Чтение 8 класс ФГОС

VIII классы
ЧТЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются:

1.

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями);

2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории
Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и

оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на
дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ
18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Чтение и развитие речи (Литературное чтение)
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические
произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научнопопулярные рассказы и
очерки. Справочная литература: словари, книги, справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду,
друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
- литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.
- присказка, зачин, диалог, произведение.
- герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
- стихотворение, рифма, строка, строфа.

- средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
- элементы книги: переплѐт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений.
Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.
Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и
их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников
внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений
обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки
состояния и тенденций развития системы образования.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП
призвана решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав
инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки
качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы
1)дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных
образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их
применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.
Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют
обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.
При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте
перечень планируемых результатов.
Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее
значение для оценки качества образования.
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и
предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования
гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании
применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав
экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителейлогопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки
личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей
(законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных
средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных
единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная
динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции
ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только
представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным
компетенциям.
Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум. На основе требований,
сформулированных в Стандарте7, Организация разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных
особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает:
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной)
компетенции учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией;
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример представлен в таблице 1:

Таблица 1. Программа оценки личностных результатов
Критерий
Параметры оценки
Владение навыками коммуникации и принятыми сформированность
ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой взрослыми
формой поведения, его социальным рисунком), в
том числе с использованием информационных
технологий
сформированность
сверстниками

навыков

коммуникации

со

навыков

коммуникации

со

владение средствами коммуникации
адекватность применения ритуалов социального
взаимодействия

Индикаторы
способность
инициировать
и
поддерживать
коммуникацию с взрослыми
способность применять адекватные способы
поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
способность
инициировать
и
поддерживать
коммуникацию со сверстниками
способность применять адекватные способы
поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
способность использовать разнообразные средства
коммуникации согласно ситуации
способность
правильно
применить
ритуалы
социального взаимодействия согласно ситуации

3) систему бальной оценки результатов;
4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты
всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса);
5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.
6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы
некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под
руководством учителя.
Во время обучения в первом подготовительном (I1-м) и I-м классах, а также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и
стимулировать работу учеников, используя только качественнуюоценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в
освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной
деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с
определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться
на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию
знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями
оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» /
«неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их
предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные.
Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно;
выполнено по словесной инструкции; выполненос опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их
как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачѐт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и
переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые
стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:

первое ― предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения),
математики и основ социальной жизни;
второе ― направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Организация самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру проведения итоговой аттестации.
Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет».
Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития
обучающегося («было» ― «стало») или в сложных случаях сохранении его психоэмоционального статуса.
Оценка результатов деятельности общеобразовательной организации осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических
кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП с учѐтом:
результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);
условий реализации АООП ОО;
особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных организаций и педагогов, и в частности
отслеживание динамики образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) данной образовательной
организации.

Содержательный раздел.
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа
формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностнымпредметным
результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение
содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность
учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности
педагога и обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной,
коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами
профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в
опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи
с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При
этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать
те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и
позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать,
например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому
указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными
действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их
формирования на протяжении всего времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) Организация самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.

Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и
достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезнуюсоциальную деятельность; бережно
относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.

За I четверть проведено 36 уроков.
За II четверть проведено 28 уроков.
За III четверть проведено 40 уроков.
За IV четверть проведено 32 уроков.
За год проведено 136 уроков.

Дата

Раздел, тема

Количество
часов

Тип урока

Цель

Планируемые результаты
освоения к разделу
Минимальный

Коррекционная
направленность

Допустимый

I четверть

Устное народное творчество.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Продолжать знакомить с
русским фольклором,
прививать любовь к
чтению.

Читать вслух
правильно,
выразительно,
бегло.

Читать вслух
правильно,
выразительно
доступные
тексты.

