ИЗО, 5 кл., 2023г.

Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой Программы являются: Федеральный закон РФ от
29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями); Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказ Министерства Просвещения России
от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников»; Закон Свердловской области от
15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и
дополнениями); Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав
ребенка» (с изменениями и дополнениями); Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об
утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в
общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»;
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области «Екатеринбургская школа № 7, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д; локальные акты
образовательного учреждения.
Программа по учебному предмету «Рисование» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 5 класса; на
основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями).
Целью программы по рисованию является всестороннее развитие личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения их к художественной культуре и обучение умению видеть прекрасное в жизни и
искусстве, развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в
повседневной жизни.
И направлена на решения следующих основных задач:
- воспитание интереса к изобразительному искусству, эстетического чувства и понимания
красоты окружающего мира;
- формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства,
расширение художественно-эстетического кругозора;
- обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);
- обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента,
применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
- формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу,
представлению и воображению.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках
изобразительного искусства заключается в следующем:

- коррекции недостатков развития познавательной деятельности обучающихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного
восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве,
умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство
и различие между предметами;
- развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
- формировании умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы,
последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои
действия;
- развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
Предмет рисование (изобразительное искусство) входит в образовательную область
Искусство. В ходе изучения данного предмета (5 класс), учащиеся получают основное общее
образование.
Программа обучения по рисованию обучающихся 5 класса составлена с учетом
особенностей интеллектуального и физического развития ребенка, развития его
эмоционально-волевой сферы, своеобразия формирования изобразительной деятельности
умственно отсталых детей, а также исходя из накопленного (как положительного, так и
отрицательного) опыта обучения этому предмету детей с нарушениями интеллекта.
Принципиальными положениями концепции обучения рисованию (изобразительной
деятельности) детей с умственной отсталостью являются:
 развитие у обучающихся эстетического познания и образного отражения объектов и
явлений действительности, воспитание нравственного отношения к окружающему миру,
людям, самому себе;
 развитие творческой изобразительной деятельности через формирование компонентов
деятельности воображения (зрительного опыта в форме достаточно полных, точных и
отчетливых образов-представлений и механизмов процесса воображения). Для
достижения этой цели используется расчлененное поэтапное обучение элементам
художественной грамоты с привлечением образцов художественно-изобразительного
искусства великих мастеров при широком использовании разных видов работ, с
привлечением разнообразных художественных материалов и технических средств при
создании адекватных педагогических условий;
 приобщение обучающихся к творческому социально значимому труду, умению работать
коллективно;
использование
изобразительной
деятельности
как
средства
компенсаторного развития детей с умственной недостаточностью на всех этапах
обучения в школе;
 дифференцированный подход к обучению детей (с учетом их возможностей в связи с
глубиной и тяжестью дефекта).
По данной учебной дисциплине программа предусматривает взаимодействие с
родителями. А именно: совместное участие в школьных и городских выставках по
предмету, декадах, внеклассных мероприятиях; дополнительные и индивидуальные
консультации
для
родителей,
а
также совместная деятельность по подготовке
творческих работ.
Обучение по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» рассчитано на два урока в
неделю.
Программа по изобразительному искусству (67ч) состоит из четырех разделов:
1. «Обучение композиционной деятельности» - 12 часов;
2. «Развитие у обучающихся умения воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию объектов» - 25 часов;
3. «Развитие у обучающихся восприятия цвета предметов и формирование умения

передавать его в живописи» - 20 часов;
4. «Обучение восприятию произведений искусства» - 10 часов.

Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся
5 класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 11 детей, из которых 6
мальчиков, 5 девочек. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные
отношения. К первой группе можно отнести Ульяну К., Романа С., Глафиру К., Екатерину А.,
Милану Ю., Карину Ч. Они не испытывает больших трудностей при выполнении задания. В
основном правильно использует имеющийся опыт, показывают высокий уровень
самостоятельности. При выполнении сравнительно сложных заданий нужна незначительная
активизирующая помощь педагога. Ко 2 группе можно отнести Ивана М., Льва П., Нарека М.
Они понимают фронтальное объяснение учителя, при выполнении заданий требуется
направляющая помощь учителя.
К 3 группе можно отнести Никиту Е., Романа Ч. Обучающиеся нуждаются в разнообразных
видах помощи, дополнительном объяснении, низкий уровень самостоятельности. В работе с этими
детьми будет применяться индивидуальный подход при отборе учебного содержания, адаптируя
его к их интеллектуальным особенностям так и при выборе форм и методов его освоения, которые
должны соответствовать их личностным и индивидуальным особенностям.
Основная масса обучающихся класса – это дети со средним уровнем познавательных
способностей и мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу. Они отличаются
организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению
учебных, особенно, домашних заданий.
Для преодоления затруднений при обучении изобразительному искусству будут создаваться
специальные условия, и применяться следующие педагогические подходы:
- поэтапное разъяснение заданий;
- последовательное выполнение заданий;
- повторение обучающимся инструкции к выполнению задания;
- обеспечение аудио - визуальными техническими средствами обучения;
- близость к обучающимся во время объяснения задания;
- предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
- использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными
усилиями;
- ежедневная оценка с целью выведения отметки за четверть.

