Речевая практика 3а класс

Речевая практика
Пояснительная записка

Характерное недоразвитие и нарушение речи у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обуславливают
специфику обучения их русскому языку в условиях школьного обучения. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно
– практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является устная
речь.
Введение предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы
коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из
учебных предметов.

Предмет "Речевая практика" в начальной образовательной организации входит в структуру изучения предметной области "Язык и речевая
практика".
Целью учебного предмета "Речевая практика" является развитие речевой коммуникации обучающихся интеллектуальными нарушениями
(умственной отсталостью) для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи учебного предмета "Речевая практика":
способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний обучающихся;
формировать выразительную сторону речи;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
Содержание учебного предмета "Речевая практика":
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций педагогического работника, словесный отчет о
выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций,

предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагогического работника и с аудионосителей. Ответы на вопросы по
прослушанному тексту, пересказ.
13.2.2. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое
использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
13.2.3. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма,
открытки). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения:
Базовые формулы речевого общения: обращение, привлечение внимания. "Ты" и "Вы", обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к
знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения.
Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к
сотруднику полиции). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, девушка, мужчина). Вступление в речевой контакт с незнакомым
человеком без обращения ("Скажите, пожалуйста..."). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы: "Давай познакомимся", "Меня зовут...", "Меня зовут..., а тебя?". Формулы: "Это...",
"Познакомься пожалуйста, это...". Ответные реплики на приглашение познакомиться: "Очень приятно!", "Рад познакомиться!".
Приветствие и прощание: употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник).
Формулы: "Здравствуй", "Здравствуйте", "До свидания". Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и
прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной ночи". Неофициальные разговорные формулы: "Привет", "Салют",
"Счастливо", "Пока". Грубые (фамильярные) формулы: "Здорово", "Бывай", "Чао" (в зависимости от условий образовательной организации).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как дела?", "Как живешь?", "До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при
прощании: "Приходи(те) еще", "Заходи(те)", "Звони(те)".
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с...", "Поздравляю с праздником..." и их развертывание с помощью обращения по имени и
отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы: "Желаю
тебе...", "Желаю Вам...", "Я хочу пожелать...". Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я хочу подарить тебе...". Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления
и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой...", "Как хорошо ты...", "Как красиво!".
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону: "Позовите, пожалуйста...", "Попросите пожалуйста...", "Можно
попросить (позвать)...". Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: "Алло", "Да", "Я слушаю".
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы: "Пожалуйста,"...", "Можно..., пожалуйста!", "Разрешите...", "Можно мне...",
"Можноя...".
Мотивировка отказа. Формула: "Извините, но...".
Благодарность. Формулы: "Спасибо", "Большое спасибо", "Пожалуйста". Благодарность за поздравления и подарки как ответная реакция на
выполнение просьбы: "Спасибо... имя". Мотивировка благодарности. Формулы: "Очень приятно", "Я очень рада" как мотивировка благодарности.
Ответные реплики на поздравление, пожелание: "Спасибо за поздравление", "Я тоже поздравляю тебя (Вас)", "Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю".
Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения:
"Я нечаянно", "Я не хотел". Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при
извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент: одобрение как реакция на поздравления, подарки: "Молодец!", "Умница!", "Как красиво!".
Примерные темы речевых ситуаций:
"Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей);
"Я и мои товарищи" (игры и общение со сверстниками, общение в образовательной организации, в секции, в творческой студии);
"Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в том числе в экстренной ситуации), поведение в общественных
местах (кино, кафе);
"Я в мире природы" (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их
жизни. Например, в рамках лексической темы "Я за порогом дома" для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы
речевые ситуации "Давайте познакомимся!", "Знакомство во дворе", "Знакомство в гостях".
Алгоритм работы над темой речевой ситуации:
1) Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
2) Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
3) Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
4) Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
5) Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
6) Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Речевая практика":
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы педагогического работника по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения педагогического работника;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту обучающегося;
ответы на вопросы педагогического работника по содержанию прослушанных и (или) просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений, ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы педагогического работника;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи педагогического работника и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения), используя соответствующие этикетные
слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Специфические образовательные потребности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний и умений одобряемых обществом норм поведения;
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с интеллектуальным и нарушениями;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Цель программы:
развитие речевой коммуникации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как способности использовать
вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Задачи:
• расширить возможности понимания учащимися обращённой речи, в т.ч. за счёт включения упражнений на прослушивание знакомой речи
в записи;
• совершенствовать диалогические умения школьников и способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся; развивать
умения участвовать в контекстном диалоге, составлять развёрнутые связные высказывания с опорой на план; развивать интонационную
и жестово-мимическую выразительность;
• развивать навыки устной коммуникации;
• корректировать недостатки речевой и мыслительной деятельности; формировать положительные нравственные качества и свойства
личности;
• воспитывать культуру речевого общения.
Коррекционная направленность обучения на уроках по речевой практике предполагает: развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы; - обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования и реализуется через:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении,
создание специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения,
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации;
дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Межпредметные связи. Занятия на уроках по речевой практике продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными
дисциплинами: математикой, музыкой, рисованием и трудовым обучением.
В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности: игровую, ручной труд, конструктивную, изобразительную, которые
будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных представлений об окружающем мире.
Содержание программы учебного предмета «Речевая практика» в 3 классе
Аудирование
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2—3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет — пакет, удочка — уточка, гладит— глядит и др. (с опорой на наглядные средства).