Сознательное чтение сказки.
Составление характеристики
главных героев.
Составление плана пересказа
сказки «Волшебное кольцо».

3

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Читать про себя
с
предварительны
м заданием
легкие по
содержанию
тексты.

Читать про себя
проанализирова
нные ранее
тексты.

Осознанное чтение пословиц и
поговорок.

1

Комбинирова
нный урок.

Коррекция
переключения
внимания.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Пересказывать
близко к тексту
отдельные части
произведения.

Развитие связной
речи.

Сознательное чтение баллады
«Перчатка», В.А. Жуковский.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Высказывать
свое отношение
к поступкам
героев.

Коррекция
образного
мышления.

Выразительное чтение
Иллюстрирование черт

2

Урок
сообщения

Выделять тему и
идею
произведения с
помощью
учителя.
Формулировать
вопросы к
тексту (с
помощью
учителя).
Делить текст на
части или
озаглавливать
данные части с
помощью.
Характеризовать
главных

Отвечать на
вопросы
учителя.

Чтение и разбор статьи
«Баллады».

Продолжать знакомить с
русскими народными
сказками, учит различать
добро и зло.
мысль русской народной
сказки, видеть
заключенную народную
мудрость.
Расширять кругозор,
работать над развитием
речи, мышления,
прививать интерес к
истории своей Родины.
Дать первичное
представление о балладе.

Выделять в
тексте

Коррекция
словесно-

Дать первичное
представление о балладе,
соблюдать нормы
литературного
произношения.
Показать напевность,
красоту баллады.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Развитие
правильной речи,
фантазии,
воображения,
наблюдательности.

характеров героев баллады
«Нашла коса на камень».

новых
знаний.

действующих
лиц с помощью
учителя, давать
оценку их
поступкам.
Характеризовать
главных
действующих
лиц с помощью
учителя, давать
оценку их
поступкам.
Выделять
незнакомые
слова в тексте,
правильно их
объяснять с
помощью.

незнакомые
слова с
помощью
учителя.

логического
мышления.

Выделять в
тексте
незнакомые
слова с
помощью
учителя.

Коррекция
словеснологического
мышления.

Учить
стихотворения
наизусть (объем
текста с учетом
особенностей
учеников).

Формирование
приемов
самоконтроля.

Участвовать в
уроках
внеклассного
чтения,
выполняя
доступные
задания.

Коррекция
смысловой
памяти.

Чтение и разбор статьи
«Былины».

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Дать представление о
былине соблюдать нормы
литературного
произношения.

Выразительное чтение
былины.
Составление характеристики
главных героев былины
«Садко».

2

Урок
развития
речи.

Учить проникать в
глубину содержания
произведения, отличать
добро и зло.
Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.

Внеклассное чтение.
Баллада «Светлана»
В.А.Жуковский.

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Продолжать знакомить с
произведениями
В.А.Жуковского.

Соотносить
читаемые
произведения с
определенным
жанром с
помощью.

Осознанное чтение биографии
А.С.Пушкина.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Читать
внеклассную
литературу под
контролем
учителя.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.

Сознательное чтение статьи
«Публичное выступление»
М.Я.Басина.

1

Комбинирова
нный урок.

Знакомить с жизнью и
творчеством
А.С.Пушкина, показать
яркость языка поэзии,
прививать интерес к
литературе.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.

Составлять
отзывы под
руководством
учителя.

Тренировка
смыслового
запоминания.

Пересказ содержания отрывка
«Записки о Пушкине»,
И.И.Пущин.

1

Комбинирова
нный урок.

Составлять план в форме
повествовательных и
вопросительных
предложений,
пересказывать по плану.
Учить делать выводы

Коррекция
механической
памяти.

Выразительное чтение
стихотворения «Памятник»,
А.С.Пушкин.

1

Урок
развития
речи.

Соблюдать нормы
литературного
произношения.

