Чтение 3 а (1)

ЧТЕНИЕ
Пояснительная записка
В начальном обучении предмет «Чтение» занимает ведущее место, так как от результатов его усвоения во многом зависит успешность всего
школьного обучения.
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь
поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из
газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
последовательно формируется умение ориентироваться в содержании прочитанного.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора,
воспитания нравственных качеств.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять
формированию навыка правильного чтения, которым обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в силу
особенностей психического развития, овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение,
т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В 3 классе обучающиеся читают по слогам, постепенно
переходя к чтению целыми словами.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и
последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и
уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
В 3 классе продолжается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия,
совершенствованию произношения и пространственной ориентировки.
На уроках чтения у обучающихся формируется правильная артикуляция и дикция. Основными видами работы в этом направлении
являются беседы, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок, небольшие инсценировки.
Ведущие приёмы и методы обучения чтению и обучению речи: беседа, рассказ, работа с учебником, работа с иллюстрациями. Наряду с
вышеназванными ведущими методами используются и другие: экскурсии, демонстрация, наблюдение, нахождение сходства и различия,
выделение существенных признаков, классификация и дифференциация, усыновление причинно - следственных связей между понятиями,
самостоятельная работа и др.
Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и
дополнениями);
6. Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях,
расположенных на территории Свердловской области»;
8. Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка
регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных
представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по
основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской
области» (с изменениями и дополнениями);
9. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская
школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11. Локальные акты образовательного учреждения.
Специфические образовательные потребности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний и умений одобряемых обществом норм поведения;

• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с интеллектуальным и нарушениями;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Цель программы: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь
поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
• развитие навыка правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения;
• формирование читательской самостоятельности у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими,
доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской
культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу; обучение самостоятельной работе с книгой.
Межпредметные связи. Занятия на уроках чтения продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными предметами:
русским языком, речевой практикой, математикой, рисованием, музыкой и ручным трудом.
В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности: игровую, ручной труд, конструктивную, изобразительную,
которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных представлений, умений работать по образцу, по
памяти, по словесной инструкции, развивать зрительное и слуховое восприятие.
Основные направления коррекционной работы:
• развитие артикуляционной моторики;
• формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
• развитие высших психических функций;
• коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
• развитие речи, владение техникой речи;
•

расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
навыках.

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях,

Содержание программы учебного предмета «Чтение» в 3 классе
Техника чтения:
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по
смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение про себя простых по содержанию
текстов.

Понимание прочитанного:
Обучающийся понимает о чем говорится в прочитанном тексте и объясняет слова и выражения, употребляемые в тексте. Установление связи
отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с
опытом детей и с содержанием другого знакомого текста. Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание
заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
Развитие устной речи:
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. чтение диалогов. драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения. разучивание в течение года небольших по объему
стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение:
Подготовка обучающихся к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с
классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой. Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы
по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 5 - 7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова - по слогам) с соблюдением
пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы педагогического работника по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий педагогического работника;

определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы педагогического работника, картинный план или иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7 - 8 стихотворений.
- . Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11)
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей;
12)
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Учебно-методический комплект
3 класс
Ильина С.Ю., Аксенова А.К., Головкина Т. М., Шишкова М.И, «Чтение», 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; в 2 частях; 7 – е издание, переработанное. – М. : Просвещение,
2018. 1 часть – 111 с., 2 часть – 118 с.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Чтение» - образовательная область «Язык и речевая практика».
Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №7» на изучение курса «Чтение» отводится:

Класс
3

Количество часов
в неделю
4

Количество
часов в год
136

Тема раздела
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Здравствуй, школа!
Осень наступила.
Учимся трудиться.
Ребятам о зверятах.
Чудесный мир сказок.
Зимушка-зима.
Так нельзя, а так можно.
Весна в окно стучится.
Веселые истории
Родина любимая.
Здравствуй, лето!
Итого

Проверка техники чтения
2 раза в год

Тематический план
(136 часов за год, 4 часа в неделю)
Всего часов

9
14
13
14
10
20
12
19
8
8
7
136
Способы и формы оценки образовательных результатов
Образовательные компетенции обучающихся по предмету «Чтение» оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса,
итоговых контрольных чтений.
Характеристика цифровой оценки образовательных результатов для обучающихся.
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.
При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и
содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому
году обучения.

Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в
основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3-4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других.
Их ответы должны быть более или менее полными, а оценка мотивированной.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать
незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):
I класс – 10 слов;
II – 15-20 слов;
III – 25-30 слов;
IV - 35-40 слов;
При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и
содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому
году обучения.
Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им
затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.
В 3 классе: оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной - двумя самостоятельно исправленными
ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз,
оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну -две ошибки при
чтении, соблюдении смысловых пауз,
оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при
чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, оценка «2 и 1» не ставится.
Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения Чтению является урок.
В связи с основным диагнозом обучающихся «Аутизм» - ведущей формой работы учителя и тьютора с обучающимися на уроке является
фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов, с применением АВА – терапии.
Обучающиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всем классом, но
читают более облегчённые тексты, пересказывают по наводящим вопросам учителя или повторяют ответы сильных учащихся.
Осуществляется повседневный и текущий контроль. Обобщающий урок проводится после каждого раздела.

Для проведения занятий по чтению в 3 классе используется следующая наглядность: настенная касса для букв разрезной азбуки, наборное
полотно, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные кассы с набором букв и слогов.

Перечень учебно-методических средств обучения

% оснащен ности
Наименование объектов и средств
Ильина С.Ю., Аксенова А.К., Головкина Т. М., Шишкова М.И, «Чтение», 3 класс, учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы; в 2 частях; 7 – е издание, переработанное. – М. : Просвещение, 2018. 1 часть – 102 с., 2 часть –
95 с.
Книга для чтения: 2 кл./Авт.-сост. Ильина С.Ю. - СПб.: «Просвещение»,2005
Букварь.1 кл./Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.-М.: Просвещение, 2012
1. Агеева И.Д. Загадки про слова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2.Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн.
для учителя/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 1991.
3.Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для
студентов дефектол. фак.
педвузов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
4.Бурау И.Я. Загадки мира букв.- Д.: Сталкер, 1997.
5.Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
6.Волина В.В. Занимательное азбуковедение.- М.: Просвещение, 1994.
7.Гостинская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение. Дидактический материал 1 кл., М., 2005.
8. Гризик Т.И. Учимся играя. Пособие по подготовке детей к обучению грамоте: Кн. для учителя. – М.:
Просвещение,2006.
9.Кобзарева Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР. / Практическое пособие
для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003
10.Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось – 89, 2004.
11.Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению. М.;
Вако, 2007.
12. Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.- 128с.
13.Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред.
В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1992.

100

100
100

14.Светловская Н.Н. Джжелей О.В. Внеклассное чтение во 2 классе. Пособие для учителя. М.,
Просвещение, 2003.

Дидактические игры и материалы:
100
«Школьная жизнь», «Поиграем в сказку», «Мои игрушки», «Цвет и форма геометри-ческих фигур»,
Наглядные карточки по развитию речи;
Наглядный, демонстративный и дидактический материал по темам:
«Русские народные сказки, герои этих сказок», «Портреты русских и других поэтов, писателей»;
«Растения», «Животные дикие, домашние, лесные и др.», «Карта мира, РФ», Музыкальные детские
инструменты, маленькие мячики, кубики, мозайки, пазлы… Карточки со словарными словами, предметные
картинки по темам.
Каждый урок Чтения оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами
обучения.

Календарно-тематическое планирование

№
Дата
1

2

Тема урока
«Здравствуй, школа.» 9
часов
М. Садовский «Сентябрь»
По В.Воскобойникову
«Весёлая улица»

Кол-во
Планируемые результаты
часов
Предметные
Личностные
1 четверть 8 недель(32 урока)
1
Умение слушать, отвечать на вопросы
Осознание себя как ученика.
учителя, знать приметы осени.

1

Правильно читать слоги и слова,
соотносить картинку со словом, отвечать
на вопросы.
Повторение признаков осени, режима
дня.

Готовность к безопасному и бережному
поведению в природе и обществе;

Правильно читать слоги и слова,
соотносить картинку со словом, отвечать
на вопросы.
Слушать объяснение учителя, ответы
товарищей, работать самостоятельно,
знать правила поведения в школе.
Слушать объяснение учителя, ответы
товарищей, работать самостоятельно.

Целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в единстве его природой.

Осознание языка, как основного средства
человеческого общения.

В. Берестов
«Первое сентября»
По В. Драгунскому
«Завтра в школу»
По Э. Шиму «Пятёрки»

1

5

В. Бирюков
«Кто лучшим будет»

1

6

По В. Хомченко «Обида»

1

7

А. Аксёнова
«Наша учительница»

1

8

Урок внеклассного чтения.

