Русский язык 6 класс (1)

VI класс
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка
Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории
Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном
лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях,
находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ
18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Статус учебной программы: рабочая образовательная программа по русскому языку составлена на основе примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). Министерство образования и науки
Российской Федерации, Москва ФГОС ОВЗ «Просвещение» 2017г
Содержание программы по русскому языку составляют два раздела: «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи».
Коммуникативная направленность является основной отличительной чертой каждого из двух разделов.
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
Грамматика, правописание и развитие речи
Фонетика.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами
ь, е, ё, и, ю, я. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Разделительный ь. Ударение. Гласные
ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Морфология
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по
составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных,
звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен
существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена
существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен
существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имен
существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени
существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание
окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Глаголы на –ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола.
Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с –ться, -тся. Повелительная форма глагола.
Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений.
Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий.
Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки
препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий,
повтора существительного, синонимической замены и др.).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при
обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными
членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ.

Развитие речи, работа с текстом
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к
данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный
стилистический анализ текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление,
автобиография, анкета, доверенность, расписка и др. Письмо с элементами творческой деятельности
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений
обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки
состояния и тенденций развития системы образования.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана
решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария
оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания
учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки
качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы
1)дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных
образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их
применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.
Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют
обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.
При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте
перечень планируемых результатов.
Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее
значение для оценки качества образования.

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и
предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования
гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании
применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав
экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителейлогопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки
личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей
(законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных
средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных
единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная
динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции
ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только
представить полную картину динамикицелостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум. На основе требований, сформулированных в
Стандарте7, Организация разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся,
которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает:
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной)
компетенции учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией;
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример представлен в таблице 1:
Таблица 1. Программа оценки личностных результатов

Критерий
Параметры оценки
Владение навыками коммуникации и принятыми сформированность навыков коммуникации
ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой взрослыми
формой поведения, его социальным рисунком), в
том числе с использованием информационных
технологий
сформированность навыков коммуникации
сверстниками

со

со

владение средствами коммуникации
адекватность применения ритуалов социального
взаимодействия

Индикаторы
способность
инициировать
и
поддерживать
коммуникацию с взрослыми
способность применять адекватные способы
поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
способность
инициировать
и
поддерживать
коммуникацию со сверстниками
способность применять адекватные способы
поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
способность использовать разнообразные средства
коммуникации согласно ситуации
способность
правильно
применить
ритуалы
социального взаимодействия согласно ситуации

3) систему бальной оценки результатов;
4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты
всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса);
5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.
6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы
некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под
руководством учителя.
Во время обучения в первом подготовительном (I1-м) и I-м классах, а также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и
стимулировать работу учеников, используя только качественнуюоценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в
освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной
деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с
определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться
на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию
знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями
оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.

Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» /
«неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их
предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные.
Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно;
выполнено по словесной инструкции; выполненос опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их
как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и
переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые
стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:
первое ― предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и
основ социальной жизни;
второе ― направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Организация самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру проведения итоговой аттестации.
Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет».
Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития
обучающегося («было» ― «стало») или в сложных случаях сохранении его психоэмоционального статуса.
Оценка результатов деятельности общеобразовательной организации осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических
кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП с учётом:
результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);
условий реализации АООП ОО;
особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных организаций и педагогов, и в частности
отслеживание динамики образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) данной образовательной
организации.

Содержательный раздел.
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа
формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным предметным
результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием
образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной
деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и вне учебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и
обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной,
коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами
профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на
организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи
с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При
этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать
те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и
позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать,
например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется
оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными
действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их
формирования на протяжении всего времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) Организация самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.

Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и
достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезнуюсоциальную деятельность; бережно
относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами
и процессами.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по русскому языку включает следующие разделы: «Повторение», «Звуки и буквы. Текст», «Предложение. Текст», «Состав слова. Текст», «Части
речи. Текст», «Предложение. Текст», «Связная речь».
Повторение
Звуки и буквы. Текст
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Непроверяемые гласные и согласные.
Текст. Части текста. Красная строка.
Предложение. Текст
Деление текста на предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Однородные члены
предложения. Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом.
Состав слова. Текст Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов. Непроверяемые гласные и со гласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ. Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за- , на-), приставка пере-,
единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-). Текст. Деление текста на части по данному плану.
Части речи. Текст
Имя существительное. Значение имен существительных в речи. Род и число имен существительных. Имена существительные собственные и
нарицательные. Изменение имен существительных по падежам. Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами.
Имя прилагательное. Значение имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам. Склонение имен прилагательных
мужского и среднего рода.
Глагол. Значение глагола в речи. Изменение глаголов по временам и числам. Текст. Связь частей в тексте.
Предложение. Текст
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Однородные члены предложения без союзов и с союзом и. Знаки препинания
перед союзами. Обращение. Знаки препинания при обращении.
Связная речь
Изложение зрительно воспринимаемого текста
Коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям.
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану.
Коллективный рассказ на основе распространения данного текста.
Деловое письмо
Адрес. Поздравление. Записка. Письмо. Объявление.
Повторение пройденного за год.
Словарь: апельсин, богатство, горизонт, директор, женщина, интересный, календарь, командир, комбайн, компас, конфета, мужчина, океан, пожалуйста,
прекрасный, природа, растение, сейчас, солдат, соревнование, соседи, телеграмма, теперь, хозяин, шоссе.

За I четверть - 36 уроков.
За II четверть - 28 уроков.
За III четверть - 40 уроков.
За IV четверть - 32 уроков.
За год проведено 136 уроков.

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС
№ К. Р.
I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

ТЕМА
КОНТРОЛЬНОЙ
Звуки и буквы

РАБОТЫ

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ
сентябрь

Предложение

октябрь

Состав слова

ноябрь

Части речи. Имя существительное

декабрь

Части речи. Изменение имен существительных по падежам

февраль

Части речи. Имя прилагательное

март

Глагол

апрель

Однородные члены предложения

май

Календарно-тематическое планирование по предмету
Дата

Раздел, тема

Количество
часов

Тип урока

«Русский язык»
Цель

Планируемые результаты
освоения к разделу

Коррекционная
направленность

Минимальный

Достаточный

Знание
значимых
частей слова и
их
дифференциров
ка по
существенным
признакам.
Разбор слова по
составу с
использованием
опорных схем.

Коррекция
словеснологического
мышления.
.

Участвовать в
обсуждении
темы и идеи
текста.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.

Исправлять
текст с
помощью
учителя.

Тренировка
смыслового
запоминания.

Дифференциров
ка слов,
относящихся к

Коррекция
образного
мышления.

I четверть

Повторение.
Звуки и буквы.

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Знание алфавита,
звукобуквенное
соответствие.

Знание
отличительных
грамматических
признаков
основных частей
слова.

Звуки речи: гласные и
согласные. Алфавит.

1

Находить гласные и
согласные

Безударные гласные в словах

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Разбор слова с
опорой на
представленный
образец, схему,
вопросы
учителя.
.

Сомнительные звонкие и
глухие согласные в совах

1

Сомнительные гласные и
согласные в словах

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
сообщения
новых

Находить орфограммы с
безударными гласными и
согласными в корне
слова, владеть способами
проверки.
Находить орфограммы с
безударными гласными и
согласными в корне
слова, владеть способами
проверки.
Знание материала по теме
и умение применять его
на практике.

Представления о
грамматических
разрядах слов.

Формирование
приемов
самоконтроля.

знаний.

Составление рассказа по
вопросам «Отлет птиц».

1

Урок
развития
речи.

Развивать умения
составлять предложения.

Части текста. Красная строка

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Совершенствовать умение
в распознавании текст и
не текст

Непроверяемые гласные и
согласные в словах

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Знание материала по теме
и умение применять его
на практике.

Звуки и буквы. Закрепление

1

Закрепить полученные
знания.