Разбор содержания по
вопросам стихотворения.
Заучивание отрывка из
стихотворения
«Во глубине сибирских руд»,
А.С.Пушкин.
Соблюдение логических пауз в
стихотворении «Зимнее утро»,
А.С.Пушкин.

2

Комбинирова
нный урок.

Заучить стихотворение
наизусть.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Соблюдать нормы
литературного
произношения.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
механической
памяти.

Сочинение на тему
«Солнечное зимнее утро».

1

Урок
развития
речи.

Работать над развитием
письменной речи.

Коррекция
переключения
внимания.

Выразительное чтение
стихотворения «И.И.Пущину»,
А.С.Пушкин.

1

Соблюдать нормы
литературного
произношения.

Развитие связной
речи.

Осознанное чтение
стихотворения «Няне»,
А.С.Пушкин.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Соблюдать нормы
литературного
произношения.

Коррекция
образного
мышления.

Подбор образных выражений в
стихотворении «Сожженное
письмо», А.С.Пушкин.
Заучивание наизусть
стихотворения «Я вас любил»,

1

Урок
развития
речи.
Урок
развития

Расширять кругозор,
работать над развитием
речи.
Заучить стихотворение
наизусть.

Развитие связной
речи.

1

Коррекция
зрительного и

А.С.Пушкин.

Осознанное чтение сказки.

речи.

4

Составление характеристики
главных героев сказки.
Разбор содержания по
вопросам.
Заучивание наизусть отрывка
«Сказки о Попе и его
работнике Балде»,
А.С.Пушкин.
Внеклассное чтение.
Произведения А.С.Пушкина.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Осознанное чтение
биографии М.Ю. Лермонтова.

1

Выразительное
чтениестихотворения «Смерть
поэта», М.Ю.Лермонтов.

1

Комбинирова
нный урок.

Выделение главной мысли
стихотворения «Родина»,
М.Ю. Лермонтов.

1

Комбинирова
нный урок.

Соблюдение логических пауз
стихотворения.
Заучивание наизусть

2

Урок
развития
речи.

Учить проникать в
глубину содержания
произведения, отличать
добро и зло.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Составлять план
характеристики
действующих лиц.

слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Развитие
правильной речи,
фантазии,
воображения,
наблюдательности.

Продолжать знакомить с
произведениями
А.С.Пушкина.

Коррекция
переключения
внимания.

Знакомить с жизнью и
творчеством М.Ю.
Лермонтова, показать
яркость языка поэзии,
прививать интерес к
литературе.
Учить проникать в
глубину содержания
произведения.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Расширять кругозор,
работать над развитием
речи, мышления,
прививать интерес к
своей Родине.

Развитие связной
речи.

Заучить стихотворение
наизусть.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
механической
памяти.

стихотворения «Парус», М.Ю.
Лермонтов.
Разбор содержания по
вопросам стихотворения
«Сосна», М.Ю.Лермонтов.

1

Комбинирова
нный урок.

Учить проникать в
глубину содержания
произведения.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.

Дата

Раздел, тема

Количество
часов

Тип урока

Цель

Планируемые результаты
освоения к разделу
Минимальный

Коррекционная
направленность

Допустимый

II четверть

Выразительное чтение.

4

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Учить проникать в
глубину содержания
произведения.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Составлять план
характеристики
действующих лиц.

Читать вслух
правильно,
выразительно,
бегло.

Читать вслух
правильно,
выразительно
доступные
тексты.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Осознанное чтение
биографии И.А.Крылова.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Знакомить с жизнью и
творчеством
И.А.Крылова, прививать
интерес к литературе.

Читать про себя
проанализирова
нные ранее
тексты.

Развитие
правильной речи,
фантазии,
воображения,
наблюдательности.

Деление на логические части
басни «Волк на псарне»,
И.А.Крылов.

1

Комбинирова
нный урок.

Расширить представление
о басне, учить находить
скрытый смысл,
заключенный в басне.

Отвечать на
вопросы
учителя.

Коррекция
переключения
внимания.

Выделение главной мысли
басни «Осел и Соловей»,
И.А.Крылов.