Срок реализации программы – 1 год.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
При выставлении оценок, в первую очередь, учитель руководствуется требованиями
программы, по которой ведется обучение.
Оценка

%
Качество
выполнения выполнения заданий
заданий
на уроке (1 группа)
многократные
удовлетворительно
35 – 50%
нарушения при
выполнении задания.
- при постоянном
контроле учителя, с
трудом выполняет
поставленные
задачи, но с
ошибками.

хорошо

51 – 65%

отлично

свыше 65%

- имеет место
неправильное
выполнение задания,
которое повторяется
после замечаний
учителя.
- при отчете о ходе
выполнения
допускает
неточности,
исправленные при
помощи учителя.
- присутствуют
незначительные
нарушения в
технологии
выполнения задания.

Качество
выполнения заданий
на уроке (2 группа)

Качество выполнения
заданий на уроке (3
группа)

- выполняет
поставленные
задачи с
направляющей
помощью учителя
с ошибками,после
замечаний учителя
не всегда может
сразу же
исправить их.
- выполняет
поставленные задачи с
направляющей
помощью учителя с
ошибками, после
замечаний учителя,
может сразу же
исправить их.

- выполняет
поставленные
задачи с
направляющей
помощью учителя со
значительными
ошибками, после
замечаний учителя
не может исправить
их.
- выполняет
поставленные задачи с
направляющей
помощью учителя со
значительными
ошибками, после
замечаний учителя,
может исправить их.

- выполняет
- имеют место
поставленные задачи
отдельные случаи
с направляющей
неправильного
помощью учителя с
выполнения
незначительными
заданий, которые
ошибками, после
не повторяются
замечаний после замечаний
исправляет недочеты.
учителя.
- есть не
значительные
нарушения в
технологии
выполнения
задания.
- на замечания
учителя
прислушивается,
старается устранить
недочеты.

- выполняет
поставленные задачи
с направляющей
помощью учителя с
ошибками, после
замечаний сразу же
исправить их.

Основным инструментарием оценивания результатов на уроках изобразительного искусства
являются: качество практических заданий и устных ответов обучающихся на уроках.

Личностные и предметные результаты (базовые учебные действия) по предмету
«Рисование»:
Личностные:
- положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее
результату;
- приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
- бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны;
- уважительное и бережное отношение к людям труда и результатам их деятельности;
- умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на
воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
- представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области
изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;
- стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными
материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил гигиены и
безопасности труда;
- проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания удачам и неудачам одноклассников;
- умение осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
- стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической
деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
- стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой
деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия для решения практических и творческих задач;
- способность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности;
- способность адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с оценкой свою деятельность.
Предметные:
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств,
назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с
ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная
поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "пятно", "цвет";
- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: "Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь";
- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
- следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника; рациональная
организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление
текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка
хода практической работы;
- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и
аппликации (вырезание и наклеивание);
-

- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов
несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в
соответствии с темой;
- применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов
в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета,
получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов
и действий.
Достаточный уровень:
- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов ("Дымково", "Гжель",
"Городец", "Каргополь");
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и
аппликации;
- знание выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная поверхность",
"точка", "линия", "штриховка", "контур", "пятно", "цвет", объем;
- знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации
формы предмета;
-знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
- знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
-нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника,
рабочей тетради;
-следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и обучающихся (красиво,
некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
-использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
- применение разных способов лепки;
- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе,
человеку, семье и обществу;
- различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства;
- различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное
изображение.

