Математика 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана в соответствии с:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями
и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с
изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и
дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в
общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении
Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и
родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в
части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);

9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января
2027 г.;
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. №
20-Д;
11. Локальные акты образовательного учреждения.
Цели и задачи образования
Цель: подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни в современном обществе и
овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:
 формировать математические знания и умения, необходимые для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, житейских и профессиональных задач и развивать способности их использования при решении
соответствующих возрасту задач;
 развивать познавательную деятельность и личностные качества обучающихся средствами математики с
учетом их индивидуальных возможностей;
 формировать
положительные
качества
личности:
аккуратность,
настойчивость,
трудолюбие,
самостоятельность, терпеливость, любознательность, умения планировать свою деятельность, доводить начатое дело
до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Основные направления коррекционной работы:
 развитие зрительного восприятия и узнавания;
 обогащение словаря;
 развивать мелкую моторику рук;
 развитие пространственных представлений и ориентации;
 развитие основных мыслительных операций: умения анализировать, обобщать, группировать,
3

систематизировать даже
 элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;
 развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
 развитие познавательной деятельности;
 коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с отклонениями
в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных
(коррекционных) образовательных учреждений— коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных
качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости,
любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами,
жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию
математических знаний в нестандартных ситуациях. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые
формируются у обучающихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение
множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить обучающихся к
усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями обучающиеся должны учиться оформлять в громкой
речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность
мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики
необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом.
В младших классах необходимо пробудить у обучающихся интерес к математике, к количественным
изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании
дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
4

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических
представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения
способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных,
использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между
понятиями. Важный прием - материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать
его в жизненных ситуациях. Используются методы: беседа, экскурсии, демонстрация, наблюдение, самостоятельные
работы.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию
речи обучающихся. Поэтому на уроках математики в младших классах обучающиеся повторяют собственную речь,
которая является образцом для обучающихся.
При составлении программы использованы учебники, входящие в Федеральный перечень учебников,
допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Образовательная область: «Математика».
Предмет: «Математика». Согласно учебного плана КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», реализующего адаптированные общеобразовательные программы для
обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, получающих образование по индивидуальному плану
на дому, курс по учебному предмету рассчитан на 3 часа в неделю, 99 часов в год.
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающегося будет сформировано:
 знание правил поведения на уроке математики и следование им при организации образовательной
деятельности;
 позитивное отношение к изучению математики, желание выполнить учебное задание хорошо (правильно);
 знание правил общения с учителем и сверстниками, умение отвечать на вопросы учителя, поддержать диалог с
учителем и сверстниками на уроке математики;
 доброжелательное отношение к учителю и другим обучающимся, желание оказать помощь одноклассникам в
5

учебной ситуации;
 умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой
инструкции по выполнению математической операции;
 начальные навыки работы с учебником математики: нахождение в учебнике задания, указанного учителем;
использование иллюстраций, содержащихся в учебнике, в качестве образца для организации практической
деятельности с предметами или выполнения задания в тетради;
 понимание записей с использованием математической символики, содержащихся в учебнике или иных
дидактических материалах, умение их прочитать и использовать для выполнения практических упражнений;
 умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные отношения (на основе
анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций);
 умение отразить в записи с использованием математической символики предметные отношения (на основе
анализа реальных предметных совокупностей или их иллюстраций);
 умение прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в соответствии с этим свои действия
при выполнении учебного задания;
 умение принять оказываемую помощь в выполнении учебного задания;
 умение рассказать о пошаговом выполнении учебного действия с использованием математической
терминологии (в форме отчета о выполненном действии) с помощью учителя;
 начальные умения производить самооценку результатов выполнения учебного задания (правильно –
неправильно);
 начальные умения использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и
предметном окружении;
 начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании и доступных видах хозяйственнобытового труда;
 отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к природе, своему
здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.
Предметные результаты:
 элементарные математические представления о количестве, форме, величине предметов; пространственные и
6

временные представления;
 начальные математические знания о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных
отношений;
 навыки измерения, пересчета, измерения, прикидки и оценки наглядного представления числовых данных и
процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов;
 способность применения математических знаний для решения учебно-познавательных, учебно-практических,
жизненных и профессиональных задач;
 оперирование математическим содержанием на уровне словесно-логического мышления с использованием
математической речи;
 элементарные умения пользования компьютером.
АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ.
Уровни овладения предметными результатами
Достаточный уровень
 знать числовой ряд 1-10 в прямом и обратном порядке;
 усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания;
 знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы;
 считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами
по 1, 2, в пределах 10;
 откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 10;
 выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в
пределах 10;
 различать числа, полученные при счете и измерении;
 решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые
 арифметические задачи с помощью учителя;
 различать прямые линии, кривые линии, отрезок;
 чертить прямоугольник (квадрат), треугольник по точкам (с помощью учителя).

Минимальный уровень
 знать числовой ряд 1-10 в прямом порядке;
 понимать смысл арифметических действий сложения и
вычитания;
 откладывать, используя счетный материал, любые числа
 в пределах 10 с помощью учителя;
 выполнять устные и письменные действия сложения и
вычитания чисел в пределах 10;
 различать числа, полученные при счете и измерении;
 записывать числа, полученные при измерении;
 решать, составлять, иллюстрировать изученные простые
арифметические задачи при помощи учителя;
 чертить отрезок с помощью учителя.