1

Комбинирова
нный урок.

Учить видеть и понимать
иносказательный смысл
басни.

Читать про себя
с
предварительны
м заданием
легкие по
содержанию
тексты.
Выделять тему и
идею
произведения с
помощью
учителя.
Формулировать
вопросы к
тексту (с
помощью
учителя).

Пересказывать
близко к тексту
отдельные части
произведения.

Развитие связной
речи.

Составление характеристики
главных героев песни.
Выделение главной мысли
песни.
Сравнение поведения главных
героев «Песни про царя Ивана
Васильевича, молодого
опричника и удалого купца
Калашникова»,
М.Ю.Лермонтов.

Чтение по ролям басни
Заучивание наизусть басни
«Муха и Пчела», И.А.Крылов.

2

Урок
развития
речи.

Расширить представление
о басне, учить находить
скрытый смысл,
заключенный в басне.

Осознанное чтение
биографии Н.А.Некрасова.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Разбор содержания по
вопросам стихотворения
«Размышления у парадного
подъезда», Н.А.Некрасов.

1

Урок
развития
речи.

Знакомить с жизнью и
творчеством
Н.А.Некрасова, показать
яркость языка поэзии,
прививать интерес к
литературе.
Учить проникать в
глубину содержания
произведения.

Создание устной картины по
стихотворению «В полном
разгаре страда деревенская»,
Н.А.Некрасов.

1

Комбинирова
нный урок.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.

Составление характеристики
русской женщины в поэме.

2

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Учить проникать в
глубину содержания
произведения.
Составлять план
характеристики
действующих лиц.

Выделение главной мысли
стихотворения «Русские
женщины», Н.А.Некрасов.

1

Учить оценивать
поступки людей.

Выучить
наизусть не
менее 10
стихотворений.

Коррекция
образного
мышления.

Внеклассное чтение.
«Орина, мать солдатская»,
Н.А.Некрасов.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Продолжать знакомить с
произведениями
Н.А.Некрасова.

Читать
внеклассную
литературу под
контролем

Коррекция
абстрактнологического
мышления.

Заучивание отрывка из поэмы
«Мороз, Красный нос»,
Н.А.Некрасов.

Делить текст на
части или
озаглавливать
данные части с
помощью.
Читать вслух
правильно,
выразительно,
бегло.

Высказывать
свое отношение
к поступкам
героев.

Коррекция
образного
мышления.

Читать вслух
правильно,
выразительно
доступные
тексты.

Характеризовать
главных
действующих
лиц с помощью
учителя, давать
оценку их
поступкам.
Выделять
незнакомые
слова в тексте,
правильно их
объяснять с
помощью.
Соотносить
читаемые
произведения с
определенным
жанром с
помощью.

Выделять в
тексте
незнакомые
слова с
помощью
учителя.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
словеснологического
мышления.

Учить
стихотворения
наизусть (объем
текста с учетом
особенностей
учеников).
Участвовать в
уроках
внеклассного
чтения,
выполняя
доступные
задания.

Формирование
приемов
самоконтроля.

Коррекция
смысловой
памяти.

учителя.
Осознанное чтение
биографии И.С.Никитина.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Знакомить с жизнью и
творчеством
И.С.Никитина, показать
яркость языка поэзии,
прививать интерес к
литературе.
Заучить стихотворение
наизусть.

Заучивание наизусть
стихотворения «Русь»,
И.С.Никитин.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Деление на части
стихотворения «Утро на берегу
озера», И.С.Никитин.

1

Комбинирова
нный урок.

Показать отношение поэта
к природе, учить
бережному отношению к
ней.

Осознанное чтение
биографии И.С.Тургенева.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Знакомить с жизнью и
творчеством
И.С.Тургенева, прививать
интерес к литературе.

Сознательное чтение повести.
Составление характеристики
главного героя.
Разбор содержания по
вопросам.
Составление плана пересказа.
Подробный пересказ по плану.
Озаглавливание частей
повести.
Самостоятельное чтение
повести «Муму»,
И.С.Тургенев.