Содержание программы по предмету «Рисование» в 5 классе.
Обучение композиционной деятельности (12 ч)
Знакомство детей с выразительными средствами композиции в рисунке с натуры,
сюжетным и декоративном изображении: величинный и светлотный контраст. Величинный
контраст в сказочном изображении. Зрительное равновесие в композиции, достигаемое с
помощью симметричного построения (закрепление). Формирование умений размещать
предметы на листе бумаги при рисовании с натуры натюрморта из 2-3 предметов. Развитие
умения выделять предметы в композиции с помощью фона (обучение практике использования
светлотного контраста в композиции). Формирование умения использовать увеличенный
формат изобразительной плоскости при разработке тематической композиции.
Практические задания
Лепка по представлению: «Великан и мальчик с пальчик» (коллективная работа парами). Аппликация: «Кувшины разной формы» (с использованием цветного фона); «Улицы
города» (коллективная работа из отдельных аппликаций, выполненных учащимися);
натюрморт «Кофейник, чашка, яблоко» (фронтальная работа над составлением аппликации
натюрморта из вырезанных заранее учителем силуэтов изображений). Рисование с
натуры: натюрморт «Кринка и стакан», или «Кувшин и яблоко», или «Букет в вазе и
оранжевый апельсин» (простой карандаш: М, 2М, ЗМ). Рисование на темы: «Праздничная
иллюминация» или «Праздник в городе. Салют» (композиция на увеличенном формате,
тонированном гуашью темного цвета). Декоративное рисование: составление декоративной
композиции узора с соблюдением центральной симметрии на круглой плоскости коробочки
цилиндрической формы.
Развитие у учащихся умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию объектов (25 ч)
Совершенствование умения проводить анализ предмета с целью его изображения,
понимать его конструкцию (строение). Развитие умения сопоставлять части в целом
(определять пропорции). Развитие умения передавать в рисунке сходство с изображаемым
предметом. Обучение способам изображения предметов округлой формы в условиях
перспективы. Рисование предметов цилиндрической и усеченной конической формы.
Использование светотени для передачи объемности. Обучение приемам выявления формы
изображаемого предмета с помощью узора (форма предмета округлая или прямоугольная).
Совершенствование навыков передачи пропорций фигуры человека. Формирование
умения передавать графическими средствами особенности модели (форму головы, прическу,
цвет волос). Обучение приемам изображения сказочных животных (с использованием игрушек
народных промыслов). Обучение приемам изображения относительно сложных по
конструкции предметов (например, автомобиль). Детализация в рисунке.
Практические задания
Лепка с натуры: «Кувшин», «Настольная лампа»; игрушки: машина, самолет. Аппликация
с дорисовыванием: «Дома в городе» (вырезание из цветной бумаги домов разной формы,
конструкции, размеров; дорисовывание деталей фломастерами - коллективная работа на
большом формате, вытянутом по горизонтали). Рисунок с натуры: «Портрет моего товарища»,
«Портрет мамы (папы)» - по выбору учащихся; «Листья дуба (осины, березы, рябины, акации)
(осенней окраски)»; «Ваза сине-зеленой (фиолетовой) окраски». Рисунок по
представлению: сказочные персонажи: жар-птица, медведь, золотой петушок. Рисование после
наблюдения: упражнение в превращении круга в овал и прямую линию в условиях
перспективы. Рисование с натуры: «Кружка», «Кастрюля» и другая посуда (в положении ниже
или на уровне зрения наблюдателя).

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать
его в живописи (20 ч)
Совершенствование умения работать красками: обучение приемам получения оттенков
цвета (более холодных и более теплых: сине-зеленых, желто-зеленых и т. п.). Закрепление
представлений учащихся о цвете и красках, приемов получения смешанных цветов.
Формирование приема работы акварелью «по-сухому». Закрепление умения использовать
прием работы «по-мокрому». Формирование умения передавать с помощью цвета радостное
настроение в композиции на увеличенном формате. Развитие умения выделять форму
предметов с помощью фона. Формирование умений передавать образ человека живописными
средствами (окраска лица, волос, одежды и т. п. при изображении портрета человека).
Практические задания
Работа в цвете над рисунками с натуры: «Осенние листья деревьев и кустарников» (листья
дуба, осины, несложные веточки рябины, акации и т. п.), имеющие оттенки красно-оранжевые,
желто-зеленые, желто-коричневые и т. п.; «Ветка мимозы» (работа акварелью «по-мокрому»
сразу кистью); «Красивая ваза», окрашенная в сине-зеленый или сине-фиолетовый оттенки
цвета (работа акварелью «по-мокрому»); «Портрет моего товарища»; «Портрет мамы (папы)» по выбору учащихся. Работа в цвете над рисунками по теме «Праздничная иллюминация» или
«Праздник в городе. Салют» (на фоне темного цвета; белила для получения осветленных
цветов); «Белые лебеди плавают в пруду зоопарка» (работа по тонированной бумаге сразу
кистью «от пятна»). «Новогодний фейерверк», «Ветка елки с елочными игрушками и
свечами», «Осенний лес», «Военные корабли на море» (с использованием различных оттенков
соответствующих цветов; детализация цветом изображений; работа «по-сухому» и «помокрому»); «Зимние развлечения» (ребята строят снежную крепость, лепят снежную бабу,
катаются на коньках и т. д. - по выбору учащихся) - работа красками с использованием
изученных приемов.
Обучение восприятию произведений искусства (10 ч)
Знакомство детей с произведениями изобразительного искусства (живописью,
скульптурой, графикой) и декоративно-прикладного искусства. Отличительные черты видов
искусства. Живопись. Расширение представлений учащихся о работе художника-живописца.
Закрепление знаний учащихся об отличительных чертах жанров живописи (различия портрета,
пейзажа, натюрморта и сюжетного изображения). Скульптура. Отличие скульптуры от
произведений живописи и графики: объемность скульптуры, ее обозримость с разных сторон.
Материал и инструменты скульптора (сообщение сведений учащимся в доступной их
пониманию форме). Народная скульптура (игрушка), ее выразительность, красота.
Декоративно-прикладное
искусство. Игрушка произведение
народного
искусства
(дымковская, городецкая, богородская, каргопольская игрушка; загорская, семеновская,
полхов-майданская матрешка); посуда Гжели, Хохломы, мебель из Городца или другие
произведения народного декоративно-прикладного творчества (предметы, открытки,
иллюстрации с изображением произведений). Графика. Знакомство детей с книжной графикой
(иллюстрацией). Как иллюстрации помогают читать книги. Оформление книг для детей. Связь
иллюстрации с содержанием. Обложка, композиция книжной страницы (расположение
изображения и текста на странице, их связь, сочетание). Плакат. Особенности плаката.