Составление рассказа «Лес
осенью».

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
развития
речи.

Проверочная работа по теме
«Звуки и буквы»

1

Урок
контроля,

Развивать связную
письменную речь.

Проверить знания
учащихся.

Доказывать
принадлежность
слов к
определенным
частям речи,
ориентируясь на
их значение и
вопрос с
помощью
опорных таблиц.
Составление
различных
конструкций
предложений
с
опорой
представленный
образец.
Представления о
грамматических
разрядах слов.

различным
частям речи по
существенным
признакам.
Пользоваться
орфографически
м словарем с
помощью
учителя.

Формирование
приемов
самоконтроля.

Пользование
орфографически
м словарем для
уточнения
написания
слова.

Коррекция
словеснологического
мышления.

Дифференциров
ка слов,
относящихся к
различным
частям речи по
существенным
признакам.

Коррекция
образного
мышления.

Коррекция
смысловой
памяти.
Выделять тему
текста,
участвовать в
обсуждении
основной
мысли.

Коррекция
механической
памяти.

Коррекция
механической

Работа над ошибками.
Предложение

1

Предложение. Деление текста
на предложения

1

Выделение главных и
второстепенных членов
предложения

1

Изложение по составленному
плану и опорным словам.

1

Нераспространенные и
распространенные
предложения

1

оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Комбинирова
нный урок.

Урок
развития
речи.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

памяти.
Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Коррекция
переключения
внимания.

Совершенствовать умение
в распознавании простых
предложений, находить
грамматическую основу.

Формирование
способности
оперировать
смыслом.

Совершенствовать умение
распознавать однородные
члены предложения,
ставить знаки препинания.

Списывать текст
целыми словами
и
словосочетания
ми.

Списывать текст
целыми
словами.

Составление и
письмо
небольших по
объему
сочинений (до
50 слов)
повествовательн
ого характера
(с элементами
описания)
на основе
наблюдений,
практической
деятельности,
опорным словам
и
предложенному
плану после

Письмо
изложений
повествовательн
ых текстов и
текстов с
элементами
описания и
рассуждения
после
предварительног
о разбора (до 60
слов).

Вырабатывать умения
грамотного письма.
Совершенствовать умение
отличия
распространенных
предложений от
нераспространенных
предложений.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
смысловой
памяти.
Коррекция
образного
мышления.

предварительно
й отработки
содержания и
языкового
оформления.
Расположение частей текста в
соответствии с данным планом

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Совершенствовать умение
составлять текст по плану

Распространение предложений
с помощью рисунков

1

Комбинирова
нный урок.

Распространение предложений
с помощью вопросов

1

Комбинирова
нный урок.

Работа с деформированным
текстом «Припасы на зиму».

1

Урок
развития
речи.

Совершенствовать умение
распространять
предложения с помощью
рисунков
Совершенствовать умение
распространять
предложения с помощью
вопросов
Развивать связную
письменную речь.

Однородные члены
предложения

1

Комбинирова
нный урок.

Познакомить с
однородными членами
предложения.

Письмо
сочиненийповествований с
элементами
описания после
предварительног
о коллективного
разбора темы,
основной
мысли,
структуры
высказывания и
выбора
необходимых
языковых
средств (55-60
слов).

Развитие связной
речи.

Коррекция
образного
мышления.
Коррекция
образного
мышления.
Писать под
диктовку текст с
изученными
орфограммами
(55-60слов).
Писать под
диктовку текст с
изученными
орфограммами
(55-60слов).

Подбирать
однокоренные
слова с
помощью
учителя.
Писать под
диктовку текст с
предварительны
м разбором
изученных

Формирование
способности
оперировать
смыслом.
Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

орфограмм.
Предложение. Закрепление
знаний

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Закрепить полученные
знания.

Состав слова. Корень и
однокоренные слова

1

Окончание как изменяемая
часть слова

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Образование смысловой связи
между словами с помощью
окончаний

1

Комбинирова
нный урок

Учить подбирать
родственные слова,
работать над
словообразовательным
словарем.
Формировать умение
разбора слов по составу.
Показать роль окончания
для смысловой связи
между совами

Составление рассказа «Лес
осенью».

