Рисование 1 класс (1)

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в
соответствии с:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями
и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с
изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и
дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в
общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении
Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и
родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в
части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);

9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января
2027 г.;
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. №
20-Д;
11. Локальные акты образовательного учреждения.
Цели и задачи образования
Цель:
 развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
 формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины,
конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке,
аппликации, лепке;
 развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основной задачей обучения ИЗО является - преодоление недостатков в познавательной деятельности и
эмоционально-волевой сфере обучающегося с нарушением интеллекта, а также его подготовкой к трудовой
деятельности, коррекция интеллекта и личности обучающегося, социальная адаптация обучающегося с
интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Таким образом, программа нацелена на решение специальных образовательных, коррекционных и
воспитательных задач.
Основные задачи:
 воспитание интереса к изобразительному искусству;

3

 раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
 воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
 формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение
художественно-эстетического кругозора;
 развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и
формулировать своего мнения о них;
 формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
 обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и
приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
 обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);
 обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных
видах изобразительной деятельности;
 формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти,
представлению и воображению;
 развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
 воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный
этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование»,
«коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного
искусства заключается в следующем:
 коррекции познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного
воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их
положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать
сходство и различие между предметами;
 развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться
в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета;
контролировать свои действия;

4

 коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования
вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов
рисования, лепки и выполнения аппликации;
 развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и
воображения.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития умственно
отсталых школьников, их обучения и эстетического воспитания.
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят.
Совершенствование изобразительной деятельности возможно в процессе практического усвоения детьми
определенных знаний по композиции, рисунку, знакомства со свойствами цвета. Поэтому очевидна коррекционная
направленность уроков изобразительного искусства для умственно отсталых детей, имеющих недоразвитие
познавательной деятельности, зрительно-двигательной координации и произвольной ручной моторики, а также
особенностями развития эмоционально-волевой сферы.
Программа состоит из следующих разделов: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие у
обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию», «Развитие у
обучающихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи», «Обучение
восприятию произведений искусства». Выделение этих направлений работы позволяет распределять по годам
программное содержание обучения при соблюдении последовательности усложнения учебных задач.
Изучение учебного материала по изобразительному искусству осуществляется в процессе рисования, лепки и
выполнения аппликаций, а также бесед по изобразительному искусству. Программой предусмотрены следующие
виды работы:
- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению), по памяти, по представлению и по воображению;
рисование на заданные темы; декоративное рисование;
- лепка объемного изображения и плоскостного изображения (барельеф на картоне) - с натуры или по образцу;
по памяти, по воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
- выполнение аппликаций: без фиксации изображений на изобразительной плоскости («подвижная
аппликация»); с фиксацией изображения на изобразительной плоскости; с помощью клея с натуры и по образцу, по
5

представлению, по воображению; выполнение сюжетного и декоративного изображения в технике аппликации;
проведение беседы с обучающимися 1-4 классов о содержании рассматриваемой репродукции с картины художника,
книжной иллюстрации, картинки, произведения народного творчества.
- Работа с натурой в лепке, при составлении аппликации, в рисовании является ведущей. Для образования у
детей представлений о предметах их нужно учить приемам обследования изображаемых предметов. Насколько эти
представления будут богаты деталями, точны, отчетливы, настолько легче будет ребенку воспроизвести образы этих
предметов в лепке или рисунке. На основе обогащенного зрительного опыта открываются некоторые возможности
развития у умственно отсталых детей воображения и творческой художественно-изобразительной деятельности.
При обучении рисованию с натуры целесообразно использовать метод сравнения. Сопоставление предметов
позволяет детям увидеть их форму, цвет, величину, понять конструкцию сравниваемых объектов. Чтобы научить
школьников рассматривать предмет, выделять в нем конструктивно важные части, полезно использовать разборные
игрушки. Предварительное расчленение игрушки, 4 затем ее сборка при фиксации внимания детей к месту
расположения в целом каждой из этих частей помогает им осознать ее строение.
Для развития у детей умения анализировать, вычленять из совокупности признаков предмета самые важные для
передачи сходства с натурой при ее изображении, рекомендуется использовать прием совместного поэтапного
изображения; учитель рисует на доске, обучающиеся вслед за ним на листах бумаги (или в альбомах) - так
называемый «графический диктант». Этот прием можно использовать как после поэтапного рассматривания натуры,
так и до него. В последнем случае этот прием принимает вид игры «Угадай, что мы рисуем». Например, рисуя на
доске игрушку-мишку, учитель проговаривает: «Сначала нарисуем большой круг — вот здесь (выше середины листа),
потом нарисуем овал — вот так... и т.д.
На каком-то этапе изображения дети отгадывают предмет, который они изображают совместно с учителем.
После завершения рисунка учитель вынимает из укрытия игрушку и начинается сопоставление натуры и рисунка, их
отождествление по частям и в целом.
Для формирования графического образа сложных объектов, особенно с сильно расчлененной формой (таких как
человек, животное, дерево, дом) в программе рекомендуется сочетать работы в определенной последовательности:
игра с разборной игрушкой - лепка-составление аппликации по представлению и по воображению. Такая работа с
усложнением заданий составляет программное содержание с 1 по 4 класс.