8

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Учить проникать в
глубину содержания
произведения, отличать
добро и зло.
Составлять план в форме
повествовательных и
вопросительных
предложений,
пересказывать по плану.
Учить делать выводы

Составлять
отзывы под
руководством
учителя.

Тренировка
смыслового
запоминания.

Коррекция
механической
памяти.
Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Коррекция
механической
памяти.
Коррекция
переключения
внимания.

Дата

Раздел, тема

Количество
часов

Тип урока

Цель

Планируемые результаты
освоения к разделу
Минимальный

Коррекционная
направленность

Допустимый

IIIчетверть

Осознанное чтение
биографии Л.Н.Толстого.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Знакомить с жизнью и
творчеством
Л.Н.Толстого, прививать
интерес к литературе.

Выразительное чтение
повести.
Составление характеристики
главного героя по плану.
Пересказ с изменением лица
рассказа «После бала»
Л.Н.Толстой.

3

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Осознанное чтение
биографии А.П.Чехова.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Учить проникать в
глубину содержания
произведения, отличать
добро и зло.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Составлять план
характеристики
действующих лиц.
Знакомить с жизнью и
творчеством А.П.Чехова,
прививать интерес к
литературе.

Сознательное чтение рассказа.
Чтение по ролям рассказа
«Лошадиная фамилия»,
А.П.Чехова.
Внеклассное чтение.
«Толстый и тонкий»,
А.П.Чехов.

2

Урок
развития
речи.

1

Осознанное чтение
биографии В.Г.Короленко.

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
сообщения
новых

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Коррекция
механической
памяти.

Учить выразительному
чтению по ролям,
понимать юмор
произведения.
Продолжать знакомить с
произведениями
А.П.Чехова.

Коррекция
переключения
внимания.

Знакомить с жизнью и
творчеством
В.Г.Короленко, прививать

Коррекция
образного
мышления.

Развитие связной
речи.

Сознательное чтение повести.
Разбор содержания по
вопросам.
Сравнительная характеристика
главных героев.
Выделение главной мысли.
Пересказ по плану.
Озаглавливание частей
повести.
Чтение по ролям.
Самостоятельное чтение
повести «Слепой
музыкант»,В.Г.Короленко..

8

знаний.

интерес к литературе.

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Учить проникать в
глубину содержания
произведения, отличать
добро и зло.
Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Делить текст на части,
озаглавливать части
текста, составлять план в
форме повествовательных
и вопросительных
предложений.
Знакомить с жизнью и
творчеством
А.М.Горького, прививать
интерес к литературе.

Развитие речи,
фантазии,
воображения.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Развитие
правильной речи,
фантазии,
воображения,
наблюдательности.
Коррекция
переключения
внимания.

Осознанное чтение
биографии А.М.Горького.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Выразительное чтение
рассказа.
Составление словесного
портрета Радды
Краткий пересказ рассказа
«Макар Чудра», А.М.Горький.
Осознанное чтение
биографии С.А.Есенина.

3

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Учить пересказывать по
плану, использовать слова
и обороты речи из текста.
Учить делать выводы.

Выразительное чтение
стихотворения «Спит ковыль»,
С.А.Есенин.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Показать отношение поэта
к природе, учить
бережному отношению к
ней.

1

Знакомить с жизнью и
творчеством С.А.Есенина,
показать яркость языка
поэзии, прививать интерес
к литературе.

Развитие связной
речи.

Выразительное чтение
Заучивание наизусть
стихотворения «Пороша»,
С.А.Есенин.

2

Урок
развития
речи.

Заучить стихотворение
наизусть.
Показать красоту и
музыкальность поэзии
поэта.
Расширять кругозор,
работать над развитием
речи, прививать любовь
к своей Родине.
Учить видеть красоту
русской природы.
Знакомить с жизнью и
творчеством
А.П.Платонова, прививать
интерес к литературе.

