Ручной труд 1 класс

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» разработана в соответствии с:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями
и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с
изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и
дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в
общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении
Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и
родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в
части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и

оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января
2027 г.;
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. №
20-Д;
11. Локальные акты образовательного учреждения.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований (Приложение 1):
• используется «ступенчатый» режим обучения:
 в сентябре-октябре – по 3 урока по 30 минут каждый;
 в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут и один день 5 уроков за счет урока физической культуры;
 в январе – мае - по 4 урока по 40 минут и один день 5 уроков за счет урока физической культуры

3

Цели и задачи образования
Ручной труд является главным предметом в школе для обучающихся с ОВЗ, так как способствует не только
формированию трудовых умений и навыков обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере, но и
исправлению недостатков их физического и психического развития.
Основная цель предмета: в первом классе заключается в формировании у обучающихся элементарной
трудовой культуры через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их
жизни.
Основные задачи уроков:
 развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;
 получение первоначальных представлений о труде в жизни человека;
 формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;
 формирование интереса к разнообразным видам труда;
 формирование простейших знаний о материалах, их свойствах, применении;
 обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам;
 развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать сою работу с
помощью учителя;
 развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных представлений и
ориентировки, памяти, воображения, мышления, речи);
 развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);
 развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
 формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации,
доступными умственно отсталому первокласснику;
 развитие речи.
Коррекционная направленность обучения труду заключается в коррекция интеллектуальных и физических
недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
 коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного
воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их

4

положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и
различие между предметами;
 развитие аналитико-синтетической деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
 коррекции ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования
вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по ручному труду построена на основе концентрического принципа размещения материала.
Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала, которое сочетается с
постоянной пропедевтикой новых знаний. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом
возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю предоставляется возможность
планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через самые разнообразные
работы и с точки зрения моторики, и с точки зрения развития познавательной деятельности. Вариативность
программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий обучающимися, в
предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые
учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своего края.
В программе учтены принципы научности и доступности изложения материала. Вводится значительный объем
познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной
техники. Расширению знаний обучающихся о профессиях, изделиях, которые можно изготовить своими руками
служат материалы выставок, экскурсии в школьные мастерские.
Предусмотрены следующие виды труда:
1) работа с глиной и пластилином;
2) работа с нитками;
3) работа с бумагой;
4) работа с проволокой;
5) комбинированные уроки.
Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности работы и гигиены труда при проведении
практических работ.
5

Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как трудовое
обучение. Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм.
Развивая моторику в процессе трудового обучения, мы создаем предпосылки для становления многих психических
процессов. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. У обучающихся
вырабатываются такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в
достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Трудовое обучение позволяют проявить себя
детям с нарушениями интеллекта, которые, в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.
Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки различных материалов. Чем шире круг операций,
которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку
овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися. Именно поэтому трудовое обучение
характеризуется многообразием ручных операций, таких, как вырезывание разных видов, складывание по прямой
линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), выполнение стежков на ткани и т.д.
При изготовлении объектов на уроках трудового обучения используются разные виды бумаги, обладающие
различными свойствами; ткань и нитки различного происхождения; самый разнообразный природный материал
растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности; проволока, фольга; так
называемые бросовые материалы (древесные опилки). Обучающиеся знакомятся не только с различными свойствами
одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например, свойством гибкости. Для развития
ребенка имеет огромное значение многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть
вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или
на ткани. Уроки трудового обучения позволяют обучающимся видеть одинаковые приемы в работе с различными
материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и
т.д., а это положительно сказывается на развитии познавательной деятельности.
На уроках трудового обучения придаётся особое значение художественной деятельности, как эффективному
средству развития воображения и эстетического чувства детей. На каждом уроке предусматривается включение
обучающихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Образовательная область: технология.

6

Предмет «Ручной труд» Согласно учебного плана КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», реализующего адаптированные общеобразовательные программы для
обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, получающих образование по индивидуальному плану
на дому, курс по учебному предмету рассчитан на 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Планируемые результаты
Изучение учебного предмета «Ручной труд» в соответствии с требованиями ФГОС АООП направлено на
достижение следующих результатов.
Личностные:
 освоения технологии включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки: положительное отношение и интерес к труду;
 понимание значения и ценности труда;
 отношение к труду как первой жизненной необходимости; понимание красоты в труде, в окружающей
действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
 осознание своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке;
 умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится»
или «не нравится; привычка к организованности, порядку, аккуратности.
Предметные:
Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с
легкой умственной отсталостью первого класса, включающий следующие знания и умения:
знать
 правила организации рабочего места;
 виды трудовых работ;
 названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках
ручного труда в первом классе, правила их хранения, санитарногигиенические требования при работе с ними; названия инструментов,
необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники
безопасной работы колющими и режущими инструментами;
 приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из
заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей,

уметь
 организовать свое рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы
и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте
с помощью учителя;
 анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть
его признаки и свойства;
 определять способы соединения деталей с помощью учителя; составлять
стандартный план работы по пунктам с опорой на предметнооперационный план с помощью учителя;

7

примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.

 владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки
поделочных материалов с помощью учителя;
 работать с доступными материалами (глиной и пластилином,
природными материалами, с бумагой и нитками).

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся
первого класса.
знать
 правила рациональной организации труда, включающей в себя
упорядоченность действий и самодисциплину.

уметь
 самостоятельно находить необходимую для выполнения работы
информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
 работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять
план работы над изделием с опорой на предметно-операционные,
графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе
изготовления
изделия;
осуществлять
текущий
самоконтроль
выполняемых практических действий и корректировку хода практической
работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на
образец);
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
выполняемыми действиями и их результатами;
 выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после
уроков ручного труда.

АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ.
Уровни овладения предметными результатами
Достаточный уровень
 умение работать с разнообразной наглядностью;
 выполнять общественные поручения по уборке класса;
 умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий с помощью учителя.

Минимальный уровень
 знание правил организации рабочего места;
 знание видов трудовых работ;
 знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических
требований при работе с ними с помощью учителя;
 знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного
труда, правил техники безопасной работы с колющими режущими
инструментами с помощью учителя;
 знание приемов работы (разметки деталей) используемые на
уроках ручного труда с помощью учителя.

8

Характеристика обучающихся с учётом уровня овладения предметными результатами
Достаточный уровень. Обучающиеся не испытывают серьезных затруднений в овладении общетрудовыми
умениями. При анализе образца, рисунка или чертежа изделия обучающиеся придерживаются определенной
последовательности, дают полные, довольно точные характеристики, в которых указываются конструктивные
особенности изделия. В процессе обучения планированию они научаются определять последовательность операций,
мысленно представляют их очередность и изменяющийся объект труда. Могут рассказать план работы и обосновать
его. Они сравнительно легко обучаются составлению планов с помощью предметно-операционных и технологических
карт, могут извлекать из них необходимую информацию для самостоятельной работы. Однако в условиях
фронтальной работы при изучении нового учебного материала, изготовлении конструктивно более сложных изделий у
этих обучающихся все же проявляются затруднения в ориентировке и планировании работы. Им бывает нужна
дополнительная помощь в умственных трудовых действиях. Эту помощь они используют достаточно эффективно.
Приобретенные знания и умения такие дети, как правило, не теряют, могут применять их при выполнении
аналогичного и сравнительно нового изделия.
Минимальный уровень. Обучающиеся испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и
планировании, что проявляется в большом количестве ошибок при изготовлении новых изделий; в основном эти
ошибки на взаиморасположение деталей, несоблюдение заданных размеров. Перечисленные ошибки возникают из-за
того, что на этапе ориентировки в задании в сознании детей не формируется полный и точный образ конечного
результата работы. Об этом говорят те факты, что обучающиеся не замечают ошибок в своем изделии или
выполненной работе, так как контролируют себя на основе искаженного или неполного образа предмета,
сформированного во время предварительной ориентировки. У этих детей нарушен процесс формирования программы
деятельности, что проявляется в значительных трудностях планирования предстоящих трудовых действий. Им сложно
определить логику изготовления предмета, у них страдает полнота и последовательность планов. В их собственных
планах наблюдаются пропуски, перестановки. План, составленный с помощью учителя, не осознается ими до конца,
поэтому в ходе работы наблюдаются отступления от него, что ведет к ошибкам. Характерно также и то, что такие дети
с трудом усваивают технические и технологические знания, при их воспроизведении называют несущественные
детали, путают терминологию. Затрудняются в задании сгруппировать хорошо известные предметы по тому или
иному признаку, например, инструменты по их назначению. Отчетливо проявляются сложности в осуществлении
общетрудовых умений при выполнении нового изделия. Так, анализируя новый объект, обучающиеся называют
9

