Русский язык 5 класс

V класс
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка
Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории
Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном
лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях,
находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ
18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Статус учебной программы: рабочая образовательная программа по русскому языку составлена на основе примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). Министерство образования и науки
Российской Федерации, Москва ФГОС ОВЗ «Просвещение» 2017г
Содержание программы по русскому языку составляют два раздела: «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи».
Коммуникативная направленность является основной отличительной чертой каждого из двух разделов.
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
Грамматика, правописание и развитие речи
Фонетика.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь,
е, ё, и, ю, я. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Разделительный ь. Ударение. Гласные
ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Морфология
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по
составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных,
звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен
существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена
существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен
существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имен
существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени
существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Пр авописание
окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Глаголы на –ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола.
Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с –ться, -тся. Повелительная форма глагола.
Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число
местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий.
Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений,
наречий, повтора существительного, синонимической замены и др.).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при
обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными
членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ.

Развитие речи, работа с текстом
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к
данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный
стилистический анализ текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление,
автобиография, анкета, доверенность, расписка и др. Письмо с элементами творческой деятельности
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений
обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки
состояния и тенденций развития системы образования.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП
призвана решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав
инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки
качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы
1)дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных
образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их
применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.
Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют
обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.
При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте
перечень планируемых результатов.
Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее
значение для оценки качества образования.

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и
предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования
гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании
применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав
экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителейлогопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки
личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей
(законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных
средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных
единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная
динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции
ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только
представить полную картину динамикицелостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум. На основе требований,
сформулированных в Стандарте7, Организация разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных
особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает:
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной)
компетенции учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией;
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример представлен в таблице 1:
Таблица 1. Программа оценки личностных результатов
Критерий
Параметры оценки
Владение навыками коммуникации и принятыми сформированность
ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой взрослыми
формой поведения, его социальным рисунком), в
том числе с использованием информационных
технологий
сформированность
сверстниками

навыков

коммуникации

со

навыков

коммуникации

со

владение средствами коммуникации
адекватность применения ритуалов социального

Индикаторы
способность
инициировать
и
поддерживать
коммуникацию с взрослыми
способность применять адекватные способы
поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
способность
инициировать
и
поддерживать
коммуникацию со сверстниками
способность применять адекватные способы
поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
способность использовать разнообразные средства
коммуникации согласно ситуации
способность
правильно
применить
ритуалы

взаимодействия
социального взаимодействия согласно ситуации
3) систему бальной оценки результатов;
4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты
всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса);
5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.
6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы
некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под
руководством учителя.
Во время обучения в первом подготовительном (I1-м) и I-м классах, а также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и
стимулировать работу учеников, используя только качественнуюоценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в
освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной
деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с
определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться
на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию
знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями
оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» /
«неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их
предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные.
Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно;
выполнено по словесной инструкции; выполненос опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их
как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и
переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые
стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:
первое ― предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения),
математики и основ социальной жизни;
второе ― направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Организация самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру проведения итоговой аттестации.
Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет».
Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития
обучающегося («было» ― «стало») или в сложных случаях сохранении его психоэмоционального статуса.
Оценка результатов деятельности общеобразовательной организации осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических
кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП с учѐтом:
результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);
условий реализации АООП ОО;
особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных организаций и педагогов, и в частности
отслеживание динамики образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) данной образовательной
организации.

Содержательный раздел.
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа
формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным предметным
результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение
содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность
учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности
педагога и обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной,
коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами
профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в
опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи
с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При
этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать
те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и
позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать,
например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому
указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными
действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их
формирования на протяжении всего времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) Организация самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.

Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и
достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезнуюсоциальную деятельность; бережно
относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За I триместр проведено 36 уроков.
За II триместр проведено 56 уроков.
За III триместр проведено 44 уроков.
За год проведено 136 уроков.
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС

№ К. Р.

ТЕМА

I триместр

Звуки и буквы

сентябрь

Предложение

октябрь

Состав слова

декабрь

Части речи. Имя существительное и имя прилагательное

февраль

Части речи. Глагол

апрель

Однородные члены предложения

май

II триместр

III триместр

КОНТРОЛЬНОЙ

РАБОТЫ

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ

Календарно-тематическое планирование по предмету
«Русский язык»
Дата

Раздел, тема

Количество
часов

Тип урока

Цель

Планируемые результаты
освоения к разделу

Коррекционная
направленность

Минимальный

Достаточный

Знание
значимых
частей слова и
их
дифференциров
ка по
существенным
признакам.
Разбор слова по
составу с
использованием
опорных схем.