Выполнение действий с предлогами: в — на, у — за,над - под, с — на, к — от и др., например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу
в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь - под партой» и т. д.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал?»).
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте, например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша,
выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши своё имя и свою фамилию» и т. д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными - картинками предложений, содержащих слова-«родственники» или слова,
обозначающие функционально сходные - предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделалмаленькую скамейку. Дети слепили во дворе
снеговичка. Дети вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя,
отчётливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на одном выдохе — два Егорки, потом — три): Как на горке, на пригорке стояли
33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.
Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен.
Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение
лица: весёлое, грустное, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое
занятие», «Мир природы».
Примерная тематика речевых ситуаций
«Добро пожаловать!», «В школьной столовой», «Готовим новогодний праздник»; «Истории о лете», «Играем в школу», «Играем во дворе»;
«Красная шапочка», «Три медведя», «Три поросенка»; «В воскресенье все дома», «С Днём рождения!», «Алло! Алло!»; «Садитесь, пожалуйста!
(поведение в автобусе) «Мы не знаем, как пройти... Как быть?», «Расскажи мне о школе», «Моя дорога в школу», «За покупками в магазин «Наш товарищ
заболел», «Дежурство»; «Отгадываем любимое занятие каждого», «Я записался в кружок»; «У меня есть щенок», «Мой котенок убежал. Может, кто его
видел?».
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.
Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет,
форма, вкус, материл и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими лапкам и беленьким
кончиком хвоста.
Совершенствование умения участвовать в вопросно- ответных диалогах: Какая лиса? —Хитрая. — А заяц? Трусливый. — А петух какой? —
Смелый. — Кто тебе больше всех понравился?».

Составление разных по содержанию предложений по определённой теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию, например: тема
«Любимое занятие», наглядный материал по теме, заданная синтаксическая конструкция: Брат любит собирать марки (Маша любит читать книги.
Вася любит смотреть телевизор).
Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли атрибутов к ней. Использование новых слов и предложении в ролевой игре.
Коллективное составление рассказа.
Культура общения Выражение
благодарности. «Вежливые» слова.
Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи.
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.
Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале общения»
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты
Достаточный уровень:
понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;
выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя
соответствующие выражения;
сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план; - слушать сказку или рассказ, пересказывать
содержание.
Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
—выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и
взрослыми;
—знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); —участвовать
в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
— участвовать в беседе; — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Личностные результаты, ожидаемые после 3-го года обучения по программе «Речевая практика»: —уточнение
представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
—расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.)

—собственных и окружающих людей; — укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений
о нормах этикета и правилах культурного поведения;
—овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов
обучения);
— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов
обучения).
Учебно - методический комплект
3 класс
Комарова С.В, «Речевая практика», 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы /С.В. Комарова – М.: Просвещение, 2018 г.- 79 с.
Комарова С. В., Головкина Т.М., «Речевая практика», рабочая тетрадь, 3 класс – М.: Просвещение, 2018 г.- 48 с
Количество учебных часов
Место учебного курса «Речевая практика» - образовательная область «Язык и речевая практика».
Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №7» на изучение курса «Речевая практика» отводится:
Класс
Количество часов
Количество
Количество контрольных работ
в неделю
часов в год
3
2
68
Тематический план
(68 часов за год, 2 часа в неделю)
№
Наименования разделов и тем
Кол-во часов
п/п
1.
Снова в школу!
4
2.
Мы собрались поиграть…
4
3.
В библиотеке
4
4.
Сказки про Машу
4
5.
Отправляюсь в магазин
4
6.
Телефонный разговор
4
7.
Я – зритель
4
8.
Какая сегодня погода?
4
9.
Снегурочка
4
10.
Весёлый праздник
7

11.
12.
13.