1

Уметь самостоятельно работать с
книгой.

9

Обобщающий урок по теме
«Здравствуй , школа.»
«Осень наступила»
14 часов

1

Помогать друг другу, проявлять заботу о Осознание себя как ученика
ближнем.
Слушать объяснение учителя, работать Чётко и правильно выражать свои мысли.
по подражанию.

3

4

10

1

1

Способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
Умение слушать, отвечать на вопросы Готовность к безопасному и бережному
поведению в природе и обществе;
учителя, читать целыми словами.

владение навыками коммуникации
принятыми нормами социального
взаимодействия;

и

Сформированность адекватных
представлений о собственных возможностях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении.

11
12

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

О. Высотская
«Осень»
По Ю.Ковалю
«Последний лист»
А. Толстой
«Осень. Обсыпается весь
наш бедный сад…» По
Н.Сладкову
«Сентябрь на дворе»
В. Степанов «Воробей»
По А.Баркову
«Лето на веревочке»
Е. Благинина
«Улетают, улетели …»
По Э.Шиму
«Ворона и синица»
По Л.Воронковой
«За кормом для птиц»
Г. Ладонщиков В
октябре»
По Н. Сладкову
«Страшный невидимка»
А. Плещеев
Осень наступила»
По Н. Абрамцевой
«Сказка об осеннем ветре»
Урок внеклассного чтения.
Загадки про осень.

Работать в коллективе.

1

Уметь работать с книгой, слушать
учителя, работать по инструкции.
Правильное чтение текста.

1

Самостоятельно работать с учебником.

1
1

Уметь работать с книгой, слушать
учителя, работать по инструкции.
Читать выразительно.

воспитание эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
Работать в коллективе.

1

Правильное чтение текста.

1

Способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем.

1

Правильное чтение текста. Ответы на
вопросы.
Читать выразительно.

1

Самостоятельно работать с учебником.

1

Читать выразительно.

1

Чтение текста по слогам и работа над
ним.
Умение работать с книгой

воспитание уважительного отношения к
иному мнению.
Проявление сопереживания к чувствам
других людей;
воспитание эстетических потребностей,
ценностей и чувств;

1

1

Способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем.

Проявление сопереживания
других людей;

к

чувствам

23

Обобщающий урок по теме:

1

Умение работать с книгой,
ориентирование в текстах

«Учимся трудиться» 13
часов
Ю. Тувим
«Все для всех»
По Д. Габе «Работа»

1

Читать выразительно.

1

Работа над пересказом.

В. Орлов
«Мои помощники»
По А. Потаповой «Бабушка
и внучка»
Б. Заходер
«Повара»
По М.Дружининой
«Сюрприз»
О. Высотская
«Маргаритка»
По В.Хомченко «Пуговица»

1

Уметь работать с книгой, слушать
учителя, работать по инструкции.
Работа над пересказом.

Воспитание уважительного отношения к
иному мнению.

Умение выразительно читать текст,
соблюдая паузы и интонацию.
Самостоятельно работать с учебником.

Работать в коллективе.

Г. Ладонщиков
«Портниха»
В. Осеева
«Пуговица»

1

«Осень наступила»
24

25
26
27
28
29
30
31
32

1
1
1
1
1

Умение выразительно читать текст,
соблюдая паузы и интонацию.
Умение пересказывать.
Уметь работать с книгой, слушать
учителя, работать по инструкции.

Проявление сопереживания
других людей;

к

чувствам

Воспитание уважительного отношения к
иному мнению.
Способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем.

воспитание эстетических потребностей,
ценностей и чувств;

2 четверть 8 недель(32 урока)
1

По В.Голявкину

1

Самостоятельно работать с учебником.

Проявление сопереживания
других людей;

к

чувствам

«Как я помогал маме мыть
пол»
По С. Баруздину «Как
Алешке учиться
надоело»
Дж. Родари
«Чем пахнут ремёсла»
Обобщающий урок по теме.
«Ребятам о зверятах» 14
часов
По Е. Чарушину «Лисята»
По Н.Сладкову
«Лисица и Ёж»;
Тараховская «Заяц»

1

Правильное чтение текста.

воспитание уважительного отношения к
иному мнению.

1

Читать выразительно.

Работать в коллективе.

1
1

Правильное чтение текста
Умение слушать, отвечать на вопросы
учителя.

