Пояснительная записка
Программа разработана и реализуется в соответствии с ФГОС для учащихся с
умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Биология" составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании»;
3.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
4.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
5.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников»;
6.
года);
7.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями на 22 ноября 2022
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с изменениями на 24 мая 2023 года);
8.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на
территории Свердловской области»;
9.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270- ПП «Об утверждении Порядка регламентации и
оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам
на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями на 12.01.2023г.);
10.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
11.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
12.
Локальные акты образовательного учреждения.
Предлагаемая программа ориентирована на линию учебников, предназначенных для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями, обеспечивающих реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области
«Естествознание» Биология. Животные: - учебник авторов А.И. Никишов, А.В. Теремов – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2023. – 2231с.
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Преподавание биологии в коррекционной школе направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с
живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать простейшие причинноследственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой
природой, влияние на нее.
Курс «Биология» в 8 классе состоит из раздела «Животные».
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с интеллектуальными
нарушениями, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и
проведение экскурсий. Учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают
сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни. Все это даст
возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более
эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Цель изучения биологии в 8 классе:
- использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с проблемами интеллектуального развития и
коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
- дать элементарные, но научные и систематические сведения об окружающем мире, о живой природе, именно о животных
Задачи:
- формировать элементарные биологические понятия;
- об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных;
- формирование правильного понимания таких природных явлений;
- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни
всех растений, грибов, животных и
людей), бережного отношения к природе;
- первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых комнатных растений иухода за ними; животными, которых можно
содержать дома и в школьном уголке природы;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Программа направлена на то, чтобы дать обучающим основные знания о живой природе; продолжать формировать представление о мире,
который окружает человека. Для проведения занятий по биологии необходимо иметь соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме
измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно иметь, влажные препараты,
также в достаточном количестве раздаточный материал. Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете
биологии.
Формы:
устный опрос, ответы на вопросы, пересказ;практические и лабораторные работы.
Методы обучения: словесные, наглядные, наблюдение,
практические,
объяснительно – иллюстративные, исследовательские, частично – поисковые.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция переключаемости и распределение внимания;
Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памятиКоррекция слухового и зрительного восприятия
Коррекция произвольного внимания Развитие самостоятельности, аккуратности.
Коррекционно- развивающее обучение; Дифференцированного обучения;
Здоровье сберегающие;Информационные.
Для развития более ответственного отношения к обучению, запланированы тематические контрольные работы, соответствующие уровню
развития учащихся, в основном в тестовойформе и по рисункам.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Курс из предметной области «Естествознание» изучается с 7 по 9 классы. На предмет
«Биология» отводится по 68 часов в год (2 часа в неделю) в 7 – 9 классах. Разделы программы курса биологии: 7 класс - растения, бактерий,
грибы; 8 класс – животные; 9 класс – человек.
4. Планируемые результаты обучения
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально- личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятиесоответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственнойотзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Регулятивные:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических иучебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственнуюорганизацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения
между объектами и процессами.
Коммуникативные:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия(учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды письмадля решения жизненно значимых задач;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решениякоммуникативных и познавательных задач.
Предметные результаты обучения
Предметными результатами обучения биологии в 8 классе являются:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в
местных условиях; значение изучаемыхживотных в природе, а так же в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственнымиживотными (известными учащимся).
5. Содержание программы
(В содержание программы внесены изменения, рекомендованные экскурсии практические работы могут быть заменены видео и презентациями,
так как в поселке отсутствуют зоопарки, зверофермы, есть только домашние хозяйства)
Введение.
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные
животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных
Беспозвоночные животные.
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в
почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание,
способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры
борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ
передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящихсельскохозяйственным растениям.
Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные.
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее
строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное
использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная
система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше).Внешнее строение, питание, дыхание,
кровообращение, нервная система, органы чувств.
Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образужизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел). Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка — домашние птицы.
Строение яйца курицы. Выращивание цыплят.
Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живыхдетенышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания,кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни,
питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и
кроликами. Образ жизни, питание и размножениезайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каждого из этих
животных. Черты сходства и различия между некото-рыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей.
Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и знчение пушных зверей. Разведение норки на
зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных,
распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание
детенышей. Дыхание. Значение этихживотных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось).
Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные
травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные
— свинья.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — нафермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ.Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение
верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение
северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещениесвиней. Уход за свиньями и их кормление.