Коррекция
словеснологического
мышления.
.

Образование
слов с новым
значением,
относящихся к
разным частям
речи, с
использованием
приставок и
суффиксов с
опорой на
схему.
Дифференциров
ка слов,
относящихся к
различным

Коррекция
словеснологического
мышления.

I триместр

Повторение.
Звуки и буквы.

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Знание алфавита,
звукобуквенное
соответствие.

Знание
отличительных
грамматических
признаков
основных частей
слова.

Звуки речи: гласные и
согласные. Алфавит.

1

Находить гласные и
согласные

Несовпадение звука и буквы в
слове.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений..
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений..

Разбор слова с
опорой на
представленный
образец, схему,
вопросы
учителя.
Образование
слов с новым
значением с
опорой на
образец.

Обозначение мягкости
согласных на письме буквами
И, Е, Ё, Ю,Я.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Знание материала по теме
и умение применять его
на практике.

Знание материала по теме
и умение применять его
на практике.

Представления о
грамматических
разрядах слов.

Формирование
приемов
самоконтроля.

Коррекция
образного
мышления.

Мягкий знак (ь) на конце и в
середине слова.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Дифференцировать
слитное и раздельное
произношения согласных
и гласных в слогах (лялья).

Различение
изученных
частей речи по
вопросу и
значению.

Правописание с
разделительным мягким
знаком (ь)

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Дифференцировать
слитное и раздельное
произношения согласных
и гласных в слогах (лялья).

Различение текста и не текста.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Совершенствовать
умение в распознавании
текст и не текст

Парные звонкие и глухие
согласные, их правописание на
конце слова

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Находить орфограммы со
звонкими и глухими
согласными в корне слова,
владеть способами
проверки.

Использование
на письме
орфографически
х
правил
после
предварительног
о разбора текста
на основе
готового или
коллективного
составленного
алгоритма.
Составление
различных
конструкций
предложений
с
опорой
представленный
образец.
Установление
смысловых
связей в
словосочетании
по образцу,
вопросам
учителя.

частям речи по
существенным
признакам.
Определение
некоторых
грамматических
признаков
изученных
частей речи по
опорной схеме
или
вопросам
учителя.
Нахождение
орфографическо
й трудности в
слове и решение
орографической
задачи (под
руководством
учителя).

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.
.

Пользование
орфографически
м словарем для
уточнения
написания
слова.

Коррекция
словеснологического
мышления.

Составление
простых
распространенн
ых и сложных
предложений по
схеме, опорным
словам, на

Формирование
способности
оперировать
смыслом

Ударение. Ударные и
безударные гласные в слове.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Знать сильную и слабую
позицию для выбора
орфограмм.

Нахождение
главных и
второстепенных
членов
предложения
без деления на
виды (с
помощью
учителя).

Проверка написания
безударных гласных путем
изменения формы слова

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Знать сильную и слабую
позицию для выбора
орфограмм.

Нахождение в
тексте
однородных
членов
предложения.

Определение темы текста.
Заголовок.

1

Работа с деформированным
текстом «Припасы на зиму».

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
развития
речи.

Звуки и буквы. Закрепление
знаний

1

Урок
формировани
яи
закрепления

Совершенствовать
умение определять тему
текста.

Развивать связную
письменную речь.

Знание алфавита,
звукобуквенное
соответствие.

Различение
предложений,
разных по
интонации.
Нахождение в
тексте
предложений,
различных по
цели
высказывания (с
помощью
учителя).
Участие в
обсуждении
фактического
материала

предложенную
тему и т. д.
Установление
смысловых
связей в
несложных по
содержанию и
структуре
предложениях
(не более 3-4
слов) по
вопросам
учителя,
опорной схеме.
Нахождение
главных
и
второстепенных
членов
предложения
с
использованием
опорных схем.
Составление
предложений с
однородными
членами с
опорой на
образец.
Составление
предложений,
разных по
интонации с
опорой на
образец.
Различение
предложений (с
помощью
учителя)

Коррекция
механической
памяти.

Коррекция
механической
памяти.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематическо
го
Формирование
способности
оперировать
смыслом.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов

знаний и
умений.