Календарно - тематическое планирование по рисованию для 5 класса
№
п/п

Дата
проведения

Название раздела (темы)

Кол-во
часов

Содержание

I четверть (17 ч.)
Виды изобразительного
искусства. Живопись и ее
жанры. Скульптура.
Архитектура. Графика.

1.

Беседа на тему «Виды
изобразительного
искусства»

1

2.

Рисование с натуры
«Осенние листья деревьев и
кустарников» (листья дуба).
Рисование с натуры
«Осенние листья деревьев и
кустарников» (веточки
рябины).
Рисование на тему
«Осеннийлес»

1

Построение листьев.
Теплая и холодная гамма.

1

Построение листьев.
Теплая и холодная гамма.

1

5.

Беседа на тему: «Игрушка –
произведение народного
искусства»

1

6.

Пластилиновая аппликация
игрушки-матрёшки

1

Понятие «Пейзаж».
Знакомство с
произведениями
художников и поэтов.
Характерные особенности
формы и росписи
народной глиняной
игрушки (дымковская,
городецкая, богородская,
каргопольская, загорская,
семеновская, палхонмайданская матрешка)
Понятие аппликация.
Выполнение аппликации
«Матрешка» из
пластилина

3.

4.

Планируемые результаты
Минимальный
Достаточный уровень
уровень
знать названия,
определять с
рассмотренных науроках
помощью учителя
образцах изделий
особенности
народных мастеров
изделий народных
мастеров
выполнять работу с выполнять
самостоятельно работу
направляющей
по образцу
помощью учителя
выполнять работу с выполнять
самостоятельно работу
направляющей
по образцу
помощью учителя
выполнять работу с выполнять
самостоятельно работу
направляющей
по образцу
помощью учителя
называть с
помощью учителя,
рассмотренные
произведения на
уроке

знать названия,
рассмотренных на уроках
произведений

передавать в
рисунке с
помощью учителя
форму матрешки,
узоры на одежде

передавать в рисунке
формуматрешки,
придумать узоры на
одежде

7.

Рисование узора в полосе из
повторяющихся элементов
(ягоды, листья, ветки)

1

Понятие растительного
орнамента. Рисование
растительного орнамента
в полосе.

8.

Рисование дымковской
игрушки по образцу

1

Выполнение рисунка по
шаблону.

9.

Рисование геометрического
орнамента в круге

1

10.

Аппликация
геометрическогоорнамента
в квадрате

1

11.

Рисование несложного
натюрморта, состоящего из
фруктов (яблоко, груша)

1

12.

Рисование несложного
натюрморта, состоящего из
овощей (морковь, огурец)

1

Понятие орнамента. Ритм,
чередование элементов.
Рисование
геометрического
орнамента в круге.
Узор из геометрических
фигур в квадрате.
Закрепление понятий –
верхний, нижний углы,
слева, справа, между,
посередине.
Понятие натюрморт.
Художники, работающие
в жанре натюрморта.
Правила и принципы
композиционного закона.
Рисование несложного
натюрморта.
Рисование натюрморта,
состоящего из овощей (на
выбор)

13.

Рисование с натуры
«Кувшин и яблоко»

1

Закрепление знаний о
процессе рисования с
натуры. Продолжение
формирования
графических навыков.

составление узора
с помощью
учителя, используя
три, четыре
элемента
передавать в
рисунке с
помощью учителя
узоры на игрушке

составление узора по
образцу, используя три,
четыреэлемента

передавать в
рисунке форму
изображаемых
предметов с
помощью учителя
передавать в
рисунке форму
изображаемых
предметов с
помощью учителя

передавать в рисунке
форму изображаемых
предметов

передавать в
рисунке форму,
изображаемых
предметов с
помощью учителя

передавать в рисунке
форму, изображаемых
предметов, их строение и
пропорции

передавать в
рисунке форму,
изображаемых
предметов с
помощью учителя
передавать в
рисунке форму,
изображаемых
предметов с
помощью учителя

передавать в рисунке
форму, изображаемых
предметов, их строение и
пропорции

самостоятельно
составлять и передавать
узор по образцу

передавать в рисунке
форму изображаемых
предметов

передавать в рисунке
форму, изображаемых
предметов, их строение и
пропорции

14.