меньше характеристик, чем они это делали ранее, не указывают особенности конструкции изделий, при планировании
пропускают операции, повторяют уже названные. В ряде случаев проявляется тенденция к неадекватному переносу.
Содержание учебного курса
1 класса
Раздел: «Работа с глиной и пластилином»
Организация рабочего места при выполнении лепных работ.
Пластилин-материал ручного труда. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с
пластилином. Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма).
Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д.
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином.
Инструменты для работы с пластилином.
Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей;
пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина;
комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.
Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную
форму. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону»
(аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара»,
«раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «прощипывание»,
«промазывание» (объемные изделия).
Комбинированные работы: бумага и пластилин.
Раздел: «Работа с природными материалами»
Организация рабочего места работе с природными материалами.
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов).
Способы соединения деталей (пластилин).
Работа с засушенными листьями. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойства листьев (цвет,
форма, засушенные листья - хрупкие). Соединение деталей (с помощью пластилина).
Работа с еловыми шишками. Способы работы (объемные изделия). Свойства еловых шишек (форма, цвет и
др.). Соединение деталей изделия (с помощью пластилина).
10

Работа с тростниковой травой. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойств сухой
тростниковая трава (пушистая и др.)
Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.
Раздел: «Работа с бумагой»
Организация рабочего места при работе с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для
печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная).
Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат,
прямоугольник, круг, овал). Инструменты (ножницы) и материалы (клей) для работы с бумагой.
Способы работы с бумагой (аппликация, конструирование).
Виды работы с бумагой:
Складывание фигурок из бумаги (Оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам»,
«сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»;
«сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь».
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами.
Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой
линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»;
«разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений
предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания:
симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам орнаментальных и предметных изображений. Использование
вырезанных элементов, деталей в аппликации и конструировании.
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги
(бумажная мозаика). Соединение оборванных элементов (наклеивание). Правила работы с клеем и кистью.
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и
объемная аппликация).
Конструирование из бумаги. Плоскостное конструирование из вырезанных полосок (плетение из полос);
Объемное конструирование на основе геометрических фигур (квадрат) и геометрических тел (цилиндра).
Разметка бумаги. Разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок
обводки шаблона геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал).
11

Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого
соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Раздел: «Работа с нитками»
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как
работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз».
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка прямой строчкой «в два приема».
Тематическое планирование
Раздел и темы учебного предмета, курса

Колич
ество
часов

Вводное занятие
Человек и труд. Урок труда.
1ч

Раздел 1. Работа с глиной и пластилином
11 ч

Виды учебной деятельности (практические и
лабораторные работы, творческие и практические
задания, экскурсии и др. формы занятий,
используемые при обучении)
Формы занятий:
- индивидуальная.
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-работа с раздаточным материалом;
-выполнение заданий по классификации.
Формы занятий:
-индивидуальная.
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-работа с раздаточным материалом, опорными
схемами;
-выполнение заданий по классификации.

Текущий и
промежуточный
контроль. Формы
контроля
 поурочный устный
контроль - устный
опрос;
 поурочный
письменный контроль
– практическая работа,
самостоятельная
работа.
Периодический
(тематический)
контроль практическая работа.

12

Раздел 2. Работа с природными материалами
Экскурсия в парк.
Аппликация.
Приёмы работы с пластилином.
Работа с природным материалом.
Конструирование из тростниковой травы и пластилина.
Раздел 3. Работа с бумагой и картоном
Складывание из бумаги.
Работа ножницами. Приёмы резания ножницами.
Аппликация из обрывочных кусочков бумаги.
Конструирование.
Аппликация.
Плоскостное конструирование.
Приёмы сгибания бумаги.
Объёмное конструирование.
Раздел 4. Работа с нитками
Наматывание ниток.
Приёмы шитья.
Приёмы вышивания.

Итого

10 ч

35 ч

9ч

Формы занятий:
- индивидуальная;
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-дополнительной литературой;
-работа с раздаточным материалом.

Промежуточный
контроль контрольный тест,
административная
контрольная работа
(практическая работа).

Формы занятий:
-индивидуальная.
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-работа с раздаточным материалом, опорными
схемами;
-выполнение заданий по классификации.
Формы занятий:
-индивидуальная.
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-дополнительной литературой;
-работа с раздаточным материалом, опорными
схемами;
выполнение заданий по классификации.

66 ч

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение
Наглядный учебный материал:
 Касса букв (классная – КБ – 2) с магнитным креплением.
 Предметные рисунки.