1

Урок
развития
речи.

Развивать связную
письменную речь.

Приставка как часть слова

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Закрепить полученные
знания.
Знать понятия «Корень»
«Окончание»
«Приставка»
«Суффикс»

Находить орфограмму в
корне слова.

Коррекция
смысловой
памяти.
Доказывать
принадлежность
слов к
определенным
частям речи,
ориентируясь на
их значение и
вопрос с
помощью
опорных таблиц.
Пользоваться
орфографически
м словарем.

Коррекция
образного
мышления.

Формирование
приемов
самоконтроля.

Коррекция
образного
мышления.
Выделять тему
текста,
участвовать в
обсуждении
основной
мысли.
Находить
решение
орфографическо
й задачи (с
помощью
учителя).

Коррекция
механической
памяти.

Коррекция
словеснологического
мышления.

Изменение значения слова в
зависимости от приставки

1

Комбинирова
нный урок.

Суффикс как часть слова

1

Разбор слова по составу

1

Контрольная работа за I
четверть.

1

Работа над ошибками.
Написание гласных в корне
однокоренных слов

1

Написание гласных в корне
однокоренных слов

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Проверяемые и проверочные
слова

1

Проверка безударных гласных
в корне

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и

Показать роль приставки
и суффикса в образовании
новых слов.
Закрепить полученные
знания.
Знать понятия «Корень»
«Окончание»
«Приставка»
«Суффикс»
Закрепить полученные
знания.

Коррекция
образного
мышления.
Коррекция
словеснологического
мышления.

Находить
решение
орфографическо
й задачи (с
помощью
учителя).

Коррекция
смысловой
памяти.

Проверить знания
учащихся.

Развитие связной
речи

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Коррекция
образного
мышления.

Находить орфограмму в
корне слова

Знание
отличительных
грамматических
признаков
основных частей
слова.

Знание
значимых
частей слова и
их
дифференциров
ка по
существенным
признакам.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Находить орфограмму в
корне слова.

Коррекция
образного
мышления.

Находить орфограммы с
безударными гласными в
корне слова, владеть
способами проверки.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.

умений.
Правописание звонких и
глухих согласных в корне
Написание согласных в корне
однокоренных слов.
Проверяемые и проверочные
слова
II четверть

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Находить орфограмму в
корне слова.

Коррекция
образного
мышления.

Проверка парных звонких и
глухих согласных в корне

1

Находить орфограммы со
звонкими и глухими
согласными в корне слова,
владеть способами
проверки.

Формирование
способности
оперировать
смыслом.

Правописание безударных
гласных и сомнительных
согласных в корне

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний..

Правописание приставок.
Приставка и предлог

1

Вырабатывать умения
грамотного письма
приставок и предлогов.

Коррекция
механической
памяти.

Различение приставки и
предлога

1

Вырабатывать умения
грамотного письма
приставок и предлогов.

Коррекция
механической
памяти.

Наблюдение за правописанием
гласных в приставках

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формировани
яи
закрепления

Находить орфограмму в
неизменяемых
приставках.

Формирование
способности
оперировать
смыслом.

Познакомить с условиями
изменения формы слова
для проверки безударной
гласной в корне

Нахождение в
тексте
однородных
членов
предложения.

Нахождение
главных
и
второстепенных
членов
предложения
с
использованием
опорных схем.

Развитие связной
речи.

знаний и
умений.
Комбинирова
нный урок.

Правописание гласных в
приставках

1

Находить орфограмму в
неизменяемых
приставках.
Находить орфограмму в
неизменяемых
приставках.

Коррекция
механической
памяти.
Коррекция
механической
памяти.

Правописание безударных
гласных в корне и приставке

1

Комбинирова
нный урок.

Деление текста на части по
данному плану

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Комбинирова
нный урок.

Совершенствовать умение
делить текст на части по
данному плану

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Наблюдение за правописанием
согласных в приставках

1

Находить орфограмму в
неизменяемых
приставках.