Соблюдение логических пауз в
стихотворении «Отговорила
роща золотая», С.А.Есенин.

1

Урок
развития
речи.

Осознанное чтение
биографии А.П.Платонова.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Осознанное чтение сказки.
Составление характеристики
главных героев сказки
«Разноцветные бабочки»,
А.П.Платонов.

2

Комбинирова
нный урок.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить пересказывать по
плану, использовать слова
и обороты речи из текста.

Осознанное чтение
биографии А.Н.Толстого.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Знакомить с жизнью и
творчеством
А.Н.Толстого, прививать
интерес к литературе.

Сознательное чтение и ответы
на вопросы.
Выделение главной мысли
рассказа.
Пересказ рассказа «Русский
характер», А.Н.Толстой.

3

Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить оценивать
поступки людей.
Учить пересказывать по
плану.

Осознанное чтение
биографии Н.А.Заболоцкого.

1

Комбинирова
нный урок.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
развития
речи.

Знакомить с жизнью и
творчеством
Н.А.Заболоцкого,

Развитие связной
речи.

Читать вслух
правильно,
выразительно,
бегло.

Читать вслух
правильно,
выразительно
доступные
тексты.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Развитие
правильной речи,
фантазии,
воображения,
наблюдательности.

Читать про себя
с
предварительны
м заданием
легкие по
содержанию
тексты.
Выделять тему и
идею
произведения с
помощью
учителя.

Читать про себя
проанализирова
нные ранее
тексты.

Отвечать на
вопросы
учителя.

Коррекция
переключения
внимания.

Формулировать
вопросы к
тексту (с
помощью
учителя).
Делить текст на
части или
озаглавливать
данные части с
помощью.

Пересказывать
близко к тексту
отдельные части
произведения.

Развитие связной
речи.

Высказывать
свое отношение
к поступкам
героев.

Коррекция
образного
мышления.

Характеризовать
главных
действующих

Выделять в
тексте
незнакомые

Коррекция
словеснологического

показать яркость языка
поэзии, прививать интерес
к литературе.
Выразительное чтение
стихотворения.
Внешняя и внутренняя красота
человека в стихотворении
«Некрасивая девочка»,
Н.А.Заболоцкий.
Осознанное чтение
биографии К.Г.Паустовского.

2

Урок
сообщения
новых
знаний.

Заучить стихотворение
наизусть.

1

Урок
развития
речи.

Знакомить с жизнью и
творчеством
К.Г.Паустовского,
прививать интерес к
литературе.

Сознательное чтение.
Разбор содержания по
вопросам.
Выделение главной мысли
рассказа.
Пересказ по составленному
плану рассказа «Телеграмма»,
К.Г.Паустовский.

4

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Учить проникать в
глубину содержания
произведения, отличать
добро и зло.
Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Составлять план
пересказа в форме
повествовательных и
вопросительных
предложений.

лиц с помощью
учителя, давать
оценку их
поступкам.
Выделять
незнакомые
слова в тексте,
правильно их
объяснять с
помощью.
Соотносить
читаемые
произведения с
определенным
жанром с
помощью.
Выучить
наизусть не
менее 10
стихотворений.

слова с
помощью
учителя.

мышления.

Учить
стихотворения
наизусть (объем
текста с учетом
особенностей
учеников).
Участвовать в
уроках
внеклассного
чтения,
выполняя
доступные
задания.

Формирование
приемов
самоконтроля.

Коррекция
смысловой
памяти.

Коррекция
образного
мышления.

Дата

Раздел, тема

Количество
часов

Тип урока

Цель

Планируемые результаты
освоения к разделу
Минимальный

Коррекционная
направленность

Допустимый

IV четверть

Осознанное чтение
биографии Р.И.Фраермана.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Знакомить с жизнью и
творчеством
Р.И.Фраермана, прививать
интерес к литературе.

Коррекция
механической
памяти.