13

 Сюжетные картинки.
 Таблицы.
 Муляжи «Овощи и фрукты».
Дидактический материал:
 Комплекты заданий на развитие психических процессов.
 Комплект «Загадки – отгадки».
 Карточки с заданиями для индивидуальной работы.
Учебные пособия:
 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова,
Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
 Технология. Ручной труд. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы / Л. А. Кузнецова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 103 с.
 Рабочая тетрадь: Ручной труд 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. В 2 ч.
Ч.1/ Л. А. Кузнецова – М.: «Просвещение», 2017г. – 63 с.: ил.
Ч.2/ Л. А. Кузнецова – М.: «Просвещение», 2017г. – 63 с.: ил.
Комплект поделочных материалов для работы на учебный год:
 Наборы цветной бумаги (2 набора бумаги разной плотности).
 Набор цветного картона (1 набор).
 Листы белой плотной чертежной бумаги.
 Клей: клеящий карандаш, клей ПВА, клей канцелярский.
 Набор разноцветного пластилина.
 Акварельные краски
 Нитки — разного цвета (красный, зеленый, розовый, голубой, коричневый, черный, белый — по 1 катушке
каждого цвета на весь класс).
 Природный материал.
 Шаблоны, подкладные доски, салфетки.
14

 Различные виды бросового материала.
 Комплект инструментов для работы на учебный год:
 Ножницы.
 Стека для пластилина.
 Иголка большая (длина 8 см).
 Ручка шариковая, простые, цветные карандаши.
 Кисточка для клея.
Материально-техническое обеспечение:
 Компьютер
 ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации программы для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам
охраны труда работников образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся
Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015г.
Оценочные материалы
Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание организации и содержания
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными
(жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном

15

образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных
результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных результатов,
прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся
и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки
личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки
сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет не только представить полную
картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным
жизненным компетенциям.
Оценка предметных результатов
Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве
содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты.
В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации
учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.
При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует более успешной и быстрой адаптации
ребёнка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы
ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в
виде итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), самостоятельная
работа.
Усвоенные предметные результаты оцениваются с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные».
Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или
иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию

16

полноты предметные результаты оцениваются как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность
выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью
самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при
оказании различных видов помощи.
Контроль и учет предметных достижений обучающихся
№ п/п

№
урока

Промежуточная аттестация.
Периодический (тематический) контроль.
4 четверть

1.

57.

Контрольный тест. Изготовление птицы из тростниковой травы и пластилина.

2.

58.

Административная контрольная работа. Аппликация «Букет цветов». (практическая работа)
Итого: 2 ч

Календарно - тематическое планирование
«Ручной труд» (2 часов в неделю, всего 66 часов)

№
урока

Тема урока

Цели урока

Тип
урока

Методы
и приемы

Формируемые
БУД
(личностные,
коммуникативн
ые,
регулятивные,
познавательные)

Словарь

17

1.

1 четверть – 18 ч
Вводное занятие
ЗанятиеРасширение
знаний
о
виртуальная
предметном
мире
как
экскурсия
результате
трудовой
Вводное занятие деятельности
человека;
«Человек
и знакомство
с
труд», «Занятие особенностями
уроков
труда».
труда, с требованиями к
нему
и
организацией
рабочего места.

Сооб
щение
новых
знани
й

Беседа,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
занимательные
упражнения

Торческое
Изучение
правил
занятие:
обращения с пластилином,
Знакомство
с инструментами и другим
глиной
и оборудованием.
пластилином.
Занятие
Обучение
приёмам
экскурсия.
разминания пластилина в
Аппликация из руках и размазывания его
пластилина
по поверхности.
«Яблоко».

Сооб
щение
новых
знани
й
Комби
ниров
анный

Беседа,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
дид. игра

Занятиевикторина:
Аппликация
пластилина
«Яблоко».

Комби
ниров
анный

Работа с глиной и пластилином

2.

3.

4.

Обучение
приёмам
разминания пластилина в
из руках и размазывания его
по поверхности.

Работа с природными материалами

Приём наглядности и
иллюстрированности,
создание увлекательной
ситуации,
использование
«опорных схем»
Приём наглядности и
иллюстрированности,
создание увлекательной
ситуации,
использование
«опорных схем»

- способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем,
принятие
соответствующих
возрасту
ценностей и
социальных
ролей;
самостоятельност
ь в выполнении
учебных заданий,
поручений,
договоренностей;
- понимание
личной
ответственности
за свои поступки
на основе
представлений о
этических нормах
и правилах
поведения в
современном
обществе;
- адекватно
использовать
ритуалы
социального
взаимодействия с

Строит,
делает,
печатает,
шьёт

Пластилин,
стека

Разминаем,
отщипываем,
размазываем

18

5.

6.

Занятие – сказка Формирования знаний о
Экскурсия
в природных материалах и
той среде, где их находят.
природу.
Знакомство
с
природным
материалом.

Экску
рсия

Занятие
экскурсия:
Аппликация
засушенных
листьев
«Бабочка».