Выращивание поросят. Откорм свиней.
Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питаниелошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана
птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающиевиды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их
кормлением и уходом.
Практическая работа на учебном подсобном хозяйстве: участие в уходе за помещением и жи-вотными, участие в раздаче кормов.
№
п/
п
6. Тематическое планирование Биология 8 класс
Количество часов
Наименование разделов и тем
Контроль Практич
Всего
программы
ные
еские
работы
работы
Раздел 1. Введение
1
Многообразие и значение животного
2
Примечания
мира
Раздел 2. Беспозвоночные животные
1
Черви
2
2
Насекомые
8
1
К.р.1
Раздел 3. Позвоночные животные
1
Рыбы
7
2
Земноводные
3
3
Пресмыкающиеся
5
1
К.р.2
4
Птицы
10
1
К.р.3
5
Млекопитающие
15
1
К.р.4
6
Сельскохозяйственные животные
14
1
К.р.5
7
Экскурсии и практические работы
2
Итого
68
2
5
2
7. Поурочное планирование – Биология 8 класс
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Многообразие животного
мира.
1
2
Значение животных и их
охрана.
1
3
Общие признаки
беспозвоночных животных
1
Дождевой червь
4
Круглые черви – паразиты
человека
1
Контро
льные
работы
Практич
еские
работы
Дата
изучения
Примечания
5
Внешнее строение и образ
жизни насекомых.
1
6
Бабочка – капустница.
Яблонная плодожорка
1
7
Майский жук.
1
8
Комнатная муха
1
9
Медоносная пчела
1
10
Тутовый шелкопряд
1
11
Обобщение: Беспозвоночные
1
12
Контрольная работа №1:
Беспозвоночные
1
1
Тесты и
рисунки
13
Внешнее строение и скелет
рыбы.
1
14
Внутреннее строение рыбы
1
15
Размножение рыб
1
16
Речные рыбы
1
17
Морские рыбы
1
18
Рыболовство и рыбоводство
1
19
Рациональное использование
и охрана рыб
1
20
Общие Признаки
земноводных.
Среда обитания и внешнее
строение лягушки.
1
21
Внутреннее строение
земноводных
1
22
Размножение и развитие
лягушки
1
23
Среда обитания и внешнее
строение пресмыкающихся
1
24
Внутреннее строение
пресмыкающихся
1
25
Размножение и развитие
пресмыкающихся
1
26
Обобщение: Рыбы.
Земноводные.
Пресмыкающиеся
1
Контрольная работа №2 административная: Рыбы.
Земноводные.
Пресмыкающиеся
1
28
Особенности внешнего
строения птиц, скелет птиц.
1
29
Особенности внутреннего
строения
1
30
Размножение птиц
1
31
Птицы, кормящиеся в
воздухе
1
32
Птицы леса
1
33
Хищные птицы
1
27
1
Тесты и
рисунки
34
Птицы пресных водоёмов и
болот
1
35
Птицы, обитающие вблизи
жилья человека
1
36
Домашние птицы: куры,
утки и гуси. Птицеводство
1
37
Контрольная работа №3:
Птицы
1
38
Внешнее строение
млекопитающих
1
39
Особенности скелета и
нервной системы.
Внутренние органы
1
Грызуны. Значение
грызунов в природе и в
жизни человека
1
41
Зайцеобразные
1
42
Разведение домашних
кроликов
1
43
Хищные звери
1
44
Дикие пушные хищные звери
1
45
Разведение норки на
зверофермах
1
46
Домашние хищные звери –
кошка, собака
1
47
Ластоногие. Китообразные
1
48
Парнокопытные
1
40
1
Тесты и
рисунки
49
Непарнокопытные
1
50
Приматы
1
51
Обобщение:
Млекопитающие
1
52
Контрольная работа №4:
Млекопитающие
1
53
Корова
1
54
Содержание коров на
фермах.
1
55
Выращивание телят
1
56
Овцы
1
1
Тесты и
рисунки
57
Содержание овец и
выращивание ягнят
1
58
Верблюды
1
59
Северные олени
1
60
Домашние свиньи
1
61
Содержание свиней на
свиноводческих фермах.
1
62
Выращивание поросят
1
63
Домашние лошади
1
64
Содержание лошадей и
выращивание жеребят
1
65
Обобщение: Животные
1
66
Промежуточная аттестация –
контрольное тестирование
1
67
Наблюдение за птицами и
животными
1
1
68
Подведение итогов года Что мы узнали о животных
1
1
Тесты и
рисунки
1