Выразительное чтение.
Составление характеристики
главных героев.
Выделение главной мысли.
Чтение по ролям.
Озаглавливание частей.
Подробный пересказ рассказа
«Дикая собака Динго»,
Р.И.Фраерман.
Внеклассное чтение.
«Повесть о настоящем
человеке», Б.Н.Полевой.

6

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Учить проникать в
глубину содержания
произведения.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить выявлять
отношение к поступкам
действующих лиц.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Осознанное чтение
биографии Л.Н.Кассиля.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Знакомить с жизнью и
творчеством Л.Н.Кассиля,
прививать интерес к
литературе.

Выразительное чтение.
Разбор содержания по
вопросам.
Озаглавливание частей
рассказа «Пекины бутсы».

3

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить оценивать
поступки людей.

1

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
механической
памяти.
Коррекция
переключения
внимания.

Осознанное чтение
биографии А.Т.Твардовского.

1

Выразительное чтение.
Составление характеристики
главного героя.
Заучивание наизусть отрывка
из поэмы «Василий Теркин»,
А.Т.Твардовский.

3

Осознанное чтение
биографии В.М.Шукшина.

1

Сознательное чтение повести.
Составление характеристики
главного героя.
Разбор содержания по
вопросам.
Подробный пересказ по плану
«Гринька Малюгин»,
В.М.Шукшин.

4

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Знакомить с жизнью и
творчеством,
А.Т.Твардовского
показать яркость языка
поэзии, прививать интерес
к литературе.
Учить проникать в
глубину содержания
произведения.
Работать над развитием
выразительной, грамотной
речи.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить выявлять
отношение к поступкам
действующих лиц.
Знакомить с жизнью и
творчеством
В.М.Шукшина, прививать
интерес к литературе.

Коррекция
образного
мышления.

Выделять главную мысль
художественного
произведения.
Учить оценивать
поступки людей.
Учить пересказывать по
плану, использовать слова
и обороты речи из текста.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Развитие речи,
фантазии,
воображения.

Развитие связной
речи.

Осознанное чтение
биографии В.П.Астафьева.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Знакомить с жизнью и
творчеством
В.П.Астафьева, прививать
интерес к литературе.

Выразительное чтение
повести.

2

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Делить текст на части,
озаглавливать части
текста, выборочно
пересказывать.
Знакомить с жизнью и
творчеством
Р.П.Погодина, прививать
интерес к литературе.
Учить выразительному
чтению по ролям.
Составлять план
характеристики
действующих лиц.

Развитие связной
речи.

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Продолжать знакомить с
произведениями
В.М.Шукшина.

Коррекция
словеснологического
мышления.
Формирование
приемов
самоконтроля.

Деление повести на части
«Далекая и близкая сказка»,
В.П.Астафьев.
Осознанное чтение
биографии Р.П.Погодина.

1

Сознательное чтение рассказа.
Разбор содержания по
вопросам.
Чтение по ролям рассказа.
Составление характеристики
главного героя рассказа
«Алфред», Р.П.Погодин
Внеклассное чтение.
«Сны матери», В.М.Шукшин

4

Осознанное чтение
биографии А.А.Суркова.

1

Описание родной природы в
стихотворении
«Родина», А.А.Сурков

1

1

Знакомить с жизнью и
творчеством А.А.Суркова,
прививать интерес к
литературе.
Выделять главную мысль
художественного
произведения.

Развитие
правильной речи,
фантазии,
воображения,
наблюдательности.
Коррекция
переключения
внимания.

Коррекция
образного
мышления.

Коррекция
образного
мышления.

По
прог
рамм
ам

Ч

Ч

Т

Т

Е

Е

Чтение

7
Н

По
учебно
му
плану

Н

И

И

Е

Е

Учебник для 7
класса
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII
вида

Программа специальных
(коррекционных) образовательных
учреждений, 5-9 классы,
допущенной Министерством
образования Российской
Федерации, М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2000 год

Авторы:
136

136

З.Ф.Малышева

Портреты.

Планы пересказа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».