Учимся понимать животных
Узнай меня!
Впереди лето!

7
6
7
Итого:68 ч.

Способы и формы оценки образовательных результатов
Образовательные результаты обучающихся по предмету «Речевая практика» на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся.
Контроль за усвоением знаний осуществляется посредством проверочных работ (1- 2 раза в триместр).
Итоговый контроль практических умений учащихся осуществляется в виде контрольных работ (на начало учебного года и в конце каждого
триместра).
Характеристика цифровой оценки образовательных результатов для обучающихся 3 класса
При оценке итоговых результатов освоения программы по устной речи должны учитываться психологические возможности младшего школьника,
нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Текущее оценивание- наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная
цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках устной речи. Это даёт возможность участникам образовательного
процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.
При оценке устных ответов принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б)
полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно
сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускаются единичные ошибки, которые сам же исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даст ответ, в целом соответствующий оценке «5», но допускает неточности в подтверждение правил примерами
и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки,
которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно
и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя;
нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки
в формулировании правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» в 1-4 классах за устные ответы не ставится.
Формы организации учебной деятельности

Основной формой организации обучения Речевой практики является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является
фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов.
Каждый урок Речевой практики оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими
средствами обучения.

Календарно-тематическое планирование
№

Дата

Тема

Кол – во Деятельность обучающихся на уроке
уроков
1 четверть 8 недель, 16 часов

Школьная жизнь Добро
пожаловать!
Мы снова в школе
У нас новые ученики.

1

Поздравление с началом учебного года.

1
1

Конструирование диалогов -приветствий из заданных реплик
Знакомство с новыми учениками.

1

Введение детей в ситуацию конфликта и в ситуацию успеха. Развитие умения
участвовать в вопросно - ответном диалоге.
Совершенствовать диалогические умения, умение ставить уточняющие вопросы

6
7

Успехи и неудачи бывают у
каждого.
Где же взять мне книгу
почитать?
В библиотеке. Экскурсия
Истории о лете

8

Я расскажу вам, где отдыхал

1

9

Мы собрались поиграть. Мы
хотели поиграть
Игра «Рыбаки»
Наша любимая игра

1

Экскурсия в школьную библиотеку
Составление предложений с опорой на схемы и слова: по картине, далее – на
основе личного опыта
Обмен впечатлениями о самых интересных событиях, произошедших во время
летних каникул, между учителем и учащимися
Учимся строить диалог типа «предложение - возражение»

1
1

Обсуждение содержания серии картин.
Составление рассказа – описания любимой игры

1
2
3
4
5

10
11

1
1
1

12
13

14
15
16

1
2
3
4
5
6
7
8

9

Играем в
нашу
1
Составление описания правил игры.
любимую игру
Играем в сказку.
1
Умение понимать речь, записанную на аудионоситель
Вспоминаем сказку «Маша и
Медведь»
Инсценировка сказки «Маша
1
Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе
и медведь»
инсценировки сказки
Вспоминаем сказку «Три
1
Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при
медведя»
знакомстве.
Инсценировка сказки «Три
1
Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе
медведя»
инсценировки сказки
2 четверть 8 недель, 16 часов
Составление новой сказки про
Машу.
Вспоминаем сказку «Волк и
семеро козлят»
Инсценировка сказки «Волк и
семеро козлят»
Знакомство со сказкой «ГусиЛебеди»
Инсценировка сказки «Гуси Лебеди»
Знакомство со сказкой
«Морозко»
Инсценировка сказки
«Морозко»
Я дома
Мой дом и моя семья

1

«Дома маме помогу…»