высказывания,
необходимого
для раскрытия
его темы и
основной
мысли.
Выбор одного
заголовка
соответствующи
х теме текста.

Составление рассказа «На
рыбалке» по вопросам.

1

Урок
развития
речи.

Вырабатывать умения
грамотного письма.

Проверочная работа по теме
«Звуки и буквы».

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний

Проверить знания
учащихся.

Оформление
изученных
видов деловых
бумаг с опорой
на
представленный
образец.

Работа над ошибками.
Проверка безударных гласных
в слове.

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Предложение.
Выражение в предложении
законченной мысли.

1

Урок
формировани
яи

Ознакомить с простыми
предложениями, учить
распознавать их.

Письмо
небольших по
объему
изложений
повествовательн
ого текста и
повествовательн
ого текста с
элементами
описания (40-45
слов) после
предварительног
о обсуждения
(отработки) всех
компонентов
текста.
Находить
орфограмму и
решать

различных по
цели
высказывания.

мышления.

Отбор
фактического
материала,
необходимого
для раскрытия
темы
текста.
Отбор
фактического
материала,
необходимого
для раскрытия
основной
мысли текста (с
помощью
учителя).
Выбор
одного
заголовка
из нескольких
соответствующи
х теме и
основной мысли
текста.

Коррекция
смысловой
памяти.

Оформление
всех видов
изученных

Коррекция
смысловой
памяти.

Развитие связной
речи.

Развитие связной
речи.

закрепления
знаний и
умений.
Предложения
распространенные и
нераспространенные.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Совершенствовать умение
отличия
распространенных
предложений от
нераспространенных
предложений.

Порядок слов в предложении.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Совершенствовать
умение составлять
предложения

орфографическу
ю задачу
(самостоятельно
или с помощью
учителя).
Составление и
письмо
небольших по
объему
сочинений (до
40 слов)
повествовательн
ого характера
(с элементами
описания)
на основе
наблюдений,
практической
деятельности,
опорным словам
и
предложенному
плану после
предварительно
й отработки
содержания и
языкового
оформления.

деловых бумаг.

Письмо
изложений
повествовательн
ых текстов и
текстов с
элементами
описания и
рассуждения
после
предварительног
о разбора (до 50
слов).

Коррекция
образного
мышления.

Письмо
сочиненийповествований с
элементами
описания после
предварительног
о коллективного
разбора темы,
основной
мысли,
структуры
высказывания и
выбора

Развитие связной
речи.

необходимых
языковых
средств (45-50
слов).
Связь слов в предложении.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
развития
речи.
Комбинирова
нный урок.

Изложение по составленному
плану и опорным словам.

1

Главные члены предложения.
Сказуемое.

1

Главные члены предложения.
Подлежащее.

1

Комбинирова
нный урок.

Второстепенные члены
предложения.

1

Комбинирова
нный урок.

Отличие предложения от
текста. Деление текста на
предложения.

1

Составление сказки по серии
картин.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
развития
речи.

Устанавливать связь в
предложении с помощью
вопроса

Формирование
приемов
самоконтроля.

Вырабатывать умения
грамотного письма.

Коррекция
смысловой
памяти.
Коррекция
абстрактнологического
мышления.

Знать определение
главных членов
предложения; уметь
находить грамматическую
основу.
Знать определение
главных членов
предложения; уметь
находить грамматическую
основу.
Знать определение
главных и
второстепенных членов
предложения; уметь
находить грамматическую
основу.
Знать определение текста
от предложений; уметь
делить текст на
предложения.
Развивать связную
письменную речь.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.
Коррекция
абстрактнологического
мышления.
Коррекция
смысловой
памяти.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов

мышления.
Наблюдение за знаками
препинания в конце
предложений

1

Вопросительные предложения.

1

Восклицательные
предложения.

1

Повествовательные,
вопросительные и
восклицательные
предложения.

1

Предложение. Закрепление
знаний.

1

Деловое письмо.
Написание объявления.

1

Контрольная работа за I
триместр. Предложение.

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Ознакомить со знаками
препинания в конце
предложения.

Коррекция
словеснологического
мышления.

Знание интонации при
чтении предложения.

Коррекция
механической
памяти.

Знание интонации при
чтении предложения.

Коррекция
механической
памяти.

Знание интонации при
чтении предложения.

Коррекция
переключения
внимания.

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
развития
речи.

Закрепить полученные
знания.

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Учить оформлению
деловых бумаг.

Проверить знания
учащихся.

Коррекция
смысловой
памяти.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Развитие связной
речи

Работа над ошибками.
Виды предложений по
интонации

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Коррекция
образного
мышления.