6

При составлении программы использованы учебники, входящие в Федеральный перечень учебников,
допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Образовательная область: «Искусство».
Предмет «Изобразительное искусство». Согласно учебного плана КОУ «Радужнинская школа для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», реализующего адаптированные общеобразовательные
программы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, получающих образование по
индивидуальному плану на дому, курс по учебному предмету рассчитан на 1 час в неделю, 33 часа в год.
Планируемые результаты
Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, которая создана на основе ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью, предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно
они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения
основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения образования включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие
формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты:
 положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
 понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или
«некрасиво»;
 адекватные представления о собственных возможностях;
 осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;
 умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности: «нравится»
или «не нравится»;

7

 проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
 привычка к организованности, порядку, аккуратности;
 стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;
 установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и
творческой предметно-практической деятельности;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
 овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
 элементарные представления о социальном окружении, своём месте в нём;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной
деятельности;
 сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, появление сопереживания к чувствам других людей.
Предметные результаты:
В ходе реализации программы обучающиеся получат возможность научиться:
 элементарные эстетические представления и оценочные суждения о произведениях искусства;
 овладение практическими изобразительными умениями и навыками, используемыми в разных видах
рисования;
 практические умения самовыражения средствами рисования.
АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ.
Уровни овладения предметными результатами
Достаточный уровень
умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в
зависимости от характера выполняемой работы с помощью
учителя;
правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе,
держать карандаш, кисть и др.;

Минимальный уровень
умение организовывать свое рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы с помощью учителя;
правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать
карандаш, кисть и др.;
умение изображать, по воображению предметы несложной формы и

8

умение изображать, по воображению предметы несложной
формы и конструкции;
умение изображать с натуры предметы несложной формы;
умение применять приемы работы карандашом, с целью передачи
фактуры предмета

конструкции с помощью учителя.

Характеристика обучающихся с учётом уровня овладения предметными результатами
Достаточный уровень.
Обучающиеся не испытывают серьезных затруднений в овладении умениями. При анализе образца или рисунка
обучающиеся придерживаются определенной последовательности, дают полные, довольно точные характеристики.
Им не составляет сложности проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части. Обучающиеся могут
рисовать от руки основные геометрические фигуры и самостоятельно составлять из них узор, понимая принцип
повторения или чередования элементов в нем (по форме и по цвету); самостоятельно правильно размещают
изображение на листе бумаги; соблюдают пространственные отношения предметов; аккуратно раскрашивают
рисунок, подбирая цвета в соответствии с натурой. Для совершения данных действий обучающимся требуется
незначительная организующая помощь педагога.
Минимальный уровень.
Обучающиеся испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании, что
проявляется в большом количестве ошибок при выполнении рисунков. В основном эти ошибки на расположение
объектов, соблюдение заданных размеров. Перечисленные ошибки возникают из-за того, что на этапе ориентировки в
задании в сознании детей не формируется полный и точный образ конечного результата работы. Об этом говорят те
факты, что обучающиеся не замечают ошибок в своей работе, так как контролируют себя на основе искаженного или
неполного образа предмета, сформированного во время предварительной ориентировки. У этих обучающихся
нарушен процесс формирования программы деятельности, что проявляется в значительных трудностях планирования
предстоящих действий. Им сложно определить логику выполнения рисунка, у них страдает полнота и
последовательность планов. В их собственных планах наблюдаются пропуски, перестановки. План, составленный с
помощью учителя, не осознается ими до конца, поэтому в ходе работы наблюдаются отступления от него, что ведет к
ошибкам. Также у обучающихся наблюдается нарушение мелкой моторики рук, что затрудняет раскрашивание
рисунков.