Содержание учебного предмета
1 класс
7

Пропедевтика
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова:
каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные,
одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий,
низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше);
равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины,
высоты, глубины, толщины).
Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже,
выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий,
низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести
(весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).
Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же,
равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее
составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия
между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние,
недостающие предметы. Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
8

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково,
равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по отношению друг к другу:
впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около,
здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в
указанное положение.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый,
левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний
правый, левый углы.
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения (мера) времени - сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий
день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов
окружающей среды путем соотнесения с геометрическими фигурами.
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 10
Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 9. Число и цифра 0. Образование, название,
запись числа 10. 10 единиц – 1 десяток.
Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 10 (счет по 1 и равными числовыми группами по 2).
Количественные, порядковые числительные. Соотношение количества, числительного, цифры. Счет в заданных
пределах.
Место каждого числа в числовом ряду. Следующее, предыдущее число. Получение следующего числа путем
присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа.
9

Сравнение чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного соответствия
предметных совокупностей или их частей. Установление отношения: равно, больше, меньше.
Состав чисел первого десятка из единиц. Состав чисел первого десятка из двух частей (чисел), в том числе с
опорой на представление предметной совокупности в виде двух составных частей.
Нумерация чисел в пределах 20
Образование, название, запись чисел 11-20. Десятичный состав чисел 11-20. Числовой ряд в пределах 20.
Получение следующего числа в пределах 20 путем присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа в
пределах 20 путем отсчитывания 1 от числа. Счет предметов в пределах 20. Однозначные, двузначные числа.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения (меры) стоимости - копейка (1 к.), рубль (1 р.). Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 10 к. Замена
монет мелкого достоинства монетой более крупного достоинства в пределах 10 р. Размен монеты крупного
достоинства монетами более мелкого достоинства.
Единица измерения (мера) длины – сантиметр (1 см). Измерение длины предметов с помощью модели
сантиметра. Прибор для измерения длины – линейка. Измерение длины предметов с помощью линейки.
Единица измерения (мера) массы – килограмм (1 кг). Прибор для измерения массы – весы.
Единица измерения (мера) емкости – литр (1 л). Определение емкости предметов в литрах.
Единицы измерения (меры) времени – сутки (1 сут.), неделя (1 нед.). Соотношение: неделя – семь суток.
Название дней недели. Порядок дней недели.
Чтение и запись чисел, полученных при измерении величин одной мерой.
Арифметические действия
Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических действий сложения («+») и вычитания
(«-»), их название (плюс, минус) и значение (прибавить, вычесть). Составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на
основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его значение (равно, получится).
Запись числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.
Сложение, вычитание чисел в пределах 10. Таблица сложения чисел в пределах 10 на основе состава чисел, ее
использование при выполнении действия вычитания. Переместительное свойство сложения (практическое
использование). Нуль как результат вычитания (5 – 5 = 0).
Сложение десятка и единиц в пределах 20 (10 + 5 = 15); сложение двух десятков (10 + 10 = 20).
10

Арифметические задачи
Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). Решение и ответ задачи.
Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на
нахождение суммы и разности (остатка). Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по
предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.
Геометрический материал
Шар, куб, брус: распознавание, называние. Предметы одинаковой и разной формы.
Точка. Линии: прямая, кривая. Построение прямой линии с помощью линейки в различном положении по
отношению к краю листа бумаги. Построение прямой линии через одну точку, две точки.
Отрезок. Измерение длины отрезка (в мерках произвольной длины, в сантиметрах). Построение отрезка
заданной длины.
Овал: распознавание, называние.
Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам).
Тематическое планирование
Раздел и темы учебного предмета, курса

Раздел 1. Пропедевтика
Представления о цвете.
Представления о величине.
Представления о массе.
Количественные представления.
Временные представления.
Возраст.
Пространственные представления.
Геометрический материал.

Количе
ство
часов

24 ч

Виды учебной деятельности (практические и лабораторные работы,
творческие и практические задания, экскурсии и др. формы занятий,
используемые при обучении)

Формы занятий:
-индивидуальная.
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-дополнительной литературой;
-работа с раздаточным материалом;
-выполнение заданий по классификации.

Текущий и
промежуточный
контроль.
Формы
контроля
 поурочный
устный
контроль
устный опрос,
устный счет;
 поурочный
письменный
контроль


11

Раздел 2. Нумерация
Число и цифра 0.
Образование, чтение, запись числа первого
десятка.
Счёт в прямой и обратной
последовательности.
Счёт по 2, по 5, по 3 в пределах 10.
Сравнение чисел.
Раздел 3. Единицы измерения и их
соотношения
Единица измерения меры стоимости.
Единица измерения меры длины.
Единица измерения меры массы.
Единица измерения меры ёмкости.

Раздел 4. Арифметические действия
Сложение и вычитание в пределах 10. Решение
примеров.
Таблица сложения и вычитания.