Формирование
представлений
о
из направлении, положении и
пространственных
связях
частей, развитие умения
ориентироваться
на
плоскости листа.
Работа с бумагой и картоном
Занятие
игра: Формирование
Знакомство
с представлений о бумаге как
бумагой.
поделочном материале.

Комби
ниров
анный

Занятие – сказка:
Треугольник.
Сгибание бумаги
треугольной
формы.

Формирование знаний о
геометрической
фигуре
«треугольник»,
обучение
приёму сгибания.

Комби
ниров
анный

Занятиеинсценировка
Складывание
ёлочки
из

Обучение
навыку
устанавливать
сходство
треугольника с предметами
природного и рукотворного

Комби
ниров
анный

7.

8.

9.

Сооб
щение
новых
знани
й

Беседа, игровые приёмы

одноклассниками
и учителем;
- обращаться за
помощью и
принимать
помощь;
- слушать и
понимать
Приём наглядности и инструкцию к
иллюстрированности,
учебному заданию
использование
в разных видах
«опорных схем»
деятельности и
быту;
- сотрудничать со
взрослыми и
сверстниками в
Беседа,
приём разных
наглядности
и социальных
иллюстрированности,
ситуациях;
дид. игра
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействоват
Беседа,
приём ь с людьми;
наглядности
и - входить и
иллюстрированности,
выходить из
занимательные
учебного
упражнения
помещения со
звонком;
Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
- ориентироваться
«опорных схем»

Кора,
веточка,
шишка,
жёлудь

Берёзовый,
осиновый,
рябиновый
лист

Писчая,
почтовая,
рисовальная,
газетная,
книжная,
туалетная,
салфеточная
упаковочная
бумага

Треугольник

Форма

19

10.

12.

13.

14.

треугольных
форм.
Творческое
занятие: Квадрат.
Сгибание бумаги
квадратной
формы.
Занятиевиртуальная
экскурсия
Складывание из
бумажного
квадрата
стаканчика для
игрушки
«Поймай
пуговицу».
Занятие
викторина:
Прямоугольник.
Сгибание бумаги
прямоугольной
формы
«Наборная
линейка».

мира,
имеющими
треугольную форму.
Дать сведения об основных
признаках
фигуры
«квадрат», обучение приёму
сгибания.
Обучение
приёму
«сгибание квадрата с угла
на угол».

Формирование знаний о
геометрической
фигуре
«прямоугольник», обучение
приёмам
«сгибание
прямоугольника пополам»
и «совмещение углов с
опорными
точками»
в
разных пространственных
направлениях (сверху вниз,
снизу вверх).
Работа с глиной и пластилином
Занятие
Обучать
приёму
экскурсия:
«раскатывание пластилина
Работа с глиной столбиками (палочками)».
и пластилином.
ЗанятиеЛепка
однодетальных
путешествие
предметов
шаровидной
Лепка предметов формы из одного куска

Комби
ниров
анный
Комби
ниров
анный

Комби
ниров
анный

Комби
ниров
анный
Комби
ниров
анный

Беседа,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
занимательные
упражнения
Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»

Беседа,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»
Беседа,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,

в пространстве
класса (зала,
учебного
помещения);
- пользоваться
учебной мебелью;
- адекватно
использовать
ритуалы
школьного
поведения
(поднимать руку,
вставать и
выходить из-за
парты и т. д.);
- работать с
учебными
принадлежностям
и инструментами,
(спортивным
инвентарем) и
организовывать
рабочее место;
- принимать цели
и произвольно
включаться в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и работать в
общем темпе;
- активно
участвовать в
деятельности,
контролировать и

Квадрат

Сгибание

Прямоугольн
ик

Столбики
(палочки)
Шаровидная
форма

20

шаровидной
формы.
Занятие
викторина: Лепка
предметов
овальной формы.

15.

16.

17.

\

\

19.

20.

\

\

Лепка
однодетальных
предметов овальной формы
из одного куска пластилина.

Работа с бумагой и картоном
Занятие
игра: Расширение
знаний
о
Инструменты
ножницах, их свойстве,
для работы с функциональном
бумагой.
назначении,
правилах
Ножницы.
хранения,
технике
безопасности.
Занятие мастерЗакрепление
знаний
о
геометрической
фигуре
класс
«Геометрический «квадрат», правила работы
с ножницами.
орнамент из
квадратов».
Творческое
занятие:
«Орнамент
из
треугольников»

18.

пластилина.

Закрепление
знаний
о
геометрической
фигуре
«треугольник»,
правила
работы с ножницами.
2 четверть – 14 ч
Работа с глиной и пластилином
Приёмы работы с Обучение
пластическому
пластилином.
способу
лепки
Лепка:
однодетальных предметов
«Морковь,
конической
формы
из
свёкла, репа».
одного куска пластилина.
«Пирамидка из Обучение конструктивному
четырёх колец».
способу
лепки
многодетальных предметов.