9

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися
по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В
том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или
большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия
родителей (законных представителей) школа может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану
или на АООП (вариант 2).
Содержание учебного предмета
1 класс
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия:
горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной
поверхности. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с
параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов
передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и
маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с
помощью симметрии и т. д.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
Раздел: «Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и
конструкцию»
Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть, элемент, объем, пропорции,
конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия, аппликация и т. п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы.
Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т. п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке,
10

аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и т. д.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска
пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта
предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов,
рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый; по
содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т. д. Принципы построения орнамента в
полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование
элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т. п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»
Примерные темы бесед:
«Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чём создаются картины». Красота
и разнообразие природы и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник. Художники,
создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н.
Крымов, Б. Кустодиев и др. по выбору учителя, доступные пониманию обучающихся.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Украшение жилища, предметов
быта, костюма, роспись игрушек.
Раздел: «Развитие у обучающихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в
живописи»
Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т. д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение
цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов,
11

отражение насыщенности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т. д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального
состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо — примакивание кистью; рисование сухой кистью;
рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т. д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу,
тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Тематическое планирование
Раздел и темы учебного предмета, курса

Раздел 1. Обучение композиционной деятельности Составление
аппликации из вырезанных изображений «Грибы на пеньке», «Дома в
городе», «Ваза с цветами», «Рыбки в аквариуме», «Флажки на верёвке» и
тд. Составление узора в полосе из вырезанных геометрических форм.
Рисование с помощью шаблонов (по памяти и представлению)
«Листопад». Рисование с помощью шаблонов (по памяти и
представлению). Рисование с помощью опорных точек «Кораблик на
воде».
Раздел 2. Развитие у обучающихся умений воспринимать и
изображать форму предметов, пропорций, конструкцию Лепка
несложных предметов. Лепка сложных объектов (из скатанных из
пластилина полосок под руководством учителя) «Человечек». Лепка
сложных объектов (из скатанных из пластилина полосок под
руководством учителя) «Дом и дерево». Аппликация из бумаги
«Деревенский и городской дома» (аппликация из геом. форм: квадрат,
треугольник, прямоугольник с дорисовыванием окон и др. элементов

Количест
во часов

Виды учебной деятельности (практические и
лабораторные работы, творческие и практические
задания, экскурсии и др. формы занятий,
используемые при обучении)

10 ч

Формы занятий: индивидуальная.
Виды учебной деятельности: -работа с
учебником; -дополнительной литературой; работа с раздаточным материалом, опорными
схемами; -выполнение заданий по классификации.

11 ч

Текущий и
промежуточ
ный
контроль.
Формы
контроля
Практическа
я
работа.
Практическ
ие
(творческие
) работы «Я
рисую»

Формы занятий: -индивидуальная.
Виды учебной деятельности: -работа с
учебником; -работа с раздаточным материалом,
опорными схемами; -выполнение заданий по
классификации.

12

карандашом, фломастером). Рисование с натуры. Дом. Снеговик.

Раздел 3. Развитие у обучающихся восприятия цвета предметов и
формирование умений передавать его в живописи Раскрашивание
изображения предметов: овощи, фрукты с ровной окраской.
Раскрашивание изображения предметов: листья в осенней окраске
Роспись силуэтных изображений игрушек «Кукла-неваляшка». Рисование
цветов: ромашка, василёк, одуванчик (рисование сразу кистью, гуашью
способом «примакивание»). «Графический диктант» (работа кистью,
гуашью).
Раздел
4.
Обучение
восприятию произведений
искусства.
Формирование умения узнавать в книжных иллюстрациях предметы
«Колобок».
Итого

9ч

3ч

Формы занятий: -индивидуальная.
Виды учебной деятельности: -работа с
учебником; -дополнительной литературой; работа с раздаточным материалом, опорными
схемами; выполнение заданий по классификации.