Осознание себя как ученика.

1

Знать правила поведения на уроке.

Самостоятельность в выполнении учебных
заданий

7

По М. Пришвину
Ёж»

1

Уметь работать с книгой, слушать
учителя, работать по инструкции.

8

По А.Баркову
«Материнская забота»
По Г. Снегирёву «Белёк»

1

Уметь работать с книгой.

1

10

В. Приходько
«Пин и Гвин»

1

Уметь пересказывать рассказ по
вопросам
Читать выразительно текст, с паузами.

Владение навыками коммуникации и
принятыми ритуалами социального
взаимодействия
Проявление готовности к самостоятельной
жизни.
воспитание уважительного отношения к
иному мнению;

11

По Б. Житкову
«Галка»

1

Правильное чтение текста

2

3
4
5

6

9

Ценностное отношение к природе

По В. Гаранжину
«Куриный воспитанник»
По М. Тарловскому «Добрый
Волк»

1

Уметь отвечать на вопросы.

1

Уметь пересказывать рассказ по
картинкам.

По Н. Носову «Живая
шляпа»
По Н. Павловой
«Котята»
В. Берестов
«Кошкин щенок»
По М. Пляцковскому
«Сердитый дог Буль»
Обобщающий урок по теме:
Ребятам о зверятах».
Внеклассное чтение.
«Чудесный мир сказок»
10 часов
Русская народная сказка
«Лиса и журавль»
Русская народная сказка
«Храбрый баран»

1
1

Умение слушать, отвечать на вопросы
учителя.
Знать правила поведения на уроке.

1

Читать выразительно.

1

Уметь работать с книгой, слушать
учителя, работать по инструкции.
Уметь работать с книгой.

21

Русская народная сказка
«Лиса и тетерев»

1

22

Украинская народная сказка
«Овечка и волк»

1

12
13

14
15
16
17
18

19

20

1

Владение навыками коммуникации и
принятыми ритуалами социального
взаимодействия
Осознание себя как ученика.
Самостоятельность в выполнении учебных
заданий
Проявление готовности к самостоятельной
жизни.
Ценностное отношение к природе

1

Умение слушать, отвечать на вопросы Воспитание уважительного отношения к
учителя, работать с учебником.
иному мнению;

1

Уметь пересказывать сказку по
сюжетным картинкам.

владение навыками коммуникации и
принятыми ритуалами социального
взаимодействия
Уметь давать характеристику сказочным Осознание себя как ученика,
героям.
заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями.
Уметь отвечать на вопросы.

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

1

Башкирская народная сказка
«Медведь и пчелы»
Таджикская народная сказка
«Тигр и лиса»
Французская народная сказка
«Лиса и куропатка»
Абхазская народная сказка
«Куцый хвост»
Удмуртская народная сказка
«Глупый котёнок»
Урок внеклассного чтения.
Обобщающий урок по теме.
«Зимушка-зима». 20 часов
«Ой ты, зимушка – зима!»
По В.Бианки «Заяц, Косач,
Медведь и Дед Мороз»
М. Садовский «Декабрь»

1

Знать правила поведения на уроке.

Ценностное отношение к природе

1

Осознание себя как ученика.

1

Умение слушать, отвечать на вопросы
учителя.
Уметь работать с книгой, слушать
учителя, работать по инструкции.
Уметь работать с книгой.

1

Правильное чтение текста

1
1

Уметь четко выражать свое отношения к Владение навыками коммуникации и
литературным персонажам.
принятыми ритуалами социального
Читать выразительно.

1

Уметь работать с содержанием текста.

Ценностное отношение к природе

1

воспитание уважительного отношения к
иному мнению;

По Л. Воронковой «Как
ёлку наряжали»
С. Попов
«В новогоднюю ночь»

1

Уметь приводить примеры,
подтверждать ответ текстом.
Уметь работать с книгой.
Знать правила поведения на уроке.

1

3 четверть 10 недель (40 уроков)
По А. Усачёву
1
Умение слушать, отвечать на вопросы
учителя.
Как Дед Мороз сделал себе
помощников»

Самостоятельность в выполнении учебных
заданий
Проявление готовности к самостоятельной
жизни.

Ценностное отношение к природе

1

3

По А.Потаповой «Такой
вот герой»
С. Есенин «Зима»

4

С. Суворова «Подарок»

1

5

По В. Голявкину
«У Ники новые лыжи»
И. Шевчук С
прогулки»
По М.Быковой
Неудачная находка»
И. Суриков «Детство» .
По Е.Чарушину «Что
за зверь»

1

Выразительное чтение текста. Работа
над осознанностью .
Осознанное чтение.