Состав слова.
Корень слова.

1

Находить орфограмму в
корне слова.

Коррекция
образного
мышления.

Однокоренные слова.

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Находить орфограмму в
корне слова.

.

Коррекция
образного
мышления.

Дата

Раздел, тема

Количество
часов

Тип урока

Цель

Планируемые результаты
освоения к разделу

Коррекционная
направленность

Минимальный

Достаточный

Знание
значимых
частей слова и
их
дифференциров
ка по
существенным
признакам.
Разбор слова по
составу с
использованием
опорных схем.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Образование
слов с новым
значением,
относящихся к
разным частям
речи, с
использованием
приставок и
суффиксов с
опорой на
схему.
Дифференциров
ка слов,
относящихся к
различным
частям речи по

Коррекция
образного
мышления.

II триместр

Включение однокоренных слов
в предложения

1

Комбинирова
нный урок.

Находить орфограмму в
корне слова

Знание
отличительных
грамматических
признаков
основных частей
слова.

Окончание – изменяемая часть
сова.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Разбор слова с
опорой на
представленный
образец, схему,
вопросы
учителя.

Установление связи между
словами с помощью окончания

1

Комбинирова
нный урок.

Учить подбирать
родственные слова,
работать над
словообразовательным
словарем.
Формировать умение
разбора слов по составу.
Находить и выделять
окончание, связывать
слова в предложении с
помощью окончания.

Приставка как часть слова.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и

Находить орфограмму в
неизменяемых
приставках.
Развивать связную
письменную речь.

Представления о
грамматических
разрядах слов.

Образование
слов с новым
значением с
опорой на
образец.

Формирование
приемов
самоконтроля.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.

умений.
Изменение значения слова в
зависимости от приставки.

1

Комбинирова
нный урок.

Познакомить со
смысловыми значениями
приставок и суффиксов и
их ролью в тексте; учить
правильно выделять
приставки и суффиксы,
определять их значение.

Различение
изученных
частей речи по
вопросу и
значению.

Приставка и предлог.

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Вырабатывать умения
грамотного письма
приставок и предлогов.

Суффикс как часть слова.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Познакомить со
смысловыми значениями
приставок и суффиксов и
их ролью в тексте; учить
правильно выделять
приставки и суффиксы,
определять их значение.

Изменение значения слова в
зависимости от суффикса

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Показать роль
приставки и суффикса в
образовании новых слов

Использование
на письме
орфографически
х
правил
после
предварительног
о разбора текста
на основе
готового или
коллективного
составленного
алгоритма.
Составление
различных
конструкций
предложений
с
опорой
представленный
образец.
Установление
смысловых
связей в
словосочетании
по образцу,
вопросам
учителя.

существенным
признакам.
Определение
некоторых
грамматических
признаков
изученных
частей речи по
опорной схеме
или
вопросам
учителя.
Нахождение
орфографическо
й трудности в
слове и решение
орографической
задачи (под
руководством
учителя).

Тренировка
смыслового
запоминания.

Коррекция
механической
памяти.

Пользование
орфографически
м словарем для
уточнения
написания
слова.

Формирование
способности
оперировать
смыслом.

Составление
простых
распространенн
ых и сложных
предложений по
схеме, опорным
словам, на
предложенную

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

тему и т. д.
Составление рассказа по
вопросам «Поздняя осень».

1

Урок
развития
речи.

Развивать связную
письменную речь.

Нахождение
главных и
второстепенных
членов
предложения
без деления на
виды (с
помощью
учителя).

Изменение формы слова для
проверки безударной гласной в
корне

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний..

Познакомить с условиями
изменения формы слова
для проверки безударной
гласной в корне

Нахождение в
тексте
однородных
членов
предложения.

Единообразное написание
гласных в корне однокоренных
слов.

1

Комбинирова
нный урок.

Находить орфограммы с
безударными гласными в
корне слова, владеть
способами проверки.

Различение
предложений,
разных по
интонации.

Слово-корень с ударной
гласной

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Вырабатывать умения
грамотного письма

Проверяемые и проверочные
слова в группе однокоренных
слов.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Находить проверочные
слова.

Нахождение в
тексте
предложений,
различных по
цели
высказывания (с
помощью
учителя).
Участие в
обсуждении
фактического
материала

Установление
смысловых
связей в
несложных по
содержанию и
структуре
предложениях
(не более 3-4
слов) по
вопросам
учителя,
опорной схеме.
Нахождение
главных
и
второстепенных
членов
предложения
с
использованием
опорных схем.
Составление
предложений с
однородными
членами с
опорой на
образец.
Составление
предложений,
разных по
интонации с
опорой на
образец.