Формы занятий: - индивидуальная.
Виды учебной деятельности: -работа
учебником; -дополнительной литературой;
работа с раздаточным материалом.

с
-

33 ч

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам
охраны труда работников образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся
Временной режим соответствует постановлению СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015 года.
Технические средства обучения
 Компьютер
 ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

13

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям
обучающихся:
Наглядный учебный материал:
 Предметные рисунки.
 Сюжетные картинки.
 Натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой, муляжи фруктов, овощей, грибов, листья
деревьев, геометрические фигуры.
 Наглядно-методические таблицы по основным разделам предмета «Изобразительное искусство».
Дидактический материал:
 Комплекты заданий на развитие психических процессов.
 Комплект «Загадки – отгадки».
 Комплект раскрасок.
Учебные пособия:
 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / под редакцией
кпн, профессора И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
 Рау М. Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. – М.:
Просвещение, 2020. – 111 с.

14

Оценочные материалы
Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание организации и содержания
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными
(жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном
образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных
результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных результатов,
прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся
и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки
личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки
сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет не только представить полную
картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным
жизненным компетенциям.
Оценка предметных результатов
Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве
содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты.
В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации
учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.
При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует более успешной и быстрой адаптации
ребёнка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы
ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.

15

Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в
виде итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), самостоятельная
работа.

16

Контроль и учет предметных достижений обучающихся
№ п/п

№ урока

1.

29

Промежуточная аттестация.
Периодический (тематический) контроль.
4 четверть
Практическая (творческая) работа «Я рисую».
Итого: 1 ч

Календарно - тематическое планирование
«Изобразительное искусство» (1 час в неделю, всего 33 часа)
№
урока

факт

1

Инструктаж по
ТБ. Осень золотая
наступает.
Осенний
листопад. Цвета
осени.

2

Солнце на небе.
Травка на земле.
Забор.

Тип урока

Учить
организовывать
свое рабочее
место, правильно
держать тетрадь
для рисования и
карандаш. Учить
навыкам и
приемам
обрывной
аппликации.
Обучение
приемам
изображения
предметов с
выраженными

Методы и
приемы

1 четверть – 9 ч.
Сообщение
Обрывная
новых знаний.
аппликация.
Приём
совместного
поэтапного
изображения,
сравнения,
игровые
приёмы.
Комбинированн
ый.

Рисование.
Приём
совместного
поэтапного
изображения,

Формируемые БУД
(личностные,
коммуникативные,
регулятивные,
познавательные)

Мотивация к учебной
деятельности, владение
культурой поведения и
общения. Организовывать
своё рабочее место.
Ориентироваться в
учебнике (на развороте, в
оглавлении, в словаре);
Пользоваться языком
изобразительного
искусства.
- положительное
отношение к окружающей
действительности,
готовность к организации
взаимодействия с ней и

Словарь

аппликация, делать
аппликацию, отрывать,
наклеивать

краски гуашь, баночка с водой,
кисти, палитра, пробник,
тряпочка

17

3

Фрукты, овощи
разного цвета.

4

Простые формы
предметов.
Сложные формы.

5

Линия. Точка.
Пятно.

6

Изображаем лист
сирени.

особенностями
формы.
Поэтапное
ведение рисунка.
Обучение
приемам
изображения
предметов с
выраженными
особенностями
формы.
Поэтапное
ведение рисунка.
Знакомство с
понятиями
«форма»,
«простая форма».
Развитие
способности
целостного
обобщённого
видения формы.
Учить
использовать
линию, точку,
пятно как основу
изобразительного
образа на
плоскости листа.
Учить изображать
предмет,
максимально
копируя форму,

сравнения,
игровые
приёмы.
Комбинированн
ый.

Рисование.
Приём
совместного
поэтапного
изображения,
сравнения,
игровые
приёмы.

Сообщение
новых знаний.

Рисование.
Приём
совместного
поэтапного
изображения
простых и
сложных форм
изображения,
сравнения,
игровые
приёмы.
Рисование.
Постановка
цели урока,
занимательные
упражнения,
приём обратной
связи.
Беседа.
Рисование.
Постановка
цели урока,

Комбинированн
ый.

