошо» (отлично) если обучающиеся верно выполняют свыше 65%.
Литература
1.
«Мир природы и человека». 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адаптированные.основные
общеобразовательные . программы /Н.Б.Матвеева,И.А.Ярочкина, М.А. Попова, Т.О.Курочкина– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018 .
2.
в 2-х частях(с.71
3.
. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В.
Воронковой. – М., 2007.
4.
Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону,
2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».