Коррекция
переключения
внимания.

Различение
предложений (с
помощью
учителя)

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия

Развитие связной
речи.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Формирование
способности
оперировать
смыслом.

высказывания,
необходимого
для раскрытия
его темы и
основной
мысли.
Выбор одного
заголовка
соответствующи
х теме текста.

Изложение по плану и данным
словосочетаниям.

1

Урок
развития
речи.

Развивать умение сжато
излагать
повествовательные
тексты, формировать
речевые навыки.

Проверка безударных гласных
в корне слова

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Находить орфограммы с
безударными гласными в
корне слова, владеть
способами проверки.

Оформление
изученных
видов деловых
бумаг с опорой
на
представленный
образец.

Изменение формы слова для
проверки парных звонких и
глухих согласных в корне.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Находить орфограммы со
звонкими и глухими
согласными в корне слова,
владеть способами
проверки.

Единообразное написание
парных звонких и глухих
согласных в корне

1

Урок
формировани
яи

Находить орфограммы со
звонкими и глухими
согласными в корне слова,

Письмо
небольших по
объему
изложений
повествовательн
ого текста и
повествовательн
ого текста с
элементами
описания (40-45
слов) после
предварительног
о обсуждения
(отработки) всех
компонентов
текста.
Находить
орфограмму и
решать

различных по
цели
высказывания.

фонематического
слуха.

Отбор
фактического
материала,
необходимого
для раскрытия
темы
текста.
Отбор
фактического
материала,
необходимого
для раскрытия
основной
мысли текста (с
помощью
учителя).
Выбор
одного
заголовка
из нескольких
соответствующи
х теме и
основной мысли
текста.

Развитие связной
речи.

Оформление
всех видов
изученных

Формирование
способности
оперировать

Тренировка
смыслового
запоминания.

Формирование
способности
оперировать
смыслом.

однокоренных слов

закрепления
знаний и
умений.

владеть способами
проверки.

Проверка написания парных
звонких и глухих согласных в
корне слова.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Находить орфограмму в
корне слова.

Деловое письмо.
Заметка в стенгазету.

1

Урок
развития
речи.

Учить оформлению
деловых бумаг.

орфографическу
ю задачу
(самостоятельно
или с помощью
учителя).
Составление и
письмо
небольших по
объему
сочинений (до
40 слов)
повествовательн
ого характера
(с элементами
описания)
на основе
наблюдений,
практической
деятельности,
опорным словам
и
предложенному
плану после
предварительно
й отработки
содержания и
языкового
оформления.

деловых бумаг.

смыслом.

Письмо
изложений
повествовательн
ых текстов и
текстов с
элементами
описания и
рассуждения
после
предварительног
о разбора (до 50
слов).

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Письмо
сочиненийповествований с
элементами
описания после
предварительног
о коллективного
разбора темы,
основной
мысли,
структуры
высказывания и
выбора

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

необходимых
языковых
средств (45-50
слов).
Проверяемые гласные и
согласные в корне.

1

Комбинирова
нный урок.

Находить проверочные
слова.

Коррекция
механической
памяти.

Проверочная работа по теме
«Состав слова»

1

Проверить знания
учащихся.

Коррекция
переключения
внимания.

Работа над ошибками.
Проверяемые гласные и
согласные в корне слова.

1

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Развитие связной
речи.

Непроверяемые гласные и
согласные в корне слова.

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Вырабатывать умения
грамотного письма

Коррекция
образного
мышления.

Единообразное написание
корня в группе однокоренных
слов

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Овладеть конкретными
грамматическими
знаниями.

Состав слова. Закрепление
знаний.

1

Вырабатывать умения
грамотного письма.

Составление предложений по
вопросам и материалам
наблюдениям.

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
развития
речи.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Коррекция
переключения
внимания.

Развивать связную
письменную речь.

Коррекция
механической
памяти.

Части речи.
Название предметов, действий,
признаков

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Познакомить с
самостоятельными
частями речи, их
грамматическими,
морфологическими,
синтаксическими
признаками.
Выделять имя сущ. как
часть речи.

Понятие о частях речи.
Имя существительное как
часть речи.

1

Комбинирова
нный урок.

Деловое письмо.
Адрес на конверте и открытке.

1

Урок
развития
речи.

Учить оформлению
деловых бумаг.