Комбинированн
ый.

эстетическому ее
восприятию; - адекватно
использовать принятые
ритуалы социального
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем; - обращаться за
помощью и принимать
помощь; - слушать и
понимать инструкцию к
учебному заданию в
разных видах деятельности
и быту; - сотрудничать со
взрослыми и сверстниками
в разных социальных
ситуациях; доброжелательно
относиться, сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с
людьми; - входить и
выходить из учебного
помещения со звонком; ориентироваться в
пространстве класса (зала,
учебного помещения); пользоваться учебной
мебелью; - адекватно
использовать ритуалы
школьного поведения
(поднимать руку, вставать
и выходить из-за парты и т.
д.); - работать с учебными
принадлежностями
инструментами,

натюрморт, овощи, фрукты,
трафарет, мелки

трафарет, большой-поменьшемаленький, овал, круг,
треугольник, квадрат

линия, точка, пятно, ластик,
точилка для карандашей,
фломастер

листья сирени, форма листа,
жилки листа

18

созданную
природой.

7

Лепим лист
сирени.

Учить изображать
(лепить) предмет,
максимально
копируя форму,
созданную
природой.

Сообщение
новых знаний.

8

Матрешка.

Обучение
приемам
изображать
предмет в объёме
(рельеф)
способами
вдавливания и
размазывания
пластилина.

Комбинированн
ый.

9

Рисуем куклуневаляшку.

Учить изображать
предмет,
максимально
копируя форму;
изображать
живописными
средствами
разные
декоративные
цвета внутри
нарисованной
формы.

Урок
практических
навыков.

занимательные
упражнения,
приём обратной
связи.
Лепка. Приём
совместного
поэтапного
изображения
пластилином,
сравнения,
игровые
приёмы.
Лепка. Приём
совместного
поэтапного
изображения
пластилином
способами
вдавливания и
размазывания,
сравнения,
игровые
приёмы.
Рисование.
Постановка
цели урока,
занимательные
упражнения,
приём обратной
связи.

(спортивным инвентарем) и
организовывать рабочее
место; - принимать цели и
произвольно включаться в
деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе; активно участвовать в
деятельности,
контролировать и
оценивать свои действия и
действия одноклассников; соотносить свои действия и
их результаты с заданными
образцами, принимать
оценку деятельности,
оценивать ее с учетом
предложенных критериев,
корректировать свою
деятельность с учетом
выявленных недочетов; выделять существенные,
общие и отличительные
свойства предметов; делать простейшие
обобщения, сравнивать,
классифицировать на
наглядном материале; пользоваться знаками,
символами, предметами
заместителями; наблюдать;
- работать с информацией
(понимать изображение,
текст, устное
высказывание,

стека, форма листа, раскатай,
размажь, дорисуй жилки стекой

матрёшка, стека, рисовать
стекой, размазывать пластилин

кукла неваляшка, обведи
фигуру, образец

19

элементарное
схематическое
изображение, таблицу,
предъявленные на
бумажных и электронных и
других носителях).
10

Деревянный дом в
деревне.

Формирование
графического
образа дома в
лепке.

11

Изобрази
деревянный дом
из бревен.

12

«Рыбки в
аквариуме».

Обучение
приемам анализа
предметов,
выделение
основных частей в
конструкции
объектов,
признаков их
формы. Обучение
умению
размещать в
аппликации –
готовое
вырезанное
изображение на
плоскости.
Развивать навыки
работы в технике

2 четверть – 7 ч.
Комбинированн Лепка. Приём
ый.
наглядности и
иллюстрирован
ности,
сравнение,
создание
увлекательной
ситуации,
дидактические
игры.
Урок
Аппликация.
практических
Приём
навыков.
совместного
поэтапного
изображения,
создание
увлекательной
ситуации,
дидактические
игры.
Наклеивание

Комбинированн

Аппликация с
дорисовывание

изображение, деревянный дом,
брёвна

аппликация, бумага разного
цвета, клей, ножницы, трафарет,
части дома, образец

аквариум, водоросли, шаблон,
чешуя, плавники

20

бумагопластики,
навыки создания
сложной,
многофигурной
композиции.

ый.

13

Зима. Снеговик.
Праздник Новый
год.