24 ч

14 ч

15 ч

Раздел 5. Арифметические задачи
Простые текстовые арифметические задачи на
нахождение суммы и разности (остатка).
11 ч

Формы занятий:
-индивидуальная.
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-дополнительной литературой;
-работа с раздаточным материалом;
-выполнение заданий по классификации.
Формы занятий:
-индивидуальная.
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-работа с раздаточным материалом;
-выполнение заданий по классификации.
Формы занятий:
-индивидуальная.
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-дополнительной литературой;
-работа с раздаточным материалом;
-составление и решение примеров.
Формы занятий:
-индивидуальная.
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-дополнительной литературой;
-работа с раздаточным материалом;
-составление и решение задач.

самостоятельная
работа,
 работа
по
карточкам,
выполнение
письменного
упражнения
(задания);
Периодический
(тематический)
контроль устный опрос,
контрольная
работа.
Промежуточный
контроль
–
административн
ый
контроль:
контрольная
работа.

12

Раздел 6. Геометрический материал
Шар, куб, брус.
Точка, прямая и кривые линии.
Отрезок.
Овал.

8ч

Раздел 7. Повторение изученного.
3ч

Итого

Формы занятий:
-индивидуальная.
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-дополнительной литературой;
-работа с раздаточным материалом;
-вычерчивание прямой и кривых линий.
Формы занятий:
-индивидуальная.
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-дополнительной литературой.

99 ч

13

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебные пособия:
 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова,
Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
Учебно-методическое обеспечение:
 Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
 Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Учебники:
 Математика. 1класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. В 2 ч.
Ч. 1/ Т.В. Алышева. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2023. – 128 с.
Ч. 2/ Т.В. Алышева. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2023. – 128 с.
Рабочие тетради:
 Т.В. Алышева. Рабочая тетрадь 1 класс Учебное пособие для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. (в 2 частях) - М.: Просвещение, 2017 г.
Наглядный учебный материал:
 Касса цифр (классная – КБ – 2) с магнитным креплением.
 Предметные рисунки.
 Счётный материал.
 Таблицы.
 Наглядные пособия.
Дидактический материал:
 Комплекты заданий на развитие психических процессов.
14

 Карточки с заданиями для индивидуальной работы.
 Дидактические игры.
Материально-техническое обеспечение:
 Компьютер
 ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации программы для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам
охраны труда работников образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся
Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015г.

15

Оценочные материалы
Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание организации и содержания
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными
(жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном
образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных
результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных результатов,
прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся
и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки
личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки
сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет не только представить полную
картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным
жизненным компетенциям.
Оценка предметных результатов
Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве
содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты.
В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации
учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.
При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует более успешной и быстрой адаптации
ребёнка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы
ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в
виде итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), самостоятельная
работа.
16

На конец учебного года административный контроль. Где усвоенные предметные результаты оцениваются с
точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения
задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления,
способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты оцениваются как
полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия /
отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции;
выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

17

Контроль и учет предметных достижений обучающихся
№ п/п

№
урока

1.

88.

Контрольно-оценочная деятельность
Административная контрольная работа: «Первый десяток. Числа 1-10».
Итого: 1 ч

Календарно-тематическое планирование
«Математика» (3 часа в неделю, всего 99 часов)
№
урока

1.

2.

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы
и приемы

Формируемые
БУД (личностные,
коммуникативные
, регулятивные,
познавательные)

1 четверть – 27 ч
Подготовка к изучению математики – 24 ч
Цвет,
Развитие зрительных и Сообщение новых Беседа.
- осознание себя
назначение
пространственных
знаний
Упражнения.
как обучающегося,
предметов.
восприятий.
Работа
с заинтересованного
учебником.
посещением
Дид. игра
школы, обучением,
занятиями, как
Геометрическа Узнавать,
называть, Сообщение новых Беседа.
члена семьи,
я фигура – классифицировать
знаний
Упражнения.
одноклассника,
круг.
геометрические
Работа
с друга;
фигуры,
определять
учебником.
- самостоятельность
форму
знакомых
Дид. игра
в выполнении
предметов.
учебных заданий,

Словарь

игрушки
учебные вещи
транспорт овощи
фрукты

геометрическая
фигура
круг

18

3.

4.

Сравнение
предметов:
большой
–
маленький,
одинаковый,
равный
по
величине.
Пространствен
ные
представления:
слева- справа, в
середине
–
между.
Геометрическа
я фигура –
квадрат.

5.

6.

7.

Вверху
–
внизу, выше –
ниже, верхний
– нижний, на,
над, под.
Сравнение
предметов по
размеру:
длинныйкороткий.

Узнавать,
называть, Сообщение
классифицировать
знаний
геометрические
фигуры,
определять
форму
знакомых
предметов.
Учить
сравнивать
предметы по размеру с
помощью
условной
меры.
Узнавать,
называть,
классифицировать
геометрические
фигуры,
определять
форму
знакомых
предметов.
Учить
сравнивать
предметы по размеру
методом наложения.
Учить
использовать
положение предметов
в пространстве, по
отношению друг к
другу.
Учить
сравнивать
предметы по размеру
методом наложения.