Глагол как часть речи.

1

Комбинирова
нный урок.

Имя прилагательное как часть
речи.

1

Различение частей речи по
вопросам и значению.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Обобщить знания о
глаголе, учить узнавать
глагол среди других
частей речи
Обобщить знания об
имени прилагательном,
учить узнавать имена
прил. среди других частей
речи.

Употребление разных частей
речи в предложении и тексте.

1

Комбинирова
нный урок.

Обобщить знания об
разных частях речи

Коррекция
переключения
внимания.

Изложение по плану.

1

Урок
развития
речи.

Развивать связную
письменную речь.

Развитие связной
речи.

Научиться различать
разные части речи

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
переключения
внимания.
Коррекция
смысловой
памяти.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
механической
памяти.

Имя существительное.
Значение существительных в
речи.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Совершенствовать умение
находить в тексте имена
существительные,
правильно употреблять их
в речи.

Коррекция
образного
мышления.

Одушевленные и
неодушевленные имена
существительные

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Познакомить с
одушевленными и
неодушевленными
именами сущ

Развитие
связной речи.

Урок
сообщения
новых
знаний.

Умение находить в
тексте собственные и
нарицательные имена
существительные

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематическо
го слуха.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
переключения
внимания.

Собственные и нарицательные
имена существительные.

Правописание имен
собственных.

1

Комбинирова
нный урок.

Совершенствовать умение
находить в тексте имена
собственные

Деловое письмо.
Адрес на конверте и открытке.

1

Урок
развития
речи.

Учить оформлению
деловых бумаг.

Тема и основная мысль текста

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Научиться определять
главную мысль текста

Развитие связной
речи.

Понятие о единственном и
множественном числе.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Развивать умение
изменять имена сущ.
числам.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Употребление
существительных в
единственном и

1

Урок
сообщения
новых

Развивать умение
изменять имена сущ. и
числам.

Коррекция
аналитических и
синтетических

множественном числе.

знаний.

процессов
мышления.

Изменение существительных
по числам

1

Комбинирова
нный урок

Развивать умение
изменять имена сущ. и
числам.

Коррекция
переключения
внимания.

Знакомство с понятием рода

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Развивать умение
изменять имена сущ.
родам и числам.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Существительные мужского
рода

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Развивать умение
изменять имена сущ.
родам и числам.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Существительные женского
рода

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Развивать умение
изменять имена сущ.
родам и числам.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Существительные среднего
рода

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Развивать умение
изменять имена сущ.
родам и числам.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Различение существительных
по родам

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Развивать умение
изменять имена сущ.
родам и числам.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Существительное. Закрепление
знаний

1

Имя прилагательное.
Значение прилагательных в
речи.

1

Различение признаков,
обозначаемых
прилагательными.

1

Зависимость рода
прилагательных от рода
существительных

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Комбинирова
нный урок.

Закрепить полученные
знания.

Коррекция
смысловой
памяти.

Обобщить об основных
грамматических
категориях имен прил.

Коррекция
механической
памяти.

Урок
сообщения
новых
знаний.

Овладеть конкретными
грамматическими
знаниями.

1

Комбинирова
нный урок.

Развивать умение
изменять имена прил. по
родам.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Коррекция
образного
мышления.

Работа с деформированным
текстом

1

Развивать умения
составлять предложения.

Окончания прилагательных
мужского рода.

1

Окончания прилагательных
женского рода.

1

Контрольная работа за II
триместр.
Части речи.

1

Работа над ошибками.
Окончания прилагательных
среднего рода.

1

Урок
развития
речи.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Развивать умение
изменять имена прил. по
родам.

Коррекция
механической
памяти.
Коррекция
переключения
внимания.

Развивать умение
изменять имена прил. по
родам.

Коррекция
переключения
внимания.

Проверить знания
учащихся.

Коррекция
переключения
внимания.

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Развитие связной
речи.

Дата

Раздел, тема

Количество
часов

Тип урока

Цель

Планируемые результаты
освоения к разделу

Коррекционная
направленность

Минимальный

Достаточный

Знание
значимых
частей слова и
их
дифференциров
ка по
существенным
признакам.
Разбор слова по
составу с
использованием
опорных схем.

Коррекция
переключения
внимания.

Образование
слов с новым
значением,
относящихся к
разным частям
речи, с
использованием
приставок и
суффиксов с
опорой на
схему.
Дифференциров
ка слов,
относящихся к
различным
частям речи по
существенным

Коррекция
переключения
внимания.