1

Уметь работать с книгой.

1

Правильное чтение текста

1
1

Читать выразительно.
Знать правила поведения на уроке.

По Э.Шиму
«Не стучать – все спят»
В. Степанов «Зайка»
По Н.Сладкову «Еловая
каша»
З. Александрова «Снежок»

1

1

Умение слушать, отвечать на вопросы
учителя.
Работать самостоятельно с книгой.
Уметь работать с книгой, слушать
учителя, работать по инструкции.
Правильное чтение текста

По С.Баруздину
Коллективная печка»
Внеклассное чтение.
В.
Аникин
«Доскажи
словечко» (Зимние загадки)

1

Уметь отвечать на вопросы.

Проявление готовности к самостоятельной
жизни.
Осознание себя как ученика.

1

Умение слушать, отвечать на вопросы
учителя, работать с учебником.

Самостоятельность в выполнении учебных
заданий

2

6
7
8
9

10
11
12
13
14
15

1

1
1

Уметь работать с книгой, слушать
учителя, работать по инструкции.
Уметь отвечать на вопросы.

Осознание себя как ученика.
Самостоятельность в выполнении учебных
заданий
Проявление готовности к самостоятельной
жизни.

осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями.
Воспитание уважительного отношения к
иному мнению;

16
17

18

19
20
21
22
23
24
25
26
27

Обобщающий урок по теме
«Зимушка –зима.
«Так нельзя, а так можно»
12 часов
По А.Ягафаровой
«Снегирь и Синичка»
По В.Хомченко «Птицасиница»

1

Уметь работать с книгой, слушать
учителя, работать по инструкции.
Соотнесение части текста и
иллюстрации.

Воспитание уважительного отношения к
иному мнению;
Ценностное отношение к природе

1

Умение слушать, отвечать на вопросы
учителя.

Владение навыками коммуникации и
принятыми ритуалами социального
взаимодействия

Г. Ладонщиков «Дельный
совет»
По Л. Толстому «Косточка»

1

Работать самостоятельно с книгой.

1

По С. Георгиеву
«Праздничный стол»
В. Берестов «За игрой»
С. Баруздин «Бревно»

1

Осознанно читать и отвечать на
вопросы.
Правильное чтение текста

А. Седугин
«Как Артёмка котенка спас»
По В. Осеевой «Подвиг»

1

По В. Бирюкову «Лесные
доктора»
Урок внеклассного чтения.
Что такое хорошо, что такое
плохо.

1

Читать выразительно.
Осознанно читать и отвечать на
вопросы.
Знать правила поведения на уроке.

Проявление готовности к самостоятельной
жизни.
Осознание себя как ученика.

1

Уметь работать с книгой, слушать
учителя, работать по инструкции.
Уметь работать с книгой.

Самостоятельность в выполнении учебных
заданий
Ценностное отношение к природе

1

Уметь отвечать на вопросы.

1
1

1

Обобщающий урок по теме:
«Так нельзя, так можно».
«Весна в окно стучится»
19 часов
Ф. Тютчев «Зима недаром
злится»
По В. Бирюкову «Весенняя
песня»

1

31

По Э. Шиму «Сосулька»

1

32

Русская
народная
песня
«Выгляни, Солнышко»
С. Вербова «Мамин портрет»

1

П. Синявский
«Разноцветный подарок»
А. Седугин «Тихо-тихо»
Р. Сеф «Лицом к весне»
С. Вербова «Ледоход»
По Р.Фархади «Сон
Медвежонка»
Г. Ладонщиков «Медведь
проснулся»
По В.Бианки «Заяц на
дереве»

28
29

30

33
34
35
36
37
38
39
40

1

1

Знать изученные произведения и их
авторов
Умение слушать, отвечать на вопросы
учителя.

Умение слушать, отвечать на вопросы владение навыками коммуникации и
учителя, работать с учебником.
принятыми ритуалами социального
взаимодействия
Читать выразительно.
Осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями.
Читать выразительно.
Воспитание уважительного отношения к
иному мнению;

1

Уметь работать с книгой, слушать
учителя, работать по инструкции.
Читать выразительно.

1

Уметь работать с книгой.

1
1
1

Читать выразительно.
Правильное чтение текста
Знать правила поведения на уроке.