новых Беседа.
Упражнения.
Работа
учебником.
Дид. игра

поручений,
договоренностей;
с - вступать в контакт
и работать в
коллективе
(учитель –
обучающийся,
обучающийся Сообщение новых Самостоятельная
обучающийся,
знаний
работа,
обучающийся –
упражнения.
класс, учитель –
класс);
- адекватно
использовать
Сообщение новых Объяснение,
знаний
упражнения, дид. принятые ритуалы
социального
игра
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем;
- обращаться за
помощью и
принимать помощь;
- слушать и
Комбинированный
Беседа.
понимать
Объяснение.
инструкцию к
Демонстрация.
учебному заданию
Упражнения
в разных видах
деятельности и
Комбинированный
Беседа.
быту;
Объяснение.
- входить и
Демонстрация.
выходить из
Упражнения
учебного

одинаковые равные

в середине между

квадрат

вверху – внизу
выше – ниже верхний – нижний
на
над
под
длинный короткий

19

8.

9.

10.

11.

12.

Внутри
– Развитие
снаружи,
в, пространственных
рядом, около.
представлений.

Комбинированный

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

Геометрическа Узнавать,
называть, Комбинированный
я фигура – классифицировать
треугольник.
геометрические
фигуры,
определять
форму
знакомых
предметов.
Учить
сравнивать
предметы по размеру
методом наложения.
Сравнение
Учить
определять Комбинированный
предметов:
положение предметов
широкий
– в
пространстве,
а
узкий.
также
помещать
предметы в указанное
положение.

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

Далеко
– Развитие
близко, дальше пространственных
– ближе, к, от.
представлений.

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

Геометрическа
я фигура –
прямоугольник
.

Комбинированный

Узнавать,
называть, Комбинированный
классифицировать
геометрические
фигуры,
определять
форму
знакомых
предметов.

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

с

с

с

с

с

помещения со
звонком;
- ориентироваться в
пространстве
класса (зала,
учебного
помещения);
- пользоваться
учебной мебелью;
- адекватно
использовать
ритуалы школьного
поведения
(поднимать руку,
вставать и
выходить из-за
парты и т. д.);
- работать с
учебными
принадлежностями;
(инструментами,
спортивным
инвентарем) и
организовывать
рабочее место;
- принимать цели и
произвольно
включаться в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и работать в
общем темпе;
- активно

внутри – снаружи
в
рядом около далеко – близко
дальше – ближе

треугольник

широкий – узкий
далеко – близко

прямоугольник

20

13.

14.

15.

16.

17.

Сравнение
предметов:
высокий
низкий.
Сравнение
предметов:
глубокий
мелкий.

Учить
сравнивать Комбинированный
предметы «на глаз»
–

Учить
сравнивать Комбинированный
предметы «на глаз»
–

Пространствен
ные
представления:
первый,
последний,
крайний,
после, следом,
следующий за.
Сравнение
предметов:
толстый
–
тонкий.
Сутки:
утро,
день,
вечер,
ночь.

Познакомить
о Комбинированный
порядке следования.

Учить
предметы

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

сравнивать Сообщение
знаний

новых Показ, рассказ

Представления о смене Сообщение
частей суток: утро, знаний
день, вечер, ночь.

новых Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

с

с

с

с

участвовать в
деятельности,
контролировать и
оценивать свои
действия и
действия
одноклассников;
- соотносить свои
действия и их
результаты с
заданными
образцами,
принимать оценку
деятельности,
оценивать ее с
учетом
предложенных
критериев,
корректировать
свою деятельность
с учетом
выявленных
недочетов;
- выделять
существенные,
общие и
отличительные
свойства
предметов;
- устанавливать

высокий – низкий

глубокий – мелкий

первый – последний
крайний
следом
следующий за

толстый – тонкий

сутки

21

18.

19.

20.

21.

22.

Сегодня,
завтра, вчера,
на следующий
день.

Быстро
медленно.
Тяжелыйлегкий.

Познакомить
о Сообщение
порядке
следования знаний
дней: вчера, сегодня,
завтра и т.д.

новых Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

Овладение понятиями Сообщение новых
единицы измерения и знаний
их
соотношения.
Учить
сравнивать
предметы по массе «
на глаз», «на руку».
Много – мало, Сравнение количества Комбинированный
несколько.
предметов
путем
Один – много, установления взаимно
ни одного.
–
однозначного
соответствия.

Давно
недавно.
Молодой
старый.

–

– Выявление
представлений
– обучающихся
возрасте.

Сравнение
количества
предметов:
больше
–
меньше,
столько
же,
одинаковое
(равное)
количество.

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

с

с

Комбинированный
о

Сравнение количества Сообщение
предметов
путем знаний
установления взаимно
–
однозначного
соответствия.

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
новых Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

с

с

с

видо-родовые
отношения
предметов;
- делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать
на наглядном
материале;
- пользоваться
знаками,
символами,
предметами
заместителями;
- выполнять
арифметические
действия;
наблюдать;
работать
с
информацией
(понимать
изображение, текст,
устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу,
предъявленные на
бумажных
и
электронных
и
других носителях).

сегодня
завтра вчера
на следующий день

быстро – медленно,
тяжелый- легкий

несколько,
ни одного

давно – недавно
молодой – старый

столько же одинаково (равное)
количество

22

23.

24.

25.

26.

Сравнение
объемов
жидкостей,
сыпучих
веществ.

Контрольная
Определение
работа:
качества знаний
Свойства
и умений
сравнение
обучающихся.
предметов.
Работа
над
ошибками.
Число и цифра
1.
Образование,
чтение, запись
числа.
Число и цифра
2.
Образование,
чтение, запись
числа.
Соотношение
количества,
числа и цифры.
Состав числа 2.