III триместр

Окончания прилагательных
среднего рода.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Развивать умение
изменять имена прил. по
родам.

Знание
отличительных
грамматических
признаков
основных частей
слова.

Изложение «Матрешка»

1

Урок
развития
речи.

Развивать связную
письменную речь

Окончания прилагательных
мужского, женского, среднего
рода.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Развивать умение
изменять имена прил. по
родам.

Разбор слова с
опорой на
представленный
образец, схему,
вопросы
учителя.
Образование
слов с новым
значением с
опорой на
образец.

Изменение прилагательных по
родам

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Развивать умение
изменять имена прил. по
родам.

Представления о
грамматических
разрядах слов.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.
.

Коррекция
переключения
внимания.

признакам.
Проверочная работа по теме
«Части речи. Глагол».

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Проверить знания
учащихся.

Различение
изученных
частей речи по
вопросу и
значению.

Работа над ошибками.
Изменение прилагательных по
родам

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Прилагательное. Закрепление
знаний.

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Глагол.
Значение глагола в речи.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Использование
на письме
орфографически
х
правил
после
предварительног
о разбора текста
на основе
готового или
коллективного
составленного
алгоритма.
Составление
различных
конструкций
предложений
с
опорой
представленный
образец.
Установление
смысловых
связей в
словосочетании
по образцу,
вопросам
учителя.

Закрепить полученные
знания.

Совершенствовать умение
находить в тексте
глаголы, правильно
употреблять их в речи.

Определение
некоторых
грамматических
признаков
изученных
частей речи по
опорной схеме
или
вопросам
учителя.
Нахождение
орфографическо
й трудности в
слове и решение
орографической
задачи (под
руководством
учителя).

Коррекция
абстрактнологического
мышления.

Пользование
орфографически
м словарем для
уточнения
написания
слова.

Коррекция
смысловой
памяти.

Составление
простых
распространенн
ых и сложных
предложений по
схеме, опорным
словам, на
предложенную

Тренировка
смыслового
запоминания.

Коррекция
образного
мышления.

тему и т. д.
Различение действий,
обозначаемых глаголами.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Совершенствовать умение
находить в тексте
глаголы, дать понятие о
сказуемом.

Нахождение
главных и
второстепенных
членов
предложения
без деления на
виды (с
помощью
учителя).

Работа с деформированным
текстом «Лес ранней весной».

1

Урок
развития
речи.

Развивать умения
составлять
предложения..

Нахождение в
тексте
однородных
членов
предложения.

Настоящее время глагола.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Совершенствовать умение
определять время глагола.

Различение
предложений,
разных по
интонации.

Прошедшее время глаголов.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Совершенствовать умение
определять время глагола.

Будущее время глагола.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Совершенствовать умение
определять время глагола.

Нахождение в
тексте
предложений,
различных по
цели
высказывания (с
помощью
учителя).
Участие в
обсуждении
фактического
материала

Установление
смысловых
связей в
несложных по
содержанию и
структуре
предложениях
(не более 3-4
слов) по
вопросам
учителя,
опорной схеме.
Нахождение
главных
и
второстепенных
членов
предложения
с
использованием
опорных схем.
Составление
предложений с
однородными
членами с
опорой на
образец.
Составление
предложений,
разных по
интонации с
опорой на
образец.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.

Различение
предложений (с
помощью
учителя)

Формирование
способности
оперировать
смыслом.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Формирование
способности
оперировать
смыслом.
Формирование
способности
оперировать
смыслом.

высказывания,
необходимого
для раскрытия
его темы и
основной
мысли.
Выбор одного
заголовка
соответствующи
х теме текста.

Изложение по плану «Лучший
друг».

1

Урок
развития
речи.

Развивать связную
письменную речь.

Различение глаголов по
временам.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Совершенствовать умение
определять время глагола.

Оформление
изученных
видов деловых
бумаг с опорой
на
представленный
образец.

Текст. Отбор примеров и
фактов для подтверждения
основной мысли.

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Учить находить основную
мысль в тексте

Глагол. Закрепление знаний.

1

Урок
обобщения и
систематизац

Закрепить полученные
знания.

Письмо
небольших по
объему
изложений
повествовательн
ого текста и
повествовательн
ого текста с
элементами
описания (40-45
слов) после
предварительног
о обсуждения
(отработки) всех
компонентов
текста.
Находить
орфограмму и
решать

различных по
цели
высказывания.