Комби
ниров
анный

Комби
ниров
анный

Комби
ниров
анный

Комби
ниров
анный

Комби
ниров
анный
Комби
ниров
анный

использование
«опорных схем»
Беседа,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»

оценивать свои
действия и
действия
одноклассников;
- соотносить свои
действия и их
результаты с
заданными
Беседа,
приём образцами,
наглядности
и принимать оценку
деятельности,
иллюстрированности
оценивать ее с
учетом
предложенных
Приём наглядности и критериев,
корректировать
иллюстрированности,
свою деятельность
использование
с учетом
«опорных схем»
выявленных
недочетов;
Приём наглядности и - делать
простейшие
иллюстрированности,
обобщения,
использование
сравнивать,
«опорных схем»
классифицировать
на наглядном
материале.
Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»
Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»

Овальная
форма

Ножницы,
резание
по
прямым
и
кривым
линиям

Квадрат

Треугольник

«вытягивание
одного конца
столбика»
«сплющивани
е шара»

21

«Грибы».

21.

22.

\

23.

24.

\

25.

\

Закрепление приёмов лепки
«скатывание в ладонях
шара
из
пластилина
кругообразными
движениями»,
«раскатывание пластилина
в ладонях до овальной
формы»,
«сплющивание
пластилина ладонью» и
«размазывание пластилина
на картоне».
Работа с природными материалами
Работа
с Обучение использованию
еловыми
шишки в конструктивной
шишками.
деятельности и развитие у
«Ёжик».
детей воображения.

Комби
ниров
анный

Практическая
работа: «Ёжик
под кустом».

Занятие
практич
еских
навыков

Обобщить приёмы работы с
пластилином и природным
материалом «раскатывание
пластилина в ладонях до
овальной
формы»,
«вытягивание овала до
конической
формы»
и
«сплющивание пластилина
ладонью».
Работа с бумагой и картоном
Аппликация из Обучение
приёму
обрывных
разрывания бумаги на две
кусочков бумаги части по линии сгиба.
«Осеннее
дерево».
Обучение
приёму
разрывания бумаги на две

Комбин
ированн
ый

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем», приём
контроля
и
самоконтроля

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных
схем»,
приём контроля и
самоконтроля
Беседа,
приём
наглядности
и
иллюстрированности

Комбин
ированн
ый

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»

Комбин
ированн

Приём наглядности и
иллюстрированности,

Шляпка,
ножка

Конструирова
ние

Аппликация

22

26.

\

27.

28.

29.

30.

31.

\

\

\

части по линии сгиба.
Формирование
умения
анализировать аппликацию
по вопросам учителя.
Складывание из Закрепление
приёмов
бумаги.
«сгибание
квадрата
«Открытка
со пополам»
и
«сгибание
складным
квадрата с угла на угол (по
цветком».
диагонали)».
«Открытка
соЗакрепление
приёмов
складной фигуркой«сгибание
квадрата
кошечки».
пополам»
и
«сгибание
квадрата с угла на угол (по
диагонали)».
Работа с глиной и пластилином
Приёмы работы Учить
соблюдать
с пластилином пропорции
и
«Цыплёнок».
пространственные
соотношения
деталей,
частей при лепке объёмной
фигуры.
Работа с бумагой и картоном
Игрушка
Обучение приёму «надрез
«Бумажный
по короткой вертикальной
фонарик».
линии, не смыкая лезвия
ножниц».
«Декоративная
Обучение приёму «надрез
веточка».
по коротким вертикальным
линиям» на глаз, без
предварительной разметки.
«Флажки».
Обучение разметки
по
шаблону.

ый

приём контроля
самоконтроля

Комбин
ированн
ый

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»

Комбин
ированн
ый

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»

Комбин
ирован
ный

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»

Комбин
ированн
ый

Приём наглядности и
иллюстрированности,
приём контроля и
самоконтроля
Приём наглядности и
иллюстрированности,
приём контроля и
самоконтроля
Приём наглядности и
иллюстрированности,
приём контроля и
самоконтроля

Комбин
ированн
ый
Комбин
ированн
ый

и

Оригами

Оригами

Прищипыван
ие

15.12
17.12
Разметка по
шаблону,
надрез,
сконструируй

23

32.

3
четве
рть –
18 ч

33.

34.

«Бумажный
цветок».

Обучение приёму «разрез
по длинной линии, не
смыкая лезвия ножниц».