27.

Сравнение количества Сообщение
предметов
путем знаний
установления взаимно
–
однозначного
соответствия.

новых Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Проверка
Работа по
и знаний и умений
карточкам.
у
Практические
задания.

Первый десяток – 75 ч
Познакомить
Сообщение новых Беседа.
обучающихся с числом знаний
Объяснение.
и цифрой 1. Учить
Демонстрация.
образовывать,
Упражнения.
Работа
учебником
Познакомить
обучающихся с числом
и цифрой 2. Учить
образовывать, читать и
записывать число и
цифру 2.
Познакомить
обучающихся с числом
и цифрой 2. Учить
образовывать, читать и
записывать число и
цифру 2.

Урок
усвоения
новых знаний

Урок
усвоения
новых знаний

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

с

- осознание себя
как обучающегося,
заинтересованного
посещением
с школы, обучением,
занятиями, как
члена семьи,
одноклассника,
друга;
- самостоятельность
в выполнении
с учебных заданий,
поручений,
договоренностей;
- вступать в контакт
и работать в
коллективе
с (учитель –
обучающийся,
обучающийся обучающийся,
обучающийся –
класс, учитель –

объём
сыпучие вещества
столько же

число, цифра

прибавили

равно получится

23

класс);
- адекватно
использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем;
- обращаться за
помощью и
принимать помощь;
- слушать и
понимать
инструкцию к
учебному заданию
в разных видах
деятельности и
быту;
- входить и
выходить из
учебного
помещения со
звонком;
- ориентироваться в
пространстве
класса (зала,
учебного
помещения);
- пользоваться
учебной мебелью;
- адекватно
использовать
ритуалы школьного
поведения
(поднимать руку,

24

вставать и
выходить из-за
парты и т. д.);
- работать с
учебными
принадлежностями;
(инструментами,
спортивным
инвентарем) и
организовывать
рабочее место;
- принимать цели и
произвольно
включаться в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и работать в
общем темпе;
- активно
участвовать в
деятельности,
контролировать и
оценивать свои
действия и
действия
одноклассников;
- соотносить свои
действия и их
результаты с
заданными
образцами,
принимать оценку
деятельности,
оценивать ее с

25

учетом
предложенных
критериев,
корректировать
свою деятельность
с учетом
выявленных
недочетов;
- выделять
существенные,
общие и
отличительные
свойства
предметов;
- устанавливать
видо-родовые
отношения
предметов;
- делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать
на наглядном
материале;
- пользоваться
знаками,
символами,
предметами
заместителями;
- выполнять
арифметические
действия;
-наблюдать;
работать
с

26

информацией
(понимать
изображение, текст,
устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу,
предъявленные на
бумажных
и
электронных
и
других носителях).

28.

29.

30.

Решение
примеров
на
сложение
и
вычитание.
Знаки «+», «-»,
«=».
Единица
измерения
стоимости:
рубль, копейка.
Монеты: 1 р., 2
р.
Решение
простых
арифметически
х задач.

2 четверть – 21 ч
Сравнивать числа и Урок повторения,
предметные
обобщения
и
совокупности,
систематизации
добавлять
знаний
недостающие, убирать
лишние предметы.
Выявить
Комбинированный
представления
обучающихся
о
единицах стоимости:
рубль,
копейка;
о
монетах: 1 р., 2 р., 1 к.,
5 к., о бумажной
купюре 10 рублей.
Решать
простые Комбинированный
арифметические
задачи с опорой на
картинки.

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

плюс «+» минус «-» равно «=»
с

с

рубль копейка монета

решение, задача
с

27

Шар.

31.

32.

33.

34.

35.

Познакомить
с
геометрическим телом
шар.
Научить
сравнивать
геометрические
фигуры - круга с
шаром.
Число и цифра Познакомить
3.
обучающихся с числом
Образование,
и цифрой 3. Учить
чтение, запись образовывать, читать и
числа.
записывать число и
цифру 3.
Соотношение
Учить обучающихся
количества,
изменять количество
числа и цифры. предметов,
Состав числа 3. устанавливать
взаимно- однозначное
соответствие.
Сравнение
Учить обучающихся
чисел: больше, изменять количество
меньше,
предметов,
равные
в устанавливать
пределах 3.
взаимно- однозначное
соответствие.
Решение
Познакомить
примеров
на обучающихся
с
с
сложение.
арифметическим
Знаки «+», «=». действием - сложение.
Решать примеры на
сложение в пределах 3
с помощью счетного и
дидактического
материала.

Сообщение
знаний

новых Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

новых Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Комбинированный
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Комбинированный
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Комбинированный
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

с

шар

Сообщение
знаний

добавить число
цифра
с

соседи
с

сравнение
с

с

плюс «+»,
равно «=»,
присчитывать, сумма

28

Решение
примеров
на
вычитание.
Знаки «-», «=».
36.

37.

38.

39.

Познакомить
обучающихся
с
с
арифметическим
действием
вычитание.
Решать
примеры на вычитание
в
пределах
3
с
помощью счетного и
дидактического
материала.
Решать
простые
арифметические
задачи на нахождение
суммы
записывать решение в
виде арифметического
примера (с помощью
учителя).
Решать
простые
арифметические
задачи на нахождение
разности (остатка)
записывать решение в
виде арифметического
примера (с помощью
учителя).