Коррекция
механической
памяти.

Правописание приставок на
согласную

1

Познакомить с условиями
выбора буквы в
приставках.

1

Комбинирова
нный урок.

Повторить правила
правописания
разделительного Ъ в
словах с приставками.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Коррекция
механической
памяти.

Разделительный твердый знак
в совах с приставками

Различение написаний слов с
разделительным твердым
знаком (Ъ) и без него

1

Комбинирова
нный урок.

Повторить правила
правописания
разделительного Ъ в
словах с приставками.

Коррекция
механической
памяти.

Состав слова. Закрепление
знаний

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции

Вырабатывать умения
грамотного письма.

Коррекция
переключения
внимания.

знаний.
Проверочная работа по теме
«Состав слова»

1

Работа над ошибками.
Части речи.

1

Части речи.
Имя существительное, имя
прилагательное, глагол

1

Различение существительных,
прилагательных и глаголов в
предложении

1

Имя существительное.
Значение существительных в
речи

1

Существительные,
обозначающие явления
природы

1

Существительные,
называющие один и тот же
предмет по-разному

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Проверить знания
учащихся.

Коррекция
переключения
внимания.

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Развитие связной
речи.

Познакомить с
самостоятельными
частями речи, их
грамматическими,
морфологическими,
синтаксическими
признаками.
Дать представление о
грамматическом значении
самостоятельных частей
речи.

Писать под
диктовку текст с
изученными
орфограммами
(55-60слов).

Выделять имя сущ. как
часть речи.

Списывать текст
целыми словами
и
словосочетания
ми.

Списывать текст
целыми
словами.

Комбинирова
нный урок.

Развивать связную
письменную речь.

Исправлять
текст с
помощью
учителя.

Урок
формировани
яи

Развивать связную
письменную речь.

Выделять тему
текста,
участвовать в
обсуждении
основной
мысли.
Выделять тему
текста,
участвовать в

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Комбинирова
нный урок.

Писать под
диктовку текст с
предварительны
м разбором
изученных
орфограмм.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Формирование
приемов
самоконтроля.

Исправлять
текст с
помощью

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
переключения
внимания.

Коррекция
переключения
внимания.

закрепления
знаний и
умений.
Комбинирова
нный урок.

Существительные,
противоположные по
значению

1

Различение существительных
по родам

1

Комбинирова
нный урок.

Изменение существительных
по числам

1

Деловое письмо.
Написание объявления.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
развития
речи.

Существительные собственные
и нарицательные

1

Большая буква в именах
собственных

1

Контрольная работа за II
четверть по теме «Имя
существительное»

1

Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

обсуждении
основной
мысли.
Развивать умение
подбирать
существительные
противоположные по
значению.
Развивать умение
различать
существительные по
родам
Развивать умение
изменять
существительные по
числам
Учить оформлению
деловых бумаг.

Развивать умение
изменять
существительные по
числам
Совершенствовать умение
обосновывать написание
заглавной буквы в именах
собственных
Проверить знания
учащихся.

учителя.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
переключения
внимания.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Развитие связной
речи.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
переключения
внимания.

Работа над ошибками.

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Развитие связной
речи.

Кавычки в именах
собственных

1

Совершенствовать умение
обосновывать написание
кавычек в именах
собственных

Коррекция
переключения
внимания.

Различение написаний
существительных собственных
и нарицательных

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Комбинирова
нный урок.

Развивать умение
различать собственные и
нарицательные
существительные

Имя существительное.
Закрепление знаний

1

Вырабатывать умения
грамотного письма.

Составление сказки по серии
картин.

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
развития
речи.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
переключения
внимания.

Изменение существительных
по падежам.
Понятие о склонении

1

Определение падежей
существительных по вопросам

1

Именительный падеж – кто?
что?

1

Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых

Совершенствовать умение
обосновывать написание
ударных и безударных
падежных окончаний сущ.
Развивать умение
обосновывать написание
падежных окончаний
имен сущ
Совершенствовать умение
обосновывать написание
падежных окончаний сущ.