15.

16.

17.

Лепка с натуры
объёмного предмета
конической формы
«Пирамидка»
Рисование с натуры
игрушки (детская
раскладная пирамидка)

1

Декоративное рисование
-составление эскиза для
значка по предложенной
учителем
форме (по выбору
учащихся).
Рисование с натуры:
дорожныхзнаков
треугольной формы
(«Крутой спуск»,
«Дорожные работы»

1

1.

Беседа на тему:
«Произведениянародного
декоративно прикладного творчества»

2.

Рисование с натуры
объёмного предмета и его
декоративное оформление
(ваза)

1

Конструктивный способ
лепки многодетальных
предметов.
Закрепление знаний о
процессе рисования с
натуры. Продолжение
формирования
графических навыков.
Последовательность
рисования с натуры
предметов, имеющих
форму конуса.
Понятие эмблема, значок.
Рисование эмблем для
спортивных секций и
кружков школы (на
выбор)

Дорожные знаки.
Геометрическая форма и
цвет дорожных знаков.
Рисование с натуры
дорожных знаков на
выбор.
II четверть (15 ч.)
1
Беседа. Знакомство с
произведениями
народного декоративно
- прикладного
творчества (посуда
Гжели, Хохломы,
мебель из Городца)
1
Закрепление знаний о
процессе рисования с
натуры. Продолжение
формирования
графических навыков.
Декор.
1

рисование с
направляющей
помощью учителя
рисование с
направляющей
помощью учителя

самостоятельное
рисованиепосле разбора

рисование с
направляющей
помощью учителя

самостоятельное
рисованиепосле разбора

передавать в
рисунке форму,
изображаемых
предметов с
помощью учителя

передавать в рисунке
форму, изображаемых
предметов, их строение и
пропорции

называть
рассмотренные на
уроке
произведения с
помощью учителя

самостоятельно
называть рассмотренные
на уроке произведения с
помощью учителя

рисование с
направляющей
помощью учителя

самостоятельное
рисование после разбора

самостоятельное
рисованиепосле разбора

3.

Декоративное рисование
узора для ткани

1

4.

Рисование с натуры
предмета
цилиндрической формы
«Торт»

1

5.

Рисование с натуры
объёмного прямоугольного
предмета (часы)

1

6.

Рисование на тему:
«Портрет мамы»

1

Рисунок по
представлению:
сказочные персонажи заяц, лиса
Рисование на тему: «На
оленях по снегу».

2

7-8.

9.

1

Основы художественного
конструирования.
Рисование узора для
ткани.
Понятие цилиндр.
Закрепление знаний о
процессе рисования с
натуры. Продолжение
формирования
графических навыков.
Рисование предмета
прямоугольной формы.
Выполнение рисунка в
определенной
последовательности – от
общего к частному.
Понятие портрет.
Знакомство с
портретами
художников.
Расположение
элементов портрета
на листе. Рисование
мамы по
представлению.
Рисование сказочных
персонажей по выбору.
Рисование по
представлению с
использованием
наглядных средств.
Холодная цветовая
гамма. Для
сосредоточения на
работе цветом
используются

построение
сетчатого узора с
помощью учителя

самостоятельное
построение сетчатого
узора

рисование с
направляющей
помощью учителя

самостоятельное
рисованиепосле разбора

выполнять работу с выполнять
самостоятельно работу
направляющей
по образцу
помощью учителя

выполнение
работы, используя
шаблоны, с
помощью учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу, используя
наглядность

рисование,
используя один,
два элемента и
шаблоны
рисование с
направляющей
помощью учителя

рисование по образцу,
используя наглядность

самостоятельное
рисование после разбора

трафареты и
шаблоны: силуэты оленей; картины
северного
ландшафта.
10.

Иллюстрирование
литературного
произведения
«Снегурочка»

1

11.

Рисование на тему:
«Лес зимой»

1

12.

Рисование на тему: «Зимние
развлечения»

1

13.

Рисование новогодних
карнавальных очков

1

14.

Рисование на тему:
«Веточка с елочными
игрушками»

1

Рисование по
представлению и
воображению с
использованием
наглядных средств
Знакомство с
репродукциями русских
художников. Построение
композиции зимнего
пейзажа.
Примерное содержание
рисунка: дома и деревья
в снегу, дети лепят
снеговика,строят
крепость, спускаются с
горы на лыжах и санках,
играют на катке в
хоккей, катаются на
коньках и т. п.
Представление о
назначении
карнавальных очков и
технологии их
изготовления.
Изображение предмета
симметричной формы.
Рисование предметов
несложной формы.
Создание образа еловой
ветки и красивого
украшения.