Решение
простых
арифметически
х задач на
нахождение
суммы
по
предложенном
у сюжету.
Решение
простых
арифметически
х задач на
нахождение
разности
(остатка)
по
предложенном
у сюжету.
Куб.
Познакомить
с
геометрическим телом
куб.
Научить
сравнивать
геометрические
фигуры - квадрата с
кубом.

Урок проверки
учета знаний.

Комбинированный

Комбинированный

Сообщение
знаний

и Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

новых Беседа.
Объяснение.
Демонстрация
Упражнения.
Работа
учебником

с

минус «-»,
равно «=»,
отсчитывать , остаток

с

задача, вопрос, решение, ответ

с

куб
с

29

40.

41.

42.

43.

44.

Число и цифра
4.
Образование,
чтение, запись
числа.
Увеличение
числа на 1.
Сравнение
чисел.
Уменьшение
числа на 1.
Сравнение
чисел.

Познакомить
обучающихся с числом
и цифрой 4. Учить
образовывать, читать и
записывать число и
цифру 4.
Учить обучающихся
изменять количество
предметов,
устанавливать
взаимно- однозначное
соответствие.
Учить обучающихся
изменять количество
предметов,
устанавливать
взаимно- однозначное
соответствие.
Учить обучающихся
изменять количество
предметов,
устанавливать
взаимно- однозначное
соответствие.

Сообщение
знаний

новых Беседа.
Объяснение.
Демонстрация
Упражнения.
Работа
учебником
Комбинированный
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация
Упражнения.
Работа
учебником
Комбинированный
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация
Упражнения.
Работа
учебником
Комбинированный
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация
Упражнения.
Работа
учебником

Получение
числа
4
сложением
отдельных
единиц. Состав
числа
4.
Перестановка
слагаемых.
Структура
Решение примеров и Комбинированный
задачи.
задач на сложение и
Решение задач вычитание.
на нахождение
суммы
и
остатка.
Повторение.

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация
Упражнения.
Работа
учебником

с

число
цифра
между

больше
с

меньше
с

с

перестановка слагаемых

плюс «+» минус «-» равно «=»
с

30

45.

46.

47.

48.

49

Нахождение
неизвестного
компонента в
решении
примеров
на
сложение
и
вычитание.
Решение задач
и примеров на
нахождение
суммы
и
остатка.
Контрольная
работа:
«Первый
десяток. Числа
1-4».
Работа
над
ошибками.
Брус.

Закрепить
решение Комбинированный
примеров на сложение
и вычитание, задач на
нахождение суммы и
остатка.

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация
Упражнения.
Работа
учебником

Систематизировать
Комбинированный
знания и умения при
решении примеров на
сложение и вычитание.

Беседа.
Упражнения.
Работа
учебником.
Дид. игра
Работа по
карточкам.
Практические
задания.

Определение
качества знаний
умений
обучающихся.

Проверка
и знаний и умений
у

Познакомить
с Сообщение новых
геометрическим телом знаний
–
брус.
Научить
сравнивать
геометрические
фигуры
прямоугольника
с
брусом.
3 четверть – 27ч.
Число и цифра Познакомить
Урок
усвоения
5.
обучающихся с числом новых знаний
Образование,
и цифрой 5. Учить
чтение, запись образовывать, читать и
числа.
записывать число и
цифру 5.

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация
Упражнения.
Работа
учебником

составь
с

с

задача, вопрос, решение, ответ

контрольная работа

с

Объяснение,
упражнения, дид.
игра

брус
упаковка

следует находится

31

50.

51.

52.

53.

54.

55.

Соотношение
количества,
числа и цифры.
Состав числа 5.

Учить обучающихся Урок
проверки
изменять количество знаний
предметов,
устанавливать
взаимно- однозначное
соответствие.
Составление,
Закрепление знаний и Комбинированный
запись
и умений в решении
решение
примеров.
примеров
в
пределах
5.
Перестановка
слагаемых.
Нахождение
Учить обучающихся Комбинированный
неизвестного
пользоваться таблицей
компонента в сложения в пределах 5.
решении
примеров
на
сложение
и
вычитание.
Учить обучающихся Комбинированный
пользоваться таблицей
Решение
сложения в пределах 5.
примеров
и
задач.
Систематизировать
Самостоятельн
знания и умения при
ая
работа: решении примеров на
Число и цифра сложение и вычитание
5.
в пределах 5.
Работа
над Познакомить с новой
ошибками.
геометрической
Точка, линии.
фигурой.
Научить
рисовать

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Комбинированный
Беседа.
Упражнения.
Работа
учебником.
Дид. игра
Сообщение новых Беседа.
знаний
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.

пропущенные
с

перестановка
с

сложение
с

вычитание
с

с

самостоятельная работа

точка линия

32

геометрическою
фигуру с помощью
трафарета, контура.
Овал.

56.

57.

58.

59.

60.

Познакомить с новой
геометрической
фигурой.
Научить
рисовать
геометрическою
фигуру с помощью
трафарета, контура.
Познакомить
обучающихся с числом
Число и цифра и цифрой 0.
0.
Учить образовывать,
читать и записывать
Число и цифра число и цифру 0.
0.
Число и цифра
6.
Образование,
чтение, запись
числа.