IIIчетверть

Развивать связную
письменную речь.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Развитие связной
речи.
Развитие связной
речи.
Коррекция
зрительного и
слухового

знаний.

И.п.

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
развития
речи.

Совершенствовать умение
обосновывать написание
падежных окончаний сущ.
Р.п.

Подбирать
однокоренные
слова, разбирать
слова по
составу.

Различать части
речи по
вопросам с
помощью
учителя.

Развивать умение сжато
излагать
повествовательные
тексты, формировать
речевые навыки.

Доказывать
принадлежность
слов к
определенным
частям речи,
ориентируясь на
их значение и
вопрос с
помощью
опорных таблиц.
Делить текст на
предложения.

Пользоваться
орфографически
м словарем с
помощью
учителя.

Коррекция
образного
мышления.

Участвовать в
обсуждении
темы и идеи
текста.

Выделять тему
текста,
участвовать в
обсуждении
основной
мысли.
Самостоятельно
воспроизводить
текст,
воспринятый

Исправлять
текст с
помощью
учителя.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
механической
памяти.

Родительный падеж – кого?
чего?

1

Изложение по составленному
плану «Мороз».

1

Дательный падеж – кому?
чему?

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Совершенствовать умение
обосновывать написание
падежных окончаний сущ.
Д.п.

Винительный падеж – кого?
что?

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Совершенствовать умение
обосновывать написание
падежных окончаний сущ.
В.п.

Творительный падеж – кем?
чем?

1

Комбинирова
нный урок.

Совершенствовать умение
обосновывать написание
падежных окончаний сущ.
Т.п.

Предложный падеж – о ком? о
чем?

1

Комбинирова
нный урок.

Совершенствовать умение
обосновывать написание
падежных окончаний сущ.
в П.п.

Подбирать
однокоренные
слова с
помощью

восприятия
фонематического
слуха.
Развитие связной
речи.

Коррекция
переключения
внимания.

частями
(свободный
диктант) после
предварительно
й отработки
каждой части
(до 60 слов).
Выделять тему
текста,
участвовать в
обсуждении
основной
мысли.

учителя.

Составление словесной
картины с помощью
существительных.

1

Урок
развития
речи.

Развивать связную
письменную речь.

Подтверждение основной
мысли текста
дополнительными фактами

1

Комбинирова
нный урок.

Развивать умение
определять главную
мысль в тексте

Коррекция
переключения
внимания.

Понятие о начальной форме

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Вырабатывать умения
грамотного письма

Постановка существительных
в начальную форму

1

Комбинирова
нный урок.

Изменение существительных
по падежам. Закрепление
знаний

1

Составление рассказа по плану
и серии картин.

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
развития
речи.

Вырабатывать умения
постановки
существительного в
начальную форму
Вырабатывать умения
грамотного письма.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Коррекция
механической
памяти.

Развивать умение сжато
излагать
повествовательные
тексты, формировать
речевые навыки.

Исправлять
текст с
помощью
учителя.

Коррекция
переключения
внимания.

Коррекция
переключения
внимания.
Доказывать
принадлежность
слов к
определенным
частям речи,
ориентируясь на
их значение и
вопрос с
помощью
опорных таблиц.

Пользоваться
орфографически
м словарем с
помощью
учителя.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Проверочная работа по теме
«Изменение имен
существительных по
падежам».

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Проверить знания
учащихся.

Коррекция
переключения
внимания.

Работа над ошибками.
Части речи.

1

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Развитие связной
речи.

Имя прилагательное.
Значение прилагательных в
речи

1

Выделять имя сущ. как
часть речи.

Коррекция
образного
мышления.

Описание явлений природы с
помощью прилагательных

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Описание человека, животных
с помощью прилагательных

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Прилагательные,
противоположные по
значению

1

Комбинирова
нный урок.

Совершенствовать умение
находить имена прил. в
тексте, выделять из него
словосочетание
сущ.+прил., определять по
сущ. род, число, падеж.
Совершенствовать умение
находить имена прил. в
тексте, выделять из него
словосочетание
сущ.+прил., определять по
сущ. род, число, падеж.
Развивать умение
подбирать
прилагательные
противоположные по
значению.