рисование с
направляющей
помощью учителя

самостоятельное
рисование после разбора

рисование с
направляющей
помощью учителя

самостоятельное
рисование после разбора

рисование с
направляющей
помощью учителя

самостоятельное
выполнение рисунка,
используя наглядный
материал

выполнение
работы, используя
шаблоны с
помощью учителя

выполнение работы по
образцу, используя
шаблоны

рисование с
направляющей
помощью учителя

самостоятельное
выполнение рисунка,
используя наглядный
материал

15.

1.

Изготовление новогодней
открытки (аппликация)

Беседа о различных
жанрах живописи

История возникновения
поздравительной
открытки. Поэтапное
изготовление элементов
открытки.
III четверть (18 ч.)
1

1

2.

Иллюстрирование отрывка
литературного
произведения «Сказка о
царе Салтане»

1

3.

Рисование сказочного
персонажа «Жар-птица».

1

Знакомство с
картинами
художников (И. Шишкин
«Рожь», «Сосновый
бор»; А. Саврасов
«Грачи прилетели»; А.
Куинджи «Березовая
роща»;О. Кипренский
«Портрет А. С.
Пушкина»; Ф.
Решетников
«Опять двойка»; В.
Васнецов
«Богатыри»;
иллюстрации И.
Билибина)
Иллюстрирование
отрывка
литературного
произведения
«Сказка о царе
Салтане» А.
Пушкина («Пушкис
пристани палят,
кораблю пристать
велят»; «Белка
песенки поет, да
орешки все грызет» и
др.)
Образ сказочной
птицы в русском
фольклоре. Жар -

выполнение
работы с помощью
учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу

называть
некоторые
произведения и
жанры живописи,
рассмотренные на
уроке с помощью
учителя

самостоятельно называть
рассмотренные науроке
произведения,
отличительные
особенности
жанров живописи
(различия портрета,
пейзажа,
натюрморта и
сюжетного
изображения).

выполнение
работы с помощью
учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу, используя
наглядность, называние
рассмотренных на уроке
произведений и
персонажей

выполнение
работы, используя
шаблоны, с

самостоятельное
выполнение работы по
образцу, используя

4.

Рисование на тему:
«Дом Бабы-яги в
сказочном лесу»

1

5.

Иллюстрирование
отрывка из
литературного
произведения
(по выбору)
Лепка фигуры
человека с атрибутами
труда или спорта

1

7.

Рисование человека

1

8.

Рисование объёмного
предмета«Торшер»,
«Подсвечник со свечой»

1

6.

1

птица в картинах
художников.
Повторение
изученного о теплых и
холодных цветах.
Рисование по
представлению и
воображению:
«Сказочный лес и
избушка
на курьих ножках»
Рисование по
представлению и
воображению

помощью учителя

наглядность

выполнение
работы, используя
шаблоны, с
помощью учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу

выполнение
работы с помощью
учителя

самостоятельная работа
после разбора

Знакомство со
скульптурой
человека.
Закрепление знаний
о пропорциях
фигуры человека.
Поэтапное
изготовление
фигуры из
пластилина на
каркасе.
Закрепление знаний
о пропорциях
фигуры человека.
Поэтапное
рисование.
Рисование объёмного
предмета сложной
формы и его
оформление (торшер
или подсвечник со
свечой)

выполнение
работы по образцу
с помощью
учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу

выполнение
работы по образцу
с помощью
учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу

выполнение
работы, используя
шаблоны, с
помощью учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу, используя
наглядность

9.

Рисование предмета
шаровидной формы (кукланеваляшка)

1

Изображение
предмета сложной
шарообразной формы

10.

Лепка с натуры игрушки
(машина, самолёт).

1

11.

Рисование с натуры
игрушки «Самосвал»

1

Закрепление приема
лепки с натуры.
Пошаговая лепка
деталей машины,
самолета.
Продолжение
формирования
графических навыков.

12.

Рисование на тему:
«Военные корабли на море»

1

13.

Изготовление открытки к
Дню защитника отечества
(аппликация)

1

14.

Рисование на тему: «Букет
для мамы»

1

15.

Изготовление открытки к 8
Марта (аппликация)

1

16.

Рисование с натуры
«Кофейник, чашка,
яблоко»

1

История корабля.
Изображения
кораблей разного
времени. Рисование
военного корабля с
помощью трапеции.
История возникновения
поздравительной
открытки. Поэтапное
изготовление элементов
открытки.