Развивать навыки
работы в технике
бумагопластики.
Учить
конструировать
(строить) из
бумаги.

Комбинированн
ый.

14

Новогодняя елка.
Флажки на
веревке для елки.

Комбинированн
ый.

15

Лепим человека
из пластилина.
Голова, лицо
человека.

16

Зима. Белый

Учить рисовать
(по показу)
несложные по
форме предметы,
состоящие из
нескольких
частей.
Обучение
приемам
изображения
портрета с
выраженными
особенностями
формы.
Выделение этапов
очередности.
Учить

Сообщение
новых знаний.

Комбинированн

м. Приём
совместного
поэтапного
изображения,
сравнения,
приём обратной
связи.
Аппликация.
Лепка. Приём
наглядности и
иллюстрирован
ности,
сравнение,
создание
увлекательной
ситуации,
дидактические
игры.
Аппликация.
Рисование.
Приём
совместного
поэтапного
изображения,
обратной связи.
Лепка. Приём
совместного
поэтапного
изображения,
сравнения,
игровые
приёмы.
Лепка и

аппликация, рисунок

Новый год, ёлка, флажки,
вырежи, нарисуй

человек-люди, части тела,
размазывать пальцем
пластилин, рисовать стекой,
лепить части лица

зайка, слепи, оторви, раскатай,

21

зайка.

анализировать
форму частей,
соблюдать
пропорции.
Развивать навыки
работы в технике
лепки и рисунка.

17

Рассматривание
картин
художников.

Формирование
навыков
восприятия и
оценки
деятельности
известных
художников.

18

Пирамидка.
Рыбка.

Овладевать
техникой и
способами
аппликации,
навыками работы
карандашами,
кистью,
ножницами.

19

Ваза с цветами.

Обучение умению
размещать в
аппликации –
готовое
вырезанное

ый.

рисунок. Приём
наглядности и
иллюстрирован
ности, создание
увлекательной
ситуации,
дидактические
игры.

3 четверть – 9 ч.
Сообщение
Беседа,
новых знаний.
рассуждать о
своих
впечатлениях и
эмоционально
оценивать,
отвечать на
вопросы по
содержанию
произведений
художников.
Урок
Аппликация.
практических
Приём
навыков.
наглядности и
иллюстрирован
ности,
создание
увлекательной
ситуации,
приём обратной
связи.
Урок
Аппликация.
практических
Приём
навыков.
наглядности и
иллюстрирован
ности,

разложи, примаж

Художники, изображён

Аппликация, вырежи, разложи,
наклей, дорисуй

Аппликация, клей, бумага,
клеить

22

20

21

22

изображение на
изобразительной
плоскости.
Формирование
умения
организовывать
предметы в
группы по
смыслу.
Колобок.
Формирование
умения узнавать в
книжных
иллюстрациях
предметы
«Колобок».
Закреплять
навыки работы от
общего к
частному.
Дома в городе.
Учить составлять
и конструировать
из простых
геометрических
форм
(прямоугольников
, кругов, овалов,
треугольников)
изображения
зданий в технике
аппликации.
Одноэтажный
Овладевать
дом. Трехэтажный приемами работы
дом.
с пластилином
(вдавливание,
заминание,

создание
увлекательной
ситуации,
приём обратной
связи.

Комбинированн
ый.

Рисование.
Проблемная
ситуация,
сравнение.
Дидактические
игры.

Сказка, иллюстрация

Комбинированн
ый.

Аппликация.
Приём
совместного
поэтапного
изображения,
сравнения,
игровые
приёмы, приём
обратной связи.

Аппликация, здания, дома в
городе, геометрические формы

Комбинированн
ый.

Лепка. Приём
наглядности и
иллюстрирован
ности, создание
увлекательной

Одноэтажный дом,
трёхэтажный дом, разомни,
размазывай пластилин

23

вытягивание,
защипывание).
23

Многоэтажный
дом.

24

Весна пришла.
Яркое солнце.

25

Весна. Почки на
деревьях.

Создавать
изображение дома
в технике
аппликации с
передачей
пропорций и
учетом
композиционного
центра,
овладевать
приемами работы
с бумагой.
Рассматривать и
сравнивать
картины разных
художников,
рассказывать о
настроении и
разных
состояниях,
которые
художник
передает цветом
(радостное,
праздничное,
грустное,
таинственное,
нежное и т. д.).
Развивать навыки
работы с
живописными
материалами

Урок
практических
навыков.