Комбин
ированн
ый

Приём наглядности и
иллюстрированности,
\
приём контроля и
самоконтроля
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современн ом обществе;
- адекватно использовать ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями инструментами, (спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Работа с глиной и пластилином
Лепка
из Закрепление
умения Комбин Приём наглядности и
пластилина
выполнять
приёмы ированн иллюстрированности,
«Прищипыва
многодетальных
обработки пластилина и ый
использование
ние»,
12.01
фигурок.
соединения
деталей:
«опорных схем»
«примазыван
19.01
«Котик».
«прищипывание»,
ие»
02.02
«примазывания».
11.02
06.04
Лепка
из Совершенствование умения Занятие Беседа,
приём
«Прищипыва
15.04
пластилина
скатывать
заготовки практич наглядности
и
ние»,
22.04
многодетальных
овальной формы.
еских
иллюстрированности,
«примазыван
фигурок.
навыков использование
ие»
«Лошадка».
«опорных схем»
Работа с бумагой и картоном

24

35.

36.

37.

Приёмы резания
ножницами
«Листочки».

Обучать приёму «разрез по
незначительно изогнутой
линии (дуге), не смыкая
лезвия ножниц».

Комбин
ированн
ый

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»

Аппликация «ВеткаЗакрепление
приёма
рябины».
«разрезание бумаги по
линии сгиба», обучение
приёму «сминание бумаги»
(скатывание шариков).
Аппликация
Закрепление
приёма
«Цветы
в криволинейного вырезания,
корзине».
приёма «сминание бумаги».

Комбин
ированн
ый

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»

Занятие
практич
еских
навыков

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных
схем»,
приём контроля и
самоконтроля
Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных
схем»,
приём контроля и
самоконтроля

Аппликация
«Цветы
корзине».

в

38.

39.

40.

Что надо знать о
нитках.
Наматывание
ниток.
Наматывание
ниток
«Бабочка».

Закрепление
приёмаЗанятие
криволинейного
вырезания,практич
приёма «сминание бумаги». еских
навыков

Работа с нитками
Формирование
представлений о нитках;
ознакомление с работой с
нитками (сматывание в
клубок).
Ознакомление с работой с
нитками (наматывание на
катушку).

Сообще
ние
новых
знаний

Беседа,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
дид. игра

Комбин
ированн
ый

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»

Вертикальны
е,
горизонтальн
ые,
наклонные
линии
Дерево
«рябина»

Аппликация

Аппликация

Шёлковые
нити,
шерстяные

25

41.

42.

43.

Изготовление
«кисточки»
из
ниток.

Аппликация
«Снеговик».

44.

46.

47.

48.

приёму
ниток на

Работа с бумагой и картоном
Аппликация
Обучение приёму резания
«Фрукты
на ножницами
по
кривой
тарелке».
линии.

Аппликация
«Гусеница».

45.

Обучение
«наматывание
основу».

Игрушка
«Цыплёнок
скорлупе».

в

Комбин
ированн
ый

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»

Комбин
ированн
ый

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»
Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»
Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных
схем»,
приём контроля и
самоконтроля
Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»
Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»
Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»
Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»

Развитие умения вырезать
по кругу, рационально
используя приёмы резания
бумаги.
Развитие анализирующей
способности
в
ходе
обследования аппликации,
состоящей из кругов.

Комбин
ированн
ый

Обучение вырезанию
кривой линии.

по

Комбин
ированн
ый

Занятие
практич
еских
навыков

Складывание
фигур из бумаги
«Пароходик».

Обучение
«сгибание
середине».

приёму
сторон
к

Комбин
ированн
ый

Складывание
фигур из бумаги
«Стрела».

Обучение
«сгибание
середине».

приёму
углов
к

Комбин
ированн
ый

«Плетёный
коврик
полосок
бумаги».

Обучение
приёму
«плетение вверх-вниз».

Комбин
ированн
ый

из

На, перед, за,
справа, слева,
сверху

Геометрическ
ая
фигура
«овал»
Сгибание по
диагонали

Плетение

26

49.

50.

51.

52.

53.

54.

«Плетёный
коврик
из
полосок
бумаги».
Объёмное
конструирование
«Птичка».

Обучение
приёму
«плетение вверх-вниз».

Комбин
ированн
ый

Обучение самостоятельной
сборке
конструкции
с
опорой
на
предметнооперационный
план
и
образец и с частичной
помощью учителя.
4 четверть – 16 ч
Обучение приёму разметки
по шаблону чередующихся
геометрических
форм
(полукруг, треугольник).

Комбин
ированн
ый

Комбин
ированн
ый

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»

Обучение приёму разметки
по шаблону чередующихся
геометрических форм (круг,
квадрат).