1

1
1
1
1
1
1
1

Продолжить формирование представлений детей о взаимопомощи и правилах
поведения, когда одни дома
Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе
инсценировки сказки
Продолжать формировать представления детей о правилах поведения, когда
остаются одни дома
Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе
инсценировки сказки
Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, прилежание, любовь к труду.
Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе
инсценировки сказки
Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка,
братья, сестры. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их
работы, имён братьев и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше?».
Понимание своих обязанностей в семье

1

Расширение словарного запаса о бытовых предметах

11

Обмениваемся бытовыми
советами
Содержу одежду в чистоте

1

12
13

Вещи в моем шкафу
Я тебе позвоню

1
1

14
15

1
1

16

Телефонный разговор
Мы разговариваем по
телефону
Мой мобильный телефон

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы, используемые
при уходе за одеждой.
Употребление в речи предлогов в, на, под.
Составление диалогов разговора по телефону по образцу и с использованием
собственного опыта
Чтение по ролям диалогов сказки
Составление диалогов по телефону на различные темы

1

Составление ответов на вопросы по картинкам

1
2
3
4

3 четверть 10 недель, 20 часов
Я вызываю пожарных
1
Уточнение телефона экстренной службы
Я вызываю полицию
1
Уточнение телефона экстренной службы
Я вызываю скорую
1
Уточнение телефона экстренной службы
Я звоню в экстренные службы
1
Составление диалогов с экстренными службами

10

1

Знание своего имени, отчества, фамилии, адреса.

1

Знание качеств своего характера. Умение называть свои привычки

7
8

Мои друзья Узнай
меня!
«Свет мой, зеркальце.
Скажи…»
Узнай одноклассника!
«Знакомьтесь, наш класс!»

1
1

9
10

Вместе после уроков
Хочешь со мной дружить?

1
1

11

Вместе нам не скучно

1

Знание имен одноклассников, их привычек, характеров.
Описывание фотографий, принесенных из дома. Составление рассказа «Я и моя
семья» по плану
Моделирование спорных ситуации и способы их решения.
Формировать умение школьников разворачивать диалог в ситуации знакомства и
игровых ситуациях
Выявление представлений детей по теме «Наши любимые игры и игрушки» с
помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал

5
6

Привычки хорошие и не
очень.
Я за порогом дома Я
пешеход
Правила дорожного движения
достойны
уважения
Я зритель
Я иду в кино
Мы в кинотеатре
Отправляюсь в магазин

1

1

Мы в канцелярском магази не

1

2
3
4

Мы пришли в магазин
Веселый праздник
Мы идем на день рождения

1
1
1

5

Погода и мы

1

6
7

Какая сегодня погода?
Одеваемся по погоде

1
1

8

Мир природы
Сказка Одоевского
«Снегурочка»

1

12
13
14

15
16
17
18
19
20

1
1

Выявление представлений детей по теме «Опасные ситуации» с помощью вопросов
учителя и с опорой на иллюстративный материал
Расширить словарный запас школьников знаками пешеходного перехода
Расширить словарный запас школьников, словами, обозначающими дорожные
знаки

Расширение словарного запаса предметной лексикой
Составление рассказа по картинке
Составление диалогов по образцу
Помочь первоклассникам перенести полученные знания о ситуации «Покупка в
магазине» в новые условия
Мы в продуктовом магазин е
1
Ролевая ситуация «Я пришел за продуктами» , расширение словарного запаса
продуктами
4 четверть 8 недель, 16 часов
1
1
1
1

Перенести полученные знания о ситуации «Покупка в магазине» в новые условия,
расширение словарного запаса канцтоварами
Повторение проигранных диалогов
Расширять представления учащихся о правилах поведения в гостях
Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы посуды.
Правила этикета за столом. Расширять представления учащихся о правилах
поведения при прощании с ровесниками и старшими
Расширение словарного запаса о погодных явлениях
Расширение словарного запаса о погодных явлениях
Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы одежды и
распределение их по сезонам и по принадлежности.
Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки весны

9
10
11
12
13
14
15
16

Инсценировка сказки
«Снегурочка»
Весенняя прогулка.
Учимся понимать животны х
Я ухаживаю за своим
домашним животным
Мое домашнее животное
В зоопарке у зверей
Мы друзья или враги
природы?
Здравствуй, лето

1

Расширить словарный запас школьников, названий первые весенние цветы

1
1
1

Экскурсия на школьный двор.
Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта
Расширение словарного запаса

1
1
1

Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта
Составление предложений по картинкам
Экскурсия на школьный двор.

1

Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».