Проявление готовности к самостоятельной
жизни.
Ценностное отношение к природе
Осознание себя как ученика.
Самостоятельность в выполнении учебных
заданий

1

Умение слушать, отвечать на вопросы
учителя.
Умение слушать, отвечать на вопросы Владение навыками коммуникации и
учителя, работать с учебником.
принятыми ритуалами социального
взаимодействия

1

1

4 четверть 8 недель (32 часа)
1

5

С. Погореловский «Наши
гости»
По Г.Скребицкому
«Скворушка»
И. Белоусов «Весенняя
гостья»
По К. Ушинскому «Пчёлки на
разведках»
По А.Баркову «Тюльпаны»

6

Урок внеклассного чтения.

1

1
2
3
4

1
1
1

Уметь работать с книгой. Работа над
пересказом.
Работать самостоятельно с книгой.
Осознанно читать и отвечать на
вопросы.
Уметь отвечать на вопросы.

Обобщающий урок по теме.
«Весна в окно стучится».
«Веселые истории». 8 часов
Р. Фархада «Перепутаница»
По Г.Остеру «Эхо»

1

Осознанно читать и отвечать на
вопросы.
Уметь работать с книгой, слушать
учителя,
работать по инструкции.
Правильное чтение текста

1

Уметь работать с книгой.

11

А. Шибаев «Кто кем
становится»

1

12

А. Усачёв «Волшебный
барабан»
М. Пляцковский «Шишки»

1

7
8
9
10

13

1

1

1

ценностное отношение к природе

Ценностное отношение к природе
Проявление готовности к самостоятельной
жизни.
Осознание себя как ученика.

Самостоятельность в выполнении учебных
заданий
Умение слушать, отвечать на вопросы Владение навыками коммуникации и
учителя, работать с учебником.
принятыми ритуалами социального
взаимодействия
Умение слушать, отвечать на вопросы
Осознание
себя
как
ученика,
учителя.
заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями.
Знать правила поведения на уроке.
Осознанно читать и отвечать на
вопросы.

Ценностное отношение к природе

14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

По Ю. Степанову «Портрет»
М. Бородицкая «Булочная
песенка»
Обобщающий урок по теме:
«Веселые истории»
«Родина любимая»
9 часов
Г. Ладонщиков «Скворец на
чужбине»
По К.Ушинскому «Наше
Отечество»
По Т.Кудрявцевой «Флаг
России»
М. Ильин «Главный город
страны»
В. Степанов «Песня»
А.Усачёв «День Победы»
По С. Баруздину «Страшный
клад»
По С.Алексееву «Тульские
пряники»
Обобщающий урок по теме:
«Родина
«Здравствуй, лето» 7 часов
А. Усачёв «Что такое лето?»
По Л. Воронковой «Что
сказала бы мама»

1
1

Уметь отвечать на вопросы.
Правильное чтение текста

1
1

Читать выразительно.

1

Умение слушать, отвечать на вопросы Проявление готовности к самостоятельной
учителя, работать с учебником.
жизни.
Уметь работать с книгой.
Осознание себя как ученика.

1
1
1
1
1
1

Воспитание уважительного отношения к
иному мнению;

Осознанно читать и отвечать на
вопросы.
Работать самостоятельно с книгой.
Уметь отвечать на вопросы.
Правильное чтение текста

Самостоятельность в выполнении учебных
заданий

Уметь работать с книгой, слушать
учителя, работать по инструкции.

Воспитание уважительного отношения к
иному мнению;

1
1
1

Умение слушать, отвечать на вопросы
учителя,
Умение слушать, отвечать на вопросы Владение навыками коммуникации и
учителя, работать с учебником.
принятыми ритуалами социального
взаимодействия

28

М. Дружинина «Земляника»

1

Читать выразительно.

29

По В. Хомченко «Куда исчез
гриб»
По В. Бианки «Ёж-спаситель»
По Э. Шиму «Верное время»

1

Е.
Савельева
«Доскажи
словечко» (летние загадки) .
Обобщающий урок по теме:
«Здравствуй, лето».

1

Осознанно читать и отвечать на
вопросы.
Уметь отвечать на вопросы.
Умение слушать, отвечать на вопросы Осознание себя как ученика.
учителя, работать с учебником.
Умение слушать, отвечать на вопросы
Самостоятельность в выполнении учебных
учителя,
заданий

30
31
32

1
1

Проявление готовности к самостоятельной
жизни.
Ценностное отношение к природе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».