ситуации,
приём обратной
связи.
Аппликация.
Приём
наглядности и
иллюстрирован
ности,
создание
увлекательной
ситуации,
приём обратной
связи.

Многоэтажный дом, вырезай,
наклеивай

Сообщение
новых знаний.

Беседа,
рассуждать о
своих
впечатлениях и
эмоционально
оценивать,
отвечать на
вопросы по
содержанию
произведений
художников.

Художники, изображён

Комбинированн
ый.

Рисование.
Приём
наглядности и
иллюстрирован

Почки на деревьях

24

(гуашь).

26

Весна пришла.
Светит солнце.
Бежит ручей.
Плывет кораблик.

27

Цветок. Ветка
акации с
листьями.

28

Коврик для
куклы. Узор в
полосе.

ности,
создание
увлекательной
ситуации,
приём обратной
связи.

4 четверть – 8 ч.
Обучение
Комбинированн Рисование.
приемам
ый.
Приём
изображения
наглядности и
несложных
иллюстрирован
предметов с
ности,
выраженными
создание
особенностями
увлекательной
формы.
ситуации,
приём обратной
связи.
Учить повторять и Комбинированн Рисование.
затем варьировать ый.
Приём
систему
наглядности и
несложных
иллюстрирован
действий с
ности,
художественными
создание
материалами,
увлекательной
выражая
ситуации,
собственный
приём обратной
замысел.
связи.
Узнавать и
Комбинированн Аппликация.
показывать
ый.
Приём
основные
наглядности и
геометрические
иллюстрирован
фигуры.
ности,
Ориентироваться
создание
на плоскости
увлекательной
листа бумаги.
ситуации,

ручей, кораблик, солнце, птички

цветок, ветка акации,
примакивай кистью,

узор, коврик, образцы

25

29

Практическая
(творческая)
работа «Я
рисую».

Совершенствован
ие навыков
работы с
живописными
материалами
(гуашь).

Урок
практических
навыков.

30

Весна. Праздник.
Хоровод.

Закрепление
технических
навыков и
приемов
аппликации.
Дальнейшая
практика в
рисовании
(дорисовывании)

Комбинированн
ый.

31

Изобрази дом в
деревне. Деревья
рядом с домом.

Комбинированн
ый.

32

Грибы. Грибы на
пеньке.

Учить повторять и
затем варьировать
систему
несложных
действий с
художественными
материалами,
выражая
собственный
замысел.
Обучение умению
размещать в
аппликации
изображение на
изобразительной
плоскости.

Комбинированн
ый.

приём обратной
связи.
Беседа.
Постановка
цели урока,
занимательные
упражнения,
приём обратной
связи.
Аппликация с
дорисовывание
м. Приём
совместного
поэтапного
изображения,
коллективная
(совместная)
работа, приём
обратной связи.
Рисование.
Приём
наглядности и
иллюстрирован
ности,
создание
увлекательной
ситуации,
приём обратной
связи.
Аппликация.
Приём
наглядности и
иллюстрирован
ности,
создание

гуашь, кисть, бумага

аппликация, праздник, хоровод,
дорисуй

дом в деревне (на даче), кисть,
краски, цветные мелки

грибы: подосиновик, белый
гриб, подберёзовик, опята,
мухомор

26

33

Придумай свой
рисунок.

Формирование
умения
организовывать
предметы в
группы по
смыслу.
Совершенствован
ие навыков
работы с
живописными
материалами
(гуашь).

увлекательной
ситуации,
приём обратной
связи.
Урок
практических
навыков.

Беседа.
Постановка
цели урока,
занимательные
упражнения,
приём обратной
связи.

гуашь, кисть, бумага

Список литературы
Основная:
 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / под редакцией
кпн, профессора И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
 Рау М. Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. – М.:
Просвещение, 2020. – 111 с.
Дополнительная:
 Изобразительное искусство. Методические рекомендации. 1-4 классы: учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / М.
Ю. Рау, М. А. Овчинникова, М. А. Зыкова, Т.А. Соловьева. - М.: Просвещение, 2016. - 202 с.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».