Познакомить
обучающихся с числом
и цифрой 6. Учить
образовывать, читать и
записывать число и
цифру 6.
Закрепление знаний и
Составление,
умений в решении
запись
и
примеров.
решение
примеров
в
пределах 6.

Работа
учебником
Сообщение
знаний

новых Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

новых Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Комбинированный
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Урок
усвоения Беседа.
новых знаний
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Комбинированный
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

с

овал
с

Сообщение
знаний

с
ноль
тоже самое

с

следующее
с

предыдущее
с

33

61.

62.

63.

64.

65.

Учить обучающихся Комбинированный
Нахождение
пользоваться таблицей
неизвестного
компонента в состава чисел.
решении
примеров
на
сложение
и
вычитание.
Закрепление знаний и Комбинированный
Решение
примеров
на умений в решении
сложение
и примеров.
вычитание.
Перестановка
слагаемых.
Закрепление знаний и Комбинированный
Решение
умений в решении
примеров
на примеров.
сложение
и
вычитание.
Проверить знания и
Решение задач практические умения
на нахождение по данной теме.
суммы
и
остатка.
Самостоятельн
ая
работа:
Число и цифра
6.

Систематизировать
знания и умения при
решении примеров на
сложение и вычитание
в пределах 6.

Беседа.
Упражнения.
Работа
учебником.
Дид. игра

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Урок проверки и Беседа.
учета знаний
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником.
Урок повторения, Беседа.
обобщения
и Упражнения.
систематизации
Работа
знаний
учебником.
Дид. игра

с
Столько же, сколько

состоит
с

От какого числа считали и до
какого
с

сумма остаток
с

с

самостоятельная работа

34

66.

67.

68.

Работа
над
ошибками.
Построение
прямой линии,
проходящей
через одну, две
точки.
Число и цифра
7.
Образование,
чтение, запись
числа.
Сравнение
чисел: больше,
меньше,
равные
в
пределах 7.

69.

Нахождение
неизвестного
компонента в
решении
примеров
на
сложение
и
вычитание.

70.

Перестановка
слагаемых.
Состав числа 7.

71.

Отображать точку на
листе
бумаги,
на
классной
доске.
Строить
прямую
линию с помощью
линейки.
Проводить
прямую линию через
одну и две точки.
Познакомить
обучающихся с числом
и цифрой 7. Учить
образовывать, читать и
записывать число и
цифру 7.
Сравнивать числа и
предметные
совокупности,
добавлять
недостающие, убирать
лишние предметы.
Закрепление знаний и
умений в решении
примеров.

Урок
выработки Показ, рассказ
практических
умений
прямая линия

Урок
усвоения
новых знаний

Комбинированный

Комбинированный

Проверить знания и Урок проверки и
умения
по учета знаний
пройденному
материалу.
Решение
Учить решать простые Комбинированный
примеров
и арифметические
простых
задачи.
Записывать
арифметически решение
в
виде

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Самостоятельная
работа
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.

Столько сколько
с

равные
с

с

пропущенное число

составить

задача

35

х задач.

72.

73.

74.

75.

76.

арифметического
действия.
Определение
Контрольная
качества знаний и
работа:
«Первый
умений
у
десяток. Числа обучающихся.
1 - 7».
Познакомить с мерами
времени:
сутки,
неделя.
Сутки. Неделя.

Проверка
знаний и умений

Работа
учебником
Работа по
карточкам.
Практические
задания.

новых Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Научить
строить Сообщение новых Беседа.
отрезок с помощью знаний
Объяснение.
линейки.
Демонстрация.
Отрезок.
Упражнения.
Работа
учебником
Число и цифра Познакомить
Урок
усвоения Беседа.
8.
обучающихся с числом новых знаний
Объяснение.
Образование,
и цифрой 8. Учить
Демонстрация.
чтение, запись образовывать, читать и
Упражнения.
числа.
записывать число и
Работа
цифру 8.
учебником
4 четверть – 24 ч.
Соотношение
Учить обучающихся Комбинированный
Беседа.
количества,
изменять количество
Объяснение.
числа и цифры. предметов,
Демонстрация.
Состав числа 8. устанавливать
Упражнения.
взаимно- однозначное
Работа
соответствие.
учебником

с

контрольная работа

Сообщение
знаний

сутки неделя
с

отрезок
с

число, цифра
с

столько, сколько
с

36

77.

78.

79.

Нахождение
Формирование знаний Комбинированный
неизвестного
и умений в решении
компонента в примеров.
решении
примеров
на
сложение
и
вычитание.
Закрепление знаний и Комбинированный
Решение
умений в решении
примеров
на
примеров.
сложение
и
вычитание
в
пределах 8.
Счет в прямом Закрепить
и
обратном парами.
порядке
по
единице, по 2.

счет

Комбинированный

80.

Решение
простых
арифметически
х задач на
нахождение
суммы
и
остатка.

Учить решать простые Комбинированный
арифметические
задачи на нахождение
суммы.
Записывать решение в
виде арифметического
действия.

81.

Решение
простых
арифметически
х задач на
нахождение
суммы
и
остатка.

Учить решать простые Комбинированный
арифметические
задачи на нахождение
остатка.
Записывать решение в
виде арифметического
действия.