Изменение прилагательных по
родам

1

Развивать умение
изменять имена прил. по
родам.

Окончания прилагательных
мужского рода

1

Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
переключения
внимания.

Совершенствовать умение
обосновывать написание
падежных окончаний
имен прилагательных
мужского рода.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического

слуха.
Составление рассказа по
вопросам «Что ты знаешь о
ягодах».

1

Урок
развития
речи.

Развивать связную
письменную речь.

Коррекция
переключения
внимания.

Окончания прилагательных
женского рода

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Совершенствовать умение
обосновывать написание
падежных окончаний
имен прилагательных
женского рода.

Окончания прилагательных
среднего рода

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Совершенствовать умение
обосновывать написание
падежных окончаний
имен прилагательных
среднего рода.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Определение родовых
окончаний прилагательных

1

Комбинирова
нный урок.

Развивать умение
различать прилагательные
по родам

Коррекция
переключения
внимания.

Изменение прилагательных по
числам

1

Развивать умение
изменять прилагательные
по числам

Род и число прилагательных.
Закрепление знаний

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Комбинирова
нный урок.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Развитие связной
речи.

Понятие о склонении
прилагательных

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Постановка вопросов к
прилагательным в косвенном

1

Комбинирова
нный урок.

Развивать умение
изменять имена прил. по
числам.
Совершенствовать умение

Развивать умение задавать
вопрос к прилагательным

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Развитие связной
речи.

падеже

в косвенном падеже

Именительный падеж
прилагательных мужского и
среднего рода

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Совершенствовать умение
обосновывать написание
падежных окончаний
имен прилагательных
И.п. и В.п. м.р. и ср.р.

Родительный падеж
прилагательных мужского и
среднего рода

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Контрольная работа за III
четверть.

1

Работа над ошибками.

1

Дательный падеж
прилагательных мужского и
среднего рода

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Совершенствовать умение
обосновывать написание
падежных окончаний
имен прилагательных Р.п.
м.р. и ср.р.
Проверить знания
учащихся.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
механической
памяти.
Коррекция
переключения
внимания.

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Развитие связной
речи.

Совершенствовать умение
обосновывать написание
падежных окончаний
имен прилагательных
Д.п. м.р. и ср.р.

Коррекция
переключения
внимания.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
образного
мышления.

IV четверть
Винительный падеж
прилагательных мужского и
среднего рода

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Совершенствовать умение
обосновывать написание
падежных окончаний
имен прилагательных
И.п. и В.п. м.р. и ср.р.

Творительный падеж
прилагательных мужского и
среднего рода

1

Комбинирова
нный урок.

Совершенствовать умение
обосновывать написание
падежных окончаний

Предложный падеж
прилагательных мужского и
среднего рода

1

Комбинирова
нный урок.

Склонение прилагательных
мужского и среднего рода.
Закрепление знаний

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Глагол. Значение глагола в
речи

1

Комбинирова
нный урок.

Глаголы, противоположные по
значению

1

Комбинирова
нный урок.

Различение существительных,
прилагательных и глаголов

1

Комбинирова
нный урок.

Настоящее время глаголов

1

Прошедшее время глаголов

1

Будущее время глаголов

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формировани
яи

имен прилагательных
Т.п. м.р. и ср.р.
Совершенствовать умение
обосновывать написание
падежных окончаний
имен прилагательных
П.п. м.р. и ср.р.
Совершенствовать умение
обосновывать написание
падежных окончаний
имен прил. мужского и
среднего рода
Совершенствовать умение
находить в тексте
глаголы, правильно
употреблять их в речи.
Развивать умение
подбирать глаголы
противоположные по
значению.
Развивать умение
различать
существительные,
прилагательные и глаголы
Совершенствовать умение
определять настоящее
время глагола.

Совершенствовать умение
определять прошедшее
время глагола.

Совершенствовать умение
определять будущее
время глагола.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Формирование
приемов
самоконтроля.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Развитие связной
речи.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
зрительного и
слухового

Изложение по плану «Лучший
друг».