История возникновения
поздравительной
открытки. Поэтапное
изготовление элементов
открытки.
Закрепление знаний
о процессе
рисования с натуры.
Продолжение
формирования

выполнение
работы, используя
шаблоны, с
помощью учителя
выполнение
работы, используя
шаблоны, с
помощью учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу, используя
наглядность
самостоятельное
выполнение работы по
образцу

выполнение
работы, используя
шаблоны, с
помощью учителя
выполнение
работы по образцу
с помощью
учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу, используя
наглядность
самостоятельное
выполнение работы по
образцу

выполнение
работы с помощью
учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу

выполнение
работы, используя
шаблоны, с
помощью учителя
Выполнение
работы с помощью
учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу, используя
наглядность
самостоятельное
выполнение работы по
образцу

выполнение
работы по образцу
с помощью
учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу

17.

Рисование
натюрморта
«Кастрюля, луковица и
морковь».

1

1.

Рисование с натуры
цветочного горшка с
растением

1

2.

Рисование птиц
(воробей, синица - по
выбору)

1

3.

Рисование на тему:
«Птицы-наши друзья»

1

Рисование на тему: «Мы
покоряем космос»

2

Рисование на тему: «Весна
в городе»

1

4-5.

6.

графических
навыков.
Закрепление знаний о
процессе рисования
натюрморта.
Продолжение
формирования
графических
навыков.
IV четверть (17ч.)
Закрепление знаний о
процессе рисования с
натуры. Продолжение
формирования
графических навыков.
Представление о
внешнем облике птиц.
Характерные
особенности воробья,
синицы: пропорции
тела, цвет оперения,
форма клюва, хвоста.
Сюжетный рисунок:
весна, ярко светит
солнце, деревья с
листочками, на переднем
плане скворечник, на
ветке сидит скворец
Рисунок по
представлению.
Составление плана
выполнения рисунка,
обдумывание сюжета.
Рисование по
представлению и
воображению

выполнение
работы, используя
шаблоны, с
помощью учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу, используя
наглядность

выполнение
работы с помощью
учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу, используя
наглядность

выполнение
работы, используя
шаблоны, с
помощью учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу

выполнение
работы, используя
шаблоны, с
помощью учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу

выполнение
работы, используя
шаблоны, с
помощью учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу, используя
наглядность

выполнение
работы, используя
шаблоны, с
помощью учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу, используя
наглядность

Рисование симметричных
форм: насекомые-бабочка,
стрекоза, жук- по выбору

2

9.

Рисование на тему: «На
верблюдах по пустыне»

1

10.

Рисование объёмного
прямоугольного предмета
(аквариум с рыбками)

1

11.

Беседа об
изобразительном
искусстве с показом
репродукций картин о
Великой Отечественной
войне против немецкофашистских захватчиков

1

12.

Рисование на тему:
«Праздник в городе.
Салют»

1

7-8.

Понятие симметрии.
Рисование
симметричных форм
насекомых (на
выбор), применяя
среднюю линию, как
вспомогательную.
Рисование по
представлению с
использованием
наглядных средств.
Теплая цветовая гамма.
Для сосредоточения на
работе цветом
используются трафареты
и шаблоны- силуэты
верблюдов, картины
пустыни.
Рисование
прямоугольного
предмета. Знакомство с
видами аквариумных
рыб. Поэтапное
изображение рыбок.
Показ и беседа по
репродукциям (В.
Корецкий. «Воин
Красной Армии, спаси!»;
Д.
Шмаринов «Незабудем,
не простим»; Ф.
Богородский.
«Слава павшим
героям»
Рисование по
представлению и
воображению.
Использование способа
тычка.

выполнение
работы, используя
шаблоны, с
помощью учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу, используя
наглядность

выполнение
работы, используя
шаблоны, с
помощью учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу

выполнение
работы, используя
шаблоны, с
помощью учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу

называть
некоторые
произведения,
рассмотренные на
уроке, с помощью
учителя

самостоятельно
называть
рассмотренные
науроке
произведения,
определять
эмоциональное
состояние,изображённых
на картине лиц

выполнение
работы, используя
шаблоны, с
помощью учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу

13.

Рисование весенних
цветов несложной формы

1

Рисование по
представлению и
воображению.

14.

Рисование с натуры «Ветка
мимозы»

1

1516.

Плакатная композиция на
тему: «Берегите лес».

2

17.

Рисование на тему: «Лето любимое время года»

1

Закрепление знаний о
процессе рисования с
натуры. Работа акварелью
«по-мокрому».
Составление
плакатной композиции
на тему: «Берегите
лес!» (используется
метод составления
формы из обрывков
цветной бумаги).
Рисование на тему лета
по представлению и
воображению

выполнение
работы, используя
шаблоны, с
помощью учителя
выполнение
работы, используя
шаблоны, с
помощью учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу

выполнение
работы, используя
шаблоны, с
помощью учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу, используя
наглядность
самостоятельное
выполнение работы по
образцу, используя
наглядность

выполнение
работы, используя
шаблоны, с
помощью учителя

самостоятельное
выполнение работы по
образцу, используя
наглядность

Описание учебно-методического обеспечения предмета «Рисование»
в 5 классе
Аппликация. М.А. Гусакова. – М., 1987.
Беседы об искусстве. В.Б. Розенвассер. – М., 1979.
Изо в специальной (коррекционной) школе 8 вида. И.А. Грошенков. - М., 2002.
Игры с цветом. Н.В. Дубровская. – М., 2005.
Первые шаги в мире искусства. Н.А. Горяева. – М., 1991.
Поурочные разработки по изобразительному искусству. Л.Ю. Бушкова. – М., 2011.
Поурочные разработки по изобразительному искусству. Л.Ю. Бушкова. – М., 2009.
Уроки изобразительного искусства: поурочные разработки. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. – М., 2013.