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

состав числа
с

пара
с

большее меньшее
с

с

с

изменить

37

82.

83.

84.

85.

86.

Состав числа 8.
Перестановка
слагаемых.
Решение
примеров
и
задач.
Построение
квадрата,
треугольника,
прямоугольник
а.
Число и цифра
9.
Образование,
чтение, запись
числа.

Учить обучающихся Комбинированный
пользоваться таблицей
состава чисел.

Беседа.
Упражнения.
Работа
учебником.
Дид. игра

Учить
строить Комбинированный
геометрические тела.

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

Познакомить
обучающихся с числом
и цифрой 9. Учить
образовывать, читать и
записывать число и
цифру 9.
Соседи.
Учить обучающихся
Последующее
изменять количество
и предыдущее предметов,
число.
устанавливать
взаимно- однозначное
соответствие.
Сравнение
Сравнивать числа и
чисел
в предметные
пределах 9.
совокупности,
добавлять
недостающие, убирать
лишние предметы.

Урок
усвоения
новых знаний

Комбинированный

Комбинированный

с

с

лёгкий способ

квадрат прямоугольник
треугольник

После какого следует
с

предыдущее следующее
с

сравнить
с

38

87.

88.

89.

90.

Соотношение
количества,
числа и цифры.
Состав числа 9.

Учить обучающихся Комбинированный
пользоваться таблицей
состава чисел.

Проверить
навык Урок
проверки
умения
решать знаний
Администрати
простые
вная
арифметические
контрольная
задачи на нахождение
работа:
суммы и остатка.
«Первый
Записывать решение в
десяток».
виде арифметического
действия.
Учить решать простые Комбинированный
Нахождение
арифметические
неизвестного
компонента в задачи на нахождение
суммы.
решении
примеров
на Записывать решение в
сложение
и виде арифметического
действия.
вычитание.
Учить решать простые Комбинированный
Решение
арифметические
примеров
и
задачи на нахождение
задач
на
остатка.
нахождение
Записывать решение в
суммы
и
виде арифметического
остатка.
действия.

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

присчитывай отсчитывай
с

с

с

проверить

неизвестное число

удобный способ
с

39

91.

92.

93.

94.

95.

Решение
Закреплять
умения Комбинированный
примеров
и решать примеры с
задач
на пропущенными
сложение
и числами.
вычитание
в
пределах 9.
Познакомить с новой Сообщение новых
мерой
длины
– знаний
сантиметр
и
его
Мера длины –
обозначением
сантиметр.
(записью).
Число и цифра
10.
Образование,
чтение, запись
числа.

Познакомить
Урок
усвоения
обучающихся с числом новых знаний
и цифрой 10. Учить
образовывать, читать и
записывать число и
цифру 10.

Соотношение
количества,
числа и цифры.
Состав числа
10.

Учить обучающихся Комбинированный
изменять количество
предметов,
устанавливать
взаимно- однозначное
соответствие.
Сравнивать числа и Комбинированный
предметные
совокупности,
добавлять
недостающие, убирать
лишние предметы.

Сравнение
чисел
в
пределах 10.

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником

счёт двойками тройками
с

сантиметр
с

с

десяток

на каком по счёту
с

предыдущее следующее
с

40

96.

97.

98.

99.

Решение
Закреплять
умения Комбинированный
примеров
на решать примеры на
сложение
и сложение и вычитание.
вычитание
в
пределах 10.
Меры
стоимости,
меры массы.

Познакомить с новой
мерой
массы
–
килограмм
и
его
обозначением
(записью).

Меры ёмкости- Познакомить с новой
1 литр.
мерой ёмкости– 1 литр
и его обозначением
(записью).
Повторение
«Первый
десяток».

Повторить,
систематизировать
знания
по
пройденному
материалу.

Беседа.
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Сообщение новых Беседа.
знаний
Объяснение.
Демонстрация.
Упражнения.
Работа
учебником
Сообщение новых Беседа.
знаний
Объяснение.
Упражнения.
Работа
учебником
Урок закрепления, Объяснение.
обобщения
Упражнения.
Работа
учебником

счёт двойками тройками
с

с

рубль
копейка монета
килограмм
литр
ёмкость

с

с

проверить

Список литературы
Основная:
 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова,
Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
Учебно-методическое обеспечение:
 Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

41

 Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Учебники:
 Математика. 1класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. В 2 ч.
Ч. 1/ Т.В. Алышева. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2023. – 128 с.
Ч. 2/ Т.В. Алышева. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2023. – 128 с.
Дополнительная:
 Волина В. В. Праздник числа: книга для учителей и родителей / В. В. Волина. – М.: Знание, 1993. - 336с.
 Истомина Н.Б. Учимся решать задачи 1-5 классы коррекционной школы 8 вида.
 Перова М. Н. Методика преподавания во вспомогательной школе /М. Н. Перова. - М. Просвещение, 1978.
 Перова М. Н. Изучение геометрического материала в младших классах коррекционной школы /М. Н. Перова. М.: Просвещение,1978.
 Петерсон Л. Г. Раз - ступенька, два – ступенька / Л. Г. Петерсон, Н.П. Холина. – М.: Баласс, 2003. – 256с.
 Сухин И.Г. Весёлая математика / И.Г. Сухин. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. - 263 с.

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».