1

Единственное и
множественное число глаголов
настоящего времени

1

Единственное и
множественное число глаголов
будущего времени

1

Единственное и
множественное число глаголов
прошедшего времени

1

Связь частей в тексте

1

Глагол. Закрепление знаний

1

Проверочная работа по теме
«Глагол»

1

закрепления
знаний и
умений.
Урок
развития
речи.

Урок
формироваия
и
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формироваия
и
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формироваия
и
закрепления
знаний и
умений.
Комбинирова
нный урок.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Развивать связную
письменную речь.

Находить
решение
орфографическо
й задачи (с
помощью
учителя).

восприятия
фонематического
слуха.
Формирование
приемов
самоконтроля.

Ознакомить с глаголами
единственного и
множественного числа
настоящего времени

Коррекция
механической
памяти.

Ознакомить с глаголами
единственного и
множественного числа
будущего времени

Коррекция
механической
памяти.

Ознакомить с глаголами
единственного и
множественного числа
прошедшего времени

Коррекция
механической
памяти.

Развивать умение
связывать части речи
между собой
Вырабатывать умения
грамотного письма.

Развитие связной
речи.

Проверить знания
учащихся.

Коррекция
переключения
внимания.

Коррекция
переключения
внимания.

Работа над ошибками.
Части речи

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
развития
речи.

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Развитие связной
речи.

Сочинение по составленному
плану на материале
практической деятельности.

1

Развивать умения
составлять предложения.

Коррекция
переключения
внимания.

Предложение. Различение
повествовательных,
вопросительных и
восклицательных предложений

1

Комбинирова
нный урок.

Однородные члены
предложения.
Определение однородных
членов предложения

1

Однородные члены
предложения без союзов

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Совершенствовать умение
отличия
распространенных
предложений от
нераспространенных
предложений.
Совершенствовать умение
распознавать однородные
члены предложения,
ставить знаки препинания.

Однородные члены
предложения с союзом И

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Распознавать в
предложении однородные
члены, связанные с
помощью союзов и без
них.

Распознавать в
предложении однородные
члены, связанные с
помощью союза И

Делить текст на
предложения.

Участвовать в
обсуждении
темы и идеи
текста.

Коррекция
переключения
внимания.

Выделять тему
текста,
участвовать в
обсуждении
основной
мысли.
Самостоятельно
воспроизводить
текст,
воспринятый
частями
(свободный
диктант) после
предварительно
й отработки
каждой части
(до 60 слов).
Находить и
решать
орфографическ
и е задачи
(самостоятельн
оис
помощью).

Исправлять
текст с
помощью
учителя.

Развитие связной
речи.

Подбирать
однокоренные
слова с
помощью
учителя.

Коррекция
образного
мышления.

Коррекция
образного
мышления.

Однородные члены
предложения без союзов и с
союзом И

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Распознавать в
предложении однородные
члены, связанные с
помощью союзов и без
них.

Пользоваться
орфографическ
и м словарем.

Коррекция
словесно
логического
мышления.

Составление рассказа по плану
и данным словам «Заботливый
папаша».

1

Урок
развития
речи.

Коррекция
словеснологического
мышления.

Обращение.

1

Место обращения в
предложении

1

Предложение. Закрепление
знаний

1

Контрольная работа за год,

1

Проверить знания
учащихся.

Формирование
приемов
самоконтроля.

Работа над ошибками.
Повторение. Состав слова

1

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Коррекция
смысловой
памяти.

Повторение. Состав слова

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Развивать умение сжато
излагать
повествовательные
тексты, формировать
речевые навыки.
Учить находить
обращение в речи, ставить
знаки препинания при
обращении.
Учить находить
обращение в речи, ставить
знаки препинания при
обращении.
Вырабатывать умения
грамотного письма.

Находить орфограммы в
корне слова,

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Коррекция
образного
мышления.
Коррекция
абстрактнологического
мышления.
Коррекция
переключения
внимания.

Повторение. Правописание
гласных и согласных в корне и
приставке

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Вырабатывать умения
грамотного письма.

Коррекция
переключения
внимания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».