Описание материально-технического обеспечения предмета «Рисование» в 5 классе

1. Изобразительные наглядные пособия:
- тематические иллюстрации, фотографии, репродукции (И. И. Шишкин. «Рожь», «Сосновый бор»; А. К. Саврасов. «Грачи прилетели»;
А. И. Куинджи. «Березовая роща»; О. А. Кипренский. «Портрет А. С. Пушкина»; Ф. П. Решетников. «Опять двойка»; В. М. Васнецов. «Богатыри»;
иллюстрации И. Я. Билибина, В. М. Васнецова Э. Фальконе. «Медный всадник»; В. И. Мухина. «Рабочий и колхозница»; С. Т. Коненков.
Скульптура из дерева «Паганини»; народные игрушки из глины, дерева. Иллюстрация к сказке «Волк и семеро козлят» В. М. Васнецова;
иллюстрации И. Я. Билибина, В. М. Васнецова, В. М. Конашевича к сказкам; иллюстрации к рассказам Е. И. Чарушина Плакаты в защиту
окружающей среды. Репродукции (В. Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!», Шмаринов. «Не забудем, не простим»; Ф. Богородский «Слава
павшимгероям». Иллюстрации предметов народного декоративно-прикладного творчества (Гжель, хохлома и др. с изображением произведений
- раздаточный дидактический материал: трафареты, шаблоны
2. Аудиовизуальные средства:
- презентации по темам: «Виды изобразительного искусства», «Декоративно-прикладное творчество», «Жанры живописи», «Картины и плакаты
ВОВ».
3. Технические средства обучения:

- интерактивная доска, проектор;
- ноутбук.

Данная программа является продолжением программы «Изобразительное искусство»
для 0-4 классов. Задачами преподавания изобразительного искусства в средних и старших классах являются:


развитие у учащихся умения наблюдать предметы и явления окружающей действительности и отражать их в разных видах художественной
деятельности;
 овладение учащимися в практической деятельности элементами художественно- изобразительной грамоты и средствами выразительности в области
рисунка, живописи, композиции, в декоративно-прикладном искусстве; на основе этого развитие у детей возможности творческой художественноизобразительной деятельности через формирование структурных и операциональных компонентов процесса воображения;
 воспитание эстетических чувств, понимания красоты окружающей действительности в процессе восприятия конкретных предметов быта, форм
растительного и животного мира, человека и др., их изображения с натуры, по памяти, по воображению; при стилизации форм в декоративноприкладной художественной деятельности; при рассматривании произведений искусства;
 развитие у учащихся интереса к занятиям изобразительным искусством, сохранение его при использовании разных видов изобразительной
деятельности и форм работы, художественных материалов и техник работы; при отборе содержания учебного материала в соответствии с
возрастными интересами учащихся и их возможностями в изобразительной деятельности; при создании доброжелательной и творческой обстановки
в классе во время работы и объединении учащихся общими социально значимыми задачами изобразительной деятельности;
 знакомство детей с произведениями искусства, созданными художниками, скульпторами, мастерами народного декоративно - прикладного
искусства, и обучение учащихся приемам рассматривания, умению устанавливать смысловые связи, рассказывать содержание картины, книжной
иллюстрации, высказывать свое отношение к увиденному;
 воспитание у учащихся умения работать коллективно на каждом этапе в цепи заданий для получения результата общей деятельности.
Среди наиболее важных задач, при решении которых в процессе изобразительной деятельности осуществляется, коррекция развития детей с
нарушением интеллекта, следует выделить:
 развитие мыслительных операций (умение анализировать, выделять важные свойства объектов, сравнивать их; соединять части в целое в
соответствии с конструкцией объектов)
 умение осуществлять операцию синтеза; умение обобщать на основе сходства и различий признаков и др.);
 развитие зрительно-двигательной памяти, восприятия пространственного расположения предметов;
 совершенствование мелкой и крупной моторики руки;
 развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную ипрактическую деятельность и функцию общения;
 обучение работе по инструкции учителя и самостоятельно, планированию своейдеятельности;
 формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности адекватно;
 развитие умения отражать в рисунке, лепке, аппликации собственный эмоциональный,игровой, социальный и бытовой опыт, опыт межличностных
отношений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».