Комбин
ированн
ый

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»

Обучение
планированию
хода работы с помощью
предметно-операционного
плана,
оцениванию
качества
выполненного
изделия.
Работа с глиной и пластилином
Лепка
Знакомство
с
«Снегурочка».
элементарными
представлениями
о
геометризации
форм
человеческой
фигуры:
голова-шар,
туловище,
руки, ноги -усечённый

Занятие
практич
еских
навыков

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных
схем»,
приём контроля и
самоконтроля

Комбин
ированн
ый

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»

Закладка
для
книг
с
геометрическим
прорезным
орнаментом.
Закладка
для
книг
с
геометрическим
прорезным
орнаментом
Аппликация
«Самолёт
в
облаках».

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»
Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных
схем»,
приём контроля и
самоконтроля

Плетение

Конструирова
ние

Прорезной
орнамент

Воздушный
транспорт

конус

27

конус.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

Макет
«Снегурочка
лесу».

Обучение
соблюдению
в пропорциональных
отношений в изделии и
соединение их в единую
конструкцию.
Работа с природными материалами
Изготовление
Совершенствование
ежа
из навыков
скатывать
из
тростниковой
пластилина
заготовку
травы
и конической формы.
пластилина.
Контрольный
Обучение
планированию
тест.
ближайшей операции с
Изготовление
опорой на пооперационный
птицы
из план.
тростниковой
травы
и
пластилина.
Административн Определение
уровня
ая контрольная
овладения
предметными
работа.
результатами
Аппликация
«Букет цветов».
Работа с бумагой и картоном
Приёмы
Обучение
приёмам
сгибания бумаги. сгибания бумаги.
«Декоративная
птица
со
складными
крыльями».

Обучение
гармошки.

складыванию

Комбин
ированн
ый

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»

Комбин
ированн
ый

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»

Комбин
ированн
ый

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных
схем»,
приём контроля и
самоконтроля

Занятие
проверк
и
знаний

Практическая работа

Комбин
ированн
ый

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»
Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»

Комбин
ированн
ый

макет

Тростник

Тростник

Четырёхлистн
ый цветок

Приём
«сгибания»
04.05
11.05
Приём
«гармошка»

Работа с нитками

28

«Шитьё
проколам».

по

Обучение приёму
«игла вверх-вниз».

шитья

Сообще
ние
новых
знаний

Беседа,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
дид. игра

«Шитьё
по
проколам
геометрических
форм».
Работа
с
нитками.
Вышивание.

Обучение приёму
«игла вверх-вниз».

шитья

Комбин
ированн
ый
Сообще
ние
новых
знаний

«Вышивание по
проколам».

Обучение вышиванию в два
приёма: 1) шитьё приёмом
«игла
вверх-вниз»;
2)
заполнение
расстояния
между стежками ниткой
того же или другого цвета.
Закрепление вышивания в
два приёма.

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем».
Беседа,
приём
наглядности
и
иллюстрированности,
дид. игра

«Вышивание по
проколам».

Закрепление вышивания в
два приёма.

«Вышивание по
проколам».

Закрепление вышивания в
два приёма.

Занятие
практич
еских
навыков
Комбин
ированн
ый

61.

62.

63.

64.

65.

66.

Комбин
ированн
ый

Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»
Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»
Приём наглядности и
иллюстрированности,
использование
«опорных схем»

Вертикальны
е,
горизонтальн
ые,
наклонные
линии

«Шитьё»,
«вышивка»,
«контур»,
«стежок»,
«расстояние
между
стежками»
прокол

Список литературы
Основная:
 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К.
Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.

29

 Технология. Ручной труд. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы / Л. А. Кузнецова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 103 с.
 Рабочая тетрадь: Ручной труд 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. В 2 ч.
Ч.1/ Л. А. Кузнецова – М.: «Просвещение», 2017г. – 63 с.: ил.
Ч.2/ Л. А. Кузнецова – М.: «Просвещение», 2017г. – 63 с.: ил.
Дополнительная:
 Иванкова В. Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы /Авт. – сост. В. Н.
Иванкова. – М.: ООО Аквариум-Принт, 2007. – 256 с.
 Кузнецова Л.А. Методическое руководство к комплекту «Ручной труд» для 1 класса./Л. А. Кузнецова – М.:
Просвещение, 2012 г.;
 Мирский С.Л. Формирование знаний обучающихся вспомогательной школы на уроках труда.- М.:
Просвещение, 1992;
 Мирский С.Л. Индивидуальный подход к обучающимся вспомогательной школы в трудовом обучении./ С.
Л. Мирский – М.: Педагогика, 2004г.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».