Отбор
фактического
материала,
необходимого
для раскрытия
темы
текста.
Отбор
фактического
материала,
необходимого
для раскрытия
основной
мысли текста (с
помощью
учителя).
Выбор
одного
заголовка
из нескольких
соответствующи
х теме и
основной мысли
текста.

Оформление
всех видов
изученных

Формирование
приемов
самоконтроля.

Формирование
способности
оперировать
смыслом.

Коррекция
образного
мышления.

Коррекция
смысловой
памяти.

ии знаний.

Работа с деформированным
текстом.

1

Урок
развития
речи.

Развивать связную
письменную речь.

Описание картины

1

Урок
развития
речи.

Развивать умения
составлять предложения.

орфографическу
ю задачу
(самостоятельно
или с помощью
учителя).
Составление и
письмо
небольших по
объему
сочинений (до
40 слов)
повествовательн
ого характера
(с элементами
описания)
на основе
наблюдений,
практической
деятельности,
опорным словам
и
предложенному
плану после
предварительно
й отработки
содержания и
языкового
оформления.

деловых бумаг.

Письмо
изложений
повествовательн
ых текстов и
текстов с
элементами
описания и
рассуждения
после
предварительног
о разбора (до 50
слов).

Развитие связной
речи.

Письмо
сочиненийповествований с
элементами
описания после
предварительног
о коллективного
разбора темы,
основной
мысли,
структуры
высказывания и
выбора

Тренировка
смыслового
запоминания.

необходимых
языковых
средств (45-50
слов).
Предложение.
Главные члены предложения.

1

Комбинирова
нный урок.

Совершенствовать умение
распознавать однородные
члены предложения,
ставить знаки препинания.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Формирование
приемов
самоконтроля

Второстепенные члены
предложения.

1

Комбинирова
нный урок.

Совершенствовать умение
распознавать однородные
члены предложения,
ставить знаки препинания.

Постановка вопросов от
главных членов предложения к
второстепенным членам.

1

Комбинирова
нный урок

Устанавливать связь в
предложении с
помощью вопроса.

Различение
нераспространённых и
распространенных
предложений.

1

Комбинирова
нный урок.

Совершенствовать умение
отличия
распространенных
предложений от
нераспространенных
предложений.

Коррекция
смысловой
памяти.

Сочинение по составленному
плану на материале
практической деятельности.

1

Урок
развития
речи.

Развивать умения
составлять предложения.

Коррекция
переключения
внимания.

Распространение предложений.

1

Комбинирова
нный урок.

Совершенствовать умение
отличия
распространенных
предложений от
нераспространенных
предложений.

Коррекция
смысловой
памяти.

Знакомство с однородными
членами предложения

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Совершенствовать умение
распознавать однородные
члены предложения,
ставить знаки препинания.

Тренировка
смыслового
запоминания.

Дополнение предложения
однородными членами

1

Комбинирова
нный урок.

Коррекция
смысловой
памяти.

Предложение. Закрепление
знаний

1

Составление рассказа по плану
и данным словам

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
развития
речи.

Совершенствовать умение
распознавать однородные
члены предложения,
ставить знаки препинания.
Закрепить полученные
знания.

Коррекция
словеснологического
мышления.

Повторение.
Состав слова.
Правописание гласных и
согласных в корне слова.
Повторение.
Имя существительное.
Изменение имен
существительных по родам и
числам.
Повторение.
Имя прилагательное.
Правописание окончаний имен
прилагательных м.р., ж.р., ср.р.
Повторение.
Глагол.
Изменение глаголов по
временам.
Повторение.
Предложение.
Однородные члены
предложения.

2

Развивать умение сжато
излагать
повествовательные
тексты, формировать
речевые навыки.
Закрепить полученные
знания.
Закрепить полученные
знания.

Коррекция
смысловой
памяти.

Закрепить полученные
знания.

Коррекция
смысловой
памяти.

Закрепить полученные
знания.

Коррекция
смысловой
памяти.

Закрепить полученные
знания.

Коррекция
смысловой
памяти.

2

2

2

2

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Коррекция
смысловой
памяти.

Коррекция
смысловой
памяти.

Повторение.
Текст.
Отличие текста от
предложения.
Контрольная работа за год.
Однородные члены
предложения

2

Работа над ошибками.
Однородные члены
предложения

1

Занимательная грамматика.

1

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний

Закрепить полученные
знания.

Коррекция
смысловой
памяти.

Проверить знания
учащихся.

Формирование
приемов
самоконтроля.

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Коррекция
смысловой
памяти.

Проверить знания
учащихся.

Коррекция
образного
мышления.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».