Чтение 7 класс (1)

VII классы
ЧТЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются:

1.

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями);

2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории
Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и

оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на
дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ
18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Чтение и развитие речи (Литературное чтение)
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические
произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научнопопулярные рассказы и
очерки. Справочная литература: словари, книги, справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду,
друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
- литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.
- присказка, зачин, диалог, произведение.
- герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
- стихотворение, рифма, строка, строфа.

- средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
- элементы книги: переплѐт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений.
Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.
Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и
их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников
внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений
обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки
состояния и тенденций развития системы образования.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП
призвана решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав
инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки
качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы
1)дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных
образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их
применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.
Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют
обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.
При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте
перечень планируемых результатов.
Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее
значение для оценки качества образования.
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и
предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования
гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании
применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав
экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителейлогопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки
личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей
(законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных
средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных
единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная
динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции
ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только
представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным
компетенциям.
Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум. На основе требований,
сформулированных в Стандарте7, Организация разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных
особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает:
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной)
компетенции учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией;
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример представлен в таблице 1:

Таблица 1. Программа оценки личностных результатов
Критерий
Параметры оценки
Владение навыками коммуникации и принятыми сформированность
ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой взрослыми
формой поведения, его социальным рисунком), в
том числе с использованием информационных
технологий
сформированность
сверстниками

навыков

коммуникации

со

навыков

коммуникации

со

владение средствами коммуникации
адекватность применения ритуалов социального
взаимодействия

Индикаторы
способность
инициировать
и
поддерживать
коммуникацию с взрослыми
способность применять адекватные способы
поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
способность
инициировать
и
поддерживать
коммуникацию со сверстниками
способность применять адекватные способы
поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
способность использовать разнообразные средства
коммуникации согласно ситуации
способность
правильно
применить
ритуалы
социального взаимодействия согласно ситуации

3) систему бальной оценки результатов;
4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты
всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса);
5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.
6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы
некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под
руководством учителя.
Во время обучения в первом подготовительном (I1-м) и I-м классах, а также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и
стимулировать работу учеников, используя только качественнуюоценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в
освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной
деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с
определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться
на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию
знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями
оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» /
«неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их
предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные.
Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно;
выполнено по словесной инструкции; выполненос опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их
как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачѐт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и
переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые
стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:

первое ― предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения),
математики и основ социальной жизни;
второе ― направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Организация самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру проведения итоговой аттестации.
Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет».
Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития
обучающегося («было» ― «стало») или в сложных случаях сохранении его психоэмоционального статуса.
Оценка результатов деятельности общеобразовательной организации осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических
кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП с учѐтом:
результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);
условий реализации АООП ОО;
особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных организаций и педагогов, и в частности
отслеживание динамики образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) данной образовательной
организации.

Содержательный раздел.
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа
формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностнымпредметным
результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение
содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность
учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности
педагога и обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной,
коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами
профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в
опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи
с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При
этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать
те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и
позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать,
например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому
указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными
действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их
формирования на протяжении всего времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) Организация самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.

Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и
достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезнуюсоциальную деятельность; бережно
относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.

За I четверть проведено 36 уроков.
За II четверть проведено 28 уроков.
За III четверть проведено 40 уроков.
За IV четверть проведено 32 уроков.
За год проведено 136 уроков.

Дата

Раздел, тема

Количество
часов

Тип урока

Цель

Планируемые результаты
освоения к разделу
Минимальный

Коррекционная
направленность

Допустимый

I четверть

Устное народное творчество.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Продолжать знакомить с
русским фольклором,
прививать любовь к
русскому языку.

Читать вслух
правильно,
выразительно,
бегло.

Читать вслух
правильно,
выразительно
доступные
тексты.

Сознательное чтение сказки.
Деление сказки на части.
Составление плана пересказа.
сказки «Сивка-бурка».

3

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Продолжать знакомить с
русскими народными
сказками, учит различать
добро и зло.

Читать про себя
проанализирова
нные ранее
тексты.

Подробный пересказ сказки
"Журавль и Цапля".

1

Комбинирова
нный урок.

Учить пересказывать по
плану, использовать слова
и обороты речи из текста.

Выразительное чтение сказки.
Выделение главной мысли в
сказке "Умный мужик".

2

Учить выделять главную
мысль русской народной
сказки, видеть
заключенную народную
мудрость.

Сознательное чтение былины.
Составление характеристики
главных героев былины «Три
поездки Ильи Муромца».

2

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Читать про себя
с
предварительны
м заданием
легкие по
содержанию
тексты.
Выделять тему и
идею
произведения с
помощью
учителя.
Формулировать
вопросы к
тексту (с
помощью
учителя).

Выразительное чтение
народной песни «Ах, кабы на

1

Дать первичное
представление о былине,
соблюдать нормы
литературного
произношения.
Показать напевность,
красоту русской народной

Делить текст на
части или
озаглавливать
данные части с
помощью.
Характеризовать
главных

Урок
сообщения

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Развитие
правильной речи,
фантазии,
воображения,
наблюдательности.

Отвечать на
вопросы
учителя.

Коррекция
переключения
внимания.

Пересказывать
близко к тексту
отдельные части
произведения.

Развитие связной
речи.

Высказывать
свое отношение
к поступкам
героев.

Коррекция
образного
мышления.

Выделять в
тексте

Коррекция
словесно-

цветы не морозы»

новых
знаний.

песни.

Выразительное чтение
народной песни «По улице
мостовой»

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Показать напевность,
красоту русской народной
песни.

Чтение пословиц и поговорок.

1

Урок
развития
речи.

Расширять кругозор,
работать над развитием
речи, мышления,
прививать интерес к
истории своей Родины.

Чтение загадок.

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Расширять кругозор,
работать над развитием
речи, мышления,
прививать интерес к
истории своей Родины.

Внеклассное чтение.
Устное народное творчество.

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Осознанное чтение биографии
А.С.Пушкина.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Выразительное чтение.
Определение основных черт
характера главных героев.
Выделение главной мысли
сказки.

7

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова

Обобщить и
систематизировать
знания, проверить
основные понятия и
произведения раздела.
Знакомить с жизнью и
творчеством
А.С.Пушкина, показать
яркость языка поэзии,
прививать интерес к
литературе.
Учить проникать в
глубину содержания
произведения, отличать
добро и зло.
Работать над развитием

действующих
лиц с помощью
учителя, давать
оценку их
поступкам.
Характеризовать
главных
действующих
лиц с помощью
учителя, давать
оценку их
поступкам.
Выделять
незнакомые
слова в тексте,
правильно их
объяснять с
помощью.
Соотносить
читаемые
произведения с
определенным
жанром с
помощью.

незнакомые
слова с
помощью
учителя.

логического
мышления.

Выделять в
тексте
незнакомые
слова с
помощью
учителя.

Коррекция
словеснологического
мышления.

Учить
стихотворения
наизусть (объем
текста с учетом
особенностей
учеников).
Участвовать в
уроках
внеклассного
чтения,
выполняя
доступные
задания.

Формирование
приемов
самоконтроля.

Коррекция
смысловой
памяти.

Выучить
наизусть не
менее 10
стихотворений.

Коррекция
образного
мышления.

Читать
внеклассную
литературу под
контролем
учителя.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.

Составлять
отзывы под
руководством
учителя.

Тренировка
смыслового
запоминания.

Разбор содержания по
вопросам.
Самостоятельное чтение
сказки.
Озаглавливание частей сказки.
Заучивание отрывка из сказки
"О царе Салтане, о сыне его
Гвидоне", А.С.Пушкин.

нный урок.

выразительной, грамотной
речи.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Делить текст на части,
озаглавливать части
текста, составлять план в
форме повествовательных
и вопросительных
предложений.
Заучить стихотворение
наизусть.

Заучивание наизусть
стихотворения «Зимний
вечер», А.С.Пушкин.

1

Урок
развития
речи.

Выразительное чтение.
Соблюдение логических пауз в
стихотворении «У
Лукоморья», А.С.Пушкин.

2

Комбинирова
нный урок.

Соблюдать нормы
литературного
произношения.

Осознанное чтение
биографии М.Ю. Лермонтова.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Осознанное чтение
стихотворения.
Выделение главной идеи.
Описание боя в стихотворении
"Бородино", М.Ю.Лермонтов.

3

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Знакомить с жизнью и
творчеством М.Ю.
Лермонтова, показать
яркость языка поэзии,
прививать интерес к
литературе.
Учить проникать в
глубину содержания
произведения.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.

Внеклассное чтение.
Стихотворения поэтов XIX
века.

1

Осознанное чтение
биографии И.А.Крылова.

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
сообщения
новых

Коррекция
механической
памяти.
Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
механической
памяти.

Прививать любовь к
литературе.

Коррекция
переключения
внимания.

Знакомить с жизнью и
творчеством
И.А.Крылова, прививать

Развитие связной
речи.

знаний.

интерес к литературе.
Расширить представление
о басне, учить находить
скрытый смысл,
заключенный в басне.
Учить видеть и понимать
иносказательный смысл
басни.

Коррекция
образного
мышления.

Расширить представление
о басне, учить находить
скрытый смысл,
заключенный в басне.

Развитие связной
речи.

Выразительное чтение.
Деление на логические части
басни «Кукушка и Петух»,
И.А.Крылов
Выделение главной мысли
басни «Волк и Журавль»,
И.А.Крылов

2

Комбинирова
нный урок.

1

Комбинирова
нный урок.

Чтение по ролям басни.
Заучивание наизусть басни
«Слон и Моська», И.А.Крылов.

2

Урок
развития
речи.

Развитие речи,
фантазии,
воображения.

Дата

Раздел, тема

Количество
часов

Тип урока

Цель

Планируемые результаты
освоения к разделу
Минимальный

Коррекционная
направленность

Допустимый

II четверть

Осознанное чтение
биографии Н.А.Некрасова.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Сознательное правильное
чтение стихотворения
«Несжатая полоса», Н.А.
Некрасов.

1

Урок
развития
речи.

Выделение главной мысли
стихотворения.
Составление характеристики
главного героя по плану в
стихотворении «Генерал
Топтыгин», Н.А.Некрасов.
Осознанное чтение
биографии Л.Н.Толстого.

2

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить оценивать
поступки людей.

Сознательное чтение.
Разбор содержания по
вопросам.
Озаглавливание частей
повести.
Пересказ по плану о дружбе
Жилина и Дины.

6

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.
Урок

Учить проникать в
глубину содержания
произведения, отличать
добро и зло.
Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.

1

Знакомить с жизнью и
творчеством
Н.А.Некрасова, показать
яркость языка поэзии,
прививать интерес к
литературе.
Учить проникать в
глубину содержания
произведения.

Знакомить с жизнью и
творчеством
Л.Н.Толстого, прививать
интерес к литературе.

Читать вслух
правильно,
выразительно,
бегло.

Читать вслух
правильно,
выразительно
доступные
тексты.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Развитие
правильной речи,
фантазии,
воображения,
наблюдательности.

Читать про себя
с
предварительны
м заданием
легкие по
содержанию
тексты.
Выделять тему и
идею
произведения с
помощью
учителя.

Читать про себя
проанализирова
нные ранее
тексты.

Отвечать на
вопросы
учителя.

Коррекция
переключения
внимания.

Формулировать
вопросы к
тексту (с
помощью
учителя).
Делить текст на
части или
озаглавливать
данные части с
помощью.

Пересказывать
близко к тексту
отдельные части
произведения.

Развитие связной
речи.

Высказывать
свое отношение
к поступкам
героев.

Коррекция
образного
мышления.

Сравнительная характеристика
Жилина и Костылина по плану.
Рисунок к повести
«Кавказский пленник»,
Л.Н.Толстой

формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Делить текст на части,
озаглавливать части
текста, составлять план в
форме повествовательных
и вопросительных
предложений.

Осознанное чтение
биографии А.П.Чехова.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Знакомить с жизнью и
творчеством А.П.Чехова,
прививать интерес к
литературе.

Читать вслух
правильно,
выразительно,
бегло.

Читать вслух
правильно,
выразительно
доступные
тексты.

Осознанное чтение.
Деление текста на части.
Выборочный пересказ рассказа
«Хамелеон», А.П.Чехов.

3

Урок
сообщения
новых
знаний.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить оценивать
поступки людей.

Выделять в
тексте
незнакомые
слова с
помощью
учителя.

Внеклассное чтение.
Рассказы А.П.Чехова.

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Продолжать знакомить с
произведениями
А.П.Чехова.

Осознанное чтение
биографии В.Г.Короленко.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Знакомить с жизнью и
творчеством
В.Г.Короленко, прививать
интерес к литературе.

Характеризовать
главных
действующих
лиц с помощью
учителя, давать
оценку их
поступкам.
Выделять
незнакомые
слова в тексте,
правильно их
объяснять с
помощью.
Соотносить
читаемые
произведения с
определенным
жанром с
помощью.

Сознательное чтение повести.
Разбор содержания по
вопросам.
Сравнительная характеристика
главных героев по плану.

6

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова

Учить проникать в
глубину содержания
произведения, отличать
добро и зло.
Работать над развитием

Выучить
наизусть не
менее 10
стихотворений.

Учить
стихотворения
наизусть (объем
текста с учетом
особенностей
учеников).
Участвовать в
уроках
внеклассного
чтения,
выполняя
доступные
задания.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
словеснологического
мышления.

Формирование
приемов
самоконтроля.

Коррекция
смысловой
памяти.

Коррекция
образного
мышления.

Выделение главной мысли.
Пересказ по составленному
плану.
Озаглавливание частей повести
«Дети подземелья»,
В.Г.Короленко.

нный урок.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Сочинение на тему «Минуты
радости и тревоги».

1

Урок
развития
речи.

Обобщающий урок по теме
«Произведения русской
литературы XIX века».

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Осознанное чтение
биографии А.М.Горького.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Сознательное чтение.
Разбор содержания по
вопросам повести «Детство»,
А.М.Горький.

2

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

выразительной, грамотной
речи.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Делить текст на части,
озаглавливать части
текста, составлять план в
форме повествовательных
и вопросительных
предложений.
Работать над развитием
письменной речи.

Обобщить и
систематизировать знания
по произведениям
русской литературы XIX
века.
Знакомить с жизнью и
творчеством
А.М.Горького, прививать
интерес к литературе.
Учить проникать в
глубину содержания
произведения, отличать
добро и зло.
Составлять план в форме
повествовательных и
вопросительных
предложений,
пересказывать по плану.
Учить делать выводы.

Читать
внеклассную
литературу под
контролем
учителя.
Составлять
отзывы под
руководством
учителя.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.
Тренировка
смыслового
запоминания.
Коррекция
механической
памяти.
Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Дата

Раздел, тема

Количество
часов

Тип урока

Цель

Планируемые результаты
освоения к разделу
Минимальный

Коррекционная
направленность

Допустимый

III четверть

Составление характеристики
главного героя по плану.
Подробный пересказ по плану
повести «Детство»,
А.М.Горький.

2

Сознательное чтение повести.
Разбор содержания по
вопросам.
Пересказ с изменением лица
рассказчика рассказа «В
людях», А.М.Горький.
Осознанное чтение
биографии М.В.Исаковского.

3

Выразительное чтение.
Подбор образных выражений в
стихотворении «Детство»,
М.В.Исаковский.
Соблюдение логических пауз в
стихотворении.
Заучивание наизусть
стихотворения «Ветер»,

2

Урок
развития
речи.

2

Урок
развития
речи.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Учить проникать в
глубину содержания
произведения, отличать
добро и зло.
Составлять план в форме
повествовательных и
вопросительных
предложений,
пересказывать по плану.
Учить делать выводы.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить делать выводы.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
механической
памяти.

Знакомить с жизнью и
творчеством
М.В.Исаковского,
прививать интерес к
литературе.
Соблюдать нормы
литературного
произношения.
Заучить стихотворение
наизусть.

Коррекция
переключения
внимания.
Развитие связной
речи.

М.В.Исаковский.
Выразительное чтение
стихотворения «Весна»
М.В.Исаковский.

1

Урок
развития
речи.

Учить проникать в
глубину содержания
произведения.

Коррекция
образного
мышления.

Осознанное чтение
биографии К.Г.Паустовского.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Развитие речи,
фантазии,
воображения.

Сознательное чтение.
Разбор содержания по
вопросам.
Озаглавливание частей.
Краткий пересказ
произведения «Последний
черт», К.Г.Паустовский.

3

Внеклассное чтение.
«Старый повар»,
К.Г.Паустовский.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Знакомить с жизнью и
творчеством
К.Г.Паустовского,
прививать интерес к
литературе.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Озаглавливать части
текста, кратко
пересказывать.
Понимать юмор
произведения.

Продолжать знакомить с
произведениями
К.Г.Паустовского.

Осознанное чтение
биографии М.М.Зощенко.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Знакомить с жизнью и
творчеством
М.М.Зощенко, прививать
интерес к литературе.

Выразительное чтение
рассказа.
Деление текста на части.
Выборочный пересказ
«Великие путешественники»,
М.М.Зощенко.

3

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Делить текст на части,
озаглавливать части
текста, выборочно
пересказывать.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Развитие
правильной речи,
фантазии,
воображения,
наблюдательности.
Коррекция
переключения
внимания.

Развитие связной
речи.

Самостоятельное чтение
«Рассказы М.М.Зощенко».

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Осознанное чтение
биографии К.М.Симонова.

1

Осознанное чтение поэмы.
Составление характеристики
главного героя.
Разбор содержания по
вопросам.
Заучивание отрывка из поэмы
«Сын артиллериста»,
К.М.Симонов.

4

Осознанное чтение
биографии В.П.Катаева.

1

Сознательное чтение и ответы
на вопросы.
Составление плана пересказа.
Пересказ рассказа «Флаг»
В.П.Катаев.

3

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Внеклассное чтение.
«Сын полка», В.П.Катаев.

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Продолжать знакомить с
произведениями
М.М.Зощенко.
Знакомить с жизнью и
творчеством
К.М.Симонова, показать
яркость языка поэзии,
прививать интерес к
литературе.
Учить проникать в
глубину содержания
произведения.
Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить выявлять
отношение к поступкам
действующих лиц.
Знакомить с жизнью и
творчеством В.П.Катаева,
прививать интерес к
литературе.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить оценивать
поступки людей.
Учить пересказывать по
плану, использовать слова
и обороты речи из текста.
Продолжать знакомить с
произведениями
В.П.Катаева.

Развитие связной
речи.
Читать вслух
правильно,
выразительно,
бегло.

Читать вслух
правильно,
выразительно
доступные
тексты.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Развитие
правильной речи,
фантазии,
воображения,
наблюдательности.

Читать про себя
с
предварительны
м заданием
легкие по
содержанию
тексты.

Читать про себя
проанализирова
нные ранее
тексты.

Выделять тему и
идею
произведения с
помощью
учителя.
Формулировать
вопросы к
тексту (с
помощью
учителя).

Отвечать на
вопросы
учителя.

Коррекция
переключения
внимания.

Пересказывать
близко к тексту
отдельные части
произведения.

Развитие связной
речи.

Делить текст на
части или
озаглавливать
данные части с

Высказывать
свое отношение
к поступкам
героев.

Коррекция
образного
мышления.

помощью.
Осознанное чтение
биографии Н.И.Рыленкова.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Знакомить с жизнью и
творчеством
Н.И.Рыленкова, показать
яркость языка поэзии,
прививать интерес к
литературе.

Выразительное чтение
стихотворения «Деревья»,
Н.И.Рыленков.

1

Урок
развития
речи.

Соблюдать нормы
литературного
произношения

Соблюдение логических пауз в
стихотворении «Весна»,
Н.И.Рыленков.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Показать богатство
русской природы.

Выразительное чтение.
Заучивание наизусть
стихотворения «Все в тающей
дымке», Н.И.Рыленков.

2

Урок
развития
речи.

Осознанное чтение
биографии Ю.И.Коваль.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.
Заучить стихотворение
наизусть.
Знакомить с жизнью и
творчеством Ю.И.Коваль,
прививать интерес к
литературе.

Выразительное чтение.
Пересказ с изменением лица
рассказчика.
Составление характеристики
клеста по плану в
произведении «Капитан
Клюквин», Ю.И.Коваль.

3

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.
Урок
формировани
яи

Учить понимать характер
и повадки животных.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Составлять план
характеристики
действующих лиц.

Характеризовать
главных
действующих
лиц с помощью
учителя, давать
оценку их
поступкам.
Выделять
незнакомые
слова в тексте,
правильно их
объяснять с
помощью.
Соотносить
читаемые
произведения с
определенным
жанром с
помощью.

Выделять в
тексте
незнакомые
слова с
помощью
учителя.

Коррекция
словеснологического
мышления.

Учить
стихотворения
наизусть (объем
текста с учетом
особенностей
учеников).
Участвовать в
уроках
внеклассного
чтения,
выполняя
доступные
задания.

Формирование
приемов
самоконтроля.

Коррекция
смысловой
памяти.

Выучить
наизусть не
менее 10
стихотворений.

Коррекция
образного
мышления.

Читать
внеклассную
литературу под
контролем
учителя.
Составлять
отзывы под
руководством
учителя.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.
Тренировка
смыслового
запоминания.

закрепления
знаний.

Дата

Раздел, тема

Количество
часов

Тип урока

Цель

Планируемые результаты
освоения к разделу
Минимальный

Коррекционная
направленность

Допустимый

IV четверть

Сознательное чтение.
Составление характеристики
собаки по плану в
произведении.
Пересказ с изменением лица
рассказчика.
Озаглавливание частей
рассказа «Картофельная
собака», Ю.И.Коваль.
Осознанное чтение
биографии Ю.Я.Яковлева.

4

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Учить проникать в
глубину содержания
произведения.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Составлять план
характеристики
действующих лиц.
Знакомить с жизнью и
творчеством
Ю.Я.Яковлева, прививать
интерес к литературе.

Выразительное чтение.
Составление характеристики
мальчика по плану.
Выделение главной мысли.
Составление рассказа о
собаках от лица Косты в
произведении «Багульник»,
Ю.Я.Яковлев.

4

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и

Учить проникать в
глубину содержания
произведения, отличать
добро и зло.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Составлять план
характеристики
действующих лиц.
Учить понимать характер

Коррекция
механической
памяти.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

умений.

и повадки животных

Внеклассное чтение.
«Произведения о дружбе
человека и животного».

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Продолжать знакомить с
произведениями о дружбе
человека и животного.

Коррекция
механической
памяти.

Конференция на тему «Мы в
ответе за тех, кого приручили».

1

Урок
развития
речи.

Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.

Коррекция
переключения
внимания.

Осознанное чтение
биографии Р.П.Погодина.

1

4

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Знакомить с жизнью и
творчеством
Р.П.Погодина, прививать
интерес к литературе.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить оценивать
поступки людей.
Учить пересказывать по
плану, использовать слова
и обороты речи из текста.
Знакомить с жизнью и
творчеством
А.Г.Алексина, прививать
интерес к литературе.

Развитие связной
речи.

Выразительное чтение
повести.
Разбор содержания по
вопросам.
Озаглавливание частей.
Краткий пересказ
произведения «Время говорит пора», Р.П.Погодин.
Осознанное чтение
биографии А.Г.Алексина.

Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Сознательное чтение рассказа.
Чтение по ролям рассказа.
Деление повести на части.
Выборочный пересказ
произведения «Двадцать
девятое февраля»,
А.Г.Алексин.
Внеклассное чтение.
«Звоните и приезжайте»,
А.Г.Алексин.

4

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Учить выразительному
чтению по ролям.
Делить текст на части,
озаглавливать части
текста, выборочно
пересказывать.

Развитие связной
речи.

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Продолжать знакомить с
произведениями
А.Г.Алексина.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического

Коррекция
образного
мышления.

Развитие речи,
фантазии,
воображения.

слуха.
Осознанное чтение
биографии К.Я.Ваншенкина.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Знакомить с жизнью и
творчеством
К.Я.Ваншенкина, показать
яркость языка поэзии,
прививать интерес к
литературе.
Соблюдать нормы
литературного
произношения.

Развитие
правильной речи,
фантазии,
воображения,
наблюдательности.
Коррекция
переключения
внимания.

Сознательное чтение.
Разбор содержания по
вопросам «Мальчишка»,
К.Я.Ваншенкин.
Выразительное чтение
Подбор образных выражений в
стихотворении «Снежки»,
К.Я.Ваншенкин.
Повторение.
Устное народное творчество.

2

Комбинирова
нный урок.

2

Комбинирова
нный урок.

Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.

Развитие связной
речи.

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Коррекция
образного
мышления.

Обобщающий урок по теме
«Произведения русской
литературы XIX века».

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Обобщающий урок по теме
«Произведения русской
литературы XX века».

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Обобщить и
систематизировать
знания, проверить
основные понятия и
произведения раздела.
Обобщить и
систематизировать знания
по произведениям
русской литературы XIX
века.
Обобщить и
систематизировать знания
по произведениям
русской литературы XX
века.

Коррекция
словеснологического
мышления.
Формирование
приемов